Что обозначает пословица мудрость народная

Пословица — народная мудрость

Чтобы доказать утверждение «Пословица — мудрость народа», надо прежде всего понять, что такое мудрость. В сказках, рассказах, легендах мудрецы всегда изображаются пожилыми людьми. Они прожили долгую жизнь. В нем было все: радость и горе, счастье и неудачи. Каждая новая событие на жизненном пути, даже несчастная, обогащала человека опытом, знаниями, чувствами, т.е. делала ее мудрее. Итак, мудрость — это знания и жизненный опыт, которые приходят с годами.

Народ, так же как и человек, рождается, развивается, приобретает опыт. К сожалению, он может даже умереть, если новые поколения не будут учитывать опыт своих предков. Народная мудрость — это опыт многих поколений. Он накапливался сотни, а может, и тысячи лет. Каждое новое поколение совершенствовало знания, полученные от дедов-прадедов.

Пословицы и поговорки — это наставления родителей своим детям. Они учат, как надо жить в обществе, относиться к людям, какие черты характера в себе нужно воспитывать, а какие, наоборот, искоренять, как сорняк. То есть в каждом пословице и каждой поговорке отображаются моральные народа.

Народы отличают друг от друга по цвету кожи, привычками, языком, вкусами, но всех их объединяют общечеловеческие ценности: патриотизм, честь, разум, дружба, уважение к людям. Все они осуждают праздность, жадность, тщеславие, ложь. Вот поэтому пословица разных народов очень похожи. Итальянец скажет: «Не зная курса, не поднимай паруса». Украинский его поддерживает: «Не зная броду, не суйся в воду». Мудрые китайцы говорят: «Сказанное слово, как пущенная стрела». С ними согласятся все народы, а украинская скажут: «Слово не стрела, а глубже ранит».

Итак, пословицы и поговорки — мудрый учитель, который всегда даст добрый совет, поможет в беде, утешит в печали. Стоит только слушать их, потому что это голос народа, который несется сквозь века.

Источник

Мудрость народная в пословицах и поговорках

Часто разговаривая друг с другом мы используем в своей речи пословицы и поговорки. Но согласитесь со мной, что без их использования наша речь не будет такой яркой и образной, ведь они придают ей меткость и оригинальность. Поэтому представить русский язык и нашу речь без пословиц и поговорок просто невозможно. А также, мы через них узнаем о народной мудрости, нравственных устоях и заповедях. Ведь все это накапливалось веками.

Что обозначает пословица мудрость народная. Смотреть фото Что обозначает пословица мудрость народная. Смотреть картинку Что обозначает пословица мудрость народная. Картинка про Что обозначает пословица мудрость народная. Фото Что обозначает пословица мудрость народная

Хотя появление пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Они смогли пронести через века всю накопленную мудрость, которая заключалась в фольклоре, что помогло ей остается живой и актуальной до сих пор. Возможно, многие из Вас находили ответ или решение на поставленные вопросы, через пословицы и поговорки, так как часто они содержат в себе прямой совет, этим подсказывая нам, как поступить в ситуации, то есть они в своем роде помогают нам жить. Обратите внимание, что мы ведь их не вспоминаем без повода или без причины, а используем в тот момент, когда пословица или поговорка помогает нам избежать лишних слов, так как в ней заключен весь смысл.

Напомню Вам, что такое:

А, знаете, что и о пословицах и поговорках есть свои пословицы и поговоркию Предлагаю Вам несколько:

— Пословица не даром молвится.

— Стара пословица, да про новое молвится.

— У каждого Егорки свои поговорки.

— Красна речь поговорками.

Источник

Значение и смысл пословицы «Пословица — мудрость народная».

Пословицы — мудрые выражения, активно появляющиеся в языке еще во времена Руси. С их помощью простой народ передавал важные замечания, мысли и мудрости. И это работало, ведь пословицы оседали на языке, что позволяло использовать их во время простого общения. Если народная мудрость находила отражение у других людей, то они начинали повторять ее, приводить в качестве аргумента при спорах, передавать знания детям с ее помощью. Роль таких мудростей стала колоссальной. Люди понимали это, поэтому и появилась пословица про пословицу. Звучит она так: «Пословица — мудрость народная». Сейчас, к сожалению, роль таких фраз потерялась, но никто не мешает нам обращаться к предкам за советом. Поэтому мы разберем смысл этой пословицы, а также обратимся к истории ее появления. Это будет не только познавательно, но и жутко интересно! Давайте же приступим!

Смысл пословицы, которая звучит как «Пословица — мудрость народная» заключается в обозначении происхождения подобных выражений, а также их высокого статуса, ведь мудростью назвать можно было далеко не все. Эта пословица говорит о двух фактах:

Но кто же мог стать автором такого высказывания? Скорее всего, если его интересовала роль пословиц в контексте народной мысли, то создателем этой фразы был какой-либо лингвист или литератор. Именно человека, чья деятельность связана с русским языком, могли интересовать пословицы и их роль.

Но почему же создателем этой пословицы не мог быть обычный крестьянин? Дело в том, что хоть они в основном и использовали народную мудрость, но ее происхождение не интересовало их. Важен был лишь смысл, заложенный в словах, но никак не то, откуда они пришли. Это и позволяет нам сделать предположение, что автором этой пословицы был человек, чья работа или дополнительная деятельность были тесно связаны с русским языком и его изучением.

Пословица — это самая настоящая мудрость народа. В этой небольшой, но очень информативной фразе отражено все, что мы так ценим в пословицах. В отличие от обычной литературы, эти фразы представляют собой именно народные высказывания, основанные на жизненном опыте настоящих людей. Этот опыт копился из поколения в поколение, поэтому он и представляет такую ценность как для исследователей, так и для нас, рядовых владельцев языка. В пословицах скрыто все то, что наши прародители хотели донести до будущих поколений. Научитесь прислушиваться к ним, ведь ситуация в обществе с момента появления этих пословиц, по сути, не изменилась. Поэтому они настолько актуальны даже спустя множество лет после появления. Пословица — мудрость народная! Это нужно знать всем!

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Круглякова Галина Николаевна. Конспекты уроков литературного чтения с применением дифференциации и активных методов обучения (УМК «Перспектива» 1 класс).

Тема: «Пословица — мудрость народная»

Предметные: познакомить с произведениями малых фольклорных

жанров — пословицей, поговоркой, скороговоркой и загадкой; использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над пословицей.

Познавательные: развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания пословиц по разным основаниям; работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько пословиц; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя.

Регулятивные: учить детей ставить перед собой цели, анализировать эмоциональное состояние полученные от успешной (неуспешной) деятельности ; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах.

Коммуникативные: обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи; учить ориентироваться в учебнике; включаться в диалог с участниками образовательного процесса; корректировать, изменять свою точку зрения; уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова смысловым.

Личностные: проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к народному творчеству.

Проверяю готовность к уроку .

Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём И занятие начнём.

Реакция на учителя, внимание.

I этап – мотивационно – ориентировочный.

(Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха).

«Быстро вырос над землей
Семицветный мост дугой.
Верх уперся в облака,
Что на небе?»

— Радуга – это удивительное природное явление, которое восхищает и взрослых, и детей во всем мире. Когда можно любоваться радугой?

— Радуга состоит из разноцветных полос, которые расположены в определённой последовательности. Кто знает, как расположены цвета у радуги?

— Я ещё раз прочитаю загадку, а вы выберите слова, которые помогли вам отгадать загадку?

— Такие небольшие произведения, в которых предмет описывается, сравнивается, но не называется, называются загадками. Загадка – это малый жанр произведения. Попробуйте угадать следующий жанр. Послушайте внимательно предложение и обратите внимание на то, как я его произнесу. (Произношу быстро с выделением звука «р»)

«Радуга горит на горизонте».

— Скороговорка тоже относится к малому жанру.

Определите следующий жанр.

Произношу: « Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь».

— Какие ещё малые жанры вы знаете?

Слушают и называют отгадку: радуга.

Отвечают. (Чаще всего можно любоваться сразу после дождя или возле фонтанов и водопадов).

Отвечают.( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

Отвечают. (семицветный мост дугою)

Вспоминают и называют.

II этап – поисковый.

(Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи)

— Сегодня мы приступаем к большой теме, авторы учебника назвали её «Радуга – дуга», мы будем знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества. Что такое устное?

— Что такое творчество?

— Слова «радуга – дуга», взяты из русской народной песенки, которая тоже является жанром устного народного творчества.

Предлагаю открыть учебники на странице 28 и послушать диалог Ани и Вани.

— О каком жанре напомнила вам Аня?

— Какой жанр вспомнил Ваня?

— Как вы понимаете смысл пословицы «Без пословицы речь не молвится».

— Почему Аня рассказала о себе, а Ваня о бабушке?

Давайте вспомним несколько таких советов.

Семь раз отмерь – один …

Отвечают. В прошлом, многие люди не умели писать, поэтому большинство произведений передавались из уст в уста, устами называли губы)

Отвечают. (нет автора)

Отвечают. (Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы произведение стало лучше. Это и называется творчеством).

Два ученика читают, остальные слушают.

Отвечают. (о загадках)

Отвечают. (пословицы и поговорки)

Отвечают. (Пословицы, используемые в речи, делают ее более красивой и выразительной.)

Отвечают. (Пословицы в своей речи чаще употребляют взрослые люди, которые могут дать мудрый совет или пожелание с помощью пословицы).

III этап – практический.

(Решение учебной – практической задачи).

— Продолжаем работать над пословицами. Откройте учебник страница 39. Работать будем в парах: один читает первую часть пословицы, другой – вторую часть. Выбираете одну из пословиц и вспоминаете ситуацию, когда эту пословицу можно использовать в виде совета.

Проверять будем так. Я начинаю пословицу, парой поднимаете руку, кто придумал ситуацию, где уместно сказать эту пословицу.

Читаю: « Не пером пишут, …». Вызываю пару.

Читаю: «Знай больше, …». Вызываю пару.

Читаю: «Каков мастер …». Вызываю пару.

Один из пары читает пословицу, второй приводит пример, где можно использовать эту пословицу.

Благодарю и оцениваю ребят.

— Следующее задание будет такое: я прочитаю вам пословицы, постарайтесь запомнить некоторые из них.

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

Что дело мастера боится;

Что жизнь дана на добрые дела;

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего;

Согласитесь: авось да как-нибудь до добра не доведут.

Помните! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Я пословиц много знаю

и сейчас вам расскажу.

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья! (Руки вверх, в стороны, вниз)

Двигайся больше — проживёшь дольше.(Ходьба на месте)

Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу.

(Изобразить отбивание мяча)

Продолжаю рассказ о пословицах.

— В нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа есть свои пословицы.

Предлагаю прочитать про себя и подумать над смыслом пословиц и поговорок разных народов.(У. с. 38)

Вызываю 1 группу. Прошу прочитать все пословицы.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Итоговый индивидуальный проект

(название темы, без кавычек)

АВТОР: обучающийся (аяся) ____ « _____» класса

Руководитель: учитель (указать предмет)

Начало работы: ___________________ 20____ г.

Завершение работы: _______________ 20_____г.

2.2 Происхождение пословиц. 5-6

2.6. Значение пословиц в жизни современного человека. 9-10

Проект на тему «Пословицы — мудрость русского народа»

С самого раннего детства мы знакомимся с устным народным творчеством. Мамы, бабушки и др. читают нам сказки, поют колыбельные, рассказывают былины об отважных богатырях. Однако особое место в нашей жизни занимают пословицы. И взрослые, и дети часто используют их в своей речи. Мы приводим их, чтобы выразить какую-то важную мысль, научить кого-то правилам поведения в какой-то ситуации. Почему пословицы так прочно вошли в нашу жизнь? С чем это связано?

Объект исследования: русские пословицы как мудрость русского народа.

Предмет исследования: поучительный характер русских пословиц.

Цель: доказать, что пословицы имеют поучительный характер.

1. изучить литературу по разрабатываемой теме;

2. изучить историю происхождения русских пословиц;

3. систематизировать пословицы по тематике;

Гипотеза: русские народные пословицы имеют поучительный смысл; они могут использоваться в разных сферах жизни, а также разнообразны по тематике; пословицы делают речь более богатой.

— Теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ изученной литературы, посвященной пословицам.

Практическая значимость проекта

Данный проект позволит расширить знания о русских пословицах и научит применять их повседневной жизни. Также знание пословиц позволяет лучше понимать речь художественных текстов, в которых используется этот жанр устного народного творчества.

знать : историю происхождения пословиц; тематическую классификацию; особенности употребления их в речи.

уметь: понимать значение пословиц; использовать их в речи; находить пословицы в художественных текстах.

Этапы работы над проектом

1) Подбор и сравнительный анализ информационных источников по следующим основным направлениям:

a. Происхождение пословиц

b. Тематические группы пословиц

c. Использование пословиц в речи

d. Диагностика о знаниях пословиц подростков

2) Структурирование информации и подготовка ее к презентации (возможно в виде сайта

2.1. Устное народное творчество — мудрость народа

Устное народное творчество своими корнями уходит в далекое прошлое. Оно появилось в тот момент, когда люди начали познавать окружающий мир, делать выводы о происходящем вокруг. Отражалось всё это в соединении языка, музыки и движений (танцы). Также познание мира отражалось в изобразительном искусстве. Люди украшали свой дом, посуду и другие предметы домашнего обихода.

Устное народное творчество имеет несколько особенностей, которые спрятаны в самом понятии. Почему же оно устное? Фольклор появился в тот момент, когда русский язык еще не имел письменной формы. Всё придуманное передавалось из уст в уста. Именно поэтому запоминали и передавали друг другу только самое важное и ценное. Почему же это творчество называется народным? Потому что мы не можем назвать автора того или иного произведения устного народного творчества. Оно придумывалось, изменялось не одним человеком и в течение очень долгого времени. Многие люди оставляли в произведениях частичку своей мудрости.

Фольклор имеет различные жанры. Многие из них известны нам еще с детства. Это сказки, русские народные песни, загадки, былины, пословицы и поговорки. Но следует сказать, что все эти произведения придумывались не для детей, в них отражалась мудрость народа.

2.2. Происхождение пословиц

В словарях дается такое определение пословиц: « Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт ».

Как уже говорилось выше, пословицы, как и другие жанры устного народного творчества, появились на основе наблюдений наших предков за окружающим миром. Они наблюдали, делали какие-то выводы, передавали их своим потомкам.

Пословицы есть у многих народов. Именно в них отражается национальные особенности того или иного народа, их ценности, особенности отношения к жизни.

Конечно, не было такого, чтобы какая-то пословица была придумана одним человеком за один день и сразу же стала известной всему русскому народу.

Иногда из этих «рассказов» людям запоминались отдельные самые удачные фразы, которые тоже вырывались из контекста и начинали повторяться людьми. А сами истории просто забывались.

2.3. Отличие пословиц от поговорок

Часто в нашей речи мы используем термин «пословица» с термином «поговорка». И, к сожалению, многие считают, что это одно и то же. Однако это совсем не так. Рассмотрим, чем же отличаются и чем похожи пословицы и поговорка.

Как и любой жанр устного народного творчества, пословицы и поговорки заключают в себе народную мудрость. Они отражают какую-то сторону жизни русского народа.

Поговорке дают следующее определение: «образное выражение какого-либо явления жизни». Поговорка не представляет собой законченную мысль. Это как будто несколько слов, которые мы должны при необходимости вставить в предложение. Поговорка никого ничему не учит, ничего не обобщает, она только намекает. Например, толочь воду в ступе (обозначает «заниматься чем-либо явно бессмысленным, бесполезным»).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не совсем правильно использовать эти термины вместо друг друга.

2.4. Ценности и черты характера русского народа, отраженные в пословицах

Внимательно изучив пословицы (да и просто прочитав) большое количество пословиц любого народа, можно получить представление о том, что больше всего ценит этот народ, что его интересует, как он поступает в той или иной ситуации. Некоторые говорят, что эти ценности устарели, но почему же все мы, даже не занимаясь специально изучением устного народного творчества, так часто используем эти пословицы в речи. А если и не используем, то знаем их. Например, мне кажется, не найдется ни одного русского человека, который не знает пословицу Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Так какие же ценности отражались в пословицах русского народа?

а) Единение, важность коллектива.

Хорошая нива только у коллектива.

Согласного стада и волк не берет.

Ты, гроза, грозись, а мы — друг за друга держись!

В коллективе большая сила.

Без коллектива и жизнь несчастлива.

Есть много шуток о русской лени, однако именно трудолюбие особенно ценили наши народ. Лень всячески порицалась. В пословицах и других жанрах устного народного творчества говорится о том, что только благодаря упорному труду можно добиться чего-то. И, действительно, мы знаем, что русский народ многого добился. Это касается и науки, и искусства. Всё только благодаря талантам русского человека и упорному труду. Вспомним пословицу Терпение и труд всё перетрут. С детства нас приучают к тому, что нужно прилагать много усилий для того, чтобы получить желаемое. Назовем другие пословицы, посвященные этой народной мудрости:

Землю красит солнце, а человека — труд.

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Доброта является одним их тех качеств, которые особо ценились русским народом. С самого детства родители учили детей тому, что необходимо быть добрым, помогать окружающим людям. Именно с добрыми людьми проще общаться, у доброго человека будет много друзей. Даже судьба благоволит тем, кто по-доброму относится к людям. Зло никогда не приветствовалось. Злых людей обходили стороной. Этим качествам, например, посвящены следующие пословицы:

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца .

Добрый человек в добре проживёт век.

Добрый человек добру и учит.

Доброму гостю хозяин рад.

За недобрым пойдёшь – на беду набредёшь.

Злому человеку не прибавит бог веку.

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

г) Сила воли, мужество, смелость.

О русской доблести веками складывались легенды. Русский народ благодаря своему мужеству, смелости мог одолеть любого врага. Сила воли, мужество всячески поощрялись, а трусость, слабохарактерность порицались:

У храбрых есть только бессмертие, смерти у храбрых нет.

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Смелого пуля боится.

Смелость города берет.

Где смелость, там и победа.

Трус и тени своей боится.

Кто дрожит — тот и бежит.

д) щедрость, гостеприимство

За пустой стол гостей не сажают.

Добрый гость всегда в пору.

Гостю щей не жалей, а погуще влей.

Хоть не богат, а гостям рад.

Кто гостю рад, тот и собачку его кормит.

Также важной чертой русского народа является его религиозность. Конечно, пословицы, посвященные религии, возникли уже после Крещения Руси. Люди верили, что Бог помогает людям во всем. От того, насколько праведной жизнью живет человек, зависит, насколько благосклонным будет Богу к нему. Он помогает всем верующим.

Богу молись, а добра ума держись.

Бог терпел и нам велел.

Бог правду видит, да нескоро скажет.

Надежда на Бога и в болезни подмога.

Где страх, там и Бог.

2.5. Изучение пословиц. Сборники пословиц

Как мы уже говорили ранее, пословицы живут в нашем языке уже не один век. И даже не одно тысячелетие. Они отражают самые разнообразные стороны речи.

Однако следует сказать, что изучать пословицы стали лишь XVI веке (конечно, может быть, и раньше, но ученые не находят других письменных доказательств). Ученые говорят, что первые сборники пословиц были созданы в XVII-XVIII веках. Авторов этих собраний определить нельзя. Да и назвать эти записи полноценными сборниками тоже нельзя.

А со второй половины XVIII века начинается целенаправленное, серьезное изучение пословиц. Один за одни выходят сборники, в которых содержатся пословицы. Их составителями были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев.

Действительно серьезно к изучению пословиц как источника народной мудрости первым подошел всем известный ученый М.В. Ломоносов.

Однако неоценимый вклад этой области принадлежит Владимиру Ивановичу Далю. Его труд даже сейчас не знает аналогов.

Владимир Иванович Даль считал, что за пословицами нужно идти в народ. Он записывал слова и выражения крестьян, солдат и других простых людей.

Конечно, после В.И. Даля было много попыток в создании словарей пословиц, однако они, без сомнения, опирались на работы В.И. Даля.

2.6. Значение пословиц в жизни современного человека

Учеными доказано, что языки (в том числе и русский язык) со временем изменяются. Конечно, для изменения должно пройти много времени, но какие-то изменения можем заметить и мы. Например, каждый год в русском языке появляются всё новые и новые слова. Логично, что какие-то слова будут уходить в прошлое.

А что же происходит с пословицами? Есть ли им место в современном русском языке. Ведь они созданы так давно. Может, они не являются сейчас такими актуальными, как были раньше.

Исследователи говорят о том, что пословицы до сих пор присутствуют в нашей речи. Мы в ними встречаемся не только на уроках русского языка и литературы.

Пословицы и поговорки используют люди разного возраста, разного социального статуса.

Пословицы способны обогатить нашу речь, украсить ее. О людях, которые используют их в речи сразу складывается определенное мнение: это грамотные и образованные люди. Некоторые считают, использовать пословицы в речи старомодно, Но это совсем не так.

Сейчас можно заметить интересный факт: в древних пословицах заменяются слова, и эти пословицы получают вторую жизнь. Часто полученные фразы имеют юмористическую направленность. Например:

2.7. Пословицы в речи подростков

В процессе работы над данной темой исследования я решил выяснить, насколько знают пословицы мои сверстники. Я опросил 10 человек из моей школы (учащиеся 5-6 классов). Я предложил им выполнить задания, связанные с пословицами (см. Приложение 1).

Таким образом, на основе проведенного анкетирования можно сделать следующий вывод: современные школьники хорошо знают значения русских народных пословиц.

В данной работе мы постарались объяснить, почему русские пословицы являются проявлением мудрости русского народа.

Этот жанр устного народного творчества создавался веками русским народом. Пословицы из глубокой древности дошли до нашего времени. Этот факт означает следующее: лишь самое важное способно сохраняться народом в течение такого долгого времени.

Пословицы отражают важнейшие для русского народа черты характера: смелость, доброту, мужество, гостеприимство, единство, трудолюбие, религиозность и многие другие.

Несмотря на то, что пословицы были созданы очень давно, они используются в речи современных людей, украшая их речи.

В пословицах отражены ценности русского народа.

Пословицы украшают нашу речь.

4. Информационные источники

5. Приложение
Анкета на знание русских пословиц

1. Что означают данные пословицы:

Друг познается в беде.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *