Что обозначает литература как искусство слова

Литература как искусство слова

Рассмотрение понятия совокупности любых письменных текстов. Оценка значения авторских текстов в литературе. Определение основных видов литературы по содержанию текстов и по их предназначению. Установление места художественной литературы в ряду искусств.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления13.12.2016
Размер файла24,5 K

Что обозначает литература как искусство слова. Смотреть фото Что обозначает литература как искусство слова. Смотреть картинку Что обозначает литература как искусство слова. Картинка про Что обозначает литература как искусство слова. Фото Что обозначает литература как искусство слова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Литература как искусство слова

2. Основные виды литературы

3. Место литературы в ряду других искусств

Список используемой литературы

1. Литература как искусство слова

Тем не менее у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.

Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.

2. Основные виды литературы

Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени, как Гегель или Рассел. Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.

Научная и научно-популярная литература

Словарь Брокгауза (1910)

Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:

Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Литература и носители текста

Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга, компьютерный файл на мониторе. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией, совершённой изобретшим книгопечатание Гутенбергом: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения автора. На исходе XX века новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это аудиокнига и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства.

ПРИМЕР: Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко

3. Место художественной литературы в ряду искусств

литература письменный авторский искусство

Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.

Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.

Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.

Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.

1. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.

2. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

3. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Глава 1. Важная роль литературы в развитии общества…………………………………………4

1.1. Что заставляет нас читать литературу. 6

Глава 2. Лучшие авторы в литературе…………………………………………………………. 7

Литературные слова также включают в себя мощный образный язык, который писатели используют, чтобы вызвать эмоции, начиная от вины, гнева до счастья, и позволить нам увидеть мир по-новому и волшебным образом. Благодаря словам появляются стихи, песни, рассказы, романы и многое другое. Они могут оживить историю с таким богатством деталей, развитием характера и действий, что, как читатели, мы принимаем историю и чувствуем, что люди на странице реальны. Образный язык создает связи между непохожими вещами, которые никогда прежде не рассматривались. Он поощряет сложные, творческие и поэтические мыслительные процессы, которые порождают красивые, странные и уникальные концепции. Язык позволяет писателям выйти за логические и типичные границы мышления, чтобы представить вещи по-новому и осмысленно.

1. Важная роль литературы в развитии общества

Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Что такое литература для современного общества? Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо.

Основные формы литературы: роман, поэма, драма, рассказ, новелла.

Написанная литература сразу помещается под жанр, который в основном является показателем для читателя, позволяя им сделать лучший выбор при выборе того, что он/она хочет читать. Характеризуемый сходством по тону, форме и тематике, (присвоенный) жанр является способом категоризации литературы. К основным жанрам литературы относят драму, роман, сатиру, трагедию, комедию, трагикомедию.

Автор, тот, кто является источником какой-либо формы интеллектуальной или творческой работы; особенно тот, кто составляет книгу, статью, стихотворение, пьесу или другое литературное произведение, предназначенное для публикации. Обычно проводится

различие между автором и другими (например, компилятором, редактором или переводчиком), которые собирают, организуют литературные материалы или манипулируют ими. Однако иногда авторское звание присваивается тому, кто составляет материал (для публикации) так, чтобы готовую компиляцию можно было рассматривать как относительно оригинальное произведение. Концепция в первую очередь служит для определения оригинальных произведений письменности, составленных в определенный период времени, в определенных географических границах, собранных и составленных учеными и авторами (как древних, так и современных времен).

На протяжении веков литература украшала человеческую жизнь, сохраняя престижные ценности и идеалы людей. Это такие ценности, как доброта, дружба, любовь, ответственность, надежда, свобода, святость, являющиеся неоспоримой причиной, по которой жизнь человека должна почитаться актом сохранения ее в форме литературы. Простыми словами, это были лишь ценности и идеалы древних (греков, египтян и римлян), которые, заложенные в их литературе, дали им их возвышенное положение на страницах истории и оставили их вечной актуальностью для грядущих поколений.

Что заставляет нас читать литературу?

Литература, представляя язык, вероисповедание, культуру или традицию, знакомит нас с миром, в котором мы живем, а иногда даже сопровождает нас в странные, неизвестные Вселенные, которые лежат глубоко в неизведанном царстве фантастического. Каждый раз, когда мы заканчиваем читать книгу, мы завершаем литературное путешествие. Путешествие, которое необходимо для нашего личного роста и интеллектуальной эволюции. Читая литературу, мы выходим за рамки поверхностных вопросов нашей личной жизни и в то же время удовлетворяем свои любопытства, развивая подвижные знания об истории, мифологии, географии и психологии различных культур (прошлого или настоящего) мира. И те из нас, кто имеет близость к творческим произведениям, уходят в мир фантазии на развороте нескольких страниц. Мы часто можем оказаться в искреннем сопереживании персонажам вымышленной сюжетной линии. Когда они оказываются в объятиях приключений, их реакция на данные обстоятельства – иногда все это для нас имеет огромное значение. Все эти чувства свидетельствуют о том, что литература связывает нас со здравомыслием, и присутствие литературы в нашей жизни имеет большое значение. Ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.

Некоторые исследования говорят, что люди, которые читают литературу, больше сопереживают другим, так как литература ставит читателя на место другого человека[4]. Сопереживание другим приводит людей к более эффективной социализации, мирному разрешению конфликтов, лучшему сотрудничеству на рабочем месте, нравственному поведению и, возможно, даже участию в создании лучшего места для своей общины.

Наряду с сочувствием к другим, читатели могут чувствовать большую связь с человечеством и быть менее изолированными. Те, кто читают литературу, могут найти утешение, когда они понимают, что другие прошли через то же самое, что они испытывают или испытали. Это может быть катарсис и облегчение для них, если они чувствуют себя обремененными или одинокими в своих проблемах.

2. Лучшие авторы в литературе

Франсуа-Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер, французский писатель, историк и философ. Он писал в эпоху Просвещения (1715-1789) и направлял большую часть своей риторической огневой мощи на такие темы, как религия, свобода слова и отделение церкви от государства. В своей сатирической книге «Письма об английской нации», опубликованной в 1773 году, Вольтер критиковал поведение своих соотечественников, противопоставляя дружелюбие Англии нетерпимости Франции, когда дело касалось торговли с иностранцами.

«Что такое толерантность? Это следствие человечности. Мы все созданы из слабости и заблуждения; давайте простим взаимное безумие друг друга–это первый закон природы.»

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832)

Джейн Остин (1775-1817)

анонимно в 1811 году, Остин редко выходила из печати, поскольку современные читатели продолжают находить удовольствие в полезных темах, которые она мастерски интерполировала в сферах Викторианского декаданса.

Гюстав Флобер (1821-1880)

Чарльз Диккенс (1812-1870)

Лев Толстой (1828-1910)

Граф Лев Николаевич Толстой, известный по-английски как Лев Толстой, был русским писателем, пацифистом и религиозным теоретиком, родившимся в Ясной Поляне, Российской Империи. Толстой считается одним из лучших писателей, когда-либо существовавших. Он специализировался на повествовательных драмах в русской деревне. Его самые известные произведения» Война и мир » и «Анна Каренина», опубликованные в 1869 и 1877 годах, составляют лишь небольшую часть его работы, включающую полуавтобиографическую трилогию и многочисленные рассказы и новеллы. Толстой также известен как великий устный рассказчик.

Ф. М. Достоевского (1821-1881)

«Человек любит только считать свои беды, но не считает своих радостей.»

Марсель Пруст (1871-1992)

Франц Кафка (1883-1924)

«Бог дает орехи, но он их не раскалывает.»

Джордж Оруэлл (1903-1950)

Мужчины и женщины, перечисленные выше, изменили мир, написав неумирающие бестселлеры. Если вы еще не читали их произведения, уделите некоторое время для творения этих литературных мастеров и наблюдайте, как мудрость, которую они распространяют через тщательно подобранные слова, проникает в вас. Это повлияет на вашу личность, ваши мыслительные процессы, ваше восприятие – все к лучшему. Когда вы, наконец, вернетесь к более легкой литературе, будете лучше понимать тему и цель книг, сможете взять из вашего опыта чтения не только то, что вы хотите, но и то, что вам нужно.

Содержание литературы так же безгранично, как и желание людей общаться друг с другом. Тысячи лет, возможно, сотни тысяч, с тех пор, как человеческий род впервые развил речь, создали почти бесконечные системы отношений, называемые языками.

Со временем литература все больше и больше начинает интересоваться внутренними смыслами своего повествования, проблемами человеческой личности и человеческих отношений[5]. Многие романы являются вымышленными, психологическими биографиями, которые рассказывают о медленно достигаемой интеграции личности героя или о его распаде, о конфликте между самореализацией и потоком событий и требованиями других людей.

Хорошие произведения являются спасительной литературой, создающие правдоподобную альтернативную вселенную, где жители борются с дилеммами, с которыми может столкнуться читатель. Читая книги, мы имеем больше шансов добиться успеха, найти выход там, где темно, стучаться туда, где закрыта дверь. Книга формирует способность на великодушные поступки, дает возможность заглянуть в “Я” и тайны человеческой души. Читая книги, мы проживаем миллионы человеческих жизней… Находим ответы на главные вопросы нашего предназначения на Земле, видим прекрасное в таком несовершенном мире.

1. Гарбовский Н.К. Термин «литература» // Н.К. Грабовский, М.: Изд-во МГУ, 2009. 543 с.

2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах / Ф.М. Достоевский// – Ленинград: Наука, 1976. 587 с.

3. Маслов Н. Толковый педагогический словарь / Н.Маслов. – М.: Мысль. 2006.

4. Федотов О. И. Основы теории литературы : В 2 ч., ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение // О.И.Федотов.- Мысль, 2010.

5. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1.

Источник

Художественная литература как искусство слова

Художественная литература — вид искусства, который отражает жизнь с помощью слова. Главное понятие литературы — это образ.

Художественный образ — любое явление, творчески осмысленное и отражённое в искусстве.

Объяснение и примеры

Писатели создают художественные образы, в которых находят отражение главные черты их современности. С помощью литературы мы можем вернуться в прошлое и сопереживать древним грекам, представителям эпохи Возрождения, а также представителям разных социальных слоёв — дворянам, крестьянам.

Как воспринимаются художественные образы в литературе? С помощью слов автор делится с читателем некой историей, причём читатель увлекается и эмоционально воспринимает происходящее с героями. Именно это и нужно для того, чтобы постичь литературное произведение. В процессе чтения человек глубоко переживает описанные события. И это позволяет нам с уверенностью говорить о том, что литература — искусство, удовлетворяющее одновременно и стремление человека к прекрасному, и тягу к познанию действительности.

Пример

Читая роман Л. Н. Толстого «Война и мир», мы восхищаемся образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и при этом соотносим их мысли и поступки со своими.

В чём ценность художественной литературы? В первую очередь необходимо сказать об идейной ценности литературы. Ведь в ней рассматриваются главные жизненные вопросы, которые волнуют каждого человека. И рассматриваются они не отвлечённо, как, к примеру, в философии, а на материале конкретных жизненных ситуаций — того, что происходит с литературными персонажами.

Однако идейная ценность литературы не была бы воспринята нами так глубоко, если бы не передавалась через призму писательского мастерства. Именно этим настоящая литература отличается от беллетристики: писатель умеет так сплести слова, чтобы мы пережили получившийся рисунок как важный факт своей жизни.

Только в единстве формы (КАК написано) и содержания (ЧТО написано) реализуется идейно-эстетический феномен художественной литературы.

Пример

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» организован как «рассказ в рассказе». Этот формальный приём помогает нам увидеть содержание под другим углом: следя за историей любви Вареньки и Ивана Васильевича, мы всё время помним, что эту историю Иван Васильевич пронёс через всю жизнь, а значит, в ней есть нечто очень важное. Когда Иван Васильевич описывает наказание солдата, в котором участвует отец Вареньки, нам становится ясно, почему главный герой рассказа на всю жизнь остался холостым.

Литература и современность

Во все времена художественная литература была тесно связана с жизнью общества, с его актуальными проблемами. Лексика, используемая в литературном произведении, описанные в нём события, типические персонажи, бытовые реалии — всё это является срезом человеческого общества в определённый временной период.

Пример

Трагическая история Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» не только вызывает у нас острые переживания, но и знакомит с общественными реалиями того времени: крепостным строем, положением крепостных, самодурством привилегированного сословия и пр.

Литература вмещает весь общественно-исторический опыт постижения мира. В процессе знакомства с литературой мы можем не только решить актуальные для нас проблемы, но и почувствовать связь между поколениями: жизнь всех наших предков отражена в литературе.

Функции литературы. С уверенностью можно сказать, что литература лидирует среди прочих видов искусств в плане значимости для человека. И функций у литературы сразу несколько:

Таким образом, литература становится одновременно инструментом развития человека и источником его удовольствия.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите функцию литературы, отражающую потребность человека в гармонии и красоте.

Ответ. Эстетическая. Эта функция связана с восприятием прекрасного в жизни и творчестве.

Как в сказке «Каша из топора» описана бытовая жизнь общества того времени?

Ответ. В сказке всего два персонажа — солдат (военнослужащий) и старуха (представительница крестьянского сословия). Солдат беден, не имеет ни хлеба, ни денег и вынужден рассчитывать только на себя, на свой изворотливый ум. Старуха описана в сказке как жадная женщина: у неё есть и крупа, и масло, и соль. Но с солдатом делиться старуха не хочет: видимо, её запасы более чем скромны. Мы можем сделать вывод, что военнослужащие в прошлом жили хуже, чем крестьяне, но и крестьян состоятельными назвать нельзя.

Прочитайте фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «К морю» и охарактеризуйте ведущий художественный образ этого стихотворения.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Ответ. Главным художественным образом этого стихотворения является море. Именно с ним беседует лирический герой. Море в этом стихотворении выступает как друг поэта и как символ свободы и силы.

Источник

Литература как вид искусства

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera — буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.

Литература по родам

Эпические жанры: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный очерк.

Лирика — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям. Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическее произведение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность»). Большинство лирических произведений относится к поэзии.

Лирические жанры: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.

Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.

Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.

Типы текста по структуре

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский«Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественные методы и направления

Художественный образ

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы:

Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых — в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых — при обращении к формам поведения действующих лиц.

Художественный вымысел

Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Но уже в народных сказках, которые никогда не выдают себя за зеркало действительности, осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Суждение о художественном вымысле мы находим в «Поэтике» Аристотеля (гл. 9–историк рассказывает о случившемся, поэт — о возможном, о том, что могло бы произойти), а также в работах философов эпохи эллинизма.

На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело обстояло, в частности, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей античные и средневековые сюжеты).

Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия.

В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам. По словам Н.С. Лескова, настоящий писатель — это «записчик», а не выдумщик: «Где литератор перестает записчиком и делается выдумщиком, там исчезает между ним и обществом всякая связь». Напомним и известное суждение Достоевского о том, что пристальный глаз способен в самом обыденном факте обнаружить «глубину, какой нет у Шекспира». Русская классическая литература была более литературой домысла», чем вымысла как такового. В начале XX в. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Эта крайность оспаривалась. Литература нашего столетия — как и ранее — широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. При этом отказ от вымысла во имя следования правде факта, в ряде случаев оправданный и плодотворный, вряд ли может стать магистралью художественного творчества: без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности литература непредставимы.

Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию.

Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными. Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность: «… для этого достаточно сказать, что нас не интересует истинность данной истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом сочинительства».

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие(нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

Литература как искусство слова

Художественная литература — явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное).

Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Литература, иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей, и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

Литература и синтетические искусства

Художественная литература принадлежит к числу так называемых простых, илиодносоставных искусств, опирающихся на один материальный носитель образности (здесь это — письменное слово). Вместе с тем она тесными узами связана с искусствамисинтетическими (многосоставными), соединяющими в себе несколько разных носителей образности (таковы архитектурные ансамбли, «вбирающие» в себя скульптуру и живопись; театр и киноискусство в их ведущих разновидностях); вокальная музыка и т. п.

Исторически ранние синтезы являли собой «сочетание ритмованных, орхестических (танцевальных. — В.Х.) движений с песней-музыкой и элементами слова». Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А.Н. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма), имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией. В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. Все были и сотворцами, и участниками-исполнителями совершаемого действа. Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно».

По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные. Безраздельное господство синтетических произведений не удовлетворило человечество, так как оно не создавало предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе синтетических произведений оставался стесненным в своих возможностях. Не удивительно поэтому, что многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.

Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. Иванов, А.Н. Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, — и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства.

Но подобные попытки радикальной перестройки художественного творчества успехом не увенчались: односоставные искусства остались неоспоримой ценностью художественной культуры и ее доминантой. В начале нашего века не без оснований говорилось, что «синтетические искания выводят за границы не только отдельных искусств, но и искусства вообще».

Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. В наибольшей мере это относится к драматическим произведениям, которые по своей сути предназначены для театра. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги нередко предстают как синтетические художественные произведения: в их составе значимы и написание букв (особенно в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.

Литература и средства массовой коммуникации

В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В античности наиболее влиятельна была скульптура; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики обычно предпочитали поэзии; в русле этой традиции — трактат раннего французского просветителя Ж.-Б. Дюбо, полагавшего, что «власть Живописи над людьми более сильна, чем власть Поэзии».

Впоследствии (в XVIII, еще более — в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, соответственно произошел сдвиг и в теории. Лессинг в своем «Лаокооне» в противовес традиционной точке зрения акцентировал преимущества поэзии перед живописью и скульптурой. По мысли Канта, «из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия». С еще большей энергией возвышал словесное искусство над всеми иными В.Г. Белинский, утверждающий, что поэзия есть «высший род искусства», что она «заключает в себе все элементы других искусств» и потому «представляет собою всю целость искусства».

В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Именно музыка, по убеждению А.Н. Скрябина и его единомышленников, призвана сосредоточить вокруг себя все иные искусства, а в конечном счете — преобразить мир. Знаменательны слова А.А. Блока (1909): «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира Поэзия исчерпаема так как ее атомы несовершенны — менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке».

XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй — «телецентристскими». Известный своими резкими, во многом парадоксальными суждениями теоретик телевидения М. Маклюэн (Канада) в своих книгах 60-х годов утверждал, что в XX в. произошла вторая коммуникативная революция (первой было изобретение печатного станка): благодаря телевидению, обладающему беспрецедентной информативной силой, возникает «мир всеобщей сиюминутности», и наша планета превращается в своего рода огромную деревню. Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот или иной взгляд на реальность.

В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.

В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обобщений автора. Мыслители XX в. утверждают, что поэзия относится к другим искусствам, как метафизика к науке, что она, будучи средоточием межличностного понимания, близка философии. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом». Выполнение литературой внехудожественных функций оказывается особенно существенным в моменты и периоды, когда социальные условия и политический строй неблагоприятны для общества. «У народа, лишенного общественной свободы, — писал А.И. Герцен, — литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.

Что обозначает литература как искусство слова. Смотреть фото Что обозначает литература как искусство слова. Смотреть картинку Что обозначает литература как искусство слова. Картинка про Что обозначает литература как искусство слова. Фото Что обозначает литература как искусство слова05.03.2016, 91549 просмотров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *