Что обозначает аббревиатура vuca
Старый новый VUCA-мир: как ответить на его вызовы
VUCA — хаотичная, быстро меняющаяся бизнес-среда, которая стала новой реальностью. Эта реальность трансформирует не только подход компаний к ведению бизнеса, но и модель лидерского поведения.
Вместе с Еленой Герасимовой, руководителем направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии, разбираемся, что такое VUCA-мир, какими должны быть VUCA-лидеры, как развиваться в условиях неопределённости и почему любознательность помогает в развитии VUCA-навыков.
Руководитель направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии
Что такое VUCA
Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) характеризует изменчивую и сложную среду современного мира, где не существует гарантированной стабильности. Термин придумали в 1990-х годах американские военные, а сегодня он используется в бизнес-среде для обозначения условий, в которых работают компании.
Нестабильность характеризуют неустойчивые ситуации и непредсказуемые изменения — по своей природе, скорости, объёму, динамике. Непонятна продолжительность такого положения дел. Многие бизнесы сейчас ведут деятельность на нестабильных рынках с быстро меняющимися обстоятельствами.
Неопределённость означает отсутствие информации для прогнозирования последствий и планирования необходимых действий. То, что раньше считалось бесспорным, утратило свою силу, и руководители больше не могут основывать свои решения на прошлом опыте. Например, ожидаемый выход нового продукта конкурента на рынок ставит под вопрос будущее бизнеса и рынка.
Сложность подразумевает ситуации, где много взаимосвязанных элементов и огромный объём информации. Такое большое количество факторов значительно усложняет процесс принятия решения и планирования. Например, выход на международные рынки предполагает следование многочисленным правилам и нормам.
Неоднозначность определяется отсутствием чёткого понимания правил игры. Иногда это вызвано ситуационной новизной и сомнениями, которые могут возникнуть при попытке принимать решения в новом контексте. Переход от печатных газет к цифровому медиа — пример новой бизнес-модели и неоднозначной ситуации, когда поведение клиентов в новой среде не до конца известно.
Нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность стали определять цифровую экономику как чрезвычайно разрушительную среду и потенциальную опасность для компаний, ориентированных на постепенный рост.
Поэтому поиск «рычагов» для совершения прорыва — ключевая составляющая стратегий успешных компаний. И чаще всего такой «рычаг» имеет природу новейших технологий (цикл зрелости технологий Gartner).
Скорость изменений во многих отраслях сейчас намного выше, чем десять или двадцать лет назад. Благодаря цифровым технологиям и изменяющимся потребностям клиентов, эта повышенная волатильность реальна для многих компаний.
Возможно, до пандемии многие не обращали внимание или не видели примеров угрозы экономическому балансу. Хаос, который царит в результате стремительных непредвиденных изменений, будет накапливаться долгие годы.
Жить в хаосе значит быть гибким и готовым изменить своё мнение, отбросить прошлые убеждения, а затем отбросить их снова и снова. Таким образом, движение и изменения становятся частью ДНК любого из нас — гарантом антихрупкости.
Однако чувство неопределённости старо как мир. Вряд ли текущая ситуация является более сложной, чем во время эпидемии чумы или мировой войны.
То, насколько мы ощущаем мир более неопределённым и неоднозначным, во многом зависит от нашей способности справляться с его изменчивостью и сложностью.
Антихрупкость ―
понятие, которое ввёл экономист Нассим Николас Талеб в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».
Обозначает способность извлекать выгоды из неудач и ошибок, умение закаляться, развиваться и становиться сильнее при столкновении с хаосом.
Как жить в режиме неопределённости
Предпринимателям и специалистам остаётся лишь относиться к изменениям в мире как к нормальному существованию: движение = жизнь.
«When life gives you lemons, make a lemonade» — это может звучать как совет от капитана Очевидность, но новые условия означают новые возможности. Ими точно стоит пользоваться, особенно если предыдущие возможности больше недоступны.
Важно помнить, что каждый новый день = новые вы. Это значит, что не стоит откладывать развитие на «следующий год» или «понедельник». Начать всегда сложно, поэтому стоит сделать привычными развитие и совершение ошибок. Так не придётся каждый раз испытывать холодный старт.
В посткоронавирусном мире способность работать удалённо помогает компаниям выжить: значит, стоит освоить профессию, которая позволяет это делать, либо цифровые инструменты в текущей профессии или бизнесе.
Проекты говорят лучше, чем слова. Сегодня стоит собирать портфолио не только из рабочих проектов, но и из пет-проектов или хобби, если в них применяются профессиональные навыки.
Не надо бросать работу ради обучения. Задавая себе драйв, проще влиться в новую деятельность по его окончании. Новая работа всегда стресс, даже если он связан с радостью от применения успешно освоенных знаний.
При определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего, — универсальные, метанавыки. Они пригодятся как в кризисной ситуации, когда важно не цепляться за соломинку, а двигаться самому, так и в спокойное время — ценно то, что умеешь и можешь применить, а не просто знаешь.
пет-проект (от англ. pet-project) —некоммерческие проекты (часто с другими энтузиастами).
Метанавыки ― базовые способности и компетенции человека, на основе которых развиваются более частные умения и навыки.
VUCA Prime: отвечаем на вызовы VUCA-мира
Для эффективного взаимодействия с VUCA-средой важно развивать соответствующие навыки. Управленческие компетенции, которые отличают лидеров VUCA, описал Боб Йохансен в книге «Лидеры создают будущее: десять новых качеств для неопределённого мира». Автор — учёный из Института будущего — говорит о том, что лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота) — модель VUCA Prime.
Видение (vision) противодействует нестабильности (volatility)
В лихорадочное время формирование видения будущего компании важнее, чем в обычное время. Это поможет противостоять турбулентности, кризису или выдержать конкуренцию. Важно также, чтобы сотрудники также понимали, куда и зачем идёт компания.
Понимание (understanding) противодействует неопределённости (uncertainty)
Чтобы выявить новые возможности, руководителю нужно выйти за границы своих компетенций. Важно быть гибким, общаться с сотрудниками разного уровня. И здесь важную роль играют soft skills, в частности коммуникативные навыки и эмпатия.
Ясность (clarity) противодействует сложности (complexity)
В среде VUCA хаос наступает быстро и жёстко. Нужно оперативно определить, на каких стратегических направлениях фокусироваться для скорейшего выхода из кризисной ситуации.
Быстрота (agility) противодействует неоднозначности (ambiguity)
Под быстротой подразумевается способность эффективно общаться, быстро принимать и исполнять решения.
Для жизни в VUCA-мире компании недостаточно нанять «гибких» руководителей. Важно, чтобы они создали культуру VUCA, которая нацелена на инновации, адаптивное поведение и продуманный риск.
Как видим, не последнюю роль в VUCA-мире занимают развитые soft skills. Важность soft skills доказана многими исследованиями. Например, 92% респондентов LinkedIn приравняли важность soft skills к hard skills.
Роль любознательности в развитии soft skills для VUCA-среды
Слово «любознательность» происходит от латинского «cura» — «забота, внимание». Означает пытливое мышление и проявляется в виде изучения и обучения чему-то новому. Любознательность — движущая сила не только в развитии человека, но и науки, языка и промышленности.
Любознательность помогает ускорять исследования нового, быть открытыми к новому опыту, творчески решать задачи, сформировать устойчивость к неопределённости, а также сотрудничать и учиться. Всё это позволяет развивать основные soft skills — эмпатию, ситуационную и межличностную адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление.
Разберёмся на конкретных примерах, почему бизнесу выгодно культивировать любознательность среди своих команд.
Генерация идей
Согласно опросу бизнес-школы INSEAD и SurveyMonkey, любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими. 73% опрошенных, которым на работе интересно, признали, что они «больше обмениваются идеями» и «генерируют новые идеи для своих организаций».
Мышление роста
Любознательность характерна для мышления роста (установки на развитие) — такого, как преобразование неудач в возможность обучения и выбор деятельности, которая улучшает текущие навыки и способствует развитию новых.
Компании, которые придерживаются мышления роста и создают среду, дружелюбную для опыта неудач, только выигрывают.
В компаниях со здоровой культурой обучения на 92% больше шансов разработать новые продукты и процессы, они на 52% продуктивнее и на 17% более прибыльные по сравнению с теми, кто не делает упор на культуру обучения.
Это означает, что специалисты разных направлений, которые развивают мышление роста, лучше адаптируются к VUCA-среде. В частности к консолидации индустрии, технологическим, регулятивным и геополитическим потрясениям, а также к переменчивым потребительским предпочтениям.
Любознательность стала новой золотой лихорадкой. При поиске сотрудников компании ждут открытых для новых знаний сотрудников, причём в разных сферах — от менеджера по продажам до аналитика данных.
Ощущается дефицит сотрудников с творческим подходом, коммуникативными навыками и способностью к адаптации.
Но не всё просто даже в тех компаниях, где такие сотрудники есть. Согласно опросу INSEAD и SurveyMonkey, 83% руководителей высшего звена считают, что в их компании любознательность поощряется «очень сильно» или «хорошо», в то время как только 52% сотрудников согласились с этим.
Около половины (49%) топ-менеджеров утверждают, что любознательность вознаграждается ростом зарплаты, но 81% сотрудников ответил, что пытливость ума не влияет существенно на их доход.
Это большая проблема для бизнеса: если сотрудники не видят ценности в любознательности, то они с меньшей вероятностью будут использовать в работе новую информацию.
Успешный бизнес опирается на любознательность сотрудников. Чтобы генерировать новые идеи и создавать добавленную стоимость для компании, сотрудники любого уровня нуждаются в среде, где они могут проявлять интерес к новому, искать и усваивать новую информацию, а также устанавливать новые связи.
Открытость к разному опыту, исследовательское поведение и стремление к знаниям сотрудников могут помочь компаниям лучше справляться с неопределённостью и нестабильностью рынка.
Неустойчивый VUCA-мир: как принять, что жизнь больше не будет прежней
Пора признать, что мы живем в очень нестабильном мире, и ему уже давно придумали свое название — VUCA-мир. Акроним, который неподготовленной публике может показаться чем-то вроде новой модели пылесоса, проник в бизнес-лексику после ипотечного кризиса 2008-го. Но COVID-19 внес свои коррективы, и понятие начало распространяться далеко за пределы бизнеса, заглядывая в окна частной жизни.
Разберем по буквам
VUСА — это акроним, объединивший четыре понятия, которые в полной мере раскрывают суть неподконтрольных человеку явлений современной эпохи.
Volatility — непостоянство
Изменения во всех сферах жизни достигли космической скорости. То, что было в тренде утром, после обеда уже клише. Популярный на выходных мем в понедельник потеряется в океане ненужной информации. Рынки колеблются от постоянно меняющегося спроса, одни подходы и инструменты тут же сменяются другими.
Uncertainty — неопределенность
Прогнозировать будущее с каждым десятилетием становится все сложнее. Историк Юваль Ной Харари в своей книге «Homo Deus» рассказывает, что если пару веков назад можно было с предельной точностью определить, как человечество будет развиваться в ближайшие 100 лет, то сегодня даже на основе статистики сложно сделать прогноз хотя бы на полгода вперед.
Complexity — сложность
Факторы внешней среды, которые необходимо принимать во внимание при выработке решений, ежеминутно множатся. Чем их больше, тем сложнее анализировать результат и тем проще запутаться в причинно-следственных связях. Кроме того, мы берем на себя множество ролей одновременно: работника, родителя, студента, волонтера. А чтобы не разрушить свою карьеру, если вдруг наша профессия уже завтра будет никому не нужна, нам приходится обладать самыми разными сверхспособностями, от создания контента до аналитики данных. Да и это, говорят, уже не нужно — все равно нас скоро заменят роботами.
Аmbiguity — неоднозначность
Бесконечная политика двойных стандартов, недоговаривание и скрытность, размытые, как акварель по бумаге, идеи, термины и речи приводят к неоднозначным трактовкам и тупику. Один из главных вопросов — как интерпретировать двусмысленность?
Таймлайн
— Начало 1990-х. Акроним VUCA появился в среде американских военных и получил широкое распространение благодаря доктору поведенческих наук полковнику Стефану Гарросу, который работал над решением множества задач для Пентагона. Этим понятием он описывал неустойчивую, постоянно меняющуюся модель боевых действий.
— Конец 2000-х — начало 2010-х. Акроним переходит в бизнес-сферу и упоминается в узкоспециализированных кругах: системах управления и стратегического лидерства в бизнесе.
— Начало 2020-х. Мы наблюдаем перетекание значений переменных VUCA в частную жизнь, когда человечество лицом к лицу столкнулось с новой реальностью.
Расшифровка этого акронима могла бы звучать в заставке фильма-антиутопии. Но VUCA — это не характеристика дивного нового мира, в котором страшно жить. Это ключ к осведомленности, или, как говорят в бизнес-среде, soft skills, которым можно научиться, чтобы ориентироваться в этой реальности.
Деконцентрация внимания
Арсений Якунин и Владислав Мисник основали школу «Фокус внимания», где занимаются разработкой методологии входа в ресурсное состояние, по-другому — состояние потока. Наставники учат отличать свою волевую активность от автоматизированных действий, а в основе обучения лежит позиция активного наблюдателя.
Арсений Якунин: «Наш организм очень любит к чему-то привыкать и создает роли под определенные процессы. Мы начинаем действовать, исходя из таких автоматизмов, увлекаемся, и наша активная волевая позиция уходит на дальний план — в результате мы становимся похожими на механизмы. Наша основная методика направлена на противодействие этому и возвращению человека в момент».
Ситуация неопределенности показывает, что автоматически действовать по отработанным ранее схемам не получится — нужно вести себя по-другому, искать новые подходы, мыслить действительно творчески. Потому что количество факторов, которые нужно сегодня принимать во внимание превышает емкость сознания. В этом как раз может помочь обратное свойство внимания — его деконцентрация.
Арсений Якунин: «При концентрации внимания мы фокусируемся на одном объекте, а все остальное становится фоном. Деконцентрация же — это состояние, при котором нет какого-то одного объекта, а есть фон, и все внимание распределяется по нему. Мы учим входить в позицию «истинного Я», или активного наблюдателя. Юнг называл это состояние «самостью», Эриксон — «глубинным мудрым Я», а Ницше выделял его как главное отличие человека от животного. Сама деконцентрация приводит нас в целостно-интуитивное восприятие мира. А к «истинному Я» приводит волевая медитация (наблюдение). Мы соединяем эту «позицию Я» с деконцентрацией — одно без второго ведет к потере личности. Благодаря этому симбиозу мы можем отслеживать внешние помехи и раздражители и превращать их в ресурс, направлять в дело».
Состояние деконцентрации — это что-то вроде ментальной тишины, когда прекращается внутренний диалог, рассеивается хаос и все встает на свои места. На фоне этой тишины мы избавляемся от заданных ролей, получаем высокую производительность, направляем ресурсы на решение необходимых задач, меньше реагируем на внешние раздражители, действуем творчески и нешаблонно. Вот в чем преимущества целостного внимания перед раздробленным. Арсений Якунин также отмечает, что внимание и его аспекты — это растущий тренд. Через руководство вниманием можно управлять нейроинтерфейсами, дронами, механическими руками, умными домами и городами.
Когнитивная гибкость
Нейропсихолог и методолог развивающих сред бизнес-школы Mass Code Дарья Масленникова также уверена, что во времена постоянных изменений главным навыком становится умение быстро адаптироваться к ним. В основе адаптации лежит когнитивная гибкость — способность, которую можно развивать. От кого-то она требует большей мобилизации сил, от кого-то — меньшей: все зависит от нейропластичности определенного человека. Выявить это поможет знаменитый тест Струпа.
Антоним когнитивной гибкости — это ригидность, когда сложно изменить заданные настройки. Мы испытываем удовольствие от будущей реализации задуманного, и людям с низкой когнитивной гибкостью буквально больно от крушения планов. Чтобы не воспринимать изменения как трагедию, нужно уметь выкинуть из головы все лишнее и использовать только необходимое. Дарья выделяет три практики по развитию способности когнитивной гибкости.
Дарья Масленникова: «Из-за большого количества поверхностных знаний в голове у людей образовалась каша. И большая часть моей работы связана с тем, чтобы эту кашу разгрести. У взрослых людей, которые нашли квинтэссенцию смысла, структурировали информацию и начали с ней работать, это вызывает невероятный восторг».
Эмоциональный интеллект
Понятие эмоционального интеллекта ввели еще в 1960-х трое американских ученых: Джон Майер, Питер Сэлавей и Дэвид Карузо. Популяризировал термин журналист Дэвид Гоулман в бестселлере The New York Times «Эмоциональный интеллект».
Андрей Киселев первым в России прошел обучение по программе развития эмоционального интеллекта «Search Inside Yourself», созданной в Google, перевел ее на русский язык и стал сертифицированным преподавателем в России.
Андрей Киселев: «Если в конце XX века все говорили об IQ (аналитическом уме) как фундаменте успеха, то сейчас в основе самореализации, построения карьеры и ведения бизнеса лежат наши умения взаимодействовать с этим миром и коммуницировать с людьми — сюда же относится и харизма. Раньше к этому относились как к дару свыше, но сегодня выяснилось, что это набор навыков, которые можно прокачать».
В условиях VUCA-мира тренировка эмоционального интеллекта это не какая-то привилегия IT-сообщества, а необходимость — от этого будет зависеть ментальное здоровье каждого.
Андрей Киселев: «В кризисные времена чрезвычайно важен эмоциональный интеллект. VUCA-мир можно сравнить с тропическим циклоном. Когда мы находимся на периферии циклона, сражаясь с непредсказуемой стихией, это обессиливает нас и не приносит результатов. Но стоит найти центр бури, где все стабильно и спокойно, и мы сможем наблюдать бурю изнутри, двигаться вместе с ней. Так и эмоциональный интеллект позволяет нам уйти от внешних переживаний вглубь себя и выяснить причины тех или иных реакций, научиться ими управлять».
Существуют различные подходы к развитию эмоционального интеллекта, но наиболее всеобъемлющим является подход через внутреннее переживание. Его можно применять не только в бизнесе, но и в личной жизни, чтобы научиться взаимодействовать с членами семьи, близкими и главное — с самим собой. Самосознание — один из важнейших навыков. Необходимо научиться замечать и отслеживать собственные эмоции, и только после этого мы можем перейти к саморегуляции, или управлению эмоциями, благодаря чему можно решать конфликты до того, как они успели дойти до пиковой точки.
Андрей Киселев: «Почему практики эмоционального интеллекта возникли именно в IT-компаниях? Есть огромное количество аспектов по запуску продукта, и в этом контексте важна четкая коммуникация, умение слушать и слышать друг друга — иначе не достичь результата. Гоулман и центр SIY предлагают подход через переживание этих эмоций в себе. По сути это то, что мы называем самосознанием: наблюдать эмоции, осознавать и принимать их. В этом помогают практики медитации, в том числе, когда мы распознаем эмоции через телесные ощущения. Бывает, что какая-то эмоция выплескивается наружу в виде злобы или тревоги, но прежде мы можем заметить их в виде телесных ощущений: напряжение мышц, ощущение тяжести, покраснение лица, ушей. Пока эмоция в теле — это энергия. Заметив ее, мы можем преобразовать энергию во что-то полезное».
Майндфулнес
Майндфулнес-коуч, преподаватель йоги и соосновательница сообщества @vucamuse Елена Мужчинина поясняет, что майндфулнес — исключительно светское понятие, очищенное от эзотерических и теологических смыслов. Оно родилось в 1970-х благодаря Джону Кабат-Зинну, который исследовал практики медитации вне религиозного контекста и применял их в работе с депрессивными расстройствами.
Елена Мужчинина: «Я специально не использую слово «осознанность» в практике: оно очень абстрактное. Мне нравится определение Британской академии, что майндфулнес — это способность внимательно наблюдать за собой и окружающим миром с интересом и доброжелательностью. Пока мы не владеем навыком внутреннего наблюдения, бесполезно отвечать на вопросы, кто я и куда двигаться? что делать с работой или бизнесом? что мне приносит радость и что опустошает? Майндфулнес не равно медитации, випассане или ретриту. Это набор техник из разных практик, внедренных в светский обиход. Сюда может относиться та же медитация или, например, дневники наблюдений. Это то, что могут практиковать и взрослые, и дети. При регулярной практике майндфулнес помогает воспринимать вещи, которые происходят в мире, более ясно, чутко и объективно, быть меньше подверженным эмоциональным перепадам».
Работа с майндфулнес, по мнению Елены, может стать отличным плацдармом и для других не менее важных навыков адаптации к миру VUCA: «Например, умение работать со своими ресурсами и энергией. Стрессоустойчивость — это не какой-то врожденный навык, она вырабатывается за счет качества сна, пищи, высокой подвижности. В мире VUCA — это не просто погоня за трендами, а вопрос выживания. Чем лучше сон и общее самочувствие, тем выше эффективность, тем сильнее иммунная система. Еще один важный момент –– развитие толерантности к неопределенности. Эта способность позволяет сохранять гибкость мышления и воспринимать кризис как возможность для трансформации, а не как трагедию и безысходность».
В одной из своих лекций по биологии поведения человека профессор Стэнфордского университета Роберт Сапольски рассказал об эксперименте, в ходе которого выяснилось, что сильнейший скачок дофамина у людей наблюдается при появлении состояния «возможно» или «может быть». Такая фраза невероятно подпитывает. Человек будет работать с гораздо большим запалом в ситуации нестабильности, чем в контексте уверенности. Организм реагирует ярче, когда присутствует элемент вероятности. Так что фраза «меняйся или умри» в новом свете становится не такой уж претенциозной.
Что означает VUCA-мир?
VUCA-мир наступал на пятки медленно. А в 2020 взял и пришел навсегда. Что это за капризный мир, какие теперь требования к специалистам и как на все реагировать — обо всем этом в статье.
Понятие VUCA-мира
Термин «VUCA» появился еще в начале 90-х годов, его придумали американские военные. Сам акроним переводится вот так:
Если расшифровать смысл общими словами, то VUCA-мир — это новая реальность: нестабильная, хаотичная, неоднозначная. Все в мире сегодня меняется очень быстро — и гарантий на выживание ни у кого нет.
Образно говоря, сейчас уже нельзя быть просто стабильным бизнесом или специалистом, который работает на одной должности 20 лет. Нужно быть гибким и срочно перестраиваться под новые правила мира.
Какие, например, современные требования в VUCA-мире есть к менеджеру проектов:
А такие требования — к маркетологу:
Если вы хотите быть востребованным специалистом, приглашаем вас на онлайн-курс «Интернет-маркетолог от TexTerra». Мы научим работать в VUCA-мире и применять самые различные инструменты: SEO, контент-маркетинг, таргетинг, рассылку и т.д.
Как противостоять вызовам VUCA-мира?
Считается, что решением VUCA-мира станет VUCA-prime. Акроним, который придумал ученый из Института Будущего Боб Йохансен, переводится так:
По мнению специалиста, теперь в мире важно, чтобы человек видел перед собой главную цель, понимал коллег (имел soft skills), оперативно выстраивал стратегии и реагировал быстро, как пуля.
Например, появилась новая профессия — нужно сразу обучиться и пойти работать, зародился новый тренд — подхватить молниеносно.
В этом мире вам придется выработать в себе такие качества, как:
В VUCA-мире не выживут специалисты, которые застыли на месте, компании, которые отвергают новинки, бизнесмены, которые не хотят вкладываться в развитие.
VUCA-мир и образование
Еще одна необходимость VUCA-мира — обучение длиною в жизнь. Это раньше можно было получить диплом в университете и всю жизнь на него молиться. Сейчас это не работает.
По правилам VUCA-мира, вы должны учиться каждый день: читать статьи, книги, проходить курсы, смотреть вебинары и т.д. Смиритесь с тем, что теперь, чтобы быть на коне, учиться придется постоянно. Инструменты будут меняться, технологии улучшаться. И за всем этим вам придется успевать.
Мир не станет медленнее. С каждым годом он будет более хаотичным и неожиданным. И нам всем нужно будет играть по его правилам. И если начать прямо сейчас, дальше подстроиться будет легче.