Что обозначает каролингское возрождение

Каролингское возрождение — это интеллектуальный и культурный подъём, который пережила Северная Европа в течение полутора веков в период раннего средневековья. Оно заложило основу культурного, научного и государственного развития на много веков.

Что такое каролингское возрождение

С начала восьмого и до середины девятого веков в Западной Европе правила династия Каролингов.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Один из наиболее известных правителей этого времени — Карл Великий, который объединил под своей властью большую часть европейского континента. В этой династии также правили Людовик Благочестивый, Карл Лысый.

Предыдущий исторический период характеризовался застоем во всех основных сферах жизни средневекового общества. Карл Великий собрал при дворе наиболее талантливых людей своего времени. Он сделал это для того, чтобы возродить культурную жизнь после веков упадка.

Одной из целей было дать образование в философской, научной и художественной сферах представителям различных общественных классов на самом высоком доступном в это время уровне.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Один из фактов, который характеризует степень отсталости в это время — это то, что король не смог в своём государстве найти качественно сделанную Библию и полный текст правил Бенедиктинского ордена. За ними пришлось посылать в Рим.

Одной из причин такого усердия Карла Великого является, кратко говоря, то, что он хотел достигнуть единства франкской церкви на всей территории его государства. Это было для него особенно важно в связи с тем, что он имел полный над ней контроль.

В чем проявлялось каролингское возрождение

Термин Ренессанс оспаривается некоторыми современными историками в связи с тем, что возрождение происходило в значительной степени в сфере духовенства и не сопровождалось общественными движениями подобно итальянской Эпохе Возрождения.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Однако при этом нужно учитывать, что в Европе, в этот период истории, христианство было основной интегрирующей силой культуры и той основой, на которой происходило развитие общества.

Основная часть изменений была сделана под руководством Карла Великого. Его сын и внук — Людовик Благочестивый и Карл Лысый — продолжили осуществление начатых им реформ. Впоследствии, после распада империи, культурное развитие на время практически прекратилось.

Архитектура

В период возрождения происходило активное строительство религиозных и светских зданий.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Церковь при монастыре Сан-Дени

В период с 768 по 855 годы на территории империи Карла Великого было возведено:

417 монастырских сооружений;

100 королевских резиденций.

На этом проведение строительных работ не ограничилось. В большом количестве создавались города, крепости, школы, мосты и больницы.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Примерами строений, возведённых в это время, являются монастыри Сен-Дени и Сен-Рикье. Даже в наше время специалисты отмечают продуманность организации пространства в них, где создаётся эффект непрерывности.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Базилика Сан-Витале в Равенне

Были созданы два архитектурных стиля — романский и готический. Во время походов на территории Апеннинского полуострова Карл Великий увидел и ввёл в обиход использование базилик, колонн, оформление с использованием фресок.

Изобразительное искусство

Знакомство с искусством Древнего Рима было важным импульсом для развития художественной культуры империи франков. Со временем это привело к возникновению готического стиля в живописи.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Мастер Псалтирь Людовика Святого.
Валаамова ослица

При переписывании книг в это время были введены не только стандарты письма, но и активно использовались книжные иллюстрации с использованием золотых и ярких красок, выполненные на высоком художественном уровне. Для работы над ними в это время создавались специализированные мастерские.

Наука

Хотя император покровительствовал развитию религии, тем не менее он понимал важность развития наук. Главное, чтобы религиозность не вырастала в мракобесие.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

При его жизни учёные могли заниматься исследованиями без опасений о том, что церковь может им помешать.

Книжная культура

В предыдущие годы переписывание старинных рукописей монахами происходило без должного контроля за качеством выполненной работы. Это приводило к тому, что тексты переписывались с большим количеством ошибок. Например, в новых экземплярах пропускались знаки препинания или не делались пропуски между словами.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

При этом отсутствовали стандарты письма в таких случаях. Не было, например, предусмотрено начертаний больших букв, стандартов оформления переписанных рукописей, отсутствовало академическое описание языка. Их определение было необходимо для улучшения качества работы.

В Эпоху Возрождения ситуация меняется. Происходит подробное изучение имеющихся рукописей, был установлен стандарт для написания латинских текстов.

Музыка

До Карла Великого музыка находилась в упадке. В это время происходило активное усвоение и переработка приёмов, которые использовались в обрядовой музыке различных стран и народов, в том числе итальянской.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

При его правлении активно поощрялось развитие церковного пения. Придворные любили дворцовое пение и всячески поддерживали его развитие. В специализированных школах производилось обучение этому искусству.

В развитии музыкальной культуры большую роль сыграла популяризация церковного григорианского пения.

При обучении в Академии использовалось понятие квадривиума — основных наук и искусств, необходимых образованному человеку. Теперь музыка входила в этот набор наряду с наукой.

Юриспруденция

В 802 году Карл Великий распорядился произвести запись действующих на тот момент законов.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Он лично руководил изданием 65 капитулятов (трудов на юридическую тему). Они стали юридическим наследием и основой средневекового права в течение многих веков.

Были проведены реформы в административной и финансовой сферах, целью которых были централизация и укрепление императорской власти.

Заключение

Хотя каролингское возрождение в основном послужило развитию религии, однако не нужно забывать, что в средневековой жизни христианство было основой практически всех проявлений культурной, государственной и экономической жизни.

Источник

Каролингское возрождение – путешествие в мир науки и культуры

В истории Франции много интересных и славных страниц. Были там и героические битвы, и военные походы, и мудрые короли, и каролингское возрождение, о котором мы подробно расскажем в этой статье.

Принято считать, что эпоха возрождения была в XIV веке, началась она в Италии (развитие искусства, литературы, поэзии, архитектуры, различные школы художников.) и распространилась по всей Европе. На самом деле, еще раньше, чем в Италии, феномен Возрождения возник в королевстве франков.

Что такое «Каролингское возрождение»

Каролингское возрождение (La Renaissance Carolingienne) — это исторический период культурного и интеллектуального возрождения в Западной Европе в конце VIII— середине IX века. И все это – в эпоху правления королей франков из династии Каролингов (Les Carolingiens) – Карла Великого (Charlemagne), его сына – Людовика Благочестивого (Louis Le Pieux)и сына Людовика – Карла Лысого (Charles Le Chauve).

Этот славный период отметился расцветом литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения сильный толчок получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, который назвали каролингский минускул. При монастырях были открыты школы и библиотеки. И всему этому культурному подъему покровительствовали франкские короли.

Карл Великий

Всем известна личность этого короля, не зря в историю он вошел под именем Великий. Сын не менее славного отца, Пипина Короткого, Карл Великий создал мощную империю, в которую входили обширные территории Франции, Германии и Италии, он осуществил много завоеваний. Это была выдающаяся личность, без которой в Европе не принимались важные решения. Ведь не зря в то время сложилась поговорка «Франка имей другом, но не соседом», с намеком на то, что такой «сосед» в любое время может завоевать все по соседству!

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Карл Великий – император франков

Карл провел много битв, большинство из которых были победоносными. Король стал центральным персонажем французского народного героического эпоса. О нем слагали песни, легенды и стихи. Один из знаменитых французских эпосов – это «Песнь о Роланде», где король предстает добрым отцом народа и храбрым воином.

Что касается короля, как отца народа, он действительно заботился о своей стране и о завоеванных территориях. Он развивал сельское хозяйство, строил города и монастыри, церкви и дворцы, он автор подробнейших постановлений, касающихся управления государством.

Но, к сожалению, как это всегда бывает, великие империи рушатся и на их месте возникают более мелкие государства. Сын Карла Великого, Людовик Благочестивый, был человеком мягким, и ему кое-как удавалось удержать империю и завоевания отца. А вот внуки Карла, сыновья Людовика, придя к власти, полностью поделили между собой территории, потому что каждый хотел править сам.

Королем Франции стал Карл Лысый, очень мудрый и толковый человек. Он продолжил дело культурного возрождения, которое начал его дед.

Ученье – свет, а неученье – тьма

Хоть это и русская поговорка, наверняка, так думал и Карл Великий, начиная окультуривание государства. Его личная любовь к учености сыграла значительную роль в Каролингском возрождении. Наверное, поэтому феномен культурного возрождения затронул многие сферы искусства.

Давайте же понаблюдаем, какое развитие получили эти сферы.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Людовик Благочестивый и Карл Лысый продолжили развивать образовательное дело своего отца и деда. Можно с уверенностью утверждать, что Каролинги внесли огромный вклад в мировое развитие культуры и науки.

Знаменитые личности Каролингского возрождения

Друзья, стоит упомянуть славных людей того культурного подъема и всплеска науки!

В первую очередь, это Алкуин, руководитель кружка «Дворцовая Академия» при дворе Шарлеманя. Алкуин был выдающимся ученым, богословом и поэтом того времени. По происхождению англосакс, он получил образование в Йорке и обладал огромной эрудицией. Карл быстро смекнул, что такой человек принесет пользу его государству и приблизил его к себе. Он стал советником короля в реформах образования и богослужения. Он автор множества поучительных стихотворений, а также учебников по диалектике, догматике, риторике, литургике.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Карл Великий принимает ученого Алкуина

Знаменитый Эйнхард, ученый, культурный деятель, историк, настоятель монастырей, был еще и биографом, хроникером Карла Великого. Он написал биографию короля еще при его жизни, которая вошла в историю под названием Vita Karoli Magni.

Ни одно культурное возрождение не обходится без поэзии. Свой поэт был и в Каролингском возрождении – аббат и христианский святой, ученик Алкуина, – Ангильберт. Он был воспитателем одного из сыновей Карла, а также гражданским мужем одной из его дочерей, с которой у него было два сына. Ангильберт внес существенный вклад в поэзию того времени.

Как видите, друзья, средневековье – это не такой уж темный период в истории человечества, а даже наоборот! До новых встреч!

Источник

Каролингское возрождение — причины проявления, деятели и значение

Каролингское возрождение — это интеллектуальный и культурный подъём, который пережила Северная Европа в течение полутора веков в период раннего средневековья. Оно заложило основу культурного, научного и государственного развития на много веков.

Что такое каролингское возрождение

С начала восьмого и до середины девятого веков в Западной Европе правила династия Каролингов.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Один из наиболее известных правителей этого времени — Карл Великий, который объединил под своей властью большую часть европейского континента. В этой династии также правили Людовик Благочестивый, Карл Лысый.

Предыдущий исторический период характеризовался застоем во всех основных сферах жизни средневекового общества. Карл Великий собрал при дворе наиболее талантливых людей своего времени. Он сделал это для того, чтобы возродить культурную жизнь после веков упадка.

Одной из целей было дать образование в философской, научной и художественной сферах представителям различных общественных классов на самом высоком доступном в это время уровне.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Один из фактов, который характеризует степень отсталости в это время — это то, что король не смог в своём государстве найти качественно сделанную Библию и полный текст правил Бенедиктинского ордена. За ними пришлось посылать в Рим.

Одной из причин такого усердия Карла Великого является, кратко говоря, то, что он хотел достигнуть единства франкской церкви на всей территории его государства. Это было для него особенно важно в связи с тем, что он имел полный над ней контроль.

В чем проявлялось каролингское возрождение

Термин Ренессанс оспаривается некоторыми современными историками в связи с тем, что возрождение происходило в значительной степени в сфере духовенства и не сопровождалось общественными движениями подобно итальянской Эпохе Возрождения.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Однако при этом нужно учитывать, что в Европе, в этот период истории, христианство было основной интегрирующей силой культуры и той основой, на которой происходило развитие общества.

Основная часть изменений была сделана под руководством Карла Великого. Его сын и внук — Людовик Благочестивый и Карл Лысый — продолжили осуществление начатых им реформ. Впоследствии, после распада империи, культурное развитие на время практически прекратилось.

Архитектура

В период возрождения происходило активное строительство религиозных и светских зданий.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Церковь при монастыре Сан-Дени

В период с 768 по 855 годы на территории империи Карла Великого было возведено:

417 монастырских сооружений;

100 королевских резиденций.

На этом проведение строительных работ не ограничилось. В большом количестве создавались города, крепости, школы, мосты и больницы.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Примерами строений, возведённых в это время, являются монастыри Сен-Дени и Сен-Рикье. Даже в наше время специалисты отмечают продуманность организации пространства в них, где создаётся эффект непрерывности.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Базилика Сан-Витале в Равенне

Были созданы два архитектурных стиля — романский и готический. Во время походов на территории Апеннинского полуострова Карл Великий увидел и ввёл в обиход использование базилик, колонн, оформление с использованием фресок.

Изобразительное искусство

Знакомство с искусством Древнего Рима было важным импульсом для развития художественной культуры империи франков. Со временем это привело к возникновению готического стиля в живописи.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Мастер Псалтирь Людовика Святого.

Валаамова ослица

При переписывании книг в это время были введены не только стандарты письма, но и активно использовались книжные иллюстрации с использованием золотых и ярких красок, выполненные на высоком художественном уровне. Для работы над ними в это время создавались специализированные мастерские.

Наука

Хотя император покровительствовал развитию религии, тем не менее он понимал важность развития наук. Главное, чтобы религиозность не вырастала в мракобесие.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

При его жизни учёные могли заниматься исследованиями без опасений о том, что церковь может им помешать.

Книжная культура

В предыдущие годы переписывание старинных рукописей монахами происходило без должного контроля за качеством выполненной работы. Это приводило к тому, что тексты переписывались с большим количеством ошибок. Например, в новых экземплярах пропускались знаки препинания или не делались пропуски между словами.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

При этом отсутствовали стандарты письма в таких случаях. Не было, например, предусмотрено начертаний больших букв, стандартов оформления переписанных рукописей, отсутствовало академическое описание языка. Их определение было необходимо для улучшения качества работы.

В Эпоху Возрождения ситуация меняется. Происходит подробное изучение имеющихся рукописей, был установлен стандарт для написания латинских текстов.

Музыка

До Карла Великого музыка находилась в упадке. В это время происходило активное усвоение и переработка приёмов, которые использовались в обрядовой музыке различных стран и народов, в том числе итальянской.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

При его правлении активно поощрялось развитие церковного пения. Придворные любили дворцовое пение и всячески поддерживали его развитие. В специализированных школах производилось обучение этому искусству.

В развитии музыкальной культуры большую роль сыграла популяризация церковного григорианского пения.

При обучении в Академии использовалось понятие квадривиума — основных наук и искусств, необходимых образованному человеку. Теперь музыка входила в этот набор наряду с наукой.

Юриспруденция

В 802 году Карл Великий распорядился произвести запись действующих на тот момент законов.

Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть фото Что обозначает каролингское возрождение. Смотреть картинку Что обозначает каролингское возрождение. Картинка про Что обозначает каролингское возрождение. Фото Что обозначает каролингское возрождение

Он лично руководил изданием 65 капитулятов (трудов на юридическую тему). Они стали юридическим наследием и основой средневекового права в течение многих веков.

Были проведены реформы в административной и финансовой сферах, целью которых были централизация и укрепление императорской власти.

Заключение

Хотя каролингское возрождение в основном послужило развитию религии, однако не нужно забывать, что в средневековой жизни христианство было основой практически всех проявлений культурной, государственной и экономической жизни.

Источник

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»

«Каролингское возрождение» яви­лось след­ст­ви­ем со­ци­аль­но-по­ли­тических про­цес­сов во Франк­ском го­су­дар­ст­ве при Кар­ле I. В со­от­вет­ст­вии с по­ли­тической док­три­ной, раз­ра­бо­тан­ной Ал­куи­ном и другими ка­ро­линг­ски­ми идео­ло­га­ми, ко­ро­лев­ст­во фран­ков вы­сту­па­ло на­след­ни­ком Западной Римской хри­сти­ан­ской им­пе­рии. Франк­ский ко­роль, рас­про­стра­нив­ший свою власть на зна­чительную часть Ев­ро­пы, рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве гла­вы все­го западного хри­сти­ан­ско­го ми­ра. Его важ­ней­шей за­да­чей ста­но­ви­лось по­все­ме­ст­ное рас­про­стра­не­ние и ут­вер­жде­ние хри­сти­ан­ской ве­ры сре­ди мно­го­пле­мён­но­го кель­то-ро­ма­но-германского на­се­ле­ния им­пе­рии. При­няв ла­тынь как официальный язык церк­ви и государственной вла­сти, Карл I пре­ж­де все­го за­нял­ся ре­фор­мой об­ра­зо­ва­ния, что­бы под­го­то­вить гра­мот­ных свя­щен­ни­ков, спо­соб­ных на­став­лять па­ст­ву и слу­жить ли­тур­гию по римскому ка­но­ну.

Цен­тром но­вой куль­ту­ры стал ко­ро­лев­ский двор. Знать от­прав­ля­ла сю­да сво­их де­тей, что­бы дать им не­об­хо­ди­мое об­ра­зо­ва­ние и под­го­то­вить к бу­ду­щей карь­е­ре. Ко­ро­лев­ская кан­це­ля­рия, в ко­то­рой с начала VIII века слу­жи­ли толь­ко кли­ри­ки, по­став­ля­ла кад­ры для цер­ков­ных ин­сти­ту­тов и государственного ап­па­ра­та ко­ро­лев­ст­ва. Карл I и его по­мощ­ни­ки ак­тив­но ра­зы­ски­ва­ли по всей Ев­ро­пе и при­гла­ша­ли ко дво­ру ин­тел­лек­туа­лов. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло куль­тур­ное ожив­ле­ние в Бри­та­нии, Ис­па­нии и Ита­лии, на­ме­тив­шее­ся уже к середине VIII века. Здесь ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась дея­тель­ность скрип­то­ри­ев, соз­да­ва­лись об­шир­ные биб­лио­те­ки, вклю­чав­шие не толь­ко бо­го­слов­скую, но и про­фан­ную язы­че­скую литературу. Пер­вые учи­те­ля при­бы­ли в начале 780-х годов из Ита­лии (грам­ма­тик Пётр Пи­зан­ский, бо­го­слов Пау­лин Ак­ви­лей­ский, по­эт и ис­то­рик Па­вел Диа­кон).

К началу 790-х годов при дво­ре важ­ное ме­сто за­ня­ло ирландское и английское ду­хо­вен­ст­во, бо­лее про­све­щён­ное и гра­мот­ное, чем мо­на­хи кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы. Анг­ло­сакс Ал­ку­ин соз­дал при дво­ре об­раз­цо­вую шко­лу, позд­нее пе­ре­име­но­ван­ную в Ака­де­мию, че­рез ко­то­рую про­шли сот­ни уче­ни­ков, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей ко­ро­лев­ской фа­ми­лии. Да­же уда­лив­шись от дво­ра и став в 796 году аб­ба­том монастыря Святого Мар­ти­на в Ту­ре, Ал­ку­ин про­дол­жал под­дер­жи­вать связь со шко­лой и ис­пол­нять обя­зан­но­сти на­став­ни­ка. Вы­ход­цы с Бри­тан­ских островов ока­за­ли зна­чительное влия­ние на куль­тур­ное раз­ви­тие Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва (грам­ма­тик Кле­мент, тео­ло­ги Фри­ду­гиз и Мар­тин Скотт, по­эт Се­ду­лий Скотт и фи­ло­соф-бо­го­слов, пе­ре­во­дчик и ком­мен­та­тор Псев­до-Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та Ио­анн Скот Эриу­ге­на). Ещё од­ним ре­гио­ном куль­тур­ных за­им­ст­во­ва­ний ста­ла вест­гот­ская Ис­па­ния. Спа­са­ясь от арабской аг­рес­сии, от­ту­да в им­пе­рию пе­ре­се­ли­лись многие по­эты, бо­го­сло­вы, пра­во­ве­ды, фи­ло­со­фы, учи­те­ля (Лейд­рад, Аго­бард, Клав­дий, Пру­ден­ций, Бе­не­дикт Ани­ан­ский и Тео­дульф).

Ещё од­ним про­яв­ле­ни­ем куль­тур­но­го подъ­ё­ма ста­ло ос­вое­ние ка­ро­линг­ски­ми ин­тел­лек­туа­ла­ми германской фольк­лор­ной тра­ди­ции. Ано­ним­ный ав­тор (воз­мож­но, мо­нах Эк­ке­хард из Санкт-Гал­ле­на) по­эмы «Валь­та­рий» пе­ре­ло­жил древне-германские эпические ска­за­ния в фор­му вер­ги­ли­ан­ско­го эпо­са. По­след­ний круп­ный пред­ста­ви­тель «Каролингского возрождения» бо­го­слов, агио­граф и ком­по­зи­тор Нот­кер Заи­ка со­ста­вил «Дея­ния им­пе­ра­то­ра Кар­ла Ве­ли­ко­го», опи­ра­ясь на мно­го­численные народные пре­да­ния фран­ков.

Мно­гие пред­ста­ви­те­ли «Каролингского возрождения» ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в по­ли­тической жиз­ни в ка­че­ст­ве ко­ро­лев­ских со­вет­ни­ков и ди­пло­ма­тов, за­ни­ма­ли вы­со­кие по­сты в цер­ков­ной и свет­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции. Ал­ку­ин, Ан­гиль­берт, Хра­бан Мавр, Эйн­гард, Фри­ду­гиз, Фар­дульф, Ва­лаф­рид Стра­бон, Луп Ферь­ер­ский яв­ля­лись аб­ба­тами круп­ных им­пер­ских мо­на­сты­рей Сен-Мар­тен-де-Тур, Сен-Ри­кье, Фуль­да, Сен-Де­ни, Рай­хе­нау, Ферь­ер и другие. Тео­дульф, Ама­ла­рий, Пру­ден­ций, Аго­бард, Се­ду­лий Скотт за­ни­ма­ли епи­скоп­ские ка­фед­ры в Ор­леа­не, Три­ре, Труа, Лио­не, Лют­ти­хе. Фри­ду­гиз, Хра­бан Мавр, Ва­лаф­рид Стра­бон воз­глав­ля­ли ко­ро­лев­скую кан­це­ля­рию, Эйн­гар­ду по­ру­ча­лись слож­ней­шие ди­пло­ма­тические мис­сии. Они рас­про­стра­ня­ли при­двор­ную куль­ту­ру за пре­де­лы дво­ра и раз­ви­ва­ли её в мо­на­сты­рях и епи­скоп­ских го­ро­дах (civi­ta­tes). Бла­го­да­ря их уси­ли­ям в IX веке там ве­лось ак­тив­ное строи­тель­ст­во, воз­ник­ли об­шир­ные книж­ные со­б­ра­ния, не­ма­лую до­лю ко­то­рых со­став­ля­ли ан­тич­ные ав­то­ры, раз­ви­ва­лись скрип­то­рии, под­го­то­вив­шие ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во ве­ли­ко­леп­но из­готов­лен­ных ру­ко­пи­сей (по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во са­мых древ­них из со­хра­нив­ших­ся ма­ну­ск­рип­тов с тру­да­ми римских пи­са­те­лей да­ти­ро­ва­ны концом VIII-IX веков).

По­тре­бность в про­све­щён­ных пас­ты­рях обу­сло­ви­ла вни­ма­ние ко­ро­лев­ской вла­сти к про­бле­ме на­чаль­но­го школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рое к середине VIII века на­хо­ди­лось в глу­бо­ком упад­ке. Ка­пи­ту­ля­рий Кар­ла I «Admoni­tio generalis» (789 год), за соз­да­ни­ем ко­то­ро­го, ви­ди­мо, сто­ял Ал­ку­ин, пред­пи­сы­вал епи­ско­пам и аб­ба­там по­все­ме­ст­но от­кры­вать шко­лы при мо­на­сты­рях и ка­фед­раль­ных со­бо­рах, где мог­ли бы учить­ся не толь­ко бу­ду­щие свя­щен­ни­ки, но и все же­лаю­щие. В них долж­ны бы­ли изу­чать псал­мы, цер­ков­ное пес­но­пе­ние, а так­же азы счёта и латинской грам­ма­ти­ки. Ка­ж­до­му при­хо­жа­ни­ну пред­пи­сы­ва­лось знать наи­зусть мо­лит­вы Credo и Pater noster, а так­же уметь петь во вре­мя бо­го­слу­же­ния мо­лит­вы Sanctus и Gloria Patri. На цер­ков­ных си­но­дах в обя­зан­но­сти епи­ско­пам вме­ня­лось ре­гу­ляр­ное про­ве­де­ние за­ня­тий по ла­ты­ни и ли­тур­ги­ке для кли­ри­ков их дио­це­зов.

К началу X века ка­ро­линг­ская куль­ту­ра по­сте­пен­но при­шла в упа­док. Это про­ис­хо­ди­ло од­но­вре­мен­но с рез­ким ос­лаб­ле­ни­ем ка­ро­линг­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти, раз­ру­ше­ни­ем вер­ти­ка­ли пуб­лич­ной вла­сти, раз­ви­ти­ем по­ли­тич. се­па­ра­тиз­ма и уси­ле­ни­ем маг­на­тов в ус­ло­ви­ях не­од­но­крат­ных нор­манн­ских, арабских и венгерских втор­же­ний.

Ар­хи­тек­ту­ра и изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во. Стрем­ле­ние к под­ра­жа­нию ан­тич­ным па­мят­ни­кам в ар­хи­тек­ту­ре и изо­бра­зительном искусстве «Каролингского возрождения» на прак­ти­ке ог­ра­ни­чи­лось фраг­мен­тар­ным ци­ти­ро­ва­ни­ем ран­не­хри­сти­ан­ских и ви­зантийских про­из­ве­де­ний. Ка­ж­дая из этих тра­ди­ций во­шла в ка­че­ст­ве со­став­ляю­щей в искусство западного Сред­не­ве­ко­вья, в ста­нов­ле­нии ко­то­ро­го «Каролингское возрождение» ста­ло од­ним из важ­ней­ших эта­пов.

«Каролингское возрождение» оз­на­ме­но­ва­лось мас­штаб­ным строи­тель­ст­вом (бы­ло воз­ве­де­но 232 мо­на­сты­ря, 65 двор­цов, 16 со­бо­ров), от ко­то­ро­го со­хра­ни­лись лишь еди­нич­ные по­строй­ки. В ка­ро­линг­ских ба­зи­ли­ках соз­на­тель­но вос­про­из­во­ди­лись отдельные чер­ты со­бо­ра Святого Пет­ра в Ри­ме (ори­ен­та­ция на за­пад, ат­ри­ум), ко­то­рые со­че­та­лись с баш­ня­ми на фа­са­де, при­над­ле­жав­ши­ми к собственной тра­ди­ции фран­ков. В то же вре­мя из­ме­не­ния в ли­тур­гии вы­зва­ли к жиз­ни по­яв­ле­ние но­вых эле­мен­тов в цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре (дву­сто­рон­няя ори­ен­та­ция ап­сид, до­пол­нительные ал­та­ри, крип­та, вест­верк, де­ам­бу­ла­то­рий, баш­ни над сре­док­ре­сти­ем и клу­атр), на­все­гда из­ме­нив­ших об­лик хри­сти­ан­ской ба­зи­ли­ки и раз­ви­тых впо­след­ст­вии ар­хи­тек­ту­рой ро­ман­ско­го сти­ля. О них мож­но су­дить по со­хра­нив­шим­ся фраг­мен­там по­стро­ек (цер­ковь аб­бат­ст­ва Ко­вее, 873-885 годы), иде­аль­но­му пла­ну для монастыря Санкт-Гал­лен (829 год), дан­ным ар­хео­ло­гических рас­ко­пок пе­ре­стро­ен­ных позд­нее ба­зи­лик аб­батств Сен-Де­ни и Фуль­да (около 790-819 годов), а так­же по гра­вю­ре, вос­про­из­во­дя­щей об­лик церк­ви монастыря Сен-Ри­кье в Цен­ту­ле. Трёх­про­лёт­ные во­ро­та в Лор­ше (около 767 года), очер­та­ния ко­то­рых на­по­ми­на­ют ар­ку Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го в Ри­ме, так­же до­пол­ня­ют позд­не­ан­тич­ную ос­но­ву и ор­дер­ные эле­мен­ты ор­на­мен­таль­ны­ми мо­ти­ва­ми по­ли­хром­но­го де­ко­ра.

Со­хра­нив­шие­ся фраг­мен­ты мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си «Каролингского возрождения» край­не не­мно­го­чис­лен­ны (фре­ски в церкви Святого Ио­ан­на в Мюс­таи­ре, около 800 года; мо­заи­ка «По­кло­не­ние Ков­че­гу За­ве­та» в ап­си­де ора­то­рия Жер­ми­ньи-де-Пре, до 806 года), но о су­ще­ст­во­ва­нии как цер­ков­ных, так и свет­ских рос­пи­сей во двор­цах Кар­ла I Ве­ли­ко­го, Лю­до­ви­ка Бла­го­чес­ти­во­го, епископа Тео­дуль­фа из­вест­но из литературных ис­точ­ни­ков. Основным ви­дом жи­во­пи­си «Каролингского возрождения» яв­ля­ет­ся книж­ная ми­ниа­тю­ра. Вслед­ст­вие цен­тра­ли­за­ции и уни­фи­ка­ции цер­ков­ной жиз­ни, а так­же ис­прав­ле­ния Ал­куи­ном тек­ста Вуль­га­ты воз­ник­ла ост­рая по­треб­ность в но­вых бо­го­слу­жеб­ных кни­гах. В различных цен­трах го­су­дар­ст­ва бы­ли ос­но­ва­ны скрип­то­рии, где пе­ре­пи­сы­ва­лись и ил­лю­ми­ни­ро­ва­лись ру­ко­пи­си. Вво­зи­мые из Ита­лии и Бри­та­нии ма­ну­ск­рип­ты, биб­лио­те­ка греческих ру­ко­пи­сей, по­да­рен­ная ко­ро­лю Пи­пи­ну Ко­рот­ко­му па­пой Сте­фа­ном III, пре­дос­та­ви­ли в рас­по­ря­же­ние ху­дож­ни­ков ши­ро­кий вы­бор об­раз­цов. Раз­но­об­ра­зие ис­точ­ни­ков оп­ре­де­ли­ло уди­ви­тель­ную сти­ли­стич. мно­го­гран­ность ка­ро­линг­ской ми­ниа­тю­ры. Ве­ду­щая роль в её соз­да­нии при­над­ле­жа­ла Па­ла­тин­ско­му скрип­то­рию в Ахе­не, на­хо­див­ше­му­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом Кар­ла I. На­ря­ду с об­раз­цо­вы­ми Еван­ге­лия­ми, еван­ге­ла­рия­ми, са­кра­мен­та­рия­ми и псал­ти­ря­ми, ко­то­рые за­тем рас­про­стра­ня­лись по все­му го­су­дар­ст­ву фран­ков, в нём ко­пи­ро­ва­лись и свет­ские со­чи­не­ния («Фи­зио­лог», «Фе­но­ме­ны» Ара­та, ко­ме­дии Те­рен­ция, «Пси­хо­ма­хия» Пру­ден­ция). Еван­ге­лия и еван­ге­ла­рии, соз­дан­ные по при­двор­но­му за­ка­зу, ил­лю­ми­ни­ро­ва­лись пол­но­стра­нич­ны­ми изо­бра­же­ния­ми еван­ге­ли­стов, таб­ли­ца­ми ка­но­нов и отдельными дог­ма­тическими ми­ниа­тю­ра­ми. Ил­лю­ст­ра­ции «Еван­ге­ла­рия Го­де­скаль­ка» (783 год, Национальная библиотека, Па­риж), «Еван­ге­лия аб­ба­ти­сы Ады» (около 800 года, Городская библиотека, Трир), «Еван­ге­лия из мо­на­сты­ря Сен-Ме­дард в Су­ас­со­не» (Национальная библиотека, Па­риж), «Зо­ло­то­го ко­дек­са из Лор­ша» (Библиотека Ва­ти­ка­на) де­мон­ст­ри­ру­ют стрем­ле­ние к при­ми­ре­нию к рам­ках од­ной ком­по­зи­ции по­ляр­ных ху­дожественных тен­ден­ций. Аб­ст­ракт­ный, пло­ско­ст­но-ор­на­мен­таль­ный стиль анг­ло-ир­ланд­ско­го искусства взаи­мо­дей­ст­ву­ет с мо­ти­ва­ми, ско­пи­ро­ван­ны­ми из ан­тич­ных ру­ко­пи­сей и со­хра­няю­щи­ми позд­не­ан­тич­ный ил­лю­зио­низм сво­их объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ных форм. «Вен­ское ко­ро­на­ци­он­ное Еван­ге­лие» (конец VIII века, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на), с ко­то­рым впо­след­ст­вии был по­хо­ро­нен император Карл I, и «Ахен­ское Еван­ге­лие» (около 820 года, со­кро­вищ­ни­ца Ахен­ско­го со­бо­ра), на­про­тив, вос­хо­дят к греческой (алек­сан­д­рий­ской) тра­ди­ции и, ве­ро­ят­но, бы­ли вы­пол­не­ны греческим ма­сте­ром. Их от­ли­ча­ет мяг­кий жи­во­пис­ный ил­лю­зио­низм эл­ли­ни­стические ми­ниа­тю­ры.

По­след­няя тра­ди­ция бы­ла унас­ле­до­ва­на скрип­то­ри­ем Рейм­са (ра­бо­тав­шим под по­кро­ви­тель­ст­вом ар­хи­епископа Эб­бо), к ко­то­ро­му по­сле смер­ти Кар­ла I пе­ре­шла роль главного цен­тра книж­ной ми­ниа­тю­ры. Стрем­ле­ние к ди­на­ми­ке и экс­прес­сии пре­об­ра­жа­ет в ли­ней­ный гра­фический стиль эс­киз­ную бег­лость греческих ру­ко­пи­сей, слу­жив­ших об­раз­цом для ми­ниа­тю­ри­ста «Еван­ге­лия Эб­бо» (около 816-835 годов, Городская библиотека Эпер­не). Ше­дев­ром реймс­ской шко­лы яв­ля­ет­ся «Ут­рехт­ская Псал­тирь» (816-834 годы, уни­вер­си­тет­ская библиотека, Ут­рехт), уни­каль­ная по ко­ли­че­ст­ву ил­лю­ст­ра­ций, ха­рак­те­ру ил­лю­ст­ри­ро­ва­ния, бу­к­валь­но пе­ре­во­дя­ще­му в ви­зу­аль­ные об­ра­зы все ме­та­фо­ры псал­мов, и по ха­рак­те­ру ис­пол­не­ния: лёг­кость и бег­лость штри­ха, сво­бод­ная не­при­ну­ж­дён­ность ри­сун­ка ко­рич­не­вым би­ст­ром, оче­вид­но, вос­хо­дят к эл­ли­ни­стическим про­то­ти­пам. Пе­ре­жив­ший упа­док по­сле из­гна­ния Эб­бо, реймс­ский скрип­то­рий воз­ро­дил­ся во 2-й половине IX века, ко­гда в нём бы­ла соз­да­на «Биб­лия Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра» (около 870 года, со­кро­вищ­ни­ца церкви Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра, Рим).

В середине IX века при под­держ­ке Кар­ла II Лы­со­го дос­тиг сво­его рас­цве­та скрип­то­рий при церкви Сен-Мар­тен в Ту­ре, в ко­то­ром бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло по­ве­ст­во­вательным ил­лю­ст­ра­ци­ям Биб­лии в ви­де фрон­тис­пи­сов, пред­ва­ряв­ших со­бой отдельные кни­ги Биб­лии («Биб­лия Му­тье-Гран­валь», около 840 года, Бри­тан­ская библиотека, Лон­дон; «Биб­лия Ви­виа­на», 846 год, Национальная библиотека, Па­риж; «Биб­лия Кар­ла Лы­со­го», середина IX века, Национальная библиотека, Па­риж). От­ли­чительной чер­той ру­ко­пи­сей, соз­дан­ных в скрип­то­рии Ме­ца под па­тро­на­жем епископа Дро­го, яв­ля­ет­ся фи­гур­ный ини­ци­ал, уви­тый ли­сть­я­ми акан­та и за­клю­чаю­щий в се­бе отдельные фи­гу­ры и сце­ны («Са­кра­мен­та­рий Дро­го», около 850 года, Национальная бибилиотека, Па­риж).

От­сут­ст­вие мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ры ком­пен­си­ро­ва­лось раз­но­об­ра­зи­ем форм ма­лой пла­сти­ки. Дух и ам­би­ции «Каролингского возрождения» от­ра­жа­ет брон­зо­вая ста­ту­эт­ка Кар­ла I (начало IX века, Лувр, Па­риж), пред­став­лен­но­го на ко­не на­по­до­бие римских им­пе­ра­то­ров, од­на­ко с ре­га­лия­ми им­пе­ра­то­ра фран­ков (в диа­де­ме, с ме­чом и дер­жа­вой). Рез­ные пла­сти­ны из сло­но­вой кос­ти, на­пря­мую свя­зан­ные с ран­не­хри­сти­ан­ски­ми и ви­зантийскими тра­ди­ция­ми ра­бо­ты в этом ма­те­риа­ле, сти­ли­сти­че­ски близ­кие книж­ной ми­ниа­тю­ре то­го вре­ме­ни, соз­да­ва­лись в Ахе­не и Ме­це, ис­поль­зо­ва­лись в ка­че­ст­ве книж­ных ок­ла­дов («Еван­гелие из Лор­ша», «Псал­тирь Дао­гуль­фа», около 783-795 годов). В Ахе­не бы­ла воз­ро­ж­де­на ан­тич­ная тех­ни­ка ли­тья из брон­зы (две­ри Ахен­ской ка­пел­лы). О рас­цве­те юве­лир­но­го искусства сви­де­тель­ст­ву­ют дра­го­цен­ные ок­ла­ды (ок­лад «Еван­ге­лия Лин­дау», около 800 года, Библиотека и му­зей П. Мор­га­на, Нью-Йорк), ли­тур­гические со­су­ды и ре­ли­к­ва­рии («ре­ли­к­ва­рий Пе­пи­на», со­кро­вищ­ни­ца со­бо­ра в Кон­ке, Фран­ция), объ­е­ди­няю­щие тра­ди­ции по­ли­хром­но­го сти­ля, ирландскую ор­на­мен­ти­ку, ви­зантийскую тех­ни­ку пе­ре­го­род­ча­той эма­ли и ци­та­ты из ан­тич­ной об­раз­но­сти. «Каролингское возрождение» вдох­ну­ло но­вую жизнь в ан­тич­ное искусство глип­ти­ки (ин­та­лии из гор­но­го хру­ста­ля).

В эпо­ху «Каролингского возрождения» бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но от­но­ше­ние к ико­но­по­чи­та­нию, ко­то­рое ока­за­ло зна­чительное влия­ние на западную куль­ту­ру. Франк­фурт­ский (794 год), а за­тем Па­риж­ский (839 год) со­бо­ры, рас­смат­ри­вав­шие эту про­бле­му, не от­верг­ли ико­ны пол­но­стью, но в то же вре­мя не при­ня­ли их культ: пред­поч­те­ние бы­ло от­да­но по­чи­та­нию свя­щен­ных пред­ме­тов (ре­ли­к­вий).

Дополнительная литература:

Fleckenstein J. Die Bildungsreform Karls des Grossen als Verwirklichung der Norma rectitudinis. Freiburg, 1953;

Patzelt E. Die karolingische Renaissance. [2. Aufl.]. Graz, 1965;

Karl der Grosse: Werk und Wirkung. [Kаt.]. Aachen, 1965;

Morrisson K.F. The church, reform and Renaissance in the early Middle Ages // Life and thought in the early Middle Ages / Ed. R. S. Hoyt. Minneapolis, 1967;

Braunfels W. Die Welt der Karolinger und ihre Kunst. Münch., 1968;

Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the idea of kingship. L., 1969;

Hubert J., Porcher J., Vol­bach W. The Carolingian Renaissance. N. Y., 1970;

Riché P. Éducation et culture dans l’Oc­cident barbare (VI–VIII siècles). 3 éd. P., 1973;

Trompf G.W. The concept of the Ca­ro­lingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1973. Vol. 34. P. 3–26;

Müthe­rich F., Gaehde J. E. Karolingische Buchmale­rei. Münch., 1976;

McKitterick R. The Fran­kish church and the Carolingian reforms, 789–895. L., 1977;

Fichtenau H. The Carolingian Empire. Toronto; Buffalo, 1978;

Bullough D. The age of Charlemagne. 2nd ed. N. Y., 1980;

Heitz C. L’Ar­chi­tecture religieuse carolin­gien­ne: les formes et leurs fonctions. P., 1980;

Guer­reau-Jalabert A. La «Renaissance caro­lin­gienne»: modèles culturels, usages linguis­ti­ques et structures sociales // Bibliotheque de l’Ecole des chartes. 1981. Vol. 139. № 1;

Riché P. Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe. P., 1983;

Contreni J.J. Carolin­gian learning masters and manuscripts. Alder­shot, 1992;

Brown G. The Carolingian Renais­sance // Carolingian culture: emulation and in­novation. Camb., 1994;

Нес­сель­штра­ус Ц.Г. Ис­кус­ст­во ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2000.

Иллюстрации:

Трон Кар­ла I Ве­ли­ко­го. Ка­фед­раль­ный со­бор. Ахен (Гер­ма­ния).

Евангелист Иоанн. Миниатюра из «Еван­ге­лия из Фуль­ды». 2-я четверть IX века. Уни­вер­си­тет­ская биб­лио­те­ка. Эр­лан­ген (Гер­ма­ния).

Еван­ге­ли­сты. Миниатюра из «Ахен­ско­го Еван­ге­лия». Около 820 года. Со­кро­вищ­ни­ца ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. Ахен (Гер­ма­ния).

Во­ро­та в Ло­рше. Около 767 года.

Еван­ге­лист Лу­ка. Ми­ни­атю­ра из «Еван­ге­лия аб­ба­ти­сы Ады». Около 800 года. Го­род­ская биб­лио­те­ка (Трир).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *