Что обозначает штампованная фраза
Что такое речевые штампы и почему стоит от них отказаться?
Неполноценными выражениями и словами, избитыми фразами, которые первоначально были выразительными и яркими, являются своеобразные шаблоны, называемыми речевыми штампами. Ими перегружается речь говорящего. Употребляемые часто, они попросту теряют смысл и образность. Подобные устойчивые словосочетания, выражения изначально звучали экспансивно и были новизной в речи. Но они очень быстро стали бесполезными и скучными.
Стереотипные, шаблонные слова и выражения превращают живую речь в тусклую и невыразительную. К тому же, зачастую рассказчик не учитывает контекст. Штампы заполняют речь шаблонными оборотами, «убивающие» колоритные фразы и живые слова.
Виды речевых штампов
Существует несколько видов штампов.
Свойства или характеристики, которые отражают уникальность того или иного предмета, могут с течением времени перейти в речевой штамп. Один из примеров – слово «нефть». Оно имеет много синонимов и речевых штампов, и один из них – «черное золото».
Противоречия в вопросах о речевом штампе
Некоторым людям советуют отказаться от речевых штампов, а некоторых призывают к применению закрепленного штампа в речи, указывая, что он является устоявшимся словосочетанием. Нас часто устраивает несложная повторяемость речевых фраз, автоматизация процесса речи и облегчения общения между коллегами. Главный принцип использования, конечная цель, порой неосознаваемая — экономия умственной работы. Следовательно, употребление стереотипов речи или клише считается закономерным фактом, но только вам решать — хотите ли вы использовать их в речи.
Сходства и отличия: речевые штампы, канцеляризмы, языковые стандарты, речевые клише
Между ними много аналогичного. Канцеляризмами также перегружена речь многих людей. Они являются выражениями, которые не используются по назначению, например, фразы официально-делового стиля, применяемого в разговорной речи. Использование канцеляризмов и штампов подвергают речь стилистическим ошибкам.
Речевые штампы газетно-публицистического стиля – языковые стандарты
Существует достаточно много словосочетаний, которые не являются речевыми штампами, поскольку они четко характеризуют предмет.
Речевые клише – это языковые стандарты, стереотипы. Они отличаются от речевых штампов готовой неизменной формой, стандартными выражениями, которые давно вошли в обиход. Они уместны и целесообразны в убедительных ситуациях и подобно языковым стандартам четко описывают предмет и его характеристики. Так, есть выражения, относящиеся к ним и не теряющие своей яркой и живой окраски.
Применение клише в официальном и публицистическом стиле является обоснованным и нередко обязательным. Использование заранее готовых выражений в деловой речи является оправданным в оформлении официальных бумаг. Клише помогает быстрому составлению деловых бумаг. С помощью него экономится мыслительная энергия, облегчается общение и быстро передается информация. Оно считается нейтрально-нормативным явлением в официальной речи. В разговорном стиле не применяйте заранее заученные выражения, поскольку это подействует отрицательным образом на окружающих.
Причины отказов от штампов
Каждый человек обращает на себя внимание культурой и содержательностью речи. Быстрее поддаются силе речевого штампа те люди, которые не имеют языкового вкуса. Давайте обогащать словарный запас, думать самостоятельно, говорить выразительно, с эмоциональной насыщенностью и со смысловой нагрузкой.
Какие штампованные фразы разозлят собеседника?
Почему всё это бесит? Собеседники такие чувствительные или действительно некоторые клише лучше не произносить? Но что в этом неправильного? А то, что правильная речь подразумевает не только знание норм и правил русского языка, но и понимание уместности того, кому, что и в какой ситуации стоит говорить.
Убийцы коммуникации
«Я тебя услышал» (в значении «Я тебя понял»). На первый взгляд безобидная фраза, призванная дать человеку обратную связь о том, что его мнение учли. Но почему-то в конфликте это предложение звучит двусмысленно. Словно её кинули в собеседника, лишь бы отделаться от него.
«Человек услышан, но это ничего не меняет, и в таких ситуациях фраза «Я тебя услышал» может означать игнорирование. «Я тебя услышал, но ничего делать не собираюсь» и быть формой пассивно-агрессивной коммуникации, которая естественно вызывает неприятные чувства», — объяснила психолог Любовь Лукьянова (Новосибирск).
Безусловно, истинный смысл фразы раскрывает контекст. Но именно спор заканчивать этими словами чревато затаившейся обидой, если за ними не последует конкретных действий.
«Почему грустный такой?». Чаще всего происходит следующее — человек сосредоточенно смотрит в монитор (телефон или просто сидит, задумавшись) и в этот момент возникает кто-то (коллега, знакомый, родственник), который фразой «А ты чего такой грустный сидишь?» вырывает из своего потока мыслей. Что сказать в этот момент, чтобы и вежливо закончить (а лучше даже не начинать) коммуникацию, и не переключать внимание с важного дела? Говорить правильно: какие слова выдают неуча
Почему-то первое, что срывается с языка «Нормальный я» или «Ничего я не грустный». Но этого оказывается мало и желающий продолжить коммуникацию в приступе эмпатии доказывает, что вы грустите — «Ну я же вижу».
В душе просто коктейль смешанных эмоций — раздражение и досада от того, что навязывают чувства, которые вовсе не испытываешь, и отрывают ненужным разговором от действительно чего-то важного.
«Человек как бы удивляется чьей-то грусти. А почему он удивляется? Потому что в нашем культурном пространстве грусть это что-то нежелательное. Фраза является в некоторой степени инвалидирующей (инвалидация — отрицание и игнорирование чувств), что тоже вызывает неприятные эмоции», — сказала Лукьянова.
Иногда человек может правильно считать эмоцию, например, когда видит, что кто-то расстроен и плачет, и искренне поинтересоваться, почему он такой грустный. Но и в этой ситуации вопрос может вызвать негодование из-за нежелания открываться и говорить о своей грусти.
«Не переживай» (а ещё «забей»). Подобные утешительные фразы в стрессовой ситуации усилят негатив. Этими словами говорящий обесценивает истинные чувства человека, даёт понять, что ему всё равно. А ещё то, что проблема выеденного яйца не стоит. Вот у голодающих детей в Африке настоящие проблемы, а у вас нет.
«Это является инвалидирующим высказыванием и означает, что чувства человека не значимы или не имеют право на существование. Инвалидация вообще очень вредна и совершенно естественно вызывает самые неприятные переживания и является формой газлайтинга (один из способов психологических манипуляций)», — добавила Лукьянова.
Ещё в стоп-лист утешительных фраз можно внести «Всё будет хорошо». После этих слов остаётся ощущение, что произносящий их знать ничего не хочет о ваших трудностях. Возможно, ему неприятен разговор и он мечтает перевести его на другую тему.
Конечно, он имеет право не становиться психологом и не погружаться в проблемы других, вымышленные или настоящие. Но тогда надо взять это на заметку и в другой раз не открывать душе перед тем, кому безразличны.
Кушайте вкусняшки
Здесь уже речь не о психологии, а о речевых ошибках. Многие говорят «Я покушал», «Пойдём покушаем», тем самым, во-первых, нарушают правила русского языка, а во-вторых, вызывают приступ бешенства у других.
Глагол «кушать» относится к речевому этикету и вежливому приглашению гостей к столу — «Кушать подано, прошу к столу». Ещё слово употребляется в обращении к детям и женщинам (с дамами в зависимости от обстоятельств).
«Использование глагола «кушать» в речи о себе противоречит стилистической норме современного литературного языка, придаёт речи манерность, некоторую слащавость, квалифицируется как проявление мещанства», — объясняет кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка НГТУ Татьяна Мистюк.
Однако раздражение не всегда связано с нарушением стилистики. Глаголу не повезло ещё и исторически. Лучше всего об этом высказался главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов.
«Неприязнь к слову «кушать», видимо, связана с тем, что в прежние времена оно употреблялось в просторечии с оттенком подобострастной вежливости (по отношению к господам, высоким особам…). Есть также устойчивая формула учтивого доклада слуги, лакея: «Кушать подано»», — прокомментировал Пахомов изданию «Лайфхакер».
Также приторностью отдаёт речь, изобилующая «няшками», «вкусняшками» и «обнимашками». «Няша» появилась в русской речи как обозначение чего-то милого. Оно пришло из японского языка с распространением аниме-культуры и произошло от «ня» — японского подражания кошачьему мяуканию. Все эти слова быстро распространились в социальных сетях и стали частью речевого обихода.
«Не всегда такие словесные единицы являются показателем бедности речи, поскольку иногда их использование наоборот вносит в речь элемент оригинальности, иронии, юмора. Другое дело, если эти слова кто-то будет употреблять в научной, профессиональной, официальной или иной книжной речи, и в этом случае будет уже речевая ошибка — нарушение единства стиля («Наш кондитерский цех специализируется на изготовлении вкусняшек»), — пояснила Мистюк.
Однако добавила, что даже в разговорном контексте такие слова могут быть неуместными, если они сопряжены с излишней слащавостью, которая многими носителями языка чисто психологически оценивается негативно.
Значение слова «штампованный»
2. в знач. прил. Изготовленный при помощи штампа (во 2 знач.), штамповкой. Штампованная деталь. Штампованные галоши.
3. перен.; в знач. прил. Следующий штампу (в 3 знач.); банальный, избитый, шаблонный. Даже о самых интересных фактах он пишет казенными, штампованными словами. А. Гончаров, Наш корреспондент. Пять-шесть штампованных жестов символизировали всю «игру» Михайлова в любой роли. Старк, Сценическая история опер П. И. Чайковского в б. Мариинском театре.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: радиолокационный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
20 штампов и клише в копирайтинге. Расстрельный список
Динамичные компании с широким ассортиментом занимают лидирующие позиции. Дружные коллективы гарантируют европейский уровень обслуживания. И, конечно же, обязательная команда профессионалов стремится к максимальной эффективности в работе.
Плохо ли это? Это ужасно. Я уже даже не говорю о том, что штампы в копирайтинге значительно ухудшают эффективность текста. Психологи давно доказали простую вещь: когда человек встречает в материале хотя бы несколько штампованных фраз (виденных им уже на трех миллионах других сайтов), он перестает доверять ресурсу.
Штампы в продающих, рекламных и имиджевых текстах – это совершенно не солидно. Это смешно. От таких текстов пахнет дилетантизмом.
Серьезные сайты, на которых каким-то образом оказывались эти словесные чудеса еще со «старых времен», в спешке заказывают новые материалы. Что-то вступление затянулось. Пора к делу.
Предлагаю свой собственный ТОП-20 штампов копирайтинга, которые не стоит вставлять в тексты даже под страхом пыток. Это прошлый век, это не работает. Это уже история.
20 штампов и клише в коммерческом копирайтинге и инфотекстах
Почему мы. Бедные лендинги уже стонут и плачут от этого несуразного заголовка на тысячах лендингов. Поймите, глупо загонять себя такой фразой в список однообразных сайтов с низким качеством контента. Ну скажите как-то иначе, ведь это просто. Например, “А вот и выгоды”, “Клиенты нас любят, потому что … “ и так далее.
Золотая классика. Больше динамичности, больше развития!
Дайте конкретику людям. Напишите конкретные цифры и даты. Только так человек может понять, подходит ему ваша услуга или нет. Если я вижу на сайтах упоминание про “кратчайшие сроки” без свиты из цифр, то сразу ухожу. Мне от таких текстов грустно и непонятно.
P.S. А самое грустное во всем этом, что иногда еще и пишут с ошибкой: “крОтчайшие сроки”.
Широкий ассортимент (выбор, спектр услуг). Бедная ширина, если бы она только знала, что из классической единицы измерения превратится в такой популярный штамп в продажах. Не терзайте старушку, придумайте что-то новое: слово “широкий” давно уже не несет вообще никакой смысловой ценности.
Уютный офис с кофе и печеньками. Это уже штамп копирайтинга новой волны, подарок от сотен стартапов, которые попали в ловушку плохих текстов. А правда в том, что специалисту плевать на кофе и печенье, на них даже самую захудалую ипотеку не оплатишь.
На такое ловятся только школьники. Платите хорошо, а печенье и кофе люди и сами себе купят, если уж вы не сможете сами обеспечить.
И второй нюанс: офис и должен быть минимально уютным по умолчанию, об этом не нужно говорить. А если начали, то тогда идите до конца: про туалетную бумагу расскажите, что ручки бесплатные, что объект электрифицирован и даже есть телефон.
Лучшее соотношение “цена – качество”. Наверное, один из самых популярных штампов продающих текстов и статей “О нас”. Будь моя воля, я бы этому клише дал премию в номинации “Главный любимчик плохих копирайтеров”. Да что там, я и сам так писал когда-то.
Не нужно сегодня так писать по 3 причинам:
Демократичные цены. Совершенно абсурдное и глупое, но столь любимое многими копирайтерами выражение. Причем здесь демократия? Почему не «социалистические цены», к примеру? Ведь при социализме все еще дешевле. Даже как-то комментировать глупо, давайте предадим анафеме и забудем этот штамп раз и навсегда.
Языковые штампы и клише
Содержание:
Предмет: | Языкознание |
Тип работы: | Доклад |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 20.03.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Великая сила русского слова всегда ценилась людьми. Вдвойне важно, чтобы юрист понимал эту власть и правильно ее использовал, потому что вся его профессиональная деятельность связана с устной и письменной речью.
Для этого используется словарь различных стилевых групп, от книги («спрос», «бремя») и служебного бизнеса («сокрытие», «короткая доставка») до разговорного («попрошайничество»).
Понятие речевого клише и штампа
Универсальность выражается в том, что они могут заменить любое слово с определенным значением. Этот тип печати используется, когда говорящий хочет выразить мысль неопределенным образом, приблизительно. Например, штампованные предложения: в работе предприятия были определенные недостатки, которые позволяли некоторым лицам совершать определенные правонарушения. Однако в последние годы наблюдается рост образовательной работы, и этот вопрос является одним из наиболее важных, которому уделяется большое внимание. Эти фразы не несут смысловой и тем более информационной нагрузки.
Вторым типом речевых штампов являются парные слова или спутниковые слова, которые обычно используются в речи вместе, хотя они не являются идиоматическими фразами, например: громкие аплодисменты, теплая атмосфера, широкое распространение, неизгладимое впечатление. Определения в этих фразах уступают, поскольку они выражают идею в шаблоне, тем самым лишая его индивидуальности. Слушатель воспринимает эту информацию как должное, тем самым ослабляя внимание к каждому слову.
Образные или «модные» слова и выражения, оригинальность которых утрачена из-за частого использования, другими словами, являются шаблонными метафорами с тупым смыслом, также становятся речевыми штампами. И если впервые удачная метафора украсила речь, то повторение фразы в сотый раз лишает ее оригинальности. Влияние марки на людей не следует недооценивать. Те, кто не говорит на лингвистическом вкусе, легко поддаются власти марки. Через некоторое время люди, привыкшие говорить клише, забывают, как мыслить, и выражают свои мысли по-своему.
Клише и штампы в письменной речи адвоката
В юридической речи клише используются под влиянием специальных юридических знаний. Те устойчивые единицы юридического характера, которые являются необходимыми элементами нормативных и процессуальных актов, способствующих однозначному, короткому выражению мысли, считаются зашифрованными.
Концепция клише включает в себя:
При использовании речевых штампов можно наблюдать интересные явления.
Первый. Некоторые многозначные слова используются в нескольких значениях.
Второй. С юридической точки зрения наблюдаются комбинации слов, необычных для литературного языка. Например, «виновный» означает «совершивший проступок, преступление», поэтому он сочетается с существительными, обозначающими людей; на языке закона это сочетается со словом «действия»: «виновные действия».
Слово «меры» сочетается, как правило, с глаголом «взять»; но в юридических терминах «меры воздействия», «меры поощрения», «меры сдерживания» связаны с глаголом «применять».
Выделенные фразы «совершенная невиновность», «ненадлежащая сторона», «злонамеренное соглашение», «отбывание наказания» также интересны.
Зачастую, к сожалению, необходимо наблюдать использование уродливых штампов вместо клише в процессуальных действиях, например: «производство по уголовному делу было прекращено вместо производства по уголовному делу» или «слушание должно быть отложено, но слушание должно быть отложено ».
Какие здесь ошибки? В словосочетаниях контрольные и контролируемые слова перепутаны. В законе есть понятие «возбуждение уголовного дела», тогда «разбирательство» ведется. Таким образом, разбирательство прекращается, то есть прекращается судебное разбирательство, а не само дело. Та же ошибка в штампе «когда слушание отложено»: слушание назначено, и слушание также отложено. Правильно: «когда слушание отложено».
Вариант, соответствующий норме, используется в ст. 146 ГПК РФ: «до закрытия его (дела) судебного заседания».
Таким образом, ошибочно комбинированные слова, используемые бездумно, выражают мысль многословно, неточно. По оценкам социологов, около 30% рабочего времени юриста задействовано в подготовке различных процессуальных актов.
Можно представить, сколько времени сэкономит следователь, используя краткие клише вместо многословных уродливых клише.
Клише в судебном монологе речи
Юридические клише часто встречаются не только в письменной речи, но и в устных участниках судебных прений, где они составляют от 15 до 23% языковых средств.
Использование языковых единиц в современной судебной речи сильно отличается от выступлений русских дореволюционных судей. Теперь судебная речь напоминает деловую, профессиональную дискуссию, когда различные точки зрения высказываются без излишних эмоций. Хотя условия общения в суде постоянны, тема обвинительных и оборонительных речей имеет присущую им моральную направленность, поэтому мы повторяем основной состав характерных языковых инструментов, используемых в ходе судебных прений.
В большей степени в судебной речи используются словесно-именные штампы, основанные на несвободном использовании глагола, который имеет ослабленное лексическое значение, но является более информативным. Это такие конструкции: предъявлять обвинения, расследовать доказательства ущерба, отбывать наказание, регистрировать, освобождать под залог, исключать из обвинения, отвечать требованиям статьи, находиться под стражей.
Вербально-правовые штампы характерны для нормативных и процессуальных актов. Их распространенность в судебной речи определяется несколькими факторами. Прежде всего, словесные штампы часто являются терминами, так как они более точно, чем глагол, называют действием или признаком: компенсировать ущерб (платить), обвинять (обвинять), причинять телесные повреждения (бить).
На основе стандартов глагола было сформировано много именных штампов, например: кража личного имущества граждан, угон автотранспортного средства, отсрочка наказания несовершеннолетнего и т. д. Большинство именных штампов были сформированы в результате того факта, что многие существительные являются информативно недостаточными и требуют уточняющей зависимой формы слова.
Формируются составные конструкции, связанные с выражением оценки действий, условий, но с недостаточной выразительностью: мягкое наказание, вредные последствия, тяжелые последствия, из корыстных побуждений и т. д.
Используются судебные спикеры и сложные именные штампы, которые состоят из трех или более значимых слов: кратковременное расстройство желудка, паразитический образ жизни, особенно опасный рецидивист и т. д.
Правовые клише, регулярно используемые в судебной речи, воспринимаются как естественное, нормативное явление. Под выражением понимается упорядоченность коммуникативной деятельности.
Вывод:
Для юриста особенно важно иметь языковой вкус, поскольку основным инструментом в его работе является слово, которое он несет людям. Ему необходимо различать такие явления, как клише и клише, и сознательно использовать слова и юридические формулировки, тем самым повышая качество и образовательную ценность процессуальных действий и его речи.
Статус закона слишком высок и ответственен, а его язык является показателем уровня культуры юристов, показателем их уважения к закону, гражданам, чьи права они защищают. Поэтому в своей речи, как письменной, так и устной, юристы просто обязаны не нарушать нормы своего родного языка.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.