Что обозначает размер шрифта
Размер шрифта
1.2. Высота прописных букв h измеряется перпендикулярно к основанию строки.
Высота строчных букв с определяется из отношения их высоты (без отростков k) к размеру шрифта h, например: с = 7/10h (черт. 1 и 2).
Смотреть что такое «Размер шрифта» в других словарях:
размер шрифта — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN font size … Справочник технического переводчика
размер — размер: Числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения. [ГОСТ 25346 89, статья 1.1.1] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
кегль (кегель) шрифта — 3.3 кегль (кегель) шрифта: Размер шрифта, соответствующий расстоянию между верхней и нижней гранями литеры, измеряемому в пунктах. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
удобочитаемость шрифта — (Readability) Мера комфортабельности при чтении. Зависит прежде всего от рисунка шрифта (различимости отдельных знаков), от кегля [высота шрифта, размер] шрифта (например, наиболее удобочитаемым для взрослых читателей считается шрифт кг. 10… … Шрифтовая терминология
кегль (кегель) шрифта — Размер шрифта, соответствующий расстоянию между верхней и нижней гранями литеры, измеряемому в пунктах. Примечание Различают кегли: бриллиант 3 пункта, диамант – 4 пункта, перл 5 пунктов, нонпарель – 6 пунктов, миньон 7 пунктов, петит … Справочник технического переводчика
кегль шрифта — Размер шрифта. Расстояние между верхней и нижней гранями литеры. Измеряется в пунктах (1 п. = 1/72 дюйма). [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN body sizefont sizepoint bodyprimersize of typetype bodytype size … Справочник технического переводчика
параметры шрифта — Ориентация, размер, цвет символов данного шрифта. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN character attributes … Справочник технического переводчика
Font size — Размер шрифта; Кегль … Краткий толковый словарь по полиграфии
Элементы HTML — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Эта статья посвящена в основном элемен … Википедия
em space — Эм, Круглая (Em space, Mutton, Quad) Ширина самой широкой прописной буквы латинского алфавита «М». Традиционно считается, что она равна кеглю [высота шрифта, размер] шрифта, то есть в шрифте кегля 10 эм равна 10 пунктам [единица измерения… … Шрифтовая терминология
Николай Волков
ШРИФТ
Типометрические единицы
Основные термины
Шрифт
Группы шрифтов
Пропорции шрифта
Оформительские эффекты
Размер шрифта
Емкость и насыщенность шрифта
Советы по использованию шрифтов
ТИПОМЕТРИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Пика равна 12 пунктам,что чуть меньше 1/6 дюйма (большинство людей округляет эту величину). Ширина и высота колонок и полос выражаются в пиках.
Пункт составляет 0,353 мм. Размер шрифта и расстояние между строками оценивают в пунктах.
Цицеро-это единица, принятая в большинстве стран Европы. Она примерно равна пике (5,62 цицеро равны 1 дюйму).
Термины круглая шпация, полукруглая шпация тонкая шпация характеризуют горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t.
В следующей таблице приведены соотношения основных единиц измерения:
Единица измерения | Соотношение | |
с единицами типографской системы | с миллиметром при наборе | |
Пункт | 1/48 квадрата | 0,353 |
Квадрат | 48 пунктов | 6,9-17 |
Нонпарель | 6 пунктов | 2,15 |
Петит | 8 пунктов | 2,82 |
Корпус | 10 пунктов | 3,53 |
Цицеро | 12 пунктов | 4,24 |
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
ШРИФТ
Шрифт-это набор символов определенного размера и рисунка (например, полужирный шрифт New Baskerville размером 10 пунктов).
Большую часть шрифтов можно разделить на четыре группы: шрифты с засечками, или антиква (serif), шрифты без засечек, или гротески (sans serif), декоративные (decorative) и рукописные (script).
Ниже приведены образцы некоторых широко распространенных в DTP шрифтов:
ГРУППЫ ШРИФТОВ
Для каждого шрифта существует несколько вариантов начертания: нормальное (plain), курсивное (italic), жирное (bold) и жирное курсивное (bold italic). Различные варианты начертания некоторого шрифта всех возможных размеров (кеглей) объединяются в одно шрифтовое семейство или гарнитуру.
Ниже приведен пример различных начертаний гарнитуры Таймс:
Times Plain
Times Italic
Times Bold
Times Bold Italic
Конечно, это далеко не все возможные начертания, однако эти начертания обязательно присутствуют во всех гарнитурах. Кроме них можно назвать такие широко распространенные начертания, как: светлое (light), суперсветлое (extra light), полужирное (demi bold), супержирное (extra bold), сжатое (compressed или condensed). Существует и множество других, для которых иногда даже нет общепринятого наименования.
ПРОПОРЦИИ ШРИФТА
ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ЭФФЕКТЫ
Одной из интересных возможностей оформления любых шрифтов является построение контурных литер (Outline-эффект). В DTP-системах реализована также возможность создания теневого (Shadow) эффекта для любых шрифтов.
Эти и многие другие эффекты реализуются компьютером путем модификации стандартных шрифтов по определенным алгоритмам.
Среди других, часто используемых оформительских операций, можно назвать следующие: подчеркивание и двойное подчеркивание, перечеркивание, смещение текста относительно нормального положения строки и разнообразные их комбинации.
РАЗМЕР ШРИФТА
Размером шрифта называется расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями. Обычно размер шрифта (кегль) выражается в пунктах.
Визуальное определение размера шрифта представляет сложность только для начинающих пользователей DTP-систем. Даже после непродолжительной работы пользователь приобретает опыт и через некоторое время распознает практически безошибочно большинство кеглей часто используемых гарнитур.
На следующей иллюстрации изображены несколько кеглей одной гарнитуры:
Существуют специфические наименования для отдельных кеглей, также «унаследованные из прошлого»: бриллиант (3 пункта), диамант (4 пункта), перл (5 пунктов), нонпарель (6 пунктов), миньон (7 пунктов), петит (8 пунктов), боргес (9 пунктов), корпус (10 пунктов), цицеро (12 пунктов), миттель (14 пунктов), терция (16 пунктов), текст (20 пунктов).
ЕМКОСТЬ И НАСЫЩЕННОСТЬ ШРИФТА
Шрифты одного и того же кегля могут иметь различную емкость, т.е. в одной строке может помещаться различное количество знаков. В некоторых книгах по типографике приводятся таблицы емкости шрифтов для определения среднего количества знаков для разных кеглей в строках различного формата. Я бы не советовал их использовать, т.к. параметры одного и того же шрифта меняются в зависимости от производителя. Более приемлемым способом является самостоятельное определение емкости. Для этого наберите колонку текста и сделайте ее дубликаты для шрифтов, которые вы собираетесь использовать.
На рисунке ниже один и тот же текст набран одним кеглем, но имеет для разных шрифтов свою емкость и насыщенность:
СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ШРИФТОВ
Ниже приводятся несколько простых советов по использованию шрифтов:
Для основного текста используйте прямое светлое начертание шрифта.
При выборе шрифта (особенно это касается очень светлых гарнитур) определите, на каком устройстве будете выводить ваш документ. Дело в том, что лазерные принтеры печатают буквы более толстыми, чем они получаются на фотонаборных автоматах, причем чем хуже разрешение принтера, тем толще получаются буквы. В любом случае, прежде чем принимать решение, просмотрите пробные отпечатки.
Для заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых гарнитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для заголовков и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры; это же касается тех случаев, когда в основном тексте существует несколько гарнитур.
Если заголовок занимает более трех строк, гарнитура должна быть равна по насыщенности основному тексту. Если гарнитуры заголовка и текста совпадают, отделите заголовок от текста. Используя полужирное начертание шрифта для первых слов заголовка, вы как бы даете шапку, а набор курсивом поможет отделить заголовок от основного текста, не отвлекая внимания. Если заголовок занимает менее трех строк, эффектно смотрится гарнитура более солидного вида, чем у основного текста.
Старайтесь не применять на полосе более трех различных гарнитур, а обходитесь различными начертаниями одной гарнитуры в элементах документа (заголовках, основном тексте, шапках и др). Однако некоторые гарнитуры очень похожи между собой, и вы можете использовать их как варианты одной гарнитуры.
Курсив отлично смотрится в шапках, строчках с фамилиями авторов, боковых заголовках и заголовках-форточках.
Как задавать размеры шрифта в вёрстке
Всё просто, но есть нюанс.
Продолжаем говорить о размерах в CSS. Мы уже разбирали пиксели, проценты и зависимость от окна браузера, а теперь посмотрим на особенности размеров шрифтов.
Коротко о том, что уже было: пиксели и высота экрана
Самый простой способ задать размер чего-нибудь на веб-странице — указать его в пикселях:
Также можно указать размер в виде пропорций от ширины или высоты браузера. Например, чтобы размер шрифта был 1/10 от высоты окна. Необычно, но может быть интересно:
Проценты и шрифты
Ещё есть проценты, но с ними сложнее: нужно знать размеры родительского элемента, чтобы процентам было от чего отталкиваться. Например, если мы просто напишем font-size: 50%;, то браузер сделает так:
Теперь добавим отдельный стиль для абзаца и в нём укажем, что размер текста должен быть 50%:
А вот что будет, если мы удалим размер в пикселях из стиля body<> и дадим браузеру самому разобраться с размером:
Так как мы не задали точные размеры, то браузер взял какой-то свой размер абзаца по умолчанию и посчитал 50% от этого стандартного размера. Получилось мелко и нечитаемо.
Em — относительный размер шрифта
Так же, как и с процентами, em — это относительные значения. Всё зависит от родительского элемента. В этом примере родительским элементом был общий размер для всей страницы, заданный в body<>. Но что, если мы вложим с помощью блоков абзацы друг в друга?
Размеры в эмах удобно использовать для вёрстки разных иерархических элементов, где каждый вложенный уровень должен по размеру быть меньше предыдущего. Чтобы каждый раз не считать размеры вручную, можно использовать одно и то же значение в em — а браузер сам уменьшит шрифт пропорционально вложенности.
👉 Em считается относительно текущего размера шрифта и пересчитывается при изменении размеров родительского шрифта. Это можно использовать для адаптивной вёрстки.
Межстрочный интервал
Помимо размера самих букв у текста есть параметр межстрочного интервала — это расстояние между нижними краями текста на каждой строке.
Стандартное значение межстрочного интервала — normal. Это значит, что браузер спросит у шрифта, какое межстрочное расстояние тот предпочитает. Вам ни о чём думать не нужно:
Интересно, что вся строка выше в целом бессмысленна, потому что она говорит браузеру «у текста абзацев должен быть стандартный размер и стандартный межстрочный интервал». На что браузер справедливо скажет: «Да я и так бы их сделал стандартными, не учи меня жить».
Иногда мы используем нестандартные шрифты, в которых браузер не знает стандартного межстрочного интервала. Или он его знает, но нас этот интервал не устраивает. Тогда интервал можно задать во всех тех же единицах: пикселях, емах, процентах.
Как адаптировать размер текста под размер экрана
Допустим, дизайнер поручил нам сделать так, чтобы заголовки на странице меняли размер в зависимости от ширины экрана. Если экран широкий, то и заголовок должен быть большим. Если экран узкий — пусть будет компактным.
Самый прямолинейный способ это сделать — задать размер в единицах vw. Например, 1vw — это 1% ширины экрана; 10vw — 10% ширины экрана. Если экран шириной 1000 пикселей, то 20vw — это 200 пикселей.
Звучит неплохо, но может плохо выглядеть: смартфоны обычно очень узкие, а экраны компьютеров очень широкие, и разница в размере шрифта будет в 5–6 раз. И если, например, основной текст фиксированного размера, а заголовки должны менять размер, то на широких экранах заголовки будут мельче, чем основной текст.
Второй вариант — использовать медиазапросы. Мы расскажем о них подробно в другой статье, а пока кратко: это когда мы можем накатывать разные стили на документ в зависимости от того, как этот документ отображается. Можно сказать: «Если экран шире 500 пикселей, используй вот такой размер шрифта; если шире 1000 пикселей — сякой; а если это не веб-страница, а версия для печати — вообще используй другой шрифт и размер».
Тогда мы можем просто задать размеры стандартных экранов смартфонов и прописать нужные размеры текста для каждого, и всё будет выглядеть идеально.
@media screen and (min-width: 601px) < h2
«О шрифте»: простые принципы хорошей типографики
Рассказываем, на что обратить внимание в работе со шрифтом.
evgeniy kornilov / shutterstock
Шрифт и формат полей сильно влияют на восприятие продукта. Если выбрать их неправильно, продукт может оказаться неудобным для читателя.
В книге «О шрифте» немецкий дизайнер Эрик Шпикерманн делится опытом с теми, кто хочет подходить к этой задаче со знанием дела: учит разбираться в тонкостях типографики и показывает, что шрифт — не высокое искусство, а рабочий инструмент дизайнера.
Эрик Шпикерманн — один из самых известных дизайнеров шрифта. Он разработал фирменный шрифт компании Audi, журнала The Есоnomist и систему знаков для уличной навигации в Берлине. В 1979 году он основал компанию MetaDesign, которая разрабатывала шрифты для Adobe, Apple, Mozilla и других гигантов.
Рассказываем, как шрифт помогает увеличить доверие к компании, как с помощью него передать эмоции и о чём нужно помнить при вёрстке популярных форматов печатных продуктов.
Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Индивидуальность
Чтобы печатное издание выглядело хорошо, дизайнер собирает шаблоны, подбирает шрифты и тем самым формирует ожидания читателя. Для обычных людей этот дизайн совершенно невидим, так как он помогает фокусировать внимание читателя на статьях и фотографиях. Шпикерманн считает, что так и должно быть:
Мастерство подачи информации заключается в том, чтобы читатель не отвлекался на мысли, что кто-то старательно упорядочивал на странице каждую строку, абзац и колонку. Дизайн, по крайней мере в данном случае, должен оставаться незаметным. Следовательно, и шрифт для подобной трудоёмкой работы нужен «невидимый», выглядящий естественно, чтобы читатель не замечал его как таковой.
Посмотрите на передовицу USA Today и заголовки других популярных газет. Даже если вы не знаете иностранные языки, индивидуальность типографики поможет легко понять, где пишут о ежедневных событиях, о финансах или о политике:
Этот приём можно использовать не только в печатных изданиях. Например, Шпикерманн придумал типографическую задачу, в которой предлагает читателю определить, какой из шрифтов больше подходит той или иной обуви:
Шпикерманн считает, что индивидуальность шрифта похожа на индивидуальность обуви. Вы можете взять с собой на горный курорт строгие туфли — ходить в них по снегу будет невозможно, хотя они и выглядят отлично:
Едва ли кто-то танцует, бегает, забирается на гору и ходит на работу в одной и той же обуви. Хотя форма стопы неизменна, для достижения перечисленных выше и многих других целей ей нужна разная поддержка, защита и помощь. То же касается шрифта. Порой на буквы возлагается большая ответственность за донесение до читателя конкретных цифр и фактов, порой необходимо принарядить слова, чтобы они выглядели приятнее, удобнее и, если хотите, красивее.
Настроение
Шрифт помогает настроить ожидание читателя от компании и человека. В качестве примера Шпикерманн приводит корпорации — им необходим строгий шрифт, который поможет убедить клиентов в серьёзных намерениях компании. Взгляните, как смотрится шрифт Bodoni рядом со строгой одеждой — этот набор помогает легко представить респектабельного переговорщика или гендиректора:
Раньше проектировать или переделывать шрифт было дорого и затруднительно. Теперь это не так. Корпоративные шрифты стали главным источником работы для дизайнеров шрифта — они снабдят вас и одним начертанием для конкретного продукта, и большой системой для всех нужд.
Этот приём — очень сильный. Шпикерманн считает, что он может сделать сомнительную контору более презентабельной:
К сожалению, нельзя запретить по закону недобросовестным дельцам применять классические, вызывающие доверие шрифты, которые создают хорошую репутацию их сомнительному товару.
Шрифт может охарактеризовать не только пару обуви или какую-то компанию, но и эмоции людей:
Посмотрите, как смысл слов и выражаемых эмоций сочетается со штрихами шрифта и его индивидуальностью. Например, слово surprise (сюрприз) всегда означает что-то неожиданное, поэтому странный шрифт Mistral хорошо его характеризует.
Со словом joy (удовольствие) сложнее. В шрифте должны присутствовать динамика, открытые формы и уверенные штрихи. Поэтому Шпикерманн набрал его шрифтом Lithos и заглавными буквами, чтобы эмоция не терялась из-за выносных элементов j и y.
Всмотритесь в букву, и вы разглядите индивидуальность в её физических свойствах: лёгкая или массивная, круглая или квадратная, тонкая или приземистая. Буквы могут стоять по стойке смирно, как солдаты, а могут грациозно танцевать в строке. Одни слова не только звучат, но и выглядят приятнее, чем другие.
До изобретения цифровой печати типографии придумывали, как подольше пользоваться буквами для набора. Оказалось, что наиболее «живучими» оказались шрифты со скруглёнными концами, слабым контрастом и мягкими контурами. Сейчас есть современные вариации этих шрифтов, которые можно легко применить в плакате и передать настроение старины:
Функция
Типографика неразрывно связана с вёрсткой — от размера полей и формата зависит, какой интерлиньяж вы выберете, какой будет межсловный пробел и размер абзаца. А сама вёрстка зависит от задачи — где, когда и зачем человек будет пользоваться печатным продуктом.
Шпикерманн выделяет пять основных форматов, о которых стоит помнить дизайнеру: домашнее чтение, в гостиной, на кухне, в вестибюле и общественном месте.
1. Домашнее чтение. Читатель в спальне или в другом месте для отдыха. Важно, чтобы книгу или журнал можно было держать в руках и ничего вокруг не отвлекало. Лучший выбор для вёрстки книг — канон Ван де Граафа или золотой канон Яна Чихольда, которые часто используются в вёрстке книг. Они позволяют оставить достаточно места на полях, их удобно держать, и всё внимание читателя фокусируется на рассказе автора.
2. В гостиной. Скорее всего, на кофейном столике будет лежать красивый журнал, который будут просматривать не слишком внимательно, — в таком случае дизайнеру не нужно оставлять много места на полях под пальцы.
Сам контент важно организовывать с помощью модульной сетки, чтобы все поля, размеры шрифта и иллюстраций были одинаковыми. Благодаря этому читатель из-за невнимательности не будет пропускать важное, так как все значимые элементы издания будут в одних и тех же местах.
3. На кухне. Здесь люди читают инструкции и поваренные книги не в идеальных условиях. Поэтому цвет бумаги для вашего продукта должен быть не белым, а жёлтым — иначе она очень быстро запачкается.
Так как время чтения на кухне ограничено, нужны максимально простые формулировки, короткие строки и иллюстрации с демонстрацией. Если рецепт пирога в вашей поваренной книге не выглядит как пошаговая инструкция, вряд ли она кому-то поможет в деле.
4. В вестибюле. Обычно всё бульварное чтиво нужно, чтобы читатель скоротал время в очереди. Для этого необходимо делать заголовки большими и понятными, чтобы они помогли читателю выбрать интересную статью. Для таких журналов важно оставить место для пальцев на полях, а вёрстку издания сделать строгой — в несколько узких колонок.
5. В общественном месте. На улице людям в первую очередь интересны расписания общественного транспорта и объявления. Обычно их верстают в формате таблиц, чтобы помочь читателям найти нужную информацию быстрее. Для этого формата Шпикерманн советует использовать достаточно контрастные шрифты и избавляться от ярких разделителей, чтобы они не мешали изучать расписание автобусов.
Шрифт на экране
Все перечисленные особенности работы со шрифтом применимы и в вёрстке для экранов. Но здесь важно помнить, что шрифт для браузеров состоит из пикселей и он совершенно не похож на те, что обычно используют в печати на бумаге. Например, вот как пришлось изменить Georgia, чтобы вписать его в сетку разных кеглей:
Из-за этого вы не сможете заранее предугадать, как вёрстка будет смотреться на экране пользователя:
Никакое количество кривых Безье, вписываемых в сетку, не будет исчерпывающим для всех программ рендеринга во всех системах. Веб-дизайнерам приходится мириться с тем фактом, что шрифт в разных условиях выглядит по-разному, как это и было столетиями, по мере того как менялись технологии производства бумаги, печати и типографского набора.
Шпикерманн советует использовать пять хороших и бесплатных шрифтов для продуктов для экрана. Все они проектировались с учётом особенностей работы современных мониторов и экранов смартфонов:
«Рабочие лошадки»
Поиск настроения шрифта не должен превратиться в ежедневную рутину. Например, дизайнеру незачем по-особенному подходить к рекламному буклету для дверных ручек или освежителей воздуха, описанию состава на упаковке и инструкции к чайнику:
Если вы готовите каталог запчастей или инструкцию к огнетушителю, вас не интересуют изящно изогнутые засечки или классицистический контраст. Необходимо, чтобы буквы были ясно различимы, компактны, чтобы их больше уместилось в ограниченном пространстве (а бывает ли пространство неограниченным?) и они оказались достаточно прочны, чтобы выдержать суровые условия печати и копирования.
Универсальные шрифты Шпикерманн называет «рабочими лошадками» — с их помощью можно решить рутинные задачи бизнеса максимально быстро и дёшево. У любого подобного шрифта должны быть:
В качестве «рабочих лошадок» Шпикерманн выделяет девять шрифтов: