Что обозначает глагол 5 класс
Презентация по русскому языку на тему «Глагол»(5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Глагол как часть речи Обозначает действие предмета Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Изменяется по временам Прошедшее время Настоящее время Будущее время Изменяется по числам и родам Изменяется по лицам и числам
НЕ с глаголами Пишутся раздельно Пишется слитно с глаголами –исключениями, которые не употребляются без НЕ Прочитайте предложения. Чем они вас удивили? Лучше недосолить, чем пересолить Потчевать велено, а неволить грех. Я негодую на то, что делает людей несчастными. Видит око, да зуб неймёт
Задание: выписать глаголы в неопределённой форме Хорошо на свете жить, с ясным солнышком дружить, свежим воздухом дышать, при открытых окнах спать, руки мыть перед едой и следить за чистотой, мокрой тряпкой пыль стирать, чаще в доме убирать. Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. Жить – Родине служить Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя. Переехали речку, стали подниматься по высокой горе, запахло дымом, забрехали собаки.
Глагол в неопределённой форме может быть любым членом предложения Задание: определить, каким членом предложения является глагол в неопределённой форме Грамоте учиться- всегда пригодится. Мне выпало счастье быть русским поэтом. Люблю следить за чайкой крылатой Лосёнок к водице сбегает напиться.
Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах Глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? т.е. стоят в форме 3 лица (он, она, оно, они) Брат учится Глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? т.е стоит в неопределённой форме Способны учиться 1. Гаснет вечер, даль синеет, солнышко сади___ тся 2 Сонный туман на лугах серебри______, чёрный туман отсырел и дыми____ тся тся 3. Тут солнце решило приня____ за дело, и поле в неделю зазеленело. ться 4. Встаёт стеною золотой, волнуе_____ пшеница, и каждый колос налитой к земле готов клони_____ тся ться
Работа с перфокартой 1 вариант Бл___стать Зам___реть Зам___рать Расст___лить Пост____лить Бл___стеть Прот____рать Раст____рать Расст___лать 2 вариант Бл___стеть Зап___рать Заст___лить Соб___ру Соб___раю Подж____гать Зап____реть Уд___рать Выт___рать И Е И Е Е Е И И И Е И Е Е И И Е И И 3 вариант Проб___рать Раст___реть Бл___щет Проб___раться Сд___раю Сд___рёт Выт___реть Приб___ру Бл___снуть И Е Е И И Е Е Е Е
Время глагола Настоящее Прошедшее Будущее Что делаю? Что делаем? Обозначает действие, совершаемое в данный момент времени Что делали? Что сделали? Обозначает уже свершившееся действие Что сделаем? Что будем делать? Обозначает действие, которое произойдёт
делаю сделал делал сделаю Буду делать Вывод: Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее время, а глаголы несовершенного вида- три временные формы: настоящее, прошедшее и будущее время Виды глаголов Настоящее Прошедшее Будущее Соверш.вид Что сделать? Несов. вид Что делать?
Прошедшее время От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы прошедшего времени. Выделить суффиксы. Бежать Суметь Расцветать Припаять Нравиться Бежал Сумел Расцветал Припаял Нравился
Будущее время Простая форма (Что сделает?) Заиграет Сложная форма (Что будет делать?) Будет играть Задание: обозначить время и вид глаголов Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечивают солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины. Зеленеет, цветёт, звенит и веселится всё в природе. Ласкает солнце безлистые берёзы, что-то нашёптывает им ветер. Но не торопятся берёзы распускаться. Ждут они, когда наступит надёжное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения Мн.ч Ед.ч 1л. 2.Л 3 л. У,ю шь т Е Е м те Ут, ют 1л. 2л. 3 л. У,ю И шь т И м те Ат, ят
Задание: распределить глаголы по типам спряжений Говорит, вьются, нырнёте, кричит, шьём, звенят, шевельнёт, зовут, грызёт, летишь, гласят, шевелит, растёшь, стремишься, польёт, разглядишь, начнут, блестят 1 спряжение: Вьются, нырнёте, шьём, шевельнёт, зовут, грызёт, растёшь, польёт, начнут 2 спряжение: Говорит, кричит, звенят, летишь, гласят, шевелит, стремишься, разглядишь. блестят
Глаголы –исключения 2-го спряжения Все на –ить (кроме брить, стелить) 7 на –еть Терпеть Вертеть Обидеть Зависеть Ненавидеть Видеть Смотреть 4 на –ать Держать Слышать Дышать Гнать
Выписать из текста в 2 столбика глаголы 1 и 2 спряжения Каланы-самые редкие звери. Они жив.т на Командорских островах. Целый день каланы провод.т в море. Они игра.т, резв.тся, покачива.тся на волнах, дремл.т. Каланы люб.т плавать на спине. Нырн.т калан, достан.т со дна морского ежа, ляж.т на спину, иголки лапками облома.т и грыз.т. Детей своих каланы нянч..т в море. Сид.т малыш у матери на животе, верт.тся, смотр.т кругом. Она его подбрасыва.т, щекоч..т. Только на ночь калан выход..т на берег. Выжм..т лапками шубку и сп..т прямо на камнях. Мех у калана густой, шелковистый, чёрный с красным отливом. Нет на свете меха лучше, чем мех калана
Работа с перфокартой 1вариант Дума …м Пиш….м Прыга…м Пада….м Куп….м Закрыва….т Пряч….шь 2 вариант Чувству…..м Чита…..м Трениру…..мся Зна…..м Купа…..м Спор….шь Пляш…..шь е е е е Е Е Е Е Е Е Е И Е
Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется Ь Перед – СЯ Ь сохраняется От данных глаголов образовать форму 2-го лица ед.числа Рассказать- Смотреть- Улыбаться- Стремиться- Вглядываться- Вглядываешься Назначь- Уволь Расскажешь Смотришь Улыбаешься Стремишься Назначьте Увольте
Распределить слова по колонкам Увлеч..ся, отправиш..ся, камыш. могуч. терпиш. не зависиш. ландыш…, собираеш…ся, береч…, из-за туч…,мыш. бродиш…, спешиш…, хорош…, пахуч…, пейзаж…
Ь пишется Ь не пишется Сущ-е 3 склонения Глаголы с шип. на конце Сущ-е 1и2 склонения Краткие прил-е мышь увлечься камыш могуч отправишься ландыш хорош терпишь Из-за туч пахуч Не зависишь пейзаж собираешься беречь бродишь спешишь
Морфологический разбор глагола Вечереет. По росистой траве шагает рыболов. Вот и река. Низко над водой летают ласточки, неугомонно трещит кузнечик. Дремлет тихий затон. Рыболов садится в пышные заросли душистых трав. На стеклянной глади замер поплавок. В реке отражаются причудливые очертания облаков. Вспыхнул ветерок. Зашелестели тростники. Зарябила вода, и по воде поплыли листья. Большая рыбина всплеснула у самого берега.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация представляет собой систему уроков по изучению темы «Глагол» в 5 классе. Презентация содержит следующие темы:
Глагол как часть речи
Правописание Не с глаголами
Неопределённая форма глагола
Виды, время, спряжение глагола
Правописание безударных личных окончаний глагола( с алгоритмом действия при выборе окончания)
Ь после шипящих в окончаниях 2 лица единственного числа глаголов
В разработке каждой темы представлены схемы, таблицы, разнообразные задания для проверки знаний учащихся по данным темам( в том числе работа с перфокартой)
Номер материала: 179486
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое глагол в русском языке?
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.
В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.
Глаголы в русской речи
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте
употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной формой глагола и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Она имеет только вид, может быть переходным или непереходным, возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы шире, чем у других форм глагола. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:
Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Они имеют только две формы времени:
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Эти слова имеют три формы времени:
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:
Лицо | Хотеть | Бежать | ||
---|---|---|---|---|
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е | я хочу | мы хотим | я бегу | мы бежим |
2-е | ты хочешь | вы хотите | ты бежишь | вы бежите |
3-е | он хочет | они хотят | он бежит | они бегут |
Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.
Перейдем к непостоянным признакам глагола.
Наклонение
Глаголы употребляются в формах трех наклонений:
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:
У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:
Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай (те)? что сделай(те)?
Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:
Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.
Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.
Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:
Категории времени эти глаголы не имеют.
Время у глаголов
Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:
Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:
Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:
Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:
Лицо у глаголов
Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.
Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).
Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).
Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).
Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:
Безличные глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.
Понаблюдаем:
Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:
Морфологические признаки глагола
Подытожив исследование глагола как части речи, укажем его грамматические признаки.
Начальная форма — инфинитив.
Постоянные признаки глагола:
I. вид совершенный или несовершенный;
Непостоянные признаки глагола:
Синтаксическая роль глагола
Глаголы в различных грамматических формах чаще всего являются главным членом предложения — сказуемым.
Бабушка сидит на завалинке под окном.
Вернулся бы домой вовремя, да заблудился в лесу.
Видеоурок «Глагол как часть речи»
Заключение
Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.
Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.
Подведем итог словами К. Г Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.