Что общего и чем различаются
Тема: Что общего – чем отличаются
Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
· с понятием сравнение и правилами сравнения;
· с двумя вариантами построения сравнительного текста.
Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание;
· определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
– Бывает так, что на уроках русского языка, чтения, окружающего мира и т. д. вас просят сравнить два явления, персонажа, понятия. Например, на уроке чтения ученица так сравнила сказочных героинь: «Падчерица была скромно одета, ей приходилось выполнять по дому всю чёрную работу. Зато хозяйская дочь имела злой и крутой нрав».
– Какую ошибку она допустила? (Нельзя сравнивать одежду одного человека, его обязанности и особенности характера другого.)
– Итак, не всегда у нас получается правильное сравнение. Для того чтобы создать сравнительное высказывание, надо знать, в чём заключается сравнение, его основные правила и многое другое.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
– Сравнивая разные предметы, явления и т. д., человек постигает мир. Всегда ли получается у нас правильное сравнение?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Работа в учебнике. 3 4 2 3
Задание 106. Выделен тот ответ, который наиболее полно и точно раскрывает суть сравнения.
Первый ответ нельзя считать правильным, потому что он касается только одного случая сравнения – отличия двух предметов по величине.
Третье и четвёртое определения не являются полными.
Задание 107. Возможные ответы учеников:
Апельсин и мандарин в диалогах ученика и учителя сравниваются по цвету, груша и апельсин тоже сравниваются по этому же признаку.
Апельсин и мандарин сходны по форме (оба круглые), по вкусу; но различаются по размеру.
Апельсин и груша различаются и по форме, и по вкусу; могут различаться по размеру.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений. Применение знаний.
1 3 2
Задание 108.
На рисунках изображены две птицы; обе они сидят на сосновых ветках, у них на груди своеобразная манишка из перьев – этим птицы похожи. А во всём остальном они различаются. Птица, изображённая на левом рисунке, сидит с опущенными крыльями, а на правом – с раскрытыми. Одна птица как будто спит, её глаза закрыты, а вторая чем‑то встревожена, за кем-то, возможно, наблюдает.
Детёныши горихвостки и кукушки разные по виду: кукушонок крупнее детей горихвостки, он весь пёстренький, в серых тонах. А дети горихвостки не похожи на этого малыша: они меньше. Кроме того, они отличаются размером клюва: у кукушонка он длиннее.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
– Рассмотрите схему на с. 104.
– Какие две основные задачи сравнения обозначены в ней?
– Возможно ли, что при сравнении требуется выявить и сходство, и
Возможные примеры для сравнения с задачей различения:
· товары в магазине (разные зубные щётки, ручки, карандаши, плееры и т. д.);
· породы собак и кошек (колли и овчарка; персидские и сибирские
Возможные примеры для сравнения с задачей сходства:
· родственников между собой (детей и родителей, братьев и сестёр и т. д.);
· сооружений (разных мостов, домов, дворцов, памятников полководцам и т. д.).
– Рассмотрим данные ниже материалы.
– По какой из таблиц можно составить сравнительный текст с задачей различения, а по какой – с задачей сходства?
– Составьте сравнительные тексты с разными задачами.
Возможные варианты ответов-сравнений:
а) с задачей сходства.
В лесах водятся дикие кролики и зайцы, и их не всегда легко различить, так как они внешне похожи.
И у тех и у других длинные задние ноги и длинные уши. У диких кроликов в верхней челюсти четыре резца; у зайцев то же самое.
б) с задачей различения.
Несмотря на многие сходные признаки, дикие кролики и зайцы во многом отличаются друг от друга. Дикие кролики строят гнёзда в подземных норах, а зайцы не устраивают ни нор, ни гнёзд. Причём детёныши кроликов появляются на свет голыми, слепыми и беспомощными, зайчата же рождаются зрячими, в меховых шубках. Зайчата рождаются среди травы, крольчата – напротив – в подземной норе. Ещё эти животные различаются тем, что зайцы обычно крупнее кроликов. У них есть одно ещё отличие: уши зайца длиннее, чем у кролика, с чёрными кончиками.
Так что если вы теперь увидите в лесу этих животных, то сможете их различить.
Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
· с понятием сравнение и правилами сравнения;
· с двумя вариантами построения сравнительного текста.
Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание;
· определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
– Мы уже знаем, что такое сравнение. Но мы ещё не знаем основное правило сравнения. Например, ваша задача – сравнить клубнику и землянику. По каким признакам можно их сравнивать, чтобы уметь различать эти ягоды? (По цвету, размеру, вкусу, запаху.)
– Верно. Значит, сравнивать можно предметы по таким основаниям, как цвет, форма, размер, объём, назначение предметов и т. д.
Но можно ли, сравнивая клубнику и землянику, сказать так: «Клубника – крупная ягода, а земляника слаще»? (Нет, так сказать нельзя, потому что нельзя сравнивать размер одной ягоды с вкусовыми свойствами другой.)
– Значит, если мы, например, говорим о форме одного предмета, то
должны сравнивать её с формой другого предмета; если обращаем внимание на цвет одного предмета, то. (будем сравнивать его с цветом другого предмета).
– Правильно. Следовательно, сравнивать можно предметы по одним и тем же (одинаковым, сопоставимым) основаниям.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
3 4 2 3
Задание 112.
– Какое слово в каждом из них выделено? Почему? (В первом тексте выделено слово «величиной», во втором – «окраской», в третьем – «формой». Именно эти слова указывают на тот общий признак, по которому производится сравнение: муравей и оса сравниваются по величине, синица и воробей – по окраске, стриж и ласточка – по форме хвоста.)
– Верно. Обратимся к первому тексту. Как в нём указывается различие по величине между муравьём и осой? (В этом тексте используются слова «меньше», «больше».)
– Подчеркнём их в тексте. Прочитайте это предложение, голосом выделив эти слова.
– А как то же самое выражено во втором тексте? (В нём разница между окраской синицы и воробья подчёркнута союзом «а».)
– Прочитайте предложение, в котором выражено сравнение, подчеркните союз «а». А теперь перечитайте вновь третий текст. Как же в нём описывается отличительный признак двух птиц? (В этом тексте автор помогает нам лучше представить форму хвостов стрижа и ласточки и поэтому сравнивает её с конкретным предметом, хорошо знакомым нам с детства (для этого используется глагол «напоминает»): хвост стрижа напоминает короткую тупую вилку, а хвост ласточки – длинную острую вилку.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений. Применение знаний.
Возможный вариант выполнения задания:
Запах: у геликонид – неприятный, у белянок Пирра – нет запаха.
Величина: примерно одинакова.
Окраска крыльев: у геликонид – жёлтый, красный, коричневый; у белянок Пирра – нет коричневого цвета, красный и жёлтые цвета, по краям верхней части крыла – чёрная окраска.
Главные правила сравнения нарушены в первом и четвёртом предложениях. (Сравнение не по одинаковым основаниям.)
– По каким признакам можно сравнить ветку ели и сосны? (По размерам и форме листьев‑хвоинок, по цвету ветвей.)
– Какие же признаки сходства вы можете назвать у этих хвойных деревьев? (И у сосны, и у ели одинаковая форма листьев – игольчатая.)
– Выразите эту же мысль, используя другие слова в рамочке. (Как у сосны, так и у ели одинаковая форма листьев – игольчатая. У сосны так же, как и у ели, одинаковая форма листьев – игольчатая.)
– И ель, и сосну учёные относят к хвойным. А чем они различаются?
– Наблюдательные люди, любители леса, наверняка заметят и ещё одно различие: у сосны хвоинки соединены по две, а у ели они сидят отдельными иглами. Знатоки леса добавят, что листья сосны живут по два‑три года, а ели – по пять‑семь лет.
– Как вы думаете, с помощью каких ещё слов и выражений можно подчеркнуть сходство и различие между предметами?
Среди языковых средств, выражающих сходство, третьеклассники могут назвать следующие: «тоже», «также», «сходство состоит в том, что. »
Учитель просит подобрать слова‑синонимы к слову «сходный» (общий, похожий, одинаковый).
Школьники называют средства, выражающие различие: «наоборот»,
Вопросы к ученику, выполнявшему работу:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя) учились оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
– Прочитайте текст. По каким признакам автор сравнил лягушку и жабу?
– Что объединяет этих земноводных? Сформулируйте мысль об их сходстве, используя специальные слова. Чем различаются лягушка и жаба? Какое слово помогло вам подчеркнуть их различие? Как эту мысль можно выразить другими словами?
Самую многочисленную группу земноводных составляют лягушки и жабы. У них короткое тело без хвоста, сильные задние ноги, позволяющие прыгать и плавать. Лягушки, как правило, изящные, проворные животные с большими глазами. Жабы, напротив, тяжёлые и неповоротливые.
Что общего и чем различаются
В идеале и религиозный философ и богослов призваны ходить пред Богом (Быт. 17:1, Мих. 6:8, Ис. 2:3 и др.). Только религиозный философ уходит из Ура (Быт. 12:1-4), а богослов напротив, но также по заповеди, остается в Иерусалиме (Лк. 24:49).
Опыт богослова более, что ли, новозаветен: Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин. 6:69). Сначала вера, а по вере и Откровение.
Богослов – практик Боговоплощения, религиозный философ – теоретик, ему важно найти, по крайней мере, верное направление, не сбиться с пути.
Вы свет миру (Мф. 5:14), – говорит Господь про первых, вторые сами зачастую нуждаются в таковых. Или, по крайней мере, в иных источниках света: «Читайте Библию, – говорит, например, святитель Николай Сербский, – чтобы иметь вам свечу в руках на темном пути судеб человеческих».
Религиозный философ еще в области веры и, как отец верующих, ведет за собой других. В Царствие Небесное, но тропами земными. Он более посюсторонен, отвечает с религиозной позиции на вызовы современности, ориентирован на диалог. Пастырь в миру или мирянин.
Богослов в социальной горизонтали более аутичен, ему скорее соответствует монашеское устроение, не от мира сего (Ин. 18:36) он размыкает вертикаль. Его диалог с Любимым – молитва. Потом уже – общение в пространстве Священного Писания и святоотеческих текстов: здесь религиозный философ и богослов могут встречаться.
Религиозный философ скорее мыслит Бога действующим в мире, и сам он действует словом в мире, в его настоящем дне; а богослов переживает Бога в себе. В восторге и по любви, как Господь творил мир, не может не делиться этим опытом с другими. Свидетельства богослова скорее следствие, чем цель. Для религиозного философа тексты – инструментарий.
Внешним богослов только свидетельствует, в то время как религиозный философ может дискутировать и убеждать. Частные вопрошания «зачем? почему?», – это еще область говорения, которую обслуживает религиозная философия. Богословие – Истина Самоявляемая. Молчание Христово перед Пилатом.
Богословие – опыт Боговоплощения и Воскресения Христа. А религиозная философия – вопрошание: Как это возможно?
Что общего и чем различаются склоняемые части речи?
Что общего и чем различаются склоняемые части речи?
Склонением называется изменение слов по числам и падежам.
Склоняются имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, причастия.
Например, просклоняем существительное : И.
) изменяются только по падежам.
Имена прилагательные, порядковые числительные и причастия изменяются по родам, числам и падежам.
Какие части речи склоняются а какие спрягаются?
Какие части речи склоняются а какие спрягаются.
Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга?
Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга?
Укажи падеж склоняемых частей речи Это как?
Укажи падеж склоняемых частей речи Это как.
Чем отличается местоимение от других склоняемых слов?
Чем отличается местоимение от других склоняемых слов?
Что общего имеют и в чсем отличаются скл части речи?
Формы падежей склоняемых частей речи?
Формы падежей склоняемых частей речи.
Какие части речи склоняются а какие спрягаются?
Какие части речи склоняются а какие спрягаются.
Как указать над склоняемыми частями речи указать падеж?
Как указать над склоняемыми частями речи указать падеж.
В последнем предложении укажите падеж над склоняемыми частями речи?
В последнем предложении укажите падеж над склоняемыми частями речи.
Срочно?
Слова какой части речи склоняются?
Как различать союз от др?
Как различать союз от др.
Как красиво светят летней ночью звёзды! Вы видели звёздный дождь? А какой загадочной бывает луна. Она появляется тоненьким серпом.
Собака сказуемое рыжижик дополнение показывает глагол на карте моря прилагательное.
Произведение васюткино озеро : мальчик по имени васютка, мал ростом, в шапке, бойкий и упрямый на вид. С веселым смелым и уверенным взглядом. Лет шести.