Что обозначает выражение творческое воображение
Воображение творческое
вид воображения, базирующийся на самостоятельном создании образов обьектов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления; это нестандартный образ нечто ранее описанного, прочитанного, воспринятого.
Смотреть что такое «Воображение творческое» в других словарях:
воображение творческое — предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: 1)… … Большая психологическая энциклопедия
Воображение творческое — продуктивная способность, позволяющая личности создавать представления, образы, синтезировать сложные композиции двух видов являющиеся вольными аналогами существующих реалий и не имеющие аналогов в действительности. Воображение представляет… … Эстетика. Энциклопедический словарь
ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества [80, c.84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) — создание нового, оригинального образа, объект которого не существует в действительности; стимулируется потребностями человека, уровнем его развития, интересами всего общества … Профессиональное образование. Словарь
воображение активное — есть два вида его: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия
воображение — ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь
Значение «воображение творческое»
Что означает «воображение творческое»
Эстетика. Энциклопедический словарь
Воображение творческое
Метафизически ориентированное творческое воображение позволяет художнику помещать любую жизненную реалию, любой психологический, социальный факт в контекст метафизической реальности, в результате чего он словно окутывается маревом загадочных, неясных по своим истокам, затемненных смыслов. Великие писатели и поэты нередко применяли этот прием. Когда, к примеру, Достоевский помещал героя в метафизическое пространство задумываемого и совершаемого преступления, погружал его в атмосферу мучительства других живых существ и самоутверждения за счет их страданий, то на душе такого персонажа словно проступали темные пятна некой скверны, которые можно было исследовать художественно-аналитическими средствами.
Творческое воображение способно окрашивать интересующую художника реальность в те тона, каких она сама по себе не имеет, и позволяет дорисовывать до необходимой полноты картину изображаемого предмета. Художник вправе поместить художественный феномен в контекст более широкий, чем социальность, и указать на существование дополнительных каузальных зависимостей сверхсоциального, универсального характера. Подобными приемами пользовались такие писатели-мыслители, как Бальзак, Толстой, Достоевский, Кафка, Платонов, Оруэлл и др., умевшие искусно соотносить интересующие их социальные факты с метафизическими универсалиями. Интерес к общезначимому позволял им в ходе социально-художественного анализа создавать не столько характеры, сколько типы. При этом в каждом из таких типов, как правило, отчетливо просматривалось как социальное, таки метафизическое содержание. Взаимно дополняя друг друга, эти компоненты создавали эффект необычайной глубины проникновения в сущность человека и его отношений с миром.
В XX в. проблема воображения привлекала внимание Ж. П. Сартра, создавшего работы «Воображение» (1936) и «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения» (1940), а также Г. Башляра («Психоанализ огня», 1961), Ж. Дюрана («Антропологические структуры воображения», 1960) и др. В современном психоанализе воображение рассматривается как могучая созидательная сила, черпающая энергию из глубин индивидуального и коллективного бессознательного.
Пророческая функция воображения. Творческому духу отдельных людей присуща пророческая функция. Она представляет собой редко проявляющуюся способность проникать за пределы физических пространственно-временных измерений, усматривать в иных временных координатах события, которые скрыты от современников и откроются только лишь новым поколениям, спустя определенное время. Когда же художественно-мистические образы, созданные творческим воображением впечатляющие картины обнаруживают свою действительную футуристическую направленность, т. е. оказываются сбывшимися предсказаниями и прогнозами, то потомки начинают говорить о провидческом, пророческом даре художника, сумевшего усмотреть за завесой времен то, что было скрыто от всех других людей.
Тема пророчеств является очень древней. В библейской традиции она неотъемлема от фигур и деяний ветхозаветных пророков, избранников Бога, через которого Он доводил до людей свою волю и предсказывал будущее. Пророки появлялись, как правило, в критические моменты истории, когда государство и народ стал кивал ись с трудноразрешимыми проблемами, когда на них обрушивались тяжкие испытания и неодолимые бедствия. Если правители не могли найти таких средств и путей выхода из кризиса, которые соответствовали бы высшим, божественным предустановлениям, то на передний край выдвигались пророки. Уверенные в том, что через них Бог указывает путь спасения, они горячо и страстно проповедовали, обличали тех, кто заблуждался, успокаивали и ободряли отчаявшихся, вселяли надежду в сомневающихся, укрепляли веру маловеров. Изуст пророковлюди могли услышать вести о грядущих, ближайших или отдаленных, испытаниях и лишениях, ожидающих их в наказание за прошлые и нынешние прегрешения. Обладая ярким мистическим воображением, даром провидения, пророки могли внутренним взором прозревать то, что проливало свет на настоящее и будущее. Это могли быть явившиеся им в сновидениях или наяву фантастические или вполне реалистические образы, которые затем, в речах пророков обретали вид либо утешительных предречений, либо устрашающих картин неизбежного возмездия. Иногда содержание видений было столь сложно, многозначно и противоречиво, что превосходило способность пророка к их истолкованию.
В подобных случаях они толковались как свидетельства слабости человеческого рассудка, теряющегося перед глубокомыслием тайных, сокровенных смыслов, причастных величию Творца. Пророки видели свое предназначение не столько втом, чтобы предсказывать конкретные факты, но и в том, чтобы прозревать высшие смыслы в событиях, происходящих в настоящем и готовящихся совершиться в будущем.
Обладая незаурядным красноречием, силой психологического внушения, пророки рисовали перед внемлющими им слушателями яркие сцены, впечатляющие картины, насыщенные образами большой художественно-поэтической силы, которые никого не оставляли равнодушным. При этом они вещали не от себя лично, не от своего имени, а были уверены в том, что через них с народом говорит сам Господь, что Дух Божий говорит с ними, действует и вещает через них, используя их уста как рупор, как инструмент, звуки которого должны привлечь внимание народа. Поэтому пророка нередко называли «человеком Божиим».
Несмотря на то что за всеми пророками стоял Бог, использовавший их как свои орудия, пророчества каждого из них несли на себе отпечаток яркой личности и своеобразной судьбы конкретного пророка. Особенности темперамента, индивидуальное своеобразие выразительных языковых средств придавали каждому конкретному пророчеству неповторимый характер.
Израильские пророки сыграли важную роль в утверждении монотеистической веры, в формировании Библии как величайшего памятника духовной культуры. Миссия пророков, наделенных даром бо- говдохновенности и особой прозорливости, состояла в том, чтобы укреплять веру народа в Единосущного Творца мира, свидетельствовать об Его безмерном могуществе, предостерегать против языческих заблуждений и греховных соблазнов. В социальном плане это была воспитательная миссия, нацеленная на то, чтобы не давать злу безраздельно господствовать над умами и сердцами людей. Пророков мало занимало то, что происходит в природе, в звездных высях и морских глубинах. Естественный мир не был в их глазах средоточием столь же важных, острых и насущных проблем, как мир людей. Разум пророка подчинялся доминанте мистического жизневосприятия, а его мистическое воображение имело, как правило, не натурфилософскую, а историософскую, моралистическую направленность.
Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе
Дата публикации: 05.12.2015 2015-12-05
Статья просмотрена: 11152 раза
Библиографическое описание:
Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1053-1055. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 10.12.2021).
Рассматривается сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе.
Ключевые слова: воображение, творческое воображение, развитие, направленное воображение, творчество, деятельность, психическая деятельность.
Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий и для себя, и других. Это дает ему возможность эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции.
Проблема воображения, в частности творческого воображения исследовалась еще Сократом. Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных [5, с. 96].
Платон и Аристотель впервые поставили данную проблему как научную, раскрыли сущность и основные черты.Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения. По мнению Аристотеля: «Воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности» [5, с. 97].
Воображение не есть сама действительность но в тоже время оно не может существовать без самой действительности без питающей ее среды. И в тоже время воображение задает программу жизнедеятельности человека оно порождает замысел. Как считал К. Маркс даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем что прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове. То есть приступая к работе человек «видит» цель своей деятельности ее будущий результат который еще в начале деятельности человека имелся в его представлении т. е. идеально. Воображение порождает «образ» того что лишь будет создано в процессе творческой работы [3, с. 312].
Как отечественные так и зарубежные авторы с разных точек зрения рассматривают сущность понятия «воображения» и «творческого воображения».
Л. Н. Коган А. Г. Спиркин утверждали, что «воображение — это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [2, с. 39].
Интересно отметить, что Ж. Пиаже считал воображение «временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [5, с. 125].
Я. Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображение он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [3, с. 317].
Л. С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
По мысли Л. С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению: «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [3, с. 318].
Л. С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.
Е. И. Игнатьев рассматривает основные признаки процесса воображения, замечая, что «в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [5, с. 136].
Согласно современной философской энциклопедии: «воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности».
Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению.
Н. А. Шинкарева, А. А. Иванова, творческое воображение необходимо развивать с самого раннего возраста создавая благоприятные условия в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать [6].
А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием.
По мнению Р. Ассаджиоли: «функция воображения — построение и создание образов — была признана важнейшей человеческой способностью».
С. Ариети; С. Парнс изучали роль воображения, они указывали, что «роль воображения в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения».
Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что «качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии познавательного развития объекта» [1, с. 34].
Р. С. Немов подчеркивает то, что «воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны» [4, с. 78].
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном — это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей.
Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».
Как отмечает Запорожец А. В., одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение.
А. В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1, с. 46]. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого — неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
В заключении обратим внимание на тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Творческое воображение и личность
Содержание:
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Доклад |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Изображения, которые человек использует и создает, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринимаемого. Человек может появляться в образах как того, что он непосредственно не воспринимал, так и того, чего вообще не было, и даже того, чего не могло быть. Это означает только то, что не каждый процесс, который происходит в изображениях, может быть понят как процесс воспроизведения, потому что люди не только знают и созерцают мир, они изменяют и трансформируют его. Но чтобы претворить реальность в жизнь, нужно уметь делать это мысленно. Именно эта потребность удовлетворяет воображение.
Благодаря воображению человек создает, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Практически вся материальная и духовная культура человека является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его мгновенного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Наряду со снижением способности фантазировать личность человека обеднена, возможности творческого мышления уменьшаются, а интерес к искусству и науке угасает.
Принимая во внимание важность воображения в жизни человека, то, как оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на тело, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.
Определение воображения
Что касается тайны этого явления, то она заключается в том, что до сих пор мы почти ничего не знаем о механизме воображения, в том числе о его анатомической и физиологической основе.
Воображение в самом широком смысле этого слова иногда понимается как любой процесс, происходящий в изображениях. В этом случае память, воспроизводящая образы ранее воспринятых, представляется «только одним типом воображения». Основываясь на этом, они приходят к различию между репродуктивным и творческим воображением и отождествлением первого с памятью.
Поскольку, с одной стороны, воображение всегда в некоторой степени зависит от прошлого опыта, а с другой стороны, образное воспроизведение обычно, как показывают исследования, в некоторой степени преобразуется в воспроизводимые, нет никаких сомнений в связи между воображением и образной памятью.
Воображение в собственном, очень специфическом смысле слова может быть только у человека. Только человек, который как субъект социальной практики действительно трансформирует мир, развивает истинное воображение.
Каждое воображение порождает что-то новое, изменяется, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, трансформация, отклонение от этого может выражаться, во-первых, в том, что человек, основанный на знаниях и на опыте, вообразит, то есть создаст для себя картину того, чего он сам никогда не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической в своей необычности жизни в невесомости в окружении звезд и планет.
Воображение, предвидя будущее, может создать образ, картину того, чего вообще не было. Таким образом, астронавты могли вообразить в своем воображении полет в космос и посадку на Луну, когда это был только сон, еще не осуществленный, и неизвестно, было ли это осуществимо.
Воображение может, наконец, сделать такой отход от реальности, который создает фантастическую картину, явно отклоняющуюся от реальности. Но даже в этом случае это в какой-то степени отражает эту реальность. И воображение тем более плодотворным и ценным, чем оно больше, трансформируя реальность и отклоняясь от нее, тем не менее учитывает ее существенные аспекты и наиболее значимые черты.
Чтобы изучить познавательную роль воображения, необходимо выяснить его особенности и выявить его реальную природу. В научной литературе существует много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные черты воображения.
Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, накопленных ранее, а строит некоторые новые серии из ранее накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, так что в результате появляется новый, ранее несуществующий образ, формирует основу деятельности, которую мы называем воображением ».
По мнению Е.И. Игнатьев: «Главной особенностью процесса воображения является преобразование и обработка данных и материалов из прошлого опыта, в результате чего возникает новый взгляд».
А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые сенсорные или ментальные образы в человеческом сознании на основе трансформации впечатлений, полученных от реальности».
Как видно из определений, способность субъекта создавать новые образы считается значительным признаком воображения. Но этого недостаточно, потому что тогда невозможно различить воображение и мышление. Действительно, человеческое мышление (создание когнитивных образов с помощью выводов, обобщений, анализа, синтеза) нельзя просто отождествить с воображением, поскольку создание новых знаний и концепций может происходить без участия воображения.
Одной из особенностей, свойственных воображению, является то, что оно связано не только с мышлением, но и с сенсорными данными. Нет воображения без мышления, но оно не сводится к логике, поскольку оно всегда включает в себя преобразование чувственного материала.
Функции воображения
Люди так много мечтают, потому что их ум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать даже тогда, когда новая информация не поступает в мозг человека, когда не решает никаких проблем. Именно в это время начинает работать воображение, которое человек не может остановить по своему желанию.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и условий человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью умело вызванных изображений человек может обратить внимание на необходимые события. Через изображения он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания.
С помощью воображения мы можем контролировать многие психофизиологические состояния организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Существуют также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения человек чисто преднамеренно может влиять на органические процессы: менять ритм дыхания, частоту пульса, артериальное давление, температуру тела. Эти факты являются основой аутотренинга, который широко используется для саморегуляции.
Типы воображения
Все виды и уровни ориентации личности проявляются в воображении; они порождают различные уровни воображения. Разница между этими уровнями определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На более низких уровнях смена образов происходит невольно, на более высоких уровнях все более важную роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.
В своих низших и наиболее примитивных формах воображение проявляется в непроизвольном преобразовании образов, которое происходит под влиянием бессознательных потребностей, побуждений и тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения, кажется, спонтанно возникают перед воображением, в дополнение к воле и желанию человека, и не формируются им. В чистом виде эта форма воображения встречается только в очень редких случаях на более низких уровнях сознания, в сонливости, во сне. В этих случаях эмоциональные моменты потребностей и побуждений обычно скрываются за изображением как движущие силы.
В высших формах воображения, в творчестве образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с целями, поставленными сознательной творческой деятельностью человека.
Здесь также выделяются репродуктивное и продуктивное воображение.
В репродуктивном воображении задача состоит в том, чтобы воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и, хотя в ней есть элемент фантазии, это воображение больше похоже на восприятие или память, чем на творчество. Таким образом, направление в искусстве, называемое натурализмом, а также частично реализмом, может быть соотнесено с репродуктивным воображением. Общеизвестно, что биологи могут изучать флору русского леса по картинам И.И. Шишкина, поскольку все растения на его полотнах были выписаны с документальной точностью.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем реальность сознательно создается человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя в то же время в образе она все еще творчески трансформируется.
В зависимости от характера образов, с которыми работает воображение, иногда выделяется конкретное и абстрактное воображение.
Также необходимо различать типы воображения по отношению к реальности и к деятельности, которая должна воплощать мечты в реальность. Здесь мы должны различать неактивные пустые «мечты», которые служат только для того, чтобы скрыть реальную сделку с дымкой фантазии, и эффективное воображение, чьи мечты служат стимулом к действию и воплощаются в творческой деятельности.
Творческое воображение
Образы творческого воображения создаются с помощью различных методов интеллектуальных операций.
В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:
Т. Рибо, один из первых психологов, изучивших эти процессы, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Типы творческого воображения
Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе, и особенно его значение велико в художественном творчестве. Любое произведение искусства, достойное этого названия, имеет идеологическое содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден выводить идею своего произведения в абстрактные формулы, чтобы идеологическое содержание произведения искусства появлялось вместе с его изображениями, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри них, его произведение теряет свою артистичность. Наглядно-образное содержание произведения искусства и только оно должно быть носителем его идеологического содержания. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы иметь возможность создавать новые образы, которые могут стать пластиковым носителем идеологического содержания. Особая сила художественного воображения заключается в создании новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
Это ошибочное мнение, что чем более странным и диковинным является произведение, тем больше сила воображения свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара Аллана По. Это просто другое воображение. Чтобы создавать новые образы и рисовать широкую картину на большом холсте, максимально соблюдая условия объективной реальности, нам нужна особая оригинальность, пластичность и творческая независимость от воображения. Чем реалистичнее произведение искусства, в нем наблюдается более строгая жизненная реальность, тем мощнее должно быть воображение, чтобы создать визуально-образный контент, которым художник оперирует, с пластическим выражением его художественного замысла.
Даже на портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преображает воспринимаемое. Суть этой трансформации заключается в том, что она не удалена, а ближе к реальности, что она как бы удаляет из нее случайные слои и внешние оболочки. В результате его основная закономерность раскрывается глубже и точнее. Продукт такого воображения часто дает существенно более правдивое, более глубокое, более адекватное изображение или изображение реальности, чем способное фотографическое воспроизведение данного изображения.
Образ внутри трансформируется идеей произведения искусства так, что во всей его жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определенного идеологического содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое воображение распознается не столько тем, что может придумать человек, игнорируя реальные требования реальности и идеальные требования художественного замысла, но тем, как он может трансформировать реальность повседневного восприятия, обремененного случайными, лишенными выразительных штрихов, в соответствии с требованиями реальности и художественного оформления. Воображение создает в визуальных образах, похожих и не похожих на наши представления, которые исчезают и стираются в повседневной рутине, чудесным образом оживают, преображаются и, тем не менее, словно подлинный мир, который нам дан в повседневном восприятии.
Воображение в искусстве допускает, конечно, существенное отклонение от реальности, значительное отклонение от нее. В художественном отношении творчество выражается не только в портретной живописи, но также включает в себя скульптуру, сказку и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в научной фантастике отклонения могут быть очень большими, но в любом случае они должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения от реальности, тем более мотивированными они должны быть, иначе они не будут поняты и оценены. Творческое воображение использует этот вид выдумки, отклонение от некоторых особенностей реальности, с целью придания образу и визуализации реального мира, главной идеи или плана.
Не менее необходимо воображение в научном творчестве. В науке он формируется не меньше, чем в творчестве, но только в других формах.
Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем определенную функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Особая роль воображения заключается в том, что он трансформирует образное, визуальное содержание проблемы и тем самым способствует ее решению. И только потому, что творчество, открытие нового осуществляется через трансформацию визуально-образного содержания, его можно отнести к воображению. В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием визуальный образ также участвует так или иначе, в той или иной форме. Но образное содержание восприятия и репрезентация памяти, которая воспроизводит это содержание, иногда не обеспечивает достаточных ориентиров для решения проблемы, стоящей перед мышлением.
Иногда вам нужно преобразовать визуальный контент, чтобы продвинуть решение проблемы; тогда воображение берет верх.
Роль воображения очень четко показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумав опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить ситуацию, которая бы удовлетворяла всем необходимым условиям и позволила бы проверить первоначальную гипотезу. Другими словами, он должен представить поведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «экспериментировал» со своим воображением перед настоящим экспериментом, был физик Э. Резерфорд.
Не менее, но только в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Бесконечность, обнаруженная наукой в больших и малых, в мирах и атомах, в неисчислимом разнообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, обеспечивает развитие воображения по-своему не меньше, чем богатое воображение художник может дать.
«Техника» воображения
Преобразование реальности в воображении не является чисто произвольным изменением; у него есть свои регулярные способы, которые находят выражение в типичных методах и приемах трансформации.
Одним из этих методов является объединение, объединение данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования реальности. Находит применение в науке, в технических изобретениях; они используют это в искусстве, в искусстве. Так, Толстой писал, что создал образ Наташа, взяв некоторые черты от своей жены Сони, другие от ее сестры Тани, «переполнив» их и, таким образом, получил образ Наташа. Только в результате глубокого синтеза и преобразования можно получить такой необычно полный образ.
Частным случаем трансформации посредством комбинации или новых комбинаций данных в опыте элементов является агглютинация, которая давно широко используется искусством. Это встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве индейцев Северной Америки.
Сторонники ассоциативной, атомистической концепции были склонны выдвигать комбинацию как единственный метод преобразующей деятельности воображения. В этом случае сама комбинация сводилась только к новым комбинациям и перестановкам неизменных элементов, приведенным в эксперименте. Несомненно, отправной точкой преобразований, осуществляемых воображением, является опыт. Поэтому чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем богаче будет его воображение.
Различают две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле измерений находит выражение в изменении количеств, уменьшении и увеличении (литота и гипербола), которые широко используются в фантастическом образе реальности. Так, в сказках, эпосах, в фольклоре герои-великаны обычно бывают беспрецедентных размеров и беспрецедентной силы. Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и размеров в фантастическом образе реальности всегда мотивированы некой семантической тенденцией. Таким образом, отклонения от реальности, фантастически большие и меньшие размеры, используются для более четкой идентификации и освещения конкретного явления, свойства или стороны реальности.
Наконец, трансформация реальности творческого воображения идет по линии типизации, то есть конкретного обобщения. Акцентуация уже подчеркивает и, следовательно, подчеркивает что-то важное. Это только один из способов преобразования одного изображения, придавая ему обобщенное значение.
Образ воображения обычно является визуальным переносным носителем более или менее осознанного замысла. Эта роль дизайна проявляется в акцентировании тех, а не других особенностей.
Сами формы воображения формируются и трансформируются в процессе литературного творчества. Воображение частично генерируется, частично развивается, объективируется в объективной сущности его продуктов. Человеческое воображение, взятое во всей его конкретности, является продуктом истории.
Воображение и личность
Воображение является важным проявлением личности.
Прежде всего, чтобы охарактеризовать человека и его отношение к миру, степень легкости или сложности, с которой она получает это преобразование, показательна. Некоторые настолько ограничены ситуацией, настолько подчинены этому, что любая ментальная трансформация представляет значительные трудности для них. Им трудно даже мысленно что-то сдвинуть с места, даже представить, что что-то было не так, как обычно. В них преобладает инерция. Их отношения с внешним миром несут печать образца и рутины.
После вопроса о том, насколько этот субъект склонен и способен трансформировать данное в воображении, вопрос о характере трансформации реальности, характерной для его воображения, становится существенным.
В этом отношении решающее значение имеет связь между ролью, которую эмоциональность или эмоциональность играет в воображении данного человека, с одной стороны, и критическим контролем интеллекта, с другой. В зависимости от доминирования тех или иных моментов различаются различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, которое слабо подчиняется критическому контролю над мышлением, мало учитывает реальность, которую оно затемняет с помощью художественного фильма; с другой стороны, критическое, реалистическое воображение, которое неконтролируемо подчиняется субъективности чувств и, трансформируя это, учитывает законы и тенденции развития объективной реальности.
Воображение и талант
Иногда людям более зрелого возраста трудно представить что-то необычное и начать фантазировать, но это не означает, что они потеряли способность воображать. У каждого человека есть воображение, просто, становясь старше, человек тренирует его все реже и реже. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно с детства.
Творческая деятельность развивает детские чувства. При создании ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. Но именно они определяют успех обучения ребенка.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усвоить моральные и этические нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их постигает и оценивает.
Творчество также развивает эстетические чувства у ребенка. Благодаря этой деятельности формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с энтузиазмом поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка более насыщенной, насыщенной, радостной и интересной.
Дети могут заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, что самое важное, независимо от комплексов личности. Взрослый, часто критически относящийся к своим творческим способностям, стесняется их показывать. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на застенчивость.
Одаренность и талант тесно связаны с ускоренным развитием. Талантливые дети имеют лучшие результаты, чем их сверстники, и они достигают этих результатов намного легче. Эти дети более чувствительны к внешнему миру, и в определенные периоды они также характеризуются особенно высокой чувствительностью. Психологи называют такие периоды «чувствительными». В эти периоды определенная функция (например, речь или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, может легко обучаться и интенсивно развиваться, а дети демонстрируют особые достижения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать «чувствительный» период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует «чувствительность» многих функций одновременно.
Занимаясь творчеством (для которого воображение также является приоритетом), ребенок формирует в себе такое качество, как духовность. С духовностью воображение включено во все познавательные действия, сопровождаемые особенно положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной черты личности, как оптимизм.
Воображение важно в личном плане и для взрослого. Люди, обладающие ярким воображением во взрослой жизни, отличаются своим талантом, их часто называют богато одаренными личностями.
С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда придумать новую сказку для ребенка. Чтобы сохранить и развить воображение, существует ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.
Вывод:
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Воображение возникало и развивалось в процессе труда, и его главное значение заключается в том, что без него невозможно было бы работать человеку, потому что невозможно работать без воображения конечных и промежуточных результатов. Без воображения прогресс в науке, искусстве и технике был бы невозможен. Ни один школьный предмет не может быть полностью освоен без активности воображения. Если бы не было воображения, было бы невозможно принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда у нас нет необходимой полноты знаний.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.