Что обозначает пословица собирай по ягодке наберешь кузовок
Смысл пословицы «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»
Наши усилия, даже самые маленькие, рано или поздно собираются в большую силу, способную полностью перевернуть жизнь вокруг нас. Об этом гласит известная пословица «собирай по ягодке — наберешь кузовок». Она довольно понятна даже для маленьких детей, да и к тому же очень полезна, ведь приучает к труду. Даже если собирать по ягодке, то рано или поздно соберешь целый кузовок. Сейчас мы более подробно разберем эту пословицу!
Стоит начать с того, что сама ситуация — не более, чем наглядное подтверждение правдивости пословицы. Под ягодами подразумеваются маленькие дела, которые приводят к действительно великому результату. К примеру, потихонечку помогая по дому ребенок очень облегчает маме домашние обязанности. Так из совсем крошечного дела вырастает настолько огромный результат.
Так и с ягодами. Постепенно собирая по ягодке с огорода или поля человек со временем сможет собрать целый кузовок. И это действительно великий результат мелких действий. Казалось бы, как такое может быть? А все просто — если человек обладает терпением и желанием сделать для мира что-то полезное, то даже его маленькие попытки обязательно найдут отклик в виде внушительного результата. Именно поэтому дерзайте, друзья. Возможно то, что вы считаете слишком маленьким делом, в будущем вознесет вас к самым звездам. Примеров подобного множество! Даже самые популярные в настоящий момент звезды начинали с маленьких проектов, постепенно увеличивая уровень выступлений. Так что и вы сможете, нужно лишь усердно работать над делом. Удачи!
Что значит пословица «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»?
Пословица о ягодке и кузовке настраивает человека на спокойную, неторопливую работу. Она означает: «Даже делая помалу, сделаешь в итоге много».
Давайте представим себе, что мы отправились в лес за ягодами, взяли с собою пустой кузовок. Руки делать хотят, да глаза боятся. Ягодки-то маленькие, а кузовок большой. Ну когда же он полный наберётся? Кажется, что никогда. И нам хочется что-то предпринять (например, горстями ягоды набирать) или бросить эту работу, не начинать её.
Но мы так можем размышлять очень долго. До самого позднего вечера. А потом стемнеет, и мы вернёмся домой с таким же пустым кузовком, так и не набрав ягод. Горстями когда рвёшь – они разминаются. По одной штучке рвать – не хочется. А вот если мы наберёмся терпения и мужества, всё-таки начнём дело спокойно и неспеша, то кузовок незаметно заполнится неповреждёнными ягодками.
Есть похожее по смыслу присловье «Корочка по зёрнышку клюёт». Смысл этой пословицы заключается в том, что терпеливый и последовательный человек, в результате своего кропотливого и настойчивого труда, обязательно добъётся нужного результата.
Очень хорошая пословица, смысл которой в том, что самые большие и великие дела делаются постепенно. Я отношу пословицы подобные этой к группе описывающих переход количества в качество, принцип, который я исповедаю еще со студенческих лет и который срабатывает в 100% случаев, просто иногда нужного результата приходится ждать дольше, а иногда он приходит быстрее. Пример с БВ мне кажется очень удачным, но не полным. Строго следуя этой пословице не обязательно гнаться за исключительно за многозвездными вопросами, достаточно больше отвечать на вопросы пользующиеся небольшой популярностью и как только их накопится определенное количество, кузовок наполнится, заработок станет достойным.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Какой смысл пословицы?
Как объяснить пословицу, что она значит? В каких случаях она используется в речи? Какая история поговорки?
О тех, кто собирал ягоды
Такая тихая охота вызывала у соплеменников уважение. Собирателей считали гостями леса. В народе сохранились поговорки и прибаутки, где говорится, что человек каждой ягоде и каждому грибу кланяется. Он высказывает природе свою благодарность.
Значение фразеологизма
Как было сказано выше, обучение сбору ягод было важным и непростым процессом. Только после того, как дитя преуспеет в этом общественно важном труде, оно начинало осваивать новые ремесла. Данный фразеологизм звучит как первая рекомендация старшего члена племени своему очень юному сородичу. Наставники нередко предлагают опираться на прежний опыт. Именно так, предлагая использовать умения полученные во время сбора ягод, и создали эту устоявшуюся фразу.
Данный фразеологизм означает то, что для достижения позитивного результата необходимо проявить терпение. Делать любое дело нужно внимательно, обращая внимание на мелочи, из которых будет состоять финальный продукт. Не стоит упускать возможности улучшить результат, внести дополнительные поправки, торопиться.
Применяется фразеологизм в случае, если требуется:
С упомянутыми в фразеологизме ягодками стараются не сравнивать деньги. Нужно обладать определенным цинизмом, чтобы провести аналогию между трудом собирателей, обеспечивающих все племя пищей, и конкретным скопидомом. Наш народ не такой.
Б. И. Шергин «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» Работа с пословицами и фразеологизмами.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литературное чтение
по программе «Школа России» класс: 3
Тема: «Б.И.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Работа с пословицами и фразеологизмами.»
Тема: «Б.И.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Работа с пословицами и фразеологизмами».
Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: презентация «Б.В.Шергин»; ягоды для рефлексии, карточки «тест», карточки с названиями пословиц и фразеологизмов.
Диагностический и оценочный инструментарий
I . Мотивация к учебной деятельности
Настроить учащихся на рабочий лад, определить понятия чему ребёнок хочет научиться, что он может и зачем ему это нужно.
На меня все посмотрели.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
— Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
— А для чего вам нужны эти знания?
— Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.
— Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.
Дети настроены на урок. Понимают, каких целей они должны достигнуть.
Проверить восприятие изученного ранее материала.
Подкорректировать выразительное чтение детей.
— С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?
— Что было задано на дом?
Проверка домашнего задания.
— Как вы думаете, почему случилась такая ситуация с Ирочкой и попугаем?
— На прошлом уроке мы познакомились с произведением Юрия Ивановича Ермалаева «Проговорился».
— Чтение произведения «Проговорился» по ролям.
Дети читают по ролям.
— Ирочка чаще говорила грубые слова, чем добрые.
Познакомиться с названием раздела.
Вспомнить значение пословицы «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Определить тему урока и поставить задачи.
Познакомиться с биографией писателя Б.В.Шергина.
— Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название
раздела.
— Что необычного в названии этого раздела? Что это?
— Какой смысл заключён в ней?
— Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить?
Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.
-Какое сходство вы заметили?
— Кто автор этого произведения?
— Назовите тему урока.
— Какие задачи стоят перед нами?
— Слово об авторе нам расскажет Лях Владислава. А вы слушайте её внимательно, потому что в конце её рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников, а они будут на них отвечать.
— Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату.
Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.
— Название рассказа совпадает с названием раздела.
— Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)
Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем. он сорок пять лет ходил в море. Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хра нительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет. интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведения ми Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.
В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.
— В каком году и где родился писатель?
— Как он называл свою мать?
— Где учился писатель и почему?
III . Реализация поставленных целей и задач
— В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.
Ещё вам встретятся такие слова как:
ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ –натёр до блеска.
ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.
Дети находят толкования слов в словаре учебника.
— Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?
Дети слушают учителя.
— Какой вопрос я задала в начале чтения?
— Найдите ответ в тексте и зачитайте его.
— Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она?
-Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой.
Дети находят ответы в учебнике и зачитывают их.
Работа с пословицами и фразеологизмами.
— Какую особенность вы заметили в тексте? Например.
— Сейчас некоторые дети будут работать в группах. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма.
Но для начала мы вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе
1. Выслушивай товарища до
2. Говори только по делу.
3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы
5.Изберите секретаря и презентатора группы.
6. Хорошее настроение – успех в работе.
Можете приступать к работе.
А мы с вами продолжим работу.
— Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?
— Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.
— А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?
— Видел ли Витя на самом деле работы Мити?
— А как он узнал о них?
— Молодцы, ребята! Всё верно.
— Я приглашаю презентаторов и доложить о результатах проделанной работы вашей группы.
— Встретилось много пословиц и фразеологизмов.
Дети повторяют правила работы в группе.
— На картинке изображены Ваня с бабушкой.
— Дети читают отрывок из произведения.
— На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.
— О Митиных работах Вите рассказала бабушка.
— Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.
Отдохнуть, расслабиться и снять напряжение
Более глубоко понять смысл текста. Что хотел сказать автор.
— А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.
Дети более глубже поняли смысл текста.
Проверить внимание и восприятие текста детьми. Учить детей строить логическую цепочку.
Восстановите цепь событий в рассказе. (Слайд № 12)
«И в один день закончил верхний угол»
«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
«И в один день закончил верхний угол»
«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Дети умеют выстраивать логическую цепочку, следят за последовательностью событий в тексте.
Учить детей выделять нужные слова из текста, составлять мини – характеристику.
Повторить части речи. Учить умению не стесняться выражать свои мысли вслух перед аудиторией.
Работа в группах. Характеристика героя в СИНКВЕЙНЕ.
У вас на партах лежат карточки с именами главных героев. Прошу вас составить синквейн о главных героях рассказа. Вы знаете, что синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. (происходит от французского слова – пять). Дети читают свои синквейны.
Детей выделяют нужные слова из текста, составляют мини – характеристику.
Повторили части речи. Умеют их различать. Не стесняются выражать свои мысли вслух перед аудиторией.
Учить оценивать свою работу.
Игра «Кузовок» (продолжить пословицы)
Что посеешь… (то и пожнёшь)
Без труда… (не выловить и рыбку из пруда)
Сделал дело…(гуляй смело)
С кем поведёшься…(от того и наберёшься)
Как аукнется…(так и откликнется)
За двумя зайцами погонишься…(ни одного не поймаешь)
Что написано пером…(не вырубишь топором)
С книгой жить…(век не тужить)
Любишь кататься…(люби и саночки возить)
Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь)
Дети выполняют тест
Формирование у детей адекватной самооценки.
Сегодня на уроке я познаком. …
Мне показалось интересным………
Формирование у детей адекватной самооценки.
Проверить восприятие изученного. Учить детей правильно строить предложения в своей речи.
— Какая была цель урока?
— Что вы для этого сделали?
Учить адекватно оценивать свою работу на уроке.
На доске помещены смайлики. Оцените свою работу на этом уроке и «подарите» свою ягодку тому смайлику, который соответствует вашей работе на уроке.
Дети крепят ягоды под соответствующим смайлом.
Смайлы и ягоды из бумаги.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-981189
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.