Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Астро-исторический пример последствий дела, начатого в ЗАТМЕНИЕ («СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»)

Ныне еще это актуально предстоящим 14 дек. солнечным затмением и положение тогдашнего Урана, также как ныне в Тельце.

Как известно это историч.событие стало сюжетом для знаменитого «Слова о полку Игореве» и оперы Бородина по его мотивам.

Чуть напомню эту историю.

Древнерусский черниговский князь Игорь Святославич затеял большой поход против половцев, но случилось солнечное затмение, что смутило дружину, но не Игоря, несмотря на предостережение идти в поход в такое время. Игорь двинул свои полки к р.Каяле в донских степях, где и произошла трехдневная битва. В ней с союзниками он потерпел сокрушительное поражение, а сам попал в плен, из которого позже бежал, но где остался в заложниках его сын, который позже женился на половчанке, кстати и сам Игорь как предполагается был рожден от половчанки. Это событие стало сюжетом знаменитого повествования древности «Слово о полку Игореве».

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что ты, княже, говоpил, когда солнце меpкло?

Ты сказал, что лучше смеpть, нежели полон.

И стоим, окpужены, у pечушки мелкой,

и поганые идут с четыpех стоpон.

Веют стpелами ветpа, жаждой pты спаяло,

тесно сдвинуты щиты, отвоpен колчан.

Нам отсюда не уйти, с беpега Каялы, –

пеpеpезал все пути половец Кончак.

Что ты, княже, говоpил в час, когда затменье

пало на твои полки воpоным кpылом?

Ты сказал, что только смеpд веpует в знаменья,

и еще сказал, что смеpть – лучше, чем полон.

Так гоpи, сгоpай, тpава, под последней битвой!

Вся дpужина полегла возле pечки быстpой,

ну а князь пошел в полон – из седла в седло.

Что ты, княже, говоpил яpостно и гоpдо?

Дескать, Дону зачеpпнуть в золотой шелом…

И лежу на беpегу со стpелою в гоpле,

потому что лучше смеpть, нежели полон. «

Здесь мы имеем редкий случай когда из легендарной древней истории сохранились реальные даты события (с помощью астрономии) и ее главного героя до нынешнего времени. Известен ДР Игоря (2.4.1151 по ст.ст.) как и дата затмения 1.5.1185 (ст.ст), произошедшего накануне его неудачного похода на половцев.

День затмения тогда совпал в небе с соединением Светил (Солнце+Луна) с планетой неожиданности Уран, что, вероятно, и сделало данное событие особо запоминающимся. Вся эта связка Светил с Ураном и Узлом была в тау с Юпитером и Нептуном небе, что говорит об особом воздействии затмения как особо всколыхнувшим психологически потрясшим.

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Почему Игорь не доверяет предзнаменованию

— во первых он Овен, а этот знак меньше других слушает советы, и учится только на своем опыте, тем более у него в натал. карте Солнце в тауквадрате с Марсом и Сатурном, его Уран в квадрате с Юпитер, что дает необъективность идей, а его Плутон точно против Нептуна, что мешает живым инстинктам верить в «эфемерные» влияния. Т.е такой человек, как Игорь действует только опираясь на свои упрямые идеи, не веря никому.

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Теперь рассмотрим связь Игоря с затмением.

В общем вырисовывается довольно яркая картина обреченного на неудачу импульсивного действия, при котором сам обреченный роковым образом стремился к нему, как предначертанному ему рождением (картой) судьбой.

И затмение (вызвавшее сильное потрясение как осуществившееся негативное знамение) оставило этим событием неизгладимый след как в памяти автора «Слова», так и в самом глубинном слое наследия русской духовной культуры,

в том числе и как пример достоверности предсказаний (в данном случае астрологических, а не экстрасенсорных или мифических, которые описывает легенда о Вещем Олеге).

Сейчас не мало фильмов снимают на псевдоисторические темы в стиле фэнтази из прошлого, но удивительно что до сих пор нет фильма с сюжетом «Слова о полку», худож.летопись есть, опера Бородина была, даже картина Васнецова.

Казалось бы такой интересный сюжет с большим количеством драматических коллизий, известных и исторически и из Слова (плач Ярославны, сложные родственные узы Игоря с половцами (его мать, и его сын, оставленный у них), вообще взаимоотношения борьбы и разного рода контактов Руси и «дикого поля».

Можно было бы создать полноценное драматическое произведение, а не сочинять на основе нынешних сомнительных переоценок роли историч. личностей псевдоисторич. сериалы на основе нынешней политич. конъюктуры. (Типа нового сериала о Грозном, где он представлен чуть ли не христоподобным ангелом.

Вообще обращение к теме Грозного с его жестким тоталитарным государствостроительством становится востребованным тогда, когда модель управления нашей страной становиться с ужесточением контроля над жизнью. С таким позитивным в отношении деяний Грозного вышел в итоге (после указаний сверху) фильме о нем Сталине. И вот ныне о Грозном опять с эмоциональным позитивом.

Источник

Таинственное произведение Руси: «Слово о полку Игореве»

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

В чем смысл «Слово о полку Игореве»

Какое самое спорное произведение древней Руси? Без сомнения — «Слово о полку Игореве». Тут спорят обо всем. В чем его смысл? Писал ли его язычник или христианин? Что значат некоторые слова? Да и вообще — не искусная ли это подделка под старину?

15000 исследователей

«Слово о полку Игореве» самое исследуемое и вместе с тем самое загадочное произведение древней Руси. На каждое слово текста (а их там не многим больше семи тысяч) приходится по две научные работы только отечественных искателей, тем не менее, даже сейчас нельзя с точностью ответить даже на самые простые вопросы: когда оно было написано, кем, где, а главное, с какой целью.

Чем оборачивается поход за славой?

Эта, в общем-то, настоящая древнерусская песнь сказывает о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев. О мотивах Игоря говорится весьма красноречиво: князь идет в поход за славой, в том числе и за славой предков: «Прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим».

В надежде разбить врага, русские сначала побеждают небольшой отряд половцев, захватают половецких девушек, а с ними золото и драгоценности.

Однако вскоре удача уходит от русских, половцы наголову разбивают пятитысячный отряд Игоря, а его самого захватывают в плен.

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Бесконечное затмение

Солнечное затмение, происходящее в день похода 1 мая 1185 года, совпадает с моментом, когда Игорь только-только ступает на языческую землю половцев. Читая песнь, создается впечатление, будто затмение продолжается до самого момента, пока Игорь снова не оказывается на Русской земле.

Князь Игорь и князь Владимир

В песне есть скрытое противопоставление князя Игоря князю Владимиру. Предположительно, речь идет о Владимире Мономахе, во времена правления которого начинается вражда его рода с родом Святославичей. Мономах тоже предпринимает поход на половцев (1111 г.), и его тоже сопровождает небесное знамение – огненный столб. Однако Мономах выступает в поход ради защиты своей земли, а не ради похищения славы, князь не заходит на языческую территорию «поганых» и получает благословление на поход, поэтому и одерживает победу. Игорь же выступает в поход исключительно по своей воле, к тому же в священный праздник – на Светлую седмицу.

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Великое бесчестие

Пребывая в плену, Игорь жил в хороших условиях. У него был свой шатер, несколько слуг из числа половцев, он мог охотиться в степи. Игорь надеялся на «честь», то есть богатый выкуп. Однако выкуп никак не приходил, и тогда князь решает вернуться с великим бесчестием, то есть бежать. Перед этим он кается выписанному до этого священнику и берет в руки икону Богородицы Пирогощей. Именно тогда впервые автор упоминает имя Бога, который «кажет» князю путь домой.

Трудности перевода

Язык, которым написано «Слово», невероятно поэтичен, текуч и звучен. Правда, многие слова остаются непонятными до сих пор. Даже простое выражение «растекаться мыслию по древу», взятое из «Слова» и ставшее сейчас крылатым, находится под вопросом.

Некоторые полагают, что в строчке «Боянъ бо вѣщий, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслию по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы», слово «мысль» выбивается из ряда животных — волка и орла. Есть версия, что вместо слова «мысль» в тексте стояло слово «мысь» — в переводе с древнерусского «белка».

В таком случае Боян пел обо всем мире в целом: бегал белкой по дереву, серым волком по земле, летал орлом под облаками.

Кроме того, ситуацию с текстом порядком запутал и князь Мусин-Пушкин, владевший единственным списком этого памятника и решивший его опубликовать. Из-за дороговизны пергамена между словами не делались пробелы, что создало множество трудностей, особенно с предлогами. Например, строчку «А мои ти куряни свѣдоми къмети» можно было читать двояко, в зависимости от того, написано ли «къмети» или «къ мети». В первом случае правильным переводом будет «а мои куряне бывалые воины», а во втором «а мои куряне метко бьют в цель».

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Василий Перов. «Плач Ярославны», 1881

Кукушка ли?

Знаменитое сравнение жены Игоря Ярославны с кукушкой на деле неудачный перевод. По сюжету, Ярославна, причитая, омывает шелковый рукав в реке Каяле, чтобы утереть Игорю кровавые раны. В песне Ярославна названа «зегзицею». Зегзица – вовсе не кукушка, а пигалица, или чибис, или речная чайка. Даже сейчас в новгородских землях ее называют «гигичкой» или «зигичкой». Эта птица летает зигзагами, но самое главное, на кончиках крыльев имеет черные ободки, слово она окунула их в чернила или отерла ими чью-то кровь.

Язычество и христианство

Одним из самых животрепещущих вопросов остается вопрос, является ли «Слово» произведением языческим или христианским. Помимо многочисленных языческих идолов и божеств, упоминаемых автором, в песне возвышается фигура Бояна – песнотворца, сказывавшего про языческие предания княжеского рода и имевшего прозвище «Вещий», т.е. внук Велеса.

Кроме того, Ярославна, льющая слезы по Игорю в «Путивле на забрале», обращается сначала к ветру, потом к воде (Днепру), потом к Солнцу – трем языческим символам.

Противники языческой версии упрекают её сторонников в невнимательном чтении. Во-первых, автор начинает словами «пусть начнется же песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна». Новые были – это уже христианская история. Во-вторых, автор говорит о языческих богах только когда Игорь находится на языческих землях половцев. А в отношении плача Ярославны принято вспоминать так называемую «беседу трех святителей», весьма популярную в XII веке. В ней на вопрос, что есть высота небесная, широта земная, глубина морская, Иоанн отвечает: «Отец, сын и святой дух». Таким образом, Ярославна обращается к Троице. Кроме того, как полагают, Ярославна следует библейской истине: «Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен…». Эти строчки взяты из книги пророка Иеремии.

Библейский князь Игорь

В «Слове» можно найти другие скрытые намеки на Библию. Игорь идет в поход 1 мая, в день памяти пророка Иеремии. Иеремия описывает военный поход царя Седекии против Навуходоносора. Седекия, также идя за славой, терпит поражение и попадает в плен в Вавилонское царство. Пророк обращается к Седекии: «Для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила. Накажет тебя нечестие твое…» Практически в тех же выражениях говорит об Игоре и автор «Слова»: «Хочу, сказал, либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Виктор Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1878

Происхождение: неизвестно

До нас не дошла первоначальная рукопись «Слова» – оригинал сгорел в пожаре 1812 года. Это породило множество домыслов, что на самом деле «Слово» искусная подделка. Сейчас эта версия практически отвергнута, поскольку в другом древнерусском памятнике, «Задонщине», можно обнаружить много завуалированных ссылок на «Слово».

Сергей Рубцов, иллюстрации к изданию «Слова о полку Игоревом»

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игоревеshnyrik_1

Уютная жежешечка Кириллова Юрия

Думаю, стоит в этом месте сделать очередное отступление и сказать немного о затмении.

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Впрочем, я также на скорую руку сварганил из гугломапсов карту (источник, кстати, можно посмотреть вот тут), на которой изображены путь лунной тени и ряд центров княжеств XII века.

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Сразу предупреждаю, что данную карту ни в коем разе не стоит рассматривать как историческую, потому что, к сожалению, Гугл не очень дружит с историческими границами княжеств и историческим рельефом. Совсем не удалось забороть также современные границы областей и автодороги. И ещё я малость погрешил против истории в пользу наглядности, оставив на карте современные столицы вроде Москвы, Минска и Варшавы, которые тогда уже, конечно же, существовали, но были вовсе не столицами, а мелкими городками вроде тех, из которых выезжали родственники Игоря (их города я, кстати, тоже на карту нанёс).

И даже по такой эрзац-карте сразу видно, что официальная наука нам опять всё врёт %)

Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Картинка про Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве. Фото Что обозначает лунное затмение в слове о полку игореве

Впрочем, конечно, поставить это в вину художнику тоже язык не поворачивается, потому что на картине как раз отлично передано ощущение апокалипсичности происходящего, которое мы сейчас в тексте «Слова» увидим. Кроме того, картина написана в 1942 году, что ещё лучше объясняет актуальность и злободневность именно вот такой трактовки.

Затмение было отмечено сразу несколькими летописями, поэтому очень интересно отследить, как по-разному его описывают.

В Новгороде, как видно по карте, затмение было полным. И именно об этом пишет Новгородская первая летопись:

Во владимирской Лаврентьевской летописи описывается, что был виден протуберанец:

Тут, кстати, интересно слово «зелено»: почему-то древнерусскому человеку полутьма представлялась зелёной, чему и кроме Лаврентьевской летописи есть целый ряд примеров в источниках: «тьма зелена бысть во очию моею»; «мраку зелену отъ запада приходящу» [СлРЯ XI-XVII вв., 5: 370].

Более южные черниговские и северские земли попадали в область полутени. Там с точки зрения наблюдателя Луна покрывала примерно три четверти солнечного диска.

Тут несколько моментов. Во-первых, мы уже говорили про трансформации значений слов «годъ» и «часъ» в славянских языках. Вот тут как раз отличный пример: в словосочетании «въ годъ вечернии» слово год употреблено в старом значении ‘время, пора, определённый промежуток времени’ [СлРЯ XI-XVII вв., 4: 54-55], отголосок которого слышен, например, в украинском година.

Во-вторых, нужно ещё раз (в очередной раз) подчеркнуть особенности средневекового восприятия знамений. Мы сейчас только что прочитали три версии затмения. В Новгороде, который и вправду попадал в полосу полной тени, оно полное («звезды быша»). В Ипатьевской летописи нам пишут, что князь Игорь видел частичное затмение («солнце стояще яко месяц»). Ну и, в общем, всё сходится с астрономическими данными. Но, тем не менее, всё равно ни в коем случае не стоит трактовать летописный текст как протоколы астрономических наблюдений.

Вот, например, картина затмения по Лаврентьевской летописи: там и «звезды видети человеком воочью» и «в Солнци учинися яко месяц». Если мы на карту посмотрим, то увидим, что Владимир и Суздаль хоть и относительно близко к полосе прохождения тени, но в неё не попадали. Вот что это было такое?

Непонятно. Может, это, в принципе, быть описанием последовательных фаз полного затмения? Может быть. А может это быть соединением данных свидетелей из разных мест? Тоже, в принципе, может, благо часть владимиро-суздальских земель в полосу полной тени всё-таки попадала. А может кусок описания со звёздами быть позаимствован из какого-то источника, описывающего другое небесное знамение? И такое тоже не невозможно, хотя требует отдельного текстологического иследования.

Вот очень характерный пример из той же Ипатьевской летописи про затмение 19 марта 1113 года, в котором летописец как раз сам прямым текстом расписывает, как весь этот механизм работает:

Поэтому совершенно не удивительно, что и в 1185 году дружина Игоря, мыслившая в тех же категорях, что и летописец, тоже сразу всё «поняла»:

Сейчас мы поговорим о том, что им князь Игорь ответил. И тут, я думаю, уместно в очередной раз напомнить, что мы говорим не о том, что сказал или сделал реальный князь Игорь в XII веке, а о том, как действует одноимённый персонаж текстов, написанных примерно его современниками по мотивам действий князя Игоря. Поэтому не удивительно, что в трёх разных текстах мы увидим три разных трактовки.

В Лаврентьевской летописи, напомню, затмение было описано отдельно от рассказа о походе Игоря, поэтому князь Игорь персонально знамения не получал и в ответ ничего не говорил.

В Ипатьевской летописи князь Игорь, и сам будучи таким же средневековым человеком, как и его дружинники, надо полагать, тоже понимал, что всё не к добру. Но он апеллирует к религиозному чувству:

В издании «Слова о полку Игореве» 1800 года затмение упоминается два раза в разные моменты похода: один раз до отъезда Игоря из Новгорода-Северского, второй раз уже в пути.

Эта странность немедленно породила гипотезу (впервые детально обоснованную академиком Алексеем Ивановичем Соболевским), что первые издатели перепутали листы рукописи и разорвали единый эпизод с затмением на два куска. [ 5 ] Соответственно, учёные предложили переставить кусок текста (от «О Бояне, соловию стараго времени! А бы ты сиа плъкы ущекоталъ!» до «звенить слава вь Кыев&#1123»), примерно соответствующий по объёму листу рукописи, в самое начало.

Поэтому в современных изданиях текст обычно даётся с такой перестановкой и оба упоминания затмения идут одним эпизодом. Так приведём их и мы:

Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и по&#1123ха по
чистому полю. Солнце ему тъмою путь заступаше, нощь
стонущи ему грозою птичь убуди, свистъ зв
&#1123ринъ въста, збися
Дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли
незнаем
&#1123: Влъз&#1123, и Поморию, и Посулию, и Сурожу,и
Корсуню, и теб
&#1123, Тьмутороканьскый блъванъ.

А половци неготовами дорогами поб&#1123гоша къ Дону Великому:
крычатъ тел
&#1123гы полунощы, рци, лебеди роспущени.

Игорь къ Дону вои ведетъ. Уже бо б&#1123ды его пасетъ птиць по
дубию, влъци грозу въсрожатъ по яругамъ, орли клектомъ на
кости зв
&#1123ри зовутъ, лисици брешутъ на чръленыя щиты.

О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»

Здесь сразу несколько моментов.

Мы уже говорили про то, что что у книжных Ольговичей на страницах «Слова» есть особые связи с Солнцем. Вот и здесь Солнце выступает самостоятельным действующим лицом произведения: оно заступает Игорю путь и прикрывает тьмой его воинов. Как можно заметить, это сильно отличается от летописной трактовки тех же событий: здесь ни разу не говорится про знаки божественной воли, Солнце в наполненном языческими мотивами «Слове» действует «самочинно».

Раз уж мы заговорили о связях рода Ольговичей с Солнцем и даже уже упомянули Андрея Николаевича Робинсона, нельзя не сказать о его остроумном наблюдении.

Мы только что показали, что в Ипатьевской летописи летописец при помощи характерных для донаучного магического мышления умопостроений связывал «знамение» и разгром Игоря также, как до этого связывал два других знамения со смертью двух князей.

Так вот, это были не просто два князя. Это были два родственника Игоря, два представителя одного с ним княжеского рода. Как говорилось в старом анекдоте: «однако, тенденция». [ 6 ]

Как совершенно справедливо отмечают и другие исследователи, для иррационального донаучного сознания и меньшего количества совпадений достаточно, чтобы придумать между событиями магическую связь. [ 8 ]

И тут, конечно же, нельзя не провести параллель с «Песнью о Роланде»: герой и его дружина, движимые соображениями чести, выступают в очевидно обречённый поход.

Мотивировки, конечно же, разные: у Роланда есть приказ обманутого предателем Ганелоном Карла Великого, а наш Игорь сам себя в ловушку завёл. Но вот ему было знамение, и всем стало понятно, что они обречены. А повернуть назад не даёт «рыцарская честь». Ситуация схожая.

И в обоих случаях авторы нам рисуют похожую картину скорбящей по героям природы.

Возможно, этот Див представлялся в виде некоей птицы (потому что сначала он кричит с дерева вместе с птицами, а потом при втором упоминании он будет с этого дерева слетать). Но в литературе по нему единого мнения нет.

На фоне этой зловещей природы слышны половецкие приготовления, ну а окончательно апокалипсический вид происходящему (как на картине Рериха) придаёт небесное знамение: «Солнце тьмою путь заступает».

А вот так скорбь природы видел франкский автор:

Над Францией меж тем гремит гроза,
Бушует буря, свищет ураган,
Льет ливень, хлещет град крупней яйца,
И молнии сверкают в небесах,

Блестят одни зарницы в облаках.
Кто это видит, тех объемлет страх.
Все говорят: «Настал конец векам,
День Страшного господнего суда».

Ошиблись люди, не дано им знать,
Что это по Роланду скорбь и плач.

Так вот, дорогие товарищи, не надо вводить себя в заблуждение: бодрым ямбом написан русский стихотворный перевод Корнеева 🙂

А оригинал был написан силлабическим стихом.

У нас ударение подвижное, поэтому над нашими словами, чтобы запихать их в силлабические стихи, приходится производить противоестественные насильственные действия. У нас в народной традиции был тонический стих, который можно посмотреть в былинах. Это, в общем, тоже не всегда похоже на привычные нам стихи, но при определённой сноровке их можно пропеть и будет похоже на песню.

Можно погуглить вирши Антиоха Дмитриевича Кантемира и архиепископа Феофана (Прокоповича), чтобы посмотреть как силлабика выглядит на нашей почве. Ну вот для примера злободневное:

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspКантемир А.Д. «На хулящих учение», 1729.

Триста лет прошло, а ничего, увы, особо не изменилось.

«Слово о полку Игореве» к тому же в лучших традициях своего времени было записано без разбиения не только на отдельные строфы и строки, но даже и без разбиения на слова. Можно, конечно, попытаться некие строфы восстановить, тем более что в отдельных местах явно виден ритм, а в отдельных явно появляется припев («О русская земля, ты уже за холмом!»). Но обычно таким не заморачиваются и читают его как прозу.

Поэтому не надо думать, что у франков были стихи, а у нас проза. И там, и там были очень специфические и для нас непривычные «стихи».

Ну а наш герой князь Игорь, между тем, выехал в половецкую степь навстречу судьбе. Продолжение тут.

[2] Эта особенность восприятия, на самом деле, свойственна, мягко говоря, не только Средним векам. Достаточно посмотреть репортажи, наверное, уже, к сожалению, любого современного телеканала о таких небесных «знамениях» как затмения или кометы, чтобы услышать про счастливые или несчастливые предзнаменования.

[5] Сталкивавшиеся с книгоиздательством поймут, что такое, к сожалению, не невозможно даже сегодня, несмотря на все новые технологии.

[8] Я тут для солидности сейчас, конечно, сошлюсь на соответствующую главу умной книги французского академика Люсьена Леви-Брюля «Первобытный менталитет», но, вообще-то, чтобы воочию увидеть, как работает первобытное мышление, достаточно включить телевизор на канале REN-ТВ. Авторы тамошних передач с лёгкостью строят магические связи и на гораздо более шатких «основаниях», чем 12 смертей более-менее после 12 солнечных затмений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *