Что обозначает народное творчество в музыке
Народная музыка
Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music ) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. [1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. [1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической. [2]
Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. [1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). [1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы). [1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия). [2]
Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). [1]
Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности. [1]
Для конкретизации понятия «Народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.
Содержание
Региональная дифференциация
Жанровая дифференциация
Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.
Этническая дифференциация
История
Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:
1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
Выразительные средства народной музыки
Народные артисты, певцы и сказители
В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:
Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?
Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.
Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.
Что такое фольклор и что такое жанр?
Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!
Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.
Какие бывают жанры музыкального фольклора?
Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).
Жанры русского песенного фольклора
Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.
Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.
А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.
Итак, русские песни бывают такие:
Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.
В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.
Старинный русский кант «Боре море раздымает»
Роль русского народного творчества в музыкальном развитии и становлении личности детей
1.Адрес опыта педагога: Бакалова Наталия Николаевна музыкальный руководитель МДОУ ЦРР детского сада № 2 «Ромашка».
2.Тема опыта: «Роль русского народного творчества в музыкальном развитии и становлении личности детей».
3. Обоснование темы.
В современном обучение особенно остро стоит вопрос о
разумном преобладании духовно – ценностных ориентиров в развитие детей. Особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует духовно – нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально – творческому развитию личности, воспитанию уважения к истории своего народа.
Как педагог – музыкант я осознаю свою роль в приобщении детей и их родителей к вечным духовным ценностям и возрождению культурных традиций своего народа. Средства массовой информации преподносят продукцию поп – музыки далеко не высшего качества. Поэтому очень важно пробудить интерес ребенка к русскому народному творчеству, способствовать формированию нравственных качеств. Для этого необходимо знакомить их с высокохудожественными образцами музыкальной культуры своего народа.
4.Теоретическая база: учебно – методическая и справочная литература.
Автор. Название учебно – методического пособия.
М. А. Михайлова. «А у наших ворот развеселый хоровод».
Т. С. Комарова. «Народное творчество в воспитание детей дошкольного возраста».
А. Н. Зимина. «Народные игры с пением».
Г. А. Лапшина. «Фольклорные занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
М. Ю. Картушина. Сценарии досугов.
О. Князева. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Т. Комарова. Парциальная программа «Красота – радость – творчество».
С. Мерзлякова. «Фольклор – музыка – театр».
Журнал «Дошкольное образование» Статьи, материал для тематических занятий.
Учебно – методический журнал «Музыкальная палитра», «Музыка-льный руководитель». Конспекты интегрированных занятий, досугов, развлечений, музыкальный материал, методические рекомендации.
А. Орлова. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду».
Е. А. Позднякова. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
В. Агафонников. «Заплетися плетень».
5.Цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса к русскому народному творчеству через закрепление знаний о традициях, обычаях русского народа средствами музыкального фольклора.
— познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора;
— развивать музыкально – эстетическую культуру и музыкальный вкус через
приобщение детей к истокам русского народного творчества;
— развивать вокально – хоровые навыки через музыкально – дидактические
— воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства;
— формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативу.
— осуществление взаимодействия всех педагогов для достижения главной цели;
— внедрение инновационных технологий, форм и методов способствующих укреплению и развитию детей, повышению качества воспитательно – образовательного процесса;
— недостаточное взаимодействие с семьей;
8. Сроки работы – постоянно.
Считаю, что процесс познания и усвоения русского народного творчества должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно – прикладного искусства». Мне хотелось, чтобы народное искусство стало потребностью каждого ребенка, чтобы в свои дошкольные годы дети слушали и исполняли народные музыкальные произведения постоянно, чтобы музыка была «на слуху», узнаваемая детьми, так как посредством фольклора решаются все более сложные музыкальные и эстетические задачи, находящие нравственный и эмоциональный отклик в душе каждого ребенка.
9. Условия формирования опыта.
Теоретическая заинтересованность. Обобщению опыта работы по данной теме послужила идея возрождения русской традиционной культуры, духовно – нравственных традиций. Именно в раннем дошкольном возрасте так важно сегодня передать ценности русской культуры.
Профессиональная компетентность. Мною были разработаны формы и методы включения музыкального фольклора в музыкальную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность. Приобщая детей к русскому народному творчеству, я учитываю индивидуальные и возрастные способности каждого ребенка. В своей педагогической работе уделяю пристальное внимание тому, что воспитывается, то есть какие цели ставятся в работе с детьми, какие качества необходимо сформировать у них, в чем состоит деятельность, в процессе которой осуществляется само воспитание. Но прежде всего в педагогической работе важно, кто воспитывает, что представляет из себя педагог, то есть профессиональная компетентность музыкального руководителя; которая позволила мне изучить музыкальные данные каждого ребенка, наметить основные направления в работе, выбрать формы и методы, которые помогают мне решить задачи обучения в разных видах музыкальной деятельности народной культуры. Теоретическую базу по данной проблеме получила в Липецком музыкальном училище на отделении народных инструментов, углубленно изучив музыкальный, народный фольклор.
Построение развивающей среды. Для приобщения детей в практической деятельности ко всем составляющим фольклора в ДОУ оборудована «русская изба» с множеством предметов – образцов, экспонатов народно – прикладного искусства. В каждой группе детского сада имеются магнитофоны с набором кассет с записями русских народных сказок, потешек, песен, музыкальных произведений. Музыкальный зал оборудован стереоустановкой, детскими музыкальными инструментами. Также есть образцы русских народных костюмов нашей местности, картотека русских народных игр, библиотечка русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, потешек.
Использование нововведений. В дошкольные учреждения приходит все больше детей с ярко выраженной повышенной активностью, психосоматическими заболеваниями. Я вижу, что многие дети не могут самостоятельно справиться с нервно – психическими нагрузками, которые они испытывают в дошкольном учреждении. С этим связаны различные отклонения в их поведении.Для решения проблемы использую разнообразные инновационные методы технологии ТРИЗ: представление (создание двигательного образа, пояснение, беседа, рассказ, развития системного мышления и т. д. ; интеграцию различных видов деятельности, проблемное обучение, логоритмику, музыкотерапию. Мною созданы картотеки музыкально – дидактических, музыкально – творческих игр, песен – упражнений. Не нарушая традиционную структуру музыкального НОД я пытаюсь уйти в работе от однообразия и шаблона, сделать образовательную деятельность динамичным, эмоциональным, продуктивным. Для более быстрого запоминания текстов песен, хороводов разработала мнемотаблицы (картинки – помогалочки, схемы, модели, алгоритмы.
Сотрудничество и партнерские отношения с детьми и их родителями.
Замечательной традицией в нашем детском саду «Ромашка» стало проведение совместных досугов с родителями. Данная форма работы помогает детям, родителям и педагогам успешно сотрудничать, лучше узнавать друг друга. Цель таких мероприятий – сближение детей и родителей, ведь зачастую у родителей не хватает времени на своих детей.Работу с родителями организую по двум направлениям:
— сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе;
— вовлечение в работу малоактивных родителей.
После участия в открытых НОД с детьми, посиделок, календарных праздниках отмечался возрастающий интерес к совместной деятельности у многих родителей.
Формы сотрудничества с родителями.
1. Диагностика. Результаты анкетирования родителей по данной проблеме.
2. Консультации. «Ознакомление детей с народным творчеством своей Родины».
«Фольклор в музыкальном развитие детей».
3. Выпуск газеты. Статья «Народная музыка в эстетическом воспитание детей».
Рекомендации: «Делаем игрушки своими руками», «Игры – забавы».
4. Родительские собрания. «Данков – моя малая Родина».
5. Оформление картотеки русских народных игр. «Веселье да смех у нас лучше всех».
6. Проведение досугов и развлечений. Объединение усилий педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели.
Таблица конкретных педагогических действий ознакомления детей с русским народным музыкальным творчеством.
11. Основные принципы работы.
Знакомлю детей с русским народным творчеством на основе игровых методов и приемов, широко использую наглядность, сенсорный опыт детей, избегаю наставничества. Ребенок, становясь активным субъектом музыкально – творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством. Система работы по данной теме позволила мне открыть новые возможности развития детей,усовершенствовать основные принципы работы с ними:
— последовательность усложнения материала «от простого к сложному», его тематику и возможность интеграции;
— качество исполнения и отношение к музыке самого музыкального руководителя;
— новизна и актуальность;
— практическая ориентация материала;
— качество подбора музыкальных произведений;
— доступность музыкального материала, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
— свобода выбора педагогических технологий и музыкального материала;
— новый стиль взаимоотношений с детьми, основанный на творческом сотрудничестве.
Вариативность видов деятельности.
В работе с детьми использую разнообразные виды музыкально – творческой деятельности ознакомления детей с фольклором. Знакомя с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, формирую у детей музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомя детей с хороводами, развиваю навыки танцевальных и театральных действий. Участие детей в оркестре детских музыкальных инструментов развивает у них чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп, происходит во время знакомства и постановок народных танцев. Данная система работы позволяет мне эффективно обучать детей сольному, ансамблевому и хоровому пению. В свободное от занятий время дети погружаются в атмосферу русского искусства
12. Результативность, формы обобщения опыта.
Предложенный мною опыт работы был представлении и обобщен на методическом объединении музыкальных руководителей данковского района. По результатам диагностики мною было отмечено, что у детей снизилась двигательная расторможенность, исчезла неуверенность и скованность, страх перед выступлениями на публике. Между детьми установился положительный тактильный и эмоциональный контакт, развивались коммуникативные навыки общения. Не менее важным явилось и то, что у дошкольников повысилась эмоциональная устойчивость, а также закрепилась положительная самооценка, настрой на участие в певческих импровизациях.
Знакомство детей с фольклором осуществлялось не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в кружке «Веселинка», где дети углубленно изучали народные песни и танцы, драматизировали песни, учились играть на музыкальных инструментах.
По результатам итоговой диагностики у детей выявлен широкий диапазон знаний детей о названии и назначении предметов русского народного быта, о русских народных праздниках и традициях, о песнях и плясках русского народа, о жанрах русского и народного творчества и народных музыкальных инструментах.Получены следующие результаты:
Высокий уровень – 53 % воспитанников.
Средний уровень – 28 % воспитанников.
Низкий уровень – 19 % воспитанников.
Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей» Данный методический материал рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Роль музыкально-дидактических игр неоценима в музыкальном.
Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка» «Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников» Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.
Роль речевого общения в становлении личности дошкольника Роль речевого общения в становлении личности дошкольника. Аннотация: в статье рассматривается роль общения в психическом развитии дошкольника,.
Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст – фундамент общего развития.
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются.
Роль устного народного творчества в воспитании детей Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью. В народном творчестве существуют.
Роль воспитательного процесса в становлении личности дошкольника в условиях ДОУ Для современного этапа развития теории и практики формирования и развития личности характерна тенденция к гармоничному сочетанию государственного,.
Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя Музыкальный руководитель МАДОУ №385 Тимченко Н. Э. Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя. Проблема духовно-нравственного.
Устное народное творчество на уроках музыки
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МКОУ Абрамовская СОШ
Новосибирская область, г. Куйбышев
Устное народное творчество на уроках музыки.
Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения. В 1 классе при изучении темы “Колыбельная песня” я рассказываю учащимся о функциях песни: она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной. Желаемое достигнуто: малыш заснул – с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.
Полиэлементность. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные: словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент).
Коллективность. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия (“Во поле береза стояла”- р.н.п., “Солдатушки, бравы ребятушки”- р.н.п.).
Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устное. Он живет в памяти людей и передается “из уст в уста”. С “устностью” связаны многообразные приемы повтора. Так при разучивании песни “А мы просо сеяли” регулярное повторение в составном припеве стихов песни усиливает их значимость в игровом или обрядовом действе:
“ А мы просо сеяли, сеяли. Ой, дид-ладо! Сеяли, сеяли!
А мы просо пололи, пололи. Ой, дид-ладо! Пололи, пололи!”
Вариативность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.
Традиционность. Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы. Откуда берутся в песнях “ветры буйные”, “чисто полюшко”, “желты пески”, “люди добрые”. Из традиционной образной речи, сказок, заговоров, плачей и т.д., которые слышит человек всю жизнь от окружающих людей.
Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Для освоения очень многих жанров без ущерба для них, достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока.
Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание уделяется проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является “артистами”.
Знакомство с устным народным творчеством способствует нашему духовному обогащению, развитию этических взглядов и эстетического вкусу, стимулирует познавательную активность, развивает мышление, знакомит с культурой нашей Родины. Знакомство с лучшими образцами фольклора способствует расширению кругозора, повышению интереса к изучению музыки. А это и есть моя главная задача