Что образуется при окислении 1 г белка тест
Что образуется при окислении 1 г белка тест
ТЕМА « СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ»
Тест 1. Какие органические вещества в клетке на первом месте по массе.
1.Углеводы 3. Липиды
2. Белки 4. Нуклеиновые кислоты
1.Углерод 3.Кислород 5.Фосфор 7.Железо
2.Водород 4.Сера 6.Азот 8.Хлор
1. 170 2. 26 3. 20 4. 10
1. Кислые – радикал, щелочные – аминогруппа.
2.Кислые – аминогруппа, щелочные –радикал.
3.Кислые –карбоксильная группа, щелочные – радикал.
4.Кислые – карбоксильная группа, щелочные –аминогруппа.
Тест 5.Между какими группировками аминокислот образуется пептидная связь.
1.Между карбоксильными группами соседних аминокислот.
2.Между аминогруппами соседних аминокислот.
3.Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой.
4.Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой.
2.Водородные 4.Такие связи отсутствуют
Тест 8. Функция белков- гормонов:
ТЕМА « СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ»
Тест 1. Какие органические вещества в клетке на первом месте по массе.
1.Углеводы 3. Липиды
2. Белки 4. Нуклеиновые кислоты
1.Углерод 3.Кислород 5.Фосфор 7.Железо
2.Водород 4.Сера 6.Азот 8.Хлор
1. 170 2. 26 3. 20 4. 10
1. Кислые – радикал, щелочные – аминогруппа.
2.Кислые – аминогруппа, щелочные –радикал.
3.Кислые –карбоксильная группа, щелочные – радикал.
4.Кислые – карбоксильная группа, щелочные –аминогруппа.
Тест 5.Между какими группировками аминокислот образуется пептидная связь.
1.Между карбоксильными группами соседних аминокислот.
2.Между аминогруппами соседних аминокислот.
3.Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой.
4.Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой.
2.Водородные 4.Такие связи отсутствуют
Тест 8. Функция белков- гормонов:
Тест 9. Что образуется при окислении 1 грамма белка.
1. Вода 3.Углекислый газ 5.Аммиак
2.17,6 кДж энергии 4.Мочевина 6.38,9 кДж энергии
Тест 10. Какие суждения верны.
1.Ферменты специфичны, каждый фермент обеспечивает реакции одного типа.
2.Ферменты универсальны и могут катализировать реакции разных типов.
3.Каталитическая активность ферментов не зависит от рН и температуры.
4.Каталитическая активность ферментов напрямую зависит от рН и температуры.
1.Витамины являются кофакторами ферментов.
2.все белки являются биологическими катализаторами, ферментами.
3.При замерзании происходит необратимая денатурация ферментов.
4.Денатурация – утрата трехмерной конфигурации белка без изменения первичной структуры.
3.Ионные 4.Гидрофильно-гидрофобное взаимодействие
Тест 9. Что образуется при окислении 1 грамма белка.
1. Вода 3.Углекислый газ 5.Аммиак
2.17,6 кДж энергии 4.Мочевина 6.38,9 кДж энергии
Тест 10. Какие суждения верны.
1.Ферменты специфичны, каждый фермент обеспечивает реакции одного типа.
2.Ферменты универсальны и могут катализировать реакции разных типов.
3.Каталитическая активность ферментов не зависит от рН и температуры.
4.Каталитическая активность ферментов напрямую зависит от рН и температуры.
1.Витамины являются кофакторами ферментов.
2.все белки являются биологическими катализаторами, ферментами.
3.При замерзании происходит необратимая денатурация ферментов.
4.Денатурация – утрата трехмерной конфигурации белка без изменения первичной структуры.
3.Ионные 4.Гидрофильно-гидрофобное взаимодействие
Задание 9. «Белки»
Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа
Тест 1. На первом месте по массе из органических веществ в клетке находятся:
4. Нуклеиновые кислоты.
**Тест 2. В состав простых белков входят следующие элементы:
1. Углерод. 5. Фосфор.
3. Кислород. 7. Железо.
Тест 3. Количество различных аминокислот, встречающихся в белках:
**Тест 4. Количество незаменимых для человека аминокислот:
1. Таких аминокислот нет.
**Тест 5. Неполноценные белки — белки:
1. В которых отсутствуют некоторые аминокислоты.
2. В которых отсутствуют некоторые незаменимые аминокислоты.
3. В которых отсутствуют некоторые заменимые аминокислоты.
4. Все известные белки являются полноценными.
Тест 6. Придают аминокислотам свойства:
1. Кислые — радикал, щелочные — аминогруппа.
2. Кислые — аминогруппа, щелочные — радикал.
3. Кислые — карбоксильная группа, — щелочные — радикал.
4. Кислые — карбоксильная группа, щелочные — аминогруппа.
Тест 7. Пептидная связь образуется в результате:
1. Реакции гидролиза.
2. Реакции гидратации.
3. Реакции конденсации.
4. Все выше перечисленные реакции могут привести к образованию пептидной связи.
Тест 8. Пептидная связь образуется:
1. Между карбоксильными группами соседних аминокислот.
2. Между аминогруппами соседних аминокислот.
3. Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой.
4. Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой.
**Тест 9. Вторичную структуру белков стабилизируют:
4. Такие связи отсутствуют.
**Тест 10. Третичную структуру белков стабилизируют:
4. Гидрофильно-гидрофобное взаимодействие.
**Тест 11. При окислении 1 г белка образуются:
2. Углекислый газ. 6. 38,9 кДж энергии.
4. 17, 6 кДж энергии.
Тест 12. В пробирки с пероксидом водорода поместили кусочек вареной колбасы, хлеба, моркови, рубленого яйца. Кислород выделялся в пробирке:
1. С кусочком вареной колбасы.
2. С кусочком хлеба.
3. С кусочком моркови.
4. С кусочком рубленого яйца.
**Тест 13. Верные суждения:
1. Ферменты специфичны, каждый фермент обеспечивает реакции одного типа.
2. Ферменты универсальны и могут катализировать реакции разных типов.
3. Каталитическая активность ферментов не зависит от рН и температуры.
4. Каталитическая активность ферментов напрямую зависит от рН и температуры.
**Тест 14. Верные суждения:
1. Фермент — ключ, субстрат — замок согласно теории Фишера.
2. Фермент — замок, субстрат — ключ согласно теории Фишера.
3. После каталитической реакции фермент и субстрат распадаются, образуя продукты реакции.
4. После каталитической реакции фермент остается неизменным, субстрат распадается, образуя продукты реакции.
Тест 15. Верное суждение:
1. Витамины являются кофакторами многих ферментов.
2. Все белки являются биологическими катализаторами, ферментами.
3. При замерзании происходит необратимая денатурация ферментов.
4. Ренатурация — утрата трехмерной конфигурации белка без изменения первичной структуры.
Задания части А
Выберите один ответ из четырех предложенных
А1. Низшим уровнем организации живого является:
3) молекулярный
А2. Среди перечисленных веществ не является биологическим полимером:
А3. Неорганические вещества клетки
4) вода и минеральные соли
А4. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам, основа её генетического аппарата
4) нуклеиновые кислоты
А5. Из перечисленных углеводов моносахаридом является:
А6. Молекулы липидов состоят из:
4) глицерина и высших жирных кислот
А7. По сравнению с окислением 1 г углеводов при окислении жиров такой же массы образуется энергии:
А8. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности, — это:
А9. Всё многообразие белков образуется за счёт различного сочетания в их молекулах:
А10. Наивысший уровень пространственной структурной конфигурации молекулы гемоглобина.
А11. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются:
А12. В состав ДНК входит сахар:
А13. Укажите пару комплементарных нуклеотидов в молекуле ДНК:
А14. Для участка ДНК АЦЦГТААТГ укажите комплементарную цепь
А15. В состав АТФ входят
1) рибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты
А16. АТФ играет важную роль в метаболизме организмов, так как:
2) содержит макроэргические связи
А17. К водорастворимым относится витамин:
А18. По химическому составу большинство ферментов являются
2) белками
А19. Неклеточные формы жизни, являющиеся внутриклеточными паразитами, — это
А20. Вирусы состоят из:
3) нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Молекула ДНК отличается от иРНК тем, что
1) она свёрнута в спираль
2) состоит из двух полинуклеотидных цепочек
4) обладает способностью самоудваиваться
В2. Для углеводов характерны следующие функции
1)сигнальная, 2)структурная, 5) энергетическая
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В3. Соотнесите органическое вещество и функцию, выполняемую им в клетке или организме.
Вещество
А) ДНК
Б) белки
В) АТФ
Г) липиды
Д) углеводы
Функция
1) ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами
2) входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул
3) являются основным компонен¬том клеточной стенки клетки растений
4) аккумулирует энергию в клетке
5) заключает в себе всю информацию об организме
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
В4. Установите последовательность образования структуры молеку¬лы белка гемоглобина.
А) скручивание молекулы белка в спираль
Б) образование пептидных связей между аминокислотами и формирование полипептидной цепи
В) объединение нескольких глобул
Г) скручивание молекулы белка в клубок
Б А Г В
Тест по теме «Энергетический обмен» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.Конечными продуктами окисления белков является:
А) АТФ и вода В) вода и углекислый газ
Б) кислород и углекислый газ Г) АТФ и кислород
2.На подготовительном этапе окисления белки расщепляются до:
А) аминокислот В) жирных кислот
Б) глицерина Г) глюкозы
3.Гликолиз происходит в :
А) митохондриях В) рибосомах
Б) пищеварительном тракте Г) цитоплазме
4. Сколько молекул АТФ образуется при гликолизе из одной молекулы глюкозы:
5.Окончательное окисление органических веществ происходит в:
А) цитоплазме В) митохондриях
Б) лизосомах Г) рибосомах
6.Организмы, которым не нужен кислород:
А) Хемотрофы В) анаэробные
Б) аэробные Г) миксотрофы
7. В состав АТФ входит:
А) Тимин Г) дезоксирибоза
В) 3 фосфора Е) 1 фосфор
8. Конечным продуктом гликолиза в аэробных организмах является:
А) молочная кислота Г) ПВК
В)этиловый спирт Е) вода и углекислый газ
9. Какие процессы протекают при кислородном окислении:
А) гликолиз Б) цикл Кребса
В) расщепление биополимеров
Г) окислительное фосфорилирование
1.Конечными продуктами окисления углеводов является:
А) АТФ и вода В) вода и углекислый газ
Б) кислород и углекислый газ Г) АТФ и кислород
2.На подготовительном этапе окисления полисахариды расщепляются до:
А) аминокислот В) жирных кислот
Б) глицерина Г) глюкозы
3.Клеточное дыхание происходит в :
А) митохондриях В) рибосомах
Б) пищеварительном тракте Г) цитоплазме
4. Сколько молекул АТФ образуется при полном окислении одной молекулы глюкозы:
5.Окислительное фосфорилирование происходит в:
А) цитоплазме В) на мембранах митохондрий
Б) строме митохондрий Г) пищеварительной системе
6.Организмы, которым нужен кислород:
А) Хемотрофы В) анаэробные
Б) аэробные Г) миксотрофы
7. В составе 2 молекул АТФ заключено :
А) 40 КДЖ энергии В) 80 КДЖ энергии
Б) 100 КДЖ энергии Г) 160 КДЖ энергии
8. Конечным продуктом гликолиза в анаэробных организмах является:
А) молочная кислота Г) ПВК
В) этиловый спирт Е) вода и углекислый газ
9. Какие процессы протекают в подготовительном этапе:
А) гликолиз Б) цикл Кребса
В) расщепление биополимеров
Г) окислительное фосфорилирование
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест «Энергетический обмен» в теме «Метаболизм» можно использовать для проведения активного контроля по данной теме в 9 и 10 классах. В тест включены вопросы, позволяющие определить уровень усвоения данного материала, кроме того данные вопросы можно включить для проведения промежуточной аттестации в конце учебного года, как контроль повторения материала при подготовке к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ). Тест рассчитан на 10-12 минут, правильные ответы теста выделены жирным шрифтом.Тест составлен при использовании учебно Мметодического комплекса Пономаревой И.Н.
Номер материала: 514186
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: Основы биохимии
Тема: Основы биохимии
Задание 1. «Клеточная теория». Запишите пропущенные слова:
Запишите номера предложений и допишите их:
Первый микроскоп был изобретен Янсеном в (_) году. Термин «Клетка» ввел (_) в (_) году. Антоний Ван Левенгук открыл мир (_). Роберт Броун впервые описал в растительных клетках (_). В 1838–1839 гг. Матиас Шлейден и Теодор Шванн сформулировали (_). Т. Шванн считал, что новые клетки образуются (_). В 1855 г. Рудольф Вирхов доказал, что (_). Основной единицей строения и жизнедеятельности живых организмов является (_). Все клетки живых организмов имеют (_). Клетки образуются только (_).
Задание 2. «Химические вещества клетки ». Ответьте на вопросы:
Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:
Какие элементы называются биогенными? Сколько их? Перечислите макроэлементы 1 группы. Перечислите макроэлементы 2 группы. Какой заряд на кислороде и атомах водорода в молекуле воды? Как называется взаимодействие молекул растворенных веществ с молекулами воды? Какие связи возникают между молекулами воды? Как называются вещества, растворимые и нерастворимые в воде? Перечислите функции воды. При какой температуре вода имеет наибольшую плотность?
Где больше калия и натрия, снаружи мембраны или под мембраной? Каково значение этих ионов?
Задание 3. «Свойства воды»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какой заряд на атоме кислорода и на атомах водорода в молекуле воды? Сколько водородных связей может образовывать одна молекула воды? Почему ион натрия имеет положительный заряд? Почему ион хлора имеет отрицательный заряд?
Задание 4. «Буферные системы»
Низкий pH Высокий pH
Гидрофосфат — ион Дигидрофосфат — ион
Бикарбонатная буферная система:
Низкий pH Высокий pH
НСО3- + Н+ ←―――――――→ H 2 С O 3
Гидрокарбонат — ион Угольная кислота
1. Как отреагирует фосфатная буферная система на понижение рН?
2. Как отреагирует бикарбонатная буферная система на повышение рН?
Задание 5. «Аминокислоты. Образование дипептида»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 5? Какие функциональные группировки аминокислоты обеспечивают основные свойства? Кислотные? Сколько незаменимых аминокислот для взрослого человека? Какие белки называются полноценными?
Задание 6. «Структуры белковых молекул»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какие структуры белковых молекул изображены на рисунке под цифрами 1 — 4?
2. Какие связи удерживают остатки аминокислот в полипептиде?
3. Какие химические связи принимают участие в образовании вторичной структуры?
4. Какие химические связи принимают участие в образовании третичной структуры?
Задание 7. «Функции белков».
Запишите пропущенные слова:
1. Структурная функция белков проявляется в том, что (_).
2. Рецепторная функция белков проявляется в том, что (_).
3. Регуляторная функция белков проявляется в том, что (_).
4. Каталитическая функция белков проявляется в том, что (_).
5. Транспортная функция белков проявляется в том, что (_).
6. Двигательная функция белков проявляется в том, что (_).
7. Энергетическая функция белков проявляется в том, что (_).
8. Запасающая функция белков проявляется в том, что (_).
9. Защитная функция белков проявляется в том, что (_).
Задание 8. «Активный центр фермента»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Что обозначено на рисунке под цифрами 1 — 4? Как называется участок фермента, взаимодействующий с молекулой субстрата? Какая структура у белков-ферментов? Почему при изменении температуры и рН изменяется каталитическая активность ферментов? Почему ферменты специфичны? Чем гипотеза Фишера отличается от гипотезы Кошланда?
Задание 9. «Белки»
Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа
Тест 1. На первом месте по массе из органических веществ в клетке находятся:
4. Нуклеиновые кислоты.
**Тест 2. В состав простых белков входят следующие элементы:
1. Углерод. 5. Фосфор.
3. Кислород. 7. Железо.
Тест 3. Количество различных аминокислот, встречающихся в белках:
**Тест 4. Количество незаменимых для человека аминокислот:
1. Таких аминокислот нет.
**Тест 5. Неполноценные белки — белки:
1. В которых отсутствуют некоторые аминокислоты.
2. В которых отсутствуют некоторые незаменимые аминокислоты.
3. В которых отсутствуют некоторые заменимые аминокислоты.
4. Все известные белки являются полноценными.
Тест 6. Придают аминокислотам свойства:
1. Кислые — радикал, щелочные — аминогруппа.
2. Кислые — аминогруппа, щелочные — радикал.
3. Кислые — карбоксильная группа, — щелочные — радикал.
4. Кислые — карбоксильная группа, щелочные — аминогруппа.
Тест 7. Пептидная связь образуется в результате:
1. Реакции гидролиза.
2. Реакции гидратации.
3. Реакции конденсации.
4. Все выше перечисленные реакции могут привести к образованию пептидной связи.
Тест 8. Пептидная связь образуется:
1. Между карбоксильными группами соседних аминокислот.
2. Между аминогруппами соседних аминокислот.
3. Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой.
4. Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой.
**Тест 9. Вторичную структуру белков стабилизируют:
4. Такие связи отсутствуют.
**Тест 10. Третичную структуру белков стабилизируют:
4. Гидрофильно-гидрофобное взаимодействие.
**Тест 11. При окислении 1 г белка образуются:
2. Углекислый газ. 6. 38,9 кДж энергии.
4. 17, 6 кДж энергии.
Тест 12. В пробирки с пероксидом водорода поместили кусочек вареной колбасы, хлеба, моркови, рубленого яйца. Кислород выделялся в пробирке:
1. С кусочком вареной колбасы.
2. С кусочком хлеба.
3. С кусочком моркови.
4. С кусочком рубленого яйца.
**Тест 13. Верные суждения:
1. Ферменты специфичны, каждый фермент обеспечивает реакции одного типа.
2. Ферменты универсальны и могут катализировать реакции разных типов.
3. Каталитическая активность ферментов не зависит от рН и температуры.
4. Каталитическая активность ферментов напрямую зависит от рН и температуры.
**Тест 14. Верные суждения:
1. Фермент — ключ, субстрат — замок согласно теории Фишера.
2. Фермент — замок, субстрат — ключ согласно теории Фишера.
3. После каталитической реакции фермент и субстрат распадаются, образуя продукты реакции.
4. После каталитической реакции фермент остается неизменным, субстрат распадается, образуя продукты реакции.
Тест 15. Верное суждение:
1. Витамины являются кофакторами многих ферментов.
2. Все белки являются биологическими катализаторами, ферментами.
3. При замерзании происходит необратимая денатурация ферментов.
4. Ренатурация — утрата трехмерной конфигурации белка без изменения первичной структуры.
Задание 10. «Важнейшие пентозы»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какие углеводы изображены на рисунке цифрами 1 — 2?
2. В состав каких органических молекул входят данные пентозы?
Задание 11. «Важнейшие гексозы»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какие формы глюкозы изображены на рисунке цифрами 1 — 4?
2. Как называется изомеры, входящие в состав целлюлозы? Гликогена? Крахмала?
Задание 12. «Функции углеводов».
Запишите пропущенные слова:
1. Энергетическая функция углеводов проявляется в том, что (_).
2. Структурная функция углеводов проявляется в том, что (_).
3. Запасающая функция углеводов проявляется в том, что (_).
4. Рецепторная функция углеводов проявляется в том, что (_).
5. Функция углеводов как источника метаболической воды проявляется в том, что (_).
6. Защитная функция углеводов проявляется в том, что (_).
Задание 13. «Жиры и фосфолипиды»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какие липиды изображены на рисунке цифрами 1 — 2? Из чего состоит жировая молекула? Чем ненасыщенная жирная кислота отличается от насыщенной? Где встречаются вещества, обозначенные на рисунке цифрой 1? Цифрой 2?
Задание 14. «Липиды и их функции».
Запишите пропущенные слова:
1. Энергетическая функция липидов проявляется в том, что (_).
2. Структурная функция липидов проявляется в том, что (_).
3. Запасающая функция липидов проявляется в том, что (_).
4. Теплоизоляционная функция липидов проявляется в том, что (_).
5. Функция липидов как источника метаболической воды проявляется в том, что (_).
6. Регуляторная функция липидов проявляется в том, что (_).
7. Функция липидов, как кофакторов ферментов проявляется в том, что (_).
Задание 15. «Углеводы и липиды»
Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа
**Тест 1. К моносахаридам относятся:
1. Крахмал. 5. Свекловичный сахар (сахароза).
2. Гликоген. 6. Мальтоза.
3. Глюкоза. 7. Молочный сахар (лактоза).
4. Дезоксирибоза. 8. Рибоза.
**Тест 2. К полисахаридам относятся:
1. Крахмал. 5. Рибоза.
2. Гликоген. 6. Мальтоза.
3. Глюкоза. 7. Молочный сахар (лактоза).
4. Дезоксирибоза. 8. Целлюлоза.
**Тест 3. К дисахаридам относятся:
2. Свекловичный сахар (сахароза). 6. Мальтоза (солодовый сахар).
3. Глюкоза. 7. Молочный сахар (лактоза).
4. Дезоксирибоза. 8. Целлюлоза.
Тест 4. В состав молекулы ДНК входят остатки:
Тест 5. Молекула крахмала состоит:
1. Из остатков рибозы.
4. Из остатков дезоксирибозы.
**Тест 6. Углеводы в организме выполняют функции:
1. Структурную. 5. Обеспечивают взаимодействие клеток, узнавание.
2. Энергетическую. 6. Источник метаболической воды.
3. Каталитическую. 7. Запасающую.
4. Многие являются гормонами.
Тест 7. При полном сгорании 1 г. вещества выделилось 38,9 кДж энергии. Это вещество относится:
3. Или к углеводам, или к липидам.
Тест 8. Основу клеточных мембран образуют:
Тест 9. Утверждение: «Фосфолипиды — сложные эфиры глицерина (глицерола) и жирных кислот»:
**Тест 10. Липиды выполняют в организме следующие функции:
1. Структурную. 5. Некоторые являются ферментами.
2. Энергетическую. 6. Источник метаболической воды
3. Теплоизолирующую. 7. Запасающую.
**Тест 11. Молекула жира состоит из остатков:
Тест 12. Гликопротеины — это комплекс:
1. Белков и углеводов.
2. Нуклеотидов и белков.
3. Глицерина и жирных кислот.
4. Углеводов и липидов.
Тест 13. Фосфолипиды — это комплекс:
1. Белков и углеводов.
2. Нуклеотидов и белков.
3. Глицерина и жирных кислот.
4. Липидов и остатков фосфорной кислоты.
**Тест 14. К пентозам относятся:
Задание 16. «Строение молекулы ДНК»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
В каких органоидах клетки находится ДНК? Каковы функции ДНК? Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 6? Какие пуриновые и пиримидиновые основания входят в состав ДНК? Каков диаметр молекулы ДНК и каково расстояние между двумя нуклеотидами одной цепи? Как нуклеотиды ДНК соединены в одну цепь? Как цепи ДНК соединены друг с другом? Чем образованы «края» молекулы ДНК?
Задание 17. «Репликация ДНК»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
В каком виде, и каких органоидах хранится информация о белках в клетках эукариот?
2. Какой фермент отвечает за образование комплементарной цепи ДНК?
3. Что является матрицей при удвоении ДНК?
4. В молекуле ДНК миллион нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется при репликации (удвоении) ДНК?
5. Что необходимо для репликации ДНК?
6. Фрагмент ДНК имеет следующий состав нуклеотидов:
Напишите состав нуклеотидов дочерних цепей, образовавшихся в процессе репликации данного фрагмента. Укажите старые и новые нуклеотидные цепи.
Задание 18. «Репликация ДНК»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Как называется способ удвоения ДНК, при котором одна цепь нуклеотидов остается неизменной, а вторая достраивается по принципу комплементарности?
2. Как называется цепь нуклеотидов ДНК, на которой происходит непрерывное образование комплементарной цепи ДНК?
3. Как называются фрагменты ДНК, образующиеся на другой цепи нуклеотидов молекулы ДНК?
4. Как называются ферменты, «сшивающие» фрагменты Оказаки?
5. В каком направлении может двигаться фермент ДНК-полимераза?
6. В каком направлении происходит удлинение образующейся цепи нуклеотидов?
7. Одна из цепей фрагмента ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: 3’…АТТГГЦАТГ…5′ Напишите последовательность комплементарной цепи, укажите 3′- и 5′- концы.
8. Фрагмент ДНК содержит 2 000 000 нуклеотидов. В одной цепи нуклеотидов количество А-нуклеотидов 30%, Г-20%, Ц-нуклеотидов 40%. Сколько каких нуклеотидов потребуется при репликации данного фрагмента?
Задание 19. «ДНК»
Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа
**Тест 1. ДНК в клетках эукариот содержится:
1. В цитоплазме. 5. В пластидах.
2. В ядре. 6. В комплексе Гольджи.
Тест 2. Размеры молекулы ДНК у человека:
1. Ширина 20 мкм, длина до 8 см.
2. Ширина 2 мкм, длина до 8 см.
3. Ширина 20нм, длина до 8 см.
4. Ширина 2 нм, длина до 8 см.
**Тест 3. В состав молекулы ДНК входят пуриновые основания:
Тест 4. Фрагмент ДНК содержит 30000 нуклеотидов. Для удвоения фрагмента потребуется свободных нуклеотидов:
Тест 5. Нуклеотиды ДНК соединены в одну цепь:
1. Через остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида и 3′ атом дезоксирибозы другого.
2. Через остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида и азотистое основание другого.
3. Через остатки фосфорной кислоты соседних нуклеотидов.
4. Через дезоксирибозы соседних нуклеотидов.
Тест 6. Фрагмент ДНК содержит 30000 А-нуклеотидов. Для удвоения фрагмента потребуется:
1. А — 60000, Т — 60000.
2. А — 30000, Т — 30000.
3. А — 15000, Т — 15000.
4. Данных для ответа недостаточно.
1. Т — 40000, Г — 30000.
2. Т — 30000, Г — 40000.
3. Т — 60000, Г — 80000.
4. Данных для ответа недостаточно.
**Тест 8. Предложили модель строения молекулы ДНК в 1953 году:
Тест 9. Функции ДНК в клетке:
1. Один из основных источников энергии.
2. Принимает непосредственное участие в синтезе белков.
3. Обеспечивает синтез углеводов и липидов в клетке.
4. Участвует в хранении и передаче наследственной информации.
**Тест 10. Верные суждения:
1. Цепи нуклеотидов в молекуле ДНК антипараллельны.
3. А- и Т-нуклеотиды относятся к пиримидиновым нуклеотидам.
4. В состав нуклеотидов ДНК входит сахар рибоза.
Задание 20. «Строение молекулы РНК»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Каковы функции РНК?
2. Где образуются РНК?
3. Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 6?
4. Какие пуриновые и пиримидиновые основания входят в состав РНК?
5. Какие виды РНК находятся в клетке?
6. Как нуклеотиды РНК соединены в одну цепь?
7. Каковы размеры разных видов РНК?
Задание 21. «Строение молекулы АТФ»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Каковы функции АТФ? Напишите полное название АТФ. Какое основание и какой сахар входят в состав АТФ? Сколько энергии выделяется при гидролизе двух макроэргических связей в АТФ?
Задание 22. «РНК, АТФ»
Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –
Молекула РНК представляет собой неразветвленную полинуклеотидную цепь. В состав нуклеотидов РНК входит сахар рибоза. Азотистые основания в РНК представлены аденином, гуанином, тимином и цитозином. Самые крупные молекулы РНК содержатся в рибосомах, рРНК. Нуклеотиды РНК способны образовывать водородные связи между собой, но это внутрицепочечные, а не межцепочечные соединения комплементарных нуклеотидов. Цепи РНК значительно длиннее молекул ДНК. РНК обеспечивают синтез белков в клетке. Молекула РНК состоит из двух комплементарно связанных и антипараллельно направленных полинуклеотидных цепей. Молекулы РНК образуются в результате самоудвоения, репликации. АТФ представляет собой нуклеотид, образованный остатками азотистого основания (аденина), сахара (дезоксирибозы) и фосфорной кислоты. При гидролизе макроэргических связей двух моль АТФ до АМФ выделяется около 160 кДж энергии.
Задание 23. Зачет «Химические вещества клетки »
Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:
13. На какие группы делятся углеводы?
14. Напишите формулы важнейших пентоз.
15. Какие вещества относятся к полисахаридам?
16. Что является мономером гликогена, клетчатки?
17. Какие функции выполняют углеводы?
18. Что представляют из себя жиры?
19. Какие липиды входят в состав мембран?
20. Перечислите жирорастворимые витамины.
21. Перечислите 5 важнейших функций жиров.
22. Запишите общую формулу аминокислоты.
23. Запишите структурную формулу дипептида.
24. Как называется связь между двумя аминокислотами?
25. Какие аминокислоты называются незаменимыми? Сколько их?
26. Какие белки называются полноценными?
27. Чем представлена первичная структура белков?
28. Чем представлена и какими связями удерживается вторичная структура белка?
29. Какими связями удерживается третичная структура белков?
30. Сколько энергии выделяется при расщеплении 1 г белков, углеводов, липидов?
31. Перечислите функции белков.
32. Каковы основные свойства ферментов?
33. Из остатков каких веществ состоит нуклеотид ДНК?
34. Запишите структурную формулу нуклеотида ДНК.
35. Запишите структурную формулу нуклеотида РНК.
36. Запишите структурную формулу АТФ.
37. Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов ДНК?
38. Какие из азотистых оснований пуриновые, какие пиримидиновые?
39. Как нуклеотиды ДНК соединены в одну цепь?
40. Сколько водородных связей между комплементарными азотистыми основаниями?
41. Что такое «принцип комплементарности»?
42. Какие функции выполняют ДНК?
43. Как нуклеотиды РНК соединяются в полинуклеотидную цепь?
44. Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов РНК?
45. Какие функции выполняют РНК?
46. Сколько энергии в макроэргических связях АТФ?
Задание 24. Важнейшие термины и понятия: «Химические вещества клетки»
Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):
1. Макроэлементы. 2. Буферная система. 3. Гидрофильные вещества. 4. Гидратация. 5. Биогенные элементы. 6. α-аминокислоты. 7. Простые белки. 8. Сложные белки. 9. Полноценные белки. 10. Незаменимые аминокислоты. 11. Амфотерность аминокислот. 12. Пептидная связь. 13. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белка. 14. Денатурация, ренатурация, деградация белка. 15. Специфичность ферментов. 16. Углеводы. 17. Моносахариды. 18. Олигосахариды. 19. Дисахариды. 20. Полисахариды. 21. Гликолипиды. 22. Гликопротеины. – гликозидная связь. 24. Крахмал. 25. Целлюлоза. 26. Гликоген. 27. Жиры. 28. Фосфолипиды. 29. Правила Чаргаффа. 30. Нуклеотид ДНК. 31. Комплементарность. 32. Антипараллельность. 33. Репликация. 34. Фрагменты Оказаки. 35. Лидирующая цепь.
Задание 1. 1. 1590 году. 2. Роберт Гук в 1665 г описал небольшие ячейки в срезах пробки и назвал их клетками. 3. Микроорганизмов. 4. Орхидей ядра. 5. Основные положения клеточной теории. 6. Из межклеточного вещества. 7. Новые клетки образуются при делении исходных, материнских клеток. 8. Клетка. 9. Общий план строения. 10. Путем деления.
Задание 3. 1. На кислороде небольшой отрицательный, на атомах водорода – небольшой положительный заряд. 2. Четыре. 3. В ядре 11 протонов, электронов — 10, один электрон теряется с внешней орбиты. 4. Хлорид-ион имеет 17 протонов и 18 электронов (2, 8, 8) — заполняется внешняя орбита.
Задание 4. 1. При понижении рН фосфатная буферная система связывает Н+, уменьшает кислотность. 2. При повышении рН угольная кислота диссоциирует: H 2 С O 3 → НСО3- + Н+, рН понижается.
Задание 5. 1. 1 – аминогруппа; 2 – радикал; 3 – карбоксильная группа; 4 – образование пептидной связи; 5 – пептидная связь. 2. Основные свойства обеспечивает аминогруппа, кислотные — карбоксильная группа. 3. Десять аминокислот. 4. Полноценные белки содержат все 10 видов незаменимых аминокислот.
Задание 7. 1. Входят в состав клеточных мембран, стенок кровеносных сосудов, в состав хрящей, сухожилий. 2. Белки-рецепторы на медиаторы, гормоны и другие вещества встроены в мембраны клеток. Изменяя структуру, способны передавать сигнал в клетку. 3. Многие гормоны (поджелудочной железы, гипофиза) имеют белковую природу, регулируют различные процессы в организме. 4. Известно более 2 тыс. ферментов, катализирующих различные реакции. Ферменты имеют активный центр, специфичны, скорость катализа зависит от температуры, рН. 5. Многие белки транспортируют различные вещества через мембрану клеток, в цитоплазме клеток. Гемоглобин, например, транспортирует кислород и углекислый газ. 6. Актин и миозин обеспечивают сокращение миофибрилл мышц. Движение хромосом к полюсам клетки происходит за счет белков, образующих микротрубочки веретена деления. 7. При окислении 1г. белка до СО2, Н2О и NH 3 выделяется 17,6 кДж энергии. 8. Альбумин белка в яйце — запасной строительный и энергетический материал, запас воды для развития куриного эмбриона. 9. Антитела и интерферон защищают организм от бактерий и вирусной инфекции.
Задание 8. 1. 1 – аминокислоты, принимающие участие в образовании активного центра фермента; 2 – фермент-субстратный комплекс; 3 – взаимодействие активного центра и субстрата согласно гипотезе Фишера; 4 – взаимодействие активного центра и субстрата согласно гипотезе Кошланда. 2. Активный центр фермента. 3. Третичная или четвертичная. 4. Происходит денатурация и активный центр перестает работать нормально. 5. Активный центр может взаимодействовать только с определенным субстратом. 6. По гипотезе Фишера активный центр соответствует по форме молекулам субстрата (замок и ключ), по гипотезе Кошланда активный центр принимает форму субстрата только во время взаимодействия (перчатка и рука).
Задание 9. Тест 1: 2. **Тест 2: 1, 2, 3, 4, 6. Тест 3: 3. **Тест 4: 3. **Тест 5: 2. Тест 6: 4. Тест 7: 3. Тест 8: 4. **Тест 9: 2, 3. **Тест 10: 1, 2, 3, 4. **Тест 11: 1, 2, 3, 4. Тест 12: 3. **Тест 13: 1, 4. **Тест 14: 2, 4. Тест 15: 1.
Задание 10. 1. 1 – развернутая и циклическая формы рибозы; 2 – развернутая и циклическая формы дезоксирибозы. 2. Рибоза входит в состав нуклеотидов РНК, АТФ; дезоксирибоза — в состав нуклеотидов ДНК.
Задание 12. 1. Основной энергетический материал клетки, при окислении 1 г выделяется Н2О, СО2, 17,6 кДж. 2. Входят в состав клеточной стенки растительных клеток (целлюлоза), грибов (хитин), бактерий (муреин). 3. Гликоген в составе растений клеток животных и крахмал у растений — запасной энергетический материал. 4. Углеводы в составе гликокаликса и мембран обеспечивают взаимодействие клеток, узнавание клетками друг друга. 5. Полное окисление углеводов сопровождается выделением углекислого газа и воды. 6. Углеводы в составе слизей защищают пищеварительную и дыхательную системы.
Задание 13. 1. 1 – молекула жира; 2 – молекула фосфоглицерида. 2. Из остатков глицерола и трех карбоновых кислот. 3. Наличием двойных связей в остатках карбоновых кислот. 4. Жиры – запасные питательные вещества, в цитоплазме клеток; фосфоглицериды – в составе клеточных мембран.
Задание 15. **Тест 1: 3, 4, 8. **Тест 2: 1, 2, 8. **Тест 3: 2, 6, 7. Тест 4: 2. Тест 5: 2. **Тест 6: 1, 2, 5, 6, 7. Тест 7: 2. Тест 8: 2. Тест 9: 2. **Тест 10: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8. **Тест 11: 3, 4. Тест 12: 1. Тест 13: 4. **Тест 14: 3, 4.
Задание 16. 1. В ядре, митохондриях, пластидах. 2. Хранение и передача наследственной информации. 3. 1 – фосфорная кислота; 2 – сахар, дезоксирибоза; 4 – пуриновые и пиримидиновые азотистые основания; 4 – нуклеозид; 5 – нуклеотид; 6 – фрагмент цепи ДНК. 4. Пуриновые: аденин, гуанин; пиримидиновые – тимин, цитозин. 5. Диаметр ДНК 2 нм, расстояние между нуклеотидами одной цепи – 0,34 нм. 6. Через остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида и 3’– атом дезоксирибозы другого нуклеотида. 7. Комплементарно и антипараллельно. 8. Чередующимися остатками фосфорной кислоты и дезоксирибозы.
Задание 17. 1. В ДНК ядра, митохондрий и пластид, в виде последовательности нуклеотидов. 2. ДНК-полимераза. 3. Каждая цепь нуклеотидов молекулы ДНК является матрицей для синтеза второй, комплементарной цепи нуклеотидов. 4. Миллион. 5. Ферменты, один из них ДНК-полимераза; нуклеозидтрифосфаты. 6.
ТАЦГГЦАЦГ — новая цепь нуклеотидов
АТГЦЦГТГЦ — старая цепь нуклеотидов
ТАЦГГЦАЦГ — старая цепь нуклеотидов
АТГЦЦГТГЦ — новая цепь нуклеотидов
Задание 18. 1. Полуконсервативный. 2. Лидирующая. 3. Фрагменты Оказаки. 4. Лигазы. 5. От 3′-конца к 5′-концу. 6. От 5′-конца к 3′-концу. 7. 5 ‘…ТААЦЦГТАЦ…3’. 8. А-нуклеотидов 400 000, Т-нуклеотидов – 400 000, Г-нуклеотидов 600 000, Ц-нуклеотидов – 600 000.
Задание 19. **Тест 1: 2, 4, 5. Тест 2: 4. **Тест 3: 1, 2. Тест 4: 3. Тест 5: 1. Тест 6: 2. Тест 7: 2. **Тест 8: 1, 4. Тест 9: 4. **Тест 10: 1, 2.
Задание 20. 1. Различные виды РНК участвуют в биосинтезе белка: иРНК переносит информацию о структуре белка в цитоплазму; рРНК входит в состав рибосом; тРНК транспортирует аминокислоты в рибосомы. 2. В ядре, в ядрышках. 3. 1 – фосфорная кислота; 2 – сахар, рибоза; 3 — пуриновые и пиримидиновые азотистые основания; 4 — нуклеозид РНК; 5 — нуклеотид ДНК; 6 — соединение рибонуклеотидов в полинуклеотидную цепь. 2. Пуриновые: аденин, гуанин; пиримидиновые — урацил, цитозин. 3. Информационные — иРНК, транспортные — тРНК, рибосомные — рРНК. 4. Через остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида и 3′ – атом рибозы другого нуклеотида. 5. Информационная РНК – до 30 000 нуклеотидов; рибосомные РНК – нуклеотидов; транспортные РНК – 76-85 нуклеотидов.
Задание 21. 1. Универсальный биологический аккумулятор энергии. Энергию АТФ клетки используют для процессов биосинтеза, движения, производства тепла, нервных импульсов, свечения. 2. Аденозинтрифосфорная кислота. 3. Основание — аденин, сахар — рибоза.кДж (или 30,6 кДж х 2)
Задание 22. 1 – да; 2 да; 3 – нет; 4 – нет; 5 – да; 6 – нет; 7 – да; 8 – нет; 9 – нет; 10 – нет; 11 – да.
37. Аденин, тимин, гуанин, цитозин. 38. Аденин, гуанин – пуриновые; тимин, цитозин – пиримидиновые. 39. Через остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида и 3′-атом дезоксирибозы другого. 40. Между А и Т — две, между Г и Ц — три водородные связи. 41. Принцип соответствия, дополнения, при котором между определенными азотистыми основаниями нуклеотидов образуются водородные связи. 42. Хранение и передача наследственных свойств. 43. Через остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида и 3′-атом рибозы другого. 44. Аденин, урацил, гуанин, цитозин. 45. иРНК – переносит информацию о белке из ядра в цитоплазму, рРНК входит в состав рибосом, тРНК транспортирует аминокислоты к рибосомам. 46. Две связи по 40 кДж, всего 80 кДж.