Что обозначает точка в конце сообщения
Учёные: точка в конце сообщения — признак неискренности
Несмотря на то, что точка в конце предложения грамматически корректна, в электронной переписке большинство людей видит в ней отрицательную эмоциональную окраску. Чтобы подтвердить это предположение, доцент Силия Клин провела эксперимент на 126 магистрах Бингемтонского университета.
Каждому из участников дали прочитать 16 коротких примеров переписок, которые начинались с вопроса и заканчивались простым односложным ответом. Например, «Хочешь потусить вечером?» — «Конечно!». При этом часть ответов сопровождалась точкой на конце, а в части она отсутствовала.
По итогам опроса большинство участников расценили ответы с точкой как более лицемерные.
Текстовой переписке не хватает многих социальных маркеров, которые есть в общении лицом к лицу. Во время обычного разговора люди легко получают информацию об эмоциях собеседника с помощью взглядов, выражений лица, тона голоса, пауз и других признаков.
Очевидно, во время переписки люди лишены этих механизмов. Они полагаются на доступные им средства — эмотиконы, умышленные грамматические ошибки с целью воспроизведения произношения слов и, согласно нашим данным, пунктуацию.
Силия Клин, доцент
Исследование Клин также подтвердило, что восклицательный знак в конце сообщения люди чаще считают признаком искренности, чем наоборот.
Учитывая, что людям свойственно искать способы вести сложные и насыщенные деталями беседы, неудивительно, что текстовые переписки эволюционировали. Речь идёт о передаче той же самой информации [что и при общении лицом к лицу], только с помощью текста.
Силия Клин, доцент
Свободная точка
Поделиться:
У Дональда Биссета есть сказка под названием «Точка-мама и точка-дочка».
«Хорошо быть точкой, — сначала радуются героини. — Куда лучше, чем какой-нибудь закорючкой или загогулиной».
А потом Точке-маме становится скучно, и она решает поиграть. Но ничего не выходит.
— Э нет, это не по правилам, — сказал Карандаш и обвел большую точку Кругом, чтобы она никуда не убежала.
Точка-мама очень рассердилась.
— Как же мне выбраться из этого Круга? — подумала она. — Может быть, заплакать? А потом по морю слез переплыть через Круг?
И она попробовала заплакать, но не сумела выжать ни слезинки.
Эта сказка очень точно отражает то, что происходит на наших глазах со старейшим и, пожалуй, главным знаком препинания — точкой. Лингвисты всего мира замечают: точка в переписке все чаще становится знаком обиды, угрюмости, плохого настроения и даже агрессии.
В июне сразу в двух американских изданиях вышли статьи о судьбе этого знака. «Прекратите. Использовать. Точки. И точка!» — так называется статья в «Вашингтон Пост».
Автор приводит мнение лингвиста Джеффри Нюнберга, профессора Калифорнийского университета. По его словам, пользоваться точкой в текстовых сообщениях нет необходимости, если только вы не хотите вложить в ваше сообщение дополнительный смысл и показать отношение к тому, о чем пишете: например, дать понять, что сказать больше нечего, нет смысла продолжать разговор.
Исследователи из Бингемтонского университета в Нью-Йорке вместе с коллегами из университета Рутгерса в Нью-Джерси провели исследование, чтобы понять характер современной точки. Они попросили 126 студентов оценить 16 фрагментов частной переписки. Для исследования взяли те сообщения, в которых было буквально по одному слову: «Okay, Sure, Yeah, Yup». Студенты признали: сообщения с точкой в конце показались им менее искренними.
Впрочем, не все российские лингвисты согласны с такими выводами. Прокомментировать выводы американских и британских ученых я попросила одного из авторов «Справочника по пунктуации», бывшего главного редактора портала «Грамота.ру» Виктора Свинцова. Договаривались о комментарии мы, конечно, в фейсбуке. Я не использовала точки, и выглядело это примерно так:
Не воспринимает точку как недоброжелательный знак и главный научный сотрудник корпусной лингвистики Института русского языка им. Виноградова Наталья Фатеева: «Для меня точка не является знаком агрессии. Скорее всего, она маркирует конец коммуникации, поэтому и может восприниматься как знак агрессии. Для меня восклицательный и вопросительный знак являются маркерами диалога, двоеточие маркирует, что мысль будет развиваться. Думаю, что точка не отомрет, она все-таки знак раздела между разными высказываниями. Сама в ФБ иногда ставлю точку, иногда нет. В письмах электронной почты всегда ставлю».
А вот моя переписка с нынешним главным редактором «Грамоты» Владимиром Пахомовым. Тут и точка, и ее отсутствие, и смайлик, и восклицательный знак — полный набор.
Владимир Пахомов признается, что любит использовать смайлики. В них-то, по его мнению, и кроется причина недоверия к точке: текст «не улыбается», выходит угрюмым, как опущенные уголки губ.
«Мы уже привыкли заканчивать почти любое предложение смайликом, — говорит Пахомов. — Не очень понятно, как сочетать смайлик с точкой: точка при наличии смайлика кажется уже лишней. Вот мы и стали писать: Давай встретимся :)) А увидишь точку вместо ожидаемой смешной рожицы – и станет немного не по себе. Почему собеседник мне не улыбнулся? Он обиделся? Я что-то не то написал? В голову лезет много мыслей, и про саму переписку уже забываешь».
А еще у знаков препинания, конечно, есть характер. Например, у тире, которым сейчас пользуются очень активно, его считают агрессивным знаком, который отвоевывает «территории» у остальных. По мнению учителя русского языка и литературы Сергея Волкова, тире — это горизонтально ориентированный знак, который «помогает физически раздвинуть слова текста, впустить в предложение воздух, дать отдышаться». А вертикально ориентированное узкое двоеточие такого эффекта произвести не может.
У каждого из знаков — свой нрав, уверена преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Санкт-Петербургского университета, научный руководитель интернет-портала «Культура письменной речи» (gramma.ru) Светлана Друговейко-Должанская, которая в переписке со мной не стала ставить точку:
«Точка — это финал, бесповоротная, непреклонная, неумолимая окончательность и определенность, — говорит Друговейко-Должанская и отсылает читателей к фразеологии, в которой отношение к точке выражено ясно и четко: — Ставить точку (на чем) ‘заканчивать что-либо, останавливаться на чем-либо’; до точки ‘досконально, в мельчайших подробностях, в совершенстве (знать, видеть и т. п.)’; доходить [доводить, доиграться и т. д.] до точки ’доходить, (доводить, доводить и т. д.) до безвыходного, отчаянного положения’».
Другое дело — запятая. В ней не только незавершенность, открытость, но и указание на то, что есть варианты. И в этом она противопоставлена точке.
Руководитель Gramma.ru вспоминает цитату литературного критика, переводчика Виктора Топорова: «Трудно произнести такое — при всей очевидности, — еще труднее увенчать фразу не восклицательным знаком (возмущенным или восхищенным), не вопросительным («как он мог?» или хотя бы «неужели»?), не пестрой, как смешение рас, чередой вопросов и восклицаний и даже не амбивалентным в своей устремленности в будущее (которое, как известно, туманно) многоточием, а невзрачной, сиротливой, взвешенной или по меньшей мере как бы взвешенной точкой».
Точка — первый знак в истории пунктуации, исходная точка, точка отсчета (вот еще несколько фразеологизмов). И именно она сейчас переживает период переосмысления, кризиса.
Некоторые зарубежные лингвисты считают, что мы как будто бы возвращаемся в Средневековье. Тогда точку использовали произвольно и для самых разных целей, она могла разделять как целые предложения, так и сочетания слов, и слова, ее могли использовать как запятую. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. В русских старопечатных книгах можно увидеть точки разного вида: так называемая срока — точка в середине строки — и точка внизу. При этом точки могли быть разного размера и цвета. Почти как в сказке Биссета — точки-мамы и точки-дочки.
Правил тогда не существовало. Ориентировались просто на смысл высказывания, главное — показать разделение частей высказывания. То же самое, что мы сейчас делаем, нажимая на «пробел» во время переписки в фейсбуке. Line break — разрыв линии — служит нам точкой. Мы выдаем информацию порционно, и точку при этом использовать не обязательно. Сближает нас со Средними веками и то, что текстовые сообщения, по сути, воспроизводят устную речь. Тексты манускриптов тогда тоже были близки именно к тому, как говорили люди. Странно, но выходит, что новые технологии отбрасывают нас в пунктуационное Средневековье.
Впрочем, может быть, что все как раз наоборот: мы попали в будущее, в котором знаки препинания не бездушные, а живые. Они улыбаются, показывают характер, обижаются.
В конце сказки Биссета карандаш, сжалившись над Точкой-мамой, стирает ластиком кусочек ограничительного круга. Точка выходит из заточения и становится в тот фрагмент текста, где она больше всего нужна.
Так что нам остается только следить за тем, куда пойдет освобожденная от прежних условностей точка в нашей, не сказочной, реальности.
Пунктуация 21 века: почему вас сочтут грубым и неискренним за точку в конце предложения
И как текст могут преобразить эмодзи
Мы живем в интересное время, когда точка в конце сообщения настораживает собеседника, а в смайлике с огнем видят угрозу и просят запретить его на законодательном уровне. По каким правилам пунктуации живет онлайн-общение и что делать, чтобы клиентам было комфортно в переписке с брендом, рассказывает основатель платформы для модерации и реагирования в соцсетях Angry.Space Николай Жарый.
Какие эмоции передают знаки препинания
Среднестатистический житель планеты проводит онлайн почти 7 часов ежедневно, свидетельствуют результаты исследования компании We Are Social. Очевидно, что при таком образе жизни большая часть коммуникаций перешла в онлайн. Мы стали гораздо реже видеться и созваниваться с коллегами, родными и друзьями. Даже со спорными вопросами к бренду мы чаще выбираем написать в соцсетях. Но можем ли мы правильно понять собеседника по переписке?
Исследование американских ученых про восприятие точки в конце предложения доказывает, что не всегда. Иногда мы можем ошибочно считывать в тексте эмоцию, которую отправитель не закладывал. Основная причина кроется в том, что мы стали свидетелями становления нового формата коммуникации — «устно-письменной» речи.
Именно здесь и начинаются разногласия, так как часть людей при общении в соцсетях ориентируется на правила русского языка и использует в переписке те же знаки препинания, что и в художественных текстах. Другие же — наделяют каждый знак своей эмоцией и уже не могут воспринимать предложение без скобочки в конце.
Так, например, обычное выражение «Ок» может иметь очень разную окраску с разными знаками препинания. Сравните, какой вариант вам кажется агрессивным:
В первом варианте можно подумать, что собеседник разозлился или обиделся, тогда как второй считывается как синоним нейтрального «ладно». Да-да, все дело в коварной точке в конце.
Для усиления эмоций люди также используют несколько повторяющихся знаков препинания. Например, когда мы видим сообщение с «. », «. » нет сомнений, что человек очень встревожен. Если текст еще и написан капслоком — пиши пропало. С таким клиентом нужно быть очень аккуратным и внимательным.
Что же делать? Будьте эмпатичны, но не слишком эмоциональны. В соцсетях люди ждут, что с ними буду разговаривать на их языке: иногда ставить скобочки в конце, не забывать про смайлики и так далее. Однако стоит помнить, что излишняя эмоциональность скорее напугает клиента.
Представьте, что консультант во время звонка в колл-центр начинает громко и долго смеяться или неожиданно повышает голос. Это приведет в ступор любого, даже самого лояльного клиента. С коммуникацией онлайн работают ровно те же правила. Реагируйте на настроение клиента, но старайтесь сохранять рабочую волну.
Как эмодзи влияют на текст
Современной письменной форме языка изначально не хватало способов передать чувства собеседника, чтобы вести полноценный диалог. В ответ на это появились смайлики — сначала состоящие из знаков препинания (их впервые использовали в 1982 году), а после, в 1999 году, и знакомые нам желтые символы.
Но неотъемлемой частью онлайн-коммуникации эмодзи стали только с момента активного распространения смартфонов — в 2010-х годах. С тех пор смайлики каждый день оживляют наше общение и компенсируют отсутствие интонации и жестов. Лингвист Максим Кронгауз в своем интервью заметил, что изначально нейтральным был текст без значков. Сейчас же произошел переворот, и предложение без смайликов вызывает дискомфорт.
Бренды обратили внимание на символы ближе к 2015 году, когда Оксфордский словарь назвал «😂» словом года. После этого началась волна рекламных кампаний со смайликами и появилось целое направление, которое называют эмодзи-маркетинг.
Что такое эмодзи-маркетинг
Один из самых известных и удачных примеров этого направления маркетинга — рекламная кампания Domino’s Pizza, в которой сервис дал возможность клиентам заказать пиццу в чате с помощью одного только смайлика. Вот так вот просто, понятно и совсем без слов.
Tweet your order, treat yourself. It’s never been easier than it is now with Domino’s AnyWare. http://t.co/evj8wrWA6I pic.twitter.com/91o7RKgC3K
Многие бренды использовали смайлики в наружной и телерекламе, а 17 июля — во Всемирный День эмодзи — и вовсе каждый бренд старается запустить свой собственный проект с известными всеми символами.
Интересно, что некоторые компании сами продвигали смайлики в набор доступных пользователям эмодзи, который утверждает консорциум Unicode — сообщество из самых крупных технологических компаний мира. Так, международная сеть ресторанов быстрого питания Taco Bell создала петицию, в которой просила Unicod добавить в набор изображение тако.
Как бы ни были заманчивы смайлики, главное с ними не переборщить. Все мы видели аккаунты в Instagram, где блогеры ставят смайлики через слово. В коммуникации бренда это путь в никуда, так как 90% людей не могут воспринимать текст с таким количеством символов серьезно.
При анализе комментариев в соцсетях я заметил, что чаще всего люди любят использовать в коммуникации с брендом позитивные смайлики. Гневные и грустные в основном добавляют к сообщениям на личных страницах. Это подтверждают и данные Noosphere Technologies, которые в 2020 году назвали лидерами по использованию в российском сегменте соцсетей смайлики сердце, огонь и поднятый вверх палец. Это говорит о том, что лучше отправлять клиенту смайлик, когда ситуация уже улажена или она вовсе не была конфликтной. И для этого лучше использовать позитивные и милые эмодзи.
О чем стоит помнить службе поддержки бренда
Хотя правила правописания в соцсетях только формируются, уже сейчас мы видим, как чаще всего люди реагируют на коммуникацию с брендами в соцсетях. На основе своих наблюдений я выделил пять основных триггеров, о которых стоит помнить каждому сотруднику отдела онлайн-поддержки.
1. Помните, чему вас учили в школе
Несмотря на то, что точка в конце предложения может бесить в неформальной переписке, в общении с брендом клиенты предпочитают видеть сдержанность и грамотность. Если человек разозлился из-за какого-то инцидента, то ошибка в ответе возмутит его еще больше. Старайтесь проверять свои сообщения в таких бесплатных сервисах, как Текст.ру, Advego и подобных.
2. Не ставьте лишних пробелов
Больше, чем точка в конце, бесит только пробел перед знаком препинания. Это может показаться мелочью, но для клиента подобное воспринимается так же сложно, как сотрудник колл-центра, который постоянно запинается. Это отнимает время и раздражает.
3. Проверяйте общедоступность смайликов
В основном все смайлики универсальны и их можно увидеть на любой платформе. Однако существуют новые виды эмодзи, которые отображаются не у всех. Тогда у человека вместо иконки на экране будет просто квадрат, передать эмоцию которым точно не получится.
4. Смейтесь над шутками клиентов (но не сильно)
Способов посмеяться в онлайне существует не так уж и много: «Ахахаха», «лол», «Ору», «кек». И все они скорее подходят для неформальной переписки. В общении с клиентом лучше всего подойдет подбадривание вроде «Это точно 😅». Также можно отправить в ответ милый смеющийся стикер.
5. Оценивайте размер сообщения и правильно оформляйте его
Как при чтении газеты мы не можем нормально воспринимать «простыню» текста, так и в сообщениях нам необходимо графическое разделение текстового блока. Делайте отступы там, где начинается новая мысль и не частите с маленькими короткими сообщениями. Войс-месседжи и вовсе лучше оставить для переписок с друзьями 🙂
В остальном не бойтесь экспериментировать и пробовать вводить в онлайн-коммуникацию с пользователями эмодзи, стикеры и другие интересные ходы. Чтобы не ошибиться, после каждого нововведения можно запрашивать оценку качества обслуживания у клиента — такая возможность есть у систем, которые помогают работать с обращениями в соцсетях. Так вы сможете быстро определить CSI (Индекс удовлетворенности клиента) и оценить успех эксперимента.
Поиск ответа
Вопрос № 302104 |
Подскажите, где в таком предложении должен стоять знак вопроса: И кто же теперь будет присматривать за этим котом или псом, или. в общем, зверем. Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.
Здравствуйте. В побудительно-вопросительном предложении какой знак ставится в конце : точка или вопросительный? Например. Спросите слушателей, понимают ли они о чем вы говорите.
Ответ справочной службы русского языка
В приведенном примере ставится точка: Спросите слушателей, понимают ли они, о чем вы говорите.
Ответ справочной службы русского языка
Нет, точка не нужна. Точка после кавычек не ставится, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата (или прямая речь) является самостоятельным предложением.
Добрый день, подскажите, пжлста, в официально-деловых письмах употребляется фраза «сообщаю следующее», почему после нее ставится точка, а не двоеточие и тире перед каждый пунктом? И в каких случаях мы используем точку после слова «следующее», в каких двоеточие? Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Действует следующее правило. Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение: Вот этот рассказ. (Пауст.) [дальше следует рассказ]; Представьте себе следующее. [дальше — подробное повествование]; Новый станок имеет такое устройство. [дальше — пространное описание].
После слова следующее будет уместно поставить двоеточие, если дальнейшее изложение не очень велико.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно поставить точку. Вот рекомендация Д. Э. Розенталя: «Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение: Вот этот рассказ. (Пауст.) [дальше следует рассказ]; Представьте себе следующее. [дальше — подробное повествование]; Новый станок имеет такое устройство. [дальше — пространное описание]».
Ответ справочной службы русского языка
Вопросительный знак нужен, т. к. он ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной.
Добрый день! Подскажите пожалуйста, при написании предложения с указанием в его конце даты в виде сокращенного года (2015 г.), необходимо ли ставить еще одну точку, заканчивающую предложение?
Ответ справочной службы русского языка
Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова: . 2015 г.
Уважаемая ГРАМОТА. Помогите, пожалуйста, разобраться с постановкой запятых при сокращении, уточнении в скобках.
Запятую необходимо ставить перед или после скобок?
Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед скобками никогда не ставится. Таким образом, верны вторые из приведенных Вами вариантов оформления.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится в конце причастного оборота (перед открывающейся скобкой).
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препинания, которые стоят на месте «разрыва» предложения вставной конструкцией, выделяемой скобками, помещаются после скобок.
Ответ на вопрос № 244881 исправлен.
Нашел на вашем сайте два взаимоисключающих правила:
http://www.gramota.ru/spravka/rules/?rub=zap&text=19_33
Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, по имени (по фамилии и т. п.), то есть, или (в значении «то есть»).
http://www.gramota.ru/spravka/punctum/58_733
ТО ЕСТЬ, союз и частица
1. Союз. Присоединяет слова или предложения, поясняющие или уточняющие высказанную мысль; то же, что «а именно, другими словами».
! После союза «то есть» запятая не ставится.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Грамота, скажи, правильно ли будет, если в конце предложения после последнего слова поставить две запятых, одна из которых обозначает сокращение последнего слова, а вторая точку в конце предложения?
Например, предложение оканчивается словами «и проч..»
Ответ справочной службы русского языка
Нет, достаточно одной точки. Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова.
Здравствуйте!
На работе задали такой вопрос: если инициалы пишутся после фамилии и на этом предложение заканчивается, нужно ли ставить вторую точку, означающую завершение предложения? Например: Для выполнения задания командировать капитана Ордину Е.Э.(.) Я считаю, что не надо, но доказать не смогла.
Или написание инициалов после фамилии не допустимо ни при каких обстоятельствах? И на какие правила можно в таком случае сослаться (помимо портала Грамота.ру)?
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Написание инициалов после фамилии возможно. Правильно: Для выполнения задания командировать капитана Ордину Е. Э. Правило таково: точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить две точки после сокращений в конце предложения? Например, «Офис работает до 18ч..» или «Офис работает до 18ч.». Заранее благодарна.
Ответ справочной службы русского языка
Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова. Правильно: до 18 ч.
Уважаемые, сотрудники «Грамоты»! Какой знак ставится в конце предложения следующего типа — точка/восклицательный знак или вопросительный знак?
«Это ли не доказывает, что они никак не могли изобрести спагетти(.)(!)(?)»
Это утвердительное (побудительное) или вопросительное предложение?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Академическая «Русская грамматика» 1980 года предложения такого типа относит к вопросительным. Вот цитата из «Русской грамматики»:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, сколько точек ставится в конце предложения, если оно заканчивается сокращением. Например: и т.д. или и т.д..
Ответ справочной службы русского языка
Точка в конце предложения всегда ставится одна, в том числе если предложение заканчивается сокращением: и т. д.