Что обозначает музыкальный размер
Все про музыкальные размеры
Приветствую, читатель! Сегодня поговорим о таких важных музыкальных понятиях как метр, размер, такт и прочих сопутствующих. Я постараюсь изложить материал в максимально доступной форме, понятной для музыкантов без начального образования (всеми нами любимые музыкальные школы) и объяснить взаимосвязь всех важных для понимания терминов. Приступим!
Что такое музыкальный размер?
Самое примитивное объяснение — это цифровое обозначение в виде дроби, которое помещается после ключа и ключевых знаков на нотном стане. Вы все встречали эти цифры не один десяток раз, если имели дело с печатными нотами. Но что эта дробь обозначает, спростите вы? Сейчас объясню.
В музыке, как и, например, в поэзии, есть последовательное чередование ударных и безударных слогов. Сравните эти два стихотворения и попытайтесь расставить ударения над слогами:
Обратите внимание на количество слогов между ударениями.
Последовательность периодически повторяющихся акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени в музыке называется метром. Тут важно понять, что акценты не появляются хаотично, наоборот, они строго организованы и чередуются в определенном порядке с неакцентируемыми отрезками. Эти акценты называются метрическими акцентами.
В свою очередь, равнодлительные отрезки называются в музыке метрическими долями (или просто долями). Акцентируемая доля называется сильной, а неакцентируемая слабой.
Какие бывают музыкальные размеры?
Все размеры в музыке можно поделить на простые и сложные.
Простыми называются метры и размеры, имеющие две или три доли при одном акценте. Примеры двудольных размеров: 2/4, 2/8, 2/2.
Размер 2/2 также называется alla breve (аля брэвэ), и часто обозначается следующим образом:
Трехдольный метр применяется в виде следующих размеров: 3/4, 3/8, 3/2 и (возможно) другие.
Обратите внимание, что в этих размерах в знаменателе всегда либо цифра 2 либо цифра 3. Это важно! Только такие размеры могут называться простыми, поскольку делить их на более мелкие невозможно. Размер 4/4 например, уже является сложным т.к. может быть представлен как 2/4 + 2/4.
Следовательно, сложными размерами называются размеры, которые можно получить «складывая» вместе простые размеры. Вот несколько примеров сложных размеров. В скобках указаны простые размеры из которых они составлены: 4/4 (2/4 + 2/4), 6/8 (3/8 + 3/8), 7/4 (2/4 + 2/4 + 3/4), 5/4 (2/4 + 3/4) и другие.
Первая доля в таких размерах всегда сильная, а те доли, которые были в простом размере сильными, становятся теперь относительно сильными. Например, первая доля в 4/4 сильная, а третья уже станет относительно сильной.
Что означает знаменатель в музыкальном размере?
С числителем мы немного разобрались и теперь знаем, что он обозначает количество долей в музыкальном метре. Теперь про знаменатель.
В знаменателе музыкального размера указывается длительность, которой равняется каждая доля числителя. Например размер 2/4 — это двудольных простой размер у которого каждая доля равняется одной четвертной ноте. Размер 6/8 — сложный трехдольный размер у которого каждая доля равняется одной восьмой ноте.
Для новичков здесь важно понять, что размер не обозначает количество нот в такте. Музыкальный размер — это мера объема самого такта в музыкальных длительностях. Проведем аналогию с трехлитровой банкой. Вы не можете налить в нее более трех литров за один раз. Но, можете три раза налить в нее по одному литру или шесть раз по пол-литра. Можете не долить один литр, но налить более 3 литров никогда не получится.
Такой же принцип и здесь. Вы не можете записать в один такт длительность (или несколько длительностей) превосходящие в сумме размер самого такта.
Например, в двухчетвертной такт нельзя записать три четвертные ноты (или половинную с точкой), но можно записать четыре восьмушки или восемь шестнадцатых. Если вы записываете в такой такт только одну четверть, то его оставшийся объем нужно дополнить четвертной паузой. Думаю вы поняли принцип…
Тактовая черта
Да, небольшое уточнение. Поскольку мы говорим про равнодлительные отрезки времени, а именно метрические доли, и про то, что они чередуются в определенной последовательности (ударные и безударные), то неплохо было бы это обозначать в нотах. Для этого есть тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан (цифра 2 на рисунке). Тактовая черта всегда ставится перед первой (сильной) долей.
Как размер связан с темпом и временем?
Важно понять, что музыкальный размер обозначает только «объем» такта, если можно так выразиться. Часто новички думают, что размер каким-то образом влияет на скорость воспроизведения музыки. Что, скажем, 2/4 играются медленнее чем 4/4 или 6/8 или что-то вроде этого.
Нет, скорость воспроизведения в музыке обозначается темпом. Темп может быть обозначен как словами, например allegro, largo, andante (традиционно для классической музыки), fast, medium, slow (более характерно для джаза и другой современной музыки), так и цифрами, обозначающими количество ударов метронома в минуту. Рассмотрим следующий нотный пример:
Я думаю вы уловили связь.
Поскольку в этой песне использован размер 12/8, то в такте будет 4 удара метронома (3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8 = 12/8).
Как считать музыкальные размеры?
Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, это темп произведения. Чем он медленнее, тем больше времени у вас на счет, значит можно поделить крупные длительности на более мелкие, если это целесообразно. Во-вторых это зависит от того, простой или сложный размер.
В очень быстрых темпах музыканты редко считают каждую долю, скорее они ориентируются только на сильную долю в такте, либо отстукивают ногой каждую долю. Все зависит от музыки и опыта музыканта.
Размер 5/4 можно посчитать как: раз-два-три-раз-два | раз-два-три-раз-два
Ну а на сегодня пока что все. Если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях ниже, я постараюсь на них ответить.
3 вида музыкальных размеров — просто о сложном
Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.
Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.
Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.
Пульсация
Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.
Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.
Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.
Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.
Доля
Доля – единица измерения пульсации.
Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.
Сейчас все понятно 329
Размер, метр, такт
Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.
Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.
Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:
Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.
Метр
Очередность сильных и слабых долей называется метром.
Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.
Такт
Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.
Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.
Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:
Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.
Ритм
Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.
Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:
Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.
Виды размеров
Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.
Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.
Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.
Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.
Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:
Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:
Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:
Сложные размеры
Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.
Наиболее ходовыми сложными размерами являются:
Сильная и относительно сильная доля
В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.
На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.
Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:
Смешанные размеры
Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.
Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:
Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.
От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.
Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.
Совсем тяжко идет 165
Группировка нот
Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:
Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:
В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:
Также паузы могут встраиваться в группу:
Группировка длительностей в такте
Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:
Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.
А вот пример того, как группировать не следует:
Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.
Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.
В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:
Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:
Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.
В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:
Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.
Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:
Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.
Статья понравилась 329
Статья не понравилась 165
Заключение
Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.
А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.
Что такое размер и метр в музыке?
Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.
Что такое музыкальный метр?
Метр в музыке (определение, термин) — это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.
Единица и выражение музыкального метра.
Музыкальный метр выражается — размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения — являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.
P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.
Что такое доля и какие бывают доли в музыке?
Музыкальная доля — единица измерения музыкального метра. Доли бывают:
Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.
Однако, запомните: сильная доля и акцент — это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.
Метрический акцент — это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).
Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.
Средние черточки будут началом слабой доли, а большие — началом сильной доли.
По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.
Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.
Что такое музыкальный размер?
Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие — размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:
Музыкальный размер — «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.
Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна четвертная ноты. Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.
На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.
Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер — 4/4 (четыре четверти).
Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.
Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:
Простые размеры (метры) в музыке.
Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.
Сложные размеры (метры) в музыке.
Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр — музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.
В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра — так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.
Какими бывают сложные размеры?
Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:
Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.
Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?
Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:
Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.
Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)
Что такое переменный размер?
Ещё одна разновидность размера — это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.
Что такое неравнодольный метр (размер)?
Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример — болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)
Как определить музыкальный размер?
Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.
На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.