Что обозначает красный цвет на руси
Символика цвета в русской традиционной культуре
Цвет всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции. Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.
КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.
Красно солнышко – дающее жизнь;
Весна-красна – начало жизни;
Лето красное – торжество жизни;
Красна девица – здоровая, полная сил девушка.
В обережной культуре цвет используется как защита жизни. Рябиновые (красные) бусы и красная лента в волосах девушки, красные сапоги и красные сарафаны были призваны защитить здоровье и дать больше жизни. Это праздничная одежда (праздник – прославление жизни (РА).
В фольклоре – это символ женского начала (аленький цветочек – символ девочки, маков цвет – девушка, красна ягода – женщина).
БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).
Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка).
В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого (дополнительно к белью плели кружевные передки на кровать) ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.
СИНИЙ цвет – символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.
Колокольчик – символ приглашения на свидание;
Незабудка – символ расставания с милым другом.
Лен – мужское начало;
Платок еще один символ покровительства мужчины для женщины. Как небо (мужское начало) покрывает землю (женское начало), так и платок (мужчина) оберегает женщину. Именно поэтому для девушки получить в подарок платок – символизировало готовность мужчины к ее защите, а муж подтверждал свое мужское начало, даря жене платок. Обязательным условием было – повязать платок на голову женщине, и если она позволяла это сделать – это символизировало принятие данного мужчины в сердце.
ЧЕРНЫЙ – имеет два совершенно несхожих значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти.
Черный глаз – человек желающий зла;
Черный ворон – символ смерти;
Дума черная – плохие мысли.
В символике же узора и декоративно-прикладном творчестве черный символизирует землю. Символ плодородия и материнства, что является основой женского предназначения. Черный зигзаг в узоре – символ невспаханного поля (мужского начала или неоплодотворенного женского начала). Черная волна в узоре – вспаханное и готовое к прорастанию зерна (женского начала).
Красный цвет в русской народной одежде
«Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!»
Народный костюм — своеобразная форма эстетического самовыражения, где цвет — это язык народа, особый способ выражения чувств. Одним из самых первых цветов в русском народном костюме, который сразу представляется, это красный. Красный цвет символизировал долголетие, плодородие, силу и власть. Это цвет огня и солнца. Он помогал выражать славянам свое настроение и оптимизм.
Преимущественно красного цвета был узор вышивки на рубахах, передниках, навершниках, шушпанах, изготовлявшихся из льняных или шерстяных тканей белого цвета. Красный цвет был у народа самым любимым. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение. Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежда из красной ткани (сарафаны, поневы), вышивка красными нитками.
Господство красного цвета в декоративном решении одежды характерно для многих народностей. Можно встретить выполнение декора только красным цветом. Например, в вышивке на предметах одежды северных областей России использованы богатейшие оттенки красного цвета: от нежно-розового до густо-красного. Стежками, выполненными красной ниткой, строятся и контуры рисунков, и их внутренняя часть. Узор то сгущается, то делается редким. В сочетании с яркими кусками кумача на поликах, ластовицах, на концах рукавов и передников образуются удивительные тональные композиции. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию.
Преобладание красного цвета в украшениях характерно и для одежды народностей Волго-Камья. Так, марийская вышивка отличается особой красотой оттенков красного цвета: от яркого до темного красно-коричневого.
Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. Например, в большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.
Яркий малиновыйнежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.
Декор, построенный на гармонии красного цвета с оранжевым, пурпурным и зеленым был характерен для нарядной одежды населения Тамбовской губернии.
В традиционных русских костюмах XIX-начала XX вв. использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый из них имел свое название.
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан. «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан», — так могла говорить девушка, не желающая идти замуж за нелюбимого, т. к. красный сарафан полагалось шить невесте перед свадьбой.
Цвета в славянской культуре
Проблема влияния цвета в современной науке до сих пор не исчерпана. Известно, человек узнает цвет не только глазами, но и кожей. Поэтому цвет вашей одежды оказывает на вас влияние постоянно, даже если вы на себе ее не рассматриваете.
Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно — обрядовой другие. Так же костюм был выполнен в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.
В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением. Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.
Белый цвет – это пространство, которое расположено между небом и землей. Считается, что он символизирует свободу, целомудрие и чистоту. С белым цветом сочетается вся цветовая гамма, а это обозначает, что этот невинный и чистый цвет способен примерить и объединить все, что происходит на Земле. Это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также разрешение проблем, новое начало. В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил. Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое. Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» — всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» — постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.
В декоративно-прикладном искусстве в символике узора черный цвет символизирует землю, а значит материнство и плодородие, которое означает женское начало. Когда мы видим на узоре черный зигзаг, то это символизирует мужское начало или женское неоплодотворенное. А черная волна в узоре, считается, символом вспаханного поля, готового к прорастанию зерна.
В обережной культуре в сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия
Красный цвет символизирует огонь, жизнь, безукоризненность. Изображение огня можно увидеть в виде креста. Огонь символизирует солнце, и его наделяют теми же свойствами. Он символизирует идеальность и здоровье. А так же это прекрасная защита от всего плохого.
Солнышко красное – дает жизнь;
Весна-красна – дает новую жизнь растениям и животным;
Красное лето – празднование жизни;
Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.
В оберегах цвет играет не последнюю роль, его применяет для жизненной защиты. Девушки вплетали красные ленты в волосы, носили красные рябиновые бусы, сапоги и сарафаны – этого жизнь дающего цвета, а еще, чтобы прибавить жизненных сил и здоровья. С помощью такой одежды люди еще прославляли жизнь Бога Ра.
В сказках и легендах красный цвет является женским началом, так например, символом девочки считают аленький цветочек, цвет мака – девичий, а женский – красная ягода.
Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.
Синий цвет является цветом мужского начала, а также символизирует небо. Считается, что вода отражает небесное в земном. Мужское начало призвано оберегать женщину и прославлять жизнь. Голубой цвет символизирует мальчика или неженатого юношу, а синий – могущество и силу мужчины.
Цвет цветка несет в себе скрытый смысл: колокольчик – символизирует приглашение на свидание и симпатию, незабудка – расставание с дорогим человеком, а лен – мужское начало.
Символом покровительства мужчины над женщиной является платок. Как небо окутывает землю, так и мужское начало (платок) покрывает и оберегает женское. Получение девушкой в подарок от юноши платок, символизирует его благосклонность и стремление защищать и оберегать ее, а муж подтверждал таким подарком свое мужское начало. Нужно было обязательно мужу надеть платок жене на голову, и если женщина позволяла это ему сделать – это символизировало, что в сердце у нее именно этот мужчина.
От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.
Зеленый — Символ Леса, молодости и возрождения. Это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира.
Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом. Зеленый цвет соотносится с вечнозелёной природой.
«Зелёный сад» — в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».
Красный цвет
Не случайно мы начали повествование с семантики красного цвета в славяно-русской мифологии и жизни. Он ключевой по многим моментам и является основополагающим во многих сферах жизни наших предков. Предупредим читателя, что функции и семантика этого цвета будет порой даже кординально противоположной. Это, по всей видимости исходит из того, что красный цвет использовался часто и имел различные смысловые группы применения. Хотя логика всё же присутствует.
Красный цвет – цвет праздника, роскоши, хорошего настроения. Так, в обрядовой деятельности и, в частности, в славянском костюме красный цвет был доминирующим. Это красные пояса, сапоги, в дальнейшем даже красные рубахи, но это уже совсем поздний период. В обрядовой деятельности красный всегда рифмовался с белым. Так как рубахи и сарафаны, всё же были из белёного льна. Красный акцент на празднике важен, так как этот цвет выступал доминирующим от мира Явного. Так как Явь всегда характеризовалась как мир людей и её цвет именно красный. Считалось, что если на тебе не будет надета одежда, где есть красный элемент, то тебя не услышат боги.
Красный на Руси всегда был синонимом слова красивый. Например, былинное «красна девица». Красна по причине того, что красный в одежде частое явление, ленты например, в волосах красного цвета, также девушки румянились красным цветом. Раньше это были ягодные или другие растительные красители. Как считалось ранее, всё это придавало девушке особенную красоту.
Красный цвет имеют и язычки пламени у костра. А костёр в сакральном смысле неотъемлемый атрибут любого славянского праздника, и как вы знаете из других моих статей, через костёр, путём приношения треб (различных злаковых культур, меда и т.п.) красный цвет выступает и как посланник мысли от человека к Богам.
Как видно из статьи, красный цвет самый важный. Он ключевой для понимания сакральной деятельности наших предков и понимание его глубины и сферы применения даёт нам осознание многих культурологических аспектов в контексте изучения жизни славян в эпоху доминирования родноверия.
Славянский Языческий Портал
Цветовые символы в славянском язычестве
Цветовые символы в Славянской мифологии
Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно — обрядовой другие. Так же костюм был выполнен в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.
В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением.
Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.
Немного символами цвета занимался исследователь мировоззрения древних Славян М.В.Попович. Нам интересны не только символы цвета, используемые в одежде древними Русичами, но и цветовая символика, используемая в мифах, былинах, сказках.
Белый цвет — это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.
Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также разрешение проблем, новое начало.
В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.
Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое.
В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» — для обозначения славянского воинства, «белые руки» — для отмежевания славянина от печенега. Эпитет реки Дунай — «белая река». Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» — всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» — постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.
«Бел – горюч камень» (Алатырь) – в мифологии священное чистое место.
«Палаты белокаменные» — чистое, светлое, надежное жилое место.
В народном календаре «белые» дни — это масленичные дни у сербов и македонцев («белая неделя»); святочные дни (когда нет поста) в Сербии и Поморавье («белые дни»); Страстная неделя у украинцев и белорусов (Бiлий тиждень, Бiела няделя); Страстная суббота у хорватов, словенцев, чехов и словаков («Белая суббота»).
Рубаха белого цвета, использовалась Славянами в религиозно — обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.
Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Черный цвет — это и отрицание земного тщеславия и великолепия.
Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью (выступает как знак траура; ср.: в семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в черный или другие темные — зеленый, фиолетовый, синий — цвета).
Черного цвета обычно персонажи Пекельного мира (появляются также в виде черного животного или предмета): банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.). В черного коня превращается волкодлак (серб.), вампиры мучают людей, обратившись в черную курицу (словен.), ведьмы превращаются в черных кошку, собаку, свинью (о.-слав.). Появление черного животного после смерти чародея — свидетельство того, что из него вышел Вий (серб.).
Символом Чернобога является чёрный цвет. Он олицетворяет совокупность всех тёмных сил Пекельного царства.
«Чёрный бархат», «Чёрные соболя» — чёрный цвет здесь выступает как показатель богатства, дородности персонажа.
Обережная тесьма, как в прочем и одежда чёрного цвета не использовалась в обрядовой деятельности. В быту же символического цвета не имела.
Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно — белая) отсюда былинное «красно молодец», а в значение «красна девиц» — красивая.
Красный — Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья и вместе с тем — хтонических персонажей (красную одежду или шапку носят домовой, водяной, шуликуны; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, шуликунов, русалок). Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное (пасхальное) яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.
Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.
«Весна красна»- в былинах и сказках обозначает приход Весеннего солнца Ярилы.
Выбор одежды красного тона характеризует тот факт, что хозяин уверен в себе.
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета, синий цвет воздействует «сдерживающе» и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба — наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.
Синий цвет связан с «мёртвой водой». Загадочные «синие молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл и соотносятся с половцами. Черные тучи, идущие с моря, — это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии — это сверкающие половецкие сабли. Синий это цвет моря. «Глубокое синее море» — там водится чудо — юдо рыба кит.
Остров Буян. И этот эпитет обозначает задумчивую, мудрую бесконечность.
Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования.
Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное — это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом.
Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой (у сербов преобладание зеленого цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозеленые растения использовались на помолвках и свадьбах).
В то же время зеленый цвет — атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.
«Зелёный сад» — в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».
«Глухоморья зелёного» — обычно этот оборот близок по значению с таким как «В тридевятом царстве» то есть очень далеко.
«Зелено вино» — хлебное молодое вино. Близко по семантическому значению «зелёный змей» — сильное, до галлюцинаций опьянение.
В Белоруссии в национальной одежде преобладает зелёный цвет.
Символ вечнозелёной природы.
Желтый — это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.
Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья — все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое».
Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти (появление желтого пятна на руке предвещает смерть; в желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения). Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи — «повитрули»); душа вештицы может превращаться в желтую бабочку. Растения с желтыми цветами (корнями, соком) и предметы желтого цвета используются при лечении «желтых» болезней (желтуха, лихорадка).
Цветовой Символ Дажьбога — золото. Это связано с тем, что Дажьбог — это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах.
«Желтые кудри» в мифологи используются для обозначения персонажа, как Славянина.
Выбор одежды жёлтых тонов характеризует свободу. М.В.Попович считает, что в одежде золотой цвет связан — с идеей сакральности, с блеском и славой. Белый близок золотому как его смысловой нюанс.
Серебряный — цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть — старили.
Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра.
Именно серебро — металл богини Лели. Он символизирует любовь, которая, по определению, истинная и, соответственно, мудрая.
На одежде серебряную тесьму часто носили волхвы, проводящие праздники.
Это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность.
В мифологии эпитетом «серый» могут наделить и зайца и волка.
С одной стороны — трусливый зверёк, а с другой – хищник, и обоих наделяют одним и тем же эпитетом. Это связано с умением зверей сливаться с окружающим их миром.
Серый — цвет Стрибога. Он максимально точно характеризует нейтралитет, цветовую незаметность ветра.
Серые цвета в одежде предпочитают те, кому присуща повышенная чувствительность или грубость.
Голубой — день, небо, жизнь.
Сварог — небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог — это поднебесный князь.
Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета.
По голубому цвету, глаз Славяне выделялись из других народностей.
Ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй — кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь. И второй, не менее важный образ, связанный с этим цветом — это бурый медведь, который входит в круг культовых тотемных животных Славянского народа. Зачастую, с этим зверем олицетворяли славянских витязей.
В одежде данный цвет использовался редко и поэтому не приобрел чёткой символики.