Что обозначает кумыкский флаг
Кумыкский мир
Культура, история, современность
Главной целью выбора нашего (КНД «Тенглик») национального флага была необходимость выражения истины, которая покоится на запредельных метафизических тайнах общетюркского Тенгризма, как некий божественный пароль перевоплощения на земле и всеобщего возрождения кумыков, вечных процессов их бесконечной потенциальности и пассионарности.
Гармонию числа и цвета флага, к сожалению, иногда воспринимают как нечто напоминающее фашистскую свастику, забывая, что подобные знаки в древности были своеобразным языком мудрости, магией зримого выражения божественных сил.
В образах флага (в его трехцветности) ярко выражено их единое смысловое значение: 1) самопознание себя как народа и нации; 2) самоопределение в рамках государственности; 3) самореализация в мире.
О других атрибутах флага:
В целом кумыкский флаг есть выражение неизреченного величия нашего народа, могучей роли его благородного движения, воли и вечного самовозрождения.
В глубине своей символики наш флаг есть призыв быть воином, защитником своего народа, как говорил Аттила. А это особое состояние самосознания и духа народа.
А трехчастное единство, лежащее в основе флага, это стрела-луч бесконечности, божественного первоначала «в океане жизни» и бытия, глубокая вера в собственную силу, в свою неразрывность с Богом, Человечеством и Вечностью.
Салав АЛИЕВ,
председатель КНД «Тенглик».
28.09.06 г.
Qumuq görüş
Language
Последние записи
Календарь публикаций
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | Авг » | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Голосование
Подписаться на нас
Кумыкский флаг все чаще используется на официальных мероприятиях в России и других странах, а также в СМИ
Новый кумыкский флаг был создан московской общиной кумыков. За короткое время он завоевал популярность не только среди различных кумыкских организаций России, но и кумыков других стран (Турция, Германия, Франция, Иордания, Сирия и т.д. ). Более того, кумыкский флаг стал активно использоваться обычными людьми во время различных торжеств, например, в ходе культурных мероприятий или свадеб.
Новый флаг становится все более популярным не только из-за удачного дизайнерского решения, но и за активную деятельность организаций, которые используют этот флаг, признавая его в качестве единого флага кумыков. Так, синий флаг используется не только московской общиной кумыков, но и кумыками Чечни, Дагестана, Северной Осетии, он также заметен на международных симпозиумах в Германии, Турции, Азербайджане, Дании и Греции.
Именно с этим флагом люди начали ассоциировать кумыков. Проводятся флешмобы с использованием синего флага, причем участие в них принимают все больше и больше кумыков со всего мира.
Опросы в социальных сетях показывают, что синий флаг с тамгой является самым популярным кумыкским флагом. На столах у кумыкских общественников уже практически везде красуется именно этот флаг, в том числе в ходе международных конференций, а также в мероприятиях, поддерживаемых органами государственной власти Российской Федерации. В статьях региональных и федеральных СМИ часто синий флаг используется как символ кумыков. Днем кумыкского флага является 9 февраля, когда синий флаг с тамгой впервые были презентованы перед широкой общественностью.
Флаг представляет собой светло-синее прямоугольное полотнище, в центре которого эмблема: симметричный горизонтальный белый «гребень» с четырьмя направленными вверх незаостренными «зубцами», два крайних «зубца» вдвое короче двух средних, по бокам от средних «зубцов» и выше них симметрично расположены три желтые пятиконечные звезды.
Светло-синий цвет фона символизирует цвет неба – это древний тюркский символ. Эмблема в центре флага является стилизованным отображением географического контекста, в котором живут кумыки и в котором происходили события кумыкской истории. Четыре «зубца» символизируют реки, имеющие огромное значения для кумыков: Сулак и Терек (длинные «зубцы»), Кума и Уллучай (короткие). Горизонтальная полоса – побережье Каспийского моря.
Создатели флага назвали при презентации флага Сулак и Терек «двумя кумыкскими Волгами», отметив, что в междуречье и вокруг них прошла вся кумыкская история, там и сейчас живет большая часть кумыков. Уллучай они назвали «кумыкским Амуром», за которым заканчиваются кумыкские земли, а Куму – «кумыкским Днепром»: сейчас река условно «за границей», но это не отменяет ее исторической ценности для кумыкского народа.
Создатели флага подчеркивают, что Кума упоминается именно в историческом контексте: ареной исторических для кумыков событий были, в том, числе и территории, которые сейчас вне ареала расселения кумыков. Для наглядности, во время первой презентации флага, был представлен слайд с картой, где метками обозначены пределы нынешнего расселения кумыков: Уллучай и стоящий на ней Маджалис; Темир-Хан-Шура (Буйнакск) и Анжи (Махачкала); «пограничный» Терек; Хасавюрт и Моздок, между которыми вдоль Терека тянется цепочка кумыкских сел. Две метки обозначили места средневековых крепостей, контролировавшихся кумыкскими правителями: Нижний Джулат на Тереке (Майский, Кабардино-Балкария) и Маджар на Куме (Буденновск, Ставрополье) – сейчас они вне кумыкских земель.
Звезды между «реками», желтый (степной) цвет этих звезд подчеркивают характер расселения кумыков, диктуемый традиционным способом хозяйствования и сформировавшимися веками стереотипами поведения: кумыки – степной народ, живут в основном в водораздельных степях.
В ходе презентации флаг сравнили с другими тюркскими флагами – большинство из них содержит синий цвет или его оттенки, многие – желтый и белый цвета, а примерно у половины флагов синий или светло-синий цвет является фоном либо преобладающим цветом. Таким образом, кумыкский флаг не выпадает из тюркских традиций, органично смотрится в ряду тюркских флагов, но при этом эмблема в центре флага является уникальной и более нигде не встречается.
Разработали флаг кумыкский дизайнер Магомед Моллакаев и тогдашние руководители МКО QUMUQLAR : Марат Кулавов, Руслан Салахбеков и Рамазан Алпаут.
Синий флаг ассоциируется с конкретными делами
Кумыкский мир
Культура, история, современность
К истории государственной символики кумыков
Верховная власть в каждом государстве имеет свою особую социально-культурную природу и свою собственную оригинальную историю. Это культурно-историческое своеобразие наиболее ярко и концентрированно выражается в государственной символике, непременными атрибутами которой являются герб, флаг и печать.
Государственные образования кумыков и их предков располагали практически всеми атрибутами государственной власти. Об этом свидетельствуют документы по истории средневековых тюрков Кавказа, Восточной Европы и сопредельных регионов, произведения народного фольклора, собственные, русские и турецкие источники, труды европейских востоковедов и тюркологов, свидетельства путешественников и т.д.
Сведения о Гербе
По арабским источникам известно, что на полотнище царского шатра хазарского кагана, попавшего в руки арабов в качестве трофея, золотом был вышит некий «грушевидный» (и/или миндалевидный) знак. Этот знак присутствует и на древнетюркских каменных надгробиях. Можно предположить, что каганский «грушевидный» знак, напоминающий одну из букв древнетюркского алфавита, наверняка был изображен и на вышеназванных предметах-символах царской власти.
C другой стороны из источников также известно, что на шелковом шатре хазарского кагана (921 г.) красовалось «золотое яблоко» («Алтын алма», «Алтын-топ»). Вот почему хазарских каганов по этой причине называли «алтын алма падишахлары» (цари, имеющие своим символом «золотое яблоко» (Fahrettin Kırzıoglu).
Эти же символы мы встречаем и у правителей более поздних тюркских государственных образований на Кавказе и Восточной Европе, включая сюда Золотую Орду (13-15 вв.) и средневековые тюрко-татарские государства, возникшие после ее распада и не в последнюю очередь потомки хазар – правители Тарковского кумыкского государства (в восточных источниках – «Алийе Шавхалиян Девлети», в русских – «Шевкальское царство»).
По аргументированному мнению В. В. Трепавлова и П. Голдена, Чингис-хан и его потомки также считали себя потомками и продолжателями политической линии тюркских каганов и заимствовали их церемонии и символы власти. (См. подробно: В. В. Трепавлов. Государственный строй Монгольской империи XIII в. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 20, 72). Огромный интерес в данной связи представляет знаки карты Каталонского атласа (1375 г.), где среди городов Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней указано и имя правящего в то время золотоордынского хана Джанибека. Он сам изображен на карте в тюрбане с жезлом и золотым шаром (!) в руках, восседающим на подушке.
Интересные, довольно подробные сведения о «золотом яблоке», которым пользуются кумыки при избрании своего правителя-шаухала, сообщает Адам Олеарий, побывавший у кумыкских шаухалов в середине 17 в., а также тоже очевидец, автор «Рисале-и Дагыстан…» Мехмет Эфенди из Волыни (начало 18 в.). Азербайджанский народный поэт эпохи Надир-шаха Ашык Сафи Реванлы, воспевая «Дагестанский поход» Надир-шаха, также называет Страну шаухалов «страной Золотого яблока».
Как показывают эпиграфические памятники (сынташи), шаухалы отображали этот свой династический символ и на надгробиях. Так, непременным атрибутом каменных надгробий кумыкских правителей в Тарках, Бойнаке, Кумухе, Мехельте, относящихся к XVII-XVIII вв., является «миндалевидный» символ-знак. Разные ученые его называют по-разному: “грушевидный» (В.Минорский), «грушеобразный» (П.Дебиров), «каплеобразный» (А.Шихсаидов).
| | |||||
Флаг Амалат-бека | Флаг Ташева-хаджи |
И теперь, если суммировать все сведения источников, то можно заключить:
О печатях
Еще одним элементом культуры государственного существования являлись официальные, т. е. государственные печати. Они упоминаются в источниках практически всех позднезолотоордынских государств, в т.ч. Тарковского кумыкского государства («Шевкальского царства»). Они у золотоордынских правителей-джучидов и их наследников, как установлено, были каплевидной (миндалевидной) формы и по своему содержанию (титулатура, имя владельца, герб) являлись элементом государственной власти. Стали употребляться правителями Поволжья, Крыма, Северо-Восточного Кавказа в качестве их персональных удостоверительных знаков во внутриполитической жизни этих государственных образований и в их дипломатических отношениях с соседними государствами приблизительно с начала XVI в.
Миндалевидная перстневая печать «была монопольной собственностью всей династии». Ее функцией является удостоверение личности, независимо от занимаемой должности, ранга. Использование этих атрибутов посторонними лицами, не потомками Джучи, строго каралось (М.И. Усманов).
При сопоставлении оттисков перстневых печатей крымских ханов и изображений печатей кумыкских шаухалов XVIII в. нетрудно заметить большое внешнее и семиотическое сходство между ними, что косвенно указывает на общность исторических истоков и цивилизационно-культурного происхождения указанных атрибутов власти в средневековом прошлом.