Что обозначает выражение труд создал человека
ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА
ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА
1 Ф. Энгельс. Диалектика природы, М., Гогполитиздат, 1955, стр. 133. 2 Ф. Энгельс. Там же, стр. 133.
Сущность всего процесса возникновения человека Энгельс выразил тремя словами: «Труд создал человека». Он считал, что процесс очеловечивания обезьяны совершался в течение огромных промежутков времени.После работ Дарвина и Энгельса в науке было сделано много открытий, которые подтвердили, дополнили и развили их мысли.В 1891 году на острове Ява в слоях, относящихся к началу антропогена, возраст которых определяют примерно в 1 миллион лет, голландский ученый Дюбуа нашел остатки древнейших людей, или питекантропов. Питекантроп в переводе с греческого — «обезьяночеловек». Существование таких промежуточных существ между человеком и обезьяной предполагал Дарвин, и его научное предвидение блестяще подтвердилось. Судя по размерам бедер, рост питекантропов был около 170 сантиметров, а объем мозга, как показывает черепная крышка, оказался равным примерно 900 кубическим сантиметрам (у современного человека, как мы уже говорили, — 1400—1500 см3). Этот древнейший человек еще нес в себе много обезьяньих черт: он имел низкий покатый лоб, резко выступающие надглазничные валики, и весь черепной свод был очень низок. Нижняя лобная извилина мозга, где помещается двигательный центр речи, судя по рельефу на черепной крышке, развита значительно сильнее, чем у обезьян. По строению бедра обезьяночеловек более близок к современному, чем по строению мозга и черепа. Он имел неуклюжую, но прямую походку. Впоследствии на Яве были найдены черепа других питекантропов и грубые орудия из камня, которые они делали. Но, по всей видимости, они не умели еще пользоваться огнем. Когда жили питекантропы, Ява была соединена с материком и представляла юго-восточную оконечность Азии. Климат был похож на современный, но был немного прохладнее. Вместе с питекантропами жили в лесах слоны, тапиры, олени, обезьяны и другие животные.Территория распространения питекантропов не ограничивалась Явой или даже Южной Азией. В последние годы нижние челюсти подобных людей вместе с простейшими каменными орудиями французские ученые нашли в Северной Африке, в Алжире.
В 1927 году китайским археологом Пэй Вен-чжунем в пещерах близ Пекина было сделано еще одно замечательное открытие. В связи с систематическими раскопками, проводившимися в пещерах близ селения Чжоу-Кау-Тьен в течение ряда лет, были найдены кости многих обезьянолюдей разного возраста и пола, кости различных зверей, грубые орудия из камня, остатки костров. Они были названы синантропами, то есть китайскими обезьянолюдьми. Синантропы жили на 100—200 тысяч лет позднее питекантропов и по своему физическому развитию и культуре ушли вперед по сравнению с ними. Синантропы имели головной мозг объемом около 1100 кубических сантиметров и более выпуклый, чем у питекантропов, лоб. Такое развитие мозга было связано, очевидно, с постоянным изготовлением и использованием орудий труда. У синантропа наблюдается развитие праворукости, — использование при работе преимущественно правой руки. Об этом свидетельствует значительная ассиметрия головного мозга.Одновременно с трудом у древнейших предков современных людей возникли и развивались мышление и речь. Речь — средство общения людей, а в общественной, трудовой жизни случаи взаимной поддержки и совместной деятельности стали необходимостью. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств»1.
1 Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1955, стр. 135.
О том, что синантропы умели говорить, свидетельствует сложный рельеф в области нижней части левой лобной извилины их мозга, где расположен так называемый двигательный центр речи. Конечности синантропа еще более, чем череп, напоминают по строению конечности современного человека.В эпоху существования синантропов климат на севере Китая был более мягким и сырым, чем сейчас. Многие поколения синантропов жили в пещерах. Они пользовались огнем. Однако, как показали исследования, искусственно добывать огонь они еще не умели. Добытый при лесном или степном пожаре или вулканическом извержении огонь поддерживали, не давая ему угаснуть. Подобно питекантропам, синантропы жили небольшими группами, сообща собирая растительную пищу — плоды, ягоды, корни, сообща охотясь на различных грызунов, диких лошадей, кабанов, буйволов, иногда даже на слонов и носорогов. Это был начальный этап первобытно-общинного строя, первой в человеческой истории общественно-экономической формации.Распространение синантропов не ограничивалось Северным Китаем. Находки костей людей, стоящих примерно на том же уровне, сделаны в различных местах Европы, Азии и Африки. Еще в 1907 году близ города Гейдельберга, в Германии, была найдена нижняя челюсть примитивного человека, близкого к синантропу. Недавно в Центральном Вьетнаме были найдены кости человека, напоминающего санантропа. В различных местах Африки обнаружены остатки различных древнейших людей, близких к питекантропам и синантропам или к первобытным людям, появившимся позже. Это «капские телантропы», близкие к синантропам и гейдельбергским людям, африкантропы, которых называют африканскими синантропами. По некоторым признакам африкантропы похожи уже на первобытных людей, или неандертальцев.
Охота на диких лошадей
Без сомнения, палеонтологические и археологические исследования в будущем обнаружат новых древних ископаемых людей различного физического типа, находившихся на пути развития к современному человеку.Несколько сотен тысяч лет назад из древнейших людей, о которых мы говорили, развились первобытные люди, стоящие между человеком современного типа и обезьяночеловеком. Эти первобытные люди были названы неандертальцами (по названию долины реки Неандерталь в Германии, где в 1856 г. впервые были найдены их остатки). Их голова, руки уже утратили большую часть обезьяньих признаков и стали почти человеческими. Первобытные люди были невысокого роста, около 160 сантиметров, но отличались значительной силой. Они были коренастого сложения, мускулистые, слегка сутулые, с широкими, выдающимися вперед лицами, с широким, иногда сильно выступающим носом. Зубы крупные, крепкие, приспособленные для жевания твердой пищи. Обезьяньи черты сказывались в мощно развитых надглазничных валиках, косо поставленных зубах и в отсутствии подбородка. Голень и предплечье были сравнительно короткими, а кисти и ступни массивными, что делало движения неандертальцев неуклюжими. Таков в общем портрет неандертальца, который реконструируют анатомы и антропологи на основании изучения его костных остатков. Советский антрополог М. М. Герасимов разработал точную методику восстановления внешнего вида лица людей по черепу. Это дает нам возможность видеть портреты наших предков, живших десятки и сотни тысяч лет назад.Голова у неандертальцев была большой, и объем их мозга был равен в среднем 1400—1500 кубическим сантиметрам. Лучше, чем у питекантропов и синантропов, был у них развит центр речи в мозгу. Их кости найдены в Европе, Средней Азии, в Палестине, на Яве и в Южной Африке (в Родезии). Их не было в Америке и Австралии. В СССР они обнаружены в пещерах Крыма около Симферополя, в Узбекистане (грот Тешик-Таш близ г. Байсун). Вместе с остатками костей и скелетов неандертальцев были обнаружены каменные орудия и другие предметы материальной культуры, относящиеся к древнему каменному веку. Неандертальцы лучше, чем их предшественники, выделывали грубые каменные клинья (топоры), различные скребки и другие орудия. Обработка кости у них только зарождалась. Несомненно, что они пользовались и деревянными орудиями — дубинами, копьями, копательными палками. Но они до нас не дошли.Излюбленным местом обитания неандертальцев были пещеры и долины рек. Они собирали съедобные растения, их плоды, корни, а также охотились на различных диких животных. Неандертальцы широко пользовались огнем и, вероятно, умели добывать его с помощью трения кусков дерева или при ударах кремниевых камней.Неандертальцы, так же как и другие древние люди, вели тяжелую и суровую жизнь. Большинство их, как показывает изучение костных остатков, умирало или погибало в детском и молодом возрасте. Им приходилось бороться с природой: преодолевать климатические и другие невзгоды, защищаться от нападения диких зверей и т. п. Поэтому В. И. Ленин говорил, что никакого золотого века позади нас не было и что первобытный человек был подавлен трудностью существования.Интересно, что неандертальцы и сменившие их кроманьонцы страдали ревматизмом и травматическими повреждениями. Многих болезней, характерных для поздних людей (например, туберкулез, зубной кариес), у них не было.На протяжении примерно 300—400 тысяч лет совершенствовалось тело первобытного человека. Постепенно в результате труда изменялся и весь его внешний облик. Около 100 тысяч лет назад уже появились потомки неандертальцев, внешне похожие на современного человека — кроманьонцы.В это время великое похолодание на Земле было наибольшим. Но человек уже научился делать одежду, хорошо владеть огнем. Он научился также делать тонкие и длинные, как лезвие ножа, кремниевые пластинки и другие хорошо обработанные орудия. Широко использовалась для различных поделок и кость. Появились тщательно отделанные ножи, шилья, скребки, резцы, костяные иголки с ушками для шитья одежды и т. п. Это был поздний древний каменный век. В стоянках этих древних людей современного облика, кроме хозяйственных предметов и орудий охоты, находят вырезанные из бивня мамонтов женские фигурки или разные изображения животных, а в пещерах обнаружены искусно сделанные ими рисунки.Сбор растений и охота были по-прежнему главным средством существования новых, или, как их называют, разумных, людей. Первые «новые люди» были охотниками-кочевниками. Они охотились даже на таких крупных животных, как бизон, носорог и мамонт. Особенно много они истребляли северных оленей, а также баранов, белых куропаток и других мелких животных. При раскопках их стоянок находят обычно много костей различных животных, которые остались от «охотников за мамонтами и северными оленями».
Кроманьонцы — охотники за мамонтами
Протекали десятки тысячелетий. В образе жизни и в хозяйстве людей происходили крупные изменения. У них появились оседлые поселения, а около 15—20 тысяч лет назад на грани современной геологической эпохи — «голоцена» — человек изобрел лук и стрелы. Это расширило возможности охоты. Наступила новая эпоха в истории человечества — новокаменный век, или неолит. Человек к этому времени уже стал обитателем жилищ, обладателем различной одежды, он окружил себя домашними животными и культурными растениями. Однако 6000—7000 лет назад кончился каменный период. Наступила эпоха металла. Человек от собирания готовых продуктов природы перешел к сознательному производству и накоплению их. Он стал преобразователем природы. Но это — тема специальной книги. Мы же продолжим наше путешествие в глубины времен, в далекую историю жизни.
Читайте также
Труд, гений и. немножко удачи
Труд, гений и. немножко удачи Мендель бесспорно был гениальным ученым. Надо было обладать незаурядным умом, чтобы с такой тщательностью продумать и поставить эксперимент, с такой прозорливостью проанализировать его результаты. Но в то же время Менделю повезло. Не выбери
Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА 3 декабря 1997 г.ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКАГенеральная конференция,напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашаются «демократические принципы уважения достоинства
Глава 9 Труд, производство, общество
Глава 9 Труд, производство, общество I. «А toolmaking animal»В этой главе не ставится задача рассмотреть историю дискуссии, развернувшейся на страницах советских научных журналов, начиная с 1953 г. по коренным методологическим проблемам антропогенеза. Она затухла примерно к
Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА 3 декабря 1997 г.ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА Генеральная конференция,напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашаются «демократические принципы уважения достоинства
3.5. Этология человека
3.5. Этология человека Становление этологии человека проходило в русле идей общей этологии. Сразу отметим, что концепция инстинктивного поведения не встретила понимания общества первой половины XX в. Не только теоретические разногласия породили конфронтацию с этологией.
Гемоглобин человека
Гемоглобин человека Гемоглобин – сложный железосодержащий белок, относится к классу гемопротеинов. Выполняет две важные функции:1. перенос кислорода из легких к периферическим тканям;2. участие в переносе СО2 и протонов из периферических тканей в легкие.Производные
Кто и когда создал первый глобус?
Кто и когда создал первый глобус? Созданием первого глобуса прославился немецкий географ и путешественник Мартин Бёхайм (1459–1507).В 1492 году он изготовил глобус «Земное яблоко» диаметром 54 сантиметра, отобразивший наиболее передовые географические представления того
Расы человека
Расы человека В наиболее зримой форме действие отбора проявилось на последнем этапе эволюции человека — в образовании рас. Внешне представители некоторых рас различаются сильно, сильнее, чем многие виды. Но генетически основа этих различий маленькая. Если взять за
7 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
7 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Такие термины, как «святость [прав]», напоминают мне о правах животных. Кто дал право собаке? Само слово «право» становится очень опасным. У нас есть права женщин, права детей; и так далее до бесконечности. Потом есть права саламандры и права лягушки. Ситуация
8 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
8 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Вы хотите жить «согласно с природой»? О благородные стоики, какой обман слов! Вообразите себе существо, подобное природе, — безмерно расточительное, безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости, плодовитое и бесплодное, и
Биотехнология человека
Биотехнология человека Регламентация для биотехнологии человека разработана гораздо слабее, чем для сельскохозяйственной биотехнологии, в основном потому, что генетическая модификация людей еще не появилась в отличие от модификации растений и животных. Частично для
19. Эволюция человека
19. Эволюция человека Вспомните!Перечислите основные факторы эволюции человека. Какие из них являются общими для эволюции всех живых организмов?Изучение эволюции человека главным образом основано на исследовании ископаемых остатков.Предшественники человека. В самом
Таблица 7. Гены, принимающие участие в образовании и функционировании ряда клеток, тканей и органов человека (по данным проекта «Геном человека» на 2000 г.)
Таблица 7. Гены, принимающие участие в образовании и функционировании ряда клеток, тканей и органов человека (по данным проекта «Геном человека» на
Труд ли создал человека?
Есть мнение, что человека создал труд. Эту мысль высказал Фридрих Энгельс.
А так ли это?
Если мы посмотрим на происхождение выражения «Труд создал человека», то мы найдем, что эта фраза была написана в первом абзаце работы Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (ее можно найти на стр. 486 20-го тома сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса). Она там так и звучит: «труд создал самого человека».
Далее в статье Фридрих Энгельс подробно описывает, как вставший на две ноги примат взял в руки инструмент и начал трудиться и трудиться. И в процессе этого постоянного труда освоил сначала речь, потом огонь и мясную пищу, потом одежду и новые виды жилища. А затем вслед за охотой и скотоводством были освоены земледелие, прядение, ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство, появились наука и искусство.
Энгельс при этом отмечает, что в процессе этого развития «скромные произведения работающей руки отступили на второй план, тем более, что планирующая работу голова уже на ранней ступени развития общества имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную ею работу». Из-за чего «всю заслугу быстрого развития цивилизации стали приписывать голове».
По Энгельсу получается, что рука и труд, а не мозг являются первопричиной развития человека как разумного существа.
И эта идея (эта аксиома) уже полтора века считается фундаментальной в марксизме.
И из этого постулата делается вывод, что труд – это некий неотъемлемый атрибут человека. Что если труд человека создал и труд с человеком не расстается, то, соответственно, без труда человек уже не человек, и никогда без труда человечество и конкретный человек жить не сможет.
И все бы хорошо, но есть одно «Но»: если мы обратимся не к Энгельсу, а к Марксу, то мы с удивлением обнаружим, что труд – это не просто целенаправленная деятельность, но разумная деятельность.
Труд по Марксу
Если взять «Капитал» Маркса (т.23, полного собрания сочинения Маркса и Энгельса), то на стр. 51 мы узнаем, что труд – это «целесообразная производительная деятельность, приспособляющая различные вещества природы к определенным человеческим потребностям».
Если посмотреть на животных, строящих свои жилища или хранилища для еды индивидуально или совместно, то легко увидеть, что они занимаются как раз производительной деятельностью, приспособляющей различные вещества природы к определенным потребностям.
Но целесообразность – это уже особенность разумной деятельности.
Т.е. получается, что по Марксу – труд – это разумная деятельность, а по Энгельсу – разумным человек стал от того, что начал трудиться.
Яйцо или курица?
«…прежде губ уже родился шёпот. И в бездревесности кружилися листы».
И.Мандельштам
Если задают вопрос: откуда появилась курица, то следует ответ – из яйца. Если задают вопрос: откуда появилось яйцо, – отвечают – его снесла курица.
Она дает ответ на вопрос о том, откуда появилась курица, и на вопрос о том, откуда появилось яйцо.
Но она не дает ответа на вопрос – как зародился цикл, и почему этот цикл развился именно в том направлении, в котором он развился.
Маркс и Энгельс создали порочный круг из определений труда и человека, но не объяснили, как цикл развития человека появился и как он развивался.
Особенности человеческой деятельности
Реальным отличием человеческой деятельности от деятельности животного или человекообразной обезьяны является не сам факт деятельности, а две особенности:
А) наличие орудия труда,
При этом надо отметить, что первый пункт не является критичным – многие животные используют подручные средства (камни, палки, кости, шерсть, перья) в качестве орудий в процессе жизнедеятельности: обезьяны палками отбиваются от врагов, достают недоступные плоды, вытаскивают или выталкивают еду из узких мест. Птицы берут в клюв камни чтобы ими разбить твердую скорлупу большого и неподъемного яйца, берут в клюв палки, чтобы дотянуться до недоступного объекта, осьминоги выстраивают сложные объекты и т.д.
Но, во-первых, эта деятельность не является постоянной, во-вторых, ее можно рассматривать как инстинктивную, но не целесообразную.
Чтобы понять, что именно привело к развитию человеческого мозга и человечества, нужно понять, что произошло с предком человека, когда он взял в руки орудие труда.
Труд по Энгельсу
По Энгельсу получается, что как только человек взял в руки орудие труда и начал его использовать постоянно с целью получения в дальнейшем определенных результатов, он начал становиться человеком, умнеть и постепенно развился в современного человека.
Вот взяла первобытная обезьяна в руки палку, начала ею копать корешки, и от этого копания и получения корешков в конце процесса она стала человеком, поумнела, и дошла до современной научно-технической революции и современного прогресса общества.
Такая логика мне кажется весьма поверхностной.
Животные в цирке выполняют гораздо более сложные операции для того, чтобы получить в конце еду, но из поколения в поколение не становятся разумными.
Приматы уже тысячи лет берут в руки палки и камни, но не становятся людьми.
Разовое событие и постоянный процесс
Можно возразить, что обезьяны берут в руки палки и камни периодически, а не делают это постоянно, как человек. И что вот если бы обезьяна начала постоянно, по 8 часов в день, колотить палкой или копать землю, то вот тогда бы она точно стала человеком.
Такой вывод можно сделать из рассуждений Энгельса. И именно к этому выводу пытается подвести читателя Энгельс, что труд может сделать человека человеком только если он является постоянным занятием.
Я предполагаю, что человекообразная обезьяна начала превращаться в разумное существо не тогда, когда предок человека взял в руки дубину или камень, как и не тогда, когда начал использовать камень в качестве постоянного процесса, впоследствии получившего название «труд».
Что же произошло с предком человека такого революционного в процессе использования первого орудия труда?
Первая человеческая идея
Революционным в использовании первого орудия труда стало не само использование орудия труда, а осознание того, что одного и того же результата можно добиться с меньшими усилиями, а освободившееся время использовать для отдыха или развлечения.
Человек получил больше удовольствие не от того, что добился результата – достал еду, а в результате сравнения двух процессов доставания еды – без орудия труда и с орудием труда. И от осознания того, что с орудием труда результат достигается или быстрее, или легче, или более эффективно.
Предок человека понял, что усилия можно экономить не один раз случайно, а постоянно.
Предок человека понял, что орудие труда можно постоянно иметь при себе и использовать в соответствующей операции.
Все дальнейшее развитие человечества: и прямохождение (одна рука с орудием труда), и отклонение большого пальца в сторону, и появление одежды, и использование огня, и активное использование речи, и изготовление металлических орудий труда и любое развитие вплоть до современного освоения космоса – это результат не труда и желания работать, а результат обратного желания – стремления не работать.
Не потому человек делает современные мобильные телефоны, что любит трудиться, а потому, что миллиарды людей на планете хотят меньше ходить на почту за письмами или в библиотеку за книгами.
Если мы посмотрим на любой труд человека – мы всегда увидим за этим трудом не желание конкретного человека трудиться, а желание массы других людей минимизировать свой труд.
Портной шьет одежду не потому, что не может жить спокойно без пошива одежды, а пекарь печет хлеб не потому, что не может жить без хлебопечения, а потому, что масса людей готовы заплатить, лишь бы самим не шить одежду и не печь хлеб.
Человек трудится сегодня не потому, что труд для него – потребность. А потому, что если он не потрудится сегодня и сейчас, то завтра ему придется трудиться намного больше.
Все войны и силовые конфликты на Земле происходят не потому, что кто-то почувствовал себя человеком и у него есть большая потребность поработать, только потому, что кто-то, из желающих работать поменьше, хочет удовлетворить свою потребность силовым методом – путем отбора того, что уже сделано другими.
Люди ведутся на разговоры о коммунизме только потому, что видят прямую перспективу не работать самим или своим детям.
Заключение
1. Человек стал человеком не от того, что начал трудиться – охотиться, выкапывать съедобные корни, собирать съедобную еду, строить жилье, устраивать хранилища для еды. Всем этим занимаются и животные.
2. Человек стал человеком от того, что:
a. Взял в руки орудие труда.
б. Понял, что таким образом может трудиться меньше.
3. Человека сделал человеком не труд, а негативное отношение к труду. Сочетание лени и здравого смысла.
4. Желание минимизировать или свести к нулю свой труд с помощью орудия труда стало толчком к развитию мозга первобытного человека, и спусковым крючком к развитию разумного человека и всего человечества.
5. Желание минимизировать или свести к нулю свой труд является главным двигателем в развитии человечества.
6. До тех пор, пока человечество существует, люди будут стремиться минимизировать свой труд, труд своих потомков, труд своего ближайшего окружения, в том числе и силовыми методами.
Александр Фирсов
02.11.2021