Прочитайте, заменяя выделенные слова однокоренными существительными с уменьшительно−ласкательными суффиксами. Определите стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Назовите слова, с помощью которых связаны 1 −е и 2 −е, 1 −е и 3 −е предложения. В углу стоял игрушечный стол который окружали четыре маленьких стула. На одном (из)них с..дел пуш..стый заяц на другом − деревянный человек с длинным носом. На столе стоял блестящий сам..вар возле него пр..строился малюсенький чайник их окружали беленькие чашки. Миниатюрная ваза была наполнена сластями.
Решение
Стиль текста − художественный. В углу стоял игрушечный столик, который окружали четыре маленьких стульчика. На одном из них (предл. + мест) сидел (сидя) пушистый заяц, на другом — деревянный человечек с длинным носом. На столике стоял блестящий самоварчик (соед. о), возле него пристроился (знач. присоед.) малюсенький чайничек, их окружали беленькие чашечки. Миниатюрная вазочка была наполнена сластями. Стоял — глагол., н. в., 2 −е спр., ед. ч., пр. вр., м. р. 1 −е и 2 −е предложения связаны местоимением, заменяющим слово из 1 −го предложения: стульчики − на одном из них. 1 −е и 3 −е предложения связаны повтором слова: столик − на столике.
Ответ: Родина, Отчизна, Отечество – место, где человек родился Мир, дружба, согласие – отсутствие войны Ловкий, шустрый, юркий — обладающий физической сноровкой Разговаривать, беседовать, общаться — общаться с кем-либо
Родина, Отчизна, Отечество. Моя Родина – это Россия.
Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.
рисунок — узор, бежать — мчаться, красный — алый
Ответ: Эти слова синонимы, потому что они разные по написанию, но близкие по смыслу: рисунок — это то, что нарисовали; узор— это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.
Ответ: Оля нарисовала рисунок с котом. В лапах он держал зонтик с цветочным узором.
Бежать от дома до школы недалеко. Витя опаздывал на урок, и он помчался со всех ног.
Маша несла в руках красный шарик. Сегодня был алый закат. (Записать нужно только одну группу предложений.)
Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару.
Ответ: Синонимы: зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет. Автор их использует, чтобы избежать повтора и передать на сколько сильно холодно осинке.
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару.
• Скажите, кто здесь нарисован. Что нарисовано? Запишите несколько слов-названий этих предметов.
• Составьте по рисунку предложение и запишите его.
Обратите внимание! Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом. Слова называют:
• людей: девочка; • чувства: радость;
• животных: заяц; • действия: играть;
• растения: ландыш; • признаки: жёлтый;
• явления природы: снег; и др.
Деревня, дети, журавли, деревья, дорога, холм.
Осенью деревенские дети прощались с клином улетающих журавлей.
Упражнение 49. Прочитайте.
Уже румянит осень клёны,
А ельник зе́лен и тени́ст.
• Что вы представили, читая эти строки? Какие слова помогли вам представить эту картину?
• Спишите предложение. Проверьте себя.
Упражнение 50. Рассмотрите рисунок.
Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
• Какой предмет вы увидели? Прочитайте его название.
• Что обозначает слово берёза? Прочитайте толкование значения этого слова.
То, что́ обозначает слово, является его лексическим значением.
Лексическое значение слова берёза — лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Страничка для любознательных
О происхождении слов
В старину существовало слово ло́па. Оно обозначало «широкий лист». От этого слова образовались слова лопу́х (растение с широкими листьями) и лопа́та (орудие труда, напоминающее лист). Да и слово лопоу́хий теперь понятно: имеющий большие уши, напоминающие листы лопуха.
Упражнение 51. В учебнике на с. 138 — 140 помещён толковый словарь. Почему он так называется?
• Определите по словарю значение слова шоссе.
Упражнение 52. Узнайте слово по его значению. Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.
• Запишите любые три предложения, вставляя пропущенные слова.
Воробей сидел на ветке берёзы. Сентябрь украсил лес разноцветными красками. Мы собрали целую корзину румяных яблок.
Упражнение 53. Прочитайте.
На болотах поспела клюква. Ягоды лежат прямо на мху. На моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки. На них растут ягодки и маленькие блестящие листики.
• Что обозначают выделенные слова?
• Спишите два первых предложения. Подчеркните в них главные члены.
На болотах @@@поспела№№№ клюква. Ягоды @@@лежат№№№ прямо на мху.
Упражнение 54. Прочитайте слово.
• Скажите, что вы представили, прочитав это слово.
• Составьте предложение со словом ягода. Запишите.
Обратите внимание! Словом ягода (ягоды) мы называем небольшие сочные плоды многих кустарников и трав: земляники, черники, клюквы, смородины. Значит, слово ягода — это общее название ягод многих растений.
На лесной поляне под ярким солнцем поспели первые ягоды земляники.
Упражнение 55. Прочитайте.
• Если бы вам предложили сделать рисунок к каждому слову, то рисунки получились бы одинаковые или нет? Почему?
• Составьте предложение с любым словом и запишите его.
Быстрый пушистый зверёк прячется в густой траве.
Упражнение 56. Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как каждую группу можно назвать?
• Чем похожи предметы, изображённые на рисунках? Соотнесите предметы и их названия. Слова иглы и шляпка — это многозначные или однозначные слова? Докажите.
• Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?
• Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя?
• Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите его.
Девочка была в нарядной соломенной шляпке с зелёным бантом.
Упражнение 59. Рассмотрите схему. Прочитайте.
• Почему слова так названы: многозначные, однозначные? Объясните значения любого многозначного слова из схемы.
Упражнение 60. Прочитайте.
Подумайте только, как много
Значений у слова доро́га.
Доро́гой зовут автостра́ду,
И тро́пку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие вы́си над нами.
• Скажите, в каких значениях употреблено слово дорога.
• Придумайте своё предложение с этим словом и запишите это предложение.
Каждый выбирает свою жизненную дорогу.
Упражнение 61. Прочитайте. Найдите в каждой группе предложений многозначные слова. Объясните их значения.
• Выделенные слова — однозначные или многозначные? Сравните лексическое значение каждого слова.
Обратите внимание! У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в первом предложении имеет значение «двигаться по воде». Это — прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это — переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.
Упражнение 63. Рассмотрите схему. Прочитайте.
Облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.
• Скажите, что вы узнали из схемы. Выпишите сочетания слов, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
• Составьте предложение с любым сочетанием слов. Запишите его.
После отряда всадников над дорогой стояло облако пыли.
Упражнение 64. Прочитайте. В каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каких — в переносном?
1. Лошадь бежит рысью. Вода бежит ручьями. 2. У моего друга мягкий характер. На столе лежит мягкий хлеб. 3. Горят в печи дрова. С холоду щёки горят. 4. На стене висит ковёр. Красив белоснежный ковёр зимы!
• Спишите те предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.
Лошадь бежит рысью. На столе лежит мягкий хлеб. Горят в печи дрова. На стене висит ковёр.
Упражнение 65. Прочитайте.
1. Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. (М. Пришвин)
2. Солнце се́ло, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (И. Тургенев)
3. Таяли снега в поле, таяли облака в небе, падая на землю мокрым снегом. (М. Горький)
4. Погасло солнце, и над миром плывёт задумчиво луна. (С. Есенин)
• Попробуйте объяснить значение выделенных слов. Писатели употребили эти слова в прямом или в переносном значении? Для чего?
• Спишите любое предложение.
Обратите внимание! Писатели и поэты часто используют слова и выражения в переносном значении. Это помогает им необычно представить предметы и явления, создать яркие, запоминающиеся образы.