Что обозначает тема эмиграции в литературе серебряного века
Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века
Русская литература Серебряного века как художественный феномен.
Литература серебряного века относится к числу мировых читательских приоритетов. 20 век не похож на век 19. Быстро развивается наука, прежде всего естественные дисциплины, меняется представление человека об окружающем мире и другим становится мироощущение человека, оно становится трагическим, окружающий мир часто воспринимают как катастрофу, а слово кризис становится ключевым словом эпохи.
Александр Амфитеатров «Закат старого века»
Михаил Арцыбашев «У последней черты»
Викентий Версаев «Без дороги», «На повороте».
Пограничная эпоха. Все понимают отличие 20в. от 19в. Блок: «Уже январь стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900».
Литература 20 века отличается от литература 19 века. В 19 веке – четко сложивашаяся иерархия писательских имен, в 20 веке – сложнейшее созвездие имен и нет деления на первостепенных и второстепенных.
В 19 веке худ-эстет (?) последовательно сменяли друг друга, а 20 век – многоярусная художественная реальность, где одновременно есть и реализм, и модернизм, огромное число литературных направлений, групп, школ.
Неореализм – характеризуется тремя основными признаками:
1. Отход от натурализма
2. Обоновление реалистических традиций.
3. Открытость модернистскому опыту.
В конце 19 в появляется понятие «Серебряный век», сначала носит расширительный характер, только на рубеже веков входит в литературоведческий обиход. («Платиновый век» Омри Ронен, «Серебряный век как умысел и вымысел» Амст’97, Москва’00)
Начало 3 пролетарское освободительное движение – октябрьский переворот.
В.Ходасевич «1917 г показал воочию, что мы присутствуем при смене двух эпох»
Высылка философов, литераторов – «Философский пароход»
Советское литвед-е выделяло 3 направления:
1. Критический реализм
2. Социалистический реализм (*)
Западное литвед-е выделяло 2 направления:
К началу 90-х гг. западными словистами литература серебряного века была изучена лучше. Доскональнее всего изучили Вячеслава Иванова и Александра Белого (символизм). Convivium- общество, изучавшее идеи Иванова.
Русская литература рубежа веков включает в себя понятие литература серебряного века. Писателя Серебряного века можно назвать писателем рубежа веков, но не каждого писателя можно отнести к Серебряному веку.
4 необходимых условия для отнесения писателя к литературе Серебряного века.
1. Интерес к сложной, многообразной человеческой личности.
2. Идея жизнестроительства (жизнетворчества)
3. Религиозно-философские искания.
4. Конфликт с «железным веком» (опр. В.Крейда)
К.Бальмонт – Дионисийство и либертизм
Н.Гумилев – Апологетика сильной личности»
З.Гиппиус – Описание снов
Д.Мережковский – Описание галлюц. состояний.
Гумилев: любимые герои – сильные личности.
Текст – поэтическая декларация.
Шекспир «Как вам это понравится»: «Весь мир театр и люди в нем актеры».
Пронизаны мистификациями (поэтесса Елена Дмитриева, поэт Николай Клюев).
Поэты выглядят театрализовано (К. Бальмонт «Хамы, расступитесь! Идет сын солнца…», Игорь Северянин)
Кафейный период русской литературы.
«Бродячая собака»(акмеисты) Мандельштам, Ахматова, Потемкин Популярно.
Религиозно-философские искания есть в творчестве каждого.
1903 СПБ Религиозно-философское собрание, одобрено представителями духовенства.
Основатели: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Философов.
Увлечены идеями Хилиазма – Царство Божье на Земле.
В иммиграции Мережковский Гиппиус окажутся близки к католицизму, а Иванов открыто перейдет и будет главным хранителем Ватиканской библиотеки.
В христианстве – секстантские идеи – хлыстовство. Символист Добролюбов бросает семью и организовывает секстантскую общину. В.Брюсов
Конфликт с «железным веком». Большинство русских поэтов уходят в 37 лет.
Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века.
В основном представлен поэзией. Б.Чичибабин «У прозы есть предел». Поэзия устремлена в будущее, ввысь. Поэзия – это непременно тайна, загадка.
Поэзия – невероятная свобода дыхания, поэзия не подчиняется законам, выбивается из рамок, не подчиняется нормам. (напр, Василиск Гнедов – поэма конца – без слов, только жест – новаторская. Основоположник перфоманса). Видимый тупик оборачивается невидимым новаторством.
Главный закон поэзии: «Так я хочу!» А. Блок.
«Для меня все преимущество и проклятье современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать в нее свой смысл» (приписка из письма Шершеневичу Блока)
Основные темы и мотивы.
1. Трагическая тема эмиграции.
2. Назначение поэта и поэзии.
3. Тема вины и покаяния.
Трагическая тема эмиграции.
Эмигранты надеялись вернуться. Страны русского рассеяния: Китай (Харбин, Шанхай), Франция, Сербия, Чехия, Югославия, Болгария.
А.Федоров эмигрировал в Болгарию. Текст в жанре молитвы:
Здесь труд мой был и будет впредь,
Не дай мне, Боже, умереть
Текст построен на антонимах, мох на скале – писатель в эмиграции.
Лирика не имеет названия. Выплеск эмоций. Прием строфического кольца.
Эмиграция изменила тональность творчества многих авторов.
Петр Потемкин. Примитивист, учился в военно-хирургической академии, на 4м курсе курсовая работа «между творчеством психически больных и модернистов нет разницы» потом бросил институт и стал модернистом. Его творчество – эстетический примитивизм. («Черная Молли»)
Мигрировал в Париж. Тональность творчества приобретает трагическую окраску.
Георгий Иванов. Акмеист. Жизнь в эмиграции – инобытие, жизнь после смерти. Поэзия парадоксальна, построена не противном. «Мы не молоды, но и не стары»
Мы не молоды. Но и не стары.
Мы не мертвые. И не живые.
Вот мы слушаем рокот гитары
И романса «слова роковые».
О беспамятном счастье цыганском,
Об угарной любви и разлуке,
Подымают дрожащие руки.
За бессмыслицу! За неудачи!
За потерю всего дорого!
И за то, что могло быть иначе,
Аллитерация на р подчеркивает холодность, неуютность пространста. В качестве эпиграфа у Иванова Адамович. Были друзьями. «имя тебе непонятное дали». Крупный поэт русского западного зарубежья.
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать
Тема вины и покаяния.
Бердяев говорит, что все люди и народы делятся на два типа: одни культивируют чувство обиды, а другие живут с постоянным чувством вины.
Достоевский: «Всяк за всех виноват».
Тема вины появляется в творчестве Максимилиана Волошина. Он был над схваткой, помогал и белым, и красным. Мотив личной ответственности каждого за происходящее в стране. « В годы гражданской войны».
Владимир Корнилов «40 лет спустя». Считает, что автор должен простить своего врага, принять несимпатичного ему персонажа. «В поселке под Москвою».
Борис Чичибабин «Плач по утраченной Родине» диссидент, боролся с социалистическим государством.
Тема поэта и поэзии.
Ахматова: Стихи родятся из сора.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Пастернак: Поэзия – это творчество, самоотдача.
Серебряный век. поэты. литературные течения
* Сере;бряный век — период в истории русской культуры, относящийся
к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века.
В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de si;cle («конец века») и Belle Epoque.
Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Владимир Маковский. В отличие от общеевропейского fin de si;cle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «Серебряный век» выраженную эротичность.
Серебряный век русской поэзии
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Конструктивизм
Крестьянская поэзия
Сатирическая поэзия
«Центрифуга»
«Мезонин поэзии»
«ЛЕФ»
Обэриуты
Вне школ
****************
*****************
О поэтическ течении:
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
*******
А.
Анненский Иннокентий
Ахматова Анна
Б.
Бальмонт Константин
Балтрушайтис Юргис
Белый Александр
Брюсов Валерий
Блок Александр
Бунин Иван
Г.
Гиппиус Зинаида
Д.
Добролюбов Александр
З.
Зоргенфрей Вильгельм
И.
Иванов Вячеслав
К.
Коневской Иван
Кузьмин М.
М.
Мережковский Дмитрий
Маяковский Владимир
Мандельштам Осип
П.
Пяст Владимир
Р.
Рукавишников Иван
С.
Сологуб Федор
Соловьева Поликсена
Стражев Виктор
Северянин Игорь
Т.
Тиняков Александр
Ф.
Фофанов Константин
Х.
Хлебников В.
Ч.
Чулков Георгий
********************
******************************
Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира.
Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах,
а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века.
**Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано?
С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование.
Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление.
**Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.
*****ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов.
***Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.
***ДЕКАДЕНСТВО
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.
***МОДЕРНИЗМ
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.
***АКМЕИЗМ
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.
***ФУТУРИЗМ
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.
***Имажинизм
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.
**ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.
Заключение
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечестве
Литература в эмиграции: в изгнании или в послании?
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблемы литературы в эмиграции
После Октябрьской революции и Гражданской войны по разным подсчетам за границей оказалось до трех миллионов эмигрантов. Некоторые эмигранты там задержались еще с царских времен, другие уехали в самом начале революционных событий, а третьи разными путями бежали за границу уже из Советской России. Значительная часть эмигрировала после поражения белых в Гражданской войне. В 1921 году вышел декрет, который лишил эмигрантов гражданства РСФСР и превратил их в апатридов.
Апатриды – это лица без гражданства.
Последняя большая группа интеллигентов была выслана из России в 1922 году по специальному решению партии. Перед этой операцией Главного политического управления в партийной газете «Правда» вышла анонимная статья под названием «Демократия, где твой хлыст?». Новая власть будто напоминала о временах крепостного права, когда можно было наказывать подданных, не боясь наказания.
«Философский пароход» летом и осенью 1922 года доставил из Петрограда в Германию университетских профессоров, русских философов, а также несколько литераторов, которые под угрозой смертной казни были лишены права на возвращение в страну.
С каждым годом надежда на скорое возвращение обратно в Россию становилась все призрачнее. Эмигранты начали пытаться как-то налаживать жизнь в чужих странах. Большие группы беженцев оказались в Германии, Франции, Чехословакии, на Балканах. В начале 1920-х годов Берлин стал столицей русского зарубежья. В 1930-е годы роль столицы русских эмигрантов перешла к Парижу. Таким образом, возникла литература первой волны русской эмиграции.
Эмигранты пытались сохранить свою культуру и свою Россию. Их культура в большой степени являлась продолжением культуры Серебряного века. они активно переиздавали классические произведения 19 века, изучали ее, писали труды по философии, истории, лингвистике. Современная литература публиковалась в журнале «Современные записки», выходившем в Париже в 1920-1940 гг.
Готовые работы на аналогичную тему
В эмигрантской литературе особенно выделялись следующие писатели:
Эти писатели получили известность еще в России. Одним из наиболее популярных авторов был публицист и исторический романист М. А. Алданов. В своих исторических очерках и романах он создавал панораму европейской и русской жизни от времен наполеоновских войн до октябрьской революции и ее последствий («Святая Елена, маленький остров», «Бегство», «Ключ»). Но большинство писателей жило памятью о прошлом. Молодые, начинающие писатели, которые не имели ни литературной репутации, ни этой памяти, оказались в драматическом положении.
Эмигрантские журналы, газеты, издательства были крайне слабыми, выпускались небольшими тиражами, читательская аудитория была немногочисленной и склонной скорее к развлекательному чтению, нежели к серьезной работе и духовному отклику, которым был избалованы авторы рубежа 19-20 века. Поэтому новая литература оказалась в таком безвоздушном пространстве, без читателя, практически без средств к существованию.
Один самых известных критиков и поэтов эмиграции В. Ф. Ходасевич в 1933 году написал:
Русская литература разделена надвое. Обе ее половины еще живут, подвергаясь мучительствам, разнородным по форме, но одинаковым по последствиям.
Печатание книг стало практически невозможным. В Варшаве выпускались брошюры, которые отпечатывались на гектографе. Однако это было только одной стороной проблемы. Кроме материальной проблемы существовала еще одна – духовная, на которое обратил свое внимание молодой автор Гайто Газданов. В своей статье «О молодой эмигрантской литературе» он пишет о том, что главная проблема его сверстников – это отсутствие мировоззрения. А без мировоззрения нет и большого писателя. Газданов пишет: «Если предположить, что за границей были бы люди, способные стать гениальными писателями, то следовало бы, продолжая эту мысль, прийти к выводу, что им нечего было бы сказать; им помешала бы писать „честность с самим собой“».
Он делает вывод, что требовать от эмигрантских писателей литературу, подобную творчеству Белого, Блока, Горького, так как выполнение этого требования невозможно. Он считает, что спасти молодое литературное поколение эмигрантов может только чуда, однако этого чуда не произошло.
Многие, в первую очередь, писатели старшего поколения, спорили с Газдановым. Однако собственная творческая судьба Газданова стала подтверждением точности его диагноза. В первом его романе «Вечер у Клэр» критики усмотрели влияние Бунина, Достоевского, Пруста и называли автора надеждой эмигрантской прозаической литературы. Однако в скором времени Газданов надолго замолчал, работал мойщиком паровозов, грузчиком, парижским таксистом. В конце концов литературное наследие Газданова составило девять романов, но успеха первой книги не удалось достичь ни одному из них.
«Мы не в изгнаньи, мы в посланьи»
В эмигрантской прозе Газданов выделял лишь одного автора – В. В. Набокова. А Н. Н. Берберова в Набокове видела оправдание не только этого поколения, но эмигрантской словесности в целом.
Однако это было скорее показательным исключением, уникальной особенностью писательского «Дара».
Набоков выстраивает свой художественный мир, в котором главной темой стало изгнание, автопсихологический образ художника, поэта – доминантой мира, а память о России стала лейтмотивом. Набоков, в конце концов, эмигрировал еще раз, уже из русской литературы, и стал англоязычным писателем и американским профессором.
При всех сложностях зарубежные писатели чувствовали долг перед русской культурой. Присуждение И. А. Бунину Нобелевской премии было тожеством всей русской литературы. В совей речи Бунин благодарил за присуждение этой награды изгнаннику и выступал за защиту «свободы мысли и совести» как аксиому писательского труда.
Для многих русских литераторов, которые оказались в эмиграции, девизом стал афоризм Берберовой: «Мы не в изгнаньи, мы в посланьи». Собственное творчество писатели воспринимали не просто как обращенное к немногочисленным читателям слово, а как послание, обращенное в будущее.
Русскую литературу в эту непростую эпоху объединял язык, человеческое измерение и верность классическим традициям. Несмотря на существование в разных условиях, русская литература 20 века была едина.