Что обозначает медведь в русской культуре
Страна русского медведя
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Россия страна лесная и речная, одним из самых больших опасных зверей нашей земли является медведь. Во многих русских сказках, в русском фольклоре медведь (слово медведь произошло от слов мед и ведать) присутствует часто, как один из главных героев, где подчеркиваются его качества сила и мощь. Медведя называли «сам», величали «хозяином», «батюшкой», «дедом», «Михаилом Потапычем».
В древние языческие, или правильно ведические времена медведь был главным тотемным животным объектом религиозного почитания у древних предков русских. Для наших предков медведь был магическим животным, его образ присутствовал в разных племенных и этнических обрядах, подарках, оберегах с его когтями и клыками.
Табуирование: «это отказ от использования некоторого слова и замена этого слова тем, что оно обозначает.» То есть тайное, скрытое имя. А.И. Леонтьев: «Имя медведя, данное славянами, означает животное, поедающее мед или мед ведающий. Это его не настоящее название, а табуированное, запретное. В индоевропейских языках, как убедительно доказал А. Н. Афанасьев, медведя изображали «диким зверем, с разрушительными наклонностями и страшным ревом».
Считаем, что исчерпывающие доводы привел Александр Смирнов в статье «Берендеи»: «Берендеи – это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и не просто даже славянского: это наши основные предки, ставшие родоначальниками русского народа. Их авторитет как воинов, был непререкаем в течение многих столетий. Киевские князья, имеющие на службе берендеев, смело вступали в битву даже с меньшими силами, побеждая практически всегда. Именно данный факт и вызвал раздражение и желание уничтожить память о берендеях, что противоречит он выстроенной теории происхождения немытых русов от европейских цивилизованных норманнов. В то же время следует признать, что берендеи – это не какой-то особый народ, или отдельная нация. Это именно русские, любящие присваивать различные прозвища: берендеи, берендичи, или даже просто беренды – в честь царя Берендея ….».
Когда был неурожайный год русских крестьян выручала медвежья ягода – толокнянка: «Большой знаток леса профессор Б. В. Гроздов на лесных прогалинах Кировской области собирал с одного квадратного метра по 25 граммов свежих плодов, что в пересчете на гектар составляет около 25 центнеров. Как видите, скромная лесная толокнянка (Толокнянка обыкновенная – кустарник, принадлежащий к семейству «Вересковых») по продуктивности не уступает даже ведущим зерновым культурам… Кустики толокнянки обыкновенной чаще всего можно встретить в редких сосняках.» (Книга о деревьях Ивченко И.С.)
Биармия, согласно различным преданиям, существовала в период с IX по XIII век. Как подчеркивают Леонтьевы в своей книге «Биармия: северная колыбель Руси»: «В ходе многолетних поисков происхождения слова Биармия (Бьярмаланд) подсказку авторам настоящей книги сделали друзья из Норвегии — преподаватели аграрного колледжа Landbruksskole. На наш «наивный» вопрос о Биармии, заданный с определенным подвохом (откуда, мол, им знать эту злополучную страну на территории России, когда мы с поисками ее вот уже несколько лет «бьемся»), директор этого уважаемого учебного заведения Гюдмунд Йохансен сразу ответил: «Биармия — это земля русского медведя».
Думаем, точнее не скажешь, при этом сразу все становится на свои места… Самое главное, из всего выше сказанного напрашивается вывод: биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю»
Символ медведя
Медведь — это символ силы, мужества и упорства.
Это уникальное животное, и его символ чрезвычайно популярен в легендах многих культур по всему миру.
Медведь — всеядный зверь, похож на людей, потому что ест коренья, орехи, мед, ягоды, птичьи яйца и травы.
Первобытный человек начал отождествлять себя с медведем по нескольким причинам. С ранних времен, когда люди были охотниками и собирателями, они уважали и боялись медведя, а иногда даже поклонялись ему, потому что, хотя он и был хищником, он обладал силой.
Медведь — символ России
Если быть точным, то символ России — двуглавый орел. Но за рубежом Россия устойчиво ассоциируется с медведем. Давайте разберемся, почему сложилось такое мнение.
Медведь был всегда в почете у славян. Он считался тотемным животным.
Также в Средние века скоморохи путешествовали по Руси с ручными медведями. Зверей учили танцевать, выполнять простые трюки и просить милостыню.
При Иване Грозном была распространена ужасная казнь: на осужденного выпускали медведя. Иногда приговоренного зашивали в шкуру медведя. Затем на него натравливали собак. Разъяренные псы рвали шкуру и убивали осужденного.
Для Ивана Грозного смотреть на это было любимой забавой. России всегда везло с правителями. В данном случае с душевнобольным
Глупое утверждение, что по улицам России бродят медведи, возникло из-за трагичного случая. В 1526 году дипломат из Священной Римской империи Зигмунд фон Герберштейн наблюдал, как голодные медведи в поисках пищи гуляли по улицам русских городов. Они пытались ворваться в дома жителей.
Так и родился миф, что по улицам России бродят медведи.
Бурый медведь очень распространен в России
Россия поставляла в Европу медвежий жир. Особенно его ценили в Англии (как средство от облысения). Некоторые местные торговцы продавали обычный свиной жир как медвежий. Этим они наживались на наивности английских богачей.
Другой причиной, по которой Россия ассоциировалась с медведями в глазах европейцев, была знаменитая медвежья академия, основанная в XVII веке в городе Сморгонь. На самом деле это была просто частная школа, которая обучала цирковых медведей по всей Европе. Город Сморгонь в то время был частью Речи Посполитой. Но европейцы считали, что раз город расположен на востоке, значит, в России.
Поэтому неудивительно, что, когда Англия в XIX веке начала производить политические карикатуры и гравюры, Россия всегда изображалась на них в виде медведя.
Медведь как символ Олимпиады 1980 года
В 1979 году СССР ввел войска в Афганистан. На Западе началась антисоветская истерика. СССР изображали как кровожадного зверя, который стремится погубить все человечество.
Чтобы разрушить этот стереотип, организаторы Олимпиады решили создать образ веселого и приятного медвежонка.
Олимпийский мишка растрогал всех гостей Олимпиады 1980 года
Со своей задачей организаторы справились на отлично!
Медведь — символ города Ярославль
По легенде, на Ярослава Мудрого напал медведь (есть сведения, что медведица). Но князь не растерялся и зарубил зверя секирой. Правда или нет, сложно сказать. Но символ медведя очень распространен в городе Ярославле.
Медведь — символ партии «Единая Россия»
Очень странно, что бренд-менеджеры решили выбрать в качестве логотипа партии медведя, а не двуглавого орла. К тому же, судя по рисунку, медведь белый? Да и прорисовка очень странная.
Медведь в мифологии других народов
Символ медведя в Китае
В Китае во времена династии Хань люди поклонялись медведям. Этот символ был настолько популярным, что медведь стал тотемным животным для страны.
Забавная панда быстро стала символом Китая
Панды хорошо известны в этом регионе, и люди считают их символом процветания и изобилия.
Символ медведя в фэн-шуе
В фэн-шуе медведь — это мужчина.
Фигурки медведей, размещенные возле входной двери, служат стражами для всех, кто там находится. Для тех, кто ожидает ребенка, сохранение статуи медведя является одним из способов обеспечения здоровья ребенка (обычно мальчика).
Символ медведя у индейцев Америки
Среди коренных американцев медведь считался символом мудрости, силы и исцеления. Племена носили медвежьи амулеты и фетиши на удачу и для того, чтобы всегда иметь при себе силу медвежьего Духа.
Медведь как символ у кельтов
Кельтская традиция сплетает множество различных символов животных в единую мифологию. В качестве одного из примеров можно привести Арти, богиню дикой природы, принявшую облик медведя. Считается, что охотники призывали ее дух для успеха.
Медведь считался родителем, который защищает, поэтому медвежьи когти часто становились амулетами и талисманами.
Для кельтов медведь был символом силы
Для кельтского воина выбор медведя в качестве личного животного тотема позволял ему черпать силу для защиты клана или племени. А также заряжать себя энергией для битвы, укреплять свою волю и личную энергию, чтобы выдержать “битву”.
Кельтские воины также рассматривали медведя как животное-союзника при взаимодействии с властью.
Медведь в сновидениях
В толковании сновидений медведь имеет широкий спектр значений в зависимости от типа, цвета и действия зверя, а также культурного контекста.
Например, в арабских общинах встреча с медведем во сне означает конфликт с могущественным и энергичным врагом, в Европе — потенциальную опасность, а в Китае — рождение сына.
Если смотреть в целом, то у медведей положительная символика
Медведь как тотем
Если вы родились с медвежьим тотемом (или выбрали это могучее, но веселое и игривое существо в качестве своего тотемного животного), у вас есть естественная сила духа, уверенность и способность брать на себя роль лидера.
Единственное предостережение, о котором следует помнить, — это то, что у людей-медведей горячий характер.
Почему медведь стал символом России
Возросший интерес к культуре России, широкое использование образа медведя как символа России в СМИ, как зарубежных, так и отечественных, в речи современных политиков, в повседневной жизни поясняет актуальность необходимости ответа на вопрос: «Почему медведь является символом России?».
Из всей фауны русскому человеку был ближе всего медведь. Ближе преданных собак и милых котов, которые воспринимались довольно утилитарно, не без презрения.
Ближе лошадей, коров, к которым относились бережливо, по семейному, но, не стирая границы между собой и животным. В медведе же русский человек чувствовал некое родство душевное, некую экзистенциальную близость. Иными словами, в косолапом жителе лесов человек находил себе ровню.
Поиски дружбы с медведем начали еще финно-угорские племена (мурома, меря, мещера), некогда населявшие наши земли. Они признавали за бурым хищником господство за здешними лесами и полагали его добрым. Арендной платой являлись ритуальные приношения косолапому хозяину и общая инертность в освоении территории.
Леса финно-угры не вырубали, дорог не прокладывали, города не строили, то есть соседством не злоупотребляли. Но вот на землях Залесья поселился русский человек, предприимчивый и активный, и между новыми колонистами и косолапым возникло легкое напряжение. В начале наши предки вели себя с местным хозяином со всем почтением, считая его воплощением древнеславянского божества Велеса. Но после принятия Православия отношение изменилось. Началась война. Вместе с язычеством искоренялся и медведь как живой языческий идол.
В течение нескольких столетий по дорогам Руси странствовали ватаги с ручными медведями, способными танцевать, кувыркаться и даже попрошайничать. Медвежьи потехи фактически были тогдашней поп-культурой России.
По разным свидетельствам, в Москве Иоанн Грозного на 100 человек приходилось примерно по одному топтыгину. Бояре и богатые купцы, как правило, держали в своих палатах и теремах хотя бы одного медведя, так сказать, «для души». Зайдя в какой-нибудь людный кабак того времени, вы обязательно бы увидели медведя.
Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую безалаберную русскую душевную щедрость.
Неизвестны корни этого переноса: почему именно медведями стали называть русских. Точно не потому, что на Руси иностранец запросто мог увидеть в городе пляшущего медведя. Скажем, в Индии по городам гуляли слоны, но англичанам и в голову не пришло сравнивать индусов со слонами.
Возможно, подача русскому тотему пришла именно с нашей стороны. Как известно, первыми себя стали сравнивать с медведями варяжские дружины в Древней Руси. Однако самоназвание «русский медведь» появилось значительно позднее. И было, вероятно, связано не с лестным сравнением с мощным зверем по части силы, а по совсем иной причине. Считалось, что к человеку, победившего медведя в схватке, переходит его сила. А русский человек не только смог покорить медвежье царство, но и приручить медведя.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Одним из привычных многим символов России является медведь. Но ведь медведи существуют не только на территории России, да и в некоторых местах их больше, чем у нас.
Так откуда взялся медведь?
А ведь он стал таковым практически по ошибке.
Искажённое понимание письма дипломата
В начале XVI века в России побывал Сигизмунд фон Герберштейн. Это был дипломат Священной Римской империи, которого довольно сильно впечатлила наша страна, в особенности – морозы. Помимо прочего, он упоминал в переписке, что в особо лютые зимы обозлённые медведи-шатуны начинали бродить по лесу, а иногда и выходили к людям. По словам Сигизмунда, они врывались в дома к людям, из-за чего в страхе бежали, бросив всё добро.
Разумеется, речь шла об исключительных случаях. Собственно, они так поразили всех, что о них говорили. Эти истории дошли и до дипломата. Он описал такие случаи, отправляя письма своим друзьям. К письму Сигизмунда оказалось приковано большое внимание. Слухи стали распространяться. В итоге уже через довольно короткое время половина Европы считала, что где-то там, в страшной и холодной России по городам ходят медведи.
Английские купцы
Дальше в силу вступил маркетинг. Что обычно везут из страны? То, что с ней чаще всего и ассоциируется. В XVI веке всё было точно так же, мало что поменялось. Английские купцы, возвращаясь из России, ехали, конечно же, не с пустыми руками. Они везли меха, мёд, водку, а также медвежий жир. По их утверждениям, это средство отлично помогало против облысения. Почему именно против него? Логика простая: медведи – вон какие волосатые! Хотя взаимосвязь сейчас уловить трудно, почти 500 лет тому назад это казалось, видимо, более логичным. По крайней мере, на товар был стабильный спрос. И то, что хитрые купцы часто торговали обычным свиным жиром, мало кого волновало. Главное – легенда сохранялась.
«Медвежья академия» в городе Сморгань
Ещё больше для закрепления ассоциаций сделало открытие в XVII веке «Медвежьей академии» в городе Сморгань. Какие только слухи про неё не ходили. На самом деле это было что-то вроде циркового училища, где обучали дрессировке самых разных животных. И медведи даже не были долгое время в приоритете. Но громкое имя лучше всего привлекало меценатов, а значит – деньги.
Имелась одна проблема: к России это заведение не имело отношения. Открыли его в Речи Посполите. Однако такая “мелочь” тоже никого особо не смущала. Ведь для европейцев это находилось «где-то там на северо-востоке». К тому же славяне. Одно и то же, одним словом.
Политические карикатуры
К XIX веку из-за всего этого у России уже был, что называется, “устоявшийся имидж”. И когда в данный период потребовалось создание политических карикатур, образ медведя пришёлся как нельзя кстати. Использовать для этих целей государственный символ (того же двуглавого орла) нельзя – прямое оскорбление государства. На такую выходку косо могли бы посмотреть даже те, кому Российская империя не очень нравилась.
А вот медведь нигде не был официально закреплён как имперский символ. И в то же время он устойчиво ассоциировался с нашей страной, так что все прекрасно понимали, о чём идёт речь. Да ещё и образ получался так себе: большой, что хорошо сочеталось с огромной территорией; сильный, но не особо умный зверь, который предпочитает просто переть нахрапом. К таким политическим карикатурам вернулись позднее, во времена Холодной войны. Медведь отлично подходил для олицетворения того, кто бывал смертельно опасным, мог натворить дел, с кем стоило избегать лишних встреч.
Олимпийский мишка
Опровергать наличие такого символа у России всем надоело. И если нельзя избавиться от чего-то, то это можно возглавить. С такой логикой был предложен олимпийский мишка, который в итоге запомнился всему миру. Заметно, что образ сурового и кровожадного медведя решили облагородить и смягчить.
Дальше началась перестройка. И иностранцев вместе с матрёшками интересовали разные фигурки медведей. Торговали ими как сувенирами все 90-е. В итоге образ закрепился окончательно. Так что теперь и многие жители России уверенно ассоциируют страну с этим животным. Хотя исторически так было далеко не всегда, да и сложилось оно как-то само собой. Причём во многом — даже без нашего участия.
Информация об этом журнале
Что обозначает медведь в русской культуре
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Русофобия: откуда взялся «Русский медведь»?
С XVIII столетия «русский медведь» стал хрестоматийным образом в европейской карикатуре и журналистской риторике. Именно медведь традиционно выступает субститутом верховного правителя России в политическом бестиарии Западной Европы. При этом внутренних причин к выделению медвежьей символики в качестве общенациональной в России никогда не было: лишь в последнее десятилетие образ медведя утвердился как позитивный устойчивый атрибут российского государства.
Об истории «русского медведя» и коннотациях, связанных с ним в российской и западной культурах…
С XVIII в. и до наших дней в европейской карикатуре и журналистской риторике медведь выступает устойчивым атрибутом российского государства и субститутом ее верховного правителя (царя-императора-генсека-президента). Законодателями в этом были английские графики, которые первыми освоили массовое производство сатирических листов на актуальные политические темы.
Самые ранние графические работы, на которых медведь выступал визуальным маркером России, фиксируются в Англии еще в 1737—1740 гг. — это серия аллегорических гравюр «Европейская гонка» («The European Race»). С конца XVIII в. «русский медведь» стал почти хрестоматийным образом в политическом бестиарии карикатуристов Великобритании, а позднее — с периода Крымской войны — и других стран.
Стоит подчеркнуть, что внутренних причин к выделению медвежьей символики в качестве общенациональной в России никогда не было. Это исключительно взгляд с Запада. На гербах российских городов и областей медведь встречается часто, но ни один из них не перешел за рамки локальной эмблемы. Вплоть до XX в. медведь не выступал в качестве государственного атрибута даже в карикатуре. Лишь много позже медвежий символ, несущий изначально исключительно отрицательный заряд, был подхвачен в самой России и приручен: по сути (если не учитывать олимпийского Мишку 1980 г.), это произошло на наших глазах — в последнее десятилетие.
Для Западной Европы образ медведя довольно рано стал вплетаться в информационные потоки о России. Указания на обилие этого зверя и описание приключений, связанных с ним, регулярно встречаются в отчетах путешественников, посещавших Московию в XVI в., и схоластов, собиравших о ней сведения. Обычно это просто констатация множества медведей в России (Матвей Меховский, П. Иовий, И. Фабри, М. Фоскарино) или фиксация необычной его породы, проживающей там, — белого медведя.
Иногда сообщаются забавные эпизоды, связанные с медведем. Послы нередко отмечали выразительный элемент особенно роскошно оформленных экипажей и саней — красивые большие медвежьи шкуры (часто белые). Медведь или его шкура были частым подарком для иностранных дипломатов. Английский поэт Дж. Тербервилль, посетивший Москву в 1568—1569 гг., писал в своих стихотворных эпистолах, опубликованных в 1587 г.:
Когда гость ложится, то в знак особого почета
Вместо постели у него будет медвежья шкура,
А вместо подушки ему кладут седло под голову.
В России не бывает другого покрова.
Первой монографией, специально уделившей значительное место описанию Московии, была книга Матвея Меховского «Трактат о двух Сарматиях», изданная в Кракове в 1517 г. Медведь в ней отмечен лишь как один из многих других животных. Однако образ этого лесного хищника — самого крупного для Восточной Европы — уже тогда стал обретать демонические черты. Одна из рукописей, приписываемых Яну из Глогова — содержит аллегорическое изображение Европы в виде дракона, которому противостоит медведь-Азия, на котором написаны названия стран, среди которых Московия занимает центральное положение.
С другой стороны, немецкий исследователь Ханс Лемберг, специально занимавшийся вопросом выявления истоков сращивания медвежьего образа с Россией, отмечал, что для европейцев страна считалась северной. А для этой географической координаты естественным был образ северного животного — медведя (ср. греч это и север, и медведь). Ведь и Полярная звезда, важнейший ориентир для определения сторон света в нашем полушарии, входит в созвездие Малая Медведица (? Малой Медведицы) и до сих точно указывает на Север, для которого у средневекового европейца был припасен сонм отрицательных ассоциаций. Лемберг указывал на книгу аллегорий бенедиктинца Иеронима Лауретуса, впервые изданную в 1570 г. и ставшую классической для эпохи барокко, где Север — средоточие зла, прегрешений и нечисти, а символом его выступает медведь.
Непреложным фактом может считаться то, что позднее поставки дрессированных медведей в Европу производились преимущественно из Московии, отчего этот хищник стал прочно с ней ассоциироваться. В частности, английские материалы XVI—XVII вв. хорошо это демонстрируют. Демонстрируя на ярмарке кровожадное лохматое чудище, зрителю твердили, что это настоящий — «московитский» — медведь. В Англии это превратилось в устойчивую традицию, которая в XVIII в. фиксируется в прессе как рекламный слоган.
Так, 30 ноября 1749 г. «Кембриджская хроника» печатает объявление, приглашающее посмотреть на травлю «великого московитского медведя» (the Great Muscovy Bear). Во второй половине XVIII в. метафора «русского медведя» успешно перекочевала в разряд политических категорий. Однако вернемся в XVI век.
Уже на самых первых географических картах Московии медведь выступал анималистическим маркером восточноевропейской окраины. Он встречается уже на «Морской карте», составленной и откомментированной шведским священником Олаусом Магнусом (Olaus Magnus; 1490—1557) в 1539 г. Позднее, в 1555 г., он опубликовал трактат «История северных народов», выдержавший в последующее столетие 25 изданий на всех европейских языках.
В этой книге присутствует немало «медвежьих» сюжетов и иллюстраций: описаны и изображены белые медведи, сбор медведями меда и охота, упоминаются люди в медвежьих шкурах. Однако это еще только северные, но не «русские» медведи. Тем не менее именно с русскими оказался связан сюжет о медвежьих поводырях: «русские и литовцы, храбрые и воинственные народы, самые близкие соседи шведов и готов на Востоке, находят особое удовольствие, имея диких зверей, которых приручают так, что они слепо повинуются их малейшему знаку».
Вероятно, в XVI в. по Европе бродило немало дрессированных медведей, вызывавших и любопытство, и страх. Олаус Магнус пересказал популярный слух, что скоморохи с медведями, наводнившие Европу, являются шпионами московского великого князя.
На карте Московии гданьского сенатора Антония Вида, изданной в 1544 г., в качестве виньетки использован сюжет ловли медведя: шесть человек вяжут вставшего на задние лапы хищника. Впоследствии похожую композицию можно было увидеть на многих других картах. Например, на карте Московии 1562 г., составленной английским послом Энтони Дженкинсоном и опубликованной в варианте, вошедшем в атлас «Зеркало мира земного» 1578 г. Эта карта с медведем неоднократно переиздавалась уже в XVI в. и стала почти хрестоматийной.
Важнейшим этапом в утверждении образа «русского медведя» стала книга Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии». Герберштейн как посол императора Священной Римской империи посещал Москву дважды — в 1517 и в 1526 гг. Его сочинение — самое большое и самое подробное для того времени — впервые было издано на латыни в 1549 г.
«Записки о Московии» по праву можно назвать бестселлером XVI в. — за 50 лет эта книга выдержала 21 издание на пяти языках. Почти на столетие сочинение Герберштейна закрыло тему историко-географического описания Московии. Последующие авторы, желая рассказать про эту страну, просто переписывали, чуть переиначивая, фразы из Герберштейна, выступавшего главным и бесспорным авторитетом в «познании» Восточной державы. «Записки о Московии» были политизированным, но не антирусским сочинением. Это был и отчет о миссии, и собрание диковинок, и предостережение партнерам. В этой связи исследователи трактуют и качество фактологии, представленной Герберштейном.
Медведь для Герберштейна не был ни экзотическим, ни даже специфически русским животным. Чаще всего он упоминался просто наряду со многими остальными зверями. Лишь однажды писатель выдвинул медведя в качестве особого образа, обрамлявшего ужасы русской зимы. Это пассаж из раздела «Хорография Московии», посвященного описанию природы, жителей, городов и другим социально-географическим характеристикам. Здесь автор сообщал свои знания о климате, а заодно пересказал впечатления от поездки в Москву зимой 1526 г:
«Мы лично, приехав туда и видели, как от зимней стужи прошлого года совершенно погибли ветки плодовых деревьев. В тот год стужа была так велика, что очень многих ездовых, которые у них называются gonecz, находили замерзшими в их возках. Кроме того, тогда находили мертвыми на дорогах многих бродяг, которые в тех краях водят обычно медведей, обученных плясать. Рассказывали также, и сами медведи, гонимые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их крестьяне толпой бежали от их нападения и погибали вне дома от холода самою жалкой смертью».
В результате появление медведей зимой в селах и городах стало восприниматься как событие регулярное и вполне характерное для России в целом. Так его поняли все позднейшие читатели и переписчики. На протяжении ста последующих лет это сообщение Герберштейна повторили очень многие сочинители: сначала итальянец Р. Барберини, писавший в 1565 г., но изданный только в 1658 г.; затем польский подданный А. Гваньини в 1578 г.; англичанин Дж. Флетчер в 1591 г.; немецкий аноним в 1630 г. и даже голландский парусный мастер Ян Стрейс в 1676 г. Частное известие о суровой зиме 1526 г. превратилось в расхожий анекдот о медведях, бегающих по русским городам.
Стоит отметить, что первая карта Московии, на которой в качестве виньетки представлен медведь, была изготовлена сенатором из Гданьска Антонием Видом на основе данных московского беглеца И.В. Ляцкого специально для Герберштейна, о чем гласит гравированная подпись на карте.
Герберштейн особо отметил Вида в предисловии к «Запискам о Московии». Окольничий И.В. Ляцкий составил описание Московии и эту карту по просьбе Герберштейна в 1541 г., а Вид в Гданьске в 1542 г. выгравировал ее и предоставил Герберштейну, а затем передал копию Себастьяну Мюнстеру для его «Всеобщей космографии» 1544 г. Существует предположение, что Вид чуть дополнил и поправил схемы Ляцкого, но уж точно именно он добавил композицию с ловлей медведя в районе Онежского озера.
Карта Вида шесть раз переиздавалась в составе «Космографии» Мюнстера и оказала сильное воздействие на картографию XVI в. Незаметно, что изображение медведя у Вида как-то повлияло на Герберштейна, но в исторической ретроспективе эта иллюстрация является первым примером выдвижения медвежьего маркера для России. И если не учитывать рукопись Яна из Глогова, то гданьская карта Антония Вида — это первый пример визуализации «русского медведя». Чуть позже медведь был использован Джакомо Гастальдо в оформлении карты Московии, прилагавшейся к венецианскому изданию «Записок о Московии» 1550 г.
Но ведущим продолжал оставаться литературный образ, запущенный Герберштейном. Для его распространения и трансформации в миф особое значение имеет пример первого его пересказа в другом сочинении. Речь о книге Александра Гваньини «Описание Европейской Сарматии» изданной в 1578 г. в Кракове. Это многотомное сочинение включало отдельные книги о Руси (современная Западная Украина), о Московии (современная европейская часть России до Волги) и о Тартарии (Поволжье и Урал).
Большая часть этой книги была посвящена истории Польши и польских королей. Другим регионам, хотя и выделенным в отдельные тома, уделено существенно меньше внимания. Московии отведен VII том. В части ее «хорографии» Гваньини полностью зависел от Герберштейна. Он почти дословно воспроизвел сюжет о холоде, изгоняющем медведей из леса, но уже писал об универсальном, а не случайном явлении:«Да и людей, окоченевших от холода, часто находят мертвыми под открытым небом в телегах; мало того, лесные медведи, гонимые голодом, и то покидают леса, разбегаются по соседним деревням и врываются в деревенские дома; когда толпа крестьян убегает перед их нападением и силой, то за стенами дома жалким образом погибает от жестокого холода».
Собственно оригинальных известий в «Описании Европейской Сарматии» почти не было. Фактически переписаны две работы: первая — Герберштейна, а вторая — Альберта Шлихтинга «О тирании великого князя Московии Иоанна Васильевича», переполненная чудовищными подробностями казней, издевательств и пыток, которым подвергал своих приближенных Иван Грозный; среди этих зверств особую роль занимал медведь как орудие пыток и травли.
Текст Шлихтинга впервые был опубликован только в 1872 г., а до того хранился в архиве Ватикана. Гваньини и Стрыйковский, вероятно, имели доступ к копии, сделанной в польской королевской канцелярии, но свой источник нигде не упоминали. Из-за этого в XVI—XVIII вв. текст Гваньини считался оригинальным и уникальным.
В целом, здесь перед нами череда тиранических бесчинств, важным участником которых был медведь — именно такой вывод напрашивается после прочтения книги Гваньини, ставшей вторым по популярности после Герберштейна «путеводителем по Московии». Уже в 1581 г. книга была переиздана, в 1582 г. переведена на немецкий, в следующем году на итальянский, а в 1590 г. том о Московии был переведен на чешский и издан в карманном варианте. За полстолетия сочинение Гваньини выдержало девять изданий на пяти языках.
Любопытно свидетельство современника о форме использования сочинений о Московии. На завершающем этапе Ливонской войны русская армия терпела поражения, но поляки не были достаточно уверены в своих силах и вступили в переговоры. Иван Грозный писал едкие и пространные письма, замучив польскую канцелярию. Один из секретарей канцелярии ксендз Станислав Пиотровский летом 1581 г. вел дневник.
По его свидетельству, последнее письмо царя крайне возмутило Стефана Батория, названного в послании и клятвопреступником, и еретиком, и даже почти мусульманином. К пространному ответному посланию король потребовал приложить несколько актуальных страноведческих сочинений, в том числе Герберштейна и Гваньини:
Особенно примечательно, что прилагался и Гваньини! Эта пропагандистская книга заменяла перчатку, была форменной пощечиной.
В 1611—1612 гг. в Кракове под руководством Гваньини вышло переиздание «Описания Европейской Сарматии» на польском в переводе Марцина Пашковского. При этой публикации Гваньини существенно расширил VII книгу, посвященную Московии.
Оборванное в первом издании на 1578 г., изложение было продолжено: сообщено о смерти Ивана Грозного, правлении Федора Иоанновича, убийстве и спасении царевича Дмитрия, который после правления самозванца Бориса Годунова вернул себе трон в 1605 г., но уже в 1606 г. был убит новым выскочкой — Василием Шуйским, на борьбу с которым двинул свои войска польский король Сигизмунд и наконец — после тяжелейшей осады Смоленска — восстановил справедливость, воцарившись в Москве. Великому событию объединения всей Восточной Европы под скипетром короля Речи Посполитой (Польши, Пруссии, Литвы и Руси), Швеции и Московии Сигизмунда III посвятил свой труд счастливый старец Гваньини.
Это издание было богато иллюстрировано. Большинство гравюр наследовались из книги 1578 г., но в части недавней истории Московии были использованы и новые, в частности портреты: Ивана Грозного (скопированный с портрета Василия Ивановича из книги Герберштейна), Лжедмитрия I, Марины Мнишек, Афанасия Власова Безобразова и Василия Шуйского. Источник портрета Шуйского остается неизвестным.
Знаменитый коллекционер графических работ, Д.А. Ровинский, первым обратился к характеристике портрета царя Василия Шуйского, опубликовав его в 1886 г. в пятом выпуске своих «Материалов для русской иконографии». Эту ксилографию он описывал следующим образом:
Издавая в том же, 1886 г. «Подробный словарь русских гравированных портретов», Ровинский вновь упомянул: «Карикатурное изображение Шуйского, в меховой шапке; справа виден медведь, слева зажженные свечи.».
Перед походом на Москву летом 1609 г. король Сигизмунд развернул полномасштабную пропагандистскую кампанию. Были выпущены листовки с описанием причин войны, польских прав и перспектив для русских, оказавшихся под польским протекторатом. Не все они сохранились в библиотеках. Можно предположить, что рассматриваемая гравюра с Василием Шуйским происходит из некоего «летучего листка», распространявшегося во время польской осады Смоленска и похода на Москву 1609—1610 гг.
Вполне вероятно, что портрет русского царя-узурпатора с медведем — результат работы какого-то военно-полевого ксилографа из польской армии вторжения. Если б этот ремесленник запатентовал свои права на изображение «русского медведя», то, наверное, обогатился бы, обеспечив и детей, и прапраправнуков на 500 лет вперед — вплоть до наших дней. Случайный образ, возникший под пером Герберштейна, впервые обрел графические черты и сразу оказался на острие политического антагонизма, актуального и в наши дни.
За сто лет — от Яна из Глогова через Антония Вида и Герберштейна до Гваньини — немецкие и польские авторы протянули нить, на которой возрос и возмужал вплоть до карикатурной визуализации «русский медведь», вскоре экспортированный в Англию, где вошел в разряд политических и ментальных стереотипов, распространившихся ко второй половине XIX в. уже на все континенты.
Русофобия это СТРАХ от связи на уровне коллективного бессознательного самого страшного для изнеженного природными условиями европейца и русских людей, способных не только выжить в условиях, когда медведи по улицам ходят, но и приручить этих зверей.
Царь над «царем зверей» это непонятно и ОЧЕНЬ страшно.
В качестве эпилога знаменитый стих с не очень знаменитым продолжением:
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.
Засвистел на ветке
Пересмешник дрозд:
— Мишка косолапый
Наступил на хвост!
Похватил дразнилку
Весь лесной народ.
— Мишка косолапый
По лесу идет.
Спрятался за шкапом
И ревёт ревмя:
— Мишкой косолапым
Дразнят все меня!
Мама удивилась:
— Глупенький сынок,
Я всегда гордилась
Формой твоих ног.
Я ведь косолапа,
И папа косолап,
Косолапил славно
И дедушка Потап!
Мишка косолапый
Стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы,
Съел медовый торт.
Вышел из берлоги
И как заорёт:
— Мишка косолапый
По лесу идёт!