Что обозначает в квитанции тко
Памятка потребителю о предоставлении услуги ЖКХ по обращению с твердыми коммунальными отходами
Обращение с ТКО – это транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Предоставление коммунальной услуги пообращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1)Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Оплата услуг по вывозу ТКО возникает не у «квартиры» как объекта недвижимости, а у проживающего в ней.
Если у Вас несколько жилых помещений в собственности, оплата производится только по месту проживания.
Способы заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО:
Заключение договора в письменной форме.
Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
Договор может быть заключен:
Потребителем непосредственно с региональным оператором.
Управляющей организацией с региональным оператором в интересах потребителей. Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО могут быть определены в договоре управления многоквартирным домом.
Собственники многоквартирного дома могут на общем собрании принять решение о заключении договора непосредственно с региональным оператором.
Вывоз ТКО в частных домовладениях:
Собственники жилых домов (домовладений) заключают договор напрямую с региональным оператором.
ТКО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТКО.
Совершение потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальную услугу или о фактическом потреблении услуги (так называемые конклюдентные действия).
Например, помещение отходов в контейнеры, оплата по квитанции и пр.
В договоре на оказание услуг по вывозу ТКО должны быть указаны реквизиты и название оператора, обязанности оператора и потребителя, место сбора мусора, график вывоза мусора и другое.
Региональные операторы по обращению с ТКО в Свердловской области:
в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) с центром в г. Первоуральск – ООО «ТБО «Экосервис» (г. Первоуральск, пер. Школьный, д.2, тел. (3439) 622-422); «горячая линия» – 8-800-100-89-54;
Основания для отказа в заключении договора:
Степень благоустройства дома или домовладения не позволяет предоставить потребителю услугу по обращению с ТКО;
Организация, в которую обратился потребитель, еще не приступила к предоставлению коммунальных услуг.
Об отказе от заключения договора исполнитель должен уведомить заявителя с указанием причин отказа в 5-дневный срок.
Требования к порядку вывоза ТКО:
Допустимое отклонение сроков:
в течение месяца не более 72 часов суммарно;
в холодное время года не более 48 часов единовременно;
в теплое время года не более 24 часов единовременно
При предоставлении услуги ненадлежащего качества потребитель вправе требовать уменьшения размера платы. Оплата снижается за каждые 24 часа отклонения суммарно на 3,3 % размера платы.
Основные обязанности потребителя:
своевременно оплачивать услуги;
информировать аварийно-диспетчерскую службу о выявленных неисправностях, пожарах, авариях, нарушении качества
услуги;
информировать исполнителя об увеличении/уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в жилье.
Расчет размера платы за услугу:
Размер платы за услугу исчисляется по количеству проживающих в жилом помещении.
В случае временного отсутствияв жилом помещении (более 5 календарных дней) потребитель вправе требовать перерасчет
оплаты, предоставив подтверждающие документы.
Норматив накопления ТКО на 1 проживающего:
Екатеринбург:
многокв.дом 2,556 куб. м.
индивид. дом 3,132 куб.м.
Свердловская область:
многокв.дом 2,028 куб.м.
индивид. дом 2,280 куб.м.
Установленные тарифы на 2019 год:
Пример расчета ежемесячной оплаты на 1 проживающего в г. Екатеринбурге:
1 прож. х 2,556 куб.м. х 474,37 руб. / 12 = 101,04
Памятка разработана специалистами по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. В случае возникновения спорных ситуаций с исполнителем услуг, за консультацией и оказанием юридической помощи в составлении претензии или искового заявления в судебные инстанции жители Екатеринбурга могут обращаться в Консультационный пункт для потребителей: г. Екатеринбург, ул. Московская, 49, тел. 272-000-7.
Информация пресс-службы Роспотребнадзора в г. Екатеринбурге
Услуга обращения с ТКО: как платить и куда обращаться с вопросами?
Плата за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), как известно, введена с 1 января 2019 г. на всей территории Кировской области для всех ее жителей. Региональным оператором, т.е. организацией, которая фактически оказывает услуги сбора, транспортировки и утилизации твердых коммунальных отходов, на территории Кировской области является АО «Куприт». Кировский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» в свою очередь производит расчет размера платы за обращение с ТКО, формирование платежных документов клиентам, а также сбор денежных средств и перечисление их в адрес АО «Куприт».
Жители области получали от Кировского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» квитанции на оплату коммунальных услуг (электроснабжение, горячее водоснабжение, отопление и др.), поэтому было принято решение включить плату за услугу обращения с ТКО в ранее доставляемые квитанции. При этом важно отметить, что начисление по всем услугам, расчет стоимости которых производит Кировский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс», представлено в едином платежном документе. Такое решение не противоречит нормам действующего законодательства РФ, т.к. в платежном документе указаны реквизиты для перечисления денежных средств за каждую коммунальную услугу.
Поясняем также, что денежные средства, оплаченные клиентом за каждую из коммунальных услуг, поступают в адрес поставщика коммунальной услуги. Соответственно, оплатить можно каждую услугу отдельно: увеличив или уменьшив сумму к оплате. При оплате единого платежного документа клиент может оплатить всю сумму, указанную в квитанции или назвать сумму, которую он желает оплатить в счет каждой из услуг. Сумма может быть любой либо отсутствовать вовсе. Но необходимо помнить, что образование задолженности на лицевом счете может привести к взысканию денежных средств в судебном порядке, а также наличие задолженности по какой-либо коммунальной услуге лишит льготополучателя положенной компенсации за оплату коммунальных услуг до тех пор, пока задолженность не будет полностью урегулирована и погашена.
Если клиенту услуга по обращению с ТКО не оказывается, то он для подтверждения либо опровержения данного факта вправе обратиться к региональному оператору АО «Куприт». Если основания для перерасчета будут установлены, региональный оператор передаст информацию в Кировский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс». Клиенту будет произведен перерасчет, который будет отражен в квитанции за последующие периоды.
Что обозначает в квитанции тко
22 муниципальных района:
Агрызский, Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Сармановский, Тукаевский, Черемшанский, Чистопольский, Ютазинский
и 1 городской округ – г. Набережные Челны.
С региональными операторами Министерством строительства и ЖКХ заключены соглашения сроком на 10 лет.
Задачей региональных операторов является сбор ТКО, сортировка, извлечение опасных отходов и вторичного сырья для дальнейшей переработки, безопасная утилизация неперерабатываемых остатков.
По вопросам качества предоставляемых услуг следует обращаться непосредственно к своему региональному оператору.
Тарифы и нормативы
Нормативы накопления ТКО установлены Постановлением Кабинета Министров РТ от 12.12.2016 № 922 «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов в РТ».
Для населения нормативы составляют :
▼ для жителей многоквартирных домов (МКД) – 2,36 куб.м на человека в год, где.
▼ для жителей индивидуальных домов (ИЖД) – 2,56 куб.м на человека в год, где.
Постановлением ГКРТТ №11-55/тко от 19.12.2019 для ООО «УК ПЖКХ» и №11-54/тко от 19.12.2019 для ООО «Гринта» установлен предельный единый тариф по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на 2020-2022 годы.
Исходя из расчёта на 1 человека, предельный размер платы по услуге «обращение с ТКО» в 1 полугодии 2021 г. составит:
1. Для населения, проживающего в многоквартирных домах :
2. Для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах :
исходя из расчёта на 1 человека, предельный размер платы по услуге «обращение с ТКО» во 2 полугодии 2021 г. составит:
1. Для населения, проживающего в многоквартирных домах :
2. Для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах :
исходя из расчёта на 1 человека, предельный размер платы по услуге «обращение с ТКО» во 2 полугодии 2021 г. составит:
1. Для населения, проживающего в многоквартирных домах :
2. Для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах :
▼ Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО
на территории РТ, руб./м³ на 2021 год
Название организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения ТКО
Наименование муниципального образования
Муниципальное образование «Казань»
Население (тарифы указаны с учётом НДС)
Муниципальное образование «Набережные Челны»
Население (тарифы указаны с учётом НДС)
▼ Постановления Госк омитета РТ по тарифам об установлении предельных единых тарифов на услугу
региональных операторов по обращению с ТКО 2020-2022 гг.:
Услуга по обращению с ТКО является коммунальной и на неё распространяются все льготы, которые предоставляются по остальным коммунальным услугам. Льготу предоставляют органы социальной защиты населения по месту жительства.
Заключение договора на оказание услуг
по обращению с ТКО
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками отходов. Порядок заключения договора определён Правилами обращения с ТКО, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила ).
Заключение договора с региональным оператором — обязанность собственников твёрдых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). Это значит, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потребителей о необходимости заключения договора на оказание данных услуг всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своём официальном сайте, в интернете, а также в СМИ. Потребитель же в течение 15 рабочих дней со дня размещения рег. оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет в его адрес заявку и документы в соответствии с Правилами.
Если потребитель не направил рег. оператору заявку и документы в указанный срок, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного документа на своём официальном сайте. Таким образом, услуга подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утверждённому в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Информация, необходимая для заключения договора с региональным оператором
Как обращаться с «обращением с ТКО»?
В феврале 2019 года жители Подмосковья впервые получили квитанции на оплату услуги «обращение с ТКО». Новая строка в платежных документах – это часть масштабной реформы всей системы утилизации и переработки мусора, стартовавшей в Московской области. Изменения в порядке обращения с отходами повлекли за собой и изменения в порядке оплаты этой услуги.
Кто является исполнителем услуги «обращение с ТКО»?
В результате конкурсного отбора определено 7 региональных операторов, которые осуществляют вывоз и утилизацию отходов в регионе, каждый – в своем кластере. Их перечень утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018 № 104-РМ. Однако для жителей многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (ТСЖ, жилищный кооператив), если жителями не заключены прямые договоры с региональным оператором.
В каких квитанциях отражается услуга «обращение с ТКО?»
Плата за вывоз мусора входила составной частью в плату за содержание жилого помещения, однако с января 2019 года порядок изменился: вывоз мусора из категории жилищных услуг перешел в коммунальные, не входит в расчет стоимости содержания помещения и отражается в платежных документах отдельной строкой – «обращение с ТКО».
Какую квитанцию на оплату услуги «обращение с ТКО» получит житель, зависит от места его проживания. Если это – многоквартирный дом, то услуга по вывозу мусора включается в единый платежный документ от МосОблЕИРЦ в том случае, если у управляющей организации заключен договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым
Второй вариант для жителей многоквартирных домов – получение отдельного платежного документа от МосОблЕИРЦ на оплату услуги «обращение с ТКО». Это происходит в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а проведением расчетов и начислений по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры. В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капитальный ремонт, по услугам «газоснабжение» и «электроснабжение».
Для жителей частных домов услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт». Абонент вправе оплачивать услуги «электроснабжение» и «обращение с ТКО» вместе или отдельно, перечисляя средства напрямую на расчетные счета поставщиков услуг, номера счетов которых указаны в платежных документах.
Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для жителей многоквартирных домов?
Размер платы за услугу определяется исходя из тарифов (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34), объема накопления твердых коммунальных отходов (составляет 0,114 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения) и площади жилого помещения.
Объем накопления отходов, в свою очередь, в Московской области складывается из нормативов накопления мусора (твердых коммунальных и крупногабаритных отходов), «привязанных» к площади жилого помещения, а не к количеству зарегистрированных жильцов.
В платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО» указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: объем накопления (0,114 куб. м на кв. м) умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев).
Льготы.
Обращение с ТКО – коммунальная услуга. На нее, как и на прочие коммунальные услуги, распространяются правила начисления льгот и выплат компенсаций. Информацию о начислениях и поступившей оплате за ЖКУ МосОблЕИРЦ ежемесячно направляет в органы соцзащиты (единые выплатные центры). В свою очередь, органы соцзащиты производят выплаты компенсаций за потребленные коммунальные услуги льготным категориям граждан.
Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для частных домовладений?
Плата за вывоз мусора рассчитывается на основании тарифов, нормативов и общей площади дома. Скидка в размере 70% установлена Министерством ЖКХ Московской области для собственников домовладения, проживающих в населенных пунктах, расположенных в радиусе до 2 км от места нахождения комплексов по переработке отходов и полигонов ТКО.
Калькулятор стоимости услуги «Обращение с ТКО».
На сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области размещен калькулятор размера платы за услугу.
Что делать, если неправильно указана площадь жилого дома?
Если площадь жилого помещения не соответствует площади, принимаемой для расчета платы за услугу, абоненту необходимо передать документы, определяющие площадь помещения (свидетельство о собственности, выписку их ЕГРН, справку о размере жилой площади и пр.) в АО «Мосэнергосбыт» по электронной почте ecology@ mosenergosbyt. ru или любым удобным способом в адрес регионального оператора.
Также абонент может обратиться в клиентский офис МосОблЕИРЦ с заявлением о внесении изменений в лицевой счет плательщика и предоставить документы, определяющие площадь помещения.
Что делать, если услуга «обращение с ТКО» оказывается ненадлежащим образом (мусор не вывозится, вывозится нерегулярно, нет баков для раздельного сбора отходов)?
При обнаружении факта нарушения качества услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Законодательство устанавливает возможность перерасчета платы за услугу при нарушении ее качества. В этом случае необходимо направить претензию в адрес поставщика услуги (это может быть управляющая организация или региональный оператор) с обоснованным требованием перерасчета. Если исполнителем услуги «обращение с ТКО» по договору является управляющая организация, она выдвигает требования о перерасчете непосредственно в адрес регионального оператора.
По вопросам условий предоставления услуги «обращение с ТКО» и порядку вывоза мусора жители Московской области могут обращаться напрямую к своему региональному оператору, в соответствии с зоной деятельности:
По вопросам обращения с отходами можно звонить на «горячую линию» Министерства ЖКХ Московской области 8 495 123 36 46. Кроме того, на сайте Министерства размещены ответы на часто задаваемые вопросы по раздельному сбору мусора.
Служба корпоративных коммуникаций МосОблЕИРЦ
Что обозначает в квитанции тко
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 января 2019 г. «Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)»
1. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?
В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.
2. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
3. Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить?
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкимидоходами (малоимущим). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.
4. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?
В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.
А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).
5. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?
Управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки.
Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.
6. Почему увеличилась плата за мусор?
Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищах услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг.
С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)
Напомним, что у регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и т.п.).
7. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?
Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.
8. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?
В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.
При этом можно сделать перерасчёт. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.
В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.
9. Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?
Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных.
Также в каждом регионе действуют «горячие линии» по вопросам запуска реформы по обращению с ТКО.
10. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?
Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок. После поступления информации о несанкционированной свалке, представители регоператора выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты. Затем собственнику земельного участка направляется уведомление. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов в судебном порядке.
11. Где можно оплатить квитанции?
В любом отделении Почты России, Сбербанке, в кассах приема коммунальных платежей.
12. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?
Нет, не может. Об этом говорится в N 89-ФЗ и в Жилищном кодексе.
В соответствии со статьёй 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
Для общей информации:
Особенности регулирования обращения с ТКО установлены статьями 24.6-24.13 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 N 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2018 N 49762) выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:
7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО.
Вместе с тем хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.
2. Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?
При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу МКД, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.
Одновременно управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
3. Как определяются категории нормативов накопления ТКО?
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.
Согласно пунктам 13, 14 Правил N 269, норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
— категорий объектов, на которых образуются отходы;
— видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет категории нормативов накопления ТКО.
4. Вопрос в части установления нормативов накопления ТКО, если в методических рекомендациях объекты нормирования не указаны.
Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ В соответствии ФЗ-486 от 28.12.2016 о внесении изменения в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» и в ФЗ-458 в течение 2017 года субъекты РФ должны были завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов.
В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным ПП-269 от 04.04.2016 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом-524/пр от 28.07.2016 Минстроя России, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).
Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.
В аналитических целях для сопоставимости значений нормативов накопления ТКО субъектов РФ эксперты использовали значения нормативов, установленных для индивидуальных и многоквартирных домов.
В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.
В перспективе нормативы должны быть откорректированы с учетом работы новой системы обращения с отходами и реального (более точно) понимания объектов образования отходов, которые на сегодняшний день в стране отсутствуют, так как данная работа раньше не велась.
5. В соответствии с каким нормативно-правовым актом необходимо ввести учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов?
Правилами N 505 вводится понятие «средняя плотность ТКО» в целях соотнесения объема и массы ТКО в связи с разными подходами ведения учета образованных ТКО и переданных в дальнейшем на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения.
Средняя плотность ТКО свидетельствует о количестве единиц объема ТКО в 1 единице массы ТКО, то есть определяется коэффициент соотношения между величинами.
На основании изложенного, с учетом действующего законодательства среднюю плотность ТКО следует определять в соответствии с Правилами N 505.
6. Должен ли региональный оператор обеспечивать вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений?
Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО согласно Закону N 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.
Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора).
7. Как определяется порядок платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил N 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил N 354).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами N 505.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
8. Можно ли отнести отходы строительных материалов на гипсовой основе, отходы затвердевших строительных смесей и линолеумов, полимерных плиток к крупногабаритным отходам?
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0).
Вместе с тем группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0) и «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0).
Положениями пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Обзор документа
С 1 января 2019 г. муниципальные органы отвечают за создание, размещение и содержание контейнерных площадок для мусора. Реестры площадок можно найти на муниципальных или региональных сайтах. Убирать контейнерные площадки должны управляющие компании (УК).
Договор с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на сайте регоператора, даже если потребитель не подавал заявку. От имени собственников заключать договоры могут УК.
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает договор непосредственно с регоператором.
Минприроды также разъяснило, как определяются категории нормативов накопления ТКО, как ведется учет объема или массы ТКО, должен ли региональный оператор вывозить мусор от зеленых насаждений.