Что обличает гоголь в комедии ревизор
Что высмеивает Гоголь в комедии «Ревизор»: объяснение с цитатами
Содержание:
Гоголь в большинстве своих произведений высмеивает пороки, недостатки власти, народа, чиновников, людей в целом. При чтении комедии «Ревизор» не получится не смеяться. Именно смех является единственным положительным персонажем. Остальные герои полны отрицательных черт характера. Такая характеристика действующих лиц максимально приблизила пьесу к реальной ситуации в России в девятнадцатом веке.
«Ревизор» известен во всем мире. Изначально композиция не была воспринята обществом. Представители царского двора забраковали произведение за смех над государственными чинами. Именно государь назначал руководителей города, которые отвечали за обустройство, обеспечение, заботу о населении.
Держава выделяла средства, работы должны были проводиться за счет полученных платежей в качестве налогов, из казны. Практически всегда деньги забирал городничий, другие высокопоставленные лица. К этой проблеме старается привлечь внимание писатель, высмеивая управленцев.
Над чем смеется Гоголь в комедии «Ревизор»
В произведении присутствует множество сцен, над которыми можно посмеяться от души. Если перечислять, что высмеивает Гоголь в комедии «Ревизор» кратко, следует выделить три основных момента:
Над кем смеетесь, над собой смеетесь – «Ревизор», цитаты
Приведем примеры цитат, которые до сегодняшнего дня используются в народе. Они характеризуют персонажей, общее положение вещей:
какие пороки Гоголь обличает в комедии «ревизор»??
Но этот безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России. Черты, характеризующие городских чиновников, типичны и для представителей других сословий. Всех их отличают нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень. Ведь в комедии нет ни одного честного героя ни из одного сословия. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий. Притесняемые городничим купцы, ненавидя его, пытаются задобрить его подарками, а при первом же удобном случае пишут на него жалобу Хлестакову, которого все принимают за важного петербургского сановника. Провинциальные помещики Бобчинский и Добчинский — бездельники и сплетники, ничтожные и пошлые люди. На первый взгляд, вызывает сочувствие безвинно высеченная унтер-офицерша. Но то, что она желает получить лишь денежную компенсацию за понесенное оскорбление, делает ее смешной и жалкой.
В таких обиженных бесправных людях, как слесарша и крепостной слуга Осип, трактирный половой, полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы заметнее оттенить последствия неблаговидных поступков правящих чиновников, показать, как страдает от их произвола низшее сословие. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взята Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевской почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружения.
В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события. Присмотримся к ним повнимательнее.
Не менее колоритен попечитель богоугодных заведений Земляника. Он не только обкрадывает своих несчастных подопечных, но и суть медицинского обслуживания понимает весьма своеобразно: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Характерно, что лекарем в уезде является немец Гибнер, который абсолютно не понимает русского языка, поэтому просто не в состоянии лечить людей.
Таким образом, автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено. «. Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости.
Произведение Н. В. Гоголя, на мой взгляд, не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных безделием и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего.
Пороки чиновничества
Николай Васильевич Гоголь с ярко выраженной сатирой обличает пороки чиновничества «Ревизор». При описании образов высокопоставленных людей писатель обращает внимание на лицемерие, взяточничество, казнокрадство и мошенничество, царящие в уездном городе.
Лицемерие
Каждый чиновник ведет себя как настоящий лицемер. С простым народом герои общаются презрительно, даже к помещикам у них пренебрежительное отношение.
Земляника совершенно незаинтересован в том, как живут люди. По его мнению, если человеку суждено выздороветь, он выздоровеет, а если суждено умереть – он умрет.
Шпекин читает чужие письма, совершенно не задумываясь о том, что в них содержится личная информация.
Чиновники считают, что им все дозволено, однако перед людьми, стоящими выше, они лебезят и стараются всячески им угодить. Приезд Хлестакова, которого посчитали за ревизора, раскрывает этот порок с огромной силой. Чиновники стараются сделать так, что герой, от которого зависит их дальнейшее положение, не заметил всех недочетов их службы. Для этого они угождают ему и дают взятки.
Взяточничество
Н. В. Гоголь посвящает проблеме взяточничества большое внимание. Наибольший пик проявления этого порока наблюдается в сцене посещения Хлестакова. Чиновники привыкли за все свои проступки платить деньгами. Как они считают, легче дать взятку, чем вести свои служебные дела по-честному.
