Что обозначает аббревиатура сми

Что такое СМИ — полная расшифровка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. СМИ могут ассоциироваться с телевизором – кинескопным старичком или новым, плазменным. Кому-то придет на ум газета с телепрограммой или объявление у подъезда.

Это короткое, но звучное выражение давно вошло в обиход, но знания о его истинном смысле отрывочны и разрозненны. Пришло время восполнять пробелы!

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

СМИ — что это такое и их отличительные особенности

В 70-х годах прошлого века в нашей стране распространилось выражение «средства массовой информации» – как перевод французского «moyens d’information de masse». Для удобства его сократили по первым буквам всех слов. Так родилась знаменитая аббревиатура СМИ.

Законодательство говорит о том, что СМИ можно считать как информационный источник, выходящий не реже 1 раза за год, тиражом не меньше 1000 экземпляров.

Иначе говоря, если пенсионерка баба Маша начнет выпускать газету «Вести 5-го подъезда», распространяемую среди 15 жильцов своего дома, это издание не будет являться СМИ. Как, впрочем, и стенгазета – формат, популярный в учебных заведениях и на предприятиях. Тираж здесь ограничен единичным экземпляром, да и количество читателей невелико.

В современном понимании средства массовой информации – это социальные институты, с определенной периодичностью собирающие, обрабатывающие информацию и распространяющие ее на многотысячную аудиторию. Основные характеристики СМИ – массовость и периодичность.

Исходя из своей специфики, СМИ должны регулярно обновлять материалы. По поводу того, как часто нужно это делать, жестких правил пока нет, но оперативное поступление новой информации приветствуется и делает инфоресурс популярным.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Если печатное издание по тиражу и периодичности выхода достойно гордого наименования «СМИ», оно обязательно регистрируется в Роскомнадзоре.

Многострадальная аббревиатура

Первые средства массовой информации возникли задолго до того, как в обиход вошла знаменитая аббревиатура (что это?). При Юлии Цезаре издавался ежедневный бюллетень «События дня» (Acta diurna).

Некое подобие газет появилось вскоре после изобретения книгопечатанья, а глашатай, озвучивавший на площади королевский указ, представляется прототипом информационного новостного агентства.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Предшественником понятия «СМИ» было выражение «средства массовой коммуникации» (СМК), введенное в 60-х годах ХХ века как перевод английского «media of mass communication».

Кстати, именно в таком понимании, в контексте сотрудничества со своей аудиторией, рассматривались в то время инфоресурсы в Европе. Потому французы и отказались от употребления выражения «СМИ», сочтя его отражающим авторитарное воздействие печатных изданий, радио и телевидения – никакого диалога!

В современном понимании СМИ и СМК – это разные понятия. Последнее значительно шире, оно включает все регулярные зрелищные представления (кино, театр, цирк), технические средства коммуникации (телефон, телеграф и т. д).

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Европейцы отказались, а мы взяли на вооружение. С легкой руки отдела пропаганды ЦК КПСС началось внедрение термина, принятого на родине за анахронизм (это как?). В таком виде он употребляется по сей день – «средства массовой информации», или просто СМИ.

Виды средств массовой информации

Все средства массовой информации в зависимости от способа подачи сведений делят на несколько групп.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Радио можно слушать в любом месте, без привязки к телевизору или интернету (те, кто ежедневно проводит время в многочасовых пробках, поймут, да и на работе телевизор не посмотришь, а вот радио не возбраняется).

Еще СМИ делят по масштабу распространения (от общенациональных до тех, что рассчитаны на малочисленные аудитории). Есть издания научно-популярные, посвященные искусству, хобби («Охота», «Русское искусство»).

Для чего они нужны: функции СМИ

Трудно представить себе какую-либо сферу жизни без информационной составляющей, поэтому функции СМИ весьма разноплановые.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

СМИ и журналистика – это одно и то же?

Распространено мнение, что журналистика и СМИ − это близкие понятия, практически синонимы. На самом деле они неразрывно связаны друг с другом, но у каждого свой смысл.

Журналистика – это прикладная профессия, ее суть состоит в производстве информационного продукта (проще говоря, журналистского текста), отвечающего всем необходимым требованиям. Задача журналиста − найти новость, изложить ее в нужном виде: вот, собственно, все.

А функция СМИ – встроить этот материал в более широкий информационной контекст и в таком виде передать широкой аудитории.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

СМИ обеспечивают производство, достойную «упаковку» и распространение медиатекстов. Журналистика в привязке к СМИ − это их наполнение, содержательная часть.

СМИ — это четвертая власть

Термин «четвертая власть» подразумевает, что четвертая она после законодательной, исполнительной и судебной. В отношении СМИ эта формулировка не потеряла актуальности, поскольку быть в курсе событий теперь не прихоть, а необходимость.

Не так давно телевидение и печатные издания были «окном в мир». Все, что там размещалось, воспринималось как истина в первой инстанции – вот она, власть над умами и душами! Казалось бы, с появлением возможности всесторонне изучать информацию такое влияние должно сойти на нет, но этого не происходит.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Термин «четвертая власть» – это образное выражение, отражающее весомое влияние СМИ на общество. Однако, они не относятся к числу реальных властных структур и не обладают законным правом насильно принуждать к чему-либо.

Что такое информационные войны

Военные действия в современном понимании необязательно связаны с танками и пушками. На информационной войне стреляют не пулями, а словом. СМИ в силу специфики своей деятельности оказываются на передовой полей сражений.

Информационная война – это набор действий, наносящих ущерб информацией. Ее стратегическая цель – изменить поведение и мировоззрение противника.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Для этого имеется арсенал манипулятивных методов.

Еще в 1970 году исследователь медиа, канадец Маклюэн отметил, что третья мировая война — это война информационная.

Современные средства массовой информации – это мощное воздействие на общество и сознание людей. Чтобы не утонуть в бурном информационном потоке, нужно научиться анализировать получаемые сведения и не делать выводов, навязанных извне. Даже если они навязаны бабой Машей из 5-го подъезда.

Автор статьи: Татьяна Королева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сейчас любой сайт или личный блог считается средством массовой информации, если его среднесуточная аудитория превышает 3000 человек. По этому закону и Ктонановенького — тоже СМИ.

Источник

Что такое СМИ?

В современной жизни всё чаще можно услышать аббревиатуру «СМИ». Она может возникнуть при обсуждении самых разных тем. Какие расшифровки имеет данная аббревиатура?

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Авиация и другие значения

Он является одним из элементов внешнего светотехнического оборудования. СМИ устанавливают на различные части конструкции. Это может быть крыло, фюзеляж и хвостовая часть. Как правило, такие светильники бывают с односторонними зеркальными или галогенными лампами. Наравне с импульсными маяками, очень часто используются бортовые аэронавигационные огни, сокращенно называемые БАНО. Самолеты российского производства также применяют поисково-посадочные фары.

Помимо самолетных маяков, аббревиатура СМИ использовалась в качестве наименований институтов. Однако, Сибирский металлургический институт позже был переименован в государственный индустриальный университет. Смоленский медицинский институт, из которого тоже получалось сокращение СМИ, в конце концов последовал своеобразной традиции и переименовался в государственный университет.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Что такое СМИ?

Как правило это «средства массовой информации». Иногда данное понятие путают со «средствами массовой коммуникации», однако разобраться в разнице совершенно нетрудно.

СМИ – это комплекс средств и методов, позволяющих публично распространять разнообразную информацию. Согласно официальным документам, средствами массовой информации являются:

Появление СМИ

Впервые такой термин стал использоваться в русском языке в семидесятых годах прошлого столетия. Он образовался от подобного французского понятия, однако в своей родной стране это сочетание слов перестало использоваться ещё в шестидесятых. Подобное позволило полностью вытеснить аббревиатуру СМК. Тем не менее, она всё ещё используется в некоторых странах.

В современном мире считается, что общественное мнение формируется именно за счет средств массовой информации. Изначально СМИ были полностью однонаправленными и способными лишь информировать, однако за счет развития механизма обратной связи всё изменилось. Аудитория стала выражать собственное мнение, в какой-то мере влияя на то, о чем рассказывают СМИ.

У средств массовой информации можно выделить ряд признаков. В первую очередь, это периодичность – если что-то называет себя СМИ, оно должно предоставлять какую-то информацию не реже раза в год. Во-вторых, эта информация должна распространяться массово. В-третьих, как правило, новости исходят от одного вещателя большому количеству слушателей. Таким образом, к СМИ нельзя отнести библиотеки, форумы и конференции.

Классификация СМИ

Средства массовой информации можно классифицировать по широкому спектру факторов. Например, в зависимости от того, какую территорию охватывает СМИ, они могут быть транснациональными (международный масштаб), национальными, региональными и местными.

Если портал рассказывает об общедоступных, простых вещах, то считается, что, с точки зрения аудитории, он является общим. Если же ресурс сконцентрирован на четкой тематике, то это специализированные СМИ.

Бывают ситуации, в которых отношения между средством информации и законодательством довольно сложные. В этом случае выделяют квазилегальные (не запрещенные и не разрешенные) и нелегальные СМИ.

Также классификацию можно проводить с точки зрения качества контента. Это, в основном, связано с разницей между прессой, по большей степени, выражающей чье-то мнение, и новостной прессой.

Источник

Что обозначает аббревиатура сми

Сре́дство ма́ссовой информа́ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».

Первопроходцами в поле изучения масс-медиа считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.

Содержание

Данные о СМИ в различных странах

Россия

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

СМИ — это совокупность таких субъектов журналистской деятельности, как:

(Научная интерпретация крайне неудачной статьи 24 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации»)

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д. [1]

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

Казахстан

По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан [2] на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодежных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4 %.

Беларусь

Самым тиражным периодическим изданием является газета «Советская Белоруссия», число читателей которой в августе 2007 года составило 500,7 тыс. Общий разовый тираж газеты «Звязда» составил 34,2 тыс. экз., «Рэспублікі» — 49,4 тыс. экз., «Белорусской нивы» — 25 тыс. экз., «Народнай газеты» — 30 тыс. экз., «7 дней» — 37,1 тыс. экз., «Знамя юности» — 25,7 тыс.экз.

Общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных и объединенных газет) составляет 869,4 тыс. экз., в том числе по областям: Брестская — 163,1, Витебская — 175,3, Гомельская — 141,1, Гродненская — 108,7, Минская — 160, Могилёвская — 121,2 тыс. экз.

Также, в Беларуси существует 9 информационных агентств, 59 программ телевещания и 156 программ радиовещания.

Две трети из общего числа печатных периодических изданий, телерадиокомпаний, информационных агентств имеют негосударственную форму собственности.

Согласно исследованиям, проведённым американской организацией Pew Research Center for the People & the Press, в 2008 году Интернет в США стал более важным источником информации, чем ежедневные газеты. Около 40 % опрошенных этой организацией людей сообщили, что для ознакомления с новостями используют интернет-источники, такие, как электронные версии обычных газет или специализированные новостные сайты. Газеты читают лишь 35 процентов опрошенных. Тем не менее, телевидение продолжает оставаться самым популярным источником новостей: около 70 процентов опрошенных сообщили, что следят за новостями через телевидение. [4]

Особая роль во внешних американских СМИ всегда принадлежала Информационному агентству США (USIA). Информационное агентство функционировало с 1953 года как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной власти правительства, для проведения общественной дипломатии в поддержку американской внешней политики.

Под сферу их деятельности попадают практически все страны мира, в том числе и Россия. ЮСИА является основным органом исполнительной власти, ответственным за информирование и консультации президента, госсекретаря и других руководителей государства по вопросам международного общественного мнения и реакцию на внешнеполитические действия США.

ЮСИА располагает 190 отделениями в 142 странах. На службе в агентстве состоят 6300 сотрудников, более 2,5 тыс. из которых наняты за рубежом для работы в местных представительствах агентства. Деятельностью зарубежных отделений управляют 520 сотрудников, командируемых из США. Наличие собственной страницы в Интернет делает данные информационные ресурсы доступными практически из любой точки мира 24 часа в сутки. В распоряжении ЮСИА находится система спутникового телевидения «Уорлднет» (Worldnet), позволяющая 24 часа в сутки передавать информационные материалы и выступления американских госдеятелей практически по всему миру, используя технические мощности в посольствах США и представительствах ЮСИА.

В настоящее время система госвещания США на зарубеж объединяет пять информационных служб, подотчётных Совету. Три из них, Voice of America, Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), a также Worldnet Television and Film Service, имеют статус федеральных программ, в то время как Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia являются частными некоммерческими корпорациями. Штат указанных служб насчитывает более 3,3 тыс. сотрудников, занятых подготовкой и выпуском программ на английском и 60 иностранных языках продолжительностью 1750 часов эфирного времени в неделю. Их финансирование осуществляется из федерального бюджета по статье расходов на внешнеполитическую деятельность правительства США (385 млн долл. в 1996 году).

Телевидение для американцев представляет собой своеобразный идол, которому поклоняется страна. Именно посредством телевидения во многом формируется общественное мнение, восприятие американцами окружающего мира и происходящих событиях, как правило, под соответствующим правильным углом в «нужном» идеологическом ракурсе.

Финансирование

Традиционно, бесплатные СМИ, такие как телевидение, финансируются за счёт рекламодателей или государства. Однако с распространением Интеренета появились и финансово-независимые телекомпании, например The Real News Network.

Источник

Что означает аббревиатура СМИ?

Как расшифровать данную аббревиатуру?

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Аббревиатура СМИ расшифровывается как средства массовой информации. В русском языке этот термин появился в середине 1970-х годов как перевод с французского moyens d’information de masse. Еще есть термин масс-медиа (СМК), что расшифровывается как средства массовой коммуникации. В принципе, обозначает он все те же СМИ, и в России активно использовался в 1980-х годах. Является переводом с английского media of mass communication.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Расшифровывается аббревиатура следующим образом:

Средства Массовой Информации.

Но в народе уже придуманы другие расшифровки, которые больше отображают сущность СМИ:

-Сходняк Махровых Иудеев – дело в том, что во всех СМИ руководят евреи. Ничего не имею против них – наиумнейшме люди – простая констатация фактов.

-Сволочные Мастера Инсинуаций – это про то, как СМИ может трансформировать информацию до неузнаваемости.

-Средства Массового Извращения

-Смысл Моментально Искажается

-Суть Многократно Извращена

-Слили Мнимую Информацию

-Съели Мозги Изверги

-Сравняли Мой Интеллект

-Создатели Мутной Идеологии

-Сволочи, Манипулирующие Индивидами

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

СМИ расшифровывается как Средство массовой информации, существует также ФЗ » О средствах массовой информации».

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Расшифровывается эта аббревиатура очень просто: Средства Массовой Информации. Другими словами, тут и радио, и телевидение, газеты, журналы. Все, чем пользуется массовый зритель, читатель.

Теперь к этим средствам наверное можно причислить интернет с компьютерами, ноутбуками, смартфонами и т.д.

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Данная аббревиатура ничто иное как обозначение средств массовой информации. теле,радио,печатной,интернет-всей этой порой скорее дезинформации,помпезно именуемой «четвертой властью». с существованием которой нельзя не считаться

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть фото Что обозначает аббревиатура сми. Смотреть картинку Что обозначает аббревиатура сми. Картинка про Что обозначает аббревиатура сми. Фото Что обозначает аббревиатура сми

В последнее время лично я перестал доверять российским СМИ.

Да и нашим телевизионным каналам тоже. Они все говорят одно и тоже, как под копирку. Так нельзя! В России еще остались образованные люди, которые способны отличить зерна от плевел.

Меня раздражает информация о том, что Россию не пугают никакие санкции. На самом деле это далеко не так. Экономические санкции могут реально добить и без того слабую нашу экономику. Это факт, который нельзя отрицать. Зачем тогда дурить простых людей? Кстати они не очень-то и верят в подобные заявления.

Сбербанк сегодня заявил, что в марте 2014 года вкладчики забрали 68 миллиардов рублей со своих счетов))

Наше правительство полностью контролирует все ведущие СМИ и

телевизионные каналы. Закрыты практически все оппозиционные ТВ каналы в стране.

Демократии и близко больше нет. Явно идет информационная война. Я лично этого не одобряю.

Чтобы определить достоверные источники нужно отслеживать информацию на различных иностранных интернет-ресурсах, общаться в режиме онлайн с жителями Украины (через социальные сети), самостоятельно анализировать всю собранную информацию и делать соответствующие выводы для себя.

Источник

Что обозначает аббревиатура сми

Сущностные особенности СМИ — обращенность к массовой аудитории, общедоступность, периодичность, ориентация на определенную аудиторию, способность оказывать идеологическое, политическое, экономическое или организационное воздействие на мнение и поведение человека.

Периодичное распространение информации среди населения имело место во всех обществах (от наскальных надписей и глиняных табличек древних шумеров до глашатаев, зачитывающих указы царствующих особ). Однако в современном понимании СМИ возникли лишь в конце XVI — начале XVII вв., с расширением торговых и культурных контактов между европейскими странами, которые потребовали создания новой системы обмена информацией.

Прообразы газеты, avvisi, появились в Венеции во второй половине XVI в. Первоначально они были рукописными и отличались невысокой ценой (1 газетта за экз. — название этой мелкой монеты вошло во многие языки мира). Значительный толчок развитию СМИ дало изобретение книгопечатания (1440-е гг., И. Гуттенберг), сделавшего технологически возможным массовое создание сообщений. По мнению крупнейшего теоретика СМИ М. Маклюэна, именно широкое распространение многотиражных печатных изданий, в т. ч. газет, позволило «перебороть сложности древнего феодального и устного общества» и привело к развитию национальных языков и государств и в дальнейшем — к промышленной революции.

Первая печатная газета была выпущена в Страсбурге (Германия) в январе 1609 г. К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Политики быстро оценили возможности печатных СМИ как инструмента систематического воздействия на общественное мнение. Так, кардинал Ришелье в 1624 г. взял под свой контроль популярнейший альманах «Французский Меркурий», а в 1631 г. — вновь созданную газету «La Gazette».

13 января 1703 г. согласно именному указу Петра I вышла первая русская печатная газета — «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестностях страны». В конце XVIII в. во Франции родилась концепция СМИ как «четвертой власти», эффективного и относительно независимого канала влияния. Известный французский журналист Камиль Демулен утверждал в те годы: «Сегодня журналисты — общественная власть. Они разоблачают, декретируют, управляют удивительнейшим образом, оправдывая или осуждая. Каждый день они поднимаются на трибуну… они среди тех, чей голос слышат 83 департамента».

Силу прессы хорошо понимал Наполеон, заявлявший, что «три враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков». Еще в 1807 г. он начал активную борьбу с оппозиционной прессой, а к 1811 г. в Париже остались всего 4 ежедневные газеты.

В XX в. газета приобрела особое значение. Вожди революции прекрасно понимали значение печатного слова. Газета идеально подходила для схематического изложения и публицистических упрощений идей, в которых нуждаются обыватели, очевидны были и ее мобилизационные функции. В. Ленин подчеркивал исключительную роль газеты не только как «коллективного пропагандиста и агитатора», но и как «коллективного организатора» российских революционеров.

В XX в. появились новые СМИ, беспрецедентные по силе воздействия на массы — радио (начало регулярного вещания: 1920 г. в США, 1922 г. в СССР) и телевидение (начало регулярного вещания: 1935 г. в Германии, 1936 г. в Великобритании, 1939 г. в США и СССР). Радио и телевидение, обеспечивая мгновенность передачи информации, изменили масштабы событийности: реакция на то или иное событие становится мгновенной, возникает состояние всеобщей «включенности».

Согласно М. Маклюэну, сеть современных СМИ становится «единой нервной системой человечества», и возвращение прочного контакта с окружающими на основе электронных средств возрождает родоплеменную общность (см. Трайбализм), способствуя глобализации и превращая мир в «глобальную деревню».

По способу воздействия на восприятие и мышление людей М. Маклюэн разделял СМИ на холодные и горячие. Горячие средства, напр., радио, отличаются высокой степенью определенности, они не предполагают «творческой и участной реакции», дают ровно столько информации, сколько нужно, чтобы разум человека оставался в бездействии, и таким образом выступают орудием мобилизации масс. По утверждению Маклюэна, во многом именно радио были обязаны своим приходом к власти диктаторы первой половины XX в., чего не допустило бы широкое распространение телевидения.

Телевизионный дискурс мозаичен и фрагментарен, он не дает целостной картины происходящего, мешает выработке оценок и суждений. Если радио насыщает массы энергией, то телевидение, как холодное средство сообщения, охлаждает порывы масс, порождает социальную апатию.

С ростом влиятельности СМИ появлялись все новые теории, описывающие их воздействие на общество. Среди них отчетливо выделяются 2 парадигмы.

Первая (назовем ее «демократической») базировалась на постулате, что потребитель — свободный человек, способный критически оценивать подаваемую информацию, формировать на ее основе собственное мнение. А сами СМИ всего лишь независимые ретрансляторы объективных фактов и различных точек зрения.

Вторая («тоталитарная») парадигма утверждала прямо противоположное. СМИ никогда не бывают независимы. Все факты они излагают тенденциозно, навязывая определенную позицию либо своих хозяев, либо тех или иных политических сил. Потребители же напрочь лишены критической оценки и впитывают все, что говорят им СМИ.

Обе эти парадигмы не выдержали испытания ни логикой, ни историческим опытом. В 1972 г. Максвелл Маккомбс и Дональд Шоу выдвинули теорию «повестки дня» (agenda-setting theory), в соответствии с которой СМИ определяют не как нам следует думать, а очем нам следует думать. Из всей совокупности событий и проблем СМИ выбирают лишь некоторые — те, что в данный момент будут рассматриваться как самые важные. Эти темы попадают в повестку дня. В свою очередь, потребители как свободные люди самостоятельно формируют свое мнение и отношение, но именно к тем темам, фактам и событиям, которые вошли в повестку дня. Одним словом, «да» или «нет» говорит зритель/слушатель/читатель, но вопрос навязывают СМИ.

Здесь открывается огромный простор для манипуляций. Например, если бы в 1996 г. во время президентских выборов на повестке дня стояли вопросы «Вы за войну в Чечне или против?», «Вы против задержек зарплат и пенсий или нет?», то победил бы Зюганов. Тогда это были актуальные проблемы. Но повестку дня переформулировали по-другому: «Вы за прошлое или за будущее?». Из СМИ исчезли все репортажи о Чечне, в т. ч. позитивные. Исчезли репортажи о зарплатах и пенсиях, даже в тех случаях, когда власти могли похвастаться успехами. Зато стал нагнетаться антисоветский пафос, а сторонников Ельцина интриговали возможным светлым будущим.

Сами журналисты гораздо профессиональнее, чем обыватели, подходят к оценке эффективности своей деятельности. Главное — не положительность или отрицательность публикаций, а то, какой теме они посвящены, какую тему выталкивают в повестку дня. Только от количества упоминаний зависит, удалось ли той или иной теме попасть в повестку дня. Если такое попадание состоялось, заинтересованные потребители сами вступят в полемику между собой и раскрутят тему еще дальше, а кто-то стоящий за кадром извлечет из этого выгоду.

Доходит до абсурда. Например, на протяжении нескольких лет в СМИ практически не появлялось положительных отзывов о творчестве лжеисториков А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского. Но количество негативных откликов было столь велико, что их творчество попало-таки в повестку дня, и общество оказалось перед дилеммой — верить или не верить. Чтобы сформировать свое мнение, люди стали покупать их книги. Разумеется, ознакомившись с содержанием «исследований», публика разочаровалась, и поток негативных отзывов возрос многократно. Это еще больше способствовало общественному резонансу и опять увеличило объем продаж.

В 1990-х гг. получил распространение новый вид масс-медиа, развивающийся в сети интернет (онлайновые СМИ, в т. ч. интернет-телевидение и радио, сетевые представительства «бумажных» и эфирных СМИ, блоги и т. д.), создавшие реальную конкуренцию традиционным средствам массовой информации. Одновременно развиваются службы медиа-контента, распространяемого через мобильную телефонию.

Многие специалисты прогнозируют, что экспоненциально растущие сетевые и мобильные масс-медиа уже в ближайшие время могут низвергнуть с лидирующих позиций т. н. большие СМИ (например, телевидение). Это приведет к росту интерактивности, к сетевому трайбализму, невозможности контролировать СМИ извне какой бы то ни было экономической и политической силой. В свою очередь, и сами СМИ все меньше будут отвечать признакам «четвертой власти», подчинившись объективным законам циркулирования информации и вступая во все большую зависимость от потребителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *