Что обеспечивают регулятивные ууд
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Понятие «универсальные учебные действия»
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.
Статья на тему «Сущность понятия регулятивные универсальные учебные действия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сущность понятия «регулятивные универсальные
Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к совершенствованию и саморазвитию.
В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
«Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач» (И.И.Ильясов).
Термин «универсальные учебные действия» означает в широком смысле умение учиться, «т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Важнейшее место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
При определении регулятивных универсальных учебных действий мы опирались на исследования А.Г. Асмолова, где автор подчеркивает, что «регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ( к выбору в ситуации мотивационного конфликта ) и к преодолению препятствий».
Овладение учебными действиями формирует у ребенка умение учиться. Желание и умение учиться определяют младшего школьника как субъект учебной деятельности, обладающий такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность и т.д. Формирование субъекта учебной деятельности является прямым условием воспитания личности ученика начальной школы, способной к разным видам деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия имеют особое значение для развития личности, т.к. связаны с формированием произвольной регуляции деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими.
Г.К. Селевко фиксирует, что «в деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.
При планировании – самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.
При этапе реализации целей – трудолюбие, воля, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.
На этапе анализа формируются отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответсвенность, долг».
А.В. Карпов использовал понятие «регулятивные процессы». Им выявлены следующие свойства регулятивных процессов:
Они синтетичны, т.е. комплексны, и формируются на базе синтеза других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных.
Регулятивные процессы метакогнитивны. Они – связующее звено, мост от когнитивных процессов к исполнительным действиям.
Каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает реализацию процесса целесообразования, затем его сменяет процесс прогнозирования; далее наиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции.
Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Так, недостаточное развитие этих процессов обозначается негативными свойствами личности: разбросанностью, нерешительностью, спонтанностью, отсутствием внутренней дисциплины и др.
Из этого следует, что данные выводы очередной раз подчеркивают значение регулятивных универсальных учебных действий и их связь с такими действиями как личностные и познавательные.
Исследования А.В. Захаровой показывают, что планомерное формирование действий контроля и оценки содействуют формированию рефлексии. Рефлексия, в свою очередь, является одним из основных психических механизмов, обеспечивающих функционирование мышления как саморегулирующейся системы.
Как видим, регулятивные универсальные учебные действия непосредственно связаны с познавательными и личностными действиями, оказывают влияние на их формирование и развитие.
Не считая этого, важно понимать, что период начального образования является сенситивным для формирования основ учебной деятельности учеников начальной школы. По мнению Н.П. Анисимовой, на « следующих этапах этот процесс встречает существенные трудности, связанные со спецификой возрастной мотивации». Таким образом, учебная деятельность представляет ведущий вид деятельности младших школьников, в связи с этим процесс ее формирования нужно начинать с первого класса.
Для того чтобы определить способ формирования регулятивных универсальных учебных действий необходимо раскрыть их структуру. Задержим свое внимание на характеристике данных видов действий учащихся.
«Деятельность по присвоению новой информации начинается с того, что у человека возникает потребность данную информацию присвоить… Самоопределение человека проявляется в том, что потребности и выражающие их мотивы осознаются и формулируются в виде цели (целей). Этот этап вербализации мотивов носит название целеполагания».
Целеполагание является одной из составляющих как мышление, так и других самых разнообразных форм деятельности. О.К. Тихомирова определяет такие функции целеполагания, как побудительную, регулирующую, и системообразующую, О.Н. Логвинова – ориентирующую, смыслообразующую, конструктивно-проективную, рефлексивно-оценочную.
Навык ставить цель входят в состав всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
В процессе целеполагания учитель начальных классов встречает проблему удержания цели младшими школьниками, потому что они из-за своих возрастных особенностей могут упускать учебный интерес, забывать цель, ради которой началась та или иная работа. Чтобы это не происходило, следует цель уточнить до совокупности задач, решение которых позволяет достигать цель. Большей частью задачи соотносятся со стадиями работы, поэтому следующее учебное действие – планирование.
Деятельность планирования представляет собой отбор средств решения определенных на стадии целеполагания задач, определения путей, направлений деятельности, выделение последовательности действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленных целей. Данный этап, заканчивается составлением плана деятельности. « План деятельности – предполагаемая субъектом совокупность и последовательность действий, частные цели которых подчинены мотиву деятельности».
Действие планирования на прямую связано с прогнозированием –предвидением возможных трудностей, временных затрат, уровня выполнения задачи. Реализуя действие прогнозирования, ученик должен ответить на вопросы: Что я смогу сделать сам? Какая помощь мне нужна? Сколько времени мне не потребуется? Какой уровень выполнения я выбираю?
Стадию детального планирования М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев называют алгоритмизацией и относят к этапу построения ориентировочной основы действий.
Отдельное значение в процессе решения учебной задачи придается действию контроля. « Именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом…».
Ученые установили,что, работая над формированием действия контроля, можно решить такую проблему обучения в начальной школе, как неполноценное развитие внимания. Отмечено, что «внимание выполняет контрольную функцию и его воспитание надо начинать с обучения учеников контролю. Внешний контроль, превращенный в контроль внутренний, автоматизированный, и есть внимание».
М.Е. Бершадский ставит в один ряд с действиями контроля и оценки действие рефлексии: «Всякая деятельность должна сопровождаться постоянно или пкриодически сравнением ее результатов с целями, планом, алгоритмом. Этот самоанализ, самоконтроль, являющийся одним из проявлений рефлексии, принято называть рефлексией в узком смысле. Таким образом, этот очередной этап деятельности представляет собой рефлексию, понимаемую как оценку выполненных действий по внутрисистемным (собственным) критериям». « Рефлексия – это оценка деятельности, ее результатом самим субъектом деятельности». В данной работе мы будем придерживаться позиции авторов конценции формирования универсальных учебных действий, которые рефлексию относят к познавательным и личностным универсальным учебным действиям.
Оценка выполняет ряд связанных функций: фиксации результатов выполнения учебных действий, мотивации к дальнейшей деятельности, формирования адекватной самооценки, критического мышления и т.д.
Очень важно различать два взаимосвязанных понятия: личностную самооценку и учебную. Согласно ФГОС НОО самооценка входит в личностные результаты в блок «Самоопределение» и рассматривается как «способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности, … осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки. Под учебной самооценкой понимают то, как ребенок оценивает себя в качестве ученика.
Анализируя механизм действия оценки, М.Е. Бершадский отмечает: «Какой бы ни была внутрисистемная оценка человеком своей деятельности (результат рефлексии), его всегда интересует внешняя оценка. Оценка отличается от рефлексии внешними критериями, она является мерой соответствия внутреннего мира внешнему с его требованиями, обычаями, нормами, законами. Оценка в учебной деятельности направлена, прежде всего, на выделение и осознание обучающимися того, что усвоено, и того, что предстоит усвоить, осознание качества и уровня освоения. Оценка может быть как внутренним действием – самооценка, так и внешним – взаимооценка, экспертная (внешняя) оценка».
И.И. Ильясов считает, что «действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач».
Ученые (А.В. Захарова, О.Н. Молчанова) рассматривают оценку как ведущий компонент саморегуляции. «Воздействуя на структуру самооценки и ее параметры, как показали исследования, можно управлять поведением индивида и эффективностью его деятельности».
Таким образом, действие оценки является системообразующим, так как стимулирует действие целеполагания, связано с действиями планирования, саморегуляции, коррекции.
В ходе учебной деятельности после действия оценки происходит действие коррекции. Под коррекцией понимают процесс совершенствования, улучшения результата. «В случае несовпадения оценки с самооценкой начинается (по крайней мере, теоретически) коррекция – не обязательно исправление ошибок, скорее – совершенствование, улучшение результата. Обычно коррекция состоит в возвращении к какому-либо из предыдущих этапов» (М.Е. Бершадский). Из этого вытекает, суть действия коррекции будет зависеть от того, на какой стадии деятельности сформировалась ошибка: на этапе постановки цели, планирования или исполнения плана. Коррекция включает в себя такие операции, как исправление ошибок, объяснение причин ошибок, подбор и выполнение подобных заданий.
Эффективность перечисленных выше регулятивных универсальных учебных действий будет зависеть от уровня саморегуляции ученика. Саморегуляция связана со всеми названными действиями. Изучению действий саморегуляции посвящены работы А.А. Асмолова, А.В. Брушлинского, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, О.А. Конопкина, В.И.Моросановой, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, О.Е. Смирнова, Б.А. Сосновского. В психологии можно выделить широкое и узкое понятия саморегуляции. По мнению В.И. Моросановой, в широком смысле слова саморегуляция – это процесс, «системно организованный по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей». В данном понятии саморегуляция включает в себя весь спектр регулятивных действий от принятия цели до оценки. В узком смысле под саморегуляцией понимаются действия регулирования собственной деятельности, которые проявляются в ситуации выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей и задач, условий, особенностей личности. «Саморегуляция – произвольная регуляция познавательной деятельности (внутренняя волевая регуляция)». Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия включаются в структуру учебной деятельности. Учебная деятельность существует и решает задачи развития умения учиться младшего школьника, только если последовательно разворачиваются все ее компоненты:целеполагание, планирование, действия по решению учебной задачи, контроль, оценка, коррекция, рефлексия. Согласно теории деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) «действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется». Способы осуществления действия А.Н.Леонтьев назвал операциями.
Ю.А. Егорова, Е.М. Коцовская, О.Н. Логвинова и др. рассматривают процесс формирования учебных действий как путь овладения некоторыми специальными умениями. Так, например, Е.М. Коцовская выделяет ряд умений, при помощи которых формируется действие целеполагания: «1) выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем; 2) распределение данных целей в соответствии с учебными категориями; 3) формулирование учениками собственных целей на основе известных ранее, списка глаголов, основных понятий, изучающихся в данной теме; 4) формулирование собственных целей, соответствующих определенному уровню освоения; 5) формулирование учащимися конкретизированных учебных целей по данной теме; 6) формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности; 7) самостоятельное формулирование целей изучения определенной темы». О.Н.Логвинова считает, что «способность целеполагания складывается из ряда умений: отбор целей; принятие и понимание целей; осознание и самостоятельная постановка целей; обоснованность выбора конкретной цели; определение достижимости цели; уточнение целей; определение ресурсов для достижения цели; реализация целей». Поэтому нами была предпринята попытка выделить операции, входящие в состав регулятивных универсальных учебных действий. Мы придерживаемся точки зрения И.А. Зимней, считающей, что основой технологизации обучения является переход с уровня действия на уровень операции. Отработка каждой отдельной операции (умения) будет работать на формирование и освоение действия в целом. Таким образом, выделение структуры каждого действия позволит сделать процесс его формирования технологичным и последовательным.
Важно заметить, что процесс формирования универсальных учебных действий носит системный характер, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что прямо вытекает их активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.
Итак, мы определили содержание действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, оценки, коррекции и саморегуляции. Мы попытались доказать, что указанные регулятивные универсальные учебные действия имеют системообразующее значение в процессе формирования учебной деятельности школьников, так как включаются в ее структуру и связаны с познавательными, личностными и коммуникативными универсальными учебными действиями. Для того чтобы сделать процесс формирования учебных действий технологичным, нами предпринята попытка выделить отдельные операции в их составе. Далее остановимся на особенностях формирования регулятивных действий младших школьников в процессе обучения, что позволит обосновать выбор педагогических средств и условий.
Статья » Регулятивные универсальные учебные действия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Регулятивные универсальные учебные действия.
Учителя ГБОУ СОШ №127
Лысенко Наталья Николаевна
Федорова Светлана Владимировна
Регулятивные универсальные учебные действия.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти задачи возникли не на пустом месте. Перемены, которые произошли не только в нашей стране, но и во всем мире, не смогли не отразиться на системе образования. А именно:
— скорость обновления системы научных знаний,
— возрастание информационного объема,
— усложнение содержания учебного материала школьного образования.
И если без должного внимания относиться к задаче формирования учебной деятельности, то это приводит к несформированности у учащихся умения учиться. Поэтому поменялись и цели в процессе образования: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Выходя, за пределы школы учащийся должен быть обучаемым, способным самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
— ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного поиска и усвоения информации.
Виды универсальных учебных действий:
2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
Остановимся более подробно на регулятивных УУД.
Что бы быть успешным в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития ситуации. Мы учим ребят решать различные задачи, но не всегда эти задачи помогают в решении жизненных проблем.
Например, многие родители нанимают репетиторов, тратят время и средства для улучшения успеваемости своих детей. Но если бы ребята сами умели организовывать свою учебную деятельность, то смогли бы самостоятельно справиться со своими проблемами.
Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справлялись со своими задачами у них должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Сегодня всю нужную информацию можно найти в интернете и наша задача научить учащихся правильно использовать найденную информацию. Умение учиться является необходимым условием для адаптации в обществе, в профессии.
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели и корректировать его в процессе работы по мере необходимости, предполагать каких результатов они, достигнут и оценивать достигнутые результаты. Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно- функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Учащиеся должны цель урока осознать и принять, то есть видеть актуальность цели для конкретной личности. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.
Доцент, кандидат педагогических наук З. А. Кокарева выделили основные приемы организации принятия цели:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Условия формирования и развития регулятивных действий
1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать в своей работе планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности.
3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
6. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий,
— взаимные задания групп,
— обсуждение участниками способов своего действия.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
— поиск информации в предложенных источниках;
— КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Степень помощи учителя на уроках зависит от условий, при которых оказывается помощь и содержание помощи так же различно.
3. Действие выполняется ошибочно- Вопрос «Разве так?»
4. Действие выполняется ошибочно повторно- Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия
5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
— п ринятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
— план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
— контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
— оценка ( констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче);
— мера разделенности действия ( совместное или разделенное);
— темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, иницирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков. И в этой деятельности учащийся меняется и эти изменения осознаёт.
Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.
Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.
Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
Одним из успешных путей формирования самостоятельного построения учебно-познавательной деятельности, являются игровые элементы. Элементы творчества на уроках математики помогут учащимся самим усвоить программный материал, научат адекватно, оценивать выполненную им работу.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Мы считаем, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.
Математика 6 класс
Содержание учебной деятельности
Рассудительная Яна играет в математическое лото. Она умножает дробные числа, затем сопоставляет их с правильным ответом на карточке, нажимают на нее, она переворачивается и появляется фрагмент рисунка.
Найди значения выражения и восстанови рисунок, который получился у Яны.
Рис.1. Слайд игры «Математическое лото».
Составление плана и последовательности действий; способность к волевому усилию в преодолении препятствий.
Ученик искал лишнее слово? Найди «лишнее» слово и объясни свой выбор.
Ответ: «Лишнее» слово – уменьшаемое.
Рис.2. Слайд найди «лишнее» слово.
Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)
Ученикам предстоит узнать, произведения какого литературного жанра они будут использовать в заданиях. Числами зашифрован этот жанр. Используя таблицу умножения, найдите эти буквы и прочитайте полученные слова.
Ответ: Сказки Пушкина
Рис.3. Слайд «Таблица умножения».
Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.
Чтобы узнать название следующей сказки, ученики открыли три сейфа, решив три уравнения без ошибок. Открыв все сейфы, вы прочтете название сказки.
Ответ: Сказка о царе Салтане.
Рис.4. Слайд «Решение уравнений».
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.
Правильно прочти высказывание, записанное без пробелов:
Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера. Редактирование текста.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.
В результате изучения всех без исключения предметов в процессе получения общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.