Что общего и в чем отличия между философией сократа и взглядами софистов
Сократ и софисты: общее и особенное
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:50, реферат
Краткое описание
Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Философское учение софистов 4
§1. Возникновение софистики 4
§2. Учение софистов 5
ГЛАВА II. Философия Сократа. Сократ и софисты 9
§1. Учение Сократа и его метод 9
§2. Этическое учение Сократа 11
§3. Сходства и различия в учениях Сократа и софистов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17
Вложенные файлы: 1 файл
НГАУ Сократ.docx
Свою задачу Сократ видел в том, чтобы «навести» собеседника на путь раскрытия содержания тех понятий, которыми владеет определяющий, но настолько смутно, что не в состоянии дать им точное определение. Это и есть «индукция» Сократа, его «индуктивные» рассуждения. Индукция Сократа – это то же что и его определение, с той лишь разницей, что индукция устанавливает общее в частных добродетелях, путем их анализа и сравнения, а определение, решая ту же задачу, разделяет понятия на роды и виды, выясняет их соотношения. Сократовская индукция и есть определение добродетелей путем установления в единичных и частных поступках сходств и различий. Умелый отбор черт сходства и различия в разнообразном множестве конкретных случаев позволял Сократу в индуктивных построениях искусно использовать в качестве аргумента аналогию.
Кроме того, Сократ сочетал индукцию с дедукцией: от найденного с помощью индукции общего положения он переходил к частным случаям, не входившим в индукцию. Это давало ему возможность проверить истинность общих положений, корректировать и уточнять полученные выводы и определения.
Отличительная черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога и поиска общих определений – ирония. Философский смысл сократовской иронии состоит в том, что она не признает ничего окончательного, раз навсегда данного и неизменного. И, если Сократ сомневался в своей мудрости и в мудрости других, то лишь потому, что был уверен, что нет такой человеческой мудрости, которая могла бы стать окончательной. Ирония Сократа исключает всякий догматизм, она направлена против претензии на «всезнайство», непогрешимость и непререкаемость. Сократовская ирония двуедина: с одной стороны, она связана с его «скептицизмом», с тезисом о знании им своего незнания, с другой – с его майевтикой, основанной на уверенности, что человек скрыто обладает правильным знанием и задача заключается в том, чтобы с помощью искусных вопросов и ответов извлечь из него это знание. Сократ, иронизируя, утверждает – возбуждает в собеседнике потребность в самопознании и самосовершенствовании. Таким образом, отрицание, сопровождающее иронию Сократа, не будучи самоцелью, не является позицией нигилизма.
§2. Этическое учение Сократа
Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа – это есть подлинный способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе своих бесед. В них Сократ исходит из фактов частной жизни, из конкретных явлений окружающей действительности. Он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т.д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.
Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей силой всей его деятельности. Сократ верил, что если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа – совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, его жизненному счастью. Сократ назвал три основных человеческих добродетели:
Таким образом Сократ пытался найти в сознании, мышлении твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.
§3. Сходства и различия в учениях Сократа и софистов
Появление софистов на философском горизонте сопровождалось четкой постановкой вопроса о роли субъекта (человека) в процессе познания. Тем самым софисты впервые выдвинули гносеологическую проблему достоверности человеческих знаний и возможности объективных истин. Софисты же впервые подвергли решительной критике распространенное убеждение в возможности достоверного знания и выдвинули идеи о субъективном характере человеческих представлений и оценок, идею, согласно которой истина (добро, прекрасное и т. п.) существует лишь для нас, для людей. С этой точки зрения нет и не может быть ничего истинного, справедливого или прекрасного вне и независимо от человека и общества. Но так как у разных людей, народов и групп общества — разные представления об истинном, справедливом и прекрасном, то отсюда следует, что сколько людей, столько истин, столько оценок и мнений о справедливом и прекрасном, о добре и зле.
В отличие от софистов, различие между добром и злом носило для Сократа абсолютный, а не относительный характер. Именно знание того, что такое добро и что такое зло делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности, выяснить их сущность. Для него являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Если нет определенного понятия, то нет и знания о предмете.
Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. И если у софистов диалектика стала искусством спора (эристикой), риторическим искусством убеждать, средством доказательства субъективного характера человеческих знаний, понятий и представлений, т.е. в вопросно-ответном ведении спора у софистов главной целью задающего вопросы было заставить отвечающего противоречить самому себе, а целью отвечающего — любой ценой избежать этой ловушки независимо от того, будут ли его ответы выражать то, что он считает истинным, или нет. В противоположность этому Сократ настоятельно требовал, чтобы собеседник прежде всего исходил из того, что он считает истинным. В нахождении истины он видел главный критерий, отличающий диалектику, «искусство вести рассуждение», от эристики, искусства спора, искусства словесного состязания.
Для Сократа эристика чужда положительных задач философии, недостойна философа. Только в «слове и рассуждении» рождается истина, только в диалоге в соответствии с диалектическим (вопросно-ответным) искусством «вести рассуждение» становится возможным постижение истинной сущности вещей.
Однако, несмотря на то, что Сократ решительно выступил против релятивизма, субъективизма и скептицизма софистов, элементы общего в их учениях все же присутствуют. Достаточно сказать, что и для софистов, и для Сократа фундаментальной проблемой философии стала не космологическая, как у их предшественников, а антропологическая проблема, не мир и миропорядок, а человек и его жизнь. Все натурфилософские (космологические и онтологические) проблемы были объявлены ими второстепенными и мало значащими. «Чему можно научиться у деревьев?» — спрашивает Сократ. Софисты и Сократ не разделяли представления своих предшественников о человеке как лишь части космоса; они провозглашали человека центром мироздания. Можно сказать, что тезис Протагора о человеке как «мере» всех вещей в известном смысле разделяется Сократом. В конечном счете, общим для софистов и Сократа является то, что они ориентировали философию на постановку вопроса о сущности человека, его месте и назначении в мире. И этим они как бы «гуманизировали» философию, поставили перед ней гуманистические цели и задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, IV в. до н.э. был переломным в истории Древней Греции – это век конца эллинства и начала эллинизма. С переломным веком в истории Древней Греции совпадает классический период древнегреческой философской мысли. В этот период произошла переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания человека и общества.
Переход к новому видению человека и общества подготавливался деятельностью софистов – Протагора, Горгия, Гиппия, Продика и др., чьи идеи хотя и не принадлежат к высшим достижениям греческой философской мысли, но без которых эти достижения были бы невозможны.
Современник и свидетель успехов софистического движения, афинский философ Сократ оказался одновременно представителем известных особенностей софистики — таковы публичность преподавания, применение формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые черты скептицизма и т. д. — и борцом против нее.
В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил переворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Главная цель его философии – восстановить авторитет знаний, поколебленный софистами. Софисты претендовали на всезнания, а Сократ твердил: он знает только то, что ничего не знает.
Он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.
Таким образом, многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Особенности взглядов Сократа и софистов
Софистика представляет собой философское направление в Древней Греции, которое значительно повлияло на ее культурную и социальную жизнь.
Софистами называли учителей красноречия и мудрости, которые странствовали, переезжая из города в город. Софисты выступали на праздниках, произносили торжественные речи, надгробные речи, восхваление кого-либо, панегирики городу и т.д. Софисты преподавали риторику, логику, грамматику и другие дисциплины. Софисты придумывали упражнения ученикам для развития из логических и словесных способностей: панегирики павлинам, мышам, горшкам, соли и пр.
Главная цель софиста – научить человека использовать знания в дискуссии и полемике, поэтому в софистике ставка делалась в основном на разделы риторики.
В изучение софистики входило следующее :
Внимание софистов было обращено на социальные вопросы человека и на проблемы, возникающие между аудиторией и оратором в процессе коммуникации. Софисты стремились научить убедительности и в этом порой доходили до абсурдности. Они считали, что можно (и нужно) доказать или опровергнуть всё, что угодно в зависимости от интересов и потребностей человека и от ситуации, в которой он находится. Таким образом, софисты порой были абсолютно безразличны к истинности в своих доказательствах или опровержениях того или иного факта.
Негативной стороной софистики был категорический формализм, который переходил в игру словами и понятиями, в схоластику. Философский скепсис и субъективизм не помешали софистам успешно заниматься науками и искусством.
Старшие и младшие софисты
Во второй половине 5 в. произошел расцвет софистики, который пришелся на развитие социально-экономической, политической и культурной жизни Афин. Система знаний Афин, которая была основана на натурфилософии и наивном реализме, уже устарела и не могла полностью удовлетворить запросы человеческого ума. Встал вопрос о природе самого знания. Что есть знание и из чего оно получается? Какие критерии истины существуют? Существует ли объективная истина?
Софисты считали, что объективной истины не существует.
Протагор наиболее точно определил относительность истины (релятивизма). Философ считал, что любое познание субъективно и потому имеет значение только для того, кто его принимает. Познание различно для каждого человека, т.к. возникают из взаимодействия его чувств и его воспринимающих органов. Никакой сверхчеловеческой истины, в том числе религиозной, по мнению Протагора, не существует.
Добродетель для Протагора является лучшим нравственным состоянием, которое побуждает человека действовать. В своем сочинение «Истины» Протагор отрицал возможность рационального знания о богах.
Так же известен софист Горгий (483—375 гг.), который был блестящим оратором, поэтом и писателем. В своих работах «О природе», или «О несуществующем», Горгий утверждал, что бытия самого по себе не существует. Если что-либо действительно и существовало бы, по мнению Горгия, то оно не могло бы быть выражено в словах, т.к. слова не адекватные мысли. Горгий считал, что основная задача философии состоит не в стремлении отыскать истину, т.к. такой не существует, а в побуждении людей к целесообразной деятельности.
Софисты подчеркивали значение метода отбора и группировки материала, что в то время являлось большим научным прогрессом. По мнению софистов, изучить социальные и естественные явления можно только философским методом.
По отношению к религии софисты придерживались взглядов, подрывающих религиозные воззрения.Так, софист Диагор полностью отрицал существование богов и необходимость культа.
По отношению к рабству софисты придерживались мнения, что рабство и рабовладельческое государство были категориями невечными, т.е. исторического порядка, а не логического порядка. Софист Алкидамант считал, что «бог создал всех равными, природа никого ее сделала рабом».
Софисты придерживались идей исторического происхождения государства и естественного права. Государство и законы считались результатом договора. Демократия представлялась как форма правления, основанная на защите бедных и слабых против покушений на их права со стороны сильных и богатых.
Не существовало ни одной сферы, которой бы не коснулись софисты. Они оставили вслед во всех областях человеческого знания, выдвинули ряд положений относительно совершенно новых точек зрения. Но для разрешения многих вопросов мешала идеалистическая основа философии софистов, которым был присущ скепсис и субъективизм.
Основные положения философии Сократа
Философ Сократ (469—399 гг.) считается одним из величайших философов. На рисунке изображена скульптура Сократа.
Сократ получил хорошее философское образование, несмотря на свою бедность. Сократ участвовал в пелопоннесской войне.
В 399 г. он был приговорен судом Афин к смертной казни. В качестве обвинения ему было выдвинуто то, что проповедуемое им новое учение подрывает основы государственности и демократии. Так же философ был обвинен в безбожии. Обвинения в адрес Сократа было построено на неправильном толковании его учения, проповедывавшего не разрушение демократических основ, а улучшение существующих порядков согласно законам разума и высшей справедливости. По преданию Сократ умер в спокойствии, он до последнего часа не считал себя виновным. На предложение одного из его учеников бежать, Сократ ответил отказом, т.к. считал такой поступок недостойным.
Сократ по праву считается одной из ярчайших фигур в философии. Он был рационалистом и считал разум основой человеческого существа. Знание, по его мнению, было высшей добродетелью. Сократ считал, что любое познание должно начинаться с себя самого.
Методом научного познания он признавал диалектический метод. Диалектический метод Сократа понимался как умение хорошо говорить и поступать «согласно собственной природе».
Во многом Сократ расходился с софистами, отвергая их познавательный нигилизм. По Сократу, ораторское искусство является поваренным искусством и характерно для души. Ораторское искусство призвано потакать прихоти толпы. Ораторы в своих речах не затрагивают вопросы о справедливом и должном.
Сократ пытается вести поиск объективной истины и справедливости. Путь поиска заключается в правильном рассуждении.Сократ уделяет внимание вопросу: будет ли человек знать, что же такое справедливость в процессе обучении риторике. Сократа интересуют объективное содержание основных гражданских добродетелей, которые позволяют отличать истину и ложь. Сократ акцентирует внимание на результатах относительности истины. Он как патриот родного города проявляет интерес к последствиям гражданского релятивизма, стремится к выявлению объективной нормы гражданской жизни, к справедливости как объективного обоснования, которое позволяет гражданам объединяться, охранять государство и будущее.
Центр философии Сократ пытался сместить из области физики и внешнего мира в этическую область и психологическую сферу. Абсолютным знанием, по мнению Сократа, обладает только бог, человек же знает только одно, что он ничего не знает.
Сократ создал почву для философии Платона, он был «странствующим» философом и имел друзей, с которыми постоянно вел беседы по самым разным вопросам практической жизни и теоретической мысли.
Реферат на тему: Сократ и Софисты. Сходства и отличия их задач
Содержание:
Введение
Платон подчеркивал особую опасность идей софистов с моральной точки зрения в дополнение к их теоретической несостоятельности. Долгое время историки философии безоговорочно принимали оценку Платона и Аристотеля, критикуя движение софистов в целом, определяя его как упадок греческой мысли.
Возникновение софистов
На практике это название было распространено именно на людей новой педагогической профессии. Такая их характеристика отчасти была основана на том факте, что новые учителя философии стали доводить до крайности идею относительности всякого знания. Отчасти враждебная характеристика софистов была основана на том факте, что, обучая технике ораторского искусства и политической деятельности, новые учителя иногда обучали приемам и формам убеждения и доказательства, независимо от вопроса об истинности доказываемых утверждений.. Противников демократических инноваций также сильно впечатлила привычка новых учителей взимать с учеников плату за обучение, зачастую очень высокую.
Философия софистов
Старшая группа софистов. В развитии софистики старшие и младшие группы софистов различаются. К старым относятся Протагор (481-413), Горгий, Гриппий и Продик. Учение Протагора сформировалось на основе учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла, переработанных в духе релятивизма. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и относительности всех восприятий. Развивая позицию атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор утверждал, что каждому утверждению можно противопоставить равное утверждение, которое ему противоречит.
Горгий, посетивший Афины в 427 г. в качестве посла и выступавший в городах Фессаля, был очень известен тем, что развивал на основе элеатов критику концепций небытия, движения и многих учений. Горгий развил рассуждение, в котором доказал:
Гриппиус привлек внимание не только своими геометрическими исследованиями кривых, которые послужили толчком для последующих работ Архита, но и размышлениями о природе законодательства.
Наконец, Продик, который с большим успехом преподавал в Афинах, развил релятивистский взгляд на то, что «как люди используют вещи, так и вещи». Софисты старшей группы были великими мыслителями в вопросах права и общественно-политической жизни. Протагор написал законы, которые определили демократическую форму правления в афинской колонии Фурия на юге Италии и обосновали идею равенства свободных людей. Гриппиус указал в своем определении принуждения закона как условия возможности принятия закона. Те же софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Сочинения Протагора о богах были публично сожжены и стали причиной изгнания философа из Афин, несмотря на чрезвычайно осторожную формулировку религиозного скептицизма. Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, начал трактовать религиозные мифы как олицетворение сил природы.
В этом качестве софистов следует признать философами, подготовившими не только, как думал Гельгель, диалектику, но также и беспринципные, а иногда и полностью нигилистические учения, которые теперь называются «софистикой» и которые следует строго отличать от подлинной материалистической диалектики. который рассматривает знание как бесконечное движение и приближение через относительно истинное знание к объективному и абсолютному знанию.
Сократ
Для Сократа характерна разнообразная и интенсивная философская деятельность, выражающаяся в основном в изложении своего учения в форме беседы. Поэтому о взглядах Сократа можно судить только по трем источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону. Аристофан в «Облаках» нарисовал иронический образ Сократа, представив его в образе софиста, астролога и «физика», хозяина «комнаты для размышлений». Саркастически высмеивая Сократа, Аристофан насмехался над модой того времени, страстью к натурфилософии и софистическому образованию. Ксенофонт в «Воспоминаниях Сократа» изображает Сократа как хорошо воспитанного учителя добродетели, весьма лояльного к государству. Ксенофонт нарисовал преуменьшенный образ Сократа как глубокого мыслителя, от имени которого излагаются собственные мысли Платона.
Это можно проиллюстрировать на примере рассуждений из диалога Платона «Лашетес». Этот диалог посвящен разъяснению понятия «отвага».
Более того, для Сократа знание и мораль неразделимы. «Тот, кто научился хорошему и плохому, ничто не заставит его действовать иначе, чем приказывает знание, а ум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Согласно Сократу, определяя понятия, «люди становятся высокоморальными, сильными и искусными в диалектике».
Заключение
При оценке взглядов софистов мы сталкиваемся со значительными трудностями. Из их сочинений почти ничего не сохранилось, а изучение с помощью прямой информации затруднено, потому что они не стремились создать некую целостную систему знаний. При обучении не придавали особого значения систематическому усвоению знаний учащимися; их целью было научить студентов использовать полученные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они сделали большой упор на риторике.
Для софистов характерно:
Несмотря на то, что деятельность софистов вызвала неодобрение как властей, так и представителей других философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру.
Их главная заслуга в том, что они:
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.