Что образуется в результате действия ветра на поверхность воды
Волны
Волна (Wave, surge, sea) — образуется благодаря сцеплению частиц жидкости и воздуха; скользя по гладкой поверхности воды, поначалу воздух создаёт рябь, а уже затем, действует на ее наклонные поверхности, развивает постепенно волнение водной массы. Опыт показал, что водяные частицы не имеют поступательного движения; перемещается только вертикально. Морскими волнами называют движение воды на морской поверхности, возникающее через определённые промежутки времени.
Высшая точка волны называется гребнем или вершиной волны, а низшая точка — подошвой. Высотой волны называется расстояние от гребня до её подошвы, а длина это расстояние между двумя гребнями или подошвами. Время между двумя гребнями или подошвами называется периодом волны.
Содержание
Основные причины возникновения
В среднем высота волны во время шторма в океане достигает 7-8 метров, обычно может растянуться в длину — до 150 метров и до 250метров во время шторма.
Волны, наблюдаемые и в других водных пространствах, могут быть двух родов:
1) Ветровые, созданные ветром, принимающие по прекращении действия ветра установившийся характер и называемые установившимися волнами, или зыбью; Ветровые волны создаются вследствие воздействия ветра (передвижение воздушных масс) на поверхность воды, то есть нагнетания. Причина колебательных движений волн становится легко понятна, если заметить воздействие того же ветра на поверхность пшеничного поля. Хорошо заметна непостоянность ветровых потоков, которые и создают волны.
2) Волны перемещения, или стоячие волны, образуются в результате сильных толчков на дне при землетрясениях или возбужденные, например, резким изменением давления атмосферы. Данные волны носят также название одиночных волн.
В отличие от приливов, отливов и течений волны в не перемещают массы воды. Волны идут, но вода остается на месте. Лодка, которая качается на волнах, не уплывает вместе с волной. Она сможет немного переместиться по наклонной, только благодаря силе земной гравитации. Частицы воды в волне движутся по кольцам. Чем дальше эти кольца от поверхности, тем меньше они становятся и, наконец, исчезают совсем. Находясь в субмарине на глубине 70-80 метров, вы не ощутите действие морских волн даже при самом сильном шторме на поверхности.
Виды морских волн
Волны могут проходить огромные расстояния, не изменяя формы и практически не теряя энергии, долго после того, как вызвавший их ветер утихнет. Разбиваясь о берег, морские волны высвобождают огрмную энергию, накопленную за время странствия. Сила непрерывно разбивающихся волн по-разному изменяет форму берега. Разливающиеся и накатывающиеся волны намывают берег и поэтому называются конструктивными. Волны, обрушивающиеся на берег, постепенно разрушают его и смывают защищающие его пляжи. Поэтому они называются деструктивными.
Низкие, широкие, закругленные волны вдали от берега называются зыбью. Волны заставляют частички воды описывать кружки, кольца. Размер колец уменьшается с глубиной. По мере приближения волны к покатому берегу частицы воды в ней описывают все более сплющенные овалы. Приближаясь к берегу, морские волны больше не могут замкнуть свои овалы, и волна разбивается. На мелководье частицы воды больше не могут замкнуть свои овалы, и волна разбивается. Мысы образованы из более твердой породы и разрушаются медленнее, чем соседние участки берега. Крутые, высокие морские волны подтачивают скалистые утесы у основания, образуя ниши. Утесы порой обрушиваются. Сглаженная волнами терраса — это все, что остается от разрушенных морем скал. Иногда вода поднимается по вертикальным трещинам в скале до вершины и вырывается на поверхность, образуя воронку. Разрушительная сила волн расширяет трещины в скале, образуя пещеры. Когда волны подтачивают скалу с двух сторон, пока не соединятся в проломе, образуются арки. Когда верх арки падает в море, остаются каменные столбы. Их основания подтачиваются, и столбы обрушиваются, образуя валуны. Галька и песок на пляже — это результат эрозии.
Деструктивные волны постепенно размывают берег и уносят песок и гальку с морских пляжей. Обрушивая всю тяжесть своей воды и смытого материала на склоны и обрывы, волны разрушают их поверхность. Они вжимают воду и воздух в каждую трещину, каждую расщелину, часто с энергией взрыва, постепенно разделяя и ослабляя скалы. Отколовшиеся обломки скал используются для дальнейшего разрушения. Даже самые твердые скалы постепенно уничтожаются, и суша на берегу изменяется под действием волн. Волны могут разрушать морской берег с поразительной быстротой. В графстве Линкольншир, в Англии, эрозия (разрушение) надвигается со скоростью 2 м в год. С 1870 г., когда был построен самый большой в США маяк на мысе Гаттерас, море смыло пляжи на 426 м в глубину побережья.
Цунами
Цунами — это волны огромной разрушительной силы. Они вызываются подводными землетрясениями или извержениями вулканов и могут пересекать океаны быстрее, чем реактивный самолет: 1000 км/ч. В глубоких водах они могут быть ниже одного метра, но, приближаясь к берегу, замедляют свой бег и вырастают до 30-50 метров, прежде чем обрушиться, затопляя берег и сметая все на своем пути. 90% всех зарегистрированных цунами отмечено в Тихом океане.
Наиболее распространённые причины.
Около 80% случаев зарождения цунами являются подводные землетрясения. При землетрясении под водой происходит взаимное смещение дна по вертикали: часть дна опускается, а часть приподнимается. На поверхности воды происходят колебательные движения по вертикали, стремясь вернуться к исходному уровню, — среднему уровню моря, — и порождает серию волн. Далеко не каждое подводное землетрясение сопровождается цунами. Цунамигенным (то есть порождающим волну цунами) обычно является землетрясение с неглубоко расположенным очагом. Проблема распознавания цунамигенности землетрясения до сих пор не решена, и службы предупреждения ориентируются на магнитуду землетрясения. Наиболее сильные цунами генерируются в зонах субдукции. Также, необходимо чтобы подводный толчок вошёл в резонанс с волновыми колебаниями.
Оползни. Цунами такого типа возникают чаще, чем это оценивали в ХХ веке (около 7 % всех цунами). Зачастую землетрясение вызывает оползень и он же генерирует волну. 9 июля 1958 года в результате землетрясения на Аляске в бухте Литуйя возник оползень. Масса льда и земных пород обрушилась с высоты 1100 м. Образовалась волна, достигшая на противоположном берегу бухты высоты более 524 м. Подобного рода случаи достаточно редки и, не рассматриваются в качестве эталона. Но намного чаще происходят подводные оползни в дельтах рек, которые не менее опасны. Землетрясение может быть причиной оползня и, например, в Индонезии, где очень велико шельфовое осадконакопление, оползневые цунами особенно опасны, так как случаются регулярно, вызывая локальные волны высотой более 20 метров.
Вулканические извержения составляют примерно 5% всех случаев цунами. Крупные подводные извержения обладают таким же эффектом, что и землетрясения. При сильных вулканических взрывах образуются не только волны от взрыва, но вода также заполняет полости от извергнутого материала или даже кальдеру, в результате чего возникает длинная волна. Классический пример — цунами, образовавшееся после извержения Кракатау в 1883 году. Огромные цунами от вулкана Кракатау наблюдались в гаванях всего мира и уничтожили в общей сложности более 5000 кораблей, погибло около 36 000 человек.
Признаки появления цунами.
Волны-убийцы
Волны-убийцы (Блужда́ющие во́лны, волны-монстры, freak wave — аномальная волна) — гигантские волны, возникающие в океане, высотой более 30 метров, обладают несвойственным для морских волн поведением.
Еще каких-то 10-15 лет назад ученые считали истории моряков об исполинских волнах-убийцах, которые возникают из ниоткуда и топят корабли, всего лишь морским фольклором. Долгое время блуждающие волны считались выдумкой, так как они не укладывались ни в одну существовавшую на то время математические модели расчётов возникновения и их поведения, потому как волны высотой более 21 метра в океанах планеты Земля не могут существовать.
Одно из первых описаний волны-монстра относится к 1826 году. Её высота была более 25 метров и заметили её в Атлантическом океане недалеко от Бискайского залива. Этому сообщению никто не поверил. А в 1840 году мореплаватель Дюмон д’Юрвиль рискнул явиться на заседание Французского географического общества и заявить, что своими глазами видел 35-метровую волну. Присутствующие подняли его на смех. Но историй о громадных волнах-призраках, которые появлялись внезапно посреди океана даже при небольшом шторме, и своей крутизной походили на отвесные стены воды, становилось все больше.
Исторические свидетельства «волн-убийц»
Однако 1 января 1995 года на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море у побережья Норвегии была впервые приборно зафиксирована волна высотой в 25,6 метров, названная волной Дропнера. Проект «Максимальная волна» позволил по-новому посмотреть на причины гибели сухогрузов судов, которые перевозили контейнеры и другие немаловажные грузы. Дальнейшие исследования зафиксировали за три недели по всему земному шару более 10 одиночных гигантских волн, высота которых превышала 20 метров. Новый проект получил название Wave Atlas (Атлас волн), в котором предусматривается составление всемирной карты наблюдавшихся волн-монстров и её последующую обработку и дополнение.
Существует несколько гипотез о причинах возникновения экстремальных волн. Многие из них лишены здравого смысла. Наиболее простые объяснения построены на анализе простой суперпозиции волн разной длины. Оценки, однако, показывают, что вероятность экстремальных волн в такой схеме оказывается слишком мала. Другая заслуживающая внимания гипотеза предполагает возможность фокусировки волновой энергии в некоторых структурах поверхностных течений. Эти структуры, однако, слишком специфичны для того, чтобы механизм фокусировки энергии мог объяснить систематическое возникновение экстремальных волн. Наиболее достоверное объяснение возникновения экстремальных волн должно основываться на внутренних механизмах нелинейных поверхностных волн без привлечения внешних факторов.
Интересно, что такие волны могут быть как гребнями, так и впадинами, что подтверждается очевидцами. Дальнейшее исследование привлекает эффекты нелинейности в ветровых волнах, способные приводить к образованию небольших групп волн (пакетов) или отдельных волн (солитонов), способных проходить большие расстояния без значительного изменения своей структуры. Подобные пакеты также неоднократно наблюдались на практике. Характерными особенностями таких групп волн, подтверждающими данную теорию, является то, что они движутся независимо от прочего волнения и имеют небольшую ширину (менее 1 км), причем высоты резко спадают по краям.
Впрочем, полностью прояснить природу аномальных волн пока не удалось.
Раскрыты новые причины потери Марсом воды
Фото: Public Domain / Wikimedia
Планетологи Университета Джорджа Мейсона раскрыли, что простое взаимодействие солнечного ветра с атмосферой Марса не может объяснить потерю всех поверхностных вод. Согласно выводам, опубликованным в журнале Science, в этом процессе также ключевые роли сыграли такие факторы, как метеорологические гравитационные волны, конвекция и пыльные бури.
Известно, что под воздействием ультрафиолета в нижней части атмосферы Марса происходит фотолиз воды, то есть разложение молекулы на кислород и водород, который затем уносится в космос. На протяжении миллиардов лет это привело к тому, что с поверхности Красной планеты исчезли все поверхностные водоемы. Однако в новой работе исследователи оспаривают эту точку зрения и предлагают новые механизмы, способствующие фотолизу.
Эксперименты продемонстрировали, что вода могла быть перенесена из нижних в верхние части атмосферы, прежде чем подвергаться фотолизу. Этому переносу могло содействовать сочетание таких причин как конвекционные течения на малых высотах, пыльные бури или внутренние гравитационные волны — колебания в атмосфере, вызванные в том числе силой тяжести.
Ученые аргументируют свою гипотезу тем, что потери воды Марсом продолжаются и происходят, в основном, летом, когда начинается сезон глобальных пыльных бурь. Это может способствовать выталкиванию молекул воды и водорода в верхнюю атмосферу. Также выталкиванию способствуют гравитационные волны, поскольку они обеспечивают взаимодействие между нижними и верхними слоями газовой оболочки.
Аватария школа 2020 ответы по географии (50)
Аватария ответы по географии
1 апреля 2020 школа аватарии снова открылась и приглашает своих учеников ответить на несколько вопросов и заработать золото! Здесь мы собрали ответы на вопросы по географии. Оказывается, школьная география это не только страны и их столицы (хотя про это тоже есть пара вопросов), но ещё и история путешествий, картография и всякие исторические факты, связанные с географическими открытиями. Отвечать на вопросы по географии в аватарии не так уж и просто, поэтому мы и предлагаем заядлым игрокам эти подсказки!
География в школе аватарии 2020 (все 50 ответов из 50!)
В какое государство совершил путешествие Марко Поло?
В какой стране находится город Коммунар?
Где зародилась география, как наука?
Глыба льда, откалывающаяся от покровного ледника в океан, называется…
Днем осеннего равноденствия в северном полушарии считается…
Как именуется самый большой остров на Земле?
Как именуется священная гора в Японии?
Как именуются обширные пустоты, вымываемые водой в легкорастворимых породах?
Как называется ветер, меняющий своё направление два раза в течение года
Как называется вода, поступающая в атмосферу из солёного океана?
Как называется водная оболочка Земли?
Как называется излившаяся магма?
Как называется карта, показывающая отрасли хозяйства?
Как называется линия, условно проведенная от одного полюса Земли к другому?
Как называется модель земного шара?
Как называется озеро, образованное опусканием участков земной коры по разломам?
Как называется основная промышленность в современной экономике?
Как называется переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам?
Как называется периодическое повышение уровня моря?
Как называется полуостров России, где расположена долина Гейзеров?
Как называется прибор для измерения относительной высоты?
Как называется путь вращения планеты вокруг Солнца?
Как называется раскалённый центр планеты?
Как называется сборник географических карт?
Как называется чашеобразное углубление на вершине вулкана?
Как называлось первое путешествие, совершённое в 1519-1522 годах?
Как называются породы, образующиеся в результате осаждения минеральных частиц?
Какое явление служит основной причиной поверхностных океанических течений?
Какой пояс находится между тропиком и полярным кругом?
Какой ученый предложил понятие «ноосфера»?
Кто первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи?
Назовите ближайшую к Солнцу планету
Основным источником кислорода в океанических водах являются…
Открытие какого континента произошло в 1492 году?
Переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона называется…
С помощью чего измеряют атмосферное давление?
Скорость какого течения достигает 10 км/час?
Состояние атмосферы в данном месте за определённый промежуток времени принято называть…
Ответ: погода (НЕ «погодой», такой ответ игра не принимает!)
Укажите город с наименьшей годовой амплитудой температур
Укажите Карликовое государство внутри Рима
Укажите название науки, которая изучает землетрясения
Укажите название огромного участка суши, окружённого со всех сторон водой
Укажите российский город, который расположен в зоне действия муссонов
Укажите столицу Испании
Укажите фамилию мореплавателя, совершившего первое кругосветное путешествие
Укажите фамилию человека, который создал самый первый глобус?
Учёный давший название науке география
Что изображают послойной окраской на физических картах?
Что образуется в результате действия ветра на поверхность воды?
Что является основным источником пополнения подземных вод?
Ответы по другим предметам в аватарии:
Как быстро найти ответы на сайте:
Волны в океане. стихийные бедствия.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель урока: познакомить с основными видами движения воды в Океане.
— выявить причины образования волн в Океане;
— формировать навыки работы с учебником;
— развивать навыки логического мышления;
— научить устанавливать причинно – следственные связи;
— прививать интерес к предмету «география» как науке о Земле.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: географические атласы, раздаточный материал, фотографии, схемы, ИКТ.
1. Вступительная слово:
На море шторм не утихает,
Гремит у берега прибой,
Там волны, тяжело вздыхая,
На берег рвутся, словно в бой!
Скалистый берег разрушая,
Бьёт по нему девятый вал,
Как будто морю он мешает
И волнам воли не давал!
А ветер почему-то слишком
Этот конфликт подогревал.
Всегда виновен третий лишний,
Если он повод подавал!
Так три стихии для разборок
Свой основали полигон,
Где кто кому насколько дорог
Рассудит солнечный огонь!
Ребята, посмотрите на картины великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, его полотна выставлены в Третьяковской галерее. Морской стихии посвящал стихи великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Слайды 1-2
Кто главный герой и картин и стихотворения? (море, вода)
Когда мы говорим о море или океане прежде всего возникает мысленная картина непрерывной череды волн, приходящих из-за далекого загадочного горизонта и ритмично ударяющихся о берег то с угрожающим грохотом, то с тихим, усыпляющим плеском.
Мы продолжаем изучать Мировой Океан. Представьте себе Океан.
— Какие ассоциации вызывает у вас Океан ? (Океан большой, бескрайний. Большое количество воды. Вода движется. Другие ответы учащихся))
Итак, основной вид движения воды в Океане это волны.
Тема нашего урока : «Волны в Океане и стихийные бедствия, которые они могут вызваны».(записать в тетради)
Вы узнаете, какие бывают волны, почему они происходят.
Обратите внимание на экран и на вопросы, которые я вам задаю.(из чего состоит волна? Что такое гребень, подошва? Как определить длину и высоту волны?) Кроме этого, перед вами ключевые слова в раскрытии нашей темы.
— гребня (наивысшая точка волны);
— подошвы (самая низкая часть волны);
— у волны можно определить высоту (расстояние от подошвы до гребня);
— длину волны (расстояние между гребнями).
Вывод: Основной вид движения воды в Океане – волна. Каждая волна состоит из гребня, подошвы, имеет высоту и длину .
-Обратите внимание на фотографии, которые вам предлагаются. Это персонажи нашего урока.
1.ветер 2.луна 3. вулкан
Вам предстоит определить их роль в образовании волн.
Работаем с учебником п.26. Это ваше д/з. Дома внимательно прочитайте текст, запомните выделенные слова. А сейчас отвечаете на мои вопросы.
-С помощью учебника определите какие бывают волны они выделены курсивом? (Ветровые, цунами, приливы и отливы ).
Данные занесите в таблицу. Работа в группах
Почему волны называются ветровыми ? (образуются под действием ветра)
Где образуются ветровые волны? ( на поверхности Океана)
4.От чего зависят сила и высота волны? (от силы ветра и глубины моря)
5. В каком море, в Средиземном или в Беринговом при одинаковой силе ветра будет больше волна? (в Беринговом.Т. к. оно глубже).
Вывод: что такое ветровые волны? (самое распространенное движение воды в Океане, образуются под действием ветра на поверхности Океана. Размер ветровых волн зависит от силы ветра и глубины моря)
1.В результате чего образуются цунами ?(В результате подводных землетрясений, оползней и извержения подводных вулканов)
2 . С какой скоростью движется цунами
Вывод: Что такое цунами?( волны огромной разрушительной силы, которые образуются в результате подводных землетрясений, оползней, подводных извержений вулканов, опасны у побережья)
Вывод: Что такое цунами?( волны огромной разрушительной силы, которые образуются в результате подводных землетрясений, оползней, подводных извержений вулканов, опасны у побережья )
1.Что такое приливы и отливы? (поднятия и опускания уровня воды)
2.Какие явления происходят во время приливов и отливов?( во время прилива вода покрывает часть суши, во время отлива – обнажает прибрежную часть)
3. Какова средняя продолжительность прилива или отлива? (Средняя продолжительность одного прилива или отлива – 6 часов)
Просмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопрос в чем причина возникновения приливов и отливов? (взаимопритяжение Земли и Луны).
Вывод: Что такое приливы и отливы?
(Периодический подъем или опускание уровня воды в Океане, который возникает в результате взаимопритяжения Земли и Луны).
Люди научились использовать приливы и отливы. Построены электростанции, которые вырабатывают электроэнергию.
Волны в океане могут вызвать стихийные бедствия.
Что вы понимаете под этим выражением?
Какие природные явления, связанные с водой, можно отнести к стихийным бедствиям?
Можно ли предотвратить стихийные бедствия?
3. Физминутка. «Море волнуется». Физминутку можно провести имитируя движение волны, замирая в конце слов учителя. Учащиеся встают у своих парт, образуя ряды. Со словами учителя «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри» дети эмитируют движение гребня волны, замирая в конце, изображая забавную фигуру
Свой ответ следует начать со слов «Так как…, то. )
-Существует взаимное притяжение Луны и Земли;
-Образуются цунами, волны огромной разрушительной силы;
-Образуются приливы и отливы;
-Происходят извержения подводных вулканов и моретрясения;
-Образуются ветровые волны.
Учащиеся работают с текстом.
Заполните пропуски в тексте.
1. В безветренную погоду на море видна (…). От силы ветра зависит перерастет она в (…) или превратится в страшный (…).
2. Вот проложила свою дорожку Луна. Сила ее огромна. Скрылся под водой участок береговой линии – так образуется (…). Но вот вода отступила, обнажив берег. Опять на море (…).
3. Волны разрушительной силы (…) движутся со скоростью(…).
Слова для справок: прилив, зыбь, цунами, шторм, волна, отлив.
Карточка №1.Каков порядок возникновения волн по мере усиления
Карточка № 2. Сравнить высоту приливов в Балтийском и Беринговом
Карточка № 3. Что такое длина волны?
Карточка №4. Образование каких волн вызывает неземной объект?
Учащиеся, проявившие наибольшую активность при изучении новой темы выполняю задание насравнению штормовой волны и цунами.