Что общего и что отличает мифологическое религиозное и философское мировоззрение
Философия, мифология и религия – что это и отличия
Такие понятия, как философия, мифология и религия знакомы каждому человеку. Объяснить, что это такое можно, но дать развернутое определение – задача сложная, требующая специальных знаний. Для того чтобы устранить пробел в знаниях, а также узнать, в чем состоят отличия между рассматриваемыми терминами, следует сначала дать определение каждому из понятий, а затем сравнить их по основным характеристикам.
Определение понятий
Философия, мифология и религия – особые формы общественного сознания. Каждая из них отражает духовные и культурные аспекты, а также указывает на то мировоззрение, которое является наиболее близким для человека или определенной социальной группы. Каждое понятие включает в себя осмысление таких направлений, как законы природы, бытия, особенности окружающих событий, явлений и вещей. Все рассматриваемые понятия имеют тесную связь между собой, но и различия между ними огромные.
Мифология – форма понимания устройства мира, при которой основным является опора на образы. Возникла и развилась во время раннего развития общественных отношений. Присутствует у большинства народностей. В мифах сочетаются реальность, вымысел, присутствуют верования и особенности восприятия окружающей действительности.
Философия – мировоззрение, высшая форма общественного сознания. Она выражается в деятельности интеллектуальной и духовной направленности. Рассматривает вопросы, касающиеся, как общих вопросов, так и тех, что принято считать специфическими. Существуют различные направления, учения и школы. Взгляды формировались под влиянием практического опыта и глубокого осмысления существующих закономерностей развития, затрагивающих как материальный, так и духовный мир.
Религия – упорядоченная и строгая система взглядов и убеждений в обществе. В основе ее лежит вера в существование высшего разума или сущности, имеющей божественное начало. Ему подчиняется не только жизнь и судьба человека, но и все события и явления, которые происходят в мире, затрагивают природу и общество. Представления в рамках религии формируются на определенном этапе становления общественных укладов. Они всегда учитывают существующую структуру в иерархии.
Сравнение
На основании приведенных определений можно провести сравнение терминов и выяснить, в чем состоят различия, какие присутствуют общие факторы. Мифология отражает некое представление или мышление, которое рассматривает положение человека в обществе и природе. Основное значение здесь имеют высшие силы – божества и стихии, человеку же отведена второстепенная роль. Представления об окружающей реальности несколько наивны, но они изложены несколько необычно, что позволяет дать событиям неоднозначное толкование. Духовной составляющей отводится особое место. Для мифологии присуща вера в мистику и магию, таинственное и непознанное является основой для множества сюжетов. В них люди пытаются понять особенности природы и человека.
Философия опирается на реальность, но старается объединить ее с духовной составляющей. Главные труды принадлежат древним ученым – Платону, Аристотелю и Пифагору. С их помощью философия стала восприниматься не только как некое направление в исследовании мира, но как самостоятельная наука, достойная развития. Философия включает в себя учения о бытии и познании, изучает логику и эстетику, как элементах гармоничного и совершенного мира.
Религия также затрагивает часть этих вопросов, но отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки духовной составляющей. Познание, научные сведения или саморазвитие человека для этой области отходят на второй план. Основу составляет воля божества, которое является непостижимым для сознания людей. В философии основой изучения является логический анализ, на основе которого производится обобщение. Для философии важны такие элементы, как аргументы, доказательства. В случае с религией в основе лежит исключительно вера, духовное единение. В основе лежат нормы морали, этика. Присутствуют стереотипы, затрагивающие моменты поведения и общения между людьми. Значимой для общества формой в этом случае является культ. В нем складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.
Выводы
На основании проведенного сравнения можно сделать выводы относительно того, чем отличаются друг от друга мифология, религия и философия. В мифах мир предстает в образах. Главная тема – определенное событие или явление. Герои – божества или магические существа. Религия рассматривает мир, как единицу духовную. В основе лежит вера. Философия же углубленно изучает научные теории и концепции, ищет в них человек. В мифологии и религии игнорируется способность человека к развитию или познанию. Суть философии заключается в познании и объяснении жизни. Она представлена во всех своих проявлениях – рассматриваются и объясняются, как плохие, так и положительные моменты. Мифология – коллективное народное творчество. Религия же является системой взглядов и форм, оказывающих влияние на сознание людей. Философия объединяет в себе знания по многим гуманитарным наукам.
1.Мировоззрение, типы и их специфические черты. Мифология, религия, философия.
1.Мировоззрение, типы и их специфические черты. Мифология, религия, философия.
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир, свое отношение к нему. На место в нем. Или несколько проще это:
Целостный взгляд на мир и место в нём человека.
При помощи философии формируется научное мировоззрение человека.
Философское мировоззрение основано на знании (а не на вере или вымысле)
Философское мировоззрение рефлексивно (имеет обращенность мысли на саму себя.
Имеет внутренне единство и систему
Опирается на чёткие понятия и категории. Этим отличается от религиозного и мифологического
Основные стадии эволюции философии как мировоззрения
=Космоцентризм – в основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса. Все зависит от Космоса. Свойственна Древней Греции, Китаю, Индии.
=Теоцентризм – мировоззрение в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой сверхъестественной силы – Бога. (Распространено в Средневековой Европе.)
=Антропоцентризм – в центре стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы
Мифологическое. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное. Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии как веры в единого Бога. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, жизни людей.
Философское. =Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований.
=Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром.
=В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.
=Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.
=Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.
=Философия — в переводе «любовь к мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях.
=Философия может быть научной и не научной.
=Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное — для некоторых легко, для других трудно.
=Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте.
Основные мировоззренческие принципы
В основе типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира.
Скептицизм. Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм-теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт. В этом случае критерием истины является мнение отдельно взятого индивида. Поскольку познавательные способности и опыт отдельного взятого человека ограничены, то сенсуалисты приходят к выводу о невозможности определённого суждения о том, что выходит за грани его индивидуального опыта. Обращаясь к проблеме человека, скептицизм неизбежно приходит к отрицанию смысла человеческой жизни. Поэтому субъект волен сам придумывать для себя смысл и соответственно своим соображениям определять жизненные цели, которые, на практике, заключаются в достижении различных удовольствий.
Пантеизм. Вера в существование безличностного одушевлённого первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевлённая система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология (Пифагор, натурфилософы), так и гносеология (Платон, Аристотель). С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности-интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция, предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.
Креационизм. Вера в существование Бога как первопричины мира. Из креационного принципа следует, что природа мира отлична от природы Творца. Человек в соответствии с Библейским откровением создан по образу и подобию Бога и в силу этого способен познавать законы природы.
Миф, Религия, Философия — в чем разница?
Основные отличия Философии от Мифа и Религии.
Все три понятия: философия, миф и религия являются видами мировоззрения, более широкого понятия. Это придаёт им большое количество схожих признаков, например, формирование оценочных взглядов человека на мир, принципов, его миропонимания и места в мире его самого. Но также эти понятия отличны друг от друга, исходя из перечня отличающих их характеристик.
Происхождение Мифов
Истоками философии можно считать мифологию. Мифы существовали у всех народов мира и в большой степени выступали некой формой сознания, обеспечивали целостность мировоззрения. Характеризуя данный вид, стоит сказать, что мифы посвящены вопросам происхождения и устройства космоса, строения окружающего мира, природной и мировой гармонии. Ряд основных тем и мотивов в них повторяется.
В силу того, что на таком раннем этапе развития человечества, люди не обладали большим количеством знаний, мифы совокупляли в себе как знания, так и религиозные верования, культурные достижения, политические взгляды. Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Это предопределило и содержание такого вида мировоззрения – в нём не различалось идеальное и вещественное, человек и природа, естественное и сверхъестественное. Фантазия и реальность были сплетены.
Например, в мифах Древней Руси о рождении мира, о покаянии Велеса, о подвигах Перуна видно, как переплетается религиозное, реальное и сверхъестественное, видно, что основная задача мифологии – понять происхождение Вселенной.
Происхождение Религия
В дальнейшем формируется религия, а вместе с ней и религиозное мировоззрение. Вера в сверхъестественное – краткое определение понятия религии. Здесь, в отличие от мифа, естественное и сверхъестественное уже различно. Есть мир этот и мир потусторонний.
В религиозном мировоззрении главная задача уже более тесно связана с человеком, а именно, о смысле его жизни, спасении бессмертной души, морально-нравственных качествах: любви, доброты, милосердия, о возвышении сверхъестественного, священного над обыденным, мирским. Религии уже присуща определенная система священных догм и предписаний, нарушение которых является грехом. Это даёт человеку понимание того, что нужно делать, а что делать нельзя.
Например, в буддизме за праведную жизнь человек достигает нирваны, в христианстве – попадает в рай. В религии строго отделена сфера человека от сферы Бога. Его образ идеализируется, а человек от рождения считается порочным. Главная цель – стремление к достижению «идеала», подобия Бога и выбор правильного пути для этого.
Характеризуя данный вид мировоззрения, выделения требует тот факт, что религия является обобщением именно духовного опыта человека. Она «работает» больше с чувственной, эмоциональной, глубинной, в определенной степени бессознательной, стороной человеческой личности на основе безусловной веры. Места рациональному здесь нет.
Происхождение Философии
Более рациональным подходом к пониманию мира выступает философия – любовь к мудрости. Стоит уточнить, что на разных этапах философский интерес постоянно менялся.
Таким образом, в античный период он был направлен на получение знаний о космосе и природе, в средние века – о Боге, ключевую роль играет вера, в эпоху Возрождения на первое место выходит эстетика, культ тела, человек, который уже превозносится, нежели в средневековье, где людские качества принижались, а возвышался идеал Бога, который является недостижимым.
С развитием науки в Новое время основным понятием фигурирует рационализм, убеждение в том, что наука – только добро и именно с помощью неё можно познать мир. Напротив, в Новейшее время, когда человечество увидело в науке не только добро, но и зло, предметом современной философской мысли выступает воля.
Вывод
Так мифологический тип во многом является уже историческим, религия весьма стабильная, а философия находится на стадии активного развития и поиска новых подходов.
Вторым ее главным отличием является рациональная сторона: миф можно назвать «сказкой», так как реальность и вымысел сплетены, религия же делает упор на сверхъестественное. Философия основывается на разуме, реальных наблюдениях, логических анализах, доказательствах и т.д.
Третьим основным отличием, вытекающим из второго, выступает то, что философия объективна, а миф и религия являются скорее эмоциональным восприятием окружающего мира, так как чувства субъективны, различны у каждого человека.
По способу отражения в философии мир делят на материальный и духовный, объективный и субъективный, соотношения между ними решаются по-разному, а миф уже является синкретической формой мировоззрения, где мир целостен, в религии же есть реальный мир и потусторонний сверхъестественный, с которым человек не пересекается.
Уровни отражения также различны: в мифе и вере – мироощущение и мировосприятие, в философии же – миропонимание.
Следующее отличие проявляется в целенаправленности и осознанности философствования, нежели стихийного возникновения остальных видов мировоззрения.
Еще одно основное различие выражено в зарождении мифа, религии и философии в разное время. Первые два появляются уже в первобытном обществе (миф появляется самым первым), а последнее – на этапе расцвета цивилизации
Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного
В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.
Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
— Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.
— Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).
И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:
— Философия как рефлексия, как размышление исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.
— Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания. Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.
— Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу «скромнее», скептичнее, предоставляет выбор позиций.
— Религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на «труд души», а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.
— Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.
Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного
Формирование мифологического сознания на ранних стадиях эволюции общества. Развитие религиозных представлений о существующих явлениях и жизни. Наследование философией мировоззренческого характера мифологии и религии, использование логической аргументации.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.12.2010 |
Размер файла | 23,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Мифологическое мировоззрение
2. Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
4. Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного
Список использованной литературы
Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения и способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения, которые отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека.
Различают следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.
1. Мифологическое мировоззрение
философия мифология религия мировоззренческий
Мифологическое мировоззрение формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.
Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.
По традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.
Характеристика мифологического сознания:
1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства;
3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
В мифологическом сознании присутствуют:
а) метаморфоза (превращение, преобразование чего-либо)
б) ассоциации (дыхание душа, сон смерть)
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)
е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).
Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:
— эмоционально-образная форма (проявляется при передаче образов героев, богов, духов);
— очеловечивание природы (перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие разграничения мира, природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.);
— утилитарная направленность (проявляется в том, что решаемые мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и так далее).
Для современного сознания мифологическая форма мировоззрения является наиболее ранней и архаичной.
Мифология доминировала в общественном сознании первобытного общества и была ориентирована на преодоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления служили предпосылкой мифологической «логики». Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, и одушевление фрагментов космоса.
Мифологическому мышлению свойственно отчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и так далее. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом, то есть объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении.
Мифологии свойственно резкое разграничение раннего (сакрального), текущего и последующего (профанного) времени. Всё происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, то есть образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Мифология оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака.
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию в высшем смысле реальным, так как воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений. Опыт осмысления действительности служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство: мировоззренческое, функциональное и структурное, являя собой два аспекта первобытной культуры: словесный и действенный.
Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. Гегель писал, что создание мифов есть проявление бессилия разума перед миром. В те времена человечество в форме мифов, сказаний, преданий пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как: происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, возникновение животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвящённые устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегали человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремёсел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Стабилизирующая роль мифологии этим не исчерпывается. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Особое место в мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека.
Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.
2. Религиозное мировоззрение
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания.
Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т. п.) в такой системе отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой нередко напоминают взаимоотношения в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т. д.). Религии, которые считают, что Бог существует всего один, называются монотеистическими.
Религиозная вера призвана придать верующему жизненную устойчивость, направляет на те установления, которые не могут не нравиться человеку: уважение к традициям, уверенность в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда на спасение души и пр. Религиозное мировоззрение опирается не на теоретическое сознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто, и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия «выигрывает» по сравнению с научным или философским видением мира и отношением к нему, потому что психологически она ближе человеку, чем философия с ее критичностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и более короткие по времени, более понятные механизмы овладения человеком мира и взаимодействия с ним.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи.
Согласно религиозному мировоззрению, действительностью управляют некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы зачастую похожи на людей внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам.
Основные характерные черты религиозного мировоззрения:
— Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек является субъектом религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях своё видение Бога, видение различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.
— Религия имеет этическую направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. В религиозном сознании культивируются чувства любви, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
3. Философское мировоззрение
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
— основано на знании (а не на вере либо вымысле);
— рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
— логично (имеет внутреннее единство и систему);
— опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Но именно поэтому в состав её размышлений, естественно, попадает и всё то, что впоследствии составит её специальный предмет: исследование универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как «бытие», так и «мышление», как постигаемый космос, так и постигающая его душа.
4. Отличия философского мировоззрения от мифологического и
В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.
Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
— Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.
— Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).
И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:
— Философия как рефлексия, как размышление исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.
— Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания. Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.
— Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу «скромнее», скептичнее, предоставляет выбор позиций.
— Религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на «труд души», а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.
— Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.
Заключение
Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Выявление общих и отличительных черт мифологического, религиозного и философского мировоззрения. Миф как образец поведения в современном обществе и средство рекламы. Рассмотрение влияния мифологического мировоззрения на систему современного образования.
реферат [33,4 K], добавлен 20.04.2015
Анализ истоков философского мышления. История возникновения мифологии как формы общественного сознания. Сущность мифологического и религиозного миропонимания как предпосылок философии. Понятие и функции религии, описание ее ранних и современных форм.
реферат [35,1 K], добавлен 11.09.2010
Эволюция религиозного мировоззрения. Особенности религиозного сознания. Генезис взаимодействия религии и философии. Религия и философия в разные исторические периоды. Изменение роли философии в общественно-политической и духовной жизни в Средние века.
курсовая работа [31,0 K], добавлен 24.04.2010
Философия как обоснованное миропонимание и мировоззренческая форма сознания. Мировоззрение как система идей, оценок, норм, моральных установлений и верований. Компоненты мировоззрения, особенности его исторических форм (мифы, религия), функции религии.
контрольная работа [30,9 K], добавлен 07.02.2017
Определение понятия, основных типов и принципов формирования мировоззрения как системы верований, убеждений и жизненных ценностей. Особенности мифологического, религиозного, философского, обыденного видов мировоззрения. Сущность идеала и менталитета.
презентация [884,7 K], добавлен 19.09.2013
Значение мифологии и философии как исторически сложившихся форм мировоззрения. Понятие, значение и сущность мифологического мировоззрения. Мировоззрение социальной группы, общественного класса и общества в целом. Возникновение и развитие философии.
реферат [43,4 K], добавлен 19.12.2014
Особенности философского мировоззрения. Отличительные черты мировых религий. Характеристика мифологического сознания, основные черты. Основные национальные религии. Сущность и особенность метафизических вопросов, их мировоззренческая направленность.
реферат [35,2 K], добавлен 11.03.2014