Что обозначает глагол 5 класс

Презентация по русскому языку на тему «Глагол»(5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Глагол как часть речи Обозначает действие предмета Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Изменяется по временам Прошедшее время Настоящее время Будущее время Изменяется по числам и родам Изменяется по лицам и числам

НЕ с глаголами Пишутся раздельно Пишется слитно с глаголами –исключениями, которые не употребляются без НЕ Прочитайте предложения. Чем они вас удивили? Лучше недосолить, чем пересолить Потчевать велено, а неволить грех. Я негодую на то, что делает людей несчастными. Видит око, да зуб неймёт

Задание: выписать глаголы в неопределённой форме Хорошо на свете жить, с ясным солнышком дружить, свежим воздухом дышать, при открытых окнах спать, руки мыть перед едой и следить за чистотой, мокрой тряпкой пыль стирать, чаще в доме убирать. Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. Жить – Родине служить Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя. Переехали речку, стали подниматься по высокой горе, запахло дымом, забрехали собаки.

Глагол в неопределённой форме может быть любым членом предложения Задание: определить, каким членом предложения является глагол в неопределённой форме Грамоте учиться- всегда пригодится. Мне выпало счастье быть русским поэтом. Люблю следить за чайкой крылатой Лосёнок к водице сбегает напиться.

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах Глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? т.е. стоят в форме 3 лица (он, она, оно, они) Брат учится Глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? т.е стоит в неопределённой форме Способны учиться 1. Гаснет вечер, даль синеет, солнышко сади___ тся 2 Сонный туман на лугах серебри______, чёрный туман отсырел и дыми____ тся тся 3. Тут солнце решило приня____ за дело, и поле в неделю зазеленело. ться 4. Встаёт стеною золотой, волнуе_____ пшеница, и каждый колос налитой к земле готов клони_____ тся ться

Работа с перфокартой 1 вариант Бл___стать Зам___реть Зам___рать Расст___лить Пост____лить Бл___стеть Прот____рать Раст____рать Расст___лать 2 вариант Бл___стеть Зап___рать Заст___лить Соб___ру Соб___раю Подж____гать Зап____реть Уд___рать Выт___рать И Е И Е Е Е И И И Е И Е Е И И Е И И 3 вариант Проб___рать Раст___реть Бл___щет Проб___раться Сд___раю Сд___рёт Выт___реть Приб___ру Бл___снуть И Е Е И И Е Е Е Е

Время глагола Настоящее Прошедшее Будущее Что делаю? Что делаем? Обозначает действие, совершаемое в данный момент времени Что делали? Что сделали? Обозначает уже свершившееся действие Что сделаем? Что будем делать? Обозначает действие, которое произойдёт

делаю сделал делал сделаю Буду делать Вывод: Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее время, а глаголы несовершенного вида- три временные формы: настоящее, прошедшее и будущее время Виды глаголов Настоящее Прошедшее Будущее Соверш.вид Что сделать? Несов. вид Что делать?

Прошедшее время От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы прошедшего времени. Выделить суффиксы. Бежать Суметь Расцветать Припаять Нравиться Бежал Сумел Расцветал Припаял Нравился

Будущее время Простая форма (Что сделает?) Заиграет Сложная форма (Что будет делать?) Будет играть Задание: обозначить время и вид глаголов Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечивают солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины. Зеленеет, цветёт, звенит и веселится всё в природе. Ласкает солнце безлистые берёзы, что-то нашёптывает им ветер. Но не торопятся берёзы распускаться. Ждут они, когда наступит надёжное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения Мн.ч Ед.ч 1л. 2.Л 3 л. У,ю шь т Е Е м те Ут, ют 1л. 2л. 3 л. У,ю И шь т И м те Ат, ят

Задание: распределить глаголы по типам спряжений Говорит, вьются, нырнёте, кричит, шьём, звенят, шевельнёт, зовут, грызёт, летишь, гласят, шевелит, растёшь, стремишься, польёт, разглядишь, начнут, блестят 1 спряжение: Вьются, нырнёте, шьём, шевельнёт, зовут, грызёт, растёшь, польёт, начнут 2 спряжение: Говорит, кричит, звенят, летишь, гласят, шевелит, стремишься, разглядишь. блестят

Глаголы –исключения 2-го спряжения Все на –ить (кроме брить, стелить) 7 на –еть Терпеть Вертеть Обидеть Зависеть Ненавидеть Видеть Смотреть 4 на –ать Держать Слышать Дышать Гнать

Выписать из текста в 2 столбика глаголы 1 и 2 спряжения Каланы-самые редкие звери. Они жив.т на Командорских островах. Целый день каланы провод.т в море. Они игра.т, резв.тся, покачива.тся на волнах, дремл.т. Каланы люб.т плавать на спине. Нырн.т калан, достан.т со дна морского ежа, ляж.т на спину, иголки лапками облома.т и грыз.т. Детей своих каланы нянч..т в море. Сид.т малыш у матери на животе, верт.тся, смотр.т кругом. Она его подбрасыва.т, щекоч..т. Только на ночь калан выход..т на берег. Выжм..т лапками шубку и сп..т прямо на камнях. Мех у калана густой, шелковистый, чёрный с красным отливом. Нет на свете меха лучше, чем мех калана

Работа с перфокартой 1вариант Дума …м Пиш….м Прыга…м Пада….м Куп….м Закрыва….т Пряч….шь 2 вариант Чувству…..м Чита…..м Трениру…..мся Зна…..м Купа…..м Спор….шь Пляш…..шь е е е е Е Е Е Е Е Е Е И Е

Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется Ь Перед – СЯ Ь сохраняется От данных глаголов образовать форму 2-го лица ед.числа Рассказать- Смотреть- Улыбаться- Стремиться- Вглядываться- Вглядываешься Назначь- Уволь Расскажешь Смотришь Улыбаешься Стремишься Назначьте Увольте

Распределить слова по колонкам Увлеч..ся, отправиш..ся, камыш. могуч. терпиш. не зависиш. ландыш…, собираеш…ся, береч…, из-за туч…,мыш. бродиш…, спешиш…, хорош…, пахуч…, пейзаж…

Ь пишется Ь не пишется Сущ-е 3 склонения Глаголы с шип. на конце Сущ-е 1и2 склонения Краткие прил-е мышь увлечься камыш могуч отправишься ландыш хорош терпишь Из-за туч пахуч Не зависишь пейзаж собираешься беречь бродишь спешишь

Морфологический разбор глагола Вечереет. По росистой траве шагает рыболов. Вот и река. Низко над водой летают ласточки, неугомонно трещит кузнечик. Дремлет тихий затон. Рыболов садится в пышные заросли душистых трав. На стеклянной глади замер поплавок. В реке отражаются причудливые очертания облаков. Вспыхнул ветерок. Зашелестели тростники. Зарябила вода, и по воде поплыли листья. Большая рыбина всплеснула у самого берега.

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Презентация представляет собой систему уроков по изучению темы «Глагол» в 5 классе. Презентация содержит следующие темы:

Глагол как часть речи

Правописание Не с глаголами

Неопределённая форма глагола

Виды, время, спряжение глагола

Правописание безударных личных окончаний глагола( с алгоритмом действия при выборе окончания)

Ь после шипящих в окончаниях 2 лица единственного числа глаголов

В разработке каждой темы представлены схемы, таблицы, разнообразные задания для проверки знаний учащихся по данным темам( в том числе работа с перфокартой)

Номер материала: 179486

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узнаете3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научите3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

ЛицоХотетьБежать
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
1-ея хочумы хотимя бегумы бежим
2-еты хочешьвы хоти­теты бежишьвы бежи­те
3-еон хочетони хотятон бежитони бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть фото Что обозначает глагол 5 класс. Смотреть картинку Что обозначает глагол 5 класс. Картинка про Что обозначает глагол 5 класс. Фото Что обозначает глагол 5 класс

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *