Что обозначает литературоведческие термины ода

Что обозначает литературоведческие термины ода

Смотреть что такое «ода» в других словарях:

ода — ода, ы … Русский орфографический словарь

Ода — АНТИЧНАЯ ОДА. В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим… … Литературная энциклопедия

ОДА — (греч. ode пение). У греков лирическое стихотворение, приспособленное к пению. В эпоху псевдо классического направления, стихотворение, написанное высокопарным слогом и изображающее высокие чувства и возвышенные мысли. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Ода — ОДА (от греч. ωδη=песня) лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением… … Словарь литературных терминов

ОДА — обмен данными между администрациями Источник: http://eulaw.edu.ru/documents/review/obz18 021217.htm ОДА опорно двигательный аппарат ОДА оборудование для автосервиса в названии компании ОДА Сервис http://odacom.ru/ … Словарь сокращений и аббревиатур

ода — См. песнь, хвала петь оды в чью л. честь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ода песнь, хвала; песня, славословие, похвала, панегирик, стихотворение Словарь русских… … Словарь синонимов

ода — ы, ж. ode f. <лат. ode <гр. 1. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого л. значительного события или лица. МАС 2. Ода это средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. Белинский… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ода — (от греч. wdh, сокращение от aoidh, песнь) принадлежит к родутак наз. хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирикаэтого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир,на общественных празднествах,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ОДА — (от греч. ode песня) жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также… … Большой Энциклопедический словарь

ОДА — ОДА, оды, жен. (греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преим. классического стиля, воспевающее какие нибудь события исторического значения или героя и его деяния. Ложно классическая ода 18 века. «Владимир и писал бы оды, да… … Толковый словарь Ушакова

Ода — (ж) от дороги Египетские имена. Словарь значений.. Ода Свобода Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Источник

Что обозначает литературоведческие термины ода

(от греч. ώδή, сокращение от άοιδή, песнь) — принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этого род. смотреть

ода ж. 1) а) Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-л. событию или герою. б) Отдельное произведение такого жанра. 2) Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-л. значительному событию или подвигу.

ОДА (Oda), город на Ю. Ганы, в Восточной обл. 40,7 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Деревообр. пром-сть.

Ода (от греч. ώδή, сокращение от άοιδή, песнь) — принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этог. смотреть

АНТИЧНАЯ ОДА. — В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песн. смотреть

О´ДА (греч. ᾠδή — песнь) — в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором, с музыкальным сопровождение. смотреть

— в Др. Греции первоначально лирич. стихотв., исполнявшееся хором, с муз. сопровождением. Широкое распростр. получили О. Пиндара и римского поэта Горация.

В Зап. Европе жанр, сложившийся в системе лит. теч. классицизма. Преимущ. распространение получил во Франции («Оды» П. Ронсара, давшие название жанру, Ж.-Б. Руссо, Э. Лебрена), классицистич. выражение О. получает у Малерба.

Лит.: Державин Г. Р. Рассуждение о лирической поэзии // Соч.: В 9 т. СПб., 1872. Т. 7; Гуковский Г. А. Из истории рус. оды 18 века // Поэтика. Л., 1927. Вып. 3; История греч. литературы: В 3 т. М.; Л., 1946. Т. 1; Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

О́ДА (от греч. ōdē — песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «О.» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVI—XVII вв.) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар, Г. Кьябрера, Дж. Драйден). В поэзии классицизма (XVII—XVIII вв.) О. — ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и видами (О. духовные, торжественные — «пиндарические», нравоучительные — «горацианские», любовные — «анакреонтические»); классики жанра — Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен, в России — М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков (соответственно: «восторженный» и «ясный» типы О.). В эпоху предромантизма (кон. XVIII в.) жанровые признаки О. расшатываются (Г. Р. Державин и др.). В XIX—XX вв. жанровая система в лирике размывается (уже О. романтиков — Дж. Китса, В. Гюго, А. Мандзони и др. — лишены канонических жанровых примет) и понятие «О.» употребляется часто лишь в переносном значении («Ода революции» В. В. Маяковского).

(от греч. ode — песнь) — торжественное патетическое, прославляющее стихотворное произведение. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лирические жанры П. смотреть

торжественное стихотворение. Изначально, в древнегреческой поэзии, лирическое стихотворение на разные темы, исполнявшееся хором. В одах древнегреческого поэта Пиндара (ок. 518–442 до н. э.) воспеваются цари и аристократы, удостоенные, по мнению поэта, расположения богов. Особое развитие жанр оды получил в поэзии европейского классицизма. Торжественная ода – основной жанр творчества основоположника французского классицизма Ф. Малерба (1555–1628). Тема его од – прославление абсолютистской власти во Франции. Этапом в развитии жанра оды является творчество Ж. Ж. Руссо. В России ода, которая «высокую, благородную, иногда же и нежную материю воспевает» (В. К. Тредиаковский), была главным жанром поэзии классицизма. Образцовые произведения этого жанра принадлежат М. В. Ломоносову, известными авторами од были его поэтический наследник В. П. Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие произведения этого жанра принадлежат Г. Р. Державину. Кроме торжественной (пиндарической) оды, в рус. поэзии бытовала ода нравоучительная (горацианская), любовная (анакреонтическая) и духовная (переложение псалмов). смотреть

(греч. Ode — песнь) — жанр лирической поэзии, зародившийся в Древней Греции и первоначально обозначавший любую песню на темы мифологии, любви, славы. Крупнейшими древнегреческими одическими поэтами были Сапфо, использовавшая так называемую сапфическую строфу, Алкей, именем которого была названа алкеева строфа, Пиндар и др. В Древнем Риме одой стали называть лирическое стихотворение, написанное в изысканной форме. Прославились свои-ми одами, воспевавшими любовь и наслаждение жизнью, римские поэты Асклепиад и Гораций, который использовал пять вариантов особого стихотворного размера — асклепиадова стиха. В эпоху классицизма одой называли стихотворение на какой-либо торжественный случай, отличавшееся возвышенным, приподнятым тоном. В русской поэзии XVIII в. к жан-ру оды обращались М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, создавший революционную оду, в XIX в. — А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев и др. смотреть

-ы, ж. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица.Надо заметить, что ода, этот средний род между. смотреть

(греч. песнь); первоначально всякая песня, затем — также в латыни — лирич. стихотворение, написанное в изысканной строфич. форме (алкеева, аскл. смотреть

ода сущ.жен.неод. (5)ед.им.Ода на поединкиС18 (загл.).ед.вин.Шах за одну оду положил ему горсть бриллиантов в рот.Пут3.За оду благодарю вас.Пс45.мн.вин. смотреть

Ода (греч. ode) – торжественная песнь, воспевающая какое-либо событие исторического значения или героя и его деяния. Большой толковый словарь по ку. смотреть

⊲ О́ДА 1730, ы, ж. Гр. ὠδή.Лит.По сему описанию Оды видно, что она благородством Материи, и высокостию рѣчей не разнится от Эпическия Поэзии, но токм. смотреть

первонач. всякая песня, затем — лирич. стихотворение, написанное в изыск. строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. п. смотреть

ж. лит.ode fхвалебная ода — ode laudative (или de louanges)Синонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

1) Орфографическая запись слова: ода2) Ударение в слове: `ода3) Деление слова на слоги (перенос слова): ода4) Фонетическая транскрипция слова ода : [`о. смотреть

• Ode, ω̉δή, α̃́σμα, песнь, произведение лирической поэзии, занимающая середину между гимном и собственно песней; римляне называли carmen; с. смотреть

первонач. всякая песня, затем — лирич. стихотворение, написанное в изыск. строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. поэзии были разнообразны: мифология, человеч. жизнь, любовь, госуд., слава и т.п. Крупнейшие одич. поэты античности — Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций. смотреть

ОДА оды, ж. (греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преимущ. классического стиля, воспевающее какие-н. события исторического значения или героя и его деяния. Ложно-классическая ода 18 века. Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их. Пушкин.

ж. лит. ode f хвалебная ода — ode laudative (или de louanges)

ж, лит. odСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

•ода• אוֹדָה נ’* * *אודהСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

сущ. жен. родалит., мед., с.-х.ода

ж лит.Ode fСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

(2 м); мн. о/ды, Р. одСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

Rzeczownik ода f oda f

ОДА Нобунага (1534-82), японский полководец, первый из трех объединителей (Ода, Х. Тоетоми, И. Токугава) страны. Низложив в 1573 последнего сегуна из дома Асикага, объединил под своей властью около трети страны.

ж лит.颂诗 sòngshī, 颂歌 sòng-gēСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

жode fСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

жанр лирической поэзии и музыки: торжественно-патетическое прославляющее произведение. Как хоровая песня, возникла в античности. В XVI—XVIII вв. жанр высокой лирики. смотреть

імен. жін. родуліт.ода

ж. лит. ода (кандайдыр бир тарыхый окуяга же баатырга арналган салтанаттуу, көбүнчө классикалык стилде жазылган ыр); торжественная ода салтанаттуу ода. смотреть

ж. ode, oda уст. хвалебная ода — panegirico m Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала. смотреть

Ударение в слове: `одаУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: `ода

odeСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

Источник

Что обозначает литературоведческие термины ода

(от греч. ώδή, сокращение от άοιδή, песнь) — принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этого род. смотреть

ода ж. 1) а) Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-л. событию или герою. б) Отдельное произведение такого жанра. 2) Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-л. значительному событию или подвигу.

ОДА (Oda), город на Ю. Ганы, в Восточной обл. 40,7 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Деревообр. пром-сть.

Ода (от греч. ώδή, сокращение от άοιδή, песнь) — принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этог. смотреть

АНТИЧНАЯ ОДА. — В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песн. смотреть

О´ДА (греч. ᾠδή — песнь) — в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором, с музыкальным сопровождение. смотреть

— в Др. Греции первоначально лирич. стихотв., исполнявшееся хором, с муз. сопровождением. Широкое распростр. получили О. Пиндара и римского поэта Горация.

В Зап. Европе жанр, сложившийся в системе лит. теч. классицизма. Преимущ. распространение получил во Франции («Оды» П. Ронсара, давшие название жанру, Ж.-Б. Руссо, Э. Лебрена), классицистич. выражение О. получает у Малерба.

Лит.: Державин Г. Р. Рассуждение о лирической поэзии // Соч.: В 9 т. СПб., 1872. Т. 7; Гуковский Г. А. Из истории рус. оды 18 века // Поэтика. Л., 1927. Вып. 3; История греч. литературы: В 3 т. М.; Л., 1946. Т. 1; Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

О́ДА (от греч. ōdē — песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «О.» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVI—XVII вв.) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар, Г. Кьябрера, Дж. Драйден). В поэзии классицизма (XVII—XVIII вв.) О. — ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и видами (О. духовные, торжественные — «пиндарические», нравоучительные — «горацианские», любовные — «анакреонтические»); классики жанра — Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен, в России — М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков (соответственно: «восторженный» и «ясный» типы О.). В эпоху предромантизма (кон. XVIII в.) жанровые признаки О. расшатываются (Г. Р. Державин и др.). В XIX—XX вв. жанровая система в лирике размывается (уже О. романтиков — Дж. Китса, В. Гюго, А. Мандзони и др. — лишены канонических жанровых примет) и понятие «О.» употребляется часто лишь в переносном значении («Ода революции» В. В. Маяковского).

(от греч. ode — песнь) — торжественное патетическое, прославляющее стихотворное произведение. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лирические жанры П. смотреть

торжественное стихотворение. Изначально, в древнегреческой поэзии, лирическое стихотворение на разные темы, исполнявшееся хором. В одах древнегреческого поэта Пиндара (ок. 518–442 до н. э.) воспеваются цари и аристократы, удостоенные, по мнению поэта, расположения богов. Особое развитие жанр оды получил в поэзии европейского классицизма. Торжественная ода – основной жанр творчества основоположника французского классицизма Ф. Малерба (1555–1628). Тема его од – прославление абсолютистской власти во Франции. Этапом в развитии жанра оды является творчество Ж. Ж. Руссо. В России ода, которая «высокую, благородную, иногда же и нежную материю воспевает» (В. К. Тредиаковский), была главным жанром поэзии классицизма. Образцовые произведения этого жанра принадлежат М. В. Ломоносову, известными авторами од были его поэтический наследник В. П. Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие произведения этого жанра принадлежат Г. Р. Державину. Кроме торжественной (пиндарической) оды, в рус. поэзии бытовала ода нравоучительная (горацианская), любовная (анакреонтическая) и духовная (переложение псалмов). смотреть

(греч. Ode — песнь) — жанр лирической поэзии, зародившийся в Древней Греции и первоначально обозначавший любую песню на темы мифологии, любви, славы. Крупнейшими древнегреческими одическими поэтами были Сапфо, использовавшая так называемую сапфическую строфу, Алкей, именем которого была названа алкеева строфа, Пиндар и др. В Древнем Риме одой стали называть лирическое стихотворение, написанное в изысканной форме. Прославились свои-ми одами, воспевавшими любовь и наслаждение жизнью, римские поэты Асклепиад и Гораций, который использовал пять вариантов особого стихотворного размера — асклепиадова стиха. В эпоху классицизма одой называли стихотворение на какой-либо торжественный случай, отличавшееся возвышенным, приподнятым тоном. В русской поэзии XVIII в. к жан-ру оды обращались М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, создавший революционную оду, в XIX в. — А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев и др. смотреть

-ы, ж. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица.Надо заметить, что ода, этот средний род между. смотреть

(греч. песнь); первоначально всякая песня, затем — также в латыни — лирич. стихотворение, написанное в изысканной строфич. форме (алкеева, аскл. смотреть

ода сущ.жен.неод. (5)ед.им.Ода на поединкиС18 (загл.).ед.вин.Шах за одну оду положил ему горсть бриллиантов в рот.Пут3.За оду благодарю вас.Пс45.мн.вин. смотреть

Ода (греч. ode) – торжественная песнь, воспевающая какое-либо событие исторического значения или героя и его деяния. Большой толковый словарь по ку. смотреть

⊲ О́ДА 1730, ы, ж. Гр. ὠδή.Лит.По сему описанию Оды видно, что она благородством Материи, и высокостию рѣчей не разнится от Эпическия Поэзии, но токм. смотреть

первонач. всякая песня, затем — лирич. стихотворение, написанное в изыск. строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. п. смотреть

ж. лит.ode fхвалебная ода — ode laudative (или de louanges)Синонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

1) Орфографическая запись слова: ода2) Ударение в слове: `ода3) Деление слова на слоги (перенос слова): ода4) Фонетическая транскрипция слова ода : [`о. смотреть

• Ode, ω̉δή, α̃́σμα, песнь, произведение лирической поэзии, занимающая середину между гимном и собственно песней; римляне называли carmen; с. смотреть

первонач. всякая песня, затем — лирич. стихотворение, написанное в изыск. строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. поэзии были разнообразны: мифология, человеч. жизнь, любовь, госуд., слава и т.п. Крупнейшие одич. поэты античности — Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций. смотреть

ОДА оды, ж. (греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преимущ. классического стиля, воспевающее какие-н. события исторического значения или героя и его деяния. Ложно-классическая ода 18 века. Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их. Пушкин.

ж. лит. ode f хвалебная ода — ode laudative (или de louanges)

ж, лит. odСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

•ода• אוֹדָה נ’* * *אודהСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

сущ. жен. родалит., мед., с.-х.ода

ж лит.Ode fСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

(2 м); мн. о/ды, Р. одСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

Rzeczownik ода f oda f

ОДА Нобунага (1534-82), японский полководец, первый из трех объединителей (Ода, Х. Тоетоми, И. Токугава) страны. Низложив в 1573 последнего сегуна из дома Асикага, объединил под своей властью около трети страны.

ж лит.颂诗 sòngshī, 颂歌 sòng-gēСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

жode fСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

жанр лирической поэзии и музыки: торжественно-патетическое прославляющее произведение. Как хоровая песня, возникла в античности. В XVI—XVIII вв. жанр высокой лирики. смотреть

імен. жін. родуліт.ода

ж. лит. ода (кандайдыр бир тарыхый окуяга же баатырга арналган салтанаттуу, көбүнчө классикалык стилде жазылган ыр); торжественная ода салтанаттуу ода. смотреть

ж. ode, oda уст. хвалебная ода — panegirico m Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала. смотреть

Ударение в слове: `одаУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: `ода

odeСинонимы: панегирик, песня, похвала, славословие, стихотворение, хвала

Источник

Основные литературоведческие термины и понятия

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основные литературоведческие термины и понятия.

Лирика- ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.

Драма- 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочетание лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т. п.); 2. Собственно драма – вид литературного произведения, изображающий остроконфликтные отношения человека и общества. – А. Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М. Горький «На дне», «Дети солнца» и др.

КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологическая, бытовая, сатирическая. Повест ь-вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит достоверностью описанного и внушает читателю мысль о его реальности. (А. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Капитанская дочка»; И. Тургенев «Вешние воды», А. Чехов «Степь» Повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына; «Старик и море» Э.Хемингуэя.

КУЛЬМИНАЦИЯ – элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.

МОНОЛОГ – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.

САТИРА – 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсурда. Жанры сатиры – басня, комедия, сатирический роман, эпиграмма, памфлет и т. п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержащее обличение какого-нибудь лица или порока. – К. Рылеев «К временщику».

Эпиграф-– пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или его частью, частями, призванное указать на его замысел: «…Так кто ж ты наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. «Фауст» – эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Деталь художественная- это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.

ГРОТЕСК – художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, причудливого соединения фантастического и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного и т. п. Гротеск может быть использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины. // О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).

Анафора- выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

Антитеза – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.

ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить впечатление.

Метафора- – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении. Основные виды метафор – аллегория, символ, олицетворение: «Гамлет, мысливший пугливыми шагами…» (О. Мандельштам).

Олицетворение – прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. Многозначный характер олицетворения раскрывается в системе других художественных средств языка.

СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных:

А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. ( А. Пушкин )

Основные теоретико-литературные понятия

1. Художественная литература как искусство слова

Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.

4. Литературные роды и жанры

Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма.

Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.

Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои.

Жанры : малые форы ( рассказ, очерк, новелла ), средние формы ( повесть ), большие формы ( роман, роман-эпопея ).

Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.

Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.

Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.

Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.

Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.

Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.

Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.

Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.

5. Основные литературные направления

Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы ; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея ; низких – сатира, комедия, басня. Представители: Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.

Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.

Наличие гражданских мотивов.

Антагонистические противоречия в основе конфликта.

Трагическая заостренность конфликта.

Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.

Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства ; значимость понятия «естественного» человека; жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.

Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).

Приоритет естественного чувства над разумом.

Сочувствие к простому человеку.

Откровенность в обрисовке человека.

Система персонажей с одним главным героем.

Неизменяемость характеров действующих лиц.

Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».

Экзотика сюжета и места действия.

Тема рока (фатума) в судьбе героя.

Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой ; направленность на объективное, правдивое отражение жизни ; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие : создание живого образа реальности; жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Правдивое и достоверное изображение жизни.

Изображение исторически конкретного общества.

Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.

Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.

Изображение жизни и характеров в развитии.

Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».

Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).

6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.

Содержание : тема, проблема, идея, конфликт, пафос.

Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).

Проблематика – перечень проблем.

Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).

Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

Художественная форма : сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.

Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.

Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

Стадии развития действия

Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).

Завязка — это событие, которое является началом действия.

Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.

Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.

Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.

Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.

Средства создания образа

1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.

5. Психологический анализ персонажа : подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).

6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.

натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);

психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);

идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).

9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

10. Художественная деталь : описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).

Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.

Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.

Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.

Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.

7. Язык художественного произведения:

художественная лексика : тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;

синтаксические фигуры : повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;

эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.

Тропы (изобразительно-выразительные средства)

Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Гипербола – художественное преувеличение.

Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.

8. Проза и поэзия: сходство и различие

В основе создаваемого художественного мира

Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет

Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров

Форма отражения действительности

Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться

Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания

Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью

Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится

Определяется сюжетными ходами

Подчинена движению чувств лирического героя

Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер

Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание

Занимают существенное место

Встречаются редко; крайне лаконичны

Своеобразие художественной речи

Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)

Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса

Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.

Амфибрахий («окруженный») – трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ |

Анапест («перевернутый, отраженный») – трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` |

Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.

Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.

Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *