Что обозначает азбука морзе
Азбука Морзе
Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек» [1] ). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек. Назван в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе.
Буквенные коды (собственно «азбука») были добавлены коллегой Морзе, Альфредом Вейлем — факт, который Морзе впоследствии всячески отрицал (а заодно приписывал себе изобретение телеграфа как такового). Вейлем же, возможно, была придумана и цифровая часть кода.. А в 1848 году код Вейля/Морзе был усовершенствован немцем Фридрихом Герке (англ.). Код, усовершенствованный Герке, используется до настоящего времени.
Содержание
Телеграфная азбука
Современная телеграфная азбука (система кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как «код Морзе» или «морзянка») существенно отличается от той, что предложил в 1838 г. С. Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что её автором был Альфред Вейл — партнёр Самюэля Морзе по бизнесу, известный тем, что ввел «коммерческий код» из групп по 5 символов. Исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. Во-первых, в ней использовались посылки трёх разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» — в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов.
Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи — компактнее.
Передаваться и приниматься азбука Морзе может с различной скоростью — это зависит от возможностей и опыта радистов. Обычно средней квалификации радист работает в диапазоне скоростей 60 — 100 знаков в минуту. Достижения по скоростным приёму-передаче находятся в диапазоне скоростей 260—310 знаков в минуту.
Азбука Морзе — средство для передачи сообщения в местах, где другие средства недоступны (например, в тюрьмах).
Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в МТК-2, а потом в КОИ-7 и КОИ-8 (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ — Я).
В 2004 Международный союз электросвязи (МСЭ) ввёл в азбуку Морзе новый код для символа @, для удобства передачи адресов электронной почты.
На практике вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности запоминают так называемый «напев» (мнемоническую словесную форму), соответствующий каждому знаку кода Морзе. «Напевы» не являются стандартными, они могут различаться в зависимости от школы обучения или вообще не применяться (тогда обучаемый запоминает «мелодию» символа). Если в радиограмме только цифры, то вместо пяти тире нуля передается только одно тире.
Русский символ | Латинский символ | Код Морзе | «Напев» |
---|---|---|---|
A | · − | ай-даа, ай-ваа | |
Б | − · · · | баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан | |
В | · − − | ви-даа-лаа, вол-чаа-таа | |
Г | − − · | гаа-раа-ж, гаа-гаа-рин | |
Д | − · · | доо-ми-ки | |
Е (также и Ё) | · | есть | |
Ж | · · · − | же-ле-зис-тоо, жи-ви-те-таак, я-бук-ва-жее, же-ле-ки-таа | |
З | − − · · | заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, заа-раа-зи-ки | |
И | · · | и-ди | |
Й | · − − − | йас-наа-паа-раа, йош-каа-роо-лаа, и-краат-коо-ее | |
К | − · − | каак-же-таак, каак-де-лаа, каа-тень-каа | |
Л | · − · · | лу-наа-ти-ки | |
М | − − | маа-маа, моор-зее | |
Н | − · | ноо-мер, наа-те | |
О | − − − | оо-коо-лоо | |
П | · − − · | пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет | |
Р | · − · | ре-шаа-ет, ру-каа-ми | |
С | · · · | си-ни-е, си-не-е, са-мо-лёт | |
Т | − | таак | |
У | · · − | у-нес-лоо, у-бе-гуу | |
Ф | · · − · | фи-ли-моон-чик | |
Х | · · · · | хи-ми-чи-те | |
Ц | − · − · | цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик | |
Ч | Ö | − − − · | чаа-шаа-тоо-нет, чее-лоо-вее-чек |
Ш | CH | − − − − | шаа-роо-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа |
Щ | − − · − | щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-ваа | |
Ъ | Ñ | − − · − − | ээ-тоо-твёр-дыый-знаак, твёёр-дыый-не-мяяг-киий |
Ы | − · − − | ыы-не-наа-доо | |
Ь (также и Ъ) | − · · − | тоо-мяг-кий-знаак | |
Э | É | · · − · · | э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ки |
Ю | Ü | · · − − | ю-ли-аа-наа |
Я | Ä | · − · − | я-маал-я-маал |
· − − − − | и-тооль-коо-оо-днаа | ||
· · − − − | две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа | ||
· · · − − | три-те-бе-маа-лоо, и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар | ||
· · · · − | че-тве-ри-те-каа | ||
· · · · · | пя-ти-ле-ти-е, пе-тя-пе-ту-шок | ||
− · · · · | поо-шес-ти-бе-ри, шеесть-по-ка-бе-ри | ||
− − · · · | даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо, даай-даай-за-ку-рить, даай-даай-се-ме-рик, даа-ваай-на-ли-вай | ||
− − − · · | воо-сьмоо-гоо-и-ди, моо-лоо-коо-ки-пит | ||
− − − − · | ноо-наа-ноо-наа-ми, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик | ||
− − − − − | нооль-тоо-оо-коо-лоо, саа-мыый-длиин-ныый-нооль | ||
Точка | · · · · · · | то-чеч-ка-то-чеч-ка | |
Запятая | · − · − · − | крю-чоок-крю-чоок-крю-чоок | |
Двоеточие | − − − · · · | двоо-ее-тоо-чи-е-ставь | |
; | − · − · − · | тоо-чка-заа-пя-таа-я | |
Скобка | − · − − · − | скоо-бку-стаавь-скоо-бку-стаавь, скоо-бку-тыы-мнее-пи-шии | |
Апостроф | · − − − − · | крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь | |
Кавычки | · − · · − · | ка-выы-чки-ка-выы-чки, ка-выы-чки-от-крыы-лись | |
— | − · · · · − | чёёр-точ-ку-мне-да-ваай, чёёр-точ-ку-ты-пи-шии | |
/ | − · · − · | дрообь-здесь-пред-стаавь-те, доо-ми-ки-ноо-мер | |
? | · · − − · · | вы-ку-даа-смоо-три-те, до-про-сии-лии-е-го, у-нес-лоо-доо-ми-ки, э-ти-воо-проо-си-ки | |
! | − − · · − − | оо-наа-вос-кли-цаа-лаа | |
Знак раздела | − · · · − | рааз-де-ли-те-каа, слуу-шай-те-ме-няя | |
Ошибка/перебой | · · · · · · · · | хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те, ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь | |
@ | · − − · − · | со-баа-каа-ре-шаа-ет, со-баа-каа-ку-саа-ет | |
Конец связи (end contact) | · · − · − | хо-ро-шоо-по-каа, хо-ро-шоо-да-ваай, до-сви-даа-ни-яя |
Звукозапись музыкального звучания латинского варианта азбуки Морзе. Цифры, буквы и знаки препинания: [1]
Аббревиатуры
Для ускорения радиообмена широко используются аббревиатуры, специальные «Q-коды» и многочисленные жаргонные выражения, например:
Альтернативное отображение кодов
Некоторые методы обучения или изучения азбуки Морзе.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Термин «Азбука Морзе» знают не только профессиональные связисты, дотошные радиолюбители, но и наверное более или менее информированные обыватели, благодаря кино, прессе и радио. Но к сожалению далеко не все знают истории её изобретения, самих авторов и так далее. Но всё же давайте начнём с самого начала. Итак кто такой есть сам Морзе?
Сэмюэль Морзе не имел никакого специального технического образования. Он был вполне успешным художником, основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке.
Вот теперь подробности истории этого изобретения …
Самюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 г. в семье известного местного проповедника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун (штат Массачусетс). В 1805 г. он поступил в Йельский университет.
В 1811 г. Самюэл отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона. Юноша подавал большие надежды как художник. В 1813 г. он представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину «Умирающий Геркулес», удостоенную золотой медали. В 1815 г. — вернулся на родину. Через несколько лет Самюел был признан лидером и кумиром молодых американских художников (его кисти принадлежит знаменитый портрет президента Мунро). В 1825 г. он основал в Нью-Йорке общество живописцев (впоследствии — Национальная академия рисунка) и стал его президентом, а в 1829 г. — вновь отправился в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.
1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник «Салли» (капитан судна — Пелл). Его пассажирам знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) — Чарльз Т.Джексон в салоне первого класса демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл.
В Европе, в это время, была опубликована книга М.Фарадея и приведенные в ней опыты повторялись во многих лабораториях, а Петербург в начале 1832 г. стал свидетелем первых опытов Шиллинга. «Извлечение искр из магнита» казалось непосвященным чудом. Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам, с использованием сочетаний передачи «искр». Эта идея захватила его. За время месячного плавания домой Морзе набросал несколько чертежей. Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но безуспешно. В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете, в котором в сентябре 1837 г. продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.
Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе и согласился пожертвовать 2 тыс. долларов и предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии — С.Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение было послано 27 мая 1844 г. и текст которого гласил: «Чудны дела твои, Господи!» Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б.С.Якоби, а для приема — электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера.
Работая над дальнейшим совершенствованием своего телеграфного аппарата, Самюэл Морзе в 1838 г. изобрел и код — телеграфную азбуку. Примечание: Телеграфная азбука (система кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как «код Морзе» или «морзянка»), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 году С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл — партнер Самюэля Морзе по бизнесу.
Современный вариант международного «кода Морзе» (International Morse) появился совсем недавно — в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т.н. «континентального» варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт — первоначальный вариант «кода Морзе» кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века!
В 1851 г. германская «Комиссия по устройству телеграфа» оценила преимущества «аппарата Морзе», и с тех пор он нашел свое широкое применение.
Последние годы С.Морзе жил в Пончкифи (близ Нью-Йорка) и умер 2 апреля 1872 г. в богатстве и почете.
НАБОР МАСТЕР КИТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ТЕЛЕГРАФИСТОВ
Рисунок 1. Сэмюэль Морзе
Рисунок 2. Первый телеграфный ключ
Первый телеграфный ключ (рис.2) изготовил и использовал молодой, талантливый помощник С. Морзе: Альфред Вейл (1807-1859 г.г.) (рис.3) [1].
Рисунок 3. Конструктор первого телеграфного ключа Альфред Вейл
С его помощью в 1844 г. было передано первое сообщение «морзянкой» из столицы США (г. Вашингтон) в г. Балтимор (рис.4) [1].
Рисунок 4. Первая телеграмма
Сегодня таких телеграфных ключей [2,3] вы уже не встретите, они стали достоянием частных коллекционеров и музеев.
Рисунок 5 и 6. Виды телеграфных ключей
Для передачи радиограмм используются два типа ключей: механический и электронный [2,3].
В последнее время для передачи текстовых сообщений многие радиооператоры и радиолюбители применяют клавиатуру персонального компьютера и специальную «телеграфную» программу. Существуют также компьютерные программы, «расшифровывающие» коды Морзе в смысловые фразы, но никакая программа не сможет заменить профессионального радиста!
Изучение азбуки Морзе лучше начать на обычном механическом ключе: формируется «почерк», легче запоминаются символы.
А с несложным электронным устройством для изучения азбуки Морзе читатели могут познакомиться в этой статье. Генератор Морзе поможет самостоятельно изучить «морзянку»; благодаря малым размерам, автономному питанию и достаточно большой мощности его можно использовать для коллективных тренировок, в тестах и соревнованиях. Простая электрическая схема и конструкция генератора позволит собрать надежное устройство из набора МАСТЕР КИТ NM5036 даже начинающему радиолюбителю. Генератор Морзе послужит хорошим учебным пособием для изучения основ радиоэлектроники.
Генератор Морзе NM5036
Для тех, кто совершает первые шаги в мир радиосвязи, предлагаемый генератор будет очень полезен. Он пригодится на занятиях по изучению азбуки Морзе и поможет получить практические навыки работы на телеграфном ключе. Небольшие размеры платы и возможность работы от батареи позволяют собрать устройство целиком в небольшом корпусе, поэтому его можно использовать не только дома, но и брать с собой на занятия в радиошколу.
Таблица 1. Технические характеристики генератора Морзе
Номинальное напряжение питания, В | 3,0…9,0 |
Максимальная выходная мощность, Вт | 2,0 |
Номинальное сопротивление нагрузки, Ом | 8…32 |
Максимальный ток нагрузки, не более, А | 1,0 |
Размер печатной платы, мм | 40х30 |
Генератор Морзе выполнен на основе универсальной схемы несимметричного мультивибратора (VT1, VT2). Рабочая частота мультивибратора определяется номиналами резисторов R1, R2, R3, R4 и конденсатором C1. Принципиальная электрическая схема показана на рис.7, а фотография устройства – на рис.8.
Рисунок 7. Схема простейшего генератора
В табл. 2 приведен перечень элементов, необходимых для самостоятельной сборки генератора.
Для питания устройства необходим источник питания, обеспечивающий выходное напряжение 3,0…9,0 В. Следует учитывать, что изменение напряжения питания приводит к изменению громкости и рабочей частоты генератора. К генератору можно подключить низкоомные головные телефоны (например, от аудиоплеера) или небольшую динамическую головку.
Рисунок 8. Фотография звукового генератора
Таблица 2. Перечень элементов.
Позиция | Номинал | Примечание | Кол |
R1 | 270 кОм | Красный, фиолетовый, желтый | 1 |
R2, R4 | 22 кОм | Красный, красный, оранжевый | 2 |
R3 | 22 кОм | Подстроечный резистор | 1 |
R5 | 560 Ом | Зелёный, голубой, коричневый | 1 |
С1 | 0,01мкФ | Керамический конденсатор Вариант маркировки – 104 | 1 |
С2 | — | Не устанавливать | — |
С3 | — | Не устанавливать | — |
VТ1 | BC557 | Корпус ТО92-1 | 1 |
VT2 | BD137-16 | Корпус ТО126 Возможна замена на КТ815 | 1 |
X1 | BAT/SNAP | Разъем питания батареи +9В | 1 |
А503 | Печатная плата | 40х30 мм | 1 |
Внешний вид печатной платы А503 показан на рис.9 и рис.10.
Рисунок 9 и 10. Печатная плата
Изучаем самостоятельно азбуку Морзе
Для самостоятельного обучения азбуки Морзе прилагается учебная таблица 3. Вы можете прослушать все звуки, щелкнув по ссылке напротив буквы
Табл. 3, Телеграфная азбука Морзе (ти – точка, таа – тире)
Что мы знаем про Азбуку Морзе
Азбука Мо́рзе, «Морзя́нка», Код Мо́рзе — способ знакового кодирования, представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов: длинных (тире) и коротких (точек).
За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек. Назван в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе.
Сэмюэл Морс и Альфред Вейл также разработали телеграфную машину, которая используется для отправки сообщений азбукой Морзе.
Телеграфист сидит за аппаратом и выстукивает длинные и короткие звуки, чтобы представить буквы сообщения, которое он посылает. Я думаю, что нужно много концентрации и очень хорошая память, чтобы отслеживать все эти точки и тире!
Что такое азбука Морзе
Азбука Морзе — это метод передачи телеграфной информации, использующий стандартизированные последовательности коротких и длинных элементов для представления букв, цифр, знаков препинания и специальных символов сообщения.
Короткие и длинные элементы могут быть сформированы звуками, метками или импульсами при включении-выключении и обычно известны как «точки» и «тире» или «диты» и «дахи».»
Азбуку Морзе можно передавать несколькими способами: первоначально в виде электрических импульсов по телеграфному проводу, но также и в виде звукового сигнала, радиосигнала сигнал с короткими и длинными тонами, или как механический или визуальный сигнал (например, мигающий свет) с помощью таких устройств, как лампа Aldis или гелиограф.
Азбука Морзе передается только в двух состояниях (вкл. и выкл.), так что это была ранняя форма цифрового кода. Однако технически он не является двоичным, так как для декодирования информации требуются длины пауз.
Первоначально созданный для электрического телеграфа Сэмюэля Ф. Б. Морса в начале 1840-х годов азбука Морзе также широко использовалась для ранней радиосвязи, начиная с 1890-х годов.
В первой половине XX века большая часть высокоскоростной международной связи осуществлялась азбукой Морзе с использованием телеграфных линий, подводных кабелей и радиосхем.
Однако переменная длина символов Морзе затрудняла адаптацию к автоматизированным схемам, поэтому для большинства электронных коммуникаций она была заменена более удобными для обработки форматами, такими как код Бодо и ASCII. Использование азбуки Морзе произвело революцию в международной коммуникации.
Возможность использования визуального сигнала также означала, что азбука Морзе может использоваться для обозначения бедствия и необходимости помощи, будь то со спасательной шлюпки в море или с изолированного места на суше (сигнализация поисково-спасательного самолета).
Его использование все больше становится предметом исторического интереса, но мало кто будет оспаривать, что он внес вклад в человеческую коммуникацию неисчислимой ценности и значимости.
История создания
Начиная с 1836 года, Сэмюэл Ф. Б. Морс и Альфред Вейл разработали электрический телеграф, который использовал электрические токи для управления электромагнитом, расположенным на приемном конце телеграфа провод. Технология, имевшаяся в то время, не позволяла печатать символы в удобочитаемой форме, поэтому изобретателям пришлось изобрести альтернативное средство связи.
Начиная с 1837 года Уильям Кук и Чарльз Уитстон управляли электрическими телеграфами в Англии, которые также управляли электромагнитами в приемниках; однако их системы использовали игольчатые указатели, которые вращались, чтобы указать посылаемые буквенные символы.
В отличие от этого, начальный телеграф Морса и Вейла, который впервые начал работать в 1844 году, сделал вмятины на бумажной ленте при передаче электрического тока.
Оригинальный телеграфный приемник Морса использовал механический часовой механизм для перемещения бумажной ленты. Когда был получен электрический ток, электромагнит включил якорь, который толкнул стило на движущуюся бумажную ленту, делая на ленте углубление. Когда ток прерывался, электромагнит втягивал стило, и эта часть движущейся ленты оставалась незамеченной.
Азбука Морзе была разработана для того, чтобы операторы могли переводить отступы, отмеченные на бумажной ленте, в текстовые сообщения. В своем самом раннем коде Морс планировал передавать только цифры и использовать словарь для поиска каждого слова в соответствии с номером, который был отправлен.
Однако вскоре код был расширен, включив в него буквы и специальные символы, так что его можно было использовать более широко. Более короткие знаки назывались «точками», а более длинные — «тире», а буквам, наиболее часто используемым в языке, присваивались самые короткие последовательности.
В оригинальных телеграфах Морзе якорь приемника издавал щелкающий звук, когда он входил и выходил из положения, чтобы отметить ленту. Операторы вскоре научились переводить щелчки непосредственно в точки и тире, что делало ненужным использование бумажной ленты.
Когда азбука Морзе была адаптирована к радио, точки и тире передавались в виде коротких и длинных импульсов. Позже было обнаружено, что люди становятся более опытными в получении азбуки Морзе, когда ее преподают как язык, который слышат, а не читают со страницы. Чтобы отразить звучание азбуки Морзе, практикующие начали произносить тире как «дах», а точку как «дит».»
Азбука Морзе была неотъемлемой частью международной авиации. Коммерческие и военные летчики должны были быть знакомы с ним, как для использования с ранними системами связи, так и для идентификации навигационных маяков, которые передавали непрерывные трехбуквенные идентификаторы в азбуке Морзе.
Еще в 1990-х годах на авиационных картах были указаны трехбуквенные идентификаторы каждого аэропорта в Морзе, а на секционных картах до сих пор отображаются сигналы Морзе для Vortac и NDB, используемые в полетной навигации.
Азбука Морзе также использовалась в качестве международного стандарта морской связи до 1999 года, когда она была заменена Глобальной системой безопасности при бедствиях на море.
Когда французский флот перестал использовать азбуку Морзе в 1997 году, последнее переданное сообщение было «Вызываю всех. Это наш последний крик перед вечным молчанием.»
Наиболее популярным в настоящее время является использование азбуки Морзе радиолюбителями, хотя в некоторых странах она больше не является обязательным требованием для любительского лицензирования.
Он также продолжает использоваться для специальных целей, включая идентификацию навигационных радиомаяков и наземных мобильных передатчиков, а также некоторых видов военной связи, включая сигнальную семафорную связь между кораблями в некоторых военно-морских службах.
Азбука Морзе — это единственный режим цифровой модуляции, предназначенный для легкого чтения человеком без компьютера, что делает его подходящим для передачи автоматизированных цифровых данных по голосовым каналам, а также делает его идеальным для аварийной сигнализации, например, с помощью импровизированных источников энергии, которые можно легко «переключать», например, подавая и отключая электроэнергию (например, щелкая выключателем или включая и выключая фонарик).
С чего начать изучение
Прежде чем начать общаться с помощью радиосигналов, понадобится запомнить значения всех кодов и научиться воспринимать их на слух.
На первых уроках по морзянке нужно только читать и стараться усвоить последовательность знаков.
Сначала запоминают по 5-7 комбинаций в день. А по мере освоения алфавита и накопления информации эту норму снижают до 3-4. Последовательность изучения букв не имеет значения.
Хотя в первую очередь лучше обратить внимание на те, что чаще употребляются в речи. Вслед за буквами приступают к цифрам, позже – к знакам препинания.
Когда кодовые комбинации хорошо изучены, надо научиться самостоятельно и оперативно (с отставанием на несколько пунктов от услышанного) записывать расшифровки.
Для тренировки можно пользоваться компьютерными программами, например, генератором Морзе, предварительно установив скорость воспроизведения получаемой информации, тон сигналов, подходящий текстовый файл.
Для первых занятий лучше выбрать небольшую частоту подачи знаков (по 10-15 в минуту) и более длительные паузы между ними.
Напевы
Запоминание кодов с помощью музыкальных фраз разработали в годы Второй мировой войны, когда требовалось оперативно готовить связистов. Для этого подбирали слова, начинающиеся на нужную букву и состоящие из слогов подходящей длины. Последние должны были ассоциироваться с точками и тире.
Например:
Но не к каждому коду можно было подобрать удачный вариант. Тем более что распознать напевы в живой морзянке непросто: все они звучат быстро. И все-таки использование напевов при изучении азбуки Морзе полезно. Поэтому в свободное время не забывайте приговаривать, насвистывать или напевать их.
Как наращивать скорость приема
Если тренироваться в получении и записывании радиосигналов 2-4 раза в неделю по 1,5-2 часа (с небольшими перерывами), то через месяц можно добиться скорости восприятия около 40-60 знаков в минуту, а через 2-6 месяцев – уже 70-90.
Слушайте радиоэфир, чтобы тренировать слуховое восприятие
Во время занятий важно обратить внимание на следующие нюансы:
Полезно слушать живой радиоэфир и тренировать слуховое восприятие, отделяя мысленно слова, фразы и предложения. При этом не стоит обращать внимания на количество точек и тире, привыкая к звуковым сочетаниям (или напевам) и повышая частоту восприятия.
Отрабатывать ритмичность набора кодов лучше с механическими или электрическими средствами радиосвязи: так быстрее запоминаются символы и их сочетания.
Проходить уроки надо регулярно, а во время учебы быть сосредоточенным.
Большие перерывы между занятиями могут свести проделанную работу к нулю, и придется начинать все заново.
Ценные оперативные навыки не забываются, даже после многолетнего перерыва их несложно восстановить путем непродолжительных тренировок.
Сэмюэль Морзе не имел никакого специального технического образования. Он был вполне успешным художником, основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке.
Возвращаясь из путешествия по Европе на корабле, Морзе увидел фокусы с применением электромагнитной индукции, которыми развлекали скучающую публику. Провод под электрическим напряжением подносили к компасу, стрелка которого начинала бешено крутиться.
Именно тогда Морзе пришла в голову идея передавать по проводам определённые сигналы. Художник тут же набросал схему прообраза телеграфа. Прибор состоял из рычага на пружине, к концу которого был прикреплен карандаш. При подаче тока карандаш опускался и оставлял на движущейся бумажной ленте линию, а при отключении тока карандаш поднимался, и в линии получался пробел.
Изобретение телеграфа
Морзе удалось воплотить идею в жизнь только через три года – сказывался недостаток технического образования. Первый аппарат смог принять и зафиксировать сигнал по проводу 500 метров длиной. Тогда это открытие не вызвало особого интереса, поскольку не имело коммерческой выгоды.
Потенциал изобретения Морзе увидел промышленник Стив Вейл. Он профинансировал дальнейшие исследования художника и приставил к нему помощником своего сына Альфреда.
В итоге прибор удалось усовершенствовать – он более точно принимал сигнал, а длина провода возросла во много раз. Такой телеграф уже можно было использовать, и в 1843 году Конгресс США постановил провести первую телеграфную линию между Балтимором и Вашингтоном. Уже через год по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».
Доработка азбуки
Естественно, аппарат не мог отображать буквы – только линии определённой длины. Но этого было вполне достаточно. Различные комбинации линий и точек обозначали собой знаки алфавита и цифры. Историки не могут сказать наверняка, был ли этот код изобретением Морзе или его партнера Вейла.
Первоначально азбука Морзе состояла из трёх сигналов разной длительности. За единицу времени принималась точка. Знак тире состоял из трёх точек. Пауза между буквами в слове — три точки, между словами — семь точек. Это обилие знаков создавало путаницу и усложняло процесс приёма телеграмм. Поэтому конкуренты Морзе постепенно доработали код. Для наиболее популярных фраз и букв были разработаны простые комбинации букв или цифр.
Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе или, как её ещё называют, «морзянку». Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских.
Как используют «морзянку» сейчас?
В наше время, как правило, используют более современные средства связи. Азбуку Морзе иногда применяют на флоте и в МЧС. Она очень популярна среди радиолюбителей.
«Морзянка» самый доступный и простой способ связи. Принимать сигнал можно на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех, кодировать послания можно вручную, а запись и воспроизведение происходит с помощью простейших устройств. Таким образом, азбука Морзе не подведёт в чрезвычайной ситуации, если из строя выйдет более сложное оборудование.
В среднем радист может передать от 60 до 100 знаков в минуту. Рекордная скорость составляет 260-310 знаков в минуту. Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы.
Для того чтобы серьёзно изучить телеграф, нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а «напевы», которые получаются, когда звучит буква целиком. Например, напев «Фи-ли-мон-чик» означает, что была передана буква F.
Сигнал SOS
SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов.
Таким образом, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как SaveOurShip (спасите наш корабль), SaveOurSouls, SaveOurSpirits (спасите наши души), SwimOrSink (плыть или тонуть), StopOtherSignals (прекратите другие сигналы) тоже появились уже после того, как сигнал стал использоваться в международной практике. У русских моряков использовался мнемоник «Спасите От Смерти».
Буквенная запись сигнала бедствия в официальных или учебных документах по радиотелеграфии и морскому делу имеет вид SOS (с чертой наверху), это означает, что сигнал передаётся без межбуквенных интервалов.
Первое использование
Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» 15 апреля 1912 года в 00:45. В действительности этот случай был, по меньшей мере, восьмым по счету.
Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.
В искусстве
В 1930-е годы Юлиус Фучик и Богумила Силова написали сказку «Буквы из ящика радиста». Персонажи сказки — три буквы: Слава, Ольга и Сашенька — странствуют по свету в поисках помощи терпящих кораблекрушение. В 1966 г. по мотивам сказки на Киевской студии научно-популярных фильмов был снят мультфильм.
Для ускорения радиообмена широко используются аббревиатуры, специальные «Q-коды» и многочисленные жаргонные выражения. Примеры зашифрованных посланий на «языке Морзе» смотрите в нашей иллюстрации.
Как научиться азбуке Морзе: простые советы
Как мы уже поняли, Азбука Морзе — это система связи, разработанная Сэмюэлем Ф. Б. Морзе, которая использует серию точек и тире для передачи кодированных сообщений.
Хотя первоначально она была разработана как способ связи по телеграфным линиям, азбука Морзе до сих пор используется радиолюбителями и также полезна для отправки срочных сигналов бедствия в чрезвычайных ситуациях. Хотя изучение азбуки Морзе не особенно сложно, оно требует изучения и самоотдачи, как и любой другой язык.
Как только вы узнаете значение основных сигналов, вы можете начать писать и переводить свои собственные сообщения.
Изучите значение основных сигналов
Азбука Морзе состоит из двух различных сигнальных единиц—точек и тире. Вашей первой задачей будет научиться распознавать эти единицы, как они появляются в тексте.
Точки выглядят как простые точки, а тире — это длинные горизонтальные линии, похожие на дефисы. Каждый символ в русском языке может быть представлен с помощью этих двух сигналов.
Посмотрите на азбуку Морзе
Отсканируйте азбуку азбуки Морзе и обращайтесь к ней при попытке расшифровать отдельные символы.
Знакомясь с морзе-символами алфавита, запишите каждую отдельную букву или цифру, а затем произнесите вслух соответствующую комбинацию точка-тире.
Со временем вы сможете рефлекторно вспоминать символы кода, основываясь как на их звуке, так и на внешнем виде.
Потренируйтесь произносить вслух точки и тире в правильном ритме. Точки издают короткий односложный звук. Тире более вытянуты и должны длиться примерно в три раза дольше, чем точки, когда произносятся.
Этот быстрый и медленный ритм — то, как отдельные единицы различаются в азбуке Морзе.
Обратите внимание на расстояние между словами и буквами. Каждая буква должна быть разделена пробелом, равным одной черточке, в то время как полные слова должны быть разделены пробелом из семи точек.
Чем тщательнее ваш интервал, тем больше вероятность того, что ваше сообщение будет понято.
Как правило, быстрее выучить азбуку Морзе на слух, а не визуально, так как это позволяет отказаться от процесса подсчета точек и тире.
Начните запоминать основные слова и буквы
Самые простые для начала, это те, которые представлены одним знаком точки или тире. Одна точка, например, представляет букву “E”, в то время как один знак тире представляет букву “T” Оттуда, вы можете перейти к двум точка (“И”) и двум тире (“M”) и так далее.
Укрепите свои знания об элементарных символах, прежде чем собирать более сложные последовательности.
Слушайте записи азбуки Морзе
Посмотрите записи сообщений азбукой Морзе, которые дадут вам представление о том, как осуществляется связь с помощью системы. Обратите внимание на паузы между каждым элементом, а также на самих элементы. При необходимости замедлите воспроизведение записи, чтобы каждый сигнал было легче различить.
Копируйте детские книги
Детские сказки написаны краткими и простыми фразами, которые идеально подходят для практики азбуки Морзе для новичка.
Просматривайте книги страница за страницей, переводя короткие предложения в код.
Система была разработана для передачи несложных сообщений, так что в качестве тренировочного упражнения эти типы книг могут пригодиться.
Завершите учебную программу, скопировав несколько важных слов и фраз, затем перемешайте их и переведите в начале следующей сессии. Это поможет укрепить ваши знания, позволяя вам многократно видеть и интерпретировать одни и те же символы.
Держите свой словарный запас простым, чтобы сделать написание и чтение сообщений более эффективным.
После того как вы станете более компетентными, ведите дневник исключительно азбукой Морзе.
Для регулярной практики возьмите в привычку переписывать список покупок, имена ваших близких или другие короткие сообщения.
Помощь друга
Если вы знаете кого-то еще, кто прилагает усилия для изучения азбуки Морзе, вы можете улучшить свои навыки вместе. Используйте код, чтобы приветствовать друг друга, передавать идеи или рассказывать личные секреты.