Что обозначает осел в басне

Анализ басни «Осел и соловей»

Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.

Краткое содержание

Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.

Мораль

Анализ басни

История создания

В 1811 г. в «Чтении в Беседе любителей русского слова» была опубликована басня И. А. Крылова «Осел и соловей». Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе «какой-то вельможа» (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н. Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: «… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?». Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.

Что обозначает осел в басне. Смотреть фото Что обозначает осел в басне. Смотреть картинку Что обозначает осел в басне. Картинка про Что обозначает осел в басне. Фото Что обозначает осел в басне

Иллюстрация художника М. Гужавина

Смысл названия

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над мнимыми ценителями поэзии.

Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева. Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения. Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.

Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.

Проблематика

В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.

В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов — перевод классических образцов поэзии.

Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.

Чему учит автор

Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей — необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.

Источник

Мораль басни «Осел» («Был у крестьянина осел. «) Крылова, анализ, суть, смысл

Что обозначает осел в басне. Смотреть фото Что обозначает осел в басне. Смотреть картинку Что обозначает осел в басне. Картинка про Что обозначает осел в басне. Фото Что обозначает осел в басне
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Осел» («Был у крестьянина осел. «) Крылова была впервые опубликована в «Северной пчеле» в 1830 г. Дата написания басни неизвестна.

Важно иметь в виду, что у Крылова есть еще одна басня под названием «Осел» («Когда вселенную Юпитер населял. «), опубликованная в 1815 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Осел» («Был у крестьянина осел. «) Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Осел» («Был у крестьянина осел. «) Крылова: анализ, суть, смысл произведения

Мораль басни «Осел» («Был у крестьянина осел. «) заключается в том, что, когда подлый человек или вор занимает заметную должность, он оказывается у всех на виду и его подлость нередко становится очевидной для окружающих. Напротив, когда подлец или вор занимает мелкую должность, его неприглядные поступки могут быть не так заметны.

Сам Крылов поясняет мораль басни «Осел» в ее последних строках:

С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,

«Тщеславие, то есть желание выставить себя перед другими, не имея хороших достоинств, осмеивается Крыловым в. басне. «Осел». Из этой басни и нравоучения можно вывести то заключаение, что глупцу гораздо лучше оставаться в неизвестности, чем добившись известности, сделаться посмешищем для всех.

В. басне об осле говорится, как глупец сильно платится за домогательство незаслуженных почестей, не рассуждая о том, что пока человек неизвестен, то не так заметны за ним и пороки; но коль скоро на нем чин или какая другая награда гремит, как на осле звонок, то тогда всякие ошибки и глупости не обойдутся даром.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

«Против. ложной гордости и чванства направлены многие басни Крылова. Неудобство незаслуженных отличий прекрасно выведено. в. басне об осле. Когда ослу повесили на шею звонок, каких бед он не натерпелся!» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Такова мораль басни «Осел» («Был у крестьянина осел. «) Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Что обозначает осел в басне. Смотреть фото Что обозначает осел в басне. Смотреть картинку Что обозначает осел в басне. Картинка про Что обозначает осел в басне. Фото Что обозначает осел в басне

Осел в баснях Крылова

Что обозначает осел в басне. Смотреть фото Что обозначает осел в басне. Смотреть картинку Что обозначает осел в басне. Картинка про Что обозначает осел в басне. Фото Что обозначает осел в баснеЧто больше всего поражает читателей басен Крылова в характере Осла, который нередко выступает персонажем крыловских басен? Конечно же, поражает глупость Осла, которая часто соединяется с чванством и высоким мнением о себе. В басне «Осел» рассказывается, что при заселении мира различными животными Осел, обидевшись на свой малый рост, со спесью обратился к Юпитеру, чтобы тот прибавил ему роста. Но достигнув своего, Осел смог прославиться только лишь своей глупостью.

В другой басне, чтобы Осел не потерялся, мужик прицепил ему на шею звонок. Осел, «слыхавший, конечно, про ордена», стал важничать, гордиться и думать, что он теперь уже большой барин, но больно поплатился за чванство своими боками. Но точно также поплатился убытками за свою глупость мужик, который наивно приставил Осла стеречь свой огород («Осел и мужик»).

А в басне «Апеллес и Осленок» самолюбивый еще сызмальсва Осленок попадает впросак, хвастая, будто пригласил его к себе знаменитый греческий живописец Апеллес, чтобы писать с него красивого мифологического коня Пегаса. В басне «Квартет» Осел, обладая препротивнейшим голосом и совершенно не имеющий слуха, не задумываясь, участвует в квартете глупцов, думающих своим искусством пленять свет. А когда на Парнасе стали пасти ослов («Парнас»), ослы решили, что их пригнали сюда затем, чтобы они своим пением затмили славу надоевших людям муз.

В басне «Осел и Соловей» неисправимый «музыкант» в лице Осла относится покровительственно к Соловью, которого снисходительно выслушивает и советует тому «поучиться петь у Петуха».

Осел в баснях Крылова труслив перед сильными и дерзок там, где нет опасности. С удивительной наглостью он, который бежал некогда от Льва без памяти, бегом, куда глаза глядят, теперь, когда Лев в старости лишился сил и всякий наносит ему оскорбления, собирается его лягнуть («Лев состарившийся») и смотрит лишь место, куда ударить побольнее.

Позднее он смеется надо Львом и хвастается своим поступком: «Вот на! А мне чего робеть? И я его лягнул, пускай ослиные копыта знает».

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Мораль басни “осел и мужик” крылова (анализ, суть, смысл)

Сочинение на тему «Ответ на вопрос кто глупее животное или человек в басне Крылова «Осел и мужик»»

Что обозначает осел в басне. Смотреть фото Что обозначает осел в басне. Смотреть картинку Что обозначает осел в басне. Картинка про Что обозначает осел в басне. Фото Что обозначает осел в басне

В своей басне «Осел и Мужик» Крылов осмеивает очередной людской порок имя которому глупость. К чему может привести глупость?! Она может нанести непоправимый ущерб как в материальном, так и в моральном смысле. Ущерб в моральном смысле весьма весом, после такого ущерба не каждый сможет подняться с колен и начать все заново.

Недаром существует множество народных поговорок и пословиц предостерегающих нас от глупых, необдуманных поступках. В басни автор рассматривает двух героев это Мужик и Осел. Принято считать, что осел это животное глупое, то есть, беря в персонажи Осла, Крылов как бы заранее дает установку на его глупые действия и поступки.

Осел невольно нанес весомый ущерб Мужику, на фоне которого вся его честность имела грош цену, все его старания никому оказались не нужны.

Возникает вопрос, а зачем тогда была нужна эта честность Осла? Этим сюжетом автор показывает нам иронию и горечь одновременно. Зачем придерживаться каких-то правил, когда ты сам не осознаешь их значимость? Глупый и необдуманный поступок Осла перечеркнул все его старания. Мужик поступил в свою очередь вдвое глупее, чем Осел.

Сначала он нанял Осла, а потом выместил на нем свою злобу. А ведь сам Мужик виноват в сложившейся ситуации. Где же он был когда осел топтал огород? Получается, что он нанял в охранники Осла и оставил все на самотек, ни разу не зашел, не проверил как идут дела, действительно ли Осел тот честных правил.

Мы видим очередной глупый и необдуманный человеческий поступок. Но Мужик, как любят это делать все люди, находит себе оправдание. Недаром говорят : «Сила есть- ума не надо». И увидев, что пропали все труды, «Крестьянин на спине ослиной, убыток выместил дубиной».

Так кто же глупее в басни человек или животное?! Чья глупость была сильнее?

На мой взгляд, глупее здесь выглядит мужик, он нанимает глупого Осла, не смотрит за его действиями, а потом ещё и вымещает свою злобу на животном. Многие так же поступают в своей жизни. Мы совершаем множество глупых поступков, которые вредят окружающим и нам самим. Можно морально унизить любого человека, но зачем? Нужно с большей осмотрительностью и обдуманностью относиться к своим действиям, обдумывать каждый свои шаг и тогда мы застрахуем свои действия от глупости и необдуманности.

Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана Крылова на Сёзнайке.ру

Что обозначает осел в басне. Смотреть фото Что обозначает осел в басне. Смотреть картинку Что обозначает осел в басне. Картинка про Что обозначает осел в басне. Фото Что обозначает осел в басне

Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И.А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка».

«Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Но именно в баснях раскрылся во всей полноте сатирический талант Крылова. За сорок лет им было написано более двухсот басен.

Басни Крылова – способ народного мышления, мудрость народа, его житейская философия. Слово в баснях Крылова – средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского мужика.

Только в баснях Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями басенного творчества: у Крылова персонажи являются типическими, обобщающими образами, в них ярко отражены человеческие пороки.

Белинский писал: «Самые олицетворения в басне должны быть живыми, поэтическими образами».

Столкновение этих животных у Крылова всегда образует маленькую драму, где каждое лицо существует само по себе, а все вместе образуют одно общее целое.

Это еще с большею характерностью, более типически и художественно совершается в тех баснях, где героями выступают толстый откупщик, который не знает, куда ему деваться от скуки со своими деньгами, и бедный, но довольный своей участью сапожник; повар – любитель морали; недоученный философ, оставшийся без огурцов от излишней учености; мужики-политики и другие персонажи. Тут уже настоящая комедия!

«Звериный маскарад» еще более усиливает сатирический комизм басни, придавая ей гротескную остроту. Животные, наделенные свойствами людей, лишь подчеркивают нелепость и комизм ситуаций. «Простодушное» восприятие их проделок делает еще более смешными поведение и речи басенных персонажей.

Баснописцем выведены сказочные звери, но, несмотря на это, настолько естественны их разговоры, настолько реальны и правдоподобны все отношения между персонажами, лишь слегка завуалированные условностью басенного сюжета. Более того, именно этот элемент сказочной фантастики придает особую остроту сатире, превращая повседневное, обычное в гиперболический гротеск.

Обратимся к одному из маленьких шедевров Крылова – его басне «Квартет. Поводом к ее созданию явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета с его четырьмя департаментами, возглавляемыми Завадовским, Лопухиным, Аракчеевым и Мордвиновым.

Басня приобрела широкое сатирическое значение, высмеивая любую бюрократическую затею.

Смешна комичная самоуверенность Мартышки, убежденной, что она в состоянии создать квартет из зверей, никогда никакого отношения к музыке не имевших.

Все они очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и умение. Мартышка же уверена, что вся беда в том, что исполнители не так сидят:

Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта;

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!

В басне “Две собаки” разыгрывается сценка-диалог между дворовым псом Барбосом, честно несущим, несмотря на лишения, свою сторожевую службу, и изнеженным барским любимцем Жужу.

В честном труженике Барбосе и избалованном подхалиме Жужу легко узнаются людские типы.

В диалоге звучат два голоса – простой, откровенный Барбоса и хвастливый, изнеженный Жужу, развязно и самодовольно повествующего о своих успехах:

Ну что, Жужутка, как живешь

С тех пор как господа тебя в хоромы взяли?

Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.

Какую службу ты несешь?

Жужу, разоткровенничавшись, отвечает:

«Чем служишь! Вот прекрасно! – С насмешкой отвечал Жужу. – На задних лапках я хожу».

Здесь предельно выразительно показан подхалим, лодырь и бездельник, который благодаря своему угодничеству перед сильными мира сего попадает «в случай», тогда как честный труженик обречен на голод и холод. Поэтому вывод, который дается от имени автора:

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! –

почти излишен. Характеры говорят сами за себя.

Открытием Крылова в басенном жанре и было это создание характеров. В этом отношении он также шел от драматургии, комедии. «На театре должно нравоучение извлекаться из действия», – подчеркивал Крылов в одной из своих рецензий. Этот же принцип он применил и по отношению к басне.

Для сравнения обратимся к басне на тот же сюжет П. А. Вяземского.

Если у Крылова показана комическая сценка, персонажи которой раскрываются в диалоге, то у Вяземского басня выглядит эпиграммой, намечающей лишь общую ситуацию, В басне Вяземского «Две собаки», возможно, послужившей зерном и для басни Крылова, диалог сведен к минимуму, отсутствуют те бытовые подробности, то самораскрытие персонажей через их речь, которые столь важны для басни Крылова:

Драматизм басни Крылова, ее «сценичность» особенно наглядны в басне «Демьяновауха», часто представляемой «в лицах». Басня прямо начинается с диалога, с «действия», в котором раскрываются характеры персонажей, настолько жизненные, что перед читателем не возникает никакого вопроса о «морали», о дидактическом поучении:

-Соседушка, мой свет!

Соседушка, я сыт по горло.

Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!

Мы словно нечаянно ворвались в чужой спор. Сват Демьян угощает с необыкновенной широтой и радушием соседа Фоку «на славу» сваренной ухой.

Эта сцена выхвачена из жизни: и не в меру гостеприимный и настойчивый Демьян, и послушный Фока, опасающийся обидеть хозяина и через силу съедающий «три тарелки». Как тонко и психологически точно нарисованы характеры персонажей: безвольного Фоки и настойчивого, напористого Демьяна.

В начале басни Демьян выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой, любящей показать свою щедрость.

Но уже после третьей тарелки, когда в ответ на жалобное замечание Фоки: «Я три тарелки съел» – Демьян ласково замечает: «И, полно, что за счеты: лишь стало бы охоты…» – он становится деспотом и мучителем. Фока не может отказать хозяину, он пересиливает себя, боясь показаться невежливым и неблагодарным, хотя уха стала для него настоящим мучением:

А с Фоки уже давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет…

Этот забавный поединок между Демьяном и Фокой кончается бегством последнего, так и не выдержавшего хлебосольства Демьяна.

Обличая ханжество, лицемерие, Крылов не становится в позу “ритора”, подобно его Повару в басне «Кот и Повар». Он прибегает к иронии, издевке, больно хлещет ханжу за его елейную, показную благонамеренность.

Так в ядовитейшей басне «Музыканты» Крылов не обличает, не осуждает, а лишь рисует картину такой благонамеренной идиллии, которая на поверку оказывается надувательством. Ведь трезвость и «прекрасное поведенье» певцов еще не означает, что они музыкально одарены.

Умиление хозяина перед своими непьющими, но бездарными певцами показано с уничтожающей иронией, благодаря этому басня не стареет и актуальна и сейчас. Заключительное замечание:

А я скажу: по мне, уж лучше пей, Да дело разумей… –

четко расширяет, обобщает смысл басни.

Мораль здравого смысла, житейской истины, подтвержденной практикой, сохранила свое значение и поныне.

Такие басни, как «Мельник», «Тришкин кафтан», «Свинья под дубом», «Два Мужика» высмеивают нерадивость, легкомыслие, пьянство, неблагодарность и тому подобные пороки и слабости людей.

Одной из больших удач Крылова следует признать характеры в баснях о людях, где писатель не связан традиционными звериными масками.

Такая басня, как «Кот и Повар», безотносительно к ее историческому смыслу, связанному с событиями, непосредственно предшествовавшими Отечественной войне 1812 года, создает типический образ любителя празднословия, «моралиста», который свое красноречие черпает в вине.

Сколько ярких красок и оттенков рассыпано в басне: Повар здесь и «грамотей», и «набожных правил», хотя тут же иронически добавлено, что он «в этот день» «по куме тризну правил», почему и забежал с поварни в кабак.

Вместе с тем Повар не только пьяница и любитель поучительных увещеваний, но и напыщенный и ограниченный фразер, не замечающий бесплодности своих речей. Так выпукло и ярко предстает перед читателями этот характер.

Басенный мир Крылова представляет собой широкое социальное полотно.

Его персонажи не просто типические характеры, а представители различных социальных «сфер» и сословий: придворной знати в баснях «Вельможа», «Вельможа и Философ», финансовой верхушки в баснях «Откупщик и Сапожник», «Мешок», «Богач и Поэт»; судейских в баснях «Щука», «Крестьянин и Овца»; крестьянства в баснях «Два Мужика», «Хозяин и Работник».

Начинаясь с ввода в самое действие – с диалога персонажей или монолога, – сюжет развивается так, что в самом конце басни происходит резкое его изменение, своего рода «катастрофа», или, как принято у ряда авторов, “пуант”, острота, «шпилька». Нагнетание действия здесь неожиданно прерывается короткой фразой, остроумной репликой, становящейся «ударным» местом басни, переосмысляющим все предыдущее развитие сюжета.

Такой «пуант» может завершать басню, может находиться несколько раньше, чем ее окончание, но чаще всего является последними (или последним) заключительными стихами. Он освещает новым светом все содержание басни, подлинный смысл событий и действий, о которых говорилось ранее.

Вместе с тем «пуант» не отменяет моралистической концовки (или зачина) от автора, хотя во многих случаях окончательное мнение автора совпадает с ним, и тогда особая мораль отсутствует.

В басне “Зеркало и Обезьяна” басенный «пуант» – совет Медведя кривляющейся перед зеркалом Обезьяне, которая осуждает за это своих подруг, – не только раскрывает смысл басни, но и отменяет моралистическую концовку:

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Чаще всего подобный «пуант» завершает развитие басенного сюжета, знаменует “катастрофу”, крушение ложного представления о действительности самих персонажей.

В отдельных случаях это реплика одного из персонажей басни, за которой скрывается сам автор.

Так, в басне «Квартет» вслед за подробным описанием неудачной затеи Мартышки и споров участников квартета прилетевший Соловей разрешает их споры приговором:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, –

Им отвечает Соловей, –

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

Или реплика Осла в басне “Слон в случае”:

Без длинных бы ушей он в милость не попал.

При всей своей глупости Осел, сам обладатель длинных ушей, попал в цель: ведь других достоинств у Слона действительно не было.

Однако в принципе эти « пуанты » не заменяют морали автора, которая чаще всего отделена от сюжета басни и дается в качестве самостоятельного дополнения. В басне «Осел и Мужик» рассказывается об Осле, которого Мужик нанял гонять с огорода ворон и воробьев. Осел при всех своих хороших намерениях, гоняя птиц, истоптал весь огород. Басня имеет свой «пуант»:

Увидя тут, что труд его пропал,

Крестьянин на спине ослиной

Убыток выместил дубиной.

Однако баснописец этим не ограничился и добавил от себя «мораль»:

А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться:

Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет),

Но, кажется, не прав и тот,

Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

В басне «Муравей, речь идет о Муравье «силы непомерной», который ею прославился в своем муравейнике. Но честолюбивый Муравей, забивший свою голову речами земляков о его силе, возгордясь, решил «в город показаться», «чтоб силой там повеличаться». Однако, попав в город на телеге с сеном, Муравей, сколько ни старался обратить на себя внимание, остался незамеченным:

Возможно ль, что меня никто не примечает,

Как ни тянусь я целый час;

Меня весь муравейник знает.

В сущности, уже из этих слов ясна мораль басни, но Крылов добавляет особую моралистическую концовку.

В баснях Крылова наличествует в самом сюжете момент перелома событий – «пуант», «катастрофа», которая в корне меняет положение дел, заставляет читателя (или слушателя) переоценить заново все, что говорилось до этого. Этот «пуант» в отдельных случаях может совпадать с моралистическим заключением басни, но чаще всего независим от него. Он не содержит обобщения, его цель – завершить развитие сюжета неожиданным поворотом событий.

В основе сюжетного строения и – шире – в структуре басни заложена антитеза, противопоставление. Через «реальный», сюжетный строй просвечивает аллегорический – моралистический или сатирический – план. Персонажи басен, будь то звериные маски или люди, действуют по-своему, в сфере своих забот и интересов.

Басни великого русского баснописца Крылова сопровождают читателя на протяжении всей его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.

Крылов живет среди нас, «как живой с живыми говоря». Образы и крылатые строки его басен детских лет запечатлелись Б нашем сознании. Они вошли в наш разговорный язык, стали пословицами: «Хоть видит око, да зуб неймет», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»…

Мы отдаем дань И. А. Крылову не только как гениальному писателю, утвердившему и прославившему любимый народом жанр, мы ценим его крыловскую, жизнеутверждающую традицию, воспринятую нашей русской литературой, нашим театром и даже изобразительным искусством.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

Что обозначает осел в басне. Смотреть фото Что обозначает осел в басне. Смотреть картинку Что обозначает осел в басне. Картинка про Что обозначает осел в басне. Фото Что обозначает осел в басне

Автор: Гришина Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12», Пермский край, г. Кунгур

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.

Цель: сформировать умение анализировать текст басни.

Задачи:

Познакомиться с биографией И. А. Крылова.

Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.

Произвести анализ басни И.А. Крылова.

Развить внимания к художественному тексту.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.

Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.

Ход урока

Подведение к теме урока.

Ребята, сегодня 23 октября. Октябрь – второй осенний месяц. А кому из вас нравится осень? А чем вам нравится это время года?

А вот, что говорили об осени великие русские поэты.

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

с печальным шумом обнажалась.» ( А. С. Пушкин).

«Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели». ( Н. Некрасов).

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный легкий шелест». ( Тютчев Ф. И. ).

« Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло». ( А.А. Фет).

(На экран проецируются портреты поэтов: А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Скажите, в каком веке жили и творили эти поэты? ( В 19)

Мы с вами переходим от изучения фольклора к изучению литературы 19 века.

Произведения, которые на протяжении длительного времени волнуют читателя, вызывают его интерес, заставляют переживать, называются классическими.

Литература 19 века называется классической.

Писателей и поэтов, создавших такие шедевры, именуют классиками.

Объявление темы урока.

Одним из писателей – классиков 19 века является Иван Андреевич Крылов Именно с его творчеством мы будем знакомиться сегодня. ( На экран проецируется портрет Крылова).

Работа по теме урока.

Сообщение биографических сведений.

И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного. Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии.

Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.

Ребята, кто знает чем прославился Крылов? ( баснями).

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844.

В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?( ответы детей).

Работа над определением.

Давайте запишем, что такое басня.

Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Почему рассказ стихотворный? ( басня чаще всего в стихах)

Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.

Сатирическое – высмеивающее пороки.

В басне также присутствуют олицетворение.

Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).

В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.

Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме. (учащиеся записывают в тетрадь).

Язык басен очень афористичен.

Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.

Работа с басней «Свинья под дубом»

Чтение басни одним из учеников.

(На экран проецируется иллюстрация к басне).

Ребята, давайте докажем, что это басня.

В какой форме она написана? (в стихотворной)

Какая она по объему? (небольшая).

Есть ли в ней сюжет? ( да).

Выделите 2 части. ( Повествование о поступке свиньи и мораль)

А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).

Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).

Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).

А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется полилог.

Давайте запишем: полилог- разговор нескольких лиц.

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? ( разговор свиньи и ворона).

А какой поступок совершила свинья до этого? ( она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).

Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).

Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? ( она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).

Почему она так поступает? ( она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать.

Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невество).

Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова – невежа и невежда.

Запишем: Невежа – невоспитанный человек.

Невежда – человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.

А почему автор в морали заговорил об учености? ( басня разоблачает ограниченных, неблагодарных людей, которые с пренебрежением относятся к наукам и учению).

Запишем вывод в тетрадь.

Ребята, а знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. Давайте запишем определение.

Эзопов язык – умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.

Работа с басней «Волы и Ось»

Чтение басни. (Текст басни проецируется на экран).

В чем особенность басни? ( написана не в стихах, одним из действующих лиц является предмет) Ось – деталь телеги, которая скрепляет колеса между собой.

Какая ситуация? ( волы тянут телегу, а ось жалуется, что ей тяжело).

Кто в басне высмеивается? ( о людях, которые честно выполняют работу и о людях, которые лишь притворяются и, при этом, жалуются на жизнь.).

Какие человеческие качества здесь осуждаются? (лень, нежелание трудиться, постоянное недовольство ).

Работа над басней «Осел и мужик».

Чтение басни ( читают 2 ученика)

Как осел справлялся со своими обязанностями ( очень ответственно, честно, с рвением. Он гонял птиц. сам ничего не украл).

Почему же мужик его наказал? ( он истоптал весь огород)

Как вы думаете, осел это сделал нарочно? (нет).

Почему же так получилось? (осел был глуп).

Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу? ( мужик)

В чем мораль этой басни? (не доверяй ответственную работу, тому кто не может с ней справиться. А уж если доверий, то сам неси ответственность за последствия. Не требуй от других то, на что они не способны.) (записать в тетрадь).

Подведение итогов урока.

К изучению какого раздела литературы мы сегодня приступили? ( Литература 19 века).

С каким писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).

Чем он знаменит? (своими баснями).

Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).

Какие основные особенности басни вы знаете? ( олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).

Домашнее задание

Выучить наизусть одну из двух басен.

По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Конспект урока по литературе в 10 классе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Мораль басни «Две Собаки» Крылова (анализ, суть, смысл)

Что обозначает осел в басне. Смотреть фото Что обозначает осел в басне. Смотреть картинку Что обозначает осел в басне. Картинка про Что обозначает осел в басне. Фото Что обозначает осел в басне

Мораль басни «Две Собаки» заключается в том, что ради различных привилегий люди нередко жертвуют своим достоинством и самоуважением, унижаются и угождают тем, кто богаче или знатнее их.

Судя по всему, Крылов в частности высмеивает тех, что продвигается по службе благодаря угодничеству и низкопоклонству.

Сам Крылов поясняет мораль этой басни в ее последних строках: «Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» Благодаря Крылову выражение «ходить на задних лапках» стало поговоркой, синонимом угодничества и низкопоклонства.

Суть и смысл басни «Две Собаки» отражены в русских народных пословицах и поговорках:

«Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с подкормом, голова с поклоном, язык с приговором.»

«На одних подметках семи царям служит.»

«Хвостом, что лиса, виляет.»

«Блином масляным в рот лезет.»

«Где прыжком, где бочком, где и на карачках.»

«В траве идут — с травою вровень.»

По мнению педагога В. И.

Водовозова, мораль басни «Две Собаки» заключается в следующем: «Раболепное шутовство комнатной собачонки и отличие, которым она пользуется у барина, рядом со страданиями верного пса, барбоса — все эти черты, метко схваченные из жизни в басне „Две Собаки“, дают ей особенное значение. Выразить мысль понятнее и образнее невозможно; но при всей глубине ее, она носит характер легкой, игривой шутки. В забавном сопоставлении двух собак находим очень поучительный урок молодому поколению; пусть оно знает, что не в роскоши и неге, не в каких-нибудь внешних отличиях награда честному труду, — что верный, лающий барбос, при всем его унижении, один заслуживает полную любовь и почтение, какого вовеки не достигнуть смирненьким болонкам.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Авторы книги «50 басен И. А.

Крылова» комментируют суть и смысл басни таким образом: «В целом ряд прекрасных басен Крылова рассказывает, как в его время попадали в „старосты“ люди глупые („Осел и мужик“, „Слон на воеводстве“) или плуты…

а также какими путями они туда попали: по кумовству („Совет мышей“), угодничеством („Две собаки“)…» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог Д. И. Тихомиров считает, что мораль басни «Две Собаки» заключается в следующем: «…И полезный, и усердный труд частенько в жизни не находит справедливой оценки, и не только не награждается по достоинству, но еще и обрекается на разные невзгоды, и наоборот, счастье многие находят лишь тем, „что на задних лапках ходят“ („Две Собаки“).

Но такому унижающему достоинство человека счастью не позавидует честный и благородный человек: как бы ни был скуден добытый честным трудом хлеб, все же он неизмеримо лучше сладкого пирога, получаемого даром, за чужой счет, или же добываемого ценою унижения.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *