Что обозначает старый плут

Что обозначает старый плут

Смотреть что такое «ПЛУТ» в других словарях:

плут — плут, а и а … Русский орфографический словарь

плут — плут/ … Морфемно-орфографический словарь

ПЛУТ — муж. плутовка жен. кто плутует, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек, особ. в мелочах, надувала, оплетала, ошукала. Плуту в руки не попадайся. Да умный человек не может быть не плутом! Грибоедов. Квас плут: воду навел, а сам… … Толковый словарь Даля

ПЛУТ — ПЛУТ, а и а, мн. ы, ов и ы, ов, муж. 1. Хитрый и ловкий обманщик, мошенник. 2. Человек, к рый любит хитрить, лукавить (разг.). Ах ты п. этакий! | уменьш. ласк. плутишка, и, муж. (ко 2 знач.; обычно о ребёнке). | жен. плутовка, и (ко 2 знач.; разг … Толковый словарь Ожегова

плут — ПЛУТ, а, и а, мн ы, ов, и ы, ов, м Разг. Человек, поступающий нечестно, лукавя и притворяясь, ловко и искусно скрывая свои истинные намерения; Син.: жулик, обманщик, мошенник, хитрец. А плут порядочный должен быть этот Фомин, сказал Гриневич об… … Толковый словарь русских существительных

плут — плут, а; мн. плуты, ов … Русское словесное ударение

Плут — м. разг. 1. Хитрый и ловкий обманщик; мелкий мошенник. 2. Лукавый, хитрый человек; хитрец. 3. Шалун, проказник. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

плут — а и а; мн. ы, ов и ы, ов; м. 1. Ловкий и хитрый обманщик, мошенник. Большой п. П. первой руки, первого разряда. Мелкий п. 2. Разг. Хитрец, лукавец. Ах ты п. этакий! // Шалун, проказник (преимущественно о домашних животных). Куда этот п.… … Энциклопедический словарь

плут — плут, род. плута; мн. плуты, род. плутов и устарелое плуты, плутов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Источник

Значение слова «плут»

Что обозначает старый плут. Смотреть фото Что обозначает старый плут. Смотреть картинку Что обозначает старый плут. Картинка про Что обозначает старый плут. Фото Что обозначает старый плут

2. Хитрец, лукавец. — И ведь знает, плут, — перебила ее Марфа Тимофеевна, — знает, чем ее прельстить: табакерку ей подарил. Тургенев, Дворянское гнездо.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПЛУТ, а́ (плу́та устар.), м. 1. Хитрый и изобретательный обманщик, мошенник (преимущ. в мелких делах), нечестный в деловых отношениях человек. Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует. Гоголь. Крепко на руку нечист; да умный человек не может быть не плу́том. Грибоедов (говорит Репетилов). У соседа-плу́та — урожай сторицей. Некрасов. Хоронить концы все плуты, ведомо, искусны. Крылов. Отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обзора, взяточник и шут. Пушкин. 2. Хитрец, лукавец, коварный человек, пройдоха (разг. фам.). Ах ты, п. ты этакий! Берег завидели плуты косые. Некрасов (о зайцах).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. разг. ловкий и хитрый обманщик, нечестный в отношениях с людьми человек; мошенник ◆ — Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил? М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929—1940 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что обозначает старый плут. Смотреть фото Что обозначает старый плут. Смотреть картинку Что обозначает старый плут. Картинка про Что обозначает старый плут. Фото Что обозначает старый плутПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова лиходей (существительное):

Источник

Значение слова «плут»

Что означает слово «плут»

Тезаурус русской деловой лексики

Плут

Syn: мошенник, жулик

Словарь Ефремовой

Плут

Словарь Ожегова

ПЛУТ, а и а, мн. ы, ов и ы, ов, м.

1. Хитрый и ловкий обманщик, мошенник.

2. Человек, к-рый любит хитрить, лукавить (разг.). Ах ты п. этакий!

| уменьш.-ласк. плутишка, и, м. (ко 2 знач.; обычно о ребёнке).

| ж. плутовка, и (ко 2 знач.; разг.).

Словарь Ушакова

Плут

2. Хитрец, лукавец, коварный человек, пройдоха (разг. фам.). Ах ты, плут ты этакий! «Берег завидели плуты косые.» Некрасов (о зайцах).

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор слова «плут»

Фонетический разбор слова «плут»

Значение слова «плут»

Синонимы «плут»

Разбор по составу слова «плут»

Карточка «плут»

Предложения со словом «плут»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Источник

Словари

378 Что обозначает старый плут. Смотреть фото Что обозначает старый плут. Смотреть картинку Что обозначает старый плут. Картинка про Что обозначает старый плут. Фото Что обозначает старый плутплут

1. Хитрый и ловкий обманщик; мелкий мошенник.

2. Лукавый, хитрый человек; хитрец.

ПЛУТ, плута (плута устар.), муж.

2. Хитрец, лукавец, коварный человек, пройдоха (разг. фам.). Ах ты, плут ты этакий! «Берег завидели плуты косые.» Некрасов (о зайцах).

1. Хитрый и ловкий обманщик, мошенник.

2. Человек, к-рый любит хитрить, лукавить (разг.). Ах ты п. этакий!

| Плутовка и плутовочка, б. шутл. и ласк. Эта плутовка всякого обойдет. Купец плутец. У всякого плута свои расчеты. Рука руку моет, а плут плута покрывает. Алмаз алмазом режется (или: гранится), плут плутом губится. Плут на плуте едет, плутом погоняет. Не душой худ, а просто плут.

| Плут, плутево ср. плутиво, астрах., архан., черномор. поплавок к сетям, шашка, балберка, обычно из осокоревой коры, вероятно от путать (плутать). Плутье ср., собир. плуты, обманщики, а также

| плуты, плутева неводные, плутивье собир. Поладили шелковы невода, клали плутивья серебряные, ·песен. Плутень, плутонос, плутоноска утка широконоска, Anas clypeata. Плутня жен. ловкий обман, мошенничество, бездельничество. Всех плутней, кулаков и маклаков не перечтешь. Приказные плутни. Картежными плутнями люди живут. Политические плутни ныне в ходу. Плутовство ср. плутня;

| Путать. Не плутай ниток, южн. Он что-то плутает, не сказывает правды.

| Блуждать, блудить, заблудиться, потерять дорогу, не знать пути, бродить наобум. Всю ночь плутали, насилу к рассвету выехали на дорогу.

| * Умственно сбиваться с пути, или попадать на ложную дорогу мышленья, рассужденья. Плутает вокруг да около, а до дела не доберется. Чем плутать, так лучше воротиться. Вяжи да путай, верти да кутай, мотай да плутай! Плутаться, плутать, ·в·знач. бродить, неведомо где и куда. Мы сутки по бурану плутались. Вплутали они меня в дело. Выплутался кой-как. Доплутались до-лесу. Заплутались в лесу. Исплутали весь лес, а выхода нет. Наплутал сам на себя, наговорил. Оплутали его сыщики безвинно. Поплутали немножко. Переплутали повсюду. Меня за что приплутали тут? Проплутав до свету, нашли дорогу. Расплутай, распутай. Сплутал нитки комом. Плутанье, действие по гл. Плутальщик, плутала, кто плутает. Насилу плутальщики наши выбрались на дорогу. Этот плутала никуда дороги не найдешь, ровно малый какой. Проклятое, плутальное место, лешева кулига! Плутцы муж., мн., пск., твер. пленки, силки, для ловли птиц.

Человек, поступающий нечестно, лукавя и притворяясь, ловко и искусно скрывая свои истинные намерения;

1. Ловкий и хитрый обманщик, мошенник. Большой п. П. первой руки, первого разряда. Мелкий п.

2. Разг. Хитрец, лукавец. Ах ты п. этакий! // Шалун, проказник (преимущественно о домашних животных). Куда этот п. спрятался?

1. Ловкий и хитрый обманщик, нечестный в отношениях с людьми человек; мошенник.

Кум Елизарыч был отчаянный плут и обдирал рабочих на каждом шагу. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо.

плу́тов и́ плуто́в́

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плу́та знатного в прихожей

А. С. Пушкин, Товарищам

Согнешься нехотя кольцом

И. С. Никитин, Кулак, III

О милые плу́ты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей.

Н. А. Некрасов, Крестьянские дети

плут, род. плута́; мн. плуты́, род. плуто́в и устарелое плу́ты, плу́тов.

1. плу́т, плу́ты, плу́та, плу́тов, плу́ту, плу́там, плу́та, плу́тов, плу́том, плу́тами, плу́те, плу́тах

2. плу́т, плуты́, плута́, плуто́в, плуту́, плута́м, плута́, плуто́в, плуто́м, плута́ми, плуте́, плута́х

сущ., кол-во синонимов: 97

Syn: мошенник, жулик

Плут большой руки, продувной, прожженный. Продувная бестия. Гладкий детина, парень теплый. Червонный валет. // «Нынче счету нет артистам». Некр. «Всесовершеннейший выжига и плут». Тург. «Архиплуты, протобестии!» Гог.

Вост.-ел. Корень тот же, что и в плутать.

— Кто для итальянцев скрывается за канальей?

— Человек, который любит хитрить и лукавить.

— Мошенник в мелочах.

Плут на закваске (испечен), а дурак на пресной водичке.

Плут на плуте едет, плутом погоняет.

Алмаз алмазом режется, плут плутом губится.

Ср. «Он еще сверх плута на два фута».

За кознями врагов моих следить

И хитрости противоставить хитрость.

Ср. Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует.

Гоголь. Игроки. 1, 25. Ихарев.

Ср. Betrogene Betrüger.

Lessing. Nathan der Weise. 3, 7 Nathan.

Ср. Der Lügner werde anderthalbmal mehr belogen, ist das beste Hausmittel gegen Lügner.

Weber. Demokritos. 4.

Ср. A corsaire corsaire et demi.

Ср. Corsaires à corsaires

L’un l’autre s’attaquant ne font pas leurs affaires.

Régnier. Satires. 12.

Ср. A trompeur trompeur et demy.

Ср. Qui simulat verbis non corde est fidus amicus;

Tu quoque fac simile, sic ars deluditur arte.

Кто лицемерит словами, тот сердцем не друг тебе верный;

Ты поступай точно так; вот ты хитростью хитрость отклонишь.

Ср. οι. εξηπάτων και αυτοι ηπατημένοι.

Которые обманули и сами обманулись.

Porphyr. De vita Plotini. 16.

См. нанималась лиса на птичий двор.

Плут с плутом заодно.

Плут, кто берет; а глуп, кто дает.

прил., кол-во синонимов: 8

процесс действия по гл. плутать

Действие по знач. глаг. плутать.

сущ., кол-во синонимов: 2

прил., кол-во синонимов: 2

Античная традиция не сохранила биографии Плутарха, но ее с достаточной полнотой можно реконструировать по его собственным сочинениям. Плутарх родился в 40-е годы 1 века в Беотии, в небольшом городке Херонея, где в 338 до н. э. происходила битва между отрядами Филиппа Македонского и греческими войсками. Во времена Плутарха его родина была частью римской провинции Ахайя, и только бережно хранимые предания старины могли свидетельствовать о ее былом величии. Плутарх происходил из старинного богатого рода и получил традиционное грамматическое и риторическое образование, которое он продолжил в Афинах, став слушателем в школе философа Аммония. Вернувшись в родной город, он с юношеских лет принимал участие в его управлении, занимая различные магистратуры, в том числе видную должность архонта-эпонима (см. ЭПОНИМЫ).

Время жизни Плутарха относится к эпохе «эллинского возрождения» начала 2 века. В этот период образованные круги Империи были охвачены стремлением подражать древним эллинам как в обычаях повседневной жизни, так и в литературном творчестве. Политика императора Адриана, оказывавшего помощь пришедшим в упадок греческим городам, не могла не вызвать у соотечественников Плутарха надежду на возможное возрождение традиций независимых полисов Эллады.

Широкий диапазон тем, затронутых в произведениях Плутарха, отражает энциклопедический характер его знаний. Он создает «Политические наставления», сочинения по практической морали («О зависти и ненависти», «Как отличить льстеца от друга», «О любви к детям» и др.), его занимает влияние литературы на человека («Как юношам знакомиться с поэзией») и вопросы космогонии («О порождении мировой души согласно Тимею»).

Произведения Плутарха пронизаны духом платоновской философии; его сочинения полны цитат и реминисценций из трудов великого философа, а трактат «Платоновские вопросы» представляет собой реальный комментарий к его текстам. Плутарха волнуют проблемы религиозно-философского содержания, которым посвящены т. н. пифийские диалоги («О знаке «Е» в Дельфах», «Об убыли оракулов»), сочинение «О даймонии Сократа» и трактат «Об Исиде и Осирисе».

Группа диалогов, облеченных в традиционную форму бесед сотрапезников на пиру, представляет собой собрание занимательных сведений из мифологии, глубоких философских замечаний и подчас курьезных естественнонаучных представлений. Заглавия диалогов могут дать представление о многообразии интересующих Плутарха вопросов: «Почему мы не верим осенним снам», «Которую руку Афродиты поранил Диомед», «Различные предания о числе Муз», «Какой смысл вложил Платон в убеждение, что Бог всегда остается геометром». К этому же кругу произведений Плутарха принадлежат «Греческие вопросы» и «Римские вопросы», содержащие различные точки зрения на происхождение государственных установлений, традиций и обычаев древности.

Главным трудом Плутарха, ставшим одним из самых знаменитых произведений античной литературы, явились его биографические сочинения. «Сравнительные жизнеописания» вобрали в себя громадный исторический материал, включающий сведения из несохранившихся до наших дней произведений античных историков, личные впечатления автора от памятников старины, цитаты из Гомера, эпиграммы и эпитафии. Плутарха принято упрекать в некритическом отношении к используемым источникам, но надо учитывать, что главным для него было не само историческое событие, а след, оставленный им в истории.

Подтверждением этому может служить трактат «О злокозненности Геродота», в котором Плутарх упрекает Геродота в пристрастности и искажении истории Греко-персидских войн (см. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ). Плутарху, жившему 400 лет спустя, в эпоху, когда, по его выражению, над головой каждого грека был занесен римский сапог, хотелось видеть великих полководцев и политических деятелей не такими, какими они были на самом деле, но идеальным воплощением доблести и мужества. Он не стремился воссоздать историю во всей ее реальной полноте, но находил в ней выдающиеся примеры мудрости, героизма, самопожертвования во имя родины, призванные поразить воображение его современников.

Во вступлении к биографии Александра Македонского Плутарх формулирует принцип, положенный им в основу отбора фактов: «Мы пишем не историю, а жизнеописания, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов». Художественное мастерство Плутарха сделало «Сравнительные жизнеописания» излюбленным чтением для юношества, узнававшего из его сочинений о событиях истории Греции и Рима. Герои Плутарха становились олицетворением исторических эпох: древнейшие времена связывались с деятельностью мудрых законодателей Солона (см. СОЛОН), Ликурга (см. ЛИКУРГ) и Нумы (см. НУМА ПОМПИЛИЙ), а конец римской республики представлялся величественной драмой, движимой столкновениями характеров Цезаря (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий), Помпея (см. ПОМПЕЙ Гней), Красса (см. КРАСС), Антония, Брута (см. БРУТ Децим Юний Альбин).

Без преувеличения можно сказать, что благодаря Плутарху в европейской культуре складывалось представление об античной истории как о полулегендарной эпохе свободы и гражданской доблести. Именно поэтому его произведения высоко ценили мыслители эпохи Просвещения, деятели Великой Французской революции и поколение декабристов. Само имя греческого писателя стало нарицательным, поскольку «Плутархами» в 19 веке называли многочисленные издания биографий великих людей.

Нравственные сочинения (Moralia). Судя по списку произведений Плутарха (227 заглавий), данному в каталоге Ламприя (который приписывают иногда сыну Плутарха, но на самом деле он составлен позднее, хотя точной датировки не имеет), сохранилась лишь треть его наследия. С другой стороны, имеется целый ряд бесспорно сомнительных в смысле подлинности трактатов, дошедших под именем Плутарха. Из двух основных групп произведений Плутарха большая, которую объединяют под собирательным названием Нравственные сочинения, состоит из 78 произведений (часть из которых, безусловно, подложны). Разнообразие авторских интересов легко продемонстрировать простым перечислением заглавий (цифры в скобках означают традиционные порядковые номера, не имеющие содержательного значения).

Риторические упражнения. В этой группе произведений, создававшихся, по-видимому, в молодости, незрелость содержания меркнет ввиду изящества формы. Сюда относятся: О судьбе (8), Об удаче римлян (20), О счастье или доблести Александра (21), Можно ли научиться добродетели (28), О любви к детям (32), Вызывает ли порок несчастье (33), Что хуже, неудовлетворенность тела или неудовлетворенность души (34), Что полезнее, вода или огонь (62).

Философия. Платонизм Плутарха не имеет скептической окраски, характерной для современной ему Новой Академии, и во многом ближе к учению самого Платона, как показывают Платоновские изыскания (67). В определенном смысле Плутарх является предшественником неоплатонизма, что подтверждают его трактаты, посвященные Тимею (68-69). Он написал по три трактата против стоиков (70-72) и эпикурейцев (73-75), в которых содержится ценная информация об учениях отдельных представителей этих школ. В более популярном ключе написаны О равновесии духа (3), О том, как отличить друга от льстеца (4), О совершенствовании в добродетели (5), О получении пользы от врагов (6), О количестве друзей (7). Существуют также трактаты О болтливости (35), О жадности (37), О зависти (39), О сдерживании гнева (29) и О братской любви (31). Этические вопросы обсуждаются в трактатах О любви (47) и О супружеском согласии (12), в Гигиенических наставлениях (11), О мясоядении (65-66) и О разумности животных (63-64).

Политика. Кроме сомнительного в смысле подлинности трактата о трех формах управления (53), здесь имеются Наставления по управлению государством (52), трактаты о подготовке правителей (49-50) и Следует ли старикам управлять государством (51).

Извлечения. Наряду со сборниками различных случаев и изречений под разными заглавиями (15-17), возможно, предназначавшимися для использования в Жизнеописаниях, Плутарх оставил 9 книг Застольных бесед, где затрагивается множество проблем.

Что обозначает старый плут. Смотреть фото Что обозначает старый плут. Смотреть картинку Что обозначает старый плут. Картинка про Что обозначает старый плут. Фото Что обозначает старый плут

Греческий писатель, историк, биограф. Родился в Херонее (Беотия). Учился в Афинах. В Дельфах был жрецом Аполлона Пифийского. Был в Египте и Италии. Из дошедших до наших времен произведений наиболее известны «Сравнительные жизнеописания», содержащие 50 биографий выдающихся греков и римлян и «Моралии».

Я не нуждаюсь в друге, который повторяет каждый мой жест: это проделывает гораздо лучше моя тень.

Победившие спят слаще побежденных.

Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему.

Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее.

Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.

Когда Солон (Solon) спросили, какое государство самое благоустроенное, он ответил: «То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные.

Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека.

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Почему на Кноссе обычай, чтобы должник выкрадывал свой долг у заимодавца. Может быть, так делали для того, чтобы можно было обвинить в грабеже и тем строже наказать неоплатного должника?

Греческий писатель, историк, биограф.

Перевод с древнегреческого Т. Алешкина

Царь вернулся к мыслям о том, как прославиться в веках, оставив подобно Периклу после себя величественные сооружения, которые людская память связывала бы с его именем. Подобные помыслы внушило Александру зрелище пирамид, которые он миновал во время одной из своих поездок вверх по Нилу. [. ] Стасикрат явился к царю и предложил ему вместо пирамиды выстроить в гавани огромный маяк, посвятив его Посейдону. [. ] По приказу царя строительство маяка началось в том же месяце. Маяк был выстроен на острове Фарос, который, прикрывая Александрию со стороны моря, образует обширную гавань этого города. Царь не покидал Александрии, пока постройка не была завершена. [. ] Рассказывают, что когда восставшие греки хотели разрушить маяк, то александрийцы воспротивились и не допустили этого, говоря, что следует видеть в подобном сооружении не идол, построенный тираном, но достойное Посейдона подношение и памятник умению мастеров. [. ]

Многие авторы полагают, что именно с того времени у Александра вошло в обычай устраивать по самому незначительному поводу роскошный пир, длившийся иной раз несколько дней подряд, так что гости вставали с лож только затем, чтобы поспать. Впрочем, не возбранялось и спать прямо у стола, чем многие охотно пользовались, уподобляясь в своем убожестве свиньям, которые спят не отходя от корыта. Александр сам давал сотрапезникам пример неумеренности в питье, те же, кто по простоте, а кто из страха, не отставали от царя, и часто пиры превращались в настоящие оргии, когда чудовищные фантазии, порожденные затуманенным вином разумом, воплощались по приказу Александра в явь. Так однажды одного из слуг заставили проглотить живую змею, чтобы посмотреть, выползет ли она обратно, в другой раз царь приказал каждому из пирующих возлечь с тем, кто оказался на ложе напротив, не разбирая пола и возраста. Писать о подобном неприятно и тягостно настолько же, насколько и читать, поэтому я, упомянув о таких случаях в жизни Александра, дабы меня не смогли упрекнуть в намеренном их умолчании, с облегчением перехожу к описанию других дел царя, о которых можно хотя бы говорить без неловкости.

Одно время при дворе Александра стала пользоваться большим почетом поэзия, а в особенности-поэмы, прославлявшие деяния самого Александра. Царь любил слушать такие поэмы во время пира, таким образом поэты заменяли ему танцовщиц или другие, более пристойные в подобных случаях развлечения. Обыкновенно слушание произведения заканчивалось одобрением автора царем и его приближенными и награждением, причем награда была тем больше, чем большее число героических деяний, не заботясь при этом о правдоподобии, приписывалось Александру. Однажды свою поэму представлял таким образом царю Гиппоник из Эфеса, бывший в то время одним из знаменитейших поэтов. Александр, уже порядком хмельной, сначала слушал его благосклонно. Но когда речь пошла об Африке и поражении, понесенном там войском, царь внезапно переменился в лице, вскочил с ложа и закричал: «Неверно, этого не было! Не говори больше об Африке!» Гиппоник в смятении перешел к следующей части поэмы, но и там на его беду упоминалась Африка. Тогда Александр в гневе приказал схватить Гиппоника и тех за столом, кто открыто выражал одобрение поэме, и всех их казнить. После этого Александр вскричал, обращаясь ко всем оставшимся: «Африки нет, слышите!» По свидетельству Онесикрита с тех пор при царе избегали упоминания Африки, это название удалили с географических карт и из книг, доступных Александру.

Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.

Начальником пьющих должен быть надежнейший из пьющих. А таковым он будет, если и опьянению нелегко поддается, и не лишен вкуса к выпивке.

Нам приятно, когда нас спрашивают о том, о чем мы склонны рассказать и без чьей-либо просьбы.

Старикам, готовым говорить по всякому поводу, хотя бы и не к делу, доставит удовольствие любой вопрос, идущий навстречу этой их склонности.

Что родилось раньше, курица или яйцо?

Совместная выпивка помогает лучше узнать друг друга. (…) Вино показывает каждого таким, каков он есть.

Старческой природе самой по себе присущи явные признаки опьянения: дрожание членов, косноязычие, излишняя болтливость, раздражительность, забывчивость, рассеянность. (…) Нет ничего более похожего на старика, чем пьяный молодой человек.

Дети любят в рассказываемом им некоторую загадочность, а из игр предпочитают такие, которые содержат в себе нечто сложное и трудное.

(Некий римлянин), пообедав в одиночестве, (…) сказал: «Сегодня я поел, но не пообедал».

Поэзии нет дела до правды.

Многие цари и властители, которым недостает ума, подражают неумелым ваятелям: как те воображают, будто их колоссы будут казаться исполненными величия и мощи, если они их изваяют с широко расставленными ногами, напряженными мышцами и разверзнутым ртом, так и они думают посредством сурового голоса, мрачного взгляда, грубого обращения, нелюдимого поведения придать достоинство и значительность своей власти.

Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою и приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными. Даже Кирке (Цирцее) никакой не было пользы от заколдованных ею, и не знала она, что с ними делать, превращенными в ослов и свиней, зато в Одиссея, который оставался в здравом уме и держался с нею осмотрительно, влюбилась до беспамятства.

Эллинам, служившим в войске у Кира, военачальники приказали встречать врага молча, если он нападет с криком, и, наоборот, бросаться на него с криками, если враг молчит. Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.

Есть люди, которые оттого, что не имеют, чем им заняться всерьез, бросаются в общественные дела, превращая их в некий род препровождения времени.

(Об афинянах:) Едва ли кому можно доставить так много удовольствия похвалами, но так мало огорчения насмешками. Начальников своих они заставляют трепетать, а врагам являют милость.

Придворные льстецы (…), словно птицеловы, подражают голосам и перенимают повадки тех, на кого охотятся.

(Совет государственному мужу:) Спеши развить и украсить собственный характер, затем что тебе предстоит жить, словно в театре, на глазах у зрителей.

В Лакедемоне, когда некий человек дурных нравов внес однажды дельное предложение, народ его отверг, а эфоры велели одному из старейшин, выбранному для этого по жребию, повторить предложение от своего лица, как бы перенеся его из нечистого сосуда в чистый и тем сделав приемлемым для сограждан. Такую силу имеет в государственных делах доверие или недоверие к личной порядочности деятеля.

Пословица говорит, что волка за уши не удержишь, но граждан и государство только за уши и следует вести, не подражая тем, кто, по невежеству и неспособности в искусстве слова, прибегает к приемам пошлым и низменным, обращается вместо слуха к утробам и кошелькам.

Непристойные речи (политика) позорят больше того, кем, чем того, про кого они говорятся.

Если одна нога закована в колодку, то не надо просовывать в колодку и голову.

С народом (…) надо обращаться как с влюбленным, держась от него подальше и заставляя тосковать о своем отсутствии.

(Греку, решившему заняться политической деятельностью:) Попроще надо шить хламиду (…) и не возлагать непомерно горделивых украшений на свой венок, видя римский сапог над головой. Подражай лучше актерам, которые влагают в представление свою страсть, свой характер, свое достоинство, но не забывают прислушиваться к подсказчику, чтобы не выйти из меры и границ свободы, данной им руководителем игр. Если ты собьешься, тебя ждет не свист, не смех, не пощелкиванье языком; многих уже постиг «Топор-головосек, судья безжалостный».

Государственный муж обязан считать предпочтительнее поражение от сограждан, нежели победу ценой насилия и урона для городских установлений.

Умение повелевать и умение повиноваться связаны между собою. (…) При демократическом устройстве человек недолгое время приказывает, но всю остальную жизнь слушается.

Кто способен извлекать корысть из общественных дел, способен и на окрадывание могил.

Ни на одну из трехсот статуй (тирана) Деметрия Фалерского не успела сесть ни ржавчина, ни грязь, потому что все они были уничтожены еще при его жизни.

Говорят, что погубил народ тот, кто первым его подкупил; (…) толпа теряет свою силу, когда ставит себя в зависимость от подачек. Но подкупающим стоит поразмыслить над тем, что себя они тоже губят, когда тщатся ценой великих затрат приобрести продажную славу и этим делают толпу уверенной и дерзкой, ибо ей кажется, что в ее власти что угодно дать и что угодно взять.

Болтуны никого не слышат, ибо сами говорят беспрерывно.

Глупые речи превращают захмелевшего в пьяного.

Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

Слово, доколе известно одному человеку, действительно остается тайным, а перейдя ко второму, становится достоянием молвы.

Если осел тебя лягнул, не отвечай ему тем же.

Если дружишь с хромым, сам начинаешь прихрамывать.

Метко ответил некий египтянин на вопрос, зачем он обернул свою ношу со всех сторон: «Чтобы не знали зачем!»

Злословие непременно сопутствует любопытству.

Все опасаются любопытного и прячутся от него. (…) Так что часто открытое слуху и зрению всех других укрыто только от любопытных глаз и ушей.

Должен сказать себе всякий, кого гнев побуждает к возмездию: «Если он провинился сегодня, то останется провинившимся и завтра, и послезавтра». Опасаться надо не того, что он будет наказан с опозданием, а того, что, наказанный немедленно, он навсегда окажется наказанным незаслуженно, как это уже нередко случалось. Кто из нас так жесток, чтобы на пятый или десятый день подвергать раба побоям за то, что он пережарил блюдо, или опрокинул стол, или был медлителен, выполняя приказание?

Таково приносимое богатством благополучие: без зрителей и свидетелей оно превращается в ничто.

Семирамида, будучи женщиной, снаряжала походы, вооружала войска, строила Вавилон, покоряла эфиопов и арабов, переплывала Красное море, а Сарданапал, родившись мужчиной, ткал порфиру, восседая дома среди наложниц; а по смерти ему поставили каменный памятник, который изображал его пляшущим на варварский лад и прищелкивающим пальцами у себя над головой, с такой надписью: «Ешь, пей, служи Афродите: все остальное ничто».

(Александру) некоторые ставят в упрек чрезмерную склонность к вину, но в своей деятельности он оставался трезвым, и его не опьяняла власть, вкусив которой другие не могут совладать с собой самими.

Иные, спасаясь от суеверия, впадают в упорное, неизлечимое безбожие, проскочив мимо лежащего посередине благочестия.

Один римлянин по имени Габба угощал как-то обедом Мецената. Заметив, что тот обменивается знаками внимания с его женой, он потихоньку склонил голову, как будто уснув. Но когда кто-то из рабов, подбежав из другой комнаты, попытался унести вино, Габба, отбросив позу спящего, воскликнул: «Мошенник, разве ты не видишь, что я сплю только для одного Мецената?»

В браке большее благо любить, чем быть любимым.

Мальчишка бросил камнем в собаку, а попал в мачеху и промолвил: «И то неплохо».

Сибариты, говорят, рассылали своим женщинам приглашения за год, чтобы им достало времени принарядиться для пира.

С кем приходится плыть на корабле или служить на войне, тех мы поневоле терпим и на борту и в шатре; но в застолье сходиться с кем попало не позволит себе никакой разумный человек.

Кто недоволен местом за столом, тот обижает не столько хозяина, сколько соседа, и врагами ему делаются оба.

(Хороший правитель) добьется, чтобы подданные боялись не его, а за него.

В том государстве лучше всего правление, (…) где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править,

Лучший дом тот, (…) в котором у хозяина меньше всего дела.

Жизнь есть последовательность человеческих дел, большая часть которых имеет предметом добывание и приготовление пищи.

Пища нам не только средство к жизни, но и средство к смерти.

Тело есть орудие души, а душа орудие бога.

Взаимное послушание и благожелательство, достигнутое без предварительной борьбы, есть проявление бездеятельности и робости и несправедливо носит имя единомыслия.

Славное отличается от позорного более всего надлежащей мерой.

Следовало бы сказать народу: «Один и тот же человек не может быть у вас вместе и правителем и прислужником».

Больше всего толпа почитает тех, перед кем испытывает страх.

Ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов.

Ответы индийских мудрецов Александру Македонскому:

Задающий мудреные вопросы неизбежно получит мудреные ответы.

Наибольшей любви достоин такой человек, который, будучи самым могущественным, не внушает страха.

Всем людям свойственно, потерпев крушение, вспоминать о требованиях долга и чести.

Поистине подобает полководцу иметь чистые руки.

Хиосец Феодот (…) (предложил) принять Помпея, а затем его умертвить. (…) Дескать, мертвец не укусит.

Мудрость (…) отнюдь не хвалит невинности, кичащейся неведением зла, но считает ее признаком незнания того, что обязан знать всякий человек, желающий жить достойно.

Великие натуры могут таить в себе и великие пороки, и великие доблести.

Народ часто ненавидит именно тех, кому воздает почести и кто с ненасытимой алчностью и спесью принимает их от недоброхотных даятелей.

Дело не только в том, что вместо красоты и добра они (безнравственные цари) гонятся за одной лишь роскошью и наслаждениями, но и в том, что даже наслаждаться и роскошествовать по-настоящему они не умеют.

Я живу в маленьком городке и, чтобы он не сделался еще меньше, охотно в нем остаюсь.

Один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше многих и пространных периодов.

Я (…) полагаю свойством (…) созданной для государственных дел души (…) хранить свое достоинство куда тщательнее, нежели актеры, которые играют царей (…) и которых мы видим на театре плачущими или же смеющимися не тогда, когда им хочется, но когда этого требует действие или роль.

Первыми предатели продают себя самих.

Дети способные легче припоминают услышанное однажды, но у тех, кто воспринимает слова учителя с усилием, с напряжением, память более цепкая: все, что они выучат, словно выжженное огнем, запечатлевается в душе.

Согласие проще всего найти там, где слабее всего способность сомневаться.

Его боятся, сынок, еще больше, чем ненавидят. (Сарпедон, наставник Катона Младшего, в ответ на его вопрос, почему никто не убьет диктатора Суллу.)

Нет ни одного нравственного качества, чья слава и влияние рождали бы больше зависти, нежели справедливость, ибо ей обычно сопутствует и могущество, и огромное доверие у народа. Справедливых не только уважают, как уважают храбрых, не только дивятся и восхищаются ими, как восхищаются мудрыми, но любят их, твердо на них полагаются, верят им, тогда как к храбрым и мудрым питают либо страх, либо недоверие. (…) Именно по этой причине и враждовали с Катоном все видные люди.

В речи гораздо более, чем в лице, как думают некоторые, открывается характер человека.

Катон (…) никогда не скупился на похвалы самому себе и отнюдь не избегал прямого хвастовства, считая его спутником великих деяний.

Невозможность похвастаться богатством люди полагают равной его потере, а хвастаются всегда вещами излишними, а не необходимыми.

Робкие врачи, не решающиеся применить нужные лекарства, потерю сил у больного принимают за ослабление болезни.

Народ (…) боится презирающих его и возвышает боящихся. Ведь для простого народа величайшая честь, если люди высокопоставленные им не пренебрегают.

Народ в некоторых случаях с удовольствием использует опытных, сильных в красноречии и рассудительных людей, однако всегда с подозрением и страхом относится к их таланту, старается унизить их славу и гордость.

Настоящий полководец должен умереть от старости или, по крайней мере, под старость.

Поскольку поток времени бесконечен, а судьба изменчива, не приходится (…) удивляться тому, что часто происходят сходные между собой события. (…) Если (…) события сплетаются из ограниченного числа подобных частиц, то неминуемо должны помногу раз происходить сходные события, порожденные одними и теми же причинами.

Среди полководцев самыми воинственными, самыми хитроумными и решительными были одноглазые, а именно Филипп (Македонский), Антигон, Ганнибал.

Полководец должен чаще смотреть назад, чем, вперед.

Лучше жить ничтожнейшим гражданином Рима, чем, покинув родину, быть провозглашенным владыкой всего остального мира. (Приписано мятежному римскому полководцу Серторию.)

Солон приноравливал законы к окружающим обстоятельствам, а не обстоятельства к законам.

Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всем меру. (Приписано Солону.)

Полновластье делает явными глубоко спрятанные пороки.

Всего больше изумления вызывала она (Корнелия), когда без печали и слез вспоминала о сыновьях (Тиберии и Гае Гракхах) и отвечала на вопросы об их делах и их гибели, словно бы повествуя о событиях седой старины. Некоторые даже думали, будто от старости или невыносимых страданий она лишилась рассудка и сделалась бесчувственною к несчастиям, но сами они бесчувственны, эти люди, которым невдомек, как много значат в борьбе со скорбью природные качества, хорошее происхождение и воспитание: они не знают и не видят, что, пока доблесть старается оградить себя от бедствий, судьба нередко одерживает над нею верх, но отнять у доблести силу разумно переносить свое поражение она не может.

Судьба (…) приводит в движение одно посредством другого, сближает вещи самые отдаленные и переплетает события, казалось бы, ничего общего друг с другом не имеющие, так что исход одного становится началом другого.

Если заглянуть в будущее, ничто в настоящем не может считаться ни великим, ни малым.

Страдание, (…) перегоревши, обращается в гнев.

Как обыкновенно бывает при большой опасности, в трудных обстоятельствах, толпа ожидает спасения больше от чего-то противоречащего рассудку, чем от согласного с ним.

Господство на море рождает демократию, а олигархией меньше тяготятся земледельцы.

Зависть (…) радуется унижению выдающихся людей.

Человек, не принимающий богатого подарка, богаче того, кто его делает.

Оружие и законы не уживаются друг с другом.

Нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть.

Успех возвышает даже мелкие от природы характеры.

Чувствуя, что (…) его боятся и только ждут удобного случая, чтобы его умертвить, Эвмен сделал вид, что нуждается в деньгах, и занял большие суммы у тех, кто особенно сильно его ненавидел, чтобы эти люди (…) оставили мысли о покушении, спасая таким образом свои деньги. (…) В то время как другие ради собственного спасения дают деньги, он единственный обеспечил себе безопасность тем, что взял деньги в долг.

(Эвмен) просил о милосердии врага, которому принадлежало только его тело, и тем самым отдал ему свою душу.

Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь.

Правда необорима, если ее высказывают умело.

Правдивое дело, раз оно правильно изложено, несокрушимо.

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.

Непрестанно учась, к старости я прихожу.

Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов… Основу его речей должна составлять честная откровенность, истинное достоинство, патриотическая искренность, предусмотрительность, разумное внимание и забота… Правда, что политическое красноречие, гораздо больше, чем судебное, допускает сентенции, исторические параллели, выдумки и образные выражения, умеренное и уместное употребление которых в особенности хорошо действует на слушателей.

Когда из мира уходит солнце, все омрачается, так же и беседа, лишенная дерзости, вся не на пользу.

Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар: как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя.

Когда ты бранишь других, смотри, чтобы ты сам был далек от того, за что другим выговариваешь.

Или как можно короче, или как можно приятнее.

Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.

Злоречивый язык выдает безрассудного.

Кто хочет соблюсти пристойность в насмешках, должен понимать различие между болезненным пристрастием и здравым увлечением… насмешки над первым оскорбляют, а над вторым воспринимаются благосклонно… Очень важно также следить за тем, чтобы насмешка пришлась кстати в обстановке общего разговора, в ответ на чей-либо вопрос или шутку, а не вторгалась в застолье как нечто чуждое и заранее подготовленное.

Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения.

Победившие спят слаще побежденных.

Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.

Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.

Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного и в том, чтобы принимать помощь от друзей.

Порядочная женщина… даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.

Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.

Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с собой стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.

Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов.

Любовь всегда многообразна как во многих отношениях, так и в том, что затрагивающие ее шутки одних тяготят и вызывают у них негодование, а другим приятны. Тут надо сообразовываться с обстоятельствами момента. Подобно тому как дуновение может погасить возникающий огонь вследствие его слабости, а когда он разгорится, придает ему питание и силу, так и любовь, пока она еще тайно возрастает, возмущается и негодует против раскрытия, а разгоревшаяся ярким пламенем находит в подшучиваниях пищу и отвечает на них с улыбкой.

Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.

Целомудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.

Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.

Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа.

Злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство.

Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.

Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом; считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно.

Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.

Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе… Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.

Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.

Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.

Характер есть не что иное, как долговременный навык.

Предатели предают прежде всего себя самих.

Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.

Лесть подобна тонкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.

Как вороны налетают, чтобы выклевать очи мертвых, так и льстецы, обсев, богатство неразумных растаскивают.

Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами.

Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *