Что обозначает крестик в физике
Крестик
Приблизительное время чтения: 9 мин.
С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.
Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.
Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг. В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили.
Впрочем были и исключения. В актах VII-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).
После легализации христианства в IV веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.
Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.
Уже на рубеже VII-го — IX-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в V-м — VII-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трулльского Собора.
В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» — Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.
Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X вв. Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение XIII-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.
Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII-XX вв.
Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», — замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.
Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII-го по XVI-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I. Н. Ц. И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — только с XVII-го века.
Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.
Что такое распятие на кресте?
Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы.
Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.
Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
. Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с XV-го — XVII-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.
Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.
Дополнительные изображения на кресте
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I. н. ц. и.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.
Часто у Христа на Распятии — пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.
Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.
На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.
Православная Жизнь
Всё изменилось после того, как Христос, наш Спаситель, искупив грехи человеческие, взошёл на Крест и вместе с Собой на Крест поднял грехи всего человечества. С этого момента крест становится символом спасения каждого православного христианина. Нося на себе это знамя, каждый христианин несёт свой личный крест, который Господь ему вручил во время таинства Крещения. Наш нательный крест — знамя нашей победы над грехом. Как правильно обращаться с этим знаменем?
Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.
Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа. Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман. Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.
Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.
Миф № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.
Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Очень часто для человека крест — не символ спасения, а некое украшение, наряду с кольцами, браслетами, цепочками. Конечно, таким отношением человек оскорбляет Христа. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.
Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть у тебя на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — я не вижу здесь нарушений.
Миф № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.
Если человек ведёт христианский образ жизни, кается в своих согрешениях, причащается, совершает добрые дела, бес к нему не подступит. Вера без дел мертва. Ты можешь сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ты ничего не делаешь во имя своей веры, эта вера мёртвая.
Неважно, в каком месте ты носишь крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал.
Действительно, не стоит носить крест напоказ. Но не потому что к тебе подступят лукавые силы, а потому что крест — это не украшение.
Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.
Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.
Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.
В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.
Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).
О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».
Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.
Миф № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).
Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег. Нужно прийти в храм и купить в иконной лавке другой. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение. Надень новый и с верой и молитвой носи его.
Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.
Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.
А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.
Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.
Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.
Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.
Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.
Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.
С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.
Крест восьмиконечный
Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.
Крест «мальтийский», или «георгиевский»
Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.
Крест каплевидный
«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.
Крест четырёхконечный
Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.
Крест святой Нины
По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.
Миф № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.
Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.
Миф № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.
Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы. Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на твоём кресте. Я советую всем изучать законы химии.
Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.
Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.
Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.
Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами». А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание.
Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.
Крест с распятием
Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.
Крест «терновый венец»
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).
Крест старопечатный «плетеный»
Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.
Крест схимнический, или «Голгофа»
С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.
Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте.
В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево — посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.
Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.
Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо — в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.
Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький — отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.
Миф № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно.
Это неправда. В народе существует, действительно, такой обычай: меняются крестами и после этого считают себя крёстными братьями. Когда кто-то хотел выразить признательность другому человеку или стать ближе с ним, то совершал такое символическое действие в знак своей дружбы.
В моём понимании это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.