Что обозначает гроза в пьесе гроза

Образ грозы в пьесе Островского Гроза

Значения образа начинают раскрываться с 1-ого действия: слышится гром, на небе видна молния. Это явление будет присутствовать до 4-ого действия. Причем гроза непостоянна, она то набирает силу, то затихает. И даже в светлый день герои с тревогой в сердце ждут ее прихода.

Катерина очень боится грозы, стихия не гармонирует с ее натурой. Она провинилась и не желает оставить этот мир с нечистой душой. В этом случае это явление предстает как сила потустороннего мира.

В заключительной части пьесы гроза находится в своем апогеи. При этом затишье перед предстоящей бурей обманчиво, те люди, что гуляли по городу, хотят побыстрее укрыться под крышей дома.

Гроза отражается в жизни каждого героя. Катерина смогла сознаться в измене как раз когда стихия разбушевалась, сделала она это от страха солгать. Это меняет дальнейшую судьбу Кабановых.

В грозе есть и положительные черты. После нее выходит радуга, и есть надежда на преображение Калинова и то, что люди смогут поступить так, как считают нужным. Первым нарушителем правил стал Тихон.

Даже в названии произведения имеется символ этого явления. И оно здесь не только природное, но и иносказательное, оно обозначает отношения и связи поколений, зависимость и власть. Тихон радуется возможности хотя бы на время покинуть ненавистный дом, где ему приказывает мать.

Но многие люди видят в ней божью кару. Отношение к этому явлению характеризует натуру героев. Суеверие прочно засело в народных массах. Это можно увидеть в рассуждениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание. ». Однако и Дикой, а также Кабаниха и прочие персонажи не очень переживают по поводу грозы. Кабаниха уверена, что грозу посылает бог как знак гнева, но она убеждает себя в том, что ее образ жизни соответствует канонам божьим.

Варвара и Кулигин говорят, что не испытывают страха перед грозой. Варвара смотрит в будущее, она намерена сбежать из дома, а Катерину держит страх прошлого.

2 вариант

Смысл представления начинает описываться с 1-ого события: раздается гром, на небосводе замечена молния. Этот феномен будет фигурировать до 4-ого события. При этом гроза изменчива, она то организует стихию, то замолкает. Даже в тихое и солнечное время персонажи с волнением в душе ожидают ее появления.

Опасаются ее все, только вот не Кулигин. У него нет сложностей с моральной ответственностью, в связи с чем он не боится наказания господа. Он воспринимает грозу как обыкновенное событие, не видит в ней мистицизма. Он сообщает, что гроза не может навредить. Дикой не соглашается с такой позицией, он думает, что грозу отправляет Всевышний, чтобы напомнить народу о будущем суде. В этом заключается дикий ужас.

В последней части произведения гроза пребывает в своем пике. При этом тишина перед грядущем вихрем лжива, те люди, что прогуливались по городу, желают как можно быстрее спрятаться под защитой дома.

Гроза изменила мир каждого персонажа. Катерина сумела признаться в неверности только когда природа разгулялась, совершила она это от боязни соврать. Это изменяет в корне будущую жизнь Кабановых.

Даже в наименовании литературной работы имеется символика данного феномена. И оно в этом месте не только естественное, но и аллегорическое, оно символизирует связи и отношения людей, зависимость и самодержавие. Тихон рад шансу хоть временно оставить неприятное жилище, где им командует мать.

Но почти весь народ воспринимает в ней божественный гнев. Позиция к подобному феномену показывает души персонажей. Предрассудки крепко застряли в обществе. Это можно встретить в размышлениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание. ». Но в то же время и Дикой, да и Кабаниха и оставшиеся действующие лица не очень беспокоятся из-за грозы. Кабаниха убеждена, что грозу отправляет Всевышний как признак злости, но она утишает себя в том, что ее жизнь подходит условиям небесным.

В пьесе символично не только явление грозы, но и персонажи. Гроза это также гнев и тираническая власть, это собирательный образ – тирании, природы, отношений людей. В грозе скрывается также внутренний конфликт.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ грозы в пьесе

Популярные сегодня темы

Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.

В «Петербургских повестях» автор попытался раскрыть и показать весьма глубокую и интересную тему, которые он включил в свой единый сборник. Также, стоит сказать о том, что он попытался раскрыть тематику, связанную с непростым существованием

Наша жизнь – это круговорот дел: домашние обязанности по уборке и приготовлению еды, работа, встречи с друзьями и родными, игры с друзьями, посещение кружков, секций, походы по магазинам.

Воспитание человека – это одна из жизненно важных категорий в его судьбе, которая является основой мировоззрения, залогом счастливого будущего людей. Важнейшими его спутниками считаются качества, которые преображают людей

Наверное, для многих детей зима является самым лучшим и любимым временем года. Ведь в это время они могут долго находиться на улице, кататься на санках, лыжах или коньках

Источник

Образ грозы в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть фото Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть картинку Что обозначает гроза в пьесе гроза. Картинка про Что обозначает гроза в пьесе гроза. Фото Что обозначает гроза в пьесе гроза

Постоянным читателям и посетителям Литероведа предлагаем сочинение на тему «Образ грозы в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)», в котором расскажем о том, какую роль играет гроза в системе персонажей и сюжете произведения.

«Гроза» — одна из самых известных пьес русского драматурга А.Н. Островского. В ней автор изображает мир купечества в один из переломных моментов, когда начали рушиться старые домостроевские устои, так свято охраняемые такими купцами, как Дикой и Кабаниха.

С первых сцен пьесы герои говорят о грозе, однако упоминают о ней не только как о явлении природы. Гроза выступает как образ-символ, самостоятельное действующее лицо драмы. В жизни каждого из персонажей эта стихия играет свою роль, у героев свое отношение к этому образу. Впервые упоминание о грозе появляется в первом действии пьесы, а к четвертому она набирает силу. В Калинове все живут ее ожиданием: о грозе говорят, ее боятся, от нее пытаются спрятаться, и только механик-самоучка Кулигин не может сдержать восторг от этой природной стихии, от ее мощи и красоты. Он недоумевает, как можно страшиться такого прекрасного явления природы, как можно не восхищаться его силой и мощью. Он называет грозу благодатью, которой радуется вся природа: каждая травинка, каждый кустик и цветочек. Кулигин говорит, что люди наделали себе пугал из всего, в каждом явлении природы видят какой-то плохой знак.

Многими горожанами гроза воспринимается как напоминание о грехах, порочной жизни. Дикой убеждает, что она посылается в наказание и спастись от нее, как предлагает Кулигин, громоотводом, «шестами да рожнами» не получится. Купец знает, что он грешит, но остановиться и покаяться в перед собой, людьми и Богом не может.

С опаской ждет грозы и Катерина Кабанова. Однако она воспринимает это явление природы не как наказание за грехи, героиню пугает сила и неуправляемая энергия стихии, которая противоречит тихому и спокойному нраву героини. Молодая женщина не боится, что гроза ее убьет, ее страшит, что она может умереть с грехами и лукавыми мыслями.

Кроме всего выше сказанного, гроза – это и предвестник скорых перемен в темном царстве Диких и Кабаних, в царстве пороков и застоя. Жители Калинова привыкли врать друг другу, воровать, за закрытыми дверями и ставнями угнетать родных и близких. Кулигин, рассказывая Борису о городе и горожанах, говорит о жестоких нравах, царящих в Калинове. Среди мещан процветает грубость и бедность, потому что честным трудом невозможно заработать «больше насущного хлеба», а те, кто имеет деньги и власть, стараются поработить бедного, бесправного, чтобы через его труд заработать еще больше денег. Купец Дикой, один из самых богатых купцов Калинова, чувствует свою власть и безнаказанность, он нагло отвечает городничему, который после жалобы горожан на Дикого пытается воззвать к совести купца. Дикой тогда сказал городничему, что из тех копеек, которые он недодает своим мужикам, у него составляются тысячи. Купцы стараются подорвать торговлю друг другу и часто делают это не из какой-либо корысти, а из черной зависти. В Калинове доносят на ближних, пишут кляузы. А если дело доходит до суда, то и этому рады: пусть сами кляузники потратятся, но и других заставят раскошелиться.

Самодур Дикой целыми днями кричит на домочадцев, ругает их последними словами, терроризирует, не встречая ответной силы. Особенно достается племяннику Борису, который живет в доме дяди из-за родительского наследства. Взрослому, образованному, умному человеку невдомек, что от таких жадных, меркантильных родственников невозможно вырвать ни копейки, ради наживы они готовы пойти даже на преступление.

Еще одна известная семья в городе – семья Кабанихи, богатой купчихи, вдовы. В ее доме царят домостроевские порядки. От своих детей, сына Тихона и дочери Варвары, а также невестки Катерины она требует беспрекословного подчинения. Поэтому сын готов использовать любую возможность, чтобы сбежать из дома хоть на несколько дней, чтобы вырваться из оков матери, глотнуть немного свежего воздуха. Душная атмосфера темного царства настолько ему тягостна, что от побега Тихона не останавливают даже просьбы и мольбы молодой жены, он остается к ним глухим и равнодушным. Варвара же приспосабливается к домостроевским правилам, установленным Кабанихой. Она научилась лгать и изворачиваться. Чтобы бегать на свидания по ночам к возлюбленному, девушка выкрала ключ, которым запирают калитку на ночь.

Так же поступать она советует и Катерине, которая полюбила Бориса, племянника Дикого, и, пока мужа не было дома, тоже тайно встречалась с любимым человеком. Однако героине очень трудно переступать через те моральные принципы, которые были привиты ей в родительском доме. Мать ее воспитывала в любви и ласке. В их доме часто собирались странницы и богомолки, которые вышивали, пели стихи, делились разными историями. Девушка с удовольствием слушала их интересные рассказы, затрагивающее душу пение. Она ходила с матерью в церковь, а после службы отдыхала, гуляла по саду, поливала цветы, которых у нее дома было видимо-невидимо, ходила за студеной водой к ключу. Ее никто и никогда не обижал в родительском доме, только одевали, как куклу, холили и лелеяли. Из девичьей холи она попала в атмосферу темного царства. Катерина не может приспособиться к страшным порядкам. За время замужества она не научилась врать, обманывать, что-то скрывать от мужа. Она не в силах справиться со своим чувством к Борису, но не может продолжать встречаться с ним, изменять мужу, со стороны которого не встречает никакой поддержки, не получает никакого тепла, поэтому выбирает единственный, по ее мнению, правильный путь – бросается с обрыва в Волгу и погибает. Ее гибель как вызов темному царству, в котором чахнут и гибнуть чистые, возвышенные души.

Образ грозы в произведении В.Н. Островского это не только природная стихия, наводящая ужас и животный страх. Гроза в пьесе носит характер социального явления. Этот образ-символ напоминает, что обществу, в котором человеку приходится лгать, изворачиваться, подавлять свои лучшие душевные качества, грозит неминуемая гибель.

Источник

Образ грозы в пьесе Островского Гроза

Гроза — это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.

Значения образа начинают раскрываться с 1-ого действия: слышится гром, на небе видна молния. Это явление будет присутствовать до 4-ого действия. Причем гроза непостоянна, она то набирает силу, то затихает. И даже в светлый день герои с тревогой в сердце ждут ее прихода.

Катерина очень боится грозы, стихия не гармонирует с ее натурой. Она провинилась и не желает оставить этот мир с нечистой душой. В этом случае это явление предстает как сила потустороннего мира.

В заключительной части пьесы гроза находится в своем апогеи. При этом затишье перед предстоящей бурей обманчиво, те люди, что гуляли по городу, хотят побыстрее укрыться под крышей дома.

Гроза отражается в жизни каждого героя. Катерина смогла сознаться в измене как раз когда стихия разбушевалась, сделала она это от страха солгать. Это меняет дальнейшую судьбу Кабановых.

В грозе есть и положительные черты. После нее выходит радуга, и есть надежда на преображение Калинова и то, что люди смогут поступить так, как считают нужным. Первым нарушителем правил стал Тихон.

Даже в названии произведения имеется символ этого явления. И оно здесь не только природное, но и иносказательное, оно обозначает отношения и связи поколений, зависимость и власть. Тихон радуется возможности хотя бы на время покинуть ненавистный дом, где ему приказывает мать.

Но многие люди видят в ней божью кару. Отношение к этому явлению характеризует натуру героев. Суеверие прочно засело в народных массах. Это можно увидеть в рассуждениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Однако и Дикой, а также Кабаниха и прочие персонажи не очень переживают по поводу грозы. Кабаниха уверена, что грозу посылает бог как знак гнева, но она убеждает себя в том, что ее образ жизни соответствует канонам божьим.

Варвара и Кулигин говорят, что не испытывают страха перед грозой. Варвара смотрит в будущее, она намерена сбежать из дома, а Катерину держит страх прошлого.

2 вариант

Гроза — это природный феномен. Но Островский, в собственном произведении дал ему объяснение. При этом своеобразную фигуру грозы мы обнаруживаем одновременно во многих интерпретациях.

Смысл представления начинает описываться с 1-ого события: раздается гром, на небосводе замечена молния. Этот феномен будет фигурировать до 4-ого события. При этом гроза изменчива, она то организует стихию, то замолкает. Даже в тихое и солнечное время персонажи с волнением в душе ожидают ее появления.

Опасаются ее все, только вот не Кулигин. У него нет сложностей с моральной ответственностью, в связи с чем он не боится наказания господа. Он воспринимает грозу как обыкновенное событие, не видит в ней мистицизма. Он сообщает, что гроза не может навредить. Дикой не соглашается с такой позицией, он думает, что грозу отправляет Всевышний, чтобы напомнить народу о будущем суде. В этом заключается дикий ужас.

Катерина сильно пугается грозы, природа не сочетается с ее нравом. Она совершила проступок и не стремится покинуть окружающий мир грешницей. В такой ситуации — это феномен появляется как сила мира иного.

В последней части произведения гроза пребывает в своем пике. При этом тишина перед грядущем вихрем лжива, те люди, что прогуливались по городу, желают как можно быстрее спрятаться под защитой дома.

Гроза изменила мир каждого персонажа. Катерина сумела признаться в неверности только когда природа разгулялась, совершила она это от боязни соврать. Это изменяет в корне будущую жизнь Кабановых.

Даже в наименовании литературной работы имеется символика данного феномена. И оно в этом месте не только естественное, но и аллегорическое, оно символизирует связи и отношения людей, зависимость и самодержавие. Тихон рад шансу хоть временно оставить неприятное жилище, где им командует мать.

Но почти весь народ воспринимает в ней божественный гнев. Позиция к подобному феномену показывает души персонажей. Предрассудки крепко застряли в обществе. Это можно встретить в размышлениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Но в то же время и Дикой, да и Кабаниха и оставшиеся действующие лица не очень беспокоятся из-за грозы. Кабаниха убеждена, что грозу отправляет Всевышний как признак злости, но она утишает себя в том, что ее жизнь подходит условиям небесным.

В произведении символична не только гроза, но и действующие лица. Гроза — это также возмущение и деспотическое правление, это обобщенная фигура — деспотии, естества, связей людей. В грозе кроются душевные терзания героев.

В пьесе символично не только явление грозы, но и персонажи. Гроза это также гнев и тираническая власть, это собирательный образ – тирании, природы, отношений людей. В грозе скрывается также внутренний конфликт.

Источник

Смысл названия и образная символика драмы Гроза А.Н. Островского

В 1859 году на сцене одного из столичных театров состоялась премьера. Зрители увидели драму, созданную молодым писателем – Островским Александром Николаевичем. Это произведение считается уникальным в своём роде. Драма не повторяет многих законов жанра.

«Гроза» была написана в эпоху реализма. А это значит, что произведение наполнено символами и образами. Следовательно, в нашей статье вы узнаете про смысл названия и образную символику драмы «Гроза» Островского.

Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть фото Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть картинку Что обозначает гроза в пьесе гроза. Картинка про Что обозначает гроза в пьесе гроза. Фото Что обозначает гроза в пьесе гроза
Смотреть галерею

Первый образ грозы

Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.

Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.

В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.

Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть фото Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть картинку Что обозначает гроза в пьесе гроза. Картинка про Что обозначает гроза в пьесе гроза. Фото Что обозначает гроза в пьесе гроза
Смотреть галерею

«Смысл названия и образная символика в драме «Гроза»»

Второй образ грозы

Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:

Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть фото Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть картинку Что обозначает гроза в пьесе гроза. Картинка про Что обозначает гроза в пьесе гроза. Фото Что обозначает гроза в пьесе гроза
Смотреть галерею

В одном названии пьесы заключено все главные мотивы ее понимания. Гроза выступает идейным символом произведения Островского. В первом действие, когда Екатерина сделала намек свекрови о своей тайной любви, почти сразу начала надвигаться гроза. Надвигающаяся гроза – это ознаменование трагедии в пьесе. Но разражается она только во время того, как главная героиня рассказывает мужу и свекрови о своем грехе.

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

М.Ю. Лермонтов (Герой нашего времени)

Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы «Гроза»

Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.

Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.

Тем не менее смысл названия и образная символика драмы «Гроза» автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвёртом гроза импульсивно набирает силу.

Город живёт в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь – зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.

Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей. Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов – это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя. Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.

Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.

Сочинения

Драма Островского Гроза была впервые поставлена на сцене в 1859 году. Свою работу писатель писал в эпоху реализма, когда все явления и предметы наделялись символическим смыслом. Не стала исключением и драма. Давайте же определимся, в чем смысл и символика названия пьесы Островского.

Смысл названия драмы Гроза

Читаешь пьесу драматурга, невольно выделяешь главную героиню Катерину. Вот только писатель называет произведение не в честь Катерины, он выбирает символическое название Гроза, и не просто так.

В пьесе гроза представлена как природное явление, где разные события сопровождаются частой непогодой, и жители Калинова живут в предвкушении стихии. Но не только гроза выступает как явление природы, здесь она является и действующим лицом. Она стала вызовом установленным порядкам, где писатель обличает тиранию в быту и показывает протест, что должен был возникнуть.

Гроза является и характеристикой отдельных героев драмы. Так мы видим Кабаниху, чей характер подобен раскатам грома. Ее все боятся и не смеют перечить. Она же является представителем старых порядков.

Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть фото Что обозначает гроза в пьесе гроза. Смотреть картинку Что обозначает гроза в пьесе гроза. Картинка про Что обозначает гроза в пьесе гроза. Фото Что обозначает гроза в пьесе гроза

Символика пьесы Гроза Островского

Знакомясь с драмой Островского, мы можем заметить разную символику, которую использует писатель в своей работе. Прежде всего это гроза, которая является как символом божьей кары и наказанием за грехи, так и символом перемен, бунта. Она же является и символом нового, грядущего.

Часто Катерина вспоминает птиц и мечтает стать одной из них. Здесь птицы символизируют свободу, независимость, легкость, которую мечтала получить героиня, освободившись из топкого болота жизни.

Еще символично писатель использует в своем произведении реку. Она — как граница между двумя жизнями. По одну сторону Калинов, где старые устои и темное царство. По другую сторону — идеальная жизнь. Для всех она своя, но она особенная, такая в которой бы каждый хотел оказаться. Одновременно с этим Волга становится и символом смерти, хоть это и странно звучит. Ведь вода по своей сути — это жизнь. Но с другой стороны, прыгнув в реку, Катерина обрела ту самую свободу, о которой так мечтала. Она освободилась от темного царства.

Смысл названия и символика в драме «Гроза» Островского

А какую оценку поставите вы?

Образ реки

Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстаёт перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы «Гроза».

Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры – жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.

Сочинение: Образная символика в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

(443 слова) Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского начинается с песни «Среди долины ровныя…», которую исполняет самый мудрый и добрый герой Кулигин. Его слова принадлежат поэту Алексею Мерзлякову. Автор раскрывает такие темы, как бессмысленность богатства, невозможность жить без любви, отсутствие гармонии с окружающим миром. Такие же мотивы развивает в пьесе русский драматург. На протяжении всего произведения читатель воспринимает детали, которые формируют образы-символы. А.Н. Островский показывает разные стороны общественного уклада того времени через обычные предметы и явления.

Перед читателем возникает точная и типичная картина консервативных, патриархальных, закрытых семей. Их образом-символом является купеческий дом. Так описывает его Кулигин в беседе с приезжим Борисом: «ворота, сударь, заперты и собаки спущены»; «слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых»; «семья, говорит, дело тайное, секретное». На первый взгляд подобные семьи могут показаться идеалом сплоченности, благородства, нравственности. На самом деле суть таких домов – застой, страх, тирания. В нем правят лицемерные и злые люди. Кабанова считает, что «в доме старшие есть, ими дом-то и держится». Молодое поколение вынужденно ищет выход из угнетающей и давящей обстановки. Варвара говорит: «У нас ведь дом на том (на обмане) держится». История частной семьи отражает мрачную атмосферу всего Калинова. Борис чувствует себя «лишним», называет поволжский город «эта трущоба». Кулигин о; «бульвар сделали, а не гуляют»; «вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Калинов – изолированное место, где власть принадлежит самодурам.

Вместе с темными образами драматург использует светлые символы. Кабанова запирает дверь калитки, а ключ прячет. Варвара крадет и подменяет его, отдает Катерине. Сначала девушка боится. Видит в ключе воплощение греха, измены. Главная героиня не может жить без любви, а потому принимает предложение. В подобной жизненной ситуации обмануть мужа и сбежать из дома – стремление к свободе и человечности. Борис для Катерины – немного свежего воздуха в окружающей духоте. Название пьесы, гроза – образ очищения, которого правильно боятся деспоты и напрасно страшатся некоторые их жертвы. Дорога в пьесе является символом воли. Тихон и Борис покидают Калинов, но даже на расстоянии не чувствуют себя до конца свободными. Один пьет, другой прозябает в Сибири по воле Дикого. Катерина же никогда не сможет уехать из этого страшного места. Аллегоричными считаются попытки Кулигина создать общественное благо: поставить громоотводы или установить солнечные часы. Дикой противится развитию и просвещению. Отчетливый образ воли – птица. Катерина раздумывает: «Отчего люди не летают?», — мечтает о независимости. Борис считает себя «вольной птицей», но это неправда, потому что мужчина не соглашается бежать вместе с Катериной, как Варвара и Кудряш. Самоубийство – выход, одно из решений проблемы, которую обозначил драматург. Волга олицетворяет возможность освободиться. Полусумасшедшая барыня пророчит: «Вот красота-то куда ведет». Красота искренней, эмпатичной, способной любить натуры среди людей Калинова ведет к смерти.

А.Н. Островский доказал, что языком драматургии, с помощью символов возможно отображать и обсуждать общественные проблемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *