Что обозначает глагол чувствую мысли чувства или речь
Значение слова «чувствовать»
1. также с придаточным дополнительным. Испытывать какое-л. физическое ощущение, состояние и т. п. Чувствовать голод. Чувствовать боль. Чувствовать головокружение. Чувствовать страх. Чувствовать потребность в отдыхе. Чувствовать, как клонит в сон. □ Ордынов чувствовал такую усталость, такое изнеможение во всех членах, что едва волочил ноги. Достоевский, Хозяйка.
2. Испытывать какое-л. чувство, душевное состояние. Чувствовать стыд. Чувствовать раскаяние. □ Алексей и Рогов ехали в одних санях; они намеренно устроились вместе, чувствуя друг к другу все возраставшую симпатию. Ажаев, Далеко от Москвы.
3. также с придаточным дополнительным. Воспринимать органами чувств, ощущать. Чувствовать рукой тепло печи. Чувствовать холод. □ Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство. Гаршин, Сказка о жабе и розе. Я лежал и слышал, как надо мною булькают подымающиеся из болота пузырьки, чувствовал, как вонючая влага медленно просачивается за борт и в рукава моей свитки. Куприн, На глухарей.
5. также с придаточным дополнительным. Понимать, осознавать. Чувствовать свои недостатки. □ [Аркадий] уже начинал подчиняться ей, и Катя это чувствовала и не удивлялась. Тургенев, Отцы и дети. [Татьяна:] Ты чувствуешь, как мне тяжело? М. Горький, Враги. || Уметь воспринимать красоту, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. — Соня может быть неразвитой, неумной, но может, например, тонко чувствовать красоту музыки. Вересаев, Паутина. Серафима Цезаревна могла часами, взахлеб рассказывать о Брылеве, о том, как тонко он чувствует искусство и какой он несчастный человек в жизни. Лазутин, Родник пробивает камни.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
чу́вствовать
1. кого-что., <<тж.>> с придат. дополнит. обладать чувством, способностью живого существа воспринимать внешние впечатления; испытывать какое-либо чувство; воспринимать что-либо органами чувств; ощущать (осязать, обонять что-либо) ◆ Чувствовать запах сирени. ◆ Чувствовать прикосновение. ◆ Чувствовать голод. ◆ Чувствовать боль. ◆ Пётр Ильич знал, что собака чувствует, когда её боятся, и пуще свирепеет, но ничего не мог поделать с собой. Ю. М. Нагибин, «Когда погас фейерверк», 1972–1979 г (цитата из НКРЯ) ◆ Надя делала усилие, чтоб не чувствовать взгляда надзирателя и его давящего присутствия. Александр Солженицын, «В круге первом», т. 1, гл. 26–51 (1968) // «Новый Мир», 1990 г. г. (цитата из НКРЯ)
2. находиться в каком-либо состоянии здоровья (о человеке или его органах) ◆ «Как вы себя чувствуете, Юрий Иванович?» — «Ну как вы думаете, как я могу себя чувствовать?» Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)
3. уметь воспринимать (красоту, прекрасное, природу, искусство и т. д.) особым образом, обладая чувством изящного ◆ Надежда Матвеевна часто повторяла, что у певца внутри собор и нужно чувствовать это куполообразное пространство внутри себя. И. К. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из НКРЯ)
4. кого-что., <<тж.>> с придат. дополнит. внутренне осознавать, отдавать себе отчёт в чём-либо ◆ Его раздражала манера Гетманова чувствовать себя всегда хозяином, убеждённым в своём праве многословно высказываться на совещаниях по техническим вопросам, в которых он ничего не смыслил. Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», ч. 1, 1960 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я стал чувствовать аудиторию — знал, как и с кем говорить, кого из коллег как подать, и себя подавать научился: я же провёл сотни, тысячи встреч с самой разнообразной публикой. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1995–1999 г (цитата из НКРЯ) ◆ Ему нравилось чувствовать себя сверхчеловеком — презрительным и сильным. Токарева Виктория, «Своя правда» // «Новый Мир», 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я очень остро чувствовал недостатки своего образования. Владимир Губарев, Геннадий Месяц, «„Академик Геннадий Месяц: интеллект в России по-прежнему надо защищать!“» // «Наука и жизнь», 2006 г. (цитата из НКРЯ)
5. кого-что., <<тж.>> с придат. дополнит. перен. предчувствовать, предугадывать что-либо интуитивно; воспринимать интуицией, чутьём ◆ Дети чувствуют, кто их любит. И. С. Тургенев, «Отцы и дети», 1862 г. ◆ Всем существом своим чувствовал в нём негодяя. ◆ Чувствую ведь: не спишь!
ЧУВСТВОВАТЬ или ЧУСТВОВАТЬ, нужна ли буква В
Слово «чувствовать» правильно пишется с буквой «в», которая обозначает непроизносимый согласный звук.
Послушаем, как произносится это слово:
Возникает сомнение в правописании. Какой вариант написания выбрать, «чувствовать» или «чуствовать»?
Каждому человеку очень важно чувствовать себя нужным другим.
Непроизносимый согласный
В рассматриваемом слове из труднопроизносимого стечения согласных «вств» выпадает звонкий согласный [в], который называется непроизносимым.
Непроизносимые согласные имеются во многих словах в группах согласных «стн», «здн», «нтск» и пр., например:
Непроизносимый согласный обычно проверяем, изменив форму слова или подобрав однокоренное проверочное слово с целью, чтобы после этого согласного оказался гласный звук, который прояснит его звучание, например:
Правописание слова «чувствовать»
Хотя голова у меня была свежа, я начинал чувствовать страшную тяжесть: меня словно что давило (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
В написании рассматриваемого слова нельзя руководствоваться фонетическим принципом написания — «как слышу, так и пишу», так как большинство русских слов, несмотря на произношение, сохраняют единое написание морфем.
Попытаемся проверить нужный нам согласный, изменив форму этого глагола:
Понаблюдаем, как пишутся родственные слова:
Как видим, использованные приемы проверки непроизносимого согласного в анализируемом глаголе не дали положительного результата. Отметим во всех однокоренных словах присутствие непроизносимого согласного «в», который невозможно проверить.
Слово «чувствовать» правильно пишется с буквой «в», которая является непроверяемой.
Написание этого глагола и однокоренных слов в случае затруднения проверяем по орфографическому словарю.
Вопрос №1. Тема: «Глагол»
Вопрос. Иногда трудно бывает определить, что обозначает глагол — действие или состояние. Например: день заметно прибывает; вода прибывает; почки распускаются; трава растёт, зеленеет; дождь идёт; молния сверкает и т. п. Как различать эти случаи?
Ответ. Понятие действия в глаголе понимается в широком смысле, т. е. имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, иначе говоря, то, что делает предмет (учитель спрашивает, ученик отвечает), но и то, что делается с предметом (листья опадают, река замерзает).
Последнее значение близко подходит к понятию состояния; так, река замёрзла указывает не только на то, что сделалось с рекой, но и на её состояние; в предложении Старик сидит и дремлет состояние подлежащего сочетается с его действием, причём последнее имеет более общее значение. Акад. Л. В. Щерба отмечал: «В категории глаголов основным значением, конечно, является только действие, и вовсе не состояние… Когда мы говорим Больной лежит на кровати или Ягодка краснеется в траве, мы это лежание и краснение представляем не как состояние, а как действие».
Таким образом, трудно проводить резкую грань между значениями действия и состояния в глаголе: «Особенность глагола как раз в том и заключается, что состояние представляется в нём как протекающее во времени действие». Кроме того, различия между этими значениями не проходят последовательно через всю систему форм глагола.
Глаголы или непосредственно называют действия (дождь идёт, молния сверкает, вода прибывает, почки распускаются), или представляют в виде действия другие процессы, например: состояние (ученики сидят, ребёнок спит), проявление признака (трава зеленеет, роса блестит), изменение признака или состояния (трава растёт, день заметно прибывает), отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (любить родину, ненавидеть врагов, заботиться о детях) и др. «Все значения глагола, абстрагированные от частного и конкретного, объединяются в общей категории действия, что отличает глагол от других частей речи».
Следовательно, значение глагола шире обычного понимания слов «действие» и «состояние». Поэтому требовать от учащихся разграничения действия и состояния не нужно.
Мысли, чувства и ощущения
Казалось бы, все так просто и очевидно, однако на практике возникает множество ошибок, непониманий и просто путаница. Да и с точки зрения теории много сложных моментов в связи с тем, что сложившееся словоупотребление в практической психологии за многие десятки лет стало серьезно отличаться от стандартов академической психологии.
Ощущение
Мысли
Влечение, желание может быть нейтральным знанием: «Я знаю, что к обеду я проголодаюсь и буду искать, где поесть». И это может быть живым чувством, когда внимание на всех вывесках ищет «кафе» и отвлечься трудно.
Чувства
Когда вас спрашивают о ваших чувствах, это не про так называемые внешние чувства, не про наличие у вас глаз, слуха и других органов чувств.
Чувства нередко путают и с интеллектуальной оценкой, но направленность луча внимания и состояние тела почти всегда подскажут вам правильный ответ. В интеллектуальной оценке есть только голова, а чувство всегда предполагает тело.
Чтобы люди в чувствах не путались, чтобы одно чувство люди не принимали за другое и меньше придумывали чувства там, где их на самом деле нет, сочиняя рэкетные чувства, многие психологи предлагают словарь настоящих чувств и методику их распознавания.
Кто кого определяет?
Сколько чего надо?
Если у нас есть ощущения, есть мысли и есть чувства, то можно ли говорить о каком-то желательном их соотношении? По факту, у разных людей это соотношение бывает сильно разным, и в первую очередь идет различие по преобладанию мыслей или чувств.
Есть люди, любящие чувствовать и умеющие чувствовать. Есть люди, склонные не чувствовать, а думать, привыкшие и умеющие думать↑. К таким людям за чувствами обращаться трудно: они могут вам по вашему запросу рассказать о своих чувствах, но когда вы от этого человека отойдете, он вернется к штатному образу жизни, где он думает, принимает решения, ставит цели и организует себя на их достижения, не отвлекаясь на то, что ему не нужно, на чувства.
Мужчины чаще выбирают разум, женщины чаще выбирают чувства↑. Думается при этом, что важно не только то или иное соотношение мыслей и чувств, а вопрос о качестве мыслей и о содержании чувств.
Если у человека мысли пустые, негативные и бессвязные, то пусть лучше будет больше у него добрых и красивых чувств. Если у человека прекрасная голова, глубокие и быстрые мысли, то отвлекать его на большое количество чувств уже не видно необходимости.
Так происходит в хорошей школе: она дает обязательный набор предметов, а далее каждый выбирает свою специализацию, свое будущее.
О глаголах со значением чувств
Глагол – самая огнепышущая, самая живая
часть речи. В глаголе струится самая алая, самая
свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назна-
чение глагола – выражать само действие!
А. Югов. Думы о русском слове.
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть и т.д.
Я задумалась о том, что обозначением действия далеко не определяется роль глагола в русском языке. Исследователи выделяют глаголы речи, глаголы труда, глаголы звучания и цвета, глаголы физических ощущений. Мне показались наиболее интересными глаголы со значением чувств.
Общий семантический признак “испытывать чувство” объединяют данные глаголы в отдельную группу. Глаголы этой группы обозначают не действие, вызываемое субъектом, а чувственное восприятие, определяемое этим субъектом.
Глаголы чувств могут быть однозначными и многозначными.
Однозначные глаголы, у которых “каждой единице языкового смысла соответствует отдельная, строго закреплённая за ней единица внешней оболочки”.
Например: “гневаться – испытывать, проявлять чувство гнева, неудовлетворения, сильно сердиться”; “грустить – испытывать чувство грусти, печалиться, тосковать”.
Наиболее интересными нам представляются многозначные глаголы чувств. Они неоднородны по своей структуре и экспрессивной окрашенности. Их можно разделить на две группы.
Трепетать. Словарь Академии Российской выделяет в глаголе два значения:
1) “Дрожать, трястися, приходить в содрогание от страха или других причин”;
2) “Духом возмущаться, страшиться, ужасаться”. (Трепещу о нём).
В. Даль также отмечает два значения: 1) “Дрожать, трястись, вздрагивать”. 2) “Страшиться, бояться, ожидать со страхом”. Из сопоставления словарных статей видно, что уже в ХIХ веке наиболее отчётливо выделялись два значения: прямое – “дрожать” и переносное – “испытывать сильное волнение”.
Сравним: Тихо трепетали листья на ветру.
Дубровский затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем…
К этой группе глаголов чувств можно отнести и такие, как изводиться, колебаться, сокрушаться, опешить, остолбенеть, плениться, содрогаться, успокаиваться и мн. др. Яркий пример употребления данных глаголов в повести А.С. Пушкина “Дубровский”:
Пошли за приказчиком, он явился; только увидел генерала, он так и остолбенел…;
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного ужасало его…;
Когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла…
2. Многозначные глаголы, которые мы объединяем во вторую группу, не являются глаголами чувств в прямом своём значении. Но при переносном употреблении, могут иметь значения, передающие эмоциональное состояние.
1) “Переставать гореть, затухать”;
2) перен. “Ослабевать”.
Я вижу, что исчезает что-то страшно нужное. Гаснет непосредственное чувство.
1) “Поддерживать собою пламя, давая жар, пылать”;
2) “Протекать стремительно, быть в разгаре, кипеть”;
3) “Находиться в возбуждённом состоянии, в волнении, испытывать какое-либо сильное чувство”.
И содрогаюсь пред тобою. (Пушкин).
К этой группе глаголов чувств можно отнести следующие: кипеть, трогать, деревенеть, горячиться, охладевать, сохнуть, таять.
Сравним у А.С. Пушкина:
От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна отменно горячилась.
О вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на неё: полюбите вы вновь…
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Желанья гасли вдруг и снова разгорались.
Я таял…
Сфера употребления глаголов чувств ранее была достаточно ограниченна, чаще всего они использовались в поэтической лексике для создания образности. Наблюдения за употреблением этих глаголов сегодня показывают, что наблюдаются изменения стилистической окраски подобных глаголов: утрачивается характерная для них образность, слова как бы нивелируются.
В юношеском возрасте меня ненадолго воспламенила любовь к Драйзеру. (Ю. Трифонов).
Особый интерес представляет небольшая группа глаголов чувств, созданных на основе переносов значения одного слова на другое.
Например связанных с названиями животных, птиц, рыб, названиями присущих им свойств, повадок.
Собачиться, гнушаться, ехидствовать, ехидничать, бычиться, быковать, зверствовать, щетиниться.
В стилистическом отношении данные глаголы чаще всего характеризуются как просторечные.
Таким образом, мы можем сделать вывод: глаголы чувств, несущие в себе многозначность, созданные на основе семантической связи, сохраняются в языке; порой эти глаголы утрачивают образность, но количество значений данных глаголов даже увеличивается.
Знание этих глаголов, умение использовать их, делают речь содержательной, насыщенной, придают ей эстетическую ценность, на что специально обращали внимание многие писатели. Юрий Бондарев писал: “…По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера…”.
1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
2. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. М.: Дрофа, 1997.
3. Югов А.К. Думы о русском слове. М.: Просвещение, 1972.
4. Даль В.И. Словарь русского церковного языка. М.: Вече, 2004.
5. Бондарев Ю. Избранное. М.: Дрофа. Вече, 2002.
6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение,1990.