Что обозначает эта пословица не учась и лаптя не сплетешь
Что обозначает эта пословица не учась и лаптя не сплетешь
Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетёшь.
Значит, что без учения невозможно выполнить даже дела, которые кажутся нам простыми. Ничего нельзя достигнуть без усилий и работы.
Говорят ещё «без труда не выловишь и рыбку из пруда» или «без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Решайте свои проблемы проще в приложении!
( 30 698 )
Детский час
для детей и родителей
Не учась и лаптя не сплетешь. Рассказ детям
Правда ли, что не учась и лаптя не сплетешь? Или всё-таки, если постараться, можно их смастерить? Обо всём об этом мы узнаем из рассказа «Не учась, и лаптя не сплетешь».
«Не учась, и лаптя не сплетешь»
Автор рассказа: Ирис Ревю
С незапамятных времен люди учились разным премудростям. Первым учителем их была сама жизнь. Именно она ставила перед первобытными людьми задачи, которые они вынуждены были решать.
Шли годы, десятилетия, века. Багаж знаний человечества существенно вырос. Мир стал другим: сложным, научным. Рядом с человеком начали работать умные машины, важные механизмы. Люди стали летать в космос, управлять атомом, лечить серьёзные болезни.
Для того, чтобы успешно существовать в таком развитом мире, надо учиться. А, не учась, и лапти не сплетёшь.
Лапти – это старинная обувь. До появления лапотной продукции люди ходили босиком. Жизнь просчитать трудно. Представьте себе ситуацию, когда вам потребовалось сплести лапти. А ведь это целая наука.
— Из какого материала плели лапти? — Из лыка липы, вереска.
— А что такое лыко? — Внутренний слой коры дерева.
— Как правильно заготовить лыко? В какой период года, какие деревья подходят для заготовки: из чащобы или редколесья?
— Какие вам нужны лапти: пятерики, семерики, девятерики?
Не слишком ли много вопросов для такого «простого», казалось бы, дела, как сплести лапти? На этом примере можно убедиться в том, что чтобы научиться выполнять хорошо любое дело, надо иметь навыки, быть грамотным человеком. Иначе самая простая работа поставит вас в тупик.
Период учёбы чрезвычайно важен для каждого человека, для созидания человеческого капитала. За годы учёбы вы приобретете навыки и добудете знания, которые помогут успешно существовать в будущем, заработать себе на жизнь во взрослом возрасте.
Вопросы к рассказу «Не учась, и лаптя не сплетешь»
Почему современному обществу нужны грамотные люди?
Трудно ли плести лапти?
Смогли бы вы сами сплести лапти? Если нет, то почему?
Почему период учёбы важен для человека?
Согласны ли вы с тем, что человек учится на протяжении всей своей жизни?
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Что обозначает эта пословица не учась и лаптя не сплетешь
НЕ БЕРИСЬ ЛАПТИ ПЛЕСТИ, НЕ НАДРАВШИ ЛЫКА
В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Обувь эта была очень удобной, легкой, просторной, «дышала», ноги ее не чувствовали. Исключено и мозоли натереть в ней.
Будничные лапти плели с учетом времени года. В добропорядочной семье они парами висели в сенях на жердочке в постоянной готовности. Так, например, отправляясь на покос, крестьяне надевали лапти редкого плетения, в один-два следа. В весеннюю и осеннюю распутицу к лаптям, особенно к детским, лыками прикрепляли колодки (рис. 1).
В нашей местности лапти не различались на правый-левый по внешним признакам, если не считать курочек * на головашке, которые должны смотреть в разные стороны. Это незначительное отличие не мешало заменить один изношенный лапоть другим из такой же пары.
В том случае, когда на обоих лаптях перетиралась, изнашивалась последняя подковырка, ее очищали кочетыгом и подковыривали новыми лыками или веревками.
Старики рассказывали мне, что на Северном Урале можно было увидеть и «непромокаемые» лапти из бересты. Берестяники были выше лодыжки и защищали ноги значительно лучше, чем мелкие лычники. Такие лапти, к примеру, Петр I приказывал воеводам доставлять для строителей Петербурга, ведь город-то строился на болоте.
ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ
Из хорошо размоченного в воде лыка нарезаем десять концов, очищаем их от задиров и неровностей, заостряем с обеих сторон и цынуем.
Лапоть состоит из следующих основных частей: подошвы (плетня) с каймой, головашки с курочками, проушин (ушек, обушников, заушников) и пятки с запятником (рис.4).
Надеваем лапоть полностью на колодку, подтягиваем концы, уплотняя головашку. Делаем это с помощью кочетыга.
Далее оформляем кайму головашки. Лапоть кладем на колени головашкой к себе. Левый из пяти правых концов, перегнув от себя, проплетаем вправо через все четыре конца и пропускаем под курцем плетня (рис. 14). Следующий конец также перегибаем от себя, проплетаем вправо теперь уже через три конца и пропускаем под следующим курцем плетня. Третий конец проплетаем через два оставшихся конца и тоже пропускаем под курцем. После этого с правой стороны два конца идут вдоль подошвы, а три смотрят в другую сторону (рис. 15).
Аналогично делаем левую сторону каймы головашки. Но здесь крайний правый конец перегибаем на себя и проплетаем влево через все четыре конца. Так же поступаем с двумя следующими концами. Теперь и с левой стороны концы расположились, как с правой. Подтягиваем их. Лапоть заложен (рис. 16). Начинаем его плести.
По два конца, идущих вдоль подошвы, оставляем на время в покое. В дальнейшем они пойдут на образование и на затяжку проушин.
Три правых и три левых конца, пропущенные под курцами подошвы, смотрят в разные стороны. Проплетаем их по подошве вторым следом (рис. 17). Затем нижний из трех концов, направленных в сторону головашки, выводим к центру головашки и делаем курочку. Для этого отгибаем конец назад, подворачиваем, образуя петлю, и пропускаем под ячейку того же следа, по которому он шел (рис. 18). Изменивший направление конец пускаем на плетение подошвы (рис. 19).
Когда концы доходят до каймы подошвы, подводим каждый под свой курец, перегибаем, как бы повторяя кайму, и пропускаем в другом направлении. При этом не имеет значения, наружу или внутрь направлена лубяная сторона лыка. При плетении третьего следа важно, чтобы лубяная сторона всегда была наружу, так как она прочнее, чем подкорковая. Здесь повороты делаем на уровне вторых ячеек от каймы, не перегибая лыка при изменении направления. Когда концы заканчиваются, надставляем лыки, оставшиеся при заготовке, и плетем дальше. Направление концов и сами клеточки плетения подсказывают, куда надо идти. В результате плетения ступня уплотняется, становится более упругой. Лапти считаются добротными, если сплетены в три следа.
По окончании плетения подошвы оформляем с обеих сторон проушины, для чего поочередно один из двух расположенных вдоль подошвы концов (тот, что крепче и лучше) скручиваем в жгут, вращая внутрь, в сторону колодки (это обязательное условие как для правой, так и для левой проушины). Чтобы скрутка была цилиндрической и не сворачивалась в процессе носки лаптя, вставляем в нее узкую полоску лыка. Частично скрутив левое ушко, обвиваем его вторым концом, затягиваем этот конец, выводим к центру головашки на вторую курочку, затем немного проплетаем по подошве (за счет двух концов, которые образовали курочки, головашка укрепляется на уголках, и этого для прочности ей достаточно, а вот подошва требует плетения не меньше, чем в два следа).
Примерно на середине расстояния от пятки до головашки протыкаем кочетыгом отверстие в кайме и пропускаем через него ушный конец изнутри (прошу обратить на это внимание, потому что, когда будем завязывать узел на самой пятке, данный конец надо продевать уже не изнутри, а снаружи). Продели, скрутили петлей, подтянули, и получилось ушко. Снова скручиваем ушный конец и ведем его в угол пятки. Подтягиваем, продеваем снаружи через отверстие, проделанное кочетыгом в кайме пятки, и завязываем узлом. Получилась левая проушина (рис. 20). Точно так же делаем правую.
После этого скручиваем оба конца проушин в одну сторону (от себя), свиваем их между собой два-три раза, и образуется запятник, или оборник (рис. 21). Концы от запятника пускаем лубяной стороной наружу на плетение подошвы.
Все концы, проплетенные по третьему следу, поворачиваем у края подошвы, пропускаем через две-три клеточки и отрезаем.
НЕ УЧАСЬ, И ЛАПТЯ НЕ СПЛЕТЕШЬ
НЕ БЕРИСЬ ЛАПТИ ПЛЕСТИ, НЕ НАДРАВШИ ЛЫКА
В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Обувь эта была очень удобной, легкой, просторной, «дышала», ноги ее не чувствовали. Исключено и мозоли натереть в ней.
Будничные лапти плели с учетом времени года. В добропорядочной семье они парами висели в сенях на жердочке в постоянной готовности. Так, например, отправляясь на покос, крестьяне надевали лапти редкого плетения, в один-два следа. В весеннюю и осеннюю распутицу к лаптям, особенно к детским, лыками прикрепляли колодки (рис. 1).
В нашей местности лапти не различались на правый-левый по внешним признакам, если не считать курочек * на головашке, которые должны смотреть в разные стороны. Это незначительное отличие не мешало заменить один изношенный лапоть другим из такой же пары.
В том случае, когда на обоих лаптях перетиралась, изнашивалась последняя подковырка, ее очищали кочетыгом и подковыривали новыми лыками или веревками.
Старики рассказывали мне, что на Северном Урале можно было увидеть и «непромокаемые» лапти из бересты. Берестяники были выше лодыжки и защищали ноги значительно лучше, чем мелкие лычники. Такие лапти, к примеру, Петр I приказывал воеводам доставлять для строителей Петербурга, ведь город-то строился на болоте.
ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ
Из хорошо размоченного в воде лыка нарезаем десять концов, очищаем их от задиров и неровностей, заостряем с обеих сторон и цынуем.
Лапоть состоит из следующих основных частей: подошвы (плетня) с каймой, головашки с курочками, проушин (ушек, обушников, заушников) и пятки с запятником (рис.4).
Надеваем лапоть полностью на колодку, подтягиваем концы, уплотняя головашку. Делаем это с помощью кочетыга.
Далее оформляем кайму головашки. Лапоть кладем на колени головашкой к себе. Левый из пяти правых концов, перегнув от себя, проплетаем вправо через все четыре конца и пропускаем под курцем плетня (рис. 14). Следующий конец также перегибаем от себя, проплетаем вправо теперь уже через три конца и пропускаем под следующим курцем плетня. Третий конец проплетаем через два оставшихся конца и тоже пропускаем под курцем. После этого с правой стороны два конца идут вдоль подошвы, а три смотрят в другую сторону (рис. 15).
Аналогично делаем левую сторону каймы головашки. Но здесь крайний правый конец перегибаем на себя и проплетаем влево через все четыре конца. Так же поступаем с двумя следующими концами. Теперь и с левой стороны концы расположились, как с правой. Подтягиваем их. Лапоть заложен (рис. 16). Начинаем его плести.
По два конца, идущих вдоль подошвы, оставляем на время в покое. В дальнейшем они пойдут на образование и на затяжку проушин.
Три правых и три левых конца, пропущенные под курцами подошвы, смотрят в разные стороны. Проплетаем их по подошве вторым следом (рис. 17). Затем нижний из трех концов, направленных в сторону головашки, выводим к центру головашки и делаем курочку. Для этого отгибаем конец назад, подворачиваем, образуя петлю, и пропускаем под ячейку того же следа, по которому он шел (рис. 18). Изменивший направление конец пускаем на плетение подошвы (рис. 19).
Когда концы доходят до каймы подошвы, подводим каждый под свой курец, перегибаем, как бы повторяя кайму, и пропускаем в другом направлении. При этом не имеет значения, наружу или внутрь направлена лубяная сторона лыка. При плетении третьего следа важно, чтобы лубяная сторона всегда была наружу, так как она прочнее, чем подкорковая. Здесь повороты делаем на уровне вторых ячеек от каймы, не перегибая лыка при изменении направления. Когда концы заканчиваются, надставляем лыки, оставшиеся при заготовке, и плетем дальше. Направление концов и сами клеточки плетения подсказывают, куда надо идти. В результате плетения ступня уплотняется, становится более упругой. Лапти считаются добротными, если сплетены в три следа.
По окончании плетения подошвы оформляем с обеих сторон проушины, для чего поочередно один из двух расположенных вдоль подошвы концов (тот, что крепче и лучше) скручиваем в жгут, вращая внутрь, в сторону колодки (это обязательное условие как для правой, так и для левой проушины). Чтобы скрутка была цилиндрической и не сворачивалась в процессе носки лаптя, вставляем в нее узкую полоску лыка. Частично скрутив левое ушко, обвиваем его вторым концом, затягиваем этот конец, выводим к центру головашки на вторую курочку, затем немного проплетаем по подошве (за счет двух концов, которые образовали курочки, головашка укрепляется на уголках, и этого для прочности ей достаточно, а вот подошва требует плетения не меньше, чем в два следа).
Примерно на середине расстояния от пятки до головашки протыкаем кочетыгом отверстие в кайме и пропускаем через него ушный конец изнутри (прошу обратить на это внимание, потому что, когда будем завязывать узел на самой пятке, данный конец надо продевать уже не изнутри, а снаружи). Продели, скрутили петлей, подтянули, и получилось ушко. Снова скручиваем ушный конец и ведем его в угол пятки. Подтягиваем, продеваем снаружи через отверстие, проделанное кочетыгом в кайме пятки, и завязываем узлом. Получилась левая проушина (рис. 20). Точно так же делаем правую.
После этого скручиваем оба конца проушин в одну сторону (от себя), свиваем их между собой два-три раза, и образуется запятник, или оборник (рис. 21). Концы от запятника пускаем лубяной стороной наружу на плетение подошвы.
Все концы, проплетенные по третьему следу, поворачиваем у края подошвы, пропускаем через две-три клеточки и отрезаем.
КВН «Не учась и лаптя не сплетешь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Байцуровская основная общеобразовательная школа», 309353, с.Байцуры, ул. Молодежная д.69, Борисовский район,Белгородская область
Литвин Татьяна Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Байцуровская ООШ»
проверить знания обучающихся по изученным темам «Лексика» и «Фразеология»;
развивать логическое мышление;
прививать интерес к предмету через игру.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя!
Сегодня мы проводим КВН по русскому языку. Тема его на первый взгляд проста, но. «Не учась и лаптя не сплетешь», — гласит народная мудрость. Сегодня жюри оценит ваши знания, проверит, насколько точно и красиво вы умеете говорить на родном языке.
Итак, приветствуем команды. Как они называются, мы еще не знаем, так как каждая команда зашифровала свое название. Какая из команд верно угадает название команды-соперницы, та и будет начинать игру. Пока команды думают, я представлю жюри. (Представление жюри).
— Мы приветствуем команды: первая команда (название команды, которое было зашифровано в ее эмблеме) и вторую команду (название команды, которое также было зашифровано в ее эмблеме). А теперь команды поприветствуют друг друга,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
И пусть острей кипит борьба,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Любит поиграть наш дружней класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот — жюри.
Путь к победе труден,
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и мы в победу будем верить.
(Команды вручают жюри свои эмблемы).
Ведущий: Первой угадала название команды-соперницы команда № 1, ей и начинать игру. Каждая команда готовила домашнее задание. Как положено на уроке, начнем с проверки домашнего задания. Нужно было составить сказку, в которой противопоставлялись бы такие качества человека, как вежливость, и грубость, отзывчивость и невнимательность, храбрость и трусость. Кстати, болельщики, а как называются слова, которые я назвала? (Антонимы). Правильно.
Итак, слушаем сказку, которую составила команда № 1. (Болельщики и жюри внимательно слушают домашнее задание команд, сказки отдаются жюри, которое оценивает конкурс по 5-балльной системе).
Ведущий: Прекрасные сказки получились у каждой команды. Жюри оценит их по справедливости, а мы переходим к следующему конкурсу: я читаю предложение, а вы заменяете его фразеологизмом. Но сначала вспомним, что называется фразеологизмом? В этом нам помогут болельщики. (Фразеологизм — устойчивое сочетание слов). Верно, а теперь начинаем. (Вопросы задаются каждой команде по очереди)
Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись.
2. Целый час он меня обманывал, вводил в заблуждение.
3. Мальчик с большим аппетитом, жадно ел пирог.
4. Мы спрашивали мальчика, в чем дело, но он будто онемел.
Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних.
Дождь лил сплошным потоком.
После серьезного разговора с отцом Эдик, кажется, образумился.
Они всю жизнь прожили вместе, в полном согласии.
Ведущий: Пока жюри оценивает этот конкурс, мы перейдем к другому.
Ответьте на вопросы-шутки и скажите, на основе каких языковых явлений они составлены:
1. Какая порода рыб самая ценная?
2. Какого цвета неопытная молодежь?
3. Какие мускулы самые крепкие?
4. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
5. Какое государство можно носить на голове?
6. Какой город летает?
7. Какая европейская столица стоит на скошенной траве?
8. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?
(После этого конкурса жюри объявляет предварительные результаты).
Ведущий: Сейчас команды будут разгадывать кроссворд
(см. приложение 1), а мы поиграем с болельщиками, которые могут заработать дополнительные баллы своим командам.
Подумайте, о чем идет речь:
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-
то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Он в голове у легкомысленного человека, его советуют
искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.
Ведущий: Команды справились со своим заданием, передают его жюри, а мы переходим к конкурсу капитанов.
Задание для капитанов следующее: дайте толкование фразеологизмов:
За семь верст киселя хлебать;
Брать быка за рога;
Со дня моря достать;
Бросать камни в чужой огород;
Камня на камне не оставить;
Переливать из пустого в порожнее.
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй — с бараньей головы-
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы (Пи-рог)
Нота — мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог,
И, разгадав до конца,
Получишь выражение лица (Ми-на)
Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь — превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани. (Атлас).
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Ведущий: Вот и команды справились со своим заданием. Переходим к последнему конкурсу. Сейчас мы узнаем, умеют ли участники нашей игры писать диктанты на отлично? Каждый участник команды пишет только одно предложение. В зале должна быть полная тишина.
1. Кажется, лекции профессора Чайникова заинтересо вали народ. 2. Назавтра о летающих пирожных и звуковых ботинках говорило пол-Москвы. 3. Профессор Чайников по явился в телестудии в тапочках, в галстуке-бабочке, беспу говичной жилетке. 4. Он сказал: «Пространство вокруг нас наполнено воздухом. 5. Частицы толкают друг друга, и звук бежит во все стороны. 6. Вам понятно, дорогие мои добыватели знаний!». 7. В телестудии зазвонил телефон.
Ведущий: Сейчас жюри проверит ваш диктант и подведет итоги всей игры, а мы пока поиграем все вместе: и болельщики, и команды. Вспомним пословицы. Слушаем задание: вспомните пословицы, по которым созданы газетные заголовки:
Каков факт, таков и акт (Как аукнется, так и откликнется).
Мал городок, да дорог. (Мал золотник, да дорог).
Цыплят считают и зимой. (Цыплят по осени считают).
Посадка в чужие сани уже объявлена. (Не в свои сани не садись).
Проводили по одежке. (По одежке встречают, провожают по уму).
Готовь лыжи летом. (Готовь сани летом, а телегу зимой).
Жюри подводит итог конкурса и награждает победителей.
Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
Яма, наполненная водой.
Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.