Что обозначает глагол в предложении
Синтаксическая роль глагола
Роль глагола в русском языке сложно переоценить. Он является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному. Важной особенностью глагола является то, что он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных. Об этом и пойдет речь ниже.
Глагол как часть речи обозначает действие. Он отвечает на вопрос что делать? что сделать? Может изменяться по родам (только в прошедшем времени: кричал-кричала-кричало), числам (рисует-рисуют), временам (говорил-говорит-будет говорить).
Синтаксической ролью слова является функция, которую оно выполняет в составе предложения. Синтаксическую роль отдельного слова определить невозможно. На основании этой функции определяются члены предложения.
Глагол, как правило, входит в состав грамматической основы предложения и является сказуемым, но при определенных условиях он может выполнять и остальные четыре функции.
Итак, глагол в предложении может являться:
Стоит отметить, что чаще всего глагол является именно сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени, а подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (также известная под названием инфинитив).
Для того чтобы определить, какую именно синтаксическую роль играет глагол в конкретном предложении, необходимо уметь правильно задавать вопрос. Для этого важно не зацикливаться на том, что он по определению отвечает на вопрос что делать?, но может являться абсолютно любым членом предложения. Определить роль конкретного глагола в предложении невозможно без определения грамматической основы. В первую очередь всегда определяется подлежащее и сказуемое.
Глаголы в русском языке: формы и виды глаголов, спряжение
Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.
Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.
Другое значение слова «глагол»
Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:
Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».
Переходные и непереходные глаголы
Все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.
Совершенные и несовершенные глаголы
Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».
Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».
Возвратные глаголы
Безличные глаголы
Безличные глаголы обозначают действие, происходящее без действующего лица. Например, «стемнело», «не спится», «потеплело». Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.
Наклонение глаголов
В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.
Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».
Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»
Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».
Спряжение глаголов
Глагол как самостоятельная часть речи.
Глагол – это самостоятельная часть речи, означающее действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы «что делать? что сделать?»: летать, ходить, смотреть, прискакать.
Формы глагола.
Постоянные и непостоянные признаки глагола.
Глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.
Возвратные и невозвратные глаголы.
Возвратными глаголами называются глаголы, которые имеют постфикс –ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись. Остальные глаголы называются невозвратными: смотреть, читать, кушать, бегать.
Переходные и непереходные глаголы.
Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:
Остальные глаголы считаются непереходными: лежать на кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён:
Синтаксическая роль глагола.
Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого. Но инфинитив глагола может выступать в роли разных членов предложения:
Что такое глагол в русском языке?
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.
В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.
Глаголы в русской речи
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте
употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной формой глагола и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Она имеет только вид, может быть переходным или непереходным, возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы шире, чем у других форм глагола. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:
Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Они имеют только две формы времени:
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Эти слова имеют три формы времени:
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:
Лицо | Хотеть | Бежать | ||
---|---|---|---|---|
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е | я хочу | мы хотим | я бегу | мы бежим |
2-е | ты хочешь | вы хотите | ты бежишь | вы бежите |
3-е | он хочет | они хотят | он бежит | они бегут |
Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.
Перейдем к непостоянным признакам глагола.
Наклонение
Глаголы употребляются в формах трех наклонений:
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:
У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:
Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай (те)? что сделай(те)?
Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:
Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.
Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.
Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:
Категории времени эти глаголы не имеют.
Время у глаголов
Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:
Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:
Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:
Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:
Лицо у глаголов
Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.
Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).
Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).
Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).
Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:
Безличные глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.
Понаблюдаем:
Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:
Морфологические признаки глагола
Подытожив исследование глагола как части речи, укажем его грамматические признаки.
Начальная форма — инфинитив.
Постоянные признаки глагола:
I. вид совершенный или несовершенный;
Непостоянные признаки глагола:
Синтаксическая роль глагола
Глаголы в различных грамматических формах чаще всего являются главным членом предложения — сказуемым.
Бабушка сидит на завалинке под окном.
Вернулся бы домой вовремя, да заблудился в лесу.
Видеоурок «Глагол как часть речи»
Заключение
Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.
Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.
Подведем итог словами К. Г Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
«Роль глаголов в речи, в предложении. «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль глаголов в речи, в предложении. Русский язык. 4-й класс
· учить детей самостоятельно воспроизводить и использовать материал по данному вопросу о глаголе;
· развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
· формировать способности к применению знаний на практике;
· формировать умение работать в парах;
· воспитывать сотрудничество, ответственность.
Оборудование к уроку:
· презентация по теме урока,
· карточки с заданием
· цветочки оранжевого и синего цвета
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие в часть речи.
А в какую? Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд:
Что без меня предметы?
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
— О какой части речи пойдёт разговор на уроке?
— Перед вами корзина знаний, давайте её заполни знаниями о глаголе?
— Скажите, корзина полная?
— А чем её можно еще заполнить? ( Почему часть речи получила такое название — глагол?
Какова роль глаголов в тексте, предложении?)
Для этого мы отправимся в путешествие в страну Глаголию с помощью волшебного цветка Цветика-Семицветика!
— Давайте вспомним кто автор этого произведения? (Катаев Валентин Петрович)
— А кто главный герой? (девочка Женя)
— Какие слова произносила девочка, давайте вспомним и произнесем вмести
Отрываем первый лепесток и говорим волшебные слова:
Ты лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Не в страну Монголию,
А в страну Глаголию!
– И мы с вами прибываем на первую станцию страны Глаголии
Прежде чем поедем дальше,
Вспомним все, что знали раньше!
– Сядьте правильно, откройте тетради. Записываем сегодняшнее число. пишем аккуратно
Двадцать пятое апреля. Классная работа
–Я буду читать вам стихотворение (отрывок стихотворения Н. Матвеевой “Было тихо…”), а вы записываете только глаголы:
Было тихо, очень тихо –
Тихий час теней…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал,
Бык ревел
И две собаки
Дружно вторили во мраке.
— Сколько глаголов записали? (8) Появляются глаголы на экране
— Что можете рассказать о записанных глаголах? (прошедшего времени)
— На какие группы можно разделить эти глаголы? (по родам: м.р. и ж.р., по числам: ед.ч. и мн.ч..)
— Найдите, пожалуйста, слово, которое соответствует данной схеме (скреблась, вторили)
— Подберите антонимы к слову вторили?
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение»слово, речь», «глаголить» значило «говорить».
Но при чем здесь глагол, называющий часть речи? Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: Глагол есть старинное речение и значит то же, что слово: стало быть, глагол есть все то, что говорить, что сказывает о предмете, потому-то глагол и бывает сказуемым.
— Что обозначает слово глаголить? (говорить)
— Что может обозначать однокоренное слово“глагол”?
Отрываем следующий лепесток :
Лепесток лети как птица,
Мы теперь хотим в столицу!
Мы хотим узнать скорей,
Как живут глаголы в ней!
– Прочитайте слова, какой части речи?
— Давайте от этих слов образуйте глаголы при помощи шифровки.