Что обозначает распространенное предложение и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространенное предложение. Примеры
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» (всё — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространенным.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз (В. Катаев).
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
В составе предложения указываем согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок: Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» (всё — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространенным.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз (В. Катаев).
Дело было так. Тщательно и старательно шел Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр… (Г. Траепольский).
Это стало традицией (К. Паустовский).
Светились цветы. Светились недолго (Н. Сладков).
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Ученик был нетерпелив. Пять минут — невелик срок (М. Алексеев).
Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара (К. Паустовский).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
С утра пошел снег (Т. Тэсс).
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
В составе предложения указываем согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Тема: Что такое распространённое и нераспространённое предложения?
Цель: формирование представлений о распространённых и нераспространённых предложениях.
Урок посвящен изучению основы предложения и её месту в предложении. В ходе урока учащиеся научатся находить основу предложения, различать и выделять главные и второстепенные члены предложения (без терминов), а также соотносить текст и рисунок, составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка. Словарный запас учащихся пополнится такими терминами как «слова-названия предметов», «слова-названия действий предметов» и «слова-названия признаков предметов».
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме: нет
Задания тренировочного модуля:
В представленной таблице пропали некоторые предложения. Поставьте все предложения на место.
Он очень любит золотую осень.
Волшебница коснулась платья своей волшебной палочкой.
На кухне стоит стол.
Она очень любит свою интересную работу.
Лилии и розы зацвели.
Я пришёл домой, Колесо сломалось, Мама работает в школе, Собачка лает, Мы читаем и пишем, Мама работает, Девочка с радостью ходит в любимую школу, В почтовом ящике лежит письмо.
К каждой картинке составьте два предложения. Одно предложение распространённое, а другое предложение нераспространённое. Например: А) Ребята смотрели. Б) Ребята смотрели на игрушки.
1.Как называются предложения, в которых есть только грамматическая основа?
2. Как называются предложения, которых кроме грамматической основы есть слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое? Чей? Где? Куда?
4. Подлежащее и сказуемое – это _____ члены предложения. Какие они?
3. Как называются члены предложения, которые поясняют основу предложения?
5. Какой главный член предложения отвечает на вопрос кто? или что?
6. Какой главный член предложения отвечает на вопрос что делать?
Основные результаты по итогам урока:
Распространенные и нераспространенные предложения
Урок 12. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Распространенные и нераспространенные предложения»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое нераспространённые предложения?
· Что такое распространённые предложения?
· Как распространить предложение?
Каждое предложение чем-то напоминает картину. Мы сообщаем, то есть, рисуем что-то.
И мы можем нарисовать что угодно всего несколькими чертами.
Бабочка летит. Здесь все ясно. Мы сообщили самое основное. Нарисовали контур.
Мы сделали это с помощью подлежащего и сказуемого. То есть, грамматической основы предложения.
Ведь мы помним, что грамматическая основа предложения – это чаще всего два компонента. Подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает то, о чем говорится в предложении. А сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете или явлении. То есть, о подлежащем.
Но нам бывает недостаточно только одной основы. Посмотрите, на нашей картине только контур, совсем нет красок.
Раскрасим её. Добавим ещё каких-нибудь деталей.
Когда мы хотим добавить деталей, сделать предложение ярче, мы пользуемся второстепенными членами.
Значит, в предложении может быть только грамматическая основа.
Я – подлежащее, читаю – сказуемое.
Всё предложение состоит только из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Но в предложении, кроме грамматической основы, могут быть и второстепенные члены.
Добавим один второстепенный член в предложение.
Теперь мы уже не можем назвать его нераспространённым. Такие предложения называются распространёнными.
Итак, предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.
А почему они называются распространёнными?
Это от слова «распространить». Одно из значений слова «распространяться» − занимать, охватывать все более широкое пространство, увеличиваться в размерах.
Уже знакомое нам предложение Я читаю. − нераспространённое. Нельзя сказать, чтобы оно занимало много пространства. А нельзя ли его как-нибудь распространить, то есть, расширить его смысл?
Сегодня с утра я читаю интересную книгу о пиратах.
Наше предложение стало распространённым.
Но на самом деле, чтобы сделать предложение распространённым, не нужно так уж стараться.
Ведь чтобы предложение стало распространённым, нужен хотя бы один второстепенный член.
Да-да, нам хватит одного слова!
Выглянуло солнце. Только подлежащее и сказуемое – нераспространённое предложение.
Выглянуло яркое солнце. Яркое – это второстепенный член. Теперь предложение стало распространённым.
Красота! Предложение нераспространённое. В нем ещё и нет полной грамматической основы. Мы видим только подлежащее. Но мы можем сделать предложение распространённым.
Пойдём? А здесь только сказуемое. Конечно, предложение нераспространённое. Добавим второстепенный член.
Предложение стало распространённым.
Но будьте очень внимательны! Помните, что русский язык – коварен! Не каждое слово может быть второстепенным членом.
Артур не пришёл. Не – это не самостоятельное слово. Оно не является членом предложения. Оно входит в состав сказуемого.
Ура, каникулы! Слово «ура» тоже членом предложения не является.
Глагол – часть речи. А здесь сказуемым является словосочетание часть речи. А второстепенных членов предложения нет. О таких случаях нужно помнить.
И, конечно, не следует забывать об однородных членах предложения! Их нельзя путать с второстепенными членами.
Петя и Катя пришли и слушают. В этом предложении два однородных подлежащих и два однородных сказуемых. Но это предложение – нераспространённое. Ведь в нем есть только подлежащие и сказуемые.
Листья кружатся, падают, шуршат. В этом предложении три однородных сказуемых. Но оно все равно нераспространённое.
Улетают скворцы, дрозды, малиновки. В этом предложении три однородных подлежащих. Но оно нераспространённое.
А зачем нам вообще распространять предложения?
Дело в том, что мы не можем обходиться только нераспространёнными предложениями. Вообразите только, на что будет похожа наша речь!
Например, вас спрашивают: «Как прошёл твой день?»
А вы отчитываетесь следующим образом: «Я встал. Позавтракал.
Зашёл друг. Он рассказал. Мы поехали и посмотрели. День прошёл».
Это же какой-то скелет высказывания! Ничего хорошего такая речь не принесёт.
Именно распространённые предложения делают нашу речь богатой, насыщенной.
Добавим немного информации в виде второстепенных членов.
Сегодня я встал поздно. Торопливо позавтракал овсяной кашей с вареньем.
Потом за мной зашёл друг. Он рассказал о новой выставке роботов во Дворце культуры. Мы сразу же поехали в центр города и посмотрели на выставку.
День прошёл довольно интересно.
Другое дело. Теперь перед нами полная картина.
И все благодаря распространённым предложениям.
Вообще, считается, что предложение можно распространять бесконечно или почти бесконечно. Например, из простого «Прозвенел звонок» мы можем сделать вот такое распространённое предложение.
Внезапно громко и ликующе прозвенел долгожданный звонок с последнего на этой неделе урока.
Поэтому не удивляйтесь, если во время вашего ответа учитель попросит вас пользоваться распространёнными предложениями.
Итак, что мы должны запомнить сегодня?
Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными. Предложение считается распространённым, если в нем есть хотя бы один второстепенный член.
Распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения
теория по русскому 🐻 синтаксис
По грамматическому составу различают предложения двух типов: распространённые и нераспространённые.
Нераспространенные предложения
Предложения, состоящие только из грамматической основы (двух главных членов или одного из них), называются нераспространёнными.
Частицы, предлоги и союзы не являются членами предложения, поэтому не влияют на распространённость предложения!
Распространенные предложения
Предложения, в составе которых имеются любые второстепенные члены, называются распространёнными.
Наличие определения, приложения, дополнения, обстоятельства позволяет отнести предложение к разряду распространённых. При этом предложение может быть как двусоставным, так и односоставным. Примеры:
Полные предложения
Простые предложения бывают полными и неполными.
Полными предложениями называются те, в которых есть все структурно необходимые члены предложения, выражающие относительно законченную мысль.
« Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки » (И.А. Гончаров).
Сказуемое в предложении согласуется с подлежащим и управляет дополнением и обстоятельством; дополнения «усталости», «скуки» зависят от дополнения «выражением». Таким образом, предложение представляет собой непрерывную цепочку связей между словами.
Неполные предложения
Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Возможность пропуска члена предложения объясняется тем, что они легко восстанавливаются на основе контекста (языкового окружения), речевой ситуации или из структуры самого предложения.
Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные, как распространённые, так и нераспространённые предложения. Использование неполных предложений необходимо, чтобы избежать тавтологии, облегчить речь либо упростить конструкции сложных предложений. Пример:
Второе предложение отдельно от первого звучит бессмысленно, но, зная первое, мы легко восстановим недостающее сказуемое «пришла». Поэтому предложение «Катя (пришла)» будет неполным.
В неполных предложениях могут быть пропущены следующие члены:
Неполные предложения бывают трёх типов: контекстуально-неполные, диалогически-неполные, ситуативно-неполные.
Контекстуально-неполные предложения
В подобных предложениях опущенный элемент легко восстанавливается из предшествующего контекста и пропущенных членов может быть больше одного:
«Правда правдой остаётся, а молва себе – молвой» (А.Т. Твардовский).
Диалогически-неполные предложения
Предложения этого типа являются элементами диалога (вопросно-ответная форма). Неполным предложением чаще всего является ответная реплика:
«– Куда и откуда? / – Из Вологды в Керчь… А вы-с? / – Из Керчи в Вологду…» (А.Н. Островский)
Ситуативно-неполные предложения
Подобные предложения звучат как коммуникативное целое и обладают только грамматической неполнотой. Например, команда «Ещё раз!» может быть восстановлена до полной формы («Ещё раз скажите», «Сделайте ещё раз»), но и без дополнительных членов смысл этой фразы ясен.
Эллипсис
Неполнота предложения может использоваться как средство художественной изобразительности. Такая стилистическая фигура называется эллипсисом – намеренным пропуском какого-либо члена предложения: «Татьяна – в лес, / Медведь – за ней» (А.С. Пушкин). Пропущенные члены в эллиптических предложениях, как правило, не восстанавливаются из контекста, а являются очевидными для говорящих.
Пунктуация в неполных предложениях
В неполном предложении на месте пропущенного члена ставится тире, если пропущенный член находится в середине предложения и восстанавливается из предшествующей части или на месте пропуска делается пауза. Примеры:
«А ты любишь пироги с зелёным луком? Я – страсть как!» (М. Горький); «За шоссе – берёзовый лесок» (И.А. Бунин)