Что обозначают цифры в предложении
Что означают, цифры 1,2,3,4,5. В учебнике по Русскому языку, над словом?
Сразу видно, что многие давненько не открывали учебники русского языка.
В 9 лет Вы ещё не все разборы умеете выполнять, потому что не изучали пока в школе порядок и правила их выполнения.
1 – разбор фонетический, в начальной школе его называют звуко-буквенным, если ещё не изучали, то в 4 классе с ним встретитесь.
2 –разбор слова по составу (с 5-го класса его называют морфемным, так как корень, приставка, суффикс, окончание – это морфемы). Этот разбор Вы уже выполняете. Но эта же цифра обозначает ещё и разбор словообразовательный, с ним вы познакомитесь позже.
3 – морфологический разбор слова, то есть разбор слова как части речи. С этим разбором, если ещё незнакомы, то в 4 классе познакомитесь, а в 5, 6, 7 будете знать о частях речи больше, поэтому и разбор будет усложняться.
4 – синтаксический разбор предложения. Эта цифра ставится после последнего слова в предложении.
5 – лексический разбор слова. Его начинают выполнять с 5 класса.
6 – орфографический разбор слова. Надо объяснить все орфограммы, которые в слове есть, а орфограммы – это такие места в слове, которые требуют применения орфографического правила.
7 – пунктуационный разбор предложения или его части. Цифра ставится или в конце предложения (тогда надо объяснить все знаки препинания в нём) или после какого-либо знака (в таком случае объясняется постановка этого знака или этого знака и парного с ним, но о парных знаках узнают в 7 классе).
Числа в тексте: что можно, что нельзя, что нежелательно
Приветствую вас! Это Юлия. Сегодня речь пойдет о числах в тексте. Они сигнализируют: тут есть точная информация, все конкретно и по делу. Чтобы вас сразу правильно поняли и не “спотыкались” при прочтении, нужно выбрать: писать число цифрами или словами.
Когда ставить сокращение рядом? А пробел? Я собрала все, что может быть полезным на эту тему, чтобы вы с чистой совестью отправили статью в закладки и использовали как памятку. Итак.
Цифра или слово: общее правило
Для упрощения восприятия текста двузначные и многозначные числа пишутся цифрами.
А числа от одного до девяти пишем словом, если они не в именительном падеже. Тогда мы не проделываем в уме путь “прочитал цифру – не согласовал со словом – перечитал, чтобы поставить в правильный падеж”.
А в именительном падеже можно и так, и так:
В начале предложения, пункта списка пишется слово.
О начале предложения читателю говорит заглавная буква. Одной точки мало, это сбивает.
То же и с пунктами списка, об оформлении которых мы говорили уже довольно давно. Если список нумерованный или каждый пункт начинается заглавной буквой и оканчивается точкой, то начинать подпункты нужно словом.
Начинать предложение цифрой можно в заголовках и подзаголовках. Например, как в нашей статье: 15 слов, во множественном числе которых мы то и дело путаемся.
Если в тексте встречаются подряд два числа, одно из них нужно заменить словом или перестроить предложение.
Подробнее о написании однозначных цифр
От общего правила переходим к уточнениям.
Однозначное число стоит рядом с многозначными при перечислении? Пишите цифрой.
Однозначное число обозначает физическую величину, денежную единицу? Пишите цифрой.
Но! Если физическая величина обозначается буквами, а не сокращением, то оставляем словесную форму: два джоуля.
Подробнее о написании многозначных цифр
Числа от 10 почти всегда предпочтительно писать цифрами. Цифровая форма лучше воспринимается и запоминается читателю, она заметнее в тексте.
Когда числа нужно разбивать пробелами
Технические правила набора рекомендуют разбивать пробелами цифры, начиная с 5-значных. Допустимо разбивать и 4-значные математические значения.
Отбиваем пробелом с конца по три цифры. И читателю уже не нужно проделывать это мысленно. Это правило действует только для цифровых величин.
Не разбиваются пробелами: годы, номера после знака №, номера документов, номера марок машин и т.п.
Рекомендуется ✅ |
Родился в 1974 году. |
В соответствии с ГОСТ 210586 |
Дело № 6666 |
Точка в пробелах между цифрами не ставится:
Знаки сокращения после цифр
Для обозначения крупных круглых чисел (от 1 000) предпочтительно использовать знаки сокращения.
Слова, обозначающие сокращения, отбиваются от цифр пробелами.
Обозначения физических величин тоже отбиваются от цифр пробелами.
В перечислениях символы ставятся один раз:
№, § – в начале перечисления: № 3, 5, 10, 23.
%, ° (без Цельсия) – после перечисления: 10, 20, 80 %.
Не ставятся точки после сокращений:
После остальных сокращений точка ставится (г. (год), мес., мин., руб., тыс. и т. д.).
Дробные числа: какой ставить падеж
Дробное число управляет существительным при нем. Существительное ставят в родительный падеж единственного числа (вопрос: кого? чего?). Например:
Обозначение числовых интервалов
Для обозначения интервала значений можно ставить:
Не рекомендуется ставить тире как знак интервала значения, когда одно значение положительное, а второе – отрицательное, или оба отрицательные.
При обозначении крупных круглых чисел в цифровой форме нули не сокращаются:
При словесно-цифровой форме рекомендуется сокращения тыс., млн, млрд не повторять.
Надеюсь, статья была полезной. Если что-то осталось незатронутым – давайте разбирать в комментариях!
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Числительное как часть речи
Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
отвлеченные числа: один, три, одиннадцать,
количество предметов: один велосипед, три скейт,
порядок предметов при счете: первый велосипед, третий скейт.
Имя числительное отвечает на вопросы:
Числительные представляют ограниченный разряд слов. При счете до миллиона есть тридцать шесть вариантов наименований чисел:
десятки (двадцать — девяносто);
сотни (сто — девятьсот).
Кроме словесной записи, есть еще цифровая: 8 — цифра; восемь — слово. А как мы уже знаем из математики, цифра — это математический знак, который обозначает число.
Ноль есть в составе двух видов числительных:
десятичных дробей: ноль целых одиннадцать сотых,
времени суток: в девятнадцать ноль-ноль.
Есть два варианта написания: ноль и нуль. Как их использовать:
При подсчете, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше трех, ноль целых и одна десятая.
В терминах чаще встречается форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.
В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, счет ноль-ноль, свести к нулю.
Прилагательное часто образуется от формы нуль: нулевой меридиан, нулевой пробег.
Морфологический разбор имени числительного
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма (именительный падеж).
Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (для количественных).
Непостоянные признаки: число (если есть), род (если есть), падеж.
Роль в предложении.
Пример морфологического разбора
Мы вернулись через тридцать минут.
Вернулись (когда?) через тридцать минут.
Начальная форма — тридцать.
Постоянные признаки: простое, количественное, целое количество.
Непостоянные признаки: винительный падеж.
Второстепенный член (обстоятельство).
Постоянные грамматические признаки имени числительного
У числительных почти отсутствуют категории числа и рода, зато есть особые формы склонения и словообразования. Рассмотрим морфологические особенности имени числительного.
У имён числительных два постоянных признака — значение и состав. У количественных числительных есть ещё один постоянный признак — разряд.
Простые и составные числительные
Простые числительные — слово с одним корнем: четыре, второй, сто.
Сложные числительные — слово с несколькими корнями: семьдесят, одиннадцать, трехсотый.
Составные числительные — из двух и более слов, как простых, так и сложных: тридцать три; шестьдесят второй, сто двадцать девять.
Количественные и порядковые числительные
Количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и могут выражать:
количество предметов (три ручки, два друга, десять кустов);
отвлеченное число (два, пятнадцать, полтораста, двести).
Порядковые числительные отвечают на вопрос «который?» и обозначают порядок предметов при счёте: первый, двадцатый, сотый.
Счетные числительные близки к порядковым, но отражают не номер предмета в ряду, а степень того или иного свойства или характеристики предмета. Например:
единичный экземпляр, двоичная функция.
Неопределенно-количественные числительные близки к количественным, но называют неточное число предметов: несколько машин, мало отзывов.
Мультипликативные числительные обозначают множественность чего-либо. Например:
двойные следы, тройной шнур.
Разряд количественных числительных
Целые количественные числительные обозначают целые числа и количество целых в единице:
четыре стула, семь вилок.
Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество:
Собирательные количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и включают девять слов:
двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.
Любопытный факт! Количественные и собирательные числительные образуют неделимые словосочетания с существительными. Вот, например:
Трижды пять — это пятнадцать.
Оба парня классно играют в футбол.
Они перекусили за десять минут и пошли работать дальше.
Непостоянные грамматические признаки имени числительного
У имён числительных есть три непостоянных признака:
Именительный — один первый учитель.
Родительный — одного первого учителя.
Дательный — одному первому учителю.
Винительный — одного первого учителя.
Творительный — одним первым учителем.
Предложный — (об) одном первом учителе.
Число (только для порядковых):
Единственное число — первый (учитель).
Множественное число — первые (учителя).
Род (только для порядковых):
Мужской род — первый (сноуборд).
Женский род — первая (флейта).
Средний род — первое (событие).
Склонение количественных числительных
Начальная форма имён числительных — именительный падеж.
Склонение составных числительных
При склонении количественных числительных изменяются все слова и все части сложных слов. А при склонении порядковых — только последнее слово: шестьсот шестнадцать — шестьюстами шестнадцатью — шестьсот шестнадцатого.
восемьсот восемьдесят семь деревьев
шестьсот сорок четыре мелочи
семьсот восемьдесят две страницы
восьмисот восьмидесяти семи деревьев
шестисот сорока четырех мелочей
семисот восьмидесяти двух страниц
восьмистам восьмидесяти семи деревьям
шестистам сорока четырем мелочам
семистам восьмидесяти двум страницам
восемьсот восемьдесят семь деревьев
шестьсот сорок четыре мелочи
семьсот восемьдесят две страницы
восьмьюстами восьмьюдесятью семью деревьями
шестьюстами сорока четырьмя мелочами
семьюстами восьмьюдесятью двумя страницами
о восьмистах восьмидесяти семи деревьях
о шестистах сорока четырёх мелочах
о семистах восьмидесяти двух страницах
Склонение числительного один
Склонение числительных два, три, четыре
Склонение числительных 50-80, 200-400, 500-900
двести, триста, четыреста
двухсот, трехсот, четырехсот
двумстам, тремстам, четыремстам
двести, триста, четыреста
двумястами, тремястами, четырьмястами
(о) двухстах, трехстах, четырехстах
Склонение числительных полтора, полтораста
Склонение собирательных числительных оба/обе
Склонение неопределенно-количественных числительных
Неопределенно-количественные числительные «немного»/«много» склоняются так же, как и слова «немногие»/ «многие».
Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные: по числам, родам и падежам.
Числительные (кроме третий)
Правописание мягкого знака в числительных
Мягкий знак в числительных пишется на конце: пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать.
Мягкий знак в числительных пишется в середине в именительном и винительном падеже: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.
Мягкий знак не нужен в середине таких числительных: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.
Числительные и другие части речи
Чтобы не перепутать существительное с числительным, нужно научиться их отличать.
В таблице мы привели примеры с количественными числительными и именами существительными.
Правила и лайфхаки использования цифр в заголовке и тексте
Цифровые показатели, статистические и другие конкретные данные упрощают восприятие текста, делают его убедительнее и визуально привлекательнее. Необходимо знать, как правильно использовать и оформлять цифры в текстах, а в каких случаях лучше заменить их словами.
Почему нужно использовать в тексте цифры
Цифры делают тексты убедительнее, дают конкретное представление о количестве или стоимости, внушают пользователям доверие. Это касается как информационных, так и продающих текстов.
9 правил использования цифр
Чтобы обозначить числовой интервал, можно воспользоваться тире, многоточием или словами «от» и «до». Если из двух значений одно или оба отрицательные, тире не используется. Если интервал затрагивает крупные круглые числа, то сокращать нули нельзя: например, 10 000–13 000 руб.
Числа от 1 до 9 можно писать словами, если они стоят не в именительном падеже: так читателю будет проще их согласовать с рядом стоящим существительным. Пользователь при виде цифры мысленно произносит ее в именительном падеже, а при дальнейшем чтении предложения понимает, что прочел неправильно. Это вынуждает его возвращаться к началу предложения, что усложняет и замедляет процесс восприятия информации. Так, «после шести попыток» воспринимается проще, чем «после 6 попыток».
Если же указывать число словами нецелесообразно (например, оно слишком большое), то лучше перестроить предложение так, чтобы оно стояло в именительном падеже.
7 лайфхаков при использовании цифр в текстах
При этом каждая из цифр влияет на текст по-разному. Например, цифру 1 лучше указывать в тексте словом «один», за исключением дат, брендов и призовых мест («1-е место»). То же самое касается и цифры 2. Цифры 4 и 6 считаются «безликими», не привлекающими внимание, а 5 ассоциируется со школьной оценкой, поэтому многие считают, что ее лучше указывать словом.
Цифры 7, 8 и 9 подходят для напоминаний, списков и перечислений. Считается, что 7 — это символ безопасности, поэтому такая цифра положительно воспринимается пользователями (в отличие от 13). Цифры 8 и 9 подсознательно воспринимаются как более глубокие и продуманные, позволяющие шире взглянуть на проблему.
Для составления рейтингов лучше использовать цифры 10 и 12: «топ-11» будет восприниматься как незаконченный. Также в заголовках хорошо работают цифры 20 и 30. Цифр от 30 до 100 лучше избегать: подсознательно мозг захочет отложить чтение такой статьи, так как в ней слишком много информации. Для заголовков цифра 100 подходит, если речь в статье идет, например, о 100%-м качестве, о 100 шансах на успех и т. д. Цифры больше 101 в заголовках продающих и информационных статей упоминать не рекомендуется.
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Культура речи
Цифра в публицистическом тексте. Часть 1
Цифра – неотъемлемый элемент современного публицистического текста. Цифры зачастую красноречивее фактов говорят о событиях повседневной жизни. Оперируя десятью цифрами, можно выразить беспредельное множество чисел – количественных характеристик, без которых сегодня немыслимы публикации на темы экономики, статистики, финансовой политики. Без цифр нельзя представить и хронику спортивных соревнований.
В то же время включение цифры в словесный текст часто приводит к очевидным ошибкам, которые не всегда можно объяснить невниманием, небрежностью или незнанием школьной грамматики. Корни многих наших затруднений лежат значительно глубже. Их следует искать в формировании языкового сознания, в особенностях восприятия текста, в истории языка, в истории нашей письменности, на которой мы остановимся подробнее.
До XVIII века в русской письменности для обозначения количества пользовались буквами славянского алфавита, которые на письме выделялись титлами, точками и подстрочными знаками. До нас дошли цифровые алфавиты, которые регламентировали употребление цифровых знаков и таблиц, облегчавших счет. Сохранилась, например, таблица умножения от единицы до ста – “Счет греческих купцов” в рукописи Псалтыри XVII века. Буквенная система была сложной, при чтении цифр возникали трудности. Она была пригодной лишь для простейших счетных операций и передачи элементарных математических представлений.
Освоение новой цифровой системы, принятой в Европе еще в XVII веке, шло в русле реформы Петра I, заменившей церковно-славянский шрифт на гражданский. Впервые арабские цифры, которыми мы пользуемся по сей день, были применены в “Арифметике” Леонтия Магницкого (1703 г.), и, несмотря на то что церковь объявила нововведение ересью, буквенная система с этого времени стала вытесняться из обихода новым написанием цифр. Рисунок арабских цифр гармонично сочетался с начертанием букв гражданского шрифта, которым с 1708 г. стали печататься все художественные и мануфактурные (технические) книги.
Формирование имени числительного – части речи, служащей для обозначения количества, шло параллельно с развитием математических представлений – от первичных (о единицах счета) до представлений множества. “Грамматическое строение современных русских числительных ярко отражает приемы приспособления архаической морфологии к новым формам мышления” [1].
Первоначально числа от одного до девяти воспринимались как имена или предметы счета. Первым числом, обозначавшим отвлеченное понятие, было число “десять”. Предметно осознавалось и число “сто”, подтверждение чему находим в древних памятниках письменности: “…купил Александр посадник четвертую часть, а дал на ней двадцать рублев и сто» [2]. Число-предел “тысяча” было единицей счета и одновременно означало “земское войско”. Для обозначения десяти тысяч, следующей ступени осознания количества, воспользовались словом “тьма” (взято душ более тьмы), параллельно понимавшимся как “бесчисленный”, “несметный”. Число “тьма” изображалось условным значком – кружком, внутри которого ставились буквы, соответствовавшие количеству единиц. “Миллион” – тысяча тысяч – не был освоен как счетная единица древнерусским языком. Из однокоренных с ним слов в “Материалах для словаря древнерусского языка” И. И. Срезневского приведена только “миля” – мера расстояния: “За Римом, за пядесятъ миль” (памятник XV века). “Миллион”, “миллиард” и другие обозначения больших количеств утвердились в русском языке лишь в эпоху Петра I. Новые числовые понятия осваивались путем привлечения выработанных языком грамматических категорий рода, падежа, в некоторых случаях числа имен существительных и прилагательных.
К началу XVIII века русская письменность располагала двумя способами выразить количественные значения – словом и цифрой.
Казалось бы, выбор между словом и цифрой при обозначении числового значения не должен представлять особой сложности, тем более что выбор этот оговорен правилами, принятыми издательской практикой. В них, заметим, просматриваются традиционные для русской письменности представления о том, как следует изображать количество на письме. Числа в пределах первого десятка, легко осознаваемые предметно, рекомендуется изображать словом. Словесная форма используется также для всех количественных значений в текстах художественной и близкой к ней литературы, где точность передачи количества не играет, как правило, решающей роли. В случаях, когда важно сообщить точное числовое значение в литературе научной и технической, предпочтение отдается цифре. Однако жанровое и стилистическое своеобразие журналистских публикаций, активные поиски выразительной формы представления в тексте фактического материала часто создают предпосылки для отхода от общепринятых рекомендаций и делают выбор между словом и цифрой практически важной задачей.
Цифра, включенная в словесный текст, прерывая ряд слов, всегда останавливает на себе внимание. Цифра “бросается в глаза” зачастую еще до прочтения всей фразы. На первый план выступает не содержательная информация, а выразительная сторона количественной характеристики явления. Не случайно цифры так часто включают в заголовочные элементы публикаций – собственно заголовки, начальные фразы, выделенные шрифтом, лид. “Оптический эффект” цифры хорошо известен составителям рекламных текстов. Специальные исследования позволили им, например, выработать рекомендации по назначению предельных цен. В пределах от 1 до 9,99 рекомендуют обозначение цен цифрами, оканчивающимися только на 5 и 9. В пределах от 10 до 99,99 рекомендуется круглая цифра или оканчивающаяся на 50.
Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов. Несмотря на то что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.
До недавнего времени самым большим числом, которое встречалось в газетных публикациях, был миллиард. Сейчас мы свободно оперируем числом триллион. Будут ли в ближайшее время освоены языком газеты следующие числовые разряды – квадриллион, септиллион и другие, сказать трудно. Однако очевидно, что цифры с пятнадцатью и более нулями трудно прочитать и тем более трудно осознать. Их цифровая запись может служить лишь привлечению внимания, значение же нуждается в специальной расшифровке.
Примеры, взятые нами из журнальной подборки, представляются убедительными: “29 700 000 000 000 рублей, или 24,4 процента всех денежных средств россиян, было затрачено ими на покупку иностранной валюты в минувшем январе”.
“17 000 000 000 000 рублей – именно столько, по словам вице-премьера, расcчитывало получить государство в виде акцизов. «.
Существующая в практике смешанная буквенно-цифровая запись больших количественных значений упрощает их написание и облегчает восприятие информации. Сравним заголовок и текст приведенной ниже заметки:
“МОСКОВСКИЕ СЫЩИКИ
НЕ ДАЛИ ПОХИТИТЬ
20 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
Оперативники из Управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭП) не дали группе жуликов облегчить Сбербанк на 20 000 000 000 рублей”.
Буквенно-цифровая запись в заголовке читается легче.
Трудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок “1 100 000 000-й гражданин”, бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами. (Предоставляем читателю возможность самому проделать этот простейший лингвистический эксперимент!)
Литература
1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 315.
2. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903, Т. З. С. 844.
Текущий рейтинг: