Что обозначает символ рыбка
Рыба на автомобиле: в чём смысл символа и можно ли его использовать
На некоторых авто можно увидеть знак рыбы. Версий о его значении много: кто-то считает, что это эмблема автосалона, другие предполагают, что так водитель хочет сказать о своём сильном увлечении рыбалкой. На самом деле, рыбка — древнейший символ с очень глубоким смыслом. Помещая его на свой авто, человек желает сообщить о своей вере.
История знака
Символ в форме рыбки по канону внутри должен содержать «ihtis» — аббревиатуру «Isus Hristos Teu Ius Soter» («Иисус Христос Божий Сын Спаситель»). Это религиозный знак, который и до сих пор используется некоторыми христианскими направлениями (баптистами, адвентистами и пр.). Впоследствии знак упростился — люди стали использовать простое начертание рыбы без «ихтис» внутри.
В обиход символ вошёл во времена гонения христиан во II веке нашей эры. Крест религиозные люди не могли носить, так как он был общеизвестен, за него арестовывали. О значении знака рыбы знали немногие и религиозные люди начали применять его, чтобы единомышленники по вере могли распознавать друг в друге «собратьев» без угрозы наказания.
Теолог Тертуллиан, живший в начале III века, писал, что знак рыбы аналогичен кресту. Его величие учёный объяснял так: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим океаном по имени Бог».
Вот такое начертание рыбы с аббривиатурой «ихтис» («ihtis») считается каноническим религиозным символом
Почему используется именно форма рыбы? Для начала, «Ихтис» с древнегреческого переводится как «рыба». Но это существо стало весьма символичным для верующих. Так, например, что мы видим в библии? В «Евангеле от Матфея» Иисус называет своих последователей «ловцами и спасителями чистых душ», а Царствие небесное сравнивает в «неводом, закинутом в море и захватившем рыб всякого рода» (Мф. 4:19, 13:47). Теологи также предполагают, что знак рыбы схож с прописным написанием греческой буквы альфа, а в «Откровении Иоанна Богослова» сказано: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».
В продаже можно найти автонаклейки и эмблемы с рыбками — как канонические, так и видоизменённые (например, как на фото, где вместо стандартного «ихтис» употреблено слово «вера»»)
Значение знака с рыбой, размещённом на машине
При размещении на машину трактовка символа с рыбкой не меняется. Он также означает то, что человек, владеющий «помеченной» машиной, является христианином. Конечно, есть вероятность, что водитель просто приобрёл авто с уже наклеенным значком или нанёс рисунок, не вникая в его толкование. Вот почему перед тем, как заводить с хозяином машины разговоры на религиозную тему, лучше осведомиться — в курсе ли он значения «рыбки».
Рыбка на авто означает, что владелец машины является христианином
Ещё лет 20 назад в Англии спросила у знакомого, что означает наклейка рыбка на машине. Так вот — это непростой опознавательный знак для христиан, это ещё знак, что водитель такой машины соблюдает все правила. Но подозреваю, что в России такой вариант не рассматривается.
Лариса
Можно ли использовать этот знак
В законодательстве не предусмотрено никакого наказания за размещение символов в виде рыбок. Они не являются оскорбительными или экстремистскими. Единственное, наклейка должна иметь такие размеры и месторасположение, чтобы не угрожать безопасности движения, то есть не загораживала обзор водителю.
Какие похожие символы можно встретить на автомобилях
Некоторые люди, не относящие себя к христианам, желают пошутить над символом рыбы. Например, приверженцы дарвинизма (теории эволюционного происхождения живых существ), выбирают наклейки с тираннозавром, съедающем рыбку.
Символ в виде динозавра, собирающегося съесть рыбу, означает, что хозяин авто верит в эволюционную, а не религиозную теорию происхождения живых существ
Аналогичным значением обладает символ рыбки с ногами. В центре ещё может быть размещено имя Дарвина.
Ещё один вариант символа для сторонников дарвинизма
Не стоит путать символ христианской рыбы с другими знаками, например, с изображением акулы. Этот хищник не имеет никакого религиозного подтекста. Его изображение человек может нанести на свою машину, желая показать, что он суровый водитель и не собирается никому уступать. А ещё у одного крупного яхт-клуба есть традиция дарить своим членам наклейки на авто с эмблемой в виде контура акулы.
Если на машине человека красуется такая акула, то это значит он состоит в престижном яхтклубе
Рыбаки порой украшают свои автомобили наклейками с рыбами, заглатывающими крючок. Часто такие рисунки сопровождаются весьма красноречивыми подписями, например: «Я люблю рыбалку».
Такой символ на авто не имеет никакого религиозного подтекста, а только означает, что за рулём сидит заядлый рыбак
Если вы в следующий раз встретите на дороге машину, на которой есть схематичное изображение рыбки, то знайте, что так автовладелец хочет сообщить всем о своей религиозности. Этот символ христианства. В православии и католицизме его используют редко, так что, скорее всего, водитель посещает баптистскую или другую протестантскую церковь.
Знак рыбы
О раннехристианском символе Спасителя, дожившем до наших дней
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Время от времени мы видим на чьей-то машине, или майке, или кружке символ рыбы. Что он означает? Он выглядит современно, но на самом деле это очень древний христианский символ, о котором нам стоит вспомнить подробнее.
Но начать придется с символов вообще — потому что здесь мы входим в мир, который был своим для наших предков, людей Библии и церковной Традиции, но малопонятен нам.
Мы привыкли к более плоскому, утилитарному языку, в котором каждое слово или пиктограмма имеет одно значение, к языку, который легко переводить компьютером из-за того, что он без труда распадается на изолированные фрагменты. Современному человеку бывает почти невозможно читать Писание с его глубоко символическим языком, и значительная часть атеистической критики Библии как раз и связана с неспособностью к символическому пониманию. Попробуем, однако вернуться в мир символов.
«Символ» был своего рода вещественным паролем, по которому люди могли понять, что имеют дело со своими.
Символ не просто сообщал какую-то информацию — он был связан с чувством общности, разделенной жизни, напоминал о понесенных вместе трудах и опасностях, об обязательствах старой дружбы. Сам по себе обломок дощечки ничего не стоил — и не имел никакого значения для посторонних — но для тех, у кого он хранился, он был очень важен.
Нечто подобное бывает у нас со старыми вещами. Как говорится в стихотворении Елены Благининой «Шинель»:
Почему ты шинель бережёшь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвёшь, не сожжёшь? —
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я её берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Язык Предания всегда глубоко символичен; он не просто сообщает нам какую-то информацию; он распахивает окна, за которыми стоит целый мир. И этот язык не сводится к словам; Церковь возвещает, разъясняет, и отстаивает свою веру на языке иконописи, храмовой архитектуры, богослужебного пения, жестов, обрядов. И вот одним из древнейших христианских символов является Ихтис — изображение рыбы.
Любой символ многозначен — как говорит известный филолог Сергей Сергеевич Аверинцев, «Если для чисто утилитарной знаковой системы полисемия (многозначность) есть лишь бессодержательная помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен: в конечном же счете содержание подлинного символа через опосредующие смысловые сцепления всякий раз соотнесено с «самым главным» – с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и человеческого «универсума».
Иными словами, символ существует внутри вселенной, где все взаимосвязано и все наделено глубоким смыслом. В отличие от утилитарного языка — например, языка, на котором написана инструкция по сборке этажерки из «Икеи» — символический язык является трехмерным, а не плоским, его высказывания всегда являются частью органического контекста, с которым они соединены многими путями.
Так картины великих мастеров можно рассматривать очень и очень долго — и они каждый раз будут говорить вам что-то неожиданное. За символом всегда стоит взгляд на мир как на «Творение», (по гречески это будет «поэма»), как на целостность, объединенную общим замыслом Создателя, где каждая деталь вплетена в общий узор.
Итак, рассмотрим такой символ, как Ихтис — знак рыбы.
Ίχθύς Раннехристианская надпись, Эфес
Прежде всего, это исповедание веры. Греческое слово «Ихтис» (рыба, отсюда «ихтиология», наука о рыбах) можно прочесть как акроним (сокращение по первым буквам) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
Нам может показаться, что совпадение названия рыбы и акронима имени Господа совершенно случайно — просто забавная игра слов. Но для первых христиан это было не так. Они остро осознавали, что мир, в котором они живут — с его рыбами и птицами, растениями и животными — это Божий мир. Великая книга природы написана Богом, обращена к людям, и ее главное предназначение — говорить о Создателе. Рыба — это не просто рыба, как и вообще в мире нет ничего «простого», бессмысленного, ничего не означающего. Рыба присутствует в этом мире, чтобы научить нас чему-то и открыть какие-то тайны. Не случайны и человеческие языки — то, что рыба напоминает о Христе, это не совпадение, а промысел.
Начертание рыбы означает, что человек по имени Иисус, живший в конкретное время в конкретном месте — есть Христос, то есть предреченный пророками Избавитель, Сын Божий и Спаситель. Причем в древнем мире слово «спаситель» (сотер) было царским титулом. Древние властители претендовали на то, что они являются «сотерами», то есть спасителями своих подданных от войны и других бедствий. Христиане говорили, что подлинный Царь и Спаситель — Христос, который спасает нас от подлинного бедствия — греха.
Ихтис также служил «символом» в первоначальном смысле — как знак, по которому свои узнают друг друга. Это было особенно важно во время гонений — один христианин мог провести на земле дугу, которая сама по себе ничего не означала и выдавала его гонителям, а другой мог провести такую же дугу, так что получалась рыба — и так братья во Христе узнавали друг друга.
Ихтис служил (и служит) и в качестве напоминания (мы могли бы сказать «гиперссылки») на многие Евангельские эпизоды, связанные с рыбаками и рыбами. Он напоминает об Апостолах-рыбаках; о чудесном улове святого Апостола Петра, после которого он, пораженный, восклицает «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лук.5:8,9) О словах Господа Петру «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10) Об умножении хлебов и рыб, которое дважды упоминается в Евангелии (Мк.6:41; 8:7) О чуде с монетой во рту у рыбы (Мф.17:7) О другом чудесном улове, когда уже по Воскресении Своем Господь «сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы» (Иоан.21:6) О трапезе, которую Воскресший разделил с учениками — «Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Иоан.21:13,14)
Св.Климент Александрийский называет Христа «рыбаком» и сравнивает христиан с «рыбами»:
Рыбарь всех смертных,
В волнах неприязненных
Тертуллиану вода и рыбы говорят о Таинстве Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде»
Изображение рыбы встречается в раннем церковном искусстве — например, мы можем вспомнить знаменитую мозаику в иерусалимской церкви Умножения Хлебов и Рыб. Хотя символ рыбы никогда не исчезал из христианского искусства, он постепенно отошел на второй план — и пережил возрождение в 70-тые годы ХХ века, когда христиане стали размещать его на логотипах своих бизнесов или на машинах, иногда с надписью «Иисус» или «Ихтис» внутри.
Верующие ученые, которые не видят непреодолимых разногласий между верой и эволюционной теорией, в свою очередь, совместили оба символа и выпустили рыбу с ножками и надписью «Иисус».
А для нас символ рыбы, где бы мы его ни видели — напоминание о Господе нашем Иисусе Христе, знак того, что нам стоит остановиться о поразмыслить над Его Евангелием.
На заставке: «Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово на блюде изображено в виде рыбы
Рыба.Значение в религиях мира.
К тематической неделе «Рыба» я подобрала из различных источников в интернете(более 50 источников) вот такую,на мой взгляд рыбы очень познавательную информацию.
В мифологических представлениях рыбы преимущественно связаны с Нижним миром, служат маркерами водной стихии и во многих древних религиях связываются с богинями любви и плодородия, являясь первоначально воплощениями богини-матери, а впоследствии ее атрибутом. Этот образ богини-матери в виде Рыбы пережил века. В эпоху бронзового века в Аладжа-Хююке ее статуэтка была отлита из серебра с золотой инкрустацией на груди. «У нее очень широкие бедра и тонкая талия, ее руки представляют собой плавники, а черты лица практически неразличимы».
Представления о водяном широко распространены у русских и нашли отражение в разных фольклорных жанрах: в заговорах и пословицах, сказках и былинах, в многочисленных мифологических рассказах. Обычно этого персонажа называют по месту его обитания в воде: «водяником», «водяным дедушкой». В его именованиях нередко также подчеркивается статус хозяина стихии — «водяной хозяин» или «царь».
Так же известно Чудо-Юдо.Подводное чудовище, иногда олицетворяемое щукой или другой невероятной рыбою. Древнему человеку туча казалась щукою — великаном, проглотившим прекрасное светило дня. Проглотив его, чудовище места себе не может найти от жара, сжигающего все его внутренности; оно мечется из стороны в сторону, пышет огнем, истекает горючими слезами и, наконец, в полном изнеможении — выбрасывает полоненное солнышко на свободный простор, исчезая с просветлевшего неба-моря.
В Грузии обнаружили статуи Вишапы — существа подводные и все их существование связано с водой и посвящено ей. В некоторых армянских сказках вишап фигурирует в виде «морской бури», а также словом «вишап» переводится слово «кит» в древнеармянском и древнегрузинском переводах Библии.Их огромные, покрытые чешуей тела, нередко источают воду вместо крови, они дышат жабрами и самим своим полетом могут порождать грозы и ураганы. Чаще всего вишап огромен и ужасен собой, иногда многоглав, как истинный дракон, иногда подобен гигантскому змею или чудовищной рыбе. Рассказывают как о вишапах в рост буйвола высотой и пяти буйволов в длину, так и о таких, что могут одним своим телом окружить целое войско. Самые могучие и грозные вишапы обычно закованы в чешую черного цвета, их менее опасные собратья же бывают белые.
В качестве символа плодородия рыба иногда изображалась в виде фаллоса. В искусстве палеолита известны изображения рыбы в виде фаллоса на ритуальных жезлах с отверстиями. В русских сказках беременность наступает от съеденной рыбы. «Великая богиня из Эфеса носит амулет в виде рыбы на гениталиях. Из традиций, связанных со знаком рыбы, становится ясно, что рыба была символом женских половых органов… В Египте, рыбу, проглотившую пенис Осириса, иногда сравнивают с влагалищем Исиды, которая была еще одной ипостасью изначальной бездны. Знак рыб был составлен из двух полумесяцев, что условно представляло Богиню в качестве источника всех вод на земле. Рыба всегда считалась пищей-афродизиаком вследствие ассоциаций с Афродитой и ее сексуальным характером».
Магическую цель имели распространенные на женской одежде «рыбные» орнаменты в Закавказье.
Здесь же известно лечение бесплодия с использованием форели. К этому же кругу явлений относится табу на называние рыбы и употребление некоторых рыб в пищу, ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей.
Соотнесенность мифологического образа рыбы с мотивами плодородия обусловила присутствие этого образа в мифологии умирающего и воскресающего божества плодородия. Показательна грузинская сказка «О девяти сыновьях царя», в которой младший из братьев берет живую воду из источника, принадлежащего женщине-рыбе. Когда юношу убивают, эта женщина-рыба собирает его тело и воскрешает с помощью воды из источника. Проглатывание «рыбой» и последующее изрыгание участника инициационных обрядов тоже можно рассматривать в рамках смерти и воскрешения. Во всех этих случаях рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, источника плодородия и порождения новой жизни.
В Китае, Индии и некоторых других ареалах Рыба символизирует новое рождение. Этим представлением объясняется использование рыб в похоронных ритуалах. Известны изображения рыб в древнеегипетских захоронениях. В богослужении Адонису рыба была приношением для мертвых. Некоторые народы ритуально едят рыбу во время обрядов, связанных с мертвыми. У римлян рыба означает похороны, но в то же время и жизнь в следующем мире. Именно эта метафора рыбы как нового рождения легла в основу раннехристианских представлений.
В библейской мифологии рыба связывается с мессией, который в Талмуде обозначается как Dag, «рыба», и его второе пришествие произойдет, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб. Иисус Христос в ранней христианской литературе тоже иногда называется «Рыбой».
Зодиакальное созвездие Рыб сыграло большую роль в древнейших христианских учениях. В атласе Фарнезе это созвездие изображено таким образом, что «первая рыба рыба, помещенная на север от экватора, расположена вертикально и головой указывает на северный небесный полюс; вторая, помещенная к югу от экватора, расположена горизонтально и указывает головой на запад. Их крестообразное расположение стало настойчиво подчеркиваться в христианские времена. Возможно, что вообще как христианский символ Рыбы впервые появились в Александрии приблизительно в 200г
У иранских народов и их соседей рыбы считались чистыми существами. Происхождение жабр объяснялось ранами, полученными рыбой от стрелы, когда она закрыла своим телом бога. По представлениям народов Северной Сибири у рыб есть «волосяной отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам. Иногда этот «хозяин» рыб имеет вид щуки или налима. Согласно хантыйским представлениям бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар Торум) в детстве был проглочен рыбой и принял в ее брюхе облик лягушки. В некоторых традициях образ хозяина моря является антропоморфным, например, у греческого Посейдона, осетинского Донбеттыра или нивхского хозяина моря, который живет со своей семьей в доме на дне, и в его распоряжении находится икра, которую он и бросает в море по мере надобности. В астекской и шумеро-аккадской мифологиях люди превращаются в рыб, когда боги водой смывают существующий мир. В ряде африканских традиций рыбы также представляются воплощениями душ умерших.
Что обозначает символ рыбка
Первое занятие – бесплатно.
Москва | Санкт-Петербург | Великий Новгород | Владивосток | Вoлгоград | Воронеж | Екатеринбург | Ижевск | Калининград | Краснодар | Нижний Новгород | Новосибирск | Пермь | Новый Акрополь: что это? | Петрозаводск | Самара | Челябинск |
Человек и Вселенная | Мудрость Древней Индии | Мудрость Древнего Египта | Будда и его учение | Тибет | Философия Конфуция | Лекции по философии |
Обучение и развитие дошкольников | Занятия школьников | Группа раннего развития | Сказкотерапия для детей | День рождения |
Древний Египет | Древняя Греция | Древняя Индия | Япония | Месопотамия |
Будда | Лао Цзы | Конфуций | Пифагор | Платон | Сократ | Сенека | Марк Аврелий | Плотин | Елена Блаватская | Николай Рерих |
Лекции | Вечера в «Новом Акрополе» | Философский киноклуб | Музыкальная гостиная, концерты | Рождественский фестиваль | Ночь в музее |
Семинар «Открой самого себя» | Семинар «Царскосельский лицей: воспитание Человека» | Семинар для Дедов Морозов |
Тайны Байкала | Летний отпуск на Алтае | Путешествие в Армению | Путешествия в Индию | Экскурсии по Москве | Путешествие в Израиль |
Книги | Книга «Ангелы» | «Молитвы» | «Сокровенный смысл жизни» | «Притчи о главном» | «Япония» (сборник) | Журнал «Человек без границ» |
Дeкупaж | Керамика | Батик | Орaтoрcкое иcкуcствo | История музыки | Сервировка | Иcтoрия cтилeй | Танцы | Витраж | Живопись | Гитара |
Классному руководителю | Для младших школьников | Музей своими руками | Героям 1812 года посвящается | Балы и вечера для школьников | Занятия в мастерских |
Афиша Москвы по дням | Лекции в Москве | Выставки в Москве | Киноклуб в Москве | Курсы в Москве | Все мероприятия |
|
|
|
Обучение | |
|
Деятельность | |
|
| |
|
Наш телефон:
8 495 973-11-63