Что обозначают круги и сферы по юнгу

Журнал «Школа Черной и Белой Психологии»

Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть фото Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть картинку Что обозначают круги и сферы по юнгу. Картинка про Что обозначают круги и сферы по юнгу. Фото Что обозначают круги и сферы по юнгу

Психологический тест «Круги»: как вы проживаете свою жизнь

Карл Густав Юнг и современная психология рассматривают круг как символ самости и целостности психики. С помощью этого теста можно определить, в каких взаимоотношениях с жизнью вы находитесь. Как вы проживаете свою жизнь и как выстраиваете границы между собой и тем, что вас окружает.

Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть фото Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть картинку Что обозначают круги и сферы по юнгу. Картинка про Что обозначают круги и сферы по юнгу. Фото Что обозначают круги и сферы по юнгу

Так же, как в психологии круг обозначает важное понятие: самость, так и для восточной философии это довольно мощный символ.

Ensō (円 相) – на японском обозначает «круг», и это слово содержит глубокий смысл, берущий истоки в дзен-буддизме. Ensō является символом просветления, бесконечности и абсолютной вселенной. В философии дзен Ensō (круг) представляет собой ВСЕ (вселенную) и НИЧТО (абсолютная пустота). После того, как мы немного познакомились с символизмом на примере круга, давайте перейдем к нашему тесту.

На картинке символ круга эволюционирует в соответствии с разными характеристиками. Единственная одинаковая его характеристика – это цвет, чтобы не мешать выбору, связанному с формами. Выбор должен отображать ваш внутренний мир, настолько, насколько это возможно. Для того, чтобы пройти этот тест, представьте себя внутри круга.

Какую форму вы чувствуете наиболее своей? Понаблюдайте несколько секунд и выберите тот круг, который больше всех привлек ваше внимание, и который ощущаете частью себя.

Круг № 1: Эволюция Самости

Подобно стрелкам часов, бегущим по кругу и завершающим в конце свой цикл обращения, этот Круг начинается с тонкой линии, по ходу часовой стрелки, все более уплотняется, и в конце его толщина достигает максимума. Необходимо подчеркнуть, что Круг не замыкается, что обозначает непрерывную эволюцию и рост. Круг не предлагает других отвлекающих факторов, как бы основывая свой рост на самом себе.

Что все это означает? То, что, прежде всего, вы – эгоцентричная личность. Желаете улучшать, познавать, исследовать мир, не слишком вовлекаясь в этот процесс. Вы довольно сдержанный человек, ваш путь описывает следующую историю: вы всегда предпочитали сталкиваться и взаимодействовать с более зрелыми людьми, потому что не находили сходства с ровесниками. Вы всегда были старше своего возраста. Вы классический представитель людей, которые предпочитают решать свои проблемы самостоятельно.

Круг № 2: Освобождение

Все круги представляют собой эволюцию. Выбранный вами круг является единственным, на котором можно увидеть внешние и внутренние графические элементы, и необходимо подчеркнуть, что некоторые из них полностью разделены на протяжении линии круга.

Эта особенность может обозначать эмансипацию как освобождение от ограничений, накладываемых или даже навязываемых третьими лицами (семьей, работой и т.п.).

Вы – человек, твердо стоящий на ногах: у вас есть устоявшиеся границы, и при этом вы не боитесь внешнего мира. Существует хорошая гармония между тем, как вы воспринимаете сам себя, и тем, как вы взаимодействуете с внешним миром. Вы – человек, открытый к новым знаниям, и вам не нравится навязывание жестких схем. Вы верите в дружбу и являетесь ориентиром для многих людей, представителей “за линией Круга”.

Круг № 3: Ценность Союза

Центральная точка этого круга – его внутреннее ядро: дерево. В психологии дерево представляет семью, союз, узы. Центр вашей жизни – это ваши привязанности, которые являются неотъемлемой частью вашей сущности. Вы верите в семейные ценности и по натуре являетесь защитником, настолько, что со временем вы стали надежной опорой для близких.

Дерево тянется ветвями вверх: вы инстинктивно тянетесь к окружающим, чувствуете ответственность за близких, но так же умеете предоставить свободу действий, не будучи навязчивыми. Круг не замкнут, это указывает на открытость внешнему миру и к изменениям, которые вы способны принять, особо не драматизируя.

Круг № 4: Устойчивость

Так же, как и на рисунке 3, этот круг имеет центральное ядро, но на этот раз это не дерево, а лепестки лотоса. Этот цветок может рождаться и расти в экстремальных условиях. Для человека он представляет собой способности к трансформации и устойчивости. Круг состоит не из совокупности линий, а из нескольких слоев, которые символизируют жизненные трудности и перемены, с которыми вам пришлось встретиться лицом к лицу и преодолеть, в процессе создания своей индивидуальности.

Цветок лотоса символизирует изменения: это не многолетнее растение, он развивается, цветет, исчезает и возрождается с новым жизненным циклом. Вы понимаете, что все события идут своим чередом, ваша философия: «Все, рано или поздно, проходит».

Круг № 5: Последовательность

Вы выбрали единственный замкнутый круг, но на самом деле это не означает статичность. Вы динамичный человек, и мысль о том, чтобы остаться на месте, пугает вас. Поэтому вы любите путешествовать и получать новые жизненные впечатления.

Каждый круг является континуумом, выбранный вами круг – линеен, и не содержит никаких картинок, он лишь представляет собой границу между внутренним и внешним. Вы очень рациональный человек, с трудом умеющий прощать. Последовательность – это ваша основная характеристика, но она также может представлять собой ограничение, поскольку может привести к жесткости.

Вы – последовательный человек, и вам трудно передумать. Вы придерживаетесь принципов, установленных вами много лет назад и ваши ценности всегда неизменны. Эти качества так же соответствуют континууму Кругов, и вам нужно смотреть вперед, не останавливаясь. В дополнение к базовым ценностям у ваших связей также есть древние корни. Вы классический представитель того, кому удается поддерживать давние дружеские отношения, даже когда кажется, что мир против вас.

Круг № 6: Оригинальность

Изображение, которое вы выбрали, напоминает наложение нескольких кругов. Она обозначает гибкость ума и креативность. Вы любите дипломатию и можете гибко справляться с внешними событиями: у вас отличный дух адаптации и вы умеете быть убедительным.

Линии, которые отделяются от основного круга, обозначают ваше творчество. Многие люди путают креативность с художественными способностями, но между этими качествами есть разница, кроме того, креативность – это вызов всему устоявшемуся. Вам не нравятся правила, и вы любите делать все по-своему. Вы немного анархист, и ваша история жизни побудила вам взаимодействовать с внешним миром, не страдая, но привнося в него частицу себя.

Перевод с испанского: Нина Потопаева

Источник

Запись на стене

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ » Круги»: Как вы проживаете свою жизнь?

Карл Густав Юнг и современная психология рассматривают Круг как символ Самости и целостности психики. С помощью данного теста мы определим, в каких взаимоотношениях с жизнью вы находитесь. Как вы проживаете свою жизнь и как выстраиваете границы между собой и тем, что вас окружает.

Так же, как в психологии Круг обозначает важное понятие: Самость, так и для восточной философии это довольно “мощный” символ.

Ensō является символом просветления, бесконечности и абсолютной вселенной. В философии дзен Ensō (круг) представляет собой ВСЕ (вселенную) и НИЧТО (абсолютная пустота).

Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть фото Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть картинку Что обозначают круги и сферы по юнгу. Картинка про Что обозначают круги и сферы по юнгу. Фото Что обозначают круги и сферы по юнгуПосле того, как мы немного познакомились с символизмом на примере Круга, давайте перейдем к тесту!

Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть фото Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть картинку Что обозначают круги и сферы по юнгу. Картинка про Что обозначают круги и сферы по юнгу. Фото Что обозначают круги и сферы по юнгуДля того, чтобы пройти этот тест, представьте себя внутри Круга:
“Какую форму вы чувствуете наиболее своей? Понаблюдайте несколько секунд и выбери тот круг, который больше всех привлек ваше внимание, и который ощущаете частью себя.

Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть фото Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть картинку Что обозначают круги и сферы по юнгу. Картинка про Что обозначают круги и сферы по юнгу. Фото Что обозначают круги и сферы по юнгуОтветы в комментариях Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть фото Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть картинку Что обозначают круги и сферы по юнгу. Картинка про Что обозначают круги и сферы по юнгу. Фото Что обозначают круги и сферы по юнгу

Источник

Психологический тест «Круги»: как вы проживаете свою жизнь

Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть фото Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть картинку Что обозначают круги и сферы по юнгу. Картинка про Что обозначают круги и сферы по юнгу. Фото Что обозначают круги и сферы по юнгу

Карл Густав Юнг и современная психология рассматривают круг как символ самости и целостности психики. С помощью этого теста можно определить, в каких взаимоотношениях с жизнью вы находитесь. Как вы проживаете свою жизнь и как выстраиваете границы между собой и тем, что вас окружает.

Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть фото Что обозначают круги и сферы по юнгу. Смотреть картинку Что обозначают круги и сферы по юнгу. Картинка про Что обозначают круги и сферы по юнгу. Фото Что обозначают круги и сферы по юнгу

Так же, как в психологии круг обозначает важное понятие: самость, так и для восточной философии это довольно мощный символ.

Ensō (円 相) – на японском обозначает «круг», и это слово содержит глубокий смысл, берущий истоки в дзен-буддизме. Ensō является символом просветления, бесконечности и абсолютной вселенной. В философии дзен Ensō (круг) представляет собой ВСЕ (вселенную) и НИЧТО (абсолютная пустота). После того, как мы немного познакомились с символизмом на примере круга, давайте перейдем к нашему тесту.

На картинке символ круга эволюционирует в соответствии с разными характеристиками. Единственная одинаковая его характеристика – это цвет, чтобы не мешать выбору, связанному с формами. Выбор должен отображать ваш внутренний мир, настолько, насколько это возможно. Для того, чтобы пройти этот тест, представьте себя внутри круга.

Какую форму вы чувствуете наиболее своей? Понаблюдайте несколько секунд и выберите тот круг, который больше всех привлек ваше внимание, и который ощущаете частью себя.

Круг № 1: Эволюция Самости

Подобно стрелкам часов, бегущим по кругу и завершающим в конце свой цикл обращения, этот Круг начинается с тонкой линии, по ходу часовой стрелки, все более уплотняется, и в конце его толщина достигает максимума. Необходимо подчеркнуть, что Круг не замыкается, что обозначает непрерывную эволюцию и рост. Круг не предлагает других отвлекающих факторов, как бы основывая свой рост на самом себе.

Что все это означает? То, что, прежде всего, вы – эгоцентричная личность. Желаете улучшать, познавать, исследовать мир, не слишком вовлекаясь в этот процесс. Вы довольно сдержанный человек, ваш путь описывает следующую историю: вы всегда предпочитали сталкиваться и взаимодействовать с более зрелыми людьми, потому что не находили сходства с ровесниками. Вы всегда были старше своего возраста. Вы классический представитель людей, которые предпочитают решать свои проблемы самостоятельно.

Круг № 2: Освобождение

Все круги представляют собой эволюцию. Выбранный вами круг является единственным, на котором можно увидеть внешние и внутренние графические элементы, и необходимо подчеркнуть, что некоторые из них полностью разделены на протяжении линии круга.

Эта особенность может обозначать эмансипацию как освобождение от ограничений, накладываемых или даже навязываемых третьими лицами (семьей, работой и т.п.).

Вы – человек, твердо стоящий на ногах: у вас есть устоявшиеся границы, и при этом вы не боитесь внешнего мира. Существует хорошая гармония между тем, как вы воспринимаете сам себя, и тем, как вы взаимодействуете с внешним миром. Вы – человек, открытый к новым знаниям, и вам не нравится навязывание жестких схем. Вы верите в дружбу и являетесь ориентиром для многих людей, представителей “за линией Круга”.

Круг № 3: Ценность Союза

Центральная точка этого круга – его внутреннее ядро: дерево. В психологии дерево представляет семью, союз, узы. Центр вашей жизни – это ваши привязанности, которые являются неотъемлемой частью вашей сущности. Вы верите в семейные ценности и по натуре являетесь защитником, настолько, что со временем вы стали надежной опорой для близких.

Дерево тянется ветвями вверх: вы инстинктивно тянетесь к окружающим, чувствуете ответственность за близких, но так же умеете предоставить свободу действий, не будучи навязчивыми. Круг не замкнут, это указывает на открытость внешнему миру и к изменениям, которые вы способны принять, особо не драматизируя.

Круг № 4: Устойчивость

Так же, как и на рисунке 3, этот круг имеет центральное ядро, но на этот раз это не дерево, а лепестки лотоса. Этот цветок может рождаться и расти в экстремальных условиях. Для человека он представляет собой способности к трансформации и устойчивости. Круг состоит не из совокупности линий, а из нескольких слоев, которые символизируют жизненные трудности и перемены, с которыми вам пришлось встретиться лицом к лицу и преодолеть, в процессе создания своей индивидуальности.

Цветок лотоса символизирует изменения: это не многолетнее растение, он развивается, цветет, исчезает и возрождается с новым жизненным циклом. Вы понимаете, что все события идут своим чередом, ваша философия: «Все, рано или поздно, проходит».

Круг № 5: Последовательность

Вы выбрали единственный замкнутый круг, но на самом деле это не означает статичность. Вы динамичный человек, и мысль о том, чтобы остаться на месте, пугает вас. Поэтому вы любите путешествовать и получать новые жизненные впечатления.

Каждый круг является континуумом, выбранный вами круг – линеен, и не содержит никаких картинок, он лишь представляет собой границу между внутренним и внешним. Вы очень рациональный человек, с трудом умеющий прощать. Последовательность – это ваша основная характеристика, но она также может представлять собой ограничение, поскольку может привести к жесткости.

Вы – последовательный человек, и вам трудно передумать. Вы придерживаетесь принципов, установленных вами много лет назад и ваши ценности всегда неизменны. Эти качества так же соответствуют континууму Кругов, и вам нужно смотреть вперед, не останавливаясь. В дополнение к базовым ценностям у ваших связей также есть древние корни. Вы классический представитель того, кому удается поддерживать давние дружеские отношения, даже когда кажется, что мир против вас.

Круг № 6: Оригинальность

Изображение, которое вы выбрали, напоминает наложение нескольких кругов. Она обозначает гибкость ума и креативность. Вы любите дипломатию и можете гибко справляться с внешними событиями: у вас отличный дух адаптации и вы умеете быть убедительным.

Линии, которые отделяются от основного круга, обозначают ваше творчество. Многие люди путают креативность с художественными способностями, но между этими качествами есть разница, кроме того, креативность – это вызов всему устоявшемуся. Вам не нравятся правила, и вы любите делать все по-своему. Вы немного анархист, и ваша история жизни побудила вам взаимодействовать с внешним миром, не страдая, но привнося в него частицу себя.

Источник

Что обозначают круги и сферы по юнгу

Человек и его символы

Обстоятельства выхода в свет этой книги достаточно необычны и интересны уже этим, тем более что они напрямую связаны с ее содержанием и замыслом. Итак, позвольте мне рассказать о том, как писалась книга.

В один весенний день 1959 года Би-Би-Си (Британская радиовещательная корпорация) обратилась ко мне с предложением проинтервьюировать для британского телевидения доктора Карла Густава Юнга. Интервью должно было быть «глубоким». В то время я знал не так много о самом Юнге и об его работе, но в скором времени решился на встречу с ним, которая и состоялась в его шикарном доме на берегу Цюрихского озера. Она стала началом большой дружбы, так много значащей для меня и, я надеюсь, доставившей и Юнгу приятные минуты в течение последних лет жизни. Этим и ограничивается, пожалуй, роль телевизионного интервью в моем рассказе. Главное, что оно оказалось успешным и привело, по странному стечению обстоятельств, к появлению этой книги.

Одним из видевших интервью по телевизору был исполнительный директор издательства «Олдус Букс» Вольфганг Фоджс. Фоджс с живым интересом наблюдал за эволюцией современной психологии с тех пор, как его семья поселилась по соседству с Фрейдами в Вене. Он смотрел на Юнга, рассуждающего о своей жизни, работе и идеях, и вдруг подумал: как жаль, что Юнг ни разу не пытался дойти до широкого круга читателей. Ведь любой образованный человек западного мира хорошо представляет себе взгляды Юнга, а для широких масс они считаются трудными для понимания. Фактически Фоджс — истинный творец «Человека и его символов». Смотря интервью и почувствовав теплоту отношений между Юнгом и мной, он поинтересовался, может ли он на меня рассчитывать, чтобы попытаться убедить Юнга сформулировать его наиболее важные базисные идеи таким образом и в таком объеме, чтобы это было понятно и интересно читателям-неспециалистам. Я ухватился за эту идею и отправился в Цюрих, решив про себя, что я должен донести до Юнга ценность и важность подобной работы. Сидя в саду, Юнг выслушивал мои доводы два часа подряд, почти не перебивая, и в заключение сказал «нет». Отказ был облечен в самую ласковую и доброжелательную форму, но в голосе звучала непререкаемая стойкость: он никогда прежде не пытался популяризировать своих работ и теперь вовсе не был уверен в возможности достижения успеха. Во всяком случае, его возраст и накопившаяся усталость не способствовали страстному желанию участвовать в подобном, весьма сомнительном, с его точки зрения, предприятии.

Все друзья Юнга были едины во мнении, что его решения оптимальны. Юнг подходил к любой проблеме со всей тщательностью и без спешки, а конечное решение было обычно бесповоротным. Я вернулся в Лондон в величайшем разочаровании, поскольку убедился, что отказ Юнга окончателен. Этим бы все и закончилось, если бы не два не учтенных мной фактора. Один — это упрямство Фоджса, который настаивал еще на одной попытке обращения к Юнгу, прежде чем признать наше поражение. Второй — случайность, до сих пор приводящая меня в изумление.

Телепередача, как я уже говорил, имела успех. В результате Юнг начал получать великое множество писем от совершенно разных людей, большинство из них — обычные зрители, без медицинского или психологического образования, которых пленило и очаровало присутствие духа, юмор и скромное обаяние этого поистине великого человека, сумевшего уловить в жизни человеческой личности нечто такое, что могло бы оказаться им полезным. Юнг пребывал в радостном расположении духа не просто потому, что получил множество писем (его переписка всегда была огромной), но потому, что он получил их от людей, которые в обычных условиях никогда не вышли бы на контакт с ним. В этот момент ему приснился сон, имевший огромное значение. (Прочитав эту книгу, вы поймете, насколько он был важен). Ему приснилось, что, вместо обычного общения в кабинете с множеством психиатров и врачей других специальностей, постоянно звонящих ему со всех концов мира, он стоит в каком-то общественном месте и обращается к множеству людей, внимающих каждому его слову и понимающих все, что он говорит. Когда неделю или две спустя Фоджс повторил свою просьбу о возможности издания иллюстрированной книги — не для врачей или философов, а для людей с рыночной площади — Юнг позволил себя убедить. Он поставил два условия. Первое: книга будет написана не им одним, но еще и группой его близких последователей, на которых он уже неоднократно опирался, пропагандируя свое учение. Второе: решение всех координационных задач и рабочих проблем, обычно возникающих между авторами и издателями, возлагается на меня.

Чтобы не казалось, что это введение выходит за благоразумные границы скромности, позвольте мне сказать, что я был удовлетворен вторым условием, хотя и не прыгал от радости. Дело в том, что довольно скоро я понял, почему Юнг выбрал именно меня: в сущности, я был для него здравомыслящим, но ординарным, не особенно образованным в области психологии человеком. Иными словами, я был для него «рядовым средним читателем» его книги: то, что было понятно мне, должно было бы оказаться вразумительным и для всех остальных; то, в чем я не мог разобраться, являлось чересчур трудным или непосильным и для других. Не слишком обольщаясь такой оценкой своей роли, я тем не менее скрупулезно настаивал (порой пугаясь, что выведу авторов из себя) на прочтении каждого параграфа и, если это было необходимым, на его переработке до тех пор, пока текст не становился ясным и точным. Теперь я могу положа руку на сердце сказать, что эта книга целиком и полностью адресована обычному читателю и что сложные темы, которых она касается, трактуются с редкой и ободряющей простотой.

После долгих размышлений и многочисленных дискуссий было решено, что наиболее исчерпывающим предметом книги будет Человек и его символы, и Юнг сам отобрал себе для работы следующих сотрудников: Марию-Луизу фон Франц из Цюриха, возможно его наиболее доверенное лицо и друга; д-ра Джозефа Л. Хендерсона из Сан-Франциско, одного из самых выдающихся и правдивых последователей Юнга в Америке; госпожу Аниэлу Яффе из Цюриха, которая, будучи практикующим психоаналитиком, являлась также персональным конфиденциальным секретарем Юнга и его биографом; д-ра Иоланду Якоби, являющуюся наиболее опытным после Юнга автором среди юнгианцев Цюриха. Эти четыре человека были избраны отчасти из-за их квалификации и опыта именно в тех областях, которые соответствовали порученным им разделам книги, а отчасти потому, что Юнг был абсолютно убежден в их способности работать единой командой под его руководством. Юнг лично спланировал структуру всей книги, контролировал и направлял работу участников этого проекта и самостоятельно написал ключевую главу «К вопросу о подсознании».

Последний год его жизни был почти целиком посвящен этой книге: незадолго до кончины — в июне 1961 года —он успел завершить свою главу (фактически он закончил работу над ней за десять дней до того, как слег) и вчерне отредактировать главы коллег. После смерти Юнга д-р фон Франц завершила книгу в соответствии с исчерпывающими инструкциями Юнга. Таким образом, основная тема «Человека и его символов» и порядок освещения остальных тем были детально разобраны Юнгом. Глава, подписанная его именем, является исключительно творением рук Юнга (если не считать достаточно существенной редактуры, целью которой было добиться большей ясности текста для несведущего в психологии читателя). Глава эта была написана на английском языке. Окончательная редакция работы после смерти Юнга была выполнена д-ром фон Франц с большим прилежанием, пониманием и в прекрасном расположении духа, за что издатели и остались перед ней в неоплатном долгу.

Наконец, несколько слов непосредственно о содержании книги.

Мышление Юнга разукрасило мир современной психологии намного ярче, чем мог бы представить неискушенный читатель. Такие хорошо известные термины, как «экстраверт», «интроверт», «архетип», введены Юнгом, хотя порой они заимствовались и неправильно употреблялись другими авторами. Наиболее ошеломляющим вкладом Юнга в понимание психологических процессов является его концепция подсознания, которое предстает в трактовке ученого не просто почетным местом для подавленных желаний (как у Фрейда), а целым миром—таким же живым и реальным, как сознание индивида, мир его рассудка, и даже безгранично шире и богаче последнего. Языком подсознания или «людьми», населяющими его, являются символы, а средством общения — сновидения.

Источник

Аниэла Яффе

Символы в изобразительном искусстве

Символ круга

Д-р М.-Л. фон Франц определила круг или сферу как символ Самости. Он выражает целостность психики во всех ее проявлениях, включая взаимоотношения между человеком и всей природой. Где бы ни появился символ круга: в примитивном культе солнца или в современной религии, в мифах или снах, в мандалах, нарисованных тибетскими монахами, в градостроительных планах городов или в сферических построениях древних астрономов, — он всегда указывает на единственный наиболее существенный аспект жизни — ее абсолютную завершенность.

Один индийский миф о мироздании повествует, что бог Брахма, стоя на огромном тысячелепестковом лотосе, охватывал взглядом сразу четыре стороны света. Такой четырехсторонний обзор с круга лотоса был своего рода предварительной подготовкой, необходимым определением местоположения перед началом работы по созданию мира.

Аналогичная история рассказывается и о Будде В момент его рождения с земли поднялся цветок лотоса, Будда встал на него, чтобы обозревать пространство в десяти направлениях (в данном случае лотос был восьмилепестковый; Будда смотрел также вверх и вниз, что и дало в сумме десять направлений). Это символическое описание одновременного всеохватывающего обзора было кратчайшим способом показать, что Будда с самого рождения был уникальной личностью, которой на роду было написано стать просветленной. На его личность и дальнейшую жизнь уже легла печать завершенности.

Пространственную ориентацию, осуществляемую Брахмой и Буддой, можно рассматривать как символ потребности человека в психической ориентации. Четыре функции сознания, описанные д-ром Юнгом — мышление, осязание, интуиция и ощущение, — дают человеку возможность воспринимать впечатления о мире, поступающие изнутри и извне. Именно посредством этих функций он постигает и накапливает свой опыт. Благодаря этим функциям он способен реагировать. Наблюдение Брахмы за вселенной в четырех направлениях символизирует необходимость для человека интеграции этих четырех функций. (В искусстве круг часто бывает восьмидольным. Это отражает такое взаимное наложение четырех функций сознания, при котором появляются еще четыре промежуточные функции, например мышление, дополненное осязанием или интуицией, или осязание, ведущее к ощущению).

В изобразительном искусстве Индии и Дальнего Востока четырех- или восьмидольный круг обычно лежит в основе религиозных образов, являющихся инструментами медитации. Это особенно характерно для тибетского ламаизма, где богато разукрашенные мандалы играют важную роль. Как правило, они представляют космос и его связь с божественными силами.

Однако большинство изображений для медитации на Востоке имеют чисто геометрическую структуру, которую называют „янтра“. Помимо круга, самый распространенный мотив янтры — это два пересекающихся треугольника, из которых один расположен вершиной вверх, а другой вершиной вниз. Традиционно эта форма символизирует союз Шивы и Шакти — мужского и женского божеств, и часто встречается также в бесчисленных вариациях в скульптуре. В терминах психологической символики она выражает единство противоположностей — союз личного, переходящего мира эго с безличностным и вечным миром не-эго. В конечном счете этот союз является целью всех религий, фактически, это союз души с богом. Два взаимопересекающихся треугольника несут символическую нагрузку, сходную со значением более распространенной мандалы в форме круга. Они представляют целостность психики или Самость, для которой сознание и подсознание являются равно значимыми составными частями.

И составленные из треугольников янтры, и скульптуры, изображающие союз Шивы и Шакти, подчеркивают напряженность, существующую между двумя противоположностями. Вот почему для них зачастую характерен ярко выраженный эротический и эмоциональный заряд, динамичность которого олицетворяет процесс создания или сотворения целостности. Тогда как четырех- или восьмидольный круг символизирует целостность как таковую, как уже существующую реальность.

Абстрактный круг фигурирует также в картинах дзен-буддизма. Характеризуя картину „Круг“ знаменитого дзен-буддистского священника Сангай, другой художник этого же течения писал: „В секте Дзен круг представляет озарение. Он символизирует совершенство человека“.

Абстрактные мандалы были характерны также и для европейского христианского искусства. Это замечательно подтверждают украшенные розами окна кафедральных соборов, олицетворяющие человеческую Самость, перенесенную на космический план. (Космическая мандала в образе сияющей белой розы явилась в видении Данте). Можно рассматривать как мандалу нимбы Христа и христианских святых на иконах. Во многих случаях нимб Христа разделен на четыре части, что напоминает о его страданиях как Сына Человеческого и смерти на кресте, и одновременно символизирует исключительную завершенность его личности. На стенах древнеримских церквей иногда можно встретить абстрактные круглые фигуры. Возможно, их происхождение относится к языческим временам.

В не христианском искусстве такие круги называют „солнечными колесами“. Они попадаются в наскальных изображениях эпохи неолита, то есть еще до изобретения колеса. Как отмечал Юнг, термин „солнечное колесо“ отражает только внешний аспект изображения. Важнее, однако, было восприятие человеком каменной эпохи архетипического внутреннего образа, который он отображал в своих рисунках с той же добросовестностью, что и образы быков, газелей или диких лошадей.

В христианском искусстве можно обнаружить немало изображений мандалы. Например, нетрадиционное изображение Девы Марии в центре круглого дерева, символизирующего неопалимую купину. Наиболее распространенными мандалами в христианском искусстве являются те, где Христос изображен в окружении четырех евангелистов. Их прототипами являются древнеегипетские изображения бога Гора и его четырех сыновей.

В архитектуре мандала также играет важную роль, но ее часто не замечают. Она входит в план как мирских, так и культовых сооружений почти во всех цивилизациях. Она применялась в древнегреческом, средневековом и даже в современном городском планировании. Классический пример этого мы находим в записях Плутарха об основании Рима.

Согласно Плутарху, Ромул послал за строителями из Этрурии, и те объяснили ему по священным канонам и писаным правилам все церемонии, которые необходимо было соблюдать при строительстве так же, как и при исполнении мистерий. В первый день они вырыли круглую яму в том месте, где в настоящее время стоит Комиция, или здание Народного собрания; в эту яму они бросили символические жертвоприношения из земных плодов. Затем каждый человек кинул туда щепотку земли из тех мест, где родился. Яму назвали „мундус“ (что означает „космос“). Вокруг ямы Ромул с помощью плуга, в который запрягли быка и корову, очертил границу города. В тех местах, где планировались ворота, плуг поднимался и проходил над землей.

Город, основанный во время этой торжественной церемонии, имел форму круга. Однако древнее и известное описание Рима гласит, что он был „квадратным“ городом — urbs quadrata. Согласно одной теории, пытающейся снять противоречие, значение слова „quadrata“ следует понимать как „состоящий из четырех частей“, имея в виду, что круглый город был разделен на четыре части двумя главными уличными артериями, проходящими с севера на юг и с запада на восток, точка пересечения которых совпадала с описанным Плутархом „мундусом“.

Согласно другой теории, это противоречие следует понимать символически, а именно как наглядное изображение математически неразрешимой задачи квадратуры круга, которой много занимались греки и которая сыграла в последующем значительную роль в алхимии. Довольно странно, что перед описанием церемонии очерчивания Ромулом круга при основании города Плутарх также называет Рим „Roma quadrata“ — „квадратным городом“. Для него Рим был одновременно и кругом и квадратом.

В каждой из теорий фигурирует истинная мандала, и это увязывается с утверждением Плутарха о том, что церемония закладки города сравнивалась этрусками с исполнением мистерий, то есть воспринималась как священный ритуал. Она имела более глубокий смыл, чем простое следование внешней форме. Благодаря планировке, в основе которой лежит мандала, город с его жителями возносится выше чисто мирской сферы. Это еще более подчеркивается тем фактом, что у города есть центр — „мундус“, связывающий город с „другим миром“ — обителью духов предков. („Мундус“ был накрыт большим камнем, называвшимся „камень души“. В определенные дни камень отодвигали, и тогда, гласит предание, души мертвых поднимались из ямы).

Ряд средневековых городов был спланирован на основе мандалы и окружался по возможности круглой стеной. Рим, например, разделялся на кварталы двумя главными уличными магистралями, выходившими к четырем воротам. В месте пересечения этих улиц стоял храм или кафедральный собор. Концепция средневекового города с его кварталами была вдохновлена образом Небесного Иерусалима (из Апокалипсиса). Его планировка была квадратной, а стены оснащались воротами — по три с каждой стороны. Однако в Иерусалиме не было храма в центре, поскольку в этом священном городе Бог присутствовал повсюду. (Планировка города в форме мандалы до сих пор не вышла из моды, о чем свидетельствует планировка столицы США).

Как в античную эпоху, так и до нее использование мандалы в плане городов при их закладке никогда не диктовалось соображениями эстетики или экономичности. Речь шла о преображении города в упорядоченный космос, священное место, связанное своим центром с потусторонним миром. Подобное преображение соответствовало жизненным ощущениям и потребностям верующего человека того времени.

Любое священное или мирское здание, имеющее в плане мандалу, является проекцией архетипического образа человеческого подсознания на внешний мир. Город, крепость и храм стали символами психической цельности и тем самым оказывают определенное воздействие на человека, пришедшего туда или проживающего там. (Вряд ли есть необходимость подчеркивать, что даже в архитектуре проецирование духовного содержания было чисто подсознательным процессом. „Такие вещи нельзя придумать, — писал д-р Юнг, — они вырастают вновь из забытых глубин, как результат ярчайшего озарения сознания и благороднейшего предчувствия духа, уникальным сплавом нынешнего сознания и многовекового опыта человечества“).

Центральным символом христианского искусства является не мандала, а крестили распятие. Вплоть до эпохи Каролингов обычной формой креста был равносторонний или греческий крест, что косвенно намекало на мандалу. Но с течением времени центр креста перемещался вверх, пока крест не обрел привычную для наших дней латинскую форму — со стойкой и поперечиной. Это изменение важно потому, что оно соответствует внутреннему развитию христианства вплоть до расцвета средневековья. Попросту говоря, оно символизировало тенденцию удаления средоточия человека и его веры от земной сферы и „вознесения“ их в духовную сферу. Эта тенденция происходит из стремления реализовать слова Христа: „Царство мое не от мира сего“. Таким образом, земная жизнь, мир и тело человека были силами, которые необходимо было преодолеть. Тем самым надежды средневекового человека обращались к потустороннему миру, потому что обещанное праведникам свершение всех желаний виделось только в раю.

Это стремление достигло апогея в средние века и особенно в мистицизме того времени. Надежды на лучшую загробную жизнь находили отражение не только в смещении ввысь центра креста. Они проявлялись также в увеличении высоты готических соборов, которые, казалось, стремились бросить вызов закону тяготения. Их крестообразная планировка имела в основе удлиненный латинский крест, тогда как баптистерии с купелью в центре имели в плане истинную мандалу.

С наступлением Ренессанса, в человеческом мировоззрении стали происходить революционные изменения. Движение „вверх“ (достигшее апогея в позднем средневековье) пошло в обратном направлении: человек повернулся к земле. Он вновь открыл красоты природы и тела, совершил кругосветное путешествие и доказал, что земной шар имеет форму сферы. Законы механики и логики стали основами науки. Мир религиозных чувств, иррационального и мистического, игравший такую важную роль в средневековую эпоху, все больше и больше затмевался триумфом логического мышления.

Аналогичным образом и искусство стало более реалистичным и чувственным. Оно порвало с религиозной тематикой, обязательной для средних веков, и охватило весь видимый мир. Оно преисполнилось многообразием земли, ее великолепием и ужасом, и стало тем, чем раньше было готическое искусство — настоящим символом духа эпохи. Следовательно, вряд ли можно считать случайной и перемену, происшедшую в церковном строительстве. Контрастом взмывающим ввысь готическим соборам стали строения сферического типа. Круг заменил латинский крест. Однако перемена формы, что немаловажно для истории символов, была вызвана эстетическими, а не религиозными причинами. Именно это является единственно возможным объяснением того факта, что центр таких сферических храмов (самое „святое“ место в церкви) обычно пуст, а алтарь находится в нише стены вдали от центра храма. По этой причине их план нельзя признать соответствующим подлинной мандале. Важным исключением является собор Святого Петра в Риме, построенный по проектам Браманте и Микеланджело, алтарь которого расположен в центре. Правда, здесь возникает соблазн приписать это исключение гениальности архитекторов, ибо гений всегда и принадлежит своей эпохе, и превосходит ее.

Несмотря на значительные перемены, принесенные Ренессансом в искусство, философию и науку, центральный символ христианства остался неизменным. Христос по-прежнему, как и в наши дни, изображался на латинском кресте. Это означало, что средоточие религиозного человека осталось зафиксировано на более высоком, более духовном плане, чем у земного человека, вернувшегося к природе. Таким образом у человека возник барьер между традиционной христианской духовностью и его чисто рациональной или интеллектуальной манерой мыслить. С того времени эти две стороны современного человека так и не соединились. На протяжении столетий это разделение, несмотря на все большее проникновение в законы природы, постепенно расширялось и до сих пор раскалывает психику христиан Запада.

Конечно, приведенный здесь краткий исторический обзор слишком упрощен. Более того, он не касается тайных религиозных движений вне христианства, принимавших во внимание в своих верованиях то, что обычно игнорировалось большинством христиан — проблему зла, хтонического (или земного) духа. Такие движения всегда были в меньшинстве и редко оказывали сколько-нибудь заметное влияние на общие процессы. Для христианской духовности они являлись своего рода аккомпанементом в контрапункте, что и определяло их значение.

Наряду со многими сектами и движениями, возникшими примерно в 1000-м году нашей эры, важную роль сыграли исследователи-алхимики. Они превозносили тайны материи и ставили их в один ряд с тайнами „небесного“ духа христианства. Целью их поисков была целостность человека, охватывающая дух и тело, и они изобрели тысячи имен и символов для нее. Одним из важнейших был символ „квадратуры круга“, который является не чем иным, как истинной мандалой.

Алхимики не только описывали результаты своих исследований, но и создали множество картин, представляющих их сны и видения — символические изображения, которые настолько же сложны, насколько загадочны Их вдохновляли темные стороны природы — зло, сны, духи земли. По форме их сочинения и картины всегда были загадочными и нереальными — подобно снам. Великий фламандский художник XV столетия Иероним Босх — наиболее яркий представитель такого рода имажинистского искусства для нас.

Наряду с ними художники Ренессанса, работая в более привычной манере, так сказать, при свете дня, создавали замечательнейшие произведения сенсуального искусства. Их очарование землей и природой было настолько глубоко, что оно практически предопределило развитие изобразительного искусства на следующие пять столетий. Последними великими представителями сенсуального искусства, искусства преходящего момента, наполненного светом и воздушностью, были импрессионисты XIX века.

Здесь следует отличать две совершенно различные формы художественного творчества. Предпринималось много попыток охарактеризовать их. Недавно Герберт Кун, чьи работы о наскальных рисунках я уже упоминала, попробовал определить то, что он называет „имажинистским“ и „сенсуальным“ стилями в живописи. Сенсуальный стиль обычно непосредственно воспроизводит природу или избранный объект. Тогда как имажинистский стиль представляет фантазию или впечатление художника в нереалистической, сходной со сном, а иногда даже абстрактной манере. Определения Куна настолько просты, что я с удовольствием пользуюсь здесь ими.

Зачатки имажинистского искусства рассеяны далеко в глубине веков. В Средиземноморском бассейне его расцвет относится к третьему тысячелетию до нашей эры. И только недавно стало ясно, что эти древние памятники искусства не свидетельствуют о некомпетентности или невежестве, а выражают вполне определенные религиозные и духовные эмоции их создателей, которые особенно притягательны в наши дни, поскольку за последние полвека искусство еще раз прошло через период „имажинизма“.

В наше время геометрический (или абстрактный) символ круга вновь стал играть в живописи важную роль. Но за некоторыми исключениями его традиционная форма претерпела существенную трансформацию, соответствующую недугу бытия современного человека. Круг не является больше единственной смысловой фигурой, охватывающей мир и доминирующей в картине. Иногда художник заменяет его доминирующее положение слабо организованной группой кругов. Иногда же круг рисуется асимметричным.

Пример асимметрии круга можно видеть в известных солнечных дисках французского художника Робера Делоне. А на одной из картин современного английского художника Сери Ричардса, находящейся сейчас в коллекции д-ра Юнга, изображен совершенно асимметричный круг, причем далеко слева от него виден значительно меньший пустой круг.

На картине французского художника Анри Матисса „Натюрморт с вазой настурций“ в центре изображена зеленая сфера на изгибающемся черном луче, который как будто вбирает в себя многочисленные круги листьев настурции. Сфера перекрывает собой прямоугольную фигуру, верхний левый угол которой свернут. Художественное совершенство картины заставляет забыть, что в прошлой манере живописи эти две геометрические фигуры (круг и квадрат) были бы непременно объединены, что передавало бы целую гамму мыслей и чувств. Если же не забывать об этом или задуматься о значении именно такого изображения, то возможны самые разные варианты толкования. Круг и квадрат, испокон веков образовывавшие единое целое, на этой картине разъединены. Но оба они находятся там и касаются друг друга.

На картине русского художника Василия Кандинского, изображена группа разбросанных цветных мячей и кругов, которые напоминают плывущие мыльные пузыри. Они также тонко соотнесены с фоном — большим прямоугольником с двумя маленькими, почти квадратными прямоугольниками, содержащимися в нем. На другой его картине „Несколько кругов“ изображена темная туча (а может быть, падающая птица?), которая также несет разбросанную группу ярких шаров или кругов.

Круги часто появляются в неожиданных сочетаниях на таинственных композициях английского художника Пола Нэша. В первозданной уединенности пейзажа, изображенного на картине „Случай на холмах“, на правом переднем плане лежит мяч. Хотя это явно теннисный мяч, рисунок на его поверхности образует китайский иероглиф вечности „Тай-ги-ту“. Таким образом уединенность оборачивается новой стороной. Нечто подобное происходит в картине Нэша „Пейзаж из сна“. Исчезая из виду, шары катятся в неохватную перспективу отражающегося в зеркале пейзажа с огромным солнцем, встающим над горизонтом. Другой шар лежит на переднем плане перед грубым квадратным зеркалом.

В своем рисунке „На грани понимания“ швейцарский художник Пауль Клее помещает простое изображение сферы или круга сверху сложной структуры из лестниц и линий. Д-р Юнг отмечал, что истинный символ появляется лишь тогда, когда надо выразить нечто, не охватываемое мыслью, а лишь предугадываемое или ощущаемое. Это и показывает простая фигура, изображенная Клее.

Важно отметить, что квадрат, группа прямоугольников и квадратов или прямоугольников и ромбов встречаются в современной живописи так же часто, как круг. Мастером гармонических, поистине музыкальных композиций с квадратами является голландский художник Пит Мондриан. Как правило, во всех его картинах нет настоящего центра, но они образуют строго упорядоченное единство почти в аскетической манере. Еще более распространенными являются картины других художников с изображением неправильных четырехэлементных композиций или многочисленных прямоугольников, скомбинированных в более или менее увязанные группы.

Круг — это символ психики (даже Платон описывает психику как сферу). Квадрат и нередко прямоугольник являются символами земной материи, тела и реальности. В большинстве произведений современного искусства связь между этими двумя изначальными формами или вообще отсутствует, или слаба и случайна, Их разделение — это еще одно из символических свидетельств психического состояния человека XX столетия, душа которого утратила корни, и ей все больше угрожает опасность диссоциации. Даже современная международная ситуация (как отмечал д-р Юнг в своей вступительной главе) демонстрирует очевидность раскола: Запад и Восток разделены Железным занавесом.

Вместе с тем, нельзя не задуматься, почему в живописи так часто появляются квадрат и круг. Похоже, что существует непрерываемое психическое стремление довести до сознания людей основные ценности жизни, которые они символизируют. Более того, даже на некоторых из современных абстрактных картин (обычно представляющих цветовую структуру или что-то вроде „первичной материи“) стали изредка попадаться эти фигуры — будто зародыши нового. Символ круга не раз играл курьезную роль в самых разнообразных явлениях современной жизни, и порой продолжает играть ее. В последние годы второй мировой войны возникли слухи о якобы виденных круглых летающих телах, названных „летающими тарелками“ или НЛО (неопознанные летающие объекты). Юнг охарактеризовал НЛО как проекцию содержимого психики (целостности), которое во все времена символизировалось кругом. Другими словами, слухи о подобных видениях, как и содержание многих снов современных людей, являются попыткой духа коллективного подсознательного излечить раскол, присущий нашему апокалиптическому веку, с помощью символики круга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *