Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком

10 советов от учителей родителям

Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть картинку Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Картинка про Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком

Начало учебного года всегда тревожит и родителей, и детей, и учителей. Что могло бы помочь сделать обучение более эффективным и менее стрессовым? Дебора Макнамара делится своим педагогическим и психологическим опытом.

Работая учителем, я с нетерпением ждала сентября, несмотря на «классические» ночные кошмары, которые посещали меня перед началом учебного года. Мне снились телефоны, на которые я не могу дозвониться, ученики, которых я потеряла, планы уроков, которые я начисто забыла. И все же, несмотря на все воображаемые ужасы, которые так и не случились, начало учебного года было для меня волнующим – в нем было и предвкушение встречи с новыми учениками, и размышления о том, как помочь им учиться.

Мое лето проходило в труде – я обновляла учебную программу и создавала новые планы уроков, а вот многие мои ученики, я подозреваю, вздыхали и ворчали, глядя, как заканчиваются летние каникулы. Я относилась к этому спокойно – я была уверена, что со временем учеба снова будет им в радость.

А через месяц после начала учебного года я в очередной раз убеждалась, что на процесс обучения влияю не только я, школьный класс, методические наработки и учебная программа. И если учителя отвечают за создание плодотворной обучающей среды, родители играют решающую роль в том, чтобы их ребенок, приходя в школу, был готов учиться.

Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть картинку Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Картинка про Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком

С точки зрения учителя, есть масса способов, как родители могут повлиять на успешность обучения их ребенка. Большинство этих рекомендаций очевидны, и все же обычно их упускают из виду и обесценивают в погоне за успеваемостью. Вот их суть: когда семья и школа действуют сообща, обучаемость растет в геометрической прогрессии.

1. Оказывайте поддержку и нормализуйте сложности, которые неизбежно возникают при обучении.

Очень часто при обучении человек выходит из зоны комфорта и оказывается за рамками того, что он знает. В процессе учебы мы напрягаемся и тянемся, погружаемся в открытия и исследования, разбираем на части нечто известное и собираем его снова и в процессе изменяемся. И конечно, все это может сопровождаться дискомфортом, потому что мы движемся в область неизвестного, уязвимого и нового.

Я часто говорила ученикам, что, если учитель действительно заботится о том, чтобы дети учились, они должны работать в полную силу. Ученик должен не обижаться, но принять как подарок то, что есть люди, которые верят в его способность обучаться и расширять собственные границы.

Родители могут помочь ребенку принять чувство дискомфорта и нормализовать эти эмоции, которые являются частью учебного процесса. Важно не пытаться любой ценой «спасти» ребенка или избегать этого дискомфорта, но убеждать ребенка, что вы верите: у него все получится, и вы всегда поможете. Аналогичным образом, если ругать учителя за то, что учиться так трудно, это никак не поддержит его отношения с ребенком и не поможет преодолеть школьные трудности.

Бывают ситуации, когда детям нужна помощь и вмешательство взрослых, чтобы помочь выяснить и преодолеть трудности в обучении. Такая поддержка будет максимально эффективной в случае тесного сотрудничества между учителем и родителем.

2. Помогите ребенку адаптироваться.

В школе есть масса всего, что может пойти не так: перемены заканчиваются слишком быстро, ребенку приходится быть одним из многих учеников, у каждого из которых есть свои потребности и желания, приходится ждать своей очереди, а также соблюдать кем-то другим установленные правила. В школе приходится столкнуться с массой тщетностей – это часть жизни, и их невозможно контролировать. Некоторые дети более адаптивны, чем другие, и отчасти это зависит от поддержки, которую они получают дома.

О том, что для ребенка что-то идет не так, как хочется, и накопилась фрустрация, часто сигнализирует раздражительность. Дети могут разрядить свою фрустрацию на братьев, сестер и других членов семьи, – отсюда частые истерики после школы. Если помочь ребенку назвать свои переживания и обозначить, что именно идет не так, это может снизить фрустрацию и поможет адаптироваться. В процессе могут появиться слезы – и тогда важно с теплом и терпением поддержать ребенка, чтобы он мог принять то, что невозможно изменить.

3. Укрепляйте ваши отношения с детьми.

Когда ребенок растет в надежных заботливых отношениях со своими взрослыми, он с меньшей вероятностью придет в школу с «голодом» по привязанности. Ребенок, чье внимание не поглощено стремлением к близости с друзьями, лучше концентрируется и не стремится к нездоровым отношениям с ровесниками, а также менее уязвим перед отвержением и насмешками со стороны других детей.

Величайшая сложность современной школьной жизни возникает из-за ориентации на ровесников и процессов, которые развиваются, когда дети приходят в школу с единственной целью – пообщаться с друзьями. Взрослые в школе зачастую воспринимаются как нечто неглавное, уроки – как досадная помеха, а дети разделяют ценности не школы, а ровесников. Когда родители заменяются на ровесников, страдает обучение. Если родители могут поддерживать надежные отношения со своими детьми, ребенок становится способен иметь здоровые отношения со сверстниками и при этом следовать за взрослыми и учиться у них, находясь в школе.

Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть картинку Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Картинка про Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком

4. «Сватайте» ребенку школу и учителя.

Когда дети видят, что родителям нравится школа и учитель, это очень помогает им доверять взрослым в школе. Родителям следует быть активными и «сватать» ребенку учителя – устроить (по возможности) встречу-знакомство, тепло отзываться об учителе, выражая доверие к нему, объяснять ребенку школьные правила и обычаи и следить за тем, чтобы в отношениях ребенка и учителя все было в порядке. Для детей лучше всего, когда взрослые сами представляют их людям, которые будут о них заботиться. Это дает чувство безопасности и покоя, позволяя направить все внимание на учебу.

5. Ограничивайте экранное время.

Дети тянутся к гаджетам – так они борются со скукой и общаются с друзьями или отвлекаются от проблем (в точности как взрослые). Установление и поддержание здоровых привычек в использовании гаджетов – гарантия того, что они не будут красть время, отведенное на приготовление уроков, игру или общение с родными. Многие родители в начале года твердо намерены ограничивать экранное время, однако, когда год набирает обороты, контроль зачастую ослабляется. Родителям следует проявлять заботу и твердость в установлении границ и правил по использованию гаджетов.

Учителя и дирекция школ также должны устанавливать правила по использованию гаджетов, что позволит создать безопасную и продуктивную обстановку для обучения. Правила различаются в зависимости от возраста, и родителям имеет смысл их знать и поддерживать. Все чаще школам приходится разрешать конфликты между учениками, связанные с социальными сетями. Все это негативно влияет на учебную обстановку. Цифровой мир размывает границы между школой и домом, и поэтому так важны контроль и помощь со стороны родителей для предотвращения проблемных ситуаций.

6. Поддерживайте школьное расписание и распорядок.

У школ есть свое расписание и распорядок, которые составляются заранее, программа, которую нужно изучить, и праздники, которые нужно отметить. Когда родители помогают ребенку привыкнуть к школьному распорядку, уроки проходят более гладко, ребенок может лучше сосредоточиться на учебе.

Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть картинку Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Картинка про Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком

Когда дети раз за разом опаздывают на урок, забывают школьные принадлежности, когда родители не следят за подготовкой домашних заданий, вовремя не пополняют запас канцтоваров или уезжают в отпуск посреди учебного года, это усложняет учебный процесс как для ребенка, так и для учителя.

Родители могут помочь, обеспечив ребенку здоровый образ жизни и распорядок дня, чтобы он мог приходить в школу отдохнувшим, сытым и готовым учиться.

7. Позвольте детям играть.

Дети в школе работают, хотя многие учителя и стараются сделать обучение веселым и интересным. Детям нужно отдыхать от этой тяжелой работы и играть, чтобы восстановиться и помочь усвоиться новым знаниям.

И хотя после школы дети могут посещать различные кружки, у них также должно быть «неорганизованное» время, свободное также и от стимуляции, которая мешает самовыражению и любознательности.

Для взрослых это может показаться пустой тратой времени, однако именно оно дает отдых, позволяющий детям снова работать в школе. Когда мы слишком сильно нагружаем детей работой, у них могут возникнуть защиты против обучения, и это может негативно сказаться на наших отношениях.

Есть время для работы, и есть время для игры. Задача родителей – помочь организовать день так, чтобы у ребенка была возможность и для того, и для другого.

8. Где возможно, передавайте детям ответственность за домашние задания.

Ссоры из-за уроков плохо влияют на отношения и мало помогают взрастить внутреннюю мотивацию ребенка отвечать за собственную учебу. Если ребенок проявляет признаки ответственного поведения, помогите ему самому принимать решения о том, когда и где он будет делать уроки и какого рода помощь ему нужна от родителей.

Когда требования родителей (уроки должны быть сделаны) не демонстрируются явно, а на первый план выходит собственная воля ребенка (где, когда и как их делать), ребенок чувствует меньше принуждения и сопротивления.

Цель родителя в процессе приготовления уроков – помочь выстроить распорядок и структуру и взять на себя функцию поддержки, а не вступать в битвы за контроль, которые подрывают родительский авторитет и желание ребенка учиться.

9. Взаимодействуйте с учителями и сохраняйте отношения.

Когда родители и учителя поддерживают хорошие отношения, ребенок от этого только выигрывает. В идеале нужно взаимодействовать друг с другом, пока проблема еще не велика.

Часто я жалела, что ученики или их родители не обратились ко мне раньше, когда проблемы только начинались, потому что зачастую я могла бы помочь им гораздо лучше. Полезно держать в памяти, что родители и учителя видят ребенка в разных обстоятельствах, и посмотреть на ситуацию с разных сторон часто имеет большое значение.

Когда есть проблемы, очень важно постараться сохранить отношения и добрые намерения – а это требует зрелости с обеих сторон. Самые эффективные встречи случались в моей практике тогда, когда взрослые пытались понять ребенка, вместо того чтобы упрекать друг друга и искать виноватого.

10. Поддерживайте ребенка, если у него проблемы в отношениях с ровесниками.

В школьной среде почти невозможно избежать ранящих столкновений между детьми. Бывает, их не принимают в игру, звучат обидные слова или сплетни за спиной. Если возникают проблемы с ровесниками, будет хорошо, если родители смогут вывести ребенка на слезы в домашней обстановке, помогут найти слова, чтобы описать то, что случилось.

Но самое важное – чтобы ребенок знал, что взрослый в него верит. Сообщите учителю, что вашему ребенку трудно взаимодействовать с ровесниками, – учитель многое может сделать как на уроке, так и присматривая за ребенком во время перемены (при условии, что учитель готов помочь).

Самое главное, что нужно каждому ребенку, который отправляется в школу, – это отношения со взрослым, к которому он может обратиться дома. Безусловно, учителя должны создавать безопасную, свободную от травли атмосферу в классе, но они не могут и не должны видеть абсолютно все, что происходит на уроке или перемене. Хорошие новости в том, что, когда у родителя есть надежные отношения с ребенком, ребенок более устойчив и меньше травмируется о незрелость других.

Когда родители могут позаботиться о потребности ребенка в привязанности и поддерживают его эмоциональное развитие, учителя могут использовать природное стремление ребенка узнавать новое и преодолевать трудности. Обучение не происходит в вакууме, и когда родители и учителя объединяют усилия, мы создаем наилучшие условия, чтобы помочь своим детям раскрыть свой потенциал в учёбе.

Дебора МакНамара, преподаватель курсов Института Ньюфелда, автор бестселлера «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых», директор Центра консультирования по вопросам семьи и детей «Kid’s Best Bet»

Перевод Татьяны Безбородовой

Редактура Надежды Шестаковой

Дорогие читатели, в преддверии начала учебного нам хочется поделиться с вами самыми актуальными статься на эту тему.

Источник

Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям

По данным недавних исследований, 90% детей не желают идти в школу. Для сравнения: в 1970–1971 учебном году статистика была диаметрально противоположной — 90% детей очень хотели учиться в первом классе.

В чем причина столь резкой перемены? Что должны сделать педагоги для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей?

На эти и другие важные вопросы отвечают ведущие специалисты в области дошкольного и начального образования Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, и член-корреспондент РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Наталья Виноградова.

Важно отметить, что Марьяна Безруких является автором программы для дошкольников «Ступеньки к школе», а Наталья Виноградова — автором УМК «Начальная школа ХХI века», выпущенных объединенной издательской группой «Дрофа» — «Вентана-Граф». Также их перу принадлежит целый ряд книг, посвященных подготовке детей к школе.

Какими качествами и компетенциями должен обладать учитель начальной школы? Какие методики должны быть в его арсенале для того, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?

Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть картинку Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Картинка про Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенкомМарьяна Безруких:

«Современной школе нужен компетентный, квалифицированный учитель, способный учитывать индивидуальные особенности детей (а сегодня растет количество детей, испытывающих проблемы развития). Например, у нас примерно 25% медлительных детей, которые не успевают за общим темпом деятельности. А учитель ждет моментального ответа, и, если ребенок не оправдывает его ожиданий, учитель зачастую перестает его спрашивать, сажает на заднюю парту, и ученик превращается в изгоя. Такая ситуация грозит закончиться для ребенка неврозом. Чтобы этого не случилось, мы должны научить педагога работать в малых группах, каждой из которых предлагаются разные задания. В начальной школе необходимо отказываться от фронтальных методик обучения.

Нет каких-то специальных методик, помогающих первокласснику адаптироваться в школе, но есть определенная тактика взаимодействия и работы с детьми, которая помогает снять стресс и напряжение первых недель занятий.

Процесс адаптации довольно длителен: психологическая адаптация занимает примерно 4 недели, а вот физиологическая дольше — 6–8 недель. Следует учесть, что детям необходимо привыкнуть не только к новому режиму и новой деятельности, но и к учителю: к темпу и тембру его речи, к требованиям, к выражению эмоций и т.п.

Дети очень отзывчивы на любые проявления внимания и поддержки, они нуждаются в этом внимании и испытывают настоящую боль и страдания, если на них не обращают внимания, подчеркивают неудачи, стыдят при всех.

В первые недели обучения дети особенно остро воспринимают свою неумелость, неловкость, неудачи, поэтому учитель ни в коем случае не должен это подчеркивать или демонстрировать свое неодобрение. Конечно, важно, что учитель говорит, но не менее красноречивым может быть взгляд, мимика, интонация. Дети очень чувствительны к этим проявлениям.

Первые недели обучения — это период очень высокого физического и психологического напряжения организма. Дети сильно устают, переполнены впечатлениями, они порой возвращаются домой совершенно без сил. Они могут быть суетливы и плаксивы, беспокойны и тревожны, им еще сложно концентрировать внимание на всех уроках и контролировать свою деятельность.

Учитель должен быть готов учесть все эти особенности и перестраивать методику и технологию организации занятий. Главное — в первые месяцы обучения не торопиться, не спешить, так как именно в этот период начинается формирование навыков письма, чтения и счета, то, что не усвоено и не закреплено на начальных этапах, порой не компенсируется в течение всех лет обучения».

Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть картинку Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Картинка про Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенкомУМК «Ступеньки к школе»
14 ярких рабочих тетрадей и книга для учителей, воспитателей и родителей помогут подготовить к школе детей 5–6 лет, а также будут полезны и в работе с первоклассниками. Грамотная речь, математические понятия, пространственное мышление, художественные навыки — пособия направлены на развитие у старших дошкольников этих необходимых навыков. УМК дает возможность диагностировать проблемные аспекты и составить для каждого ребенка индивидуальный план занятий по подготовке к первому классу.

Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Смотреть картинку Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Картинка про Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенком. Фото Что обратить внимание учителей при работе с вашим ребенкомНаталья Виноградова:

«Никакими особыми качествами учитель не должен обладать, чтобы дети благополучно прошли адаптацию к школьной жизни. Любой учитель в соответствии со своими профессиональными обязанностями должен знать, что:

Очень опасно в адаптационный период эмоционально отталкивать от себя детей. Учитель авторитарный не допускает, чтобы к нему прижались, заглянули в глаза, не дай бог, обняли… Эмоционально-положительный контакт очень важен в этот период. Хороший педагог знает, что неспокойному ребенку можно сделать сто тысяч замечаний и он все равно будет продолжать выполнять задуманное, но стоит подойти к нему, спокойно, немножко небрежно и случайно положить руку на плечо (продолжая при этом общаться с классом), и «нарушитель» успокоится…Учитель должен уметь «забирать» плохое настроение детей себе.

Также очень важен контакт учителя с родителями. В этот период особенно важны советы педагога о том, что в семье должна быть спокойная обстановка, увеличено время для прогулок, для многих детей — для сна после прихода из школы. Никакие занятия, повторяющие задания в школе, в этот период недопустимы. И также никаких отрицательных оценок школьной жизни!

Не нужно в первый года обучения нагружать дополнительными занятиями в различных кружках и секциях. Все это можно сделать после того, как ребенок привык к школе».

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Источник

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *