Что обозначает аль фатиха
10 фактов, которые нужно знать о суре «Аль-Фатиха»
– делает благодатным любое начатое благое деяние;
– было традицией пророков в периоды их миссий;
– придает красоту и яркость в жизни каждого мусульманина;
– является лозунгом практически всех поколений мусульман;
– является символом единобожия, который никогда не исчезал и не исчезнет;
– является символом любви и упования к Единому, наделенному безграничной милостью Создателю;
– является символом отдаления от высокомерия и гордыни и признания своей слабости при уединении с Всевышним Аллахом;
– заставляет убегать шайтана, как только это выражение будет произнесено;
– является признанием того, что целью любого, кто его произносит, является приближение к Создателю;
– является фундаментом для совершенства позитивных качеств;
– указывает, что основой всему является Его безграничная милость.
– понятие «РаББ» относится не только к Его владычеству над всеми мирами и вселенной, но и имеет непосредственное отношение к развитию и воспитанию;
– понятие «ХаМД» содержит в себе свойства восхваления и благодарности, что позволяет с ответственностью относиться к проявляемой милости и воздаваемым благам;
– понятие «АЛяМин» включает в себя миры, вселенные, галактики, которые сотворены Всевышним Аллахом и о существовании которых мы, люди, можем и не знать;
– при восхвалении Аллаха нужно помнить, что мы, люди, делаем это при наличии свободы воли, а Аллах лишь дал нам эту возможность;
– при получении любого блага или вникания в упорядоченность мироздания всегда нужно восхвалять Аллаха за такие предоставленные возможности;
– в восхвалении своего Создателя нуждаемся мы, а не Он, который только дает такие великолепные возможности;
– каждый имеет возможность для развития и воспитания под Его покровительством.
– «Ар-рахман» – милость, проявляемая в отношении всех существ (усилительная форма корня РаХаМа);
– «Ар-рахийм» – милость, проявляемая в отношении верующих людей (в этой форме прилагательного также есть усиление, но ограниченное);
– милость – качество, которым обязал себя Всевышний Аллах;
– весь замысел сотворения построен на Его безграничной милости;
– основой любого духовного успеха при познании чего-то и развитии является Его милость;
– все сущее этого мира и мира потустороннего принадлежит Аллаху;
– нужно помнить, что в день воздаяния люди будут лишены всех средств, прервутся все близкие родственные связи, не помогут ни дети, ни богатство;
– понятие «Дин» здесь нужно рассматривать как воздаяние, но также оно обозначается, как свод божественных предписаний и их практическое применение;
– упоминание после атрибутов милости означает, что в аяте, помимо предостережения, есть благовествование о райских благах.
– после познания Его совершенных качеств человек не только тянется к своему Создателю, но и ищет разумные пути развития и воспитания;
– само обращение внимания есть ибадет (богослужение) и при познании Его писания и претворения в жизнь Его повелений этот ибадет будет лишь совершенствоваться;
– применение множественного числа в двух глаголах (поклоняемся и просим и помощи) указывает на то, что даже при одиночном богослужении человек может быть вместе со своими собратьями по вере, что указывает на призыв к единству;
– у человека, кроме Аллаха, никого нет, но Аллаху подвластны все сотворенные Им существа и многие из них по мере своих способностей совершают ибадет;
– приведенная последовательность глаголов указывает на свободу воли человека, где он сам выбирает путь ибадата и на этом пути просит о помощи как для себя, так и для других;
– при употреблении местоимений «Тебе» и Тебя», где употребляются ограничивающие элементы (арабского языка), человек признает Его единственность во всем мироздании.
– прямой путь – это путь пророков и божественных писаний (неискаженных), который является благом для всего человечества;
– «Ас-сырат» – путь, который, без сомнения, существует, при этом представляющий верную доктрину и личность человека;
– даже если человек порой бывает подвластен своим или чужим вожделениям, подвергается наущениям шайтана, верит суевериям и т.д., все равно путем размышления приходит к выводу, что правильный путь – это путь, который показали пророки;
– путь пророков примечателен тем, что в течение всей истории человечества при существовании различных препятствий и испытаний не претерпел каких-либо искажений и постоянно совершенствуется, так как затрагивает реальные духовные потребности человека;
–в прямом пути не предусмотрено каких-либо преувеличений или преуменьшений – все представлено в соответствии с духовными потребностями человека;
– просьба о следовании прямым путем в богослужениях человека должна быть постоянно, даже если он уверен в правильности своих вероубеждений; это позволяет еще больше совершать благодеяния.
– прямой путь – это путь получения и правильного использования воздаваемого блага (это уже показали пророки и праведные люди, которые посвятили свою жизнь призыву следовать по верному пути);
– большим благом для человека является его духовное обогащение путем претворения в жизнь божественных предписаний;
– попасть под гнев (гъадаб) Всевышнего Аллаха могут даже верующие люди, так как периодически попадают под влияние вездесущего шайтана. История общины пророка Мусы (мир ему) в Коране является наглядным примером этому;
– к заблудшим относятся не только те, кто променял путь пророков на мирские услады, но и те, которые сознательно вводили в заблуждение, скрывая признаки правильного пути и доктрины и насмехаясь над призывами непорочных божественных посланников.
Сура Фатиха
Сура «Аль-Фатиха» является первой по счету сурой Священного Корана, название которой в переводе с арабского означает «Открывающая». Сура «Аль-Фатиха» по одной из версии является первой сурой, которая была полностью ниспослана Всевышним Аллахом пророку Мухаммаду ﷺ.
Суру «Аль-Фатиха» из-за ее важности по положению в Коране и содержанию получила название «Мать Писания», ее обязательно читают во время намазов в каждом ракаате.
Сура Фатиха – величайшая часть Священного Корана, и дуа (мольбу), которая она содержит, приверженцы ислама считают одну из наиболее всеохватывающих, самых глубоких и полезных для верующего мусульманина мусульманских молитв.
Краткий смысл
Смысл сказанного в суре заключается в том, насколько важен Коран и те идеи ислама, которые в нем содержатся и были ниспосланы человечеству. В этих идеях есть утверждение единобожия, как благой вести для окружающих, предупреждение о наказании тех, кто не верит, а также тех, кто грешен и не встает на праведный путь, указание на то, что мусульманину необходимо поклоняться Всевышнему Аллаху, чтобы достичь счастья в жизни настоящей, а также в той, которая будет за ней, рассказ о тех праведниках, которые встали на путь поклонения и повиновения Всевышнему Аллаху и обрели поэтому блаженство в будущей жизни, а также рассказ о тех, кто не повиновался Аллаху и не встал на путь поклонения Ему и какая судьба ждала таких людей и в каком убытке они оказались.
Транскрипция
Текст суры «Аль-Фатиха»:
Перевод смысла
Перевод на русский язык смысла текста суры «Аль-Фатиха» представляет следующее.
Начинается сура с имени Бога: «Именем Всевышнего Аллаха, Единственного для всех и Творца всего сущего, чья милость вечна и безгранична».
Далее сказано о том, что восхваления достоин только Всевышний Аллах за все то, что Он создал и предопределил для Своих рабов, и только Ему Одному принадлежит вся слава и хвала, поскольку Он – Творец и Господь для всех, кто обитает во всех мирах: «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров». Всевышний в данном аяте называет Сам Себя «Господь миров», указывая и подчеркивая, что только Он – Тот, Кто творит и управляет, а также одаривает благами по Своему желанию. Также аят указывает на то, что только Господь управляет всем в этом мире: явлениями природы, кризисами в политике и экономике, открытиями в научном мире, а также историческими событиями, и все это – у Всевышнего в управлении. Только Ему одному принадлежит власть в этом мире.
Далее сказано о том, какой Милостивый Всевышний Господь, и только в Нем Одном есть источник всей милости на земле, и любое благо, как великое, так и малое, идет только от Милостивого Господа. Перевод текста аята: «Милость Которого безгранична и вечна»
В четвертом аяте суры речь идет о том, что Всевышний Аллах является Властелином Судного Дня, который является Днем расчета и Днем воздаяния, и в этот День нет больше никого, кто был бы над чем-то властен, кроме Аллаха, и Всевышний в этот день воздаст всем своим рабам по их заслугам и по тому, какие дела и поступки они совершали во время свой жизни на земле: «Владыке Судного дня».
В пятом аяте суры «Аль-Фатиха» сказано: «Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи», подразумевая, что к Богу человек обращается за помощью и поддержкой во всех своих делах, и это тоже является частью поклонения Всевышнему, ведь понятие поклонения включает в себя все то, что делает человек для того, чтобы заслужить довольство Всевышнего Аллаха: совершает благой поступок, говорит другому человеку доброе слово, дает хороший совет, оказывает помощь материального характера бескорыстно или в ущерб для самого себя. Господь доволен, когда в душе у мусульманина нет ожидания благодарности за благое дело, которое он совершил. Душа, которая свободна от того, чтобы ждать благодарности, наполняется трепетом и любовью к Творцу, и это тоже является частью поклонения Всевышнему. Человек, вступивший на праведный путь и освободивший свое сердце от корысти, заслуживает любовь Всевышнего и Его поддержки, и это тоже является формой поклонения Аллаху. Без милосердной помощи Аллаха мусульманин не сможет выполнить полноценно повеления Господа, а также без божьей поддержки человек не сможет избегать грехов и проходить те трудности, которые он встречает в своей жизни.
В шестом аяте сказано: «Направь нас на правильный путь», что подразумевает, что только Всевышний может указать человеку прямой путь истины и блага, что только тот путь, который указал Аллах, приведет мусульманина к счастью.
В седьмом аяте сказано: «Путем Твоих рабов (под которыми подразумеваются его пророки и посланники, а также праведники), которых Ты наставил на веру в Тебя и которым Ты оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказал им Свое благоволение, но не [веди нас путем] тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с пути истины (то есть не следовали обязательствам, которые предписал для людей Всевышний)».
Обучающее видео
На видео представленном ниже можно прослушать чтение суры «Аль-Фатиха» в медленном исполнении для заучивания и исправления ошибок при таджвиде.
Слушать и скачать
Ниже можно слушать онлайн и скачать в mp3 формате чтение данной суры в исполнении разных чтецов Корана.
Важность суры «Аль-Фатиха» как дуа
Важность суры «Аль-Фатиха» переоценить трудно. Предписание Всевышнего Аллаха гласит, что людям следует молиться, используя слова из этой суры во время каждого своего намаза в каждом его ракаате, ведь человек постоянно нуждается в помощи Аллаха.
Много говорил о важности суры «Аль Фатиха» и посланник Аллаха ﷺ. Пророк Мухаммад ﷺ особенно подчеркивал то, какова сила воздействия дуа «Фатиха» и говорил, что дуа «Аль-Фатиха» это лучшее, что есть в Коране.
В одном из хадисов рассказано, как сподвижники пророка Мухаммада ﷺ проходили мимо оазиса и узнали, что вождя племени укусил скорпион. К ним навстречу вышел один из жителей этого оазиса и спросил, умеет ли кто-нибудь из сподвижников лечить людей дуа или молитвами. И тогда один из сподвижников пророка Мухаммада ﷺ пошел с этим человеком и стал читать над ним дуа «Аль-Фатиха», сплевывая на место, куда укусил скорпион.
И тогда человек, которого укусил скорпион, стал приходить в себя очень быстро, и вскоре даже боли совсем не стало, и вождь начал ходить. После полного выздоровления вождя сподвижники пророка Мухаммада ﷺ вернулись к посланнику Аллаха ﷺ и рассказали ему о случае, который с ними произошел. Пророк Мухаммад ﷺ задал вопрос своему сподвижнику, который читал дуа, откуда тот узнал, что для заговора и лечения можно использовать дуа «Фатиха». Пророк ﷺ похвалил его и сказал, что тот поступил правильно. Он приказал поделить стадо овец, которые были подарены вождем племени сподвижнику, излечившему его, и одну из них отдать ему.
Как заклинание
О достоинствах суры «Аль-Фатиха» сказано и в других хадисах. Ибн Хиббан и другие передают, что Хариджа Ибн-и Салт Ат-Тамими передавал со слов своего дяди, что тот однажды пришел к посланнику Аллаха ﷺ, а от него пошел в одну общину, где держали на цепи умалишенного человека. Когда же он пришел туда, к нему обратились с просьбой жители общины подсказать им такое снадобье, которое могло бы помочь умалишенному, упомянув, что наслышаны о том, что пророк Мухаммад ﷺ принес благо с собой. И тогда дядя Ат-Тамими читал суру «Аль-Фатиха» над этим умалишенным в течение трех дней по утрам и вечерам, а после того, как заканчивал чтение, дул на больного, не сглатывая слюны. После этого умалишенный выздоровел, а дядю Ат-Тамими наградили сотней баранов. Он возвратился к посланнику Аллаха ﷺ и рассказал ему об этом, и пророк Мухаммад ﷺ сказал ему о дозволенности этих баранов, потому что есть люди, которые едят то, что им дарят за запретное лечение, а он лечил истинным лечением.
Достоинства
Есть также хадис, переданный от Абу Хурейры со слов пророка ﷺ: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Я разделил молитву на две равные части между Собой и Своим рабом, и раб Мой получит то, о чём просит». И когда человек говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Восхвалил Меня раб Мой!» Когда он говорит: «Всемилостивому, Милосердному», Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу!» Когда он говорит: «Властелину Дня Суда», Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Восславил Меня раб Мой!» Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи», Аллах говорит: «Половина этого Мне, а половина — Моему рабу, и раб Мой получит то, о чём просит». А когда раб говорит: «Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», Аллах говорит: «Я дарую это Моему рабу, и раб Мой получит то, о чём просит».
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Сура 1: «Аль-Фатиха» («Открывающая Книгу»)
О СУРЕ «Аль-Фатиха»
«Аль-Фатиха», состоящая из семи аятов, была ниспослана в мекканский период жизни Посланника Всевышнего (с.г.в.). Об этом повествуется в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.), передаваемом со слов Ибн Аббаса: «Однажды, когда мы сидели рядом с Посланником Аллаха, рядом с ним находился ангел Джабраил. Вдруг он услышал скрип над головой, после чего Джабраил посмотрел на небеса и произнёс: «Это открылись ворота на небе, которые до этого никогда не открывались». Через них к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) спустился ангел и сказал: «Возрадуйся же двум светочам, которые дарованы тебе, но не были дарованы никому из предыдущих Пророков. Это сура «Аль-Фатиха» и последние аяты суры «Аль-Бакара». Всё, что ты прочтёшь в них, будет непременно тебе даровано» (Муслим, Насаи).
Несмотря на, казалось бы, небольшой объём, сура «Аль-Фатиха» несёт в себе большой смысл и имеет огромную значимость в жизни людей, и никакой другой аят ни одной из Книг Творца не сможет с нею сравниться. Божий Посланник (с.г.в.) однажды произнёс: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа! Не было ниспослано ни в Таурате (Торе), ни в Инджиле (Евангелии), ни в Забуре (Псалтыре), ни в Фуркане (Коране) ничего подобного суре «Аль-Фатиха» (Тирмизи, Ахмад).
Каждый мусульманин ежедневно как минимум 15 раз читает суру «Аль-Фатиха», так как её чтение является необходимым в каждом ракаате любого намаза. Пророк Мухаммад (с.г.в.) учил: «Если кто-нибудь совершил молитву, не прочитав в ней Мать Писания, то его молитва является несовершенной» (Муслим).
Во время чтения данной суры верующий вступает в диалог с Господом, о чём повествуется в следующем хадисе: «Великий Аллах сказал: «Я поделил намаз на две части между Мной и Моим рабом, который получит то, что он просит. Когда раб произносит слова «Хвала Аллаху, Господу миров», Творец отвечает: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда верующий произносит: «Милостивому и Милосердному», то Господь отвечает: «Мой раб восхвалил Меня». Когда человек произносит: «Властелину Судного дня», то Всевышний отвечает: «Мой раб восславил Меня». Когда молящийся произносит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», то Творец отвечает: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что он просит». Когда же верующий произносит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев и заблудших», то Аллах отвечает: «Это – для Моего раба, и он получит то, что он просит» (Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Насаи).
ВИДЕО С ЧТЕНИЕМ СУРЫ «Аль-Фатиха»
Что обозначает аль фатиха
Прямой перевод:
«Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем. Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших!»
Толкование:
Абу Джа‘фар ибн Джарир сказал: ««Аль-хамду лилляхи» означает искреннюю благодарность только Аллаху, исключая всех других, кому поклоняются кроме Него, и исключая все Его создания, за те блага, которыми Он облагодетельствовал Своих рабов, и которые не поддаются исчислению никем, кроме Него.
(Эта хвала и благодарность) за то, что Он сделал наши органы здоровыми для поклонения, и дал возможность тем, кому вменено в обязанность поклонение, выполнять Его обязательства посредством дарованных органов. (Эта хвала и благодарность) еще и за то, что Он щедро наделил их в мирской жизни, дал им пропитание и благополучную жизнью, хотя они и не заслужили этого. (Эта хвала и благодарность) помимо этого и за то, что Он направил и призвал их к средствам, ведущим к вечному пребыванию со счастливыми жильцами. И нашему Господу хвала в начале и в конце!».
Ибн Джарир передал от аль-Хакама ибн ‘Умайра, которому доводилось встречаться с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты скажешь: «Аль-хамду лилляхи раббиль-‘алямийн» значит ты поблагодарил Его, и да увеличит Он тебе».
Ибн Маджа [1] передал от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каким бы благом Аллах не одарил (Своего) раба, и раб сказал: «Аль-хамду лиллях», то ему непременно будет даровано нечто лучшее, чем то, что он получил».
В «Сахихе» [2] Муслима от Абу Хурайры сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы верующий знал, как может наказать Аллах, то никто никогда не смог бы надеяться на Его Рай. Если бы неверный знал, какой милостью обладает Аллах, то никто никогда бы не терял надежду на Его Рай».
Первая часть выражения «Тебе одному мы поклоняемся» является отречением от придания Аллаху сотоварищей.
А вторая часть «и только у Тебя одного мы молим о помощи» – отречением от всякой мощи и силы и упованием на Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
Что касается слов «прямым путем» то Имам Абу Джа‘фар ат-Табари сказал, что комментаторы единодушны в том, что это означает ясную дорогу, не имеющую кривизны.
Поэтому Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, сказал, что лучшим толкованием этого аята является: «Содействуй нам быть твердыми в том, чем Ты остался довольным и в чем Ты содействовал Своим рабам из числа тех, кого Ты облагодетельствовал, из слов и деяний».
Если же спросят: «Как верующий просит наставления на прямой путь каждый раз в молитве и вне ее, когда он уже будет охарактеризован этим качеством (наставленного на прямой путь, то есть Ислам)? Требуется ли при этом достижение результата (то есть наставление на прямой путь, а именно: вступление в Ислам), или нет?» то ответом на него будет: Нет. Если бы он не нуждался в прошении этого наставления днем и ночью, Всевышний Аллах не указал бы ему на это. Поистине, раб (Аллаха) в каждое время и в каждом положении нуждается во Всевышнем Аллахе для упрочения и укрепления этого качества наставленности на прямой путь, благоразумии в нем, усилении этого качества и постоянстве в нем. И поистине, раб (Аллаха) не способен принести себе пользу или вред, если только этого не пожелает Аллах. И поэтому Аллах указал ему всегда просить о помощи в продлении его (в этом качестве), а также стойкости и содействия. И счастливым является тот, кому Всевышний Аллах посодействовал в прошении этого наставления. Воистину, Всевышний гарантировал ответить на просьбу просящего, особенно, если это будет находящийся в затруднительном положении, нуждающийся в Нем днем и ночью.
Всевышний Аллах сказал:
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنزَلَ مِنْ قَبْلُ
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде» (Женщины-136). Здесь Аллах велел тем, кто уверовал, уверовать. Однако это не для достижения результата (то есть достижения, получения этого качества веры), а для укрепления и постоянства в определенных деяниях. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Кто такие те, кого облагодетельствовал Аллах?
Это те, кого Аллах упомянул в суре «Женщины-69-70»:
وَمَنْ يُطِعْ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنْ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُوْلَئِكَ رَفِيقًا ذَلِكَ الْفَضْلُ مِنْ اللَّهِ وَكَفَى بِاللَّهِ عَلِيمًا
«Те, которые повинуются Аллаху и посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники! Такова милость от Аллаха, и довольно того, что Аллах ведает обо всякой вещи».
Ад-Даххак передал от Ибн ‘Аббаса: «Путем тех, кого Ты облагодетельствовал покорностью Тебе и поклонением Тебе из числа Твоих ангелов, Твоих пророков, правдивых мужей, павших мучеников и праведников».
А кто те, на кого пал гнев Аллаха и заблудшие?
Достоинства суры Аль-Фатиха
Священный Коран начинается с самой ценной суры – суры Аль-Фатиха. Каждый мусульманин как минимум 17 раз день повторяет эту суру во время совершения обязательных намазов. Несмотря на то, что эта сура очень коротка, в ней содержится смысл всего Корана.
Сура Аль-Фатиха в общих чертах затрагивает основы Ислама и его второстепенные части. Эта сура затрагивает вопросы ʻакыды (вероубеждения), ʻибады (поклонения), законодательства, веры в Судный день и прекрасные сифаты (атрибуты) Всевышнего Аллаха, указывает на необходимость поклонения только единому Аллаху, поиска защиты и обращения с мольбами только к Нему.
Также сура Аль-Фатиха показывает, как нужно просить у Всевышнего хидая (направления по правильному пути), как нужно смиренно молить Аллаха, чтобы Он укрепил веру, даровал следование по пути праведников, отдалил от пути заблудших и тех, на кого гневается Аллах.
Помимо этого, сура Аль-Фатиха рассказывает об истории предыдущих общин, знакомит с положением несчастных и со степенями счастливых.
Сура аль-Фатиха по отношению к остальному Корану подобна матери. Потому её и называют «Умм Аль-Китаб» (мать Писания), что она заключает в себе все основы Корана.
О достоинствах суры «Аль-Фатиха» передаётся множество достоверных хадисов, здесь мы приведём некоторые из них.
От Абу Са’ида Рафи’а бин аль-Му’алля (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَلاَ أُعَلِّمُكَ أَعْظَمَ سُورَةٍ في القُرْآن قَبْلَ أنْ تَخْرُجَ مِنَ الْمَسْجِدِ ؟ فَأخَذَ بِيَدِي ، فَلَمَّا أرَدْنَا أنْ نَخْرُجَ ، قُلْتُ : يَا رَسُولَ اللهِ ، إنَّكَ قُلْتَ لأُعَلِّمَنَّكَ أعْظَمَ سُورَةٍ في القُرْآنِ ؟ قَالَ : الحَمْدُ للهِ رَبِّ العَالَمِينَ ، هِيَ السَّبْعُ المَثَانِي وَالقُرْآنُ العَظِيمُ الَّذِي أُوتِيتُهُ
«Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Не научить ли тебя величайшей суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?» Потом он взял меня за руку, а когда мы уже собирались выйти, я сказал ему: «О посланник Аллаха, ты ведь сказал: Не научить ли тебя величайшей суре Корана?» Тогда Пророк ﷺ сказал: «Аль-Хамду ли-Лляхи Рабби ль-ʻаламин (Хвала Аллаху, Господу миров) (то есть вся сура Аль-Фатиха) – это Ас-Саб’у-ль-масани (семь повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура Аль-Фатиха) и великий Коран, который был дарован мне»». (Имам Ахмад, 3/450, 4/211; Бухари, 4647; Абу Дауд, 1458; Ибн Маджах, 3785; Ибн Хиббан, 777)
Слова Пророка ﷺ «и Великий Коран» подразумевают, что суру Аль-Фатиха называют не только «Ас-саб’у-ль-масани», но и Великим Кораном, поскольку эта сура в концентрированном виде заключает в себе всю суть Корана.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
والذي نفسي بيده ما أنزلت في التوراة ولا في الإنجيل ولا في الزبور ولا في الفرقان مثلها وإنها سبع من المثاني والقرآن العظيم الذي أعطيته
«Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, не было ниспослано в ни Таврате, ни в Инджиле, ни в Забуре, ни в Фуркане (Коране) ничего подобного этой суре (суре Аль-Фатиха). Поистине, это Ас-Саб’у-ль-масани и Великий Коран, который был ниспослан мне». (Тирмизи)
هَذَا بَابٌ مِنَ السَّمَاءِ فُتِحَ اليَوْمَ وَلَمْ يُفْتَحْ قَطٌّ إِلاَّ اليَوْمَ ، فنَزلَ منهُ مَلكٌ ، فقالَ : هذا مَلكٌ نَزلَ إلى الأرضِ لم ينْزلْ قطّ إلاّ اليومَ فَسَلَّمَ وقال : أبْشِرْ بِنُورَيْنِ أُوتِيتَهُمَا لَمْ يُؤتَهُمَا نَبيٌّ قَبْلَكَ : فَاتِحَةُ الكِتَابِ ، وَخَواتِيمُ سُورَةِ البَقَرَةِ لَنْ تَقْرَأَ بِحَرْفٍ مِنْهَا إِلاَّ أُعْطِيت
«Этот (звук издали) – врата нижнего неба, которые были открыты сегодня, а до сегодняшнего дня не открывались никогда, и через эти врата спустился ангел, который ещё никогда не спускался на землю. Он произнёс слова приветствия и сказал: «Дарованы тебе два нура (света), которые не были дарованы ни одному из Пророков до тебя, порадуйся же им! Это сура Аль-Фатиха (открывающая Книгу) и заключительная часть суры Аль-Бакара. Что бы из них ты ни прочёл, тебе обязательно будет даровано просимое». (Муслим, 806; Ибн Хиббан, 778)
Аяты из суры Аль-Фатихи и заключительной части суры Аль-Бакара одновременно являются и обращениями к Аллаху с мольбами (ду`а). Поэтому слова этого ангела означают: если ты (это касается также и любого другого мусульманина) будешь читать эти аяты, в которых содержатся эти мольбы, обращаясь за помощью, на них обязательно будет дан ответ.
Названия суры Аль-Фатиха
Учёные муфассиры перечисляют множество имён этой суры. Здесь приведем основные из них:
— Аль-Фатиха или Фатиха Аль-Китаб – Открывающая Книгу, ведь Коран начинается с этой суры;
— Умм Аль-Китаб или Умм аль-Куран – Мать Книги, ведь в этой суре, как мы сказали выше, заключается суть всего Священного Корана;
— Ас-Саб’у-ль-масани – Семь повторяемых аятов Корана, ведь сура Аль-Фатиха состоит из семи аятов;
— Аль-Хамд – Хвала; сура называется так по первому аяту.
Чтение суры Аль-Фатиха для лечения
Чтение суры Аль-Фатиха каждый день по семь раз утром и вечером может исцелить человека, а также спасти от болезни. Чтобы так читать эту суру, необязательно, чтобы человек заболел, можно её читать таким образом и для профилактики.
От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Как-то мы с группой сподвижников Пророка ﷺ вышли в путь и остановились в одной местности, туда пришла маленькая девочка и сказала: «Нашего старейшину укусила змея (скорпион). Наших людей нет на месте, а нет ли среди вас того, кто мог бы его вылечить (заклинателя)?«
Тут встал один человек, который не был нам известен как заклинатель, и пошёл вместе с ней. Он заговорил господина от укуса змеи, и он исцелился. И за это ему подарили тридцать овец, и нас всех угостили молоком.
Когда этот человек вернулся к нам, мы спросили у него: «А ты разве знал, как заговорить от укуса змеи?» Он ответил: «Нет, я не читал другого заклинания, кроме суры Аль-Фатиха«. Мы сказали: «Давайте не будем это обсуждать, пока мы не придём (и спросим) к Пророку ﷺ «.
Польза от чтения суры Аль-Фатиха в намазе
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) предаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Всевышний Аллах говорит: «Я разделил намаз (суру Аль-Фатиха) между Мной и Моим рабом на две части. И Моему рабу будет дано всё, что он попросит.
Когда скажет раб: «Хвала Аллаху, Господу миров«. Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня«.
Когда же раб говорит: «Милостивому ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День Суда». Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу«.
Когда же раб скажет: Властелину Судного дня«. Он говорит: «Мой раб прославил Меня«.
Когда скажет раб: «Тебе одному мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи«. Он говорит: «Это между Мной и Моим рабом, и Моему рабу будет дано то, что он попросит».
Когда скажет раб: «Веди нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагодетельствовал верой, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с истинного пути«, Всевышний говорит: «Это – Моему рабу, и будет даровано Моему рабу то, чего он просит«». (Муслим, 395)
Толкование суры Аль-Фатиха
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
«С именем Аллаха Милостивого и Милующего ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День Суда».
الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Вся хвала и благодарность Аллаху, Господу миров, а не тем, кому поклоняются помимо Него».
«Милостивому, Милующему ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День Суда».
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
«Властелину Судного дня – Дня расчёта и воздаяния. И никто, кроме Него, не властен ни над чем в этот День Судного Дня»
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
«Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного просим о помощи».
اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ
«Направь нас, о Господь, на истинный путь и правильную религию, на путь тех, которых Ты облагодетельствовал верой, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с истинного пути».
В конце чтения суры Аль-Фатиха следует произнести «амин», что означает: «О Аллах, ответь на нашу мольбу». Желательно сделать небольшую паузу между последними словами суры и «амин», чтобы отделить слова Аллаха от слов человека.
Сура Аль-Фатиха обладает глубоким Божественным смыслом, читая эту суру, раб Аллаха восхваляет Всевышнего Аллаха, указывая на его великие качества. Далее раб обращается к Всевышнему с мольбами, на которые Аллах непременно отвечает.
Как мы отметили выше, множество хадисов свидетельствуют о достоинствах и величии этой суры, и нет сомнения в том, что чтение этой суры не только при совершении намаза, но и в разных жизненных ситуациях принесёт человеку большое вознаграждение и огромную пользу.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.