Что общего и различного у явлений конвекции теплопроводности
Т ип урока. Урок изучения нового материала.
· Теплопроводность – это явление самопроизвольного выравнивания температуры различно нагретых частей тела без переноса вещества.
· Конвекция – это вид теплопередачи в жидкости или газе, осуществляемый путём перемешивания тёплых слоёв вверх, а холодных – вниз.
· Излучение – это вид теплопередачи, осуществляемый путём излучения более нагретым телом, распространения излучения и его поглощение менее нагретым телом. Интенсивность излучения тем больше, чем выше температура тела.
Мировоззренческий аспект урока. Развивать навыки логического мышления обучающихся и научного подхода к изучению мира при формировании знаний обучающихся о тепловых явлениях и законе сохранения энергии.
Межпредметные связи на уроке:
§ Астрономия: Излучение Солнца и звёзд.
Использование новых информационных технологий : В качестве дополнительного иллюстративного материала показ видеофрагментов, анимации и интерактивных моделей «Теплопередача», «Изучение различной теплопроводности материалов», «Дневной и ночной бризы».
Объяснение учителя. Рассказ и беседа по вопросам.
Ответы на вопросы обучающихся
В данной модели урока подробно описано, какие ЭУМ использовать в качестве дополнительного иллюстративного материала: показ видеофрагментов, анимации и интерактивных моделей «Теплопередача», «Изучение различной теплопроводности материалов», «Дневной и ночной бризы». В модели урока приводится план рефлексии обучающихся «Рефлексия. Формирование умений и навыков. Отработка изученного материала», домашнее задание с проблематизацией учебного материала, список рекомендуемой литературы при подготовке данного урока.
Пример данного урока вносит вклад в формирование информационной компетенции. При этом используются следующие информационные модули (номера модулей соответствуют нумерации на портале ФЦИОР, названия модулей и их соответствие типам даны по базе данных).
Использование модулей для формирования информационной компетенции на уроке: «Теплопередача».
Краткое описание содержания модуля
Какую компетенцию формирует
65519И Теплопроводность ОШ.oms
И модуль с кратким конспектом и вопросами для самопроверки
Овладение новым материалом
64684 И Излучение ОШ.oms
И модуль с интерактивной моделью, дополнительным материалом и межпредметными связями, с кратким конспектом и вопросами для самопроверки
Умение собирать и систематизировать информацию, преобразовывать информацию, передавать и обмениваться информацией
64693 И Конвекция ОШ.oms
И модуль с видеофрагментом, с 2-мя интерактивными моделями, с межпредметными связями – объектом макромира для последующего использования в проектных и творческих работах
Овладение новым материалом. Умение собирать и систематизировать данные. Формирование новых умений и навыков
69101 П Перенос тепла излучением ОШ с видео.oms
П модуль с лабораторной работой и видеофрагментом, с установкой для проведения эксперимента и набором проверяемых автоматических заданий
Формирование новых умений и навыков, умение анализировать утверждения и доказательства, анализ данных, имеющих физический смысл
Контроль по этой теме, как и во всех других темах, организован по определенной схеме. Возможны самые разнообразные формы контроля, например, задания в которых учащийся может ввести ответ в окошко ответа, получить рекомендации при неверном ответе, тестовые задания по проверке знаний научных терминов, фамилий ученых, знаний устройства приборов и приспособлений, структуры процессов, явлений и природных объектов. Имеются задания на установление соответствия между явлениями, законами, фактами.
Также предлагается включить нестандартные задания: работу с простым или сложно-составленным текстом, задания с применением таблиц, схем. Такой подход к составлению контрольных работ позволит:
— проявить личностные качества (собственную позицию, умения рассуждать, выдвигать гипотезы и т.п.) учащемуся;
— сделать более разнообразными формы проверки (тесты, работа с текстом, графики, количественные и качественные задачи) знаний и умений;
— провести формальный мониторинг от темы к теме уровня освоения учащимися не только предметных знаний, но и уровня владения ими различных форм письменных ответов.
Структуру контрольных работ можно представить в следующем виде:
· тестовое задание усложнённой формы на поиск соответствия, классификацию, выбор нескольких верных вариантов ответов из множества представленных ответов (дистракторов);
· Тестовое задание, ответ на которое предполагает рассуждение, резюме, интерпретацию, аргументацию, научное обоснование.
Обязательным для формирования информационной компетентностей является систематическая организация учителем работы с информацией познавательного характера, как в урочное, так и во внеурочное время. Учащимся же предлагается выбрать темы для домашнего наблюдения и экспериментирования в процессе изучения данной темы. Из этого списка учитель сам может выбрать работы для классного фронтального опыта в зависимости от уровня математической и физической подготовки класса, возможного выбора профиля в будущем и т.п.
Коммуникативная компетентность личности обучаемого формируется в процессе общения, основу её формирования составляет опыт человеческого, личного общения школьника с одноклассниками, учителями, родителями, опыт общения с применением сети Интернет. Развитие коммуникативных умений возможно только при такой организации учебного процесса, когда помимо учебных целей учитель ставит перед собой и классом цель усилить деятельность общения между учителем и его учеником и между самими учениками.
Формирование коммуникативной и оценочной компетенции обучающихся происходит при организации наряду с традиционной практикой преподавания физики следующих форм работы:
· презентация на уроке своей информационной работы;
· выполнение исследовательской, информационной работы, проекта в группе;
· рецензирование работы своего одноклассника;
· защита домашнего исследования, реферата, проекта;
· выступление на предметной декаде перед школой с результатами исследования, реферата, проекта;
· активное участие в окружных, городских конкурсах проектных и исследовательских работ.
· анализ результатов тестирования
· составление рейтинга по электронному журналу