Однако взятки персонажи дают не только ревизору. Для чиновничьего мира этот процесс является чуть ли не каждодневным. Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками, городничий считает, что «послужить» таким образом человеку – дело обязательное. Сквозник-Дмухановский позволяет себе приходить к купцам и брать у них различные подношения, что также можно отнести к взяточничеству. Для персонажей это явление обычно, они считают, что чиновники в каждом городе поступают именно так. Герои «Ревизора» настолько часто берут и дают взятки, что научились наилучшими способами их отдавать значительным лицам.
Казнокрадство и мошенничество
Чиновники не только берут взятки, но и позволяют себе брать денежные средства, предоставленные государством на блага народа. Пороки чиновников в комедии «Ревизор» раскрываются самими поступками героев. В ходе повествования узнается, что куда-то бесследно пропали материальные средства, выделенные на строительство церкви. Городничий просил всех говорить о том, что эта церковь сгорела, хотя она и не начинала строиться. То, как легко и просто об этом говорит Сквозник-Дмухановский, демонстрирует регулярность таких поборов. Если городничий привык к мошенничеству, то его подчиненные, желая получить повышение, делают это еще больше. Чиновники привыкли брать все самое лучшее, пользуясь своим положением в городе. В больницах нет денег на лекарства, в тюрьмах не кормят людей. Очевидно, что все средства, которые должны были пойти на нужды населения, оказываются в карманах властителей.
Регулярность проявления порочных действий
Н. В. Гоголь, рисуя мир чиновников, который погряз в различных пороках и грехах, говорит о том, что поступки героев, олицетворяющие современную ему эпоху, всегда отличаются ничтожеством и пустотой. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлопов, Шпекин и все их подчиненные показывают свою порочность не только тогда, когда в их городе появляется ревизор. Низкими поступками характеризуется вся их служба и вся их жизнь.
Какие общественные и нравственные пороки обличает Гоголь в комедии «Ревизор»?
Сочинение: Пороки в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)
(499 слов) В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь изобличает пороки уездного города N. По словам писателя, в этом произведении нет ни одного положительного персонажа, кроме смеха. Люди, занимающие высокие должности, не выполняют своих обязанностей, берут взятки и злоупотребляют положением. Их волнуют только деньги и выгода, повышение по службе и собственный комфорт.
Например, Ляпкин-Тяпкин – судья, в чьих руках находится весь законодательный процесс и судьбы сотен людей. В этой профессии не должно быть места алчности и жадности, однако в городе N всё по-иному. Судья сажает невиновных и берет взятки, но не считает это плохим поступком, ведь ему дают не деньги, а борзых щенков: «Это совсем другое дело». Это показывает не только его любовь к средствам, но и глупость, так как он искренне верит, что это разные вещи. Аммос Федорович за всю жизнь прочитал не более шести книг, однако именно от него зависит жизнь какого-то человека. В суде царит полнейший хаос. В помещении свободно гуляют гуси, а заседатель постоянно пьян. Всё это демонстрирует полное отсутствие ответственности, несерьезность и желание обогатиться даже за счет чьих-то судеб.
Почтмейстер Шпекин вообще не думает о том, что нарушает закон и тайну личной переписки человека. Этот персонаж любит открывать чужие письма и узнавать новости и интересные истории. Герой совершенно не стыдится данного факта, объясняя это тем, что так на службе веселее, а время проходит быстрее. Желание Шпекина развлечься негативно сказывается на работе всей почтовой системы, персонаж абсолютно не хочет следить за порядком и исправностью: «Все дела в большом запущении, посылки задерживаются».
В больнице же, где дело касается важных вещей, таких как здоровье и жизнь людей, тоже царит беспорядок. Попечитель богоугодных заведений Земляника не заботится о пациентах, которые у него «выздоравливают как мухи». Их халаты грязные, и за ними никто не ухаживает. Это понятно, так как герой волнуется лишь за то, как бы побыстрее подняться по карьерной лестнице, поэтому больные стоят у него далеко не на первом месте:
«Человек простой: если умрет, то и так умрет».
Городничий этого места «глуп, как сивый мерин», но занимает хорошую должность. Он трусливый и жадный человек, который думает, что может чинить беспредел в силу своего высокого положения. Управляющий городом N часто заходит в лавку к любому купцу и берет абсолютно всё, что видит. И «ему всего этого мало – ей‑ей». Он не стесняется оскорблять людей, поднимать на них руку. Герой не является совестливым человеком, хотя из-за него опустошена практически вся «казна» города, но он и здесь найдет оправдание. Городничий знает, что чиновников есть за что наказать, поэтому очень боится ревизора. Именно из-за страха он видит в Хлестакове высокопоставленное лицо, хотя тот был чиновником самого низкого класса. И ради сохранения своей должности городничий пытается откупиться, дает взятки, лебезит перед «ревизором» и готов осуществить любое его желание: «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие». Всё это показывает такие пороки Городничего, как чинопочитание, стремление к власти любой ценой и злоупотребление положением.
Таким образом, в «Ревизоре» царят ужасные нравы чиновников и высокопоставленных лиц. Они ни о чем не заботятся, плохо выполняют свою работу, стараясь получить из нее только собственную выгоду. Автор описал такие пороки, как жадность, алчность, лицемерие, ложь и чинопочитание.
Автор: Александра Ватаг
Сочинение 2 вариант
В пьесе Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» в форме сатиры обличаются недостатки мира чиновников. Описывая их, писатель акцентирует внимание на лицемерии, коррупции, разграблении казны и мошенничестве, которые царят в небольшом глубинном городке.
Разберем первый порок – лицемерие. Чиновники лицемерят даже с помещиками, не говоря уже о простых крестьянах. Землянику совсем не интересует жизнь простых людей. Он считает, что коли судьба у человека выздороветь, то он выздоровеет, а если умереть, то умрет. Щепкин, нарушая права людей, подло читает их письма. Чиновники думают, что им можно абсолютно все, но, тем не менее, перед вышестоящим начальством угодничают и подхалимничают. Именно появление Хлестакова в городе в полной мере открывает этот порок. Всеми возможными способами чиновники пытаются скрыть погрешности в своей работе. Даже не брезгуют дачей взятки.
Второй порок мира чиновников – коррупция. Этой проблеме в произведении автор отвел особое место. Все, кто посещал Хлестакова, старались дать ему взятку. Они считали, что за свои грехи можно вполне заплатить деньгами. Для них это было намного проще, чем добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Чиновники привыкли каждый день решать свои проблемы через систему взяток. Ляпкин-Тяпкин, например, установил таксу борзыми щенками. Сквозник-Дмухановский также принимает всяческие подношения от купцов. Они уверенны, что во всех городах чиновники живут также. Персонажи «Ревизора» приловчились давать взятки самыми разнообразными способами и самым разным должностным лицам.
Следующий порок – расхищение казны и мошенничество. Помимо взяток, чиновники смеют пользоваться деньгами, которые выделяются на благоустройство жизни народа. В процессе эпопеи с приездом ревизора становится известно о пропаже средств, для постройки церкви. Градоначальник подговорил всех сказать, что он разрушена вследствие пожара, в то время, как церковь даже не начинали строить. Сквозник-Дмухановский довольно спокойно отзывается о сложившейся ситуации, что говорит о привычном деле. Известно, что рыба гниет с головы, поэтому подчиненные, подобно городничему не брезгуют мошенничеством. В их распоряжении находится все самое лучшее, в то время, как больницы не могут приобрести лекарства, а в тюрьмах голодают люди. Все потому, что средства, выделенные для нужд населения, разворованы властителями.
Можно с уверенностью сказать, что все эти люди не только на службе плохи, но и в жизни.
Сочинение по литературе на тему: Портретная характеристика чиновников в комедии “Ревизор”
Другие сочинения:
Портретная характеристика чиновников в комедии “Ревизор”
Произведения Гоголя охватывают 40-е годы XIX века — время чиновничьего произвола, время жестокой эксплуатации бесправного и угнетенного народа. Он, первый в русской литературе, решился открыто высмеять бюрократов и чиновников. Его перу принадлежит несколько произведений, в которых взяточничество и подхалимство стало центральной темой, — поэма «Мертвые души», повести «Нос» и «Шинель», комедия «Ревизор», о которой и пойдет речь в этой статье.
Вариант 2
Произведение Мертвые души практически полностью состоит из описания пороков. Конечно, если говорить таким образом, то объективно вычеркиваются другие аспекты этой книги.
Нужно сделать такую ремарку, чтобы понимание этой поэмы не выглядело однобоким. Просто, когда мы рассматриваем Мертвые души с точки зрения пороков, то действительно находим их практически везде. Буквально в каждом герое и ситуации, и даже название прямо говорит о пороках.
Логика этого названия и механика описываемого процесса вполне проста. Ведь душа становится мертвой без Бога, а безбожником становится тот человек, который поддаётся порокам. Собственно, согласно православной традиции, именно в этом и заключается работа дьявола, а также его прислужников – бесов, которые стращают всячески человека и уводят его от божьего образа, переводят в Царство пороков.
Именно этим и царством и представляется во многом Россия, которую рисует перед нами Гоголь. Тут есть и вполне понятные пороки коррупции чиновников и не всегда полностью понятные картины, наподобие помещицы Коробочки, которые явно отсылают читателя к инфернальным сферам и образам Бабы-яги и подобным.
Самой распространённой является трактовка поэмы с точки зрения пороков, как сравнение каждого помещика с тем или иным смертным грехом и в этом действительно есть смысл. Мы начинаем от Манилова, который представляет собой инфантильность, также видим по этой дороге Ноздрёва, олицетворяющего собой обман и тщеславие, переходим к надменному Собакевичу, видим глупую Коробочку и жадного Плюшкина. Если разбирать их образы более подробно, то каждый из них связан с определенным смертным грехом, а также с тем спектром дополнительных пороков, которые грех даёт в человеческой личности.
Гоголя великолепно знал православную этику и православную теорию и там подробно описывается разнообразия греховных страстей и пороков. Чичиков тоже представляет собой целый спектр разнообразных греховных помыслов. Да и вся жизнь его в каком-то смысле является умерщвлением души, только в довольно изощрённый форме. Именно поэтому его и сравнивают с какими-то великими силами зла, какими они представлялись для того времени: Наполеон, дьявол и подобное. В тоже самое время и сам народ подвержен порокам, никакой святости в этом русском народе автор не видит, но наоборот только глупость, заблуждения и подобное. Это Царство мертвых душ, то есть такое царство, которое уже полностью продало себя греховным страстям, страна, которая фактически уже пребывает в аду.
Другие сочинения: ← Анализ повести Шинель↑ ГогольГоворящие фамилии в Ревизоре →
«Ревизор»
Главный персонаж комедии — «лет двадцати трех», «тоненький, худенький», «недурной наружности» молодой человек. Хлестаков одет не в служебную форму — «в партикулярном платье», из сукна «важного, аглицкого». По чину он всего-навсего коллежский регистратор, но «по костюму» и по «петербургской физиономии» его и приняли «за генерал-губернатора». «Было бы» «что-нибудь путное», презирает его слуга Осип, «а то ведь елистратишка простой». Наивный и пустой баловень-дворянчик, прожигающий деньги своего отца. По выражению слуги, «батюшка присылает денежки», а Хлестаков «делом не занимается», — «в картишки играет» да гуляет «по пришпекту».
В образах чиновников в комедии «Ревизор» автор показал повальное взяточничество и казнокрадство, презрение к простому народу и злоупотребление властью. Взяточник, игрок и крепостник — Хлестаков не имеет понятия, что такое добро и зло, и может совершить любую подлость. Слуга голодает, а ему все равно. Хлестаков легко переходит от высокомерия к унижению, от бахвальства к трусости. Он безудержно врет, а все видят в этом исполнение своих желаний и их совершенно не смущает, когда, завравшись, Хлестаков хватит лишнего. Всеми поступками героя руководит тщеславие, для него самое главное — пустить пыль в глаза.
Хлестаков — пустышка «без царя в голове», у которого в мыслях «необыкновенная легкость». Он олицетворение пустоты, тупости и фанфаронства, похожий на пустой сосуд, который чем угодно можно наполнить. Возможно, поэтому чиновники города NN и приняли его за важную персону. По их представлениям, именно так и должен себя вести взяточник-чиновник. В комедии «Ревизор» образ главного героя не только один из самых ярких, но и совершенно новый в литературе. Его фамилия стала нарицательной. Безудержное хвастовство и ложь так и называют — «хлестаковщина».
Вариант №2
Стоит отметить, что комедию «Ревизор» в литературном обществе приняли далеко не сразу. При царском дворе и вовсе восприняли произведение как «неблагонадежное» и вредное, поскольку в нем автор критикует государственную систему страны. И все-таки благодаря В.Жуковскому пьеса была допущена к постановке на театральной сцене.
Почему же «Ревизор» встретил такое неприятие?
В произведении изображен необычный для того периода российский провинциальный город. Также нетипичны были законы и порядки, которые устанавливались представителями местной власти.
Призвание чиновников в идеале сводится к тому, чтобы всеми силами развивать и улучшать город, облегчать жизнь простых граждан. На практике же выходит так, что чиновники обустраивают только собственную жизнь, заботясь о своих личных интересах. В этом деле они преуспевают как нельзя лучше, абсолютно забывая о своих обязанностях и призвании.
Во главе городского управления находится городничий А.А. Сквозник-Дмухановский. Он наделил себя поистине безграничными правами, которые позволяли ему делать все, что заблагорассудится: заниматься взяточничеством, казнокрадством и самодурством.
Бесправие и бесчинство в городе цветет пышным цветом. Именно поэтому городничий так страшно боится приезда ревизора.
Примечательно, что городничий добился своего положение собственными силами и честным путем получил такую высокую должность. Этот факт говорит о том, что глава города является, по сути, «плодом» прогнившей коррупционной системы, которая крепко утвердилась в нашей стране и на которой построено практически все.
Поведение и поступки других чиновников также вписываются в сложившуюся схему. Таким образом, в произведении представлена яркая и всеобъемлющая картина чиновничества, которое напрочь игнорирует свои обязанности и не несет при этом никакой ответственности за отказ от служения Родине и царю.
Однако изображением «социальных пороков» автор отнюдь не ограничивается. Они представляют собой лишь часть образа. Каждому герою свойственны индивидуальные характеристики, через которые проявляются человеческие пороки в целом. Именно их автор и высмеивает.
Центральные персонажи произведения
В комедии «Ревизор» характеристики чиновников показывают, что служителей из городка NN трудно назвать честными людьми, работающими во славу своей родины, что, собственно, и должно быть целью государственных служащих. Смотритель училищ запуган до такой степени, что «шарахается» только от имени вышестоящего начальника. Лука Лукич признается, что «заговори» с ним кто-нибудь «чином повыше», то у него сразу и «души нет», и «язык завязнул». Хлопов и предпочтение отдает учителям под стать себе — пусть тупой, зато не допускающий вольных мыслей. Качество образования и учебного процесса его не волнует — лишь бы внешне все было благопристойно.
Судья Ляпкин-Тяпкин производит все судебные и юридические процедуры в городе. Прекрасно передает образ чиновников в комедии «Ревизор» и «говорящая» фамилия Ляпкин-Тяпкин, и вполне соответствует его отношению к службе — там все настолько запутано, пропитано клеветой и доносами, что в судебные дела и заглядывать не стоит. Место и положение обеспечивают Аммосу Федоровичу власть в городе. Он может не только свободно держаться с городничим, но и оспаривать его мнение. Тем более он самый умный в городе — прочитал за всю жизнь несколько книг. Его любимое занятие — охота, ей он уделяет не только все свое время, берет открыто взятки, но и ставит себя в пример: «Я беру взятки. Но чем? Щенками. Это же совсем другое дело». Многолетние взятки и волокита — таков суд в городе NN.
Что обличает Гоголь в комедии «Ревизор»? (Школьные сочинения)
Что обличает Н.В.Гоголь в комедии «Ревизор»?
Что обличает Н.В Гоголь в комедии «Ревизор»? Ответом на этот вопрос можно считать чуть ли не всю комедию, ведь практически в каждом действии, в каждой реплике какого-либо персонажа мы видим либо жалкое и аморальное, либо противозаконное и противоправное, словом недостойное порядочного и мудрого человека за коих стремятся себя выдать главные герои. Однако обо всем по порядку.
Итак, халатность чиновников – первое, что обличает Гоголь. Попробую это доказать. В первом же действии произведения мы видим чиновников, напуганных и раздосадованных скорым приездом ревизора, и страхи их не беспочвенны. В каждом ведомстве есть свои грешки. Сразу же мы понимаем, что городничий прекрасно знает обо всем, что происходит в городе, однако исправлять это у него нет никакого желания. Поведение его не просто безразличие, а самая настоящая халатность, которая не может быть одним из качеств высокопоставленного чиновника.
В том же действии мы наблюдаем множество замечаний, выказанных городничем своим подчиненным, обличающих отсутствие всякого чувства общественного и морального долга.
Неадекватность так же находит свое место в этой комедии. Как не странно, им становится учебное заведение. Неадекватность здесь проявляется в чрезмерной эмоциональности учителей, которая отпугивает не только проверяющих чиновников, но и учеников.
Как видно, следует обобщить список пороков обличенных Н.В.Гоголем: взятничество, халатность, несправедливость, алкоголизм, неадекватность, любопытство, тщеславие, глупость, трусость, безрассудство, ущемление прав. Так что же обличил писатель? Он обличил «все дурное в России», все недостатки в управлении и в жизни уездных городов, которые, к сожалению, существуют и по сей день.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.