Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что такое Ренессанс (эпоха Возрождения) — история и достижения этого периода

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».

Эпоха Ренессанса вошла в историю, как время множества великих достижений, открытий, ярчайших дарований, создававших шедевры в различных областях искусства, литературы и науки.

Невозможно дать исчерпывающую характеристику этому периоду, уж слишком он многогранен, охватывает огромные территории, скрывает в себе противоречия, о которых до сих пор спорят историки.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Даже в определении четких временных границ этой эпохи нет согласия среди исследователей. Чего уж говорить о каком-то универсальном ответе на вопрос «что такое Ренессанс».

В этой статье мы попытаемся остановиться на основных характерных чертах эпохи Возрождения, приблизительно очертить временные рамки этого периода и вспомнить самых ярких представителей Ренессанса, без которых невозможно представить европейскую культуру.

Ренессанс — это возрождение по-французски

Термин Ренессанс французского происхождения (Renaissance) и дословно обозначает «заново рожденный», «возрождение».

В обиход, как название целой эпохи, слово вошло с легкой руки французского историка Жюля Мишле, который в середине XIX века выпустил книгу «История Франции в XVI веке: Ренессанс».

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

И хотя новая эра культурного подъема началась отнюдь не во Франции, именно это слово вошло во многие языки без перевода, как обозначение временного отрезка европейской истории приблизительно с XIV по XVI век.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

В русском языке термины Ренессанс и Возрождение равноправны и взаимозаменяемы.

Люди, жившие и творившие в эпоху Ренессанса, сами ощущали свое время как переломное, как возрождение после мрака средневековья.

Неудивительно, что задолго до Жюля Мишле в середине XVI века итальянский художник Джорджио Вазари тоже применил термин Возрождение на итальянском языке (rinascita) в книге о великих художниках своего времени, имея в виду прорыв в искусстве. Сейчас в Италии в ходу термин Rinascimento.

Когда была эпоха Возрождения

В определении дат начала и конца эпохи Возрождения нет согласия среди историков. Проблема усугубляется еще и тем, что в разных странах Европы Ренессанс начинался в разное время, по-разному протекал и не заканчивался синхронно по команде отбой.

Но бесспорно одно – раньше всех особая культура Возрождения сложилась в Италии, т.к. эта страна к XIV веку достигла высокого уровня экономического и политического развития на фоне других средневековых регионов Европы.

Кстати, на протяжении средневековья выделяют как минимум три периода культурного расцвета в IX–XII веках, которые тоже принято называть ренессансом. Все они, так или иначе, были связаны с обращением к античному наследию, но не стали серьезным поворотом в истории.

Многие исследователи считают отправной точкой Ренессанса 1341 год, когда поэт Франческо Петрарка был коронован в Риме на Капитолийском холме лавровым венком за достижения в области литературы.

Петрарка выступал за возрождение античной культуры, проповедовал возвращение к чистой латыни, освоение культурного наследия древних.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

*Памятник Петрарке во Флоренции

И если Петрарка был первым культурным деятелем Ренессанса, то Флоренцию называют его первым центром и культурной столицей, удерживающей лидирующую позицию вплоть до XVI века.

Именно здесь в XIV веке совпали необходимые для культурного прорыва предпосылки:

Эти предпосылки характерны не только для Флоренции, но и для всей Италии в целом.

С датой окончания великой эпохи Возрождения еще меньше определенности.

Среди прочих называют:

Итальянское и Северное Возрождение

В Италии брожение умов началось раньше на целый век в отличие от регионов, расположенных за Альпами. Если в свободных итальянских городах предвестники Возрождения Данте и Джотто появились уже в конце XIII века, то первые ласточки Северного Ренессанса братья ван Эйк работали в Нидерландах в начале XV века.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

*Художники братья ван Эйк – основоположники Северного Возрождения

Ренессанс, как расцвет культуры и гуманистических идей, как время великих творцов, объединяет Италию и северную Европу, но все же различия между ними существенны.

Итальянское ВозрождениеСеверное Возрождение
Распространилось с середины XIV векаНачалось в XV веке на закате итальянского Ренессанса
Италия: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя, Феррара и др.Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия
Обращение к идеалам античного мираОбращение к идеалам раннего христианства
Развитие идей светского мировоззренияРазвитие идей религиозного обновления
Влияние античного искусстваВлияние готического искусства
Фокус внимания на человеке, как героической личности, на божественной природе человекаФокус внимания на христианской любви к ближнему, на божественной сути природы
На первом плане эстетика (что это?)На первом плане этика (что это?)
Стремление к освобождению от церковных догмСтремление к совершенствованию церкви и ее учения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

*Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435 г. Северное Возрождение.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

*Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем.1490 г. Итальянское Возрождение.

Этапы итальянского Возрождения

Итальянский Ренессанс принято разделять на четыре периода:

Отмечается феноменальный подъем итальянской культуры. В этот период закладывается фундамент всех последующих тенденций в искусстве. Проторенессанс связан с именами поэта Данте Алигьери, скульптора Никколо Пизано, художника Джотто ди Бондоне.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Резкий перелом в искусстве. В живописи классические религиозные сюжеты наполняются земным содержанием, художники разрабатывают теории перспективы и пропорций, во главу угла ставятся гармония (что это такое?) и многообразие мира, наслаждение красотой.

В скульптуре появляется отдельно стоящая статуя, конные монументы, портретные бюсты. Закладываются основы новой европейской архитектуры.

Главные имена Раннего Ренессанса: скульптор Донателло, заложивший основы индивидуального скульптурного портрета, художник Мазаччо, реформировавший флорентийскую школу живописи.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

*Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи. 1446–1451 г.

Архитектор Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы и автор грандиозного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, революционер в области архитектуры Леон Баттиста Альберти, разработавший новый тип палаццо.

Связано с именем папы Юлия II, который собрал в Риме лучших художников Италии. Именно в это время создаются самые знаменитые шедевры Ренессанса.

Троица гениев Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти подняли искусство Возрождения на недостижимые высоты. Но этими именами не ограничивается список великих творцов.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

*Собор Святого Петра в Ватикане.

Тициан, Джорджоне, первый архитектор Собора Святого Петра в Ватикане Донато Браманте также творили именно в этот тридцатилетний отрезок времени.

Благословенное время закончилось с приходом папы Павла III, который объявил войну Ренессансу по всем фронтам.

Истребление инакомыслия, под которым понимались идеи и идеалы гуманизма (что это?), тотальный контроль над искусством, где отныне все должно быть подчинено исконно-посконным канонам (что это?). Кризис в искусстве не везде ощущался одинаково.

Венецианская школа, например, благодаря Тициану и Палладио, вполне успешно сохраняла художественные традиции, в то время как молодые художники создали новые течения маньеризм и барокко, в которых проявился упадок Ренессанса.

Главные достижения Ренессанса

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Заключение

В заключение хочется привести оригинальную метафору русского философа Алексея Федоровича Лосева, приведенную им в книге «Эстетика Возрождения». Лосев настаивает на том, что средневековье ни в коем случае не забывало наследие античного мира, но и не позволяло ему заявить о себе во весь голос.

«Средние века оставили античность незахороненной, время от времени гальванизируя и заклинаниями возвращая к жизни ее труп. Ренессанс стоял в слезах на ее могиле и пытался воскресить ее душу. В один фатально-благоприятный момент это удалось».

В нужное время и в нужном месте произошел перелом в развитии культуры, родившийся как антагонист (кто это?) суровым Средним векам, поющий оды прекрасному античному миру, но в то же время идущий своим собственным путем.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Елена, спасибо за статью! Дальнейших творческих успехов!

Самое печальное, что многие консервативно настроенные граждане и политики активно сопротивлялись веянию прогресса и наступлению эпохи ренессанса в целом. Хорошо, что передовые взгляды все же победили.

Источник

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Содержание

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Человек эпохи Возрождения

Наука

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации. [1]

Философия

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Философы эпохи Возрождения

Литература

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

Изобразительное искусство

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Источник

Возрождение

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Содержание

Общая характеристика

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

Возрождение делят на 4 этапа:

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Позднее Возрождение

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Возрождение в России

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор 12-го века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.

В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике».

Тем не менее, с начала 16 и до конца 17 века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это был совершенно уникальное явление и отличалось от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов.

К 17 веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения русские иконы становятся немного более реалистичным, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русские художники эпохи. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна, который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого.

В середине 16 века на Руси начали печатать книги, и Иван Федоров был первым известным русским печатником. В 17 веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в 19 веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литье, восходящее ещё к 15 веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году.

Человек эпохи Возрождения

Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

Наука

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Смотреть картинку Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Картинка про Что обозначало это понятие в эпоху возрождения. Фото Что обозначало это понятие в эпоху возрождения

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *