Что обозначает орфография 6 класс

Урок русского языка 6 класс Орфография. Орфограмма.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Орфография. Орфограмма

Цель: уметь находить орфограммы, объяснять орфограммы в разных морфемах, уметь объяснять языковые явления.

— познакомить с понятиями «орфография», «орфограмма»;

— показать опознавательные признаки орфограмм;

— закрепить навыки обнаружения орфограмм, навыки фонетического разбора и разбора слов по составу;

— формировать интерес к исследовательской деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебники, карточки, таблицы.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!

2. Постановка цели урока

Самостоятельная работа учащихся.

__________________________________________________ Фамилия и имя

Выберите слово, которое пишется по произношению.

Какое слово пишется не так, как произносится?

В каком слове написание и произношение совпадают?

Какое слово пишется так, как произносится?

— Ребята, перед вами карточки с заданием, для вас оно простое, тем не менее, чтобы возобновить в памяти понятие правописание и произношение, нам необходимо выполнить эту работу.

— Вспомнили, что существует написание по произношению (плот, рука, сутки и т. д.) и что многие слова пишутся не так, как произносятся. Цель урока: вспомнить ранее известные нам орфограммы. Что такое орфограмма? На эти вопросы предстоит ответить.

3. Работа по теме урока

— Можно ли проверить эти гласные ударением?

Первые два слова можно проверить ударением: земли, час. Но слово живет нельзя проверить: в проверочном слове жизнь все равно слышится [ы]. В этом слове по традиции пишется глас ная и. Дело в том, что когда-то в русском языке существовали мягкие звуки [ж’], [ш’]. Поэтому мы пишем лыжи, шипеть, мыши по традиции, хотя говорим [лыжы], [шып’эт’], [мышы].

— Что же такое орфограмма? Сформулируйте определение. Уточним определение по учебнику, узнаем происхождение слова орфограмма (стр. 11 первый абзац). Это написание слов по орфографическим правилам. Орфография с греческого «правильно пишу».

Запишем в тетрадь: орфограмма.

— Как вы понимаете выражение: «Орфограммы являются «точками» применения правил»? Найдите такие «точки» в словах земля, часы, живет, лыжи, шипеть, мыши.

Как обнаруживать орфограммы в словах? (Запись на доске и в тетрадях.)

Опознавательные признаки для орфограмм — гласных букв:

• безударные гласные: осень, зима, снегирь;

• шипящие и ц: щука, челка, панцирь;

для орфограмм — согласных букв:

стечение согласных (рядом стоящие согласные): устный, просьба, мощный;

конец слова: лев, приз, род и т. д.

Примечание: эту работу можно провести по таблице в учебнике на стр.11. Добавьте по одному примеру на каждый признак.

На уроках математики вы постоянно пользуетесь специальными условными знаками, например: 5 х 7 = 35. А можно то же самое записать словами: пять умножить на семь равняется три дцати пяти.

— Почему мы не записываем математические примеры сло вами? (Записи с помощью математических знаков экономят время, математическая запись удобнее и нагляднее.)

— Обозначьте морфемы с орфограммами, подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова. Работа у доски и на местах.

Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принад лежности слова к той или иной части речи.)

Рассмотрим два предложения.

Послышался не плач, а смех.

4. Закрепление изученного материала

— Что называется орфограммами?

— Что значит «написания в словах по традиции»?

— По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

— Приведите примеры орфограмм в каждой из морфем.

4.2. Упражнение 15 (ученики читают задание и текст упражнения, за
тем закрывают учебники, учитель диктует слова, которые учени ки должны распределить по опознавательным признакам на два столбика, подчеркнув орфограммы):

гласные без ударения: деревья, звезда, ледник, овчарка, вода, река ;

гласные после шипящих и ц: чудеса, широкий, овчарка, жирный, животное, чужой .

Проверяем написанное. Слово овчарка попало в оба столбика, так как имеет гласную а после шипящей без ударения.

4.3. Упражнение 22. Ученики читают задание и выполняют самостоятельно по образцу.

— Что мы вспомнили на уроке об орфограммах?

— Что нового вы узнали об орфограммах?

1. Стр.14 под буквой Р (знать, что такое орфограмма, уметь находить орфограм мы в морфемах и обозначать их).

2. Выучить правописание слов в рамочках. Подготовиться к словарному диктанту.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Орфография и пунктуация

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

2. Орфограмма – одна из основных единиц орфографии.

4. Однородные члены предложения.

6. Простые и сложные предложения.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.

Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова, одна из основных единиц орфографии.

Пунктуация – это раздел языкознания, который изучает систему знаков препинания и правил их употребления.

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Обращение – это слово (сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью.

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, что такое орфограмма. Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова по определённому правилу или по традиции. Все орфографические правила, а также правописание слов изучает орфография.

Возьмём слово удивительный. Из произношения нам непонятно, какую гласную нужно писать в корне: е или и? Чтобы не допустить ошибку, необходимо подобрать однокоренное слово, в котором бы гласная была под ударением: удивительный – диво.

Мы столкнулись с орфограммой: «Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова».

В зависимости от разновидностей орфограмм, выделяют орфограммы в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Самой распространённой орфограммой является безударная проверяемая гласная в корне слова.

Безударные гласные корня проверяются ударением, то есть в безударном слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокоренного слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова: скрипеть – скрип; уплотнить – плотный; грязнуля – грязь; замечать – заметить.

Следует различать слова по значению!

Увядать → увял; увидать → увидеть.

Примирять→ мир; примерять → примерка.

Также есть слова, написание которых мы запоминаем или сверяем по словарю: корзина, медаль, бахрома, веранда.

Орфограммы в приставках тоже бывают различные: есть приставки, неизменяемые на письме: под-, над-, по- (подвязать, надписать, подумать). Есть приставки, правописание которых зависит от значения (приехать, прекрасный). А есть приставки, правописание которых зависит от глухости-звонкости последующего согласного (раздать, распилить).

Орфограммы в суффиксах различных частей речи – одни из сложных в русском языке.

Две буквы н пишутся:

а) в отымённых прилагательных, образованных от основ на н при помощи суффикса -н-: каменный, осенний, весенний;

Исключение: ветреный, однако в приставочных образованиях пишется две буквы н: обветренный, безветренный.

Чтобы правильно написать окончание в словах, надо прежде определить, какая это часть речи. Правописание окончаний существительных зависит от склонения и падежа, глаголов – от спряжения, прилагательных – от вопроса, который задаётся к ним.

В русском языке существуют следующие знаки препинания:

1) Знаки завершения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие.

2) Знаки разделения: запятая, точка с запятой; двоеточие и тире.

3) Знаки, выделения: тире, скобки, кавычки, запятые.

Давайте вспомним самые распространенные пунктограммы:

Знаки препинания в конце предложения.

Запятая при однородных членах предложения.

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами.

Знаки препинания при обращении.

Доброй ноченьки, луна и звёзды!

Запятая между частями сложного предложения.

Луна скрылась за облаком, на улице стало совсем темно.

Знаки препинания для выделения прямой речи.

Голос диктора звучал отчётливо: «Передаём последние известия».

Примеры заданий из тренировочного модуля

Укажите строку с безударными непроверяемыми гласными в корне слова.

А) г..лерея, прик..сались, подб..рать

Б) р..сток, б..нокль, утв..рждать

В) к..ртофель, в..стибюль, пр..рода

Г) расст..лить, к..локольчик, уг..стить

Правильный ответ: В)

Найдите ошибки в употреблении знаков препинания.

1) Над рекой расстилается туман, и покрывает всю округу.

2) Они свернули за поворот и увидели своих друзей.

3) Зимой вечером быстро темнеет, и приходится идти домой в потёмках.

1) Над рекой расстилается туман, и покрывает всю округу.

Источник

Шпаргалка. Все орфографические правила для 6 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

2) в существительных 2-го склонения в П.п.: в дубе,

1) в существительных 1-го склонения в Р.п.: нет тёти ;

2) в существительных 3-го склонения в Р.п., Д.п., П.п.: встречаются в жизни,

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классИ в падежных окончаниях разносклоняемых имён существительных

Имена существительные бремя, время, стре­мя, семя, племя, пламя, знамя, темя, вымя, имя и путь называются разносклоняемыми. У них окончания разных склонений: в Р.п., Д.п. и П.п. И, как у существительных 3-го склонения (пути, имени), в Т.п. ЕМ, как в существительных 2-го склонения (путём, именем).

Чтобы узнать, какой суффикс ЕК- или-ИК- (-ЧИК-) — пишется в слове, надо про­склонять это существительное. Если гласный суффикса выпадает, пишется -ЕК-: комочка — комочек.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс О и Е после шипящих и Ц в корне

В корне слова после шипящих под ударением пиши О: жёлтый, пчёлы, шёпот, щёлкать, дешёвка, дешёвый, шелк.

Буква Ё после Ц никогда не пишется: цо­кот, палаццо, цоколь.

Запомни! вечор (вчера вечером), изжога, обжора, крыжовник, шорох, шов, шок, шорты, шорник, капюшон, чопорный, чокаться, трущоба, чащоба, боржоми, мажорный, шофёр, шоссе, шоколад, Шотландия, жокей, жонглёр.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классО и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях сущ. и прил.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс И, Ы после Ц

2) в словах на -ЦИЯ: авиация, нация, конституция, акция и др.

2) в суффиксах прилагательных на -ЦЫН: Лисицын хвост, сестрицына подружка, курицыно перо.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классЕ, И в приставках ПРЕ- / ПРИ-

Приставка ПРЕ- пишется только в двух слу­чаях:

1) высшая степень качества, можно подста­вить слово очень: прехитрый = очень хитрый, пресмешной = очень смешной;

2) значение, близкое значению приставки ПЕРЕ-: прервать — это значит перервать; во время битвы у воина преломилось копье, то есть «сломалось», «переломилось».

Приставка ПРИ- пишется во всех остальных случаях.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классЫ, И после приставок

Если корень слова начинается на И, а при­ставка оканчивается на согласный, то в начале корня пиши Ы: игра — розыгрыш, известный — безызвестный, искусный — безыскусный.

Слова с иноязычными приставками и приставками МЕЖ, СВЕРХ: контригра, дезинформация, межигровой, сверхинтересный.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классПравописание сложных слов

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классСоединительными гласными могут быть только О и Е. ( О – после твердых согласных: во до провод, Е – после мягких : си не глазка).

Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-

ПОЛУ – всегда слитно (полукруг, полумесяц)

НН в прилагательных, образованных от существительных

Исключения: олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый;

2) слова без суффиксов: ю н ый, пога н ый, сви н ой, бара н ий, румя н ый.

Различай гласные в словах: ветр ян ая мельница — ветр ен ая погода

В суффиксе краткого прилагательного пиши столько Н, сколько их имеется в полной форме: польза очевидна (от очевидный), платье длинно (от длинный).

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс НЕ с существительными и прилагательными

1. без НЕ не употребляется: неказистый, неряха

2. можно заменить си­нонимом без не: невысокий (= низкий), недруг (=враг)

1. есть или подразумевается противопостав­ление с союзом А: не трудная, а лёгкая зада­ча; не друг, а враг

2. с сочетаниями нисколько не, ничуть не, далеко не, отнюдь не, вовсе не, совсем не:

далеко не глупый, вовсе не умен, никому не друг

3. с относительными и притяжательными прилагательными:

не пластиковый, не вчерашний, не папин.

4. При наличии у прилагательного зависимых слов:

не­способный к математике ученик.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классСлитное и дефисное написание прилагательных

образовано от словосочетания (главное слово + зависимое): вагоноремонтный завод <ремонт вагонов)

словосочетание может быть заменено равноправными сло­вами с союзом И: плодово-ягодный джем (пло­довый и ягодный)

во всех других случаях: гигантский (гигант), французский (француз), узбекский (узбек), матросский (матрос), сибир­ский (сибирь)

Ь: 1) после буквы Л: сельский, польский, ап­рельский;

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классПравописание кратких прилагательных с основой на шипящую

В кратких прилагательных с основой на шипя­щую мягкий знак на конце не пишется : могуч, неуклюж, колюч, сведущ.

Поставь гла­гол надо в личную форму (1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени): я что делаю / сделаю?

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс Ь в глаголе

Ь после шипящих в конце глаголов

Ь в конце инфинитив а: в неопределённой форме после Т и Ч пиши мягкий знак: беречь (что делать?) — беречься, знать (что делать?) — знаться.

Исключения: ляг, лягте, приляг, прилягте.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классГласные в личных безударных окончаниях глаголов

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классЧастица БЫ в условном (сослагательном) наклонении глагола

Частицу БЫ (Б) пиши всегда отдельно: сходил бы в магазин.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс Числительные с удвоенной согласной (одиннадцать, миллион, миллиард)

Слова одиннадцать, миллион, миллиард пи­шутся с удвоенной согласной.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс И в безударных падежных окончаниях количественных числительных (11—19)

Р., Д., П.п.: 11-19, 50, 60, 70, 80 Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Примеры: одиннадцати девочек, о пятнадцати днях, шестидесяти коробок.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс Склонение слов тысяча, миллион, миллиард

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 классПиши И: нет тысячи (Р.п.) Пиши Е: дать тысяче (Д.П.), (о) миллионе (П.п.), (о) миллиарде (П.п.) Пиши в косвенных падежах Е или И, как в существительных соответствующего склонения: тысяча = сущ. 1-го склонения, миллион, милли­ард = сущ. 2-го склонения.

Ь на конце и в середине числительных

Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 в И.п. и В.п. с Ь в середине слова: пятьдесят, шестьсот, семь­сот, восемьсот, девятьсот.

Пиши без Ь: числительные 15, 16, 17, 18, 19 (нет Ь в середине слова): пятнадцать, шестнад­цать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.

Чередующиеся гласные в корне

написание гласной зависит от ударения

написание гласной зависит от буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной

написание гласной зависит от смысла

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Орфография» (6 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Проверьте свою подготовку по орфографии

Описание слайда:

«Повторение – мать учения!».

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Домашнее задание.
стр. 150 упр. 386

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Урок по читательской грамотности «Практические задания 8-9 класс»

Кроссворд по теме «Глагол»

Рабочая программа по русскому языку

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5377136 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии

Правила написания букв в словах.

Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть фото Что обозначает орфография 6 класс. Смотреть картинку Что обозначает орфография 6 класс. Картинка про Что обозначает орфография 6 класс. Фото Что обозначает орфография 6 класс

Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». Орфография – это совокупность правил написания слов. Быть орфографически грамотным – значит уметь передавать слова на письме, то есть без ошибок писать буквы в этих словах.

В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.

Что такое орфография понятным языком

Слово «орфография» пришло в русский язык из греческого. В греческом оно образовалсь из двух корней: «орфо» и «графо», которые дословно переводятся «правильно» и «пишу». В русском языке орфографию еще называют правописанием.

Этот раздел науки о языке изучает правила написания слов. И объясняет, почему надо писать именно так, а не иначе. Почему, например, в слове «положить» в корне «лож» мы пишем «о», а в слове «полагать» – «а». Или почему слово «собака» пишется через «о», а «картошка» через «а».

Зачем она нужна

Чтобы все слова писались одинаково и в языке не было хаоса. Например, если один человек будет писать «алгоритм», а другой «олгоритм», а третий «элгоритм» – получится жуткая каша и язык распадется.

Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.

Как связаны орфография и орфограмма

Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.

Орфограмма – это буква в «слабой позиции». Слабая позиция означает, что написание буквы вызывает у нас сомнение. Следовательно, чтобы написать правильно, мы находим орфографическое правило и только потом пишем. В соответствии с этим правилом.

Если буква в «сильной позиции», то вопросов по ее написанию у нас не возникает. Например, в слове «коты» мы без проблем напишем «т», потому что она в сильной позиции – перед гласной. А в слове «ко…» у нас уже будет вопрос – «т» или «д», потому что обе буквы произноситься будут одинаково – [кот].

Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.

На какие вопросы отвечает орфография

Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.

Как писать отдельные части слов

Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.

В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.

В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис

По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.

Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.

Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной

Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.

Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.

Обратите внимание, в других языках могут быть свои орфографические правила. В немецком все существительные надо писать с заглавной буквы. А в английском с заглавной всегда пишется местоимение «I» – я. В русском такого нет.

Как переносить слова

Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».

Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.

Какие буквы помогает писать орфография

С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.

Проверяемые

Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.

Непроверяемые

Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».

Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».

Чередующиеся

Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.

Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.

Что надо делать, чтобы выучить орфографию

Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».

Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:

Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:

Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.

Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.

Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.

Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.

Полезные материалы

Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.

Учебник

Я вам рекомендую учебник Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Ссылка, которую я поставил, ведет на книжный интернет-магазин Лабиринт. Там цены ниже чем в большинстве других книжных магазинов, книги доставляются в пункты выдачи. В вашем городе наверняка такой есть.

Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.

В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.

Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.

Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.

Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.

Справочник

Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.

В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.

Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.

Наш архив с пособиями

Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.

Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.

Наши статьи по орфографии

У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.

Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.

К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.

Бесплатные тренажеры по русскому языку

Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.

Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.

Курс «Идеальный русский»

Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.

Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.

Другие курсы

У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.

Помогает ли чтение писать грамотно

Когда я учился в педагогическом институте, нам преподаватели говорили: «Когда ребенок читает, он запоминает написание слов. Поэтому чтение помогает писать грамотно».

Но у нас в группе были студенты, которые поначалу не очень хорошо разбирались в орфографических правилах. И они говорили: «Ну вот мы читаем, много читаем, а грамотно писать все равно не получается, на диктантах бывают ошибки».

Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.

Чтение – это здорово, но его мало.

Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка

Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.

Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.

Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.

Заключение

Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.

Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?

Жду от вас обратной связи. Всем удачи, не теряйте мотивацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *