Что обозначается буквой к в планограмме
Планограмма выкладки товара. Полный гайд
6 июля 2020 / ABM Shelf
Поведение покупателя давно изучено и проанализировано маркетологами. Все ритейлеры знают, что визуальное оформление торгового зала и выкладка товаров имеют первостепенное значение для покупателя, который, в 80% случаев импульсивно принимает решение о покупке непосредственно в магазине.
Что такое планограмма торгового зала?
Пример планограммы витрины вина
Как понять, какую же стратегию мерчандайзинга выбрать для своего магазина, как обозначить нужные цели и направления, и как составить планограммы торгового зала, которые будут работать и приносить продажи?
Цели создания планограмм выкладки
Принципы составления планограмм выкладки
↳ Принцип достаточности выкладки предполагает наличие на торговых стеллажах и витринах всего ассортимента продукции, с обязательной оглядкой на уровень спроса и продаж, площадь торгового помещения, размер оборудования, поведения покупателя, сезонность и так далее.
Принцип достаточности состоит не только в том, чтобы поставить на полки все позиции ассортимента, но и в том, чтобы верно определить количество фейсингов каждого SKU в рамках каждого торгового оборудования.
↳ Принцип наглядности выкладки. Покупатель “любит глазами”. Чем лучше видно товар, чем он опрятнее, привлекательнее, аппетитнее и красивее, тем больше вероятность того, что покупка будет совершена и покупатель вернется снова. Покупатель должен хорошо видеть товар с любого угла и ракурса зрения. При составлении планограммы выкладки обязательно нужно учитывать уровень обзора и визуальную привлекательность каждого товара.
↳ Принцип системности заключается в группировании выкладки взаимосвязанных товаров, так называемых “товарных комплексов”- к примеру, бытовая химия часто размещается рядом с бумажной продукцией для дома, салфетками, или, к примеру, витрина с чаем или кофе располагается в непосредственной близости от сладостей, шоколада, печенья.
Следуя принципу системности выкладки, можно создавать товарные комплексы из продуктов одной категории, назначения, бренда и даже ценовой категории (масс-маркет, люкс, премиум).
↳ Принцип эффективности выкладки при составлении планограмм состоит в поддержании баланса между затратами и прибылью. Основные маркеры эффективности выкладки (и, значит, и эффективности планограммы) это увеличение уровня продаж наряду с уменьшением затрат на товар, увеличение оборачиваемости товаров и потока покупателей, уменьшение времени, затраченного покупателем на поиск товара и так далее.
↳ Принцип совместимости. Благодаря использованию этого принципа при составлении планограммы выкладки, можно избежать нарушения товарного соседства, а также порчи товаров или некорректного визуального представления.
Составление планограмм: пошаговая инструкция
Как только ритейлер устанавливает и понимает для себя цели продаж и продвижения своих товаров, можно приступать к первому этапу создания планограммы:
Шаг 1. Разработка концепта магазина/торговой точки/торгового оборудования
На данном этапе создается и генерируется общее направление стиля и вида выкладки, подбирается торговое оборудование для каждой товарной категории, бренда, ценовой категории и т.д. Подборка должна осуществляться таким образом, чтобы каждый товар был выставлен максимально открыто, визуально привлекательно, соответствовал траектории движения покупателя в магазине. Товар должен быть выставлен таким образом, чтобы побуждать к быстрой покупке.
Шаг 2. Схематическая прорисовка наработок
После того, как товары разделены на категории, просчитаны доли каждого товара в обороте, для каждой категории продумана стратегия продаж и подобрана оптимальная выкладка, нужно схематически отобразить все эти наработки на планограмме.
Создание справочника товаров и оборудования для размещения на планограмме в ABM Shelf
Шаг 3. Утверждение и контроль
Обязательное утверждение планограммы собственником/руководством компании и тиражирование на торговые точки, с обязательным репортингом и контролем выполнения.
Еще несколько лет назад контроль выкладки по планограмме и ее соблюдение осуществлялись вручную. Сверка выкладки и фиксация всех изменений на всех версиях планограмм витрины без путаницы занимала довольно много времени и усилий персонала магазина, мерчандайзеров и категорийных менеджеров. Современные системы управления мерчандайзингом позволяют автоматизировать контроль за выполнением планограммы, следить за выкладкой в реальном времени и перевести всю систему отчетности в смартфон, а также мгновенно вносить изменения и правки в планограммы.
Реальный пример и результаты можете посмотреть здесь.
Инструменты для создания планограмм выкладки товаров
Программами-пионерами в составлении и дизайне планограмм стали MS Power Point и MS Excel. Учитывая безусловную популярность и доступность этих программ, не стоит забывать о том, что функционал этих инструментов для мерчандайзинга довольно ограничен. Обе программы позволяют выполнять базовый набор функций, как то генерация формул для подсчета цифр и индикаторов, дизайн презентаций выкладки.
Хотите, чтобы выкладка товара в магазине увеличивала вашу прибыль?
Эксперты ABM Shelf знают как это сделать!
Управление торговым пространством. Планограммы в ТКПТ (часть 1)
Оглавление
Принципы управления планограммами
Процесс размещения — состоит в выборе подходящего места для размещения товаров, входящих в ассортимент. Данная задача относится к сфере физического мерчендайзинга или управления пространством. Главная задача заключается не только в том, чтобы покупатель сделал приобретение, за которым он пришел в магазин, но и в том, чтобы побудить его сделать дополнительные покупки. Такой подход способствует увеличению продаж и подъему маржи.
Планограмма — это план-схема выкладки товара на конкретном торговом оборудовании магазина и комментарии. представляет собой схематичное изображение размещения товаров на стеллажах в соответствии с действующими в компании принципами выкладки.
Внесение в систему информации о торговом оборудовании
Типы торгового оборудования
Для работы с ПГ необходимо сформировать справочник «Типы оборудования». Справочник ведется централизованно силами ИТ совместно с заинтересованными подразделениями Федеральной сети.
Внимание! Справочник создается на уровне Центральной базы сотрудниками ИТ и автоматически распространяется по регионам средствами информационной системы.
В этот справочник заносят все допустимые типы оборудования торгового зала, в том числе и те, которые не предполагают выкладки на нем товара (например, кассовые боксы), но которые физически размещаются в торговом зале и занимают определенную площадь.
Пример создания элемента стеллажа:
В карточке типа можно видеть список существующих шаблонов для этого типа стеллажей. Создание и добавление шаблонов происходит из карточки единицы оборудования, которая относится к данному типу оборудования. Как создавать шаблоны в описании карточки ЕТО (см. ниже). Шаблоны можно удалять.
Единицы торгового оборудования
После формирования справочника «Типы оборудования» необходимо сформировать справочник «Единицы торгового оборудования».
В справочник внесено все торговое оборудование, которое может быть использовано для проектирования торгового зала магазинов.
Внимание! Справочник создается централизовано на уровне Центральной базы сотрудниками ИТ и автоматически распространяется по регионам средствами информационной системы. Все данные по торговому оборудованию и размерам товаров в конфигурации рассчитываются в «см».
Для удобства работы справочник имеет иерархическую структуру (фрагмент):
Каждая единица торгового оборудования привязывается к конкретному торговому залу из справочника Склады (места хранения). Для того, чтобы начать работу со списком единиц торгового оборудования, необходимо указать конкретный торговый зал в верхней части формы списка («Склад компании»).
Рассмотрим пример карточки стеллажа:
Заполняем реквизиты на закладке «Основные параметры»:
Тип оборудования — выбирается из справочника «Типы оборудования». После выбора типа будет доступно заполнение из шаблона. Для отображения списка доступных шаблонов типа нужно нажать «Работа с шаблонами — Загрузить данные из шаблона».
Зона торгового зала — предоставляет возможность привязать стеллаж к определенной зоне и справочника «Зоны торгового зала».
Полки — закладка, на которой необходимо ввести описание полок стеллажа в соответствии со следующим принципом нумерации полок (снизу вверх):
Рис. Пример нумерации полок стеллажа
При указании высоты полок следует:
Бонету следует рассматривать как стеллаж, который «положили» на его заднюю стенку. Первой полкой бонеты будет та сторона, с которой подходит покупатель. Внутри бонеты роль полок выполняют перегородки. Так как перегородки могут быть установлены множеством самых разнообразных способов, то принцип, когда полка с большим номером находится над полкой с меньшим номером (как на обычных стеллажах) может нарушаться. В этом нет ничего страшного, т. к. в названия полок можно внести необходимые комментарии.
Кроме того, на закладке «Полки» есть инструмент, позволяющий перенумеровать полки по порядку снизу вверх, исключая помеченные на удаление полки. Делать это можно, только если по данному стеллажу нет введенных планограмм.
Рассмотрим, как в систему вводится описание полки:
Секция «Параметры полки»:
Закладка «Перегородки» — позволяет настроить параметры перегородок / разделителей на полке:
Расстояние от левого края полки, Толщина перегородок.
Закладка «Параметры свешивания»:
Закладка «Панель крючков» (Расчет крючков ведется от нижнего левого угла к верхнему правому):
Закладка «Номенклатурные группы».
Закладка, на которой необходимо выполнить настройку товарных групп, разрешенных для выкладки на этом стеллаже:
Для быстрого заполнения таблицы можно пользоваться подбором:
Одна группа должна быть основной (проставляется галочка). Если основная группа не выбрана, то флаг установится автоматически на первой по порядку группе.
После создания единицы торгового оборудования ее можно сохранить в качестве шаблона для указанного типа оборудования. Для сохранения шаблонов типов оборудования нужно нажать «Работа с шаблонами» — «Сохранить данные в шаблон».
Внесение в систему необходимой информации
Справочник «Склады (места хранения) компании»
Необходимо настроить параметры торгового зала.
Размеры хранятся в справочнике «Склады (места хранения) компании», поэтому торговый зал называется складом. Переходим на закладку «Физические параметры склада»:
Площадь торгового зала рассчитается автоматически.
Внимание! Невозможно описать зал не прямоугольной формы. Если это требование не соблюдается, то трансформируйте план торгового зала таким образом, чтобы он был максимально приближен к форме прямоугольника.
Секция «Зонирование зала» позволяет закрепить на площади зала товарные группы. Пока никак не применяется. Заполнять не надо.
Справочник «Подразделения»
Если планируется использовать изображения товара при прорисовке ПГ, а также просто обеспечить просмотр внешнего вида товара непосредственно из карточки товара справочника «Номенклатура», то необходимо указать программе на каталог, в котором будут храниться фотографии товара:
Внимание! Настройка каталога выполняется администратором. Фотографии имеют большой объем, поэтому синхронизация каталогов с фотографиями выполняется на системном уровне (вне программы ТКПТ 8).
Правила присвоения имен файлам с фотографиями номенклатуры изложены в следующем подразделе.
Справочник «Номенклатура»
Откройте справочник «Номенклатура».
На закладке «Мерчандайзинг» необходимо задать параметры карточки товара (см).
Предполагается использования три фотографий и три варианта ориентации товара на полке:
Предполагается использования 3 фотографии товара. Правила присвоения имен файлам следующие:
Взгляд на товар | Имя файла | Пример |
---|---|---|
Вид спереди | _1.jpg | 445638_1.jpg |
Вид сбоку | _2.jpg | 445638_2.jpg |
Вид сверху | _3.jpg | 445638_3.jpg |
Внимание! Несколько важных замечаний:
Выбирая соответствующие кнопки «Вид спереди», «Вид сбоку» и «Вид сверху» можно смотреть соответствующие фотографии.
Загрузка габаритов товаров через прайс-листы контрагентов
Для автоматической загрузки параметров карточки, задающих физические размеры товара, можно использовать прайс-листы контрагентов. Для этого там предусмотрены специальные колонки ценового листа:
Пожалуйста, добивайтесь от поставщиков внесения соответствующих значений в прайс‑листы.
Рекомендованные статьи о ПП ТКПТ 8: