Что обозначает древний египет
Магические символы Египта: что они обозначают
Письменных источников в те времена не было, поэтому египтяне придумали специальные символы, несшие в себе значения жизни и смерти, власти, культуры, любви и дружбы.
По сей день эти таинственные знаки будоражат умы людей. Попробуем разобраться, что же обозначают основные символы Египта.
Главный символ египетской цивилизации
Наиболее важным амулетом Древнего Египта являлся анкх, несущий культовый смысл жизни и бессмертия. Внешне символ объединяет в себе крест и замкнутый круг, что является сочетанием жизни и бесконечности. Поэтому анкх чаще всего изображался на усыпальницах. Однако нередко символ наносили и на стены каналов: египтяне считали, что сила знака остановит даже самое сильное наводнение.
В наши дни таинственный анкх не потерял свою ценность, он пригодится владельцу во время ритуалов и магических обрядов. А талисман с изображением этого символа может принести здоровье, мудрость и счастье.
Символы бога Гора
Бог неба и солнца в облике сокола звался Гором и был на особом счету у древних египтян. Они считали его покровителем царского дома, а каждого фараона представляли живым воплощением этого божества.
Уаджет и крылатое солнце по сей день являются двумя самыми популярными египетскими символами, тесно связанными с личностью светлого Гора. Они считались сильными оберегами для всех тех, кто их носит или изображает на стенах своего жилища.
Отели в г. Шарм-эль-Шейх: Популярные
Уаджет – это левый соколиный глаз Гора
Древнеегипетский символ, который по сей день встречается чуть ли не в каждом египетском доме. Он представляет собой изображение глаза с ярким макияжем, за что и получил свое прозвище “всевидящее око”.
Мифы сообщают, что уаджет – это левый соколиный глаз Гора, который был выбит в схватке с богом Сетом. Позже он был исцелен Тотом, благодаря чему стал могущественным амулетом, без которого не обходился ни один фараон Египта. Обязательным элементом уаджета является спираль, олицетворяющая постоянное движение к лучшему и нескончаемый запас жизненной энергии.
Крылатое солнце
Легенды гласят, что во время битвы со злыми силами Гору пришлось принять вид солнца с крыльями. Поэтому египтяне верили, что крылатый оберег способен спасти от зла. Его использовали над входом в усыпальницу фараона, нередко дополнив такой амулет изображением змей, размещенных по бокам от солнечного круга. Они символизировали вечное равновесие борьбы добра со злом.
Символы Египта – обереги
Все египетские символы могут выступать оберегами для своих владельцев. Некоторые из них изготавливаются в индивидуальном порядке и становятся персональными амулетами. Обычно ими являются следующие символы:
Символы животного мира
В Древнем Египте многие животные почитались наравне с богами, их символические изображения запечатлелись на стенах жилищ, одежде, усыпальницах и предметах быта. Основными священными существами египетской цивилизации являлись скарабей, кошка, цапля и ибис.
Жук-скарабей
Главным священным существом Египта во все времена являлся жук-скарабей: его символические изображения можно увидеть на многих древних статуэтках, рисунках и печатях – особых фигурках, сопровождающих усопших в загробный мир, так как, в первую очередь, жук означал бессмертие. Иногда его даже сажали на сердце умершего, сопроводив оберег сакральными письменами.
По сей день скарабей встречается почти на всех египетских бытовых предметах, украшениях и сувенирах. Такая популярность скарабея объясняется тем, что древние жители Египта видели сходство между богом Ра и жуком: только первый с легкостью катил по небосклону солнце, а второй также просто скатывал на земле шарики навоза.
Самые дешевые билеты из Москвы в Шарм-эш-Шейх и обратно
Кошка
Вторым по значимости египетским священным животным являлась кошка, к которой здесь относились с глубоким уважением. За убийство зверя карали смертной казнью. А после ухода в мир иной кошек бальзамировали и хоронили в особых усыпальницах, отдав им все возможные почести.
Такая привязанность к животным не была случайностью. Египтяне считали, что богиня красоты и семейного уюта Бастет живет в человеческом мире в виде кошки. Поэтому звери также отождествлялись с защитницами женщин и хранительницами семейного очага. Удлиненные фигурки кошек устанавливались в домах, чтобы уберечь жилища от враждебных сил.
Священной птицей Древнего Египта считался ибис, поскольку он олицетворялся с богом Тотом – покровителем науки. Талисманы с символическим изображением птицы предпочитали носить научные деятели, а также другие представители интеллектуальных профессий.
А еще Тота называли покровителем луны, благодаря чему он являлся одаренным богом, наделенным магическими способностями. Поэтому каждый, кто использовал талисман ибиса, тоже мог претендовать на чародейские способности, которые должны были перейти к нему вместе с оберегом.
***
Загадочная древнеегипетская культура оставила после себя большое количество причудливых артефактов, многие из которых наделены особым смыслом и имеют чудесные свойства. Некоторые символы не теряют популярности по сей день, они часто используются для изготовления различных талисманов, символизирующих невероятные способности человека или защиту от недобрых сил. Однако, увлекаясь значениями символов, помните о том, что как бы ни была велика сила тайных знаков, нашу жизнь создают не они, а только мы сами.
Если вы прочли мои записи, вам понравилось, и вы решили тоже посетить Египет, воспользуйтесь удобными и надежными сервисами:
К примеру, Мой Автопрокат предлагает своим клиентам автомобили различного класса по выгодным условиям. Все предоставляемые машины находятся в отличном состоянии. Если вы путешествуете с детьми, дополнительно у автопрокатчика можно запросить бустер, детское кресло и даже люльку.
Древняя цивилизация Египта (обзорная статья)
«Даром Нила» называли Египет в древности
Географическое положение
Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах — города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» — Черная Земля — по цвету местной почвы.
По словам Геродота, Египет — «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей хозяйственной деятельности населения. В Египте и соседних с ним областях имелось почти все ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком, песчаником. В самом Египте металлов не было, но они добывались в прилегающих областях: на Синайском п-ове — медь, в пустыне между Нилом и Красным морем — золото, на побережье Красного моря — цинк и свинец. Серебро и железо доставляли главным образом из Малой Азии (см. Карту полезных ископаемых Египта).
Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.
Образование единого государства
Более подробно про первые века Древнего Египта и становление государства читаем в статье — «Образование государства. Раннее царство Древнего Египта».
В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства — Нижний Египет и Верхний Египет. После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.
Стела царя Хора Уаджи из Абидоса. I династия.
С именем царя Мина (греч. Менеса) — основателя I династии, тождественного, вероятно, Хору Аха, — связано начало летописной египетской традиции. Согласно преданию, сохранившемуся у Геродота, Мин основал столицу объединенного царства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения. Отсюда удобно было управлять и югом и севером страны. Этот город греки и назвали впоследствии Мемфисом.
Ранее царство
В эпоху Раннего царства (XXX-XXVIII вв. до н.э.) Египет управлялся двумя династиями, которые происходили из верхнеегипетского г. Тина (у Абидоса). Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы своей страны: на юг — в Нубию, на запад — в Ливию, на восток — на Синайский п-ов. Фараон II династии Хасехем окончательно объединил страну в централизованное государство, подавив волнения на севере Египта.
Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. Уже для Египта Раннего царства была характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Многочисленные винные сосуды, найденные в Нижнем Египте, свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда. Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло. Началось изготовление папируса, предназначенного для письма. Его изобретение имело исключительное значение. Способствуя широкому распространению письменности, оно надолго пережило древнеегипетскую цивилизацию, оказав влияние на культуру более поздних эпох и став известным в греко-римском мире и в средневековой Европе.
Древнее царство
Карта Египта. Древнее царство.
В период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) Египет являлся крупным централизованным государством, распространявшим свое влияние на области Синайского п-ова, южную Палестину и Нубию.
Цари вели постоянные войны. Известно, например, что во время похода в Нубию основателя IV династии Снофру (XXVIII в. до н.э.) было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, а во время похода на ливийцев — 1100 человек. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском п-ове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом (оно доставлялось в Нубию из глубинных районов Африки), за драгоценными каменьями, ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из Пунта везли благовонные смолы и «светлое золото». Из финикийского Библа в Египет шел строевой лес — кедровое дерево.
В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд. большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Госудаpcтвo приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым лицом на иерархической лестнице после фараона был верховный сановник, он же — главный судья, совмещавший целый ряд государственных должностей и управлявший многими отраслями хозяйства. При наличии царского, храмового и частного хозяйств определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло вельможеское хозяйство, где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.
Пирамида Джосера из Саккара. Зодчий Имхотеп. III династия.
В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит честь открытия пчеловодства. Пастбища Дельты давали широкие возможности для развития животноводства. Его характерная черта — содержание в стаде вместе с домашним скотом полностью или полуприрученных животных пустынь: антилоп, козерогов и газелей. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммер). Часть его по Нилу доставлялась на север. Таким образом, Южный и Северный Египет дополняли друг друга.
Периоду Древнего царства свойствен стремительный рост каменного строительства, кульминационным моментом которого явилось возведение царских усыпальниц — огромных пирамид с поминальными храмами и «городами» вельможеских гробниц. Со строительством пирамиды царя Джосера (III династия), осуществлявшимся в основном с помощью медных орудий, Египет окончательно вступил в медный век. Но каменными орудиями продолжали пользоваться и впоследствии.
В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции номовой знати. Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями, к концу правления VI династии Египет стал распадаться на полузависимые номы. 70 мемфисских царей следующей, VII династии, по преданию, сохранившемуся у Манефона, правили всего 70 дней. С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его внутренней раздробленности.
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий Сенмут. XVIII династия.
К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение Египта требовало объединения страны; во время смут оросительная сеть пришла в запустение, население часто страдало от жестокого голода. В это время на египетский престол претендовали два объединительных центра. Одним из них был Гераклеополь, расположенный на севере страны, в плодородной низменности недалеко от Фаюмского оазиса, на западном берегу Нила. Номарх Гераклеополя Хети I (Ахтой) подчинил своей власти правителей близлежащих областей, ведя одновременно борьбу с азиатскими кочевниками. Правителями всего Египта стремились также стать номархи Фив. Победителями вышли фиванские правители, и при Ментухотепе I страна была объединена. На одном из дошедших до наших дней рельефов этот правитель изображен покорителем египтян, нубийцев, азиатов и ливийцев. Но достигнутое единство еще не было прочным.
Среднее царство
Расцвет Среднего царства (XXII-XVIII вв. до н.э.) относится к правлению XII династии. В это время египтяне вели войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими племенами, покорили Северную Нубию. При Аменемхете I, родоначальнике династии, возводится крепость на западной границе Египта. В царствование Сенусерта III был сооружен ряд крепостей в Верхней и Нижней Нубии. Сенусерт III почитался в Нубии в качестве бога-покровителя. Овеянная легендой и соединенная с образами великих фараонов-воителей Нового царства память об этом царе жила на протяжении многих столетий и легла в основу сказаний о «Сесострисе».
Карта Египта. Среднее царство.
В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны были позиции номовой знати. Но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения. Важнейшую опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями материального богатства страны, лишенными прав собственности на орудия и средства производства, являлись «хемуу нисут» — царские хемуу, труд которых использовался в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы-«баку», известные еще в эпоху Древнего царства, — в отличие от «хемуу нисут» составляли часть личного имущества собственника и могли быть куплены и проданы.
В период Среднего царства продолжают совершенствоваться орудия труда: наряду с каменными и медными теперь все чаще используются орудия из бронзы. Интенсивно разрабатывались залежи меди на Синае, золотые и медные рудники Северной Нубии. Возникло производство стекла. Значительное развитие получило земледелие, чему способствовало создание большого водохранилища, соединенного каналом с Нилом, и разветвленной сети оросительной системы в Фаюмском оазисе. С появлением множества мелких и средних хозяйств были созданы условия для более широкого обмена.
На рубеже XVIII-XVII вв. до н.э. Египет, вновь впавший в состояние раздробленности, оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии через восточную Дельту. Их владычество длилось 100-150 лет, и предание о нем как о страшном времени жило на протяжении всей древней истории Египта. Гиксосы не были сплочены и не смогли образовать единую державу. Правители Фив, оставаясь относительно независимыми, возглавили борьбу против завоевателей.
Новое царство
Карта Египта. Новое царство.
Яхмос I, ставший родоначальником XVIII династии, овладел крепостью гиксосов Аварисом на северо-востоке Дельты и довел борьбу с завоевателями до победного конца. Так началась эпоха Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.), время правления XVIII-XX династий, при которых Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье.
При фараоне Тутмосе I (вторая половина XVI в. до н.э.) Египет превратился в мощную державу, южная граница которой продвинулась за третий порог Нила. Тутмос I совершил поход к Евфрату и разгромил в Северной Месопотамии государство Митанни.
После правления его наследника Тутмоса II престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.
На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне — Тутанхамоне — утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.
Аменхотеп IV (Эхнатон). Голова статуи из храма Атона в Карнаке. XVIII династия.
При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне Мернептахе, и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей — «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики — в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.
Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.
Гипостильный зал храма Амона. Карнак. XIX династия.
С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.
В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми колесницами. От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения — шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство мумификации. Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.
В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур»; 1 арура — 0,28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.
К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.
Колоссы Рамсеса II. Скальный храм в Абу-Симбеле. XIX династия.
В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.
Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис.
Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н.э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н.э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589-570 гг. до н.э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона — одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н.э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян.
К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство — Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н.э.).
Персидское правление
В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя.
Захват Египта Александром Македонским
Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха эллинизма.