Что обозначает преодоление препятствий в походе
Преодоление препятствий в походе
Движение по болоту. Болота являются одним из основных препятствий на туристском маршруте. Болота делятся на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. На проходимых болотах растет густая трава вперемешку с осокой. Они не представляют опасности, по ним легко пройти, а в сухое время года даже проехать.
Труднопроходимые болота покрыты мхом, среди которого встречается вода, растут трава пушица, ива, ольха, береза. Продвигаться по ним приходится в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшими невысокими кустами. Необходимо идти с интервалом в 4 —5 м, след в след, ногу ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, около кустов и стволов деревьев. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней, опираясь на шест для равновесия. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для страховки и опоры шест выставляют несколько вперед, на него опирается идущий и плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую.
Непроходимые болота покрыты камышом или плавающей травой. Проходить их нужно обязательно с разведкой. Два туриста без рюкзаков выбирают наиболее безопасный путь. Всем участникам следует иметь шесты, которые держат в горизонтальном положении. Поясной ремень рюкзака должен быть расстегнут. Ведущий проводит группу от одного до другого ориентира.
Опаснее всего на болоте топь — зарастающие водоемы, покрытые ярко-зеленой травой. Такие места следует обходить стороной. Попавшему в трясину туристу необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. В этом положении нельзя допускать резких движений. Помощь надо оказывать быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует заложить ближайшее от человека место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.
Мочажины глубиной до 50 см лучше проходить по жердям, которые последовательно укладывают по направлению движения. Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере освобождения их передают вперед. Идти по скользкой части следует осторожно, опираясь по возможности на шест, приставными шагами или с разворотом ступни во внешнюю сторону.
При движении по болоту нужно постоянно следить за направлением, отмечать ориентиры, ставить вешки, привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может пригодиться, если нельзя продвигаться вперед и приходится возвращаться назад.
Наиболее характерные ошибки при преодолении болота:
— несоблюдение техники безопасности;
— неверная тактика движения;
— быстрый темп, резкие движения;
— не использование шестов и их непрочность;
— небрежно подогнанное снаряжение (не заправлены брюки, неплотно сидит обувь на ноге);
— не расслаблены лямки рюкзака.
В походе труднопроходимые и непроходимые болота, как правило, следует обходить стороной.
Преодоление водных препятствий. Водные преграды часто встречаются на пешеходных маршрутах. Преодолевать их можно вброд или строя простейшие переправы.
Важно выбрать место для переправы. Признаки места для брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки, где при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев.
При переправе в одиночку переправляющийся страхует себя шестом длинной 2 — 2,5 м. Шест ставится сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка.
Переправа вброд через сложные реки может проходить парами или шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три — пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Движение следует осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест.
При переправе «кругом» переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.
Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна по команде первого приставными шагами входит в воду навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый участник. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй участник в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку его опрокинуть и т. д. Каждый страхует впереди стоящего участника. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Иногда на переправах требуется организация командной страховки переправляющихся. Работу эту необходимо разделить на этапы;
1) прохождение первого участника с командной страховкой;
2) прохождение участников;
3) прохождение последнего участника.
Рюкзаки при такой переправе можно переправлять отдельно. Переправа первого участника вброд должна осуществляться при страховке основной веревкой, расположенной выше по течению. Основные веревки имеют толщину 10—12 мм. Веревки с толщиной 6 —8 мм называются вспомогательными. Они применяются очень редко. К участнику также должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная и сопровождающая веревки подключаются к нему через скользящие карабины и боковую часть страховочного пояса. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками должно быть не менее половины ширины реки (рис. 3).
Рис. 3. Организация страховки первого участника при переправе вброд.
Страхующая и сопровождающая веревки удерживаются участниками в руках (не менее двух человек на каждую веревку). Свободные концы веревки не закреплены, оканчиваются узлами (проводник).
— участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд участнику;
-участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака;
-при переправе с шестом запрещается закрепление шеста к участнику.
Первый переправившийся через реку участник закрепляет веревку за опору. Группа натягивает и закрепляет страхующую веревку на своем берегу, делая из нее перила.
Последующий участник переправы подключается к перилам самостраховкой от страховочного пояса через скользящий карабин (рис. 4). Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог перекрыть перила запястьем вытянутой руки.
Кроме самостраховки переправляющийся должен иметь сопровождающую веревку, включенную скользящим карабином в боковую часть страховочного пояса. Можно сделать командную страховку с обоих берегов (челнок). Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре.
Рис. 4. Переправа очередного участника
Рис. 5. Переправа последнего участника
Последний участник пристегивает перильную (страхующую) и сопровождающую веревки к страховочному поясу через скользящий карабин и переходит реку вброд со страховкой уже с другого берега, как и первый участник переправы (рис. 5).
В межсезонье, когда вода холодная, можно организовать переправу над водой, воспользовавшись камнями, выступающими из воды, завалами из деревьев. Иногда над рекой нависает старое, не представляющее ценности умирающее дерево. Спилив его, можно организовать переправу (рис.6).
Переправа по бревну наиболее удобна и безопасна. Она проводится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, значительной глубины и т. д. В этом случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Приготовленное бревно должно превышать ширину русла реки на 2 — 3 м. Сучья нужно обрубить, бревно уложить перпендикулярно руслу и укрепить с обеих сторон. Это рекомендуется делать в следующем порядке: со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается ямка. В нее упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепится узлом «стремя» веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца. За них берутся туристы, распределившись так, чтобы с обеих сторон стояло одинаковое количество человек, и начинают медленно поднимать бревно на 40—50 ° (рис. 7). Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно к противоположному берегу. По уложенному бревну проходит налегке первый турист, и если необходимо, закрепляет для устойчивости его верхушку. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на опору на нужную высоту. Участники переправы используют ее в качестве перил.
Презентация по ОБЖ на тему «Правила преодоления препятствий в пешем походе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Правила преодоления препятствий в пешем походе Выполнила: Учитель ОБЖ АНОО Гимназия «Ковчег» Шумская А.Э.
Движение цепочкой, соблюдая небольшие интервалы
В конце цепочки идет замыкающий
Идущий впереди предупреждает о возможных опасностях на пути следования
Нужно очень осторожно проходить через прогнившие деревья, особенно в дождь, когда они влажные и скользкие.
При движении по крутым влажным склонам лучше спускаться или подниматься с помощью веревки
При переправе через глубокие овраги или бурные реки по бревнам туристы также должны наводить веревочные перила
В групповом снаряжении должны присутствовать специальные веревки для преодоления естественных препятствий
Переправа через реку с помощью моста
Переправа через реку – вброд с шестом
Переправа через реку – вброд со страховкой по перильной веревке
Переправа через реку на лодках
Переправа через реку на плотах
Переправа над водой по выступающим камням
Переправа над водой по поваленному дереву
Переправа над водой по бревну
Переправа на лыжах по замерзшему водоему
Новых путешествий! Новых достижений! Новых дорог!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В ходе движения по маршруту туристам приходится преодолевать разного рода естественные препятствия.Данный учебный материал позволит педагогам и наставникам более наглядно продемонстрировать основные правила преодоления естественных препятствий в природной среде,встречающихся при проведении пеших походов
Номер материала: ДБ-1100171
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методическая разработка занятия туристско-краеведческого направления «Преодоление препятствий»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр детского, юношеского туризма и экскурсий г. Амурска,
Амурского муниципального района Хабаровского края
Технологическая карта занятия
«Преодоление естественных препятствий»
Овсеенко Елена Александровна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска
Возраст учащихся: 9-11 лет
Тема занятия: Преодоление естественных препятствий в походе
Тип занятия: получение нового знания
Цель: познакомить учащихся с понятием «препятствие» и способами преодоления препятствий во время движения в походе
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
развивать принцип самооценки;
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
раскрыть определение термина «препятствие»;
определить принцип правильного преодоления препятствий во время движения в походе;
дать классификацию способов преодоления препятствий.
Дидактические средства: фишки с буквами РФ – рельеф, В-вода, Г- грунт, П- погода, Р – растительность, кластер с группами естественных препятствий, Физминутка «Ах и Ох идут в поход», видеоролик «Препятствия в походе», информативные плакаты с рисунками о способах передвижения по пересечённой местности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Мотивация учебной деятельности
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
— Добрый день, ребята.
Очень рада видеть вас на своем занятии.
Поиграем для начала в «Солнечные ладошки». Поворачиваемся лицом к соседу. Прикасаемся своими ладошками к ладошкам соседа и говорим комплимент друг другу или просто улыбаемся
Организовывают рабочее место.
Здороваются с педагогом.
Учащиеся играют в «Солнечные ладошки», заряжаются положительными эмоциями.
управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные : организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
Проверить готовность к уроку.
Вызвать позитивное настроение
Формулирование темы занятия, целеполагание, задачи занятия
Беседа, фронтальный опрос
Как можно одним словом назвать все то, что мешает туристу передвигаться в походе?
— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь нашей цели?
Педагог корректирует формулировку цели и задач занятия.
Цель: узнать, как можно преодолеть препятствия в походе.
— узнать, какие есть препятствия
— как безопасно преодолеть эти препятствия
— как помочь друг другу во время движения
Учащиеся называют виды рельефа, особенности местности (вспоминают, какая бывает местность).
Обсуждение темы занятия.
Учащиеся формулируют понятие «препятствие», затем тему занятия.
С помощью наводящих вопросов педагога формулируют цель занятия. Выясняют, какие ставим задачи на занятии для достижения цели
Регулятивные: самостоятельно, опираясь на собственный опыт, найти ответы на вопросы
Коммуникативные: планирование сотрудничества с педагогом, диалога.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения главного.
Личностные: готовность и
способность к саморазвитию и
мотивация к познанию нового.
сотрудничество в постановке вопросов
по определению задач урока
— выявление, идентификация проблемы в споре о разных видах преодоления препятствий во время движения
Формулирование совместно с педагогом темы, цели и задач занятия
Обеспечение мотивации учения детьми, необходимости достижения цели урока.
Постановка учебной проблемы
Ребята, как вы думаете можно ли в походе обходить встречающиеся препятствия?
Предлагаю посмотреть видеоролик «Препятствия в походе», чтобы иметь представление о естественных препятствиях в походе.
Учащиеся вступают в дискуссию.
— Нет, нельзя, это увеличит время похода и т.д.
— умение вести диалог
-умение слушать собеседника
нравственная ориентация на положительное решение проблемы взаимопомощи
-умение высказывают свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Дискуссия. Постановка проблемы.
Поиск решения учебной проблемы и ее выражение
систематизация, работа в группах, конкретизация,
Предлагаю разделиться на пять команд.
Сделайте вывод, опираясь на это видео, какие есть группы препятствий. Составьте схему, в которой вы покажете, что рассказал вам видеоролик о видах препятствий
Все естественные препятствия можно разделить на пять основных групп, связанных с определенными природными факторами:
1 группа – препятствия, связанные с рельефом. 2 группа – препятствия, связанные с водой,
3 группа – препятствия, связанные с растительностью:
4 группа – разный вид грунта под ногами.
5 группа – препятствия, связанные с погодой.
в тетрадях составляют кластер «препятствия в пути»
Проверяют: на интерактивной доске – кластер видов препятствий
Оценивают свою работу
Учащиеся предполагают характеристики каждой группы препятствий. Дают свои ответы.
нравственная ориентация на положительное решение проблемы взаимопомощи
Коммуникативные: сотрудничество, выполнение разных ролей в группе, умение прислушиваться к мнению товарищей.
формирование умения извлекать информацию из видеоролика, из информации педагога, от своих друзей по команде
оценка-осознание уровня и качества усвоения;
Учатся самостоятельно выделять группы препятствий и характеризовать их
Физминутка на зрение
Поиск решения учебной проблемы и ее выражение
обобщение разных мнений, беседа
— Вы разделили все эти препятствия на пять групп. У вас на партах напротив каждого лежит стикер с буквами: РФ – рельеф, В-вода, Г- грунт, П- погода, Р-растительность. Таким образом, каждый со своими буквами ищет детей с такими же буквами и объединяется в группу. Получилось пять групп.
Наш «поход» продолжается. Найдите ответ на вопрос: как пройти через ваше препятствие?
учащие в группы их пять (по количеству видов препятствий)
Учащиеся в группах предлагают разные способы решения вопроса, спорят, обсуждают, приходят к разным выводам.
Познавательные: создание алгоритма решения поставленной задачи поискового характера; выдвижение предположений, их обоснования.
постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
планирование, прогнозирование результата предположений
В результате группового обсуждения приходят к выводам о различных способах преодоления препятствий
Беседа, диалог, самопроверка,
мнениями в группах,
— Каждая группа разобралась, как преодолеть определенное естественное препятствие. Прошу представителя от команды для представления способов преодоления естественных препятствий.
А теперь вернемся к нашей проблеме. Можно ли в походе обходить встречающиеся естественные препятствия?
Оказывается, если мы знаем, как преодолеть естественное препятствие, то и нет смысла его обходить. Зачастую многие естественные препятствия нельзя обойти. Например, какие?
Консультанты от каждой команды демонстрируют способы преодоления естественных препятствий (РФ – рельеф, В-вода, Г- грунт, П- погода, Р-растительность).
Учащиеся высказывают свое мнение, задают вопросы представителям команд.
Учащиеся отвечают на вопрос.
— Например, река, гора, болото и тд.
умение моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
— умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
мнениями в группах
Игра «Мы пройдём везде!». Предлагаю группам поменяться препятствиями и попробовать эти препятствия преодолеть. Разрешается обращаться за помощью к той команде, которая выступала консультантом по этому препятствию.
— Ребята, мы двигаемся вперёд, и местность изменяется. Поменяйтесь местами и изобразите наиболее безопасный способ преодоления препятствия так, чтобы все смогли отгадать, что у вас на пути, и как вы с этим препятствием справляетесь.
— Все группы успешно справились с игровым заданием. Обозначенную выше проблему мы решили. Теперь мы знаем, как преодолеть естественные препятствия, связанные с рельефом, водой, особенностями грунта, растительностью и погодой.
Группы учащихся переходят на другой вид препятствия и совместно ищут пути его преодоления безопасным способом.
Затем участники показывают свой способ с помощью пантомимы.
Фиксируют домашнее задание.
выбор наиболее эффективных и безопасных способов решения задач в зависимости от изменившихся конкретных условий
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы,
Выявление уровня знаний из жизненного опыта и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий
Рефлексия учебной деятельности
— Что в нашем «походе» показалось для вас лёгким?
— А что было очень сложным?
— А теперь распределитесь по парам и покажите с помощью своих «солнечных ладошек», насколько вы шагнули вперёд в знаниях на сегодняшнем занятии.
Кто считает, что он нашёл ответы на все вопросы, покажите ладонь из пяти пальцев.
Кто думает, что какой-либо вопрос для него не решён, покажите три.
Если вы считаете, что ничего не открыли для себя нового, покажите два пальца.
рефлексия детей по уровню психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и совместной деятельности с другими детьми в группе.
Открыли для себя разные виды природных препятствий.
Убедились, что во время движения обязательными условиями преодоления всех препятствий являются поддержка друг друга и безопасность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Верба И.А. Голицын, С.М,. Куликов,В.М.Рябов Е.Г «Туризм в школе», «Ф и С», 1983г;
Константинов Ю.С. «Детско-юношеский туризм», Москва, 2006г;
Куликов В.М,. Ротштейн Л.М «Школа туристских вожаков», «Владос»,1999г;
Симаков В.И. «Туристские походы выходного дня», Москва, «Советская Россия», 1984г
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-550468
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.