Что общего и в чем различие между научным и художественным постижением действительности
Художественное и научное познание: связь и различие
Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.
Как правило, в научном познании преобладает ориентация «на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (…), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания». Для того чтобы четко сформулировать законы природы, установить факты, спрогнозировать события наука должна оперировать логикой, рациональностью, точностью и изучать окружающий мир беспристрастно. Ее цель получение объективной истины, которая не будет зависеть ни от человека, ни от человечества.
Кроме того, в научном познании присутствуют специфические методы, к которым можно отнести анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, классификацию. Метод является необходимым атрибутом научного познания и раскрывается в технике «достижения результата, главной особенностью которой является универсальная схематичность последовательных операций, применимых к любому эмпирическому содержанию известного класса явлений». Именно эта особенность отличает научное познание от познания художественного.
Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.
«Наука постулирует один мир, мир посюсторонний, тем самым, отделяя свою область от другого иного мира как мира нереального, принадлежащего к духовной сфере религии или творческой фантазии искусства». В этом его дополняет художественное познание.
Именно субъективную составляющую реальности и выражает собой художественное познание. Как пишет В. С. Степин «в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Художественный образ – это отражение объекта, содержащее отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности».
Через художественное познание «человек (познающий субъект) живет в мире и небезразличен к тому, что его окружает, что происходит в нем. Иначе говоря, мир всегда субъективно окрашен, воспринимается через призму желаний, устремлений, интересов».
Художественное познание это всегда сотворчество автора и реципиента «автор включает в произведение искусства свое субъективное видение, дает простор выражению своего индивидуально-неповторимого отношения к тому, что изображает на картине или описывает в романе. Между тем читатель или зритель дополняет этот предмет своей субъективностью при восприятии, иными словами, «достраивает» предмет, сохраняя, однако, его целостность». В таком сотворчестве выражается совместное познание внутреннего мира личности, как личности автора, так и личности читающего, слушающего, воспринимающего.
Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.
Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.
Если можно так выразиться, то физика Эйнштейна это творчество Достоевского примененное к естественнонаучному познанию. Достоевский, как и Эйнштейн проникает в тайны пространства и времени через их особое восприятие. Так в романе «Идиот» «пространство потеряло время, потому что весь роман в какой-то мере является диалогом персонажей, сам роман – полифонический диалог. И подобно тому, как человек, поглощенный разговором, забывает о времени, теряется в нем, так и здесь: времени не существует. Есть только пространство, бесконечное пространство разговора… А время где-то затерялось, как будто бы все забыли о нем…». Так и в научном творчестве Эйнштейна пространство и время слились в единое пространство-время.
Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.
Статья на тему Художественное и научное познание
Различия между познанием научным и познанием художественным
1. Наука имеет дело с массовыми объектами, а творчество индивидуально
2. Достижения науки повторяемы, инвариантны. А художественное творчество не терпит шаблонов.
3. Наука открывает реально существующие связи. Художественно творчество создает то, чего раньше не было (не было бы Шекспира, то не было бы и его творчества; а если какой-то закон не открыл один, то его откроет другой)
4. Наука имеет дело с любыми пространственно-временными интервалами.
5. Наука изучает все отрасли действительности.
7. Науке присущ устойчивый прогресс. А может ли выпускник консерватории писать музыку лучше, чем Чайковский и т.п.?
Для любых сверхгениев: не они, так кто-нибудь другой. Все, что существует, может быть познано.
А в искусстве: не было бы Моцарта, не было бы и его произведений.
Единичное существует только в общем. Даже гибель любого ученого, политика необходима для общества.
Что является движущими силами такого развития? А существует ли оно вообще? (может становится все хуже и хуже? («Закат Европы» Шпенглера, затухающая фаза этногенеза у Гумилева))
Существует две точки зрения:
1) все предопределено Божьей волей
2) все зависит от воли и желания правителя (вот пришел Петр и Россия встала на путь индустриализации, а если пришла бы Софья?)
На развитие общества влияют:
а) тенденции социализации (обобществления) и приватизации (для индивида) (добытое на охоте разделить на все племя или взять себе?). Видимо, выход в разумном компромиссе между ними. (ведь давно было доказано, что рынок сам не уравновесится)
в) есть и экономические причины
г) классовая борьба (революции в Англии, Германии, Франции).
Разобьем это на три части:
1) состояние взаимоотношений
2) объективные пути обострения проблемы
3) субъективные пути обострения проблемы
2) Проблема была давным-давно. «Отцы и дети» когда написаны? А «Бородино»? (вспомнить разговор двух солдат)
«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, не уважает старших, изводит учителей и т.п.» А ведь это говорил Сократ.
а) нормальное (прогрессивное) развитие общества. Т.е. выделение молодежи в обособленную группу (дет.сад, школа, институт, общежитие и т.п.). И у молодежи своя музыка, танцы, книги, фильмы и т.д. А как относится старшее поколение к ЭТОЙ музыке?
На начало века данные: средний возраст
32 года. Мужчина обычно умирал тогда, когда его старшему сыну исполнялся 21 год. И тогда сын становился главой крестьянской семьи.
Наше советское государство было не заинтересовано в повышении квалификации молодых советский рабочих. И в институте так же. Вы думаете, вас всех в аспирантуру возьмут?
Экономическая зрелость: ко из нынешних 20-летних экономически независим?
Политическая зрелость: мы, конечно, голосовали, а быть избранными?
г) увеличение продолжительности жизни. Мы не просто дольше не умираем, мы дольше сохраняем свою физическую и т.п. активность.
Вспомните старушку Ларину. Сколько ей лет? Она детей замуж выдает (им
17-18 лет) и сама она во столько же родила. Т.е. ей примерно 35 лет 🙂 А женщина бальзаковского возраста? Для Бальзака это 30 лет. А опробуйте сейчас сказать 30-летней, что у нее бальзаковский возраст.
Т.е. в производстве участвуют несколько поколений. Вот вы приходите в цех в 20 лет, а там начальнику лет 40 и он еще 15 лет будет начальником. Т.е. отцы заняли все места.
Философ 19 века: всех, достигших 27 лет, надо отстреливать.
С одной стороны, молодым надо доказать, что они могут быть докторами, профессорами и т.п.; а старье не хочет оказаться на свалке. И это способствует прогрессу.
3) Где экономическая власть, там вся полнота власти. Экономическая власть у родителей, поэтому они детьми и командуют. Но, к счастью, дети тоже сами с усами. Но командование не только крупное: «проснись», «накрой на стол», «застегнись», «дневник возьми» и т.п. И хорошо если детки огрызаются. Ведь таким образом мы формируем в них инфальтильность и т.п. «Я двойку получил, потому что ты дневник в портфель не положила».
Человек, который до 20 лет не был лидером, никогда им не будет.
Родители обижаются, что детки стали неоткровенными, а сами-то что?
Дочка (Д): «Мама, откуда дети берутся?»
Мама: «В магазинах покупают»
Д: «Неправда, иначе был бы день купления, а не день рождения»
А если дочка еще раз спросит, а мама соврет, то дочка ничего больше спрашивать не будет (и рассказывать тоже).
Да, запреты должны быть, но только 100%-е. Дабы дите само не проверяло, есть ли в розетке ток.
А в нашей стране? Джаз запрещали, широкие брюки запрещали, узкие брюки запрещали и т.п. Не запрещали только вальс. Но вспомните, что про него Байрон писал?
«Это для меня не привычно, значит неприемлемо, но я-то советский, значит это антисоветское»
Запрещать надо, но нельзя вешать политические ярлыки на моду. Дожила бы Крупская до наших дней, и она бы в короткой юбке ходила.
Если мы не хотим, чтобы нам перестали доверять начисто, надо перестать делать необоснованные запреты.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемwww.koipkro.kostroma.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Художественное и научное постижение действительности. Классификация по результатам мышления творческое ; репродуктивное. Операции мышления Анализ разделение.» — Транскрипт:
3 Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества. Один из них – индивидуально неповторимое отношение к миру. В художественном творчестве огромное значение имеют врожденные качества : музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм и т. д. Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира. Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной действия. Другой существенной чертой художественного мышления является ассоциативность, то есть такая связь представлений и понятий, в которой одна из них, возникнув в сознании, вызывает ( по сходству, противоположности, смежности или контрастности ) другое представление, или понятие, или же цепь таковых. Анализ всеобщих законов художественного творчества позволяет выделить несколько основных стадий, состояний, через которые проходит художник в процессе создания произведения искусства.
10 В фильме есть, скажем так, « восточный » мотив. То ли еврейская, то ли татарская шапочка на голове царя, целование ног – это мелкие штрихи, отсылающие к тому восточному влиянию, которое Русь испытывала всегда. С другой стороны, митрополит Филипп укрывает воевод после их поражения под Полоцком, на западных рубежах от западной же силы. Подспудно закладывается ощущение « восточного зла », воплощенного даже в повседневных привычках царя Ивана, и справедливой силы, граничащей с Русью на западе. Вечно навязываемая нам дилемма : Восток – это тирания, Запад – человек. В истории России не было ничего такого, чего не было бы у других государств. Есть чем гордиться, что осуждать и что ненавидеть.
11 История могла предоставить режиссеру фильма Лунгину более богатый материал для исследования времени царствования Ивана Васильевича. В фильме « Царь » есть исследование психологического, а не исторического феномена. Эйзенштейн. « Иван Грозный ». Царь – олицетворение государственного начала, второй герой, князь Андрей Курбский, – изменник, диссидент. Понятно, что за фигурой Грозного маячит облик Иосифа Виссарионовича, образ Курбского навеян реальным Тухачевским. Но историческая суть событий от этого не становится менее драматической.
12 Это труд великого российского историка – Николая Михайловича Карамзина, который облек свой абсолютно научный труд – « Историю Государства Российского » – в прекрасную литературную оболочку. Это – Пушкин. « Борис Годунов ». Это блестящее стихотворное переложение и событий, и характеров, и оценок времени Годунова. У Пушкина практически нет никаких отступлений от научной прозы Карамзина. Пушкин гениально уловил точную оценку эпохи в постоянно повторяющемся у Карамзина рефрене « народ безмолвствует ».
20 Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin ) (12 ноября ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.фр.12 ноября ноября1917скульпторимпрессионизма Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению.
21 через зрительные и звуковые образы. Художник стремится к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало ( реализм ). Но всегда есть возможность посмотреть на окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.
22 Подготовить сообщение « Судьба великого мастера : становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля ». Скульптура ( скульпторы ) Архитектура ( архитекторы ) Живопись ( художники ) Художественное слово ( писатели и поэты ) Музыка ( композиторы ) МАСТЕР
Соотношение научного и художественного творчества.
Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности:
• опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно=логическое, и наглядно-действенное мышление;
• главный компонент художественного творчества — эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;
• реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания — искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком=либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.);
• рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;
• художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.
Научное творчествосвязано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Среди особенностей научного творчества назовем следующие:
• опора на абстрактное, словесно=логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи;
продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;
• процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного). Результатом исследования является получение нового знания или открытия;
• процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с разработкой теорий на основе материала эмпирического исследования;
• научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег;
• имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;
• часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий, и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.
В. Р. Ирина и А. А. Новиков (1978) специфику научного творчества видят в следующем:
1. Акт научного творчества с необходимостью предполагает использование интуитивного знания.
2. Результатом научного творчества является принципиально новое научное знание, объективно новое в «контексте всей истории» человеческого познания.
3. Критерий неповторимости при анализе научного творчества применим только к самому процессу научного творчества, но не к его результату. «Научное творчество — наивысший акт познания, характеризующийся оригинальностью, неповторимостью способов получения принципиально нового научного знания и повторимостью их результатов, акт, в основе которого лежит процесс преобразования интуитивного знания».
Для научного творчества более всего подходит изречение, что всякая истина начинается в качестве абсурда, а заканчивается в качестве предрассудка.
Пять отличий художественной литературы от научной. Удобная таблица
Мир литературы удивителен и разнообразен, книг существует великое множество, и самое основное их деление – на научные и художественные. Рассмотрим, чем же они отличаются.
Отличие художественной литературы от научной состоит в цели написания произведения. Так, если роман, повесть или стихотворение может подарить читателю эстетическое наслаждение, дает ему возможность погрузиться в мир авторского замысла, то справочник или научное исследование имеет более приземленные мотивы – сообщение неких фактов, гипотез, проведение анализа какого-либо явления. Для написания подобных трудов, как правило, используются не только знания конкретного ученого, но и систематизация данных по определенному предмету, описываются достижения исследователей прошлых лет. С ними спорят или соглашаются. Цель научного трактата – информирование коллег о сделанном открытии, закрепление за собой права на него.
Сюжет
Если в художественном произведении имеется сюжет, то в научном трактате или монографии его нет, текст представляет собой последовательное изложение фактов, попытки их истолковать, объяснить, содержит гипотезы. Изложение строго логично, тогда как в романе или повести автор может работать с несколькими временными планами, забегая вперед либо возвращаясь назад.
При этом в одном произведении может быть ряд сюжетных линий, а в труде или трактате описываться несколько явлений или предметов, но наличие или отсутствие сюжета позволит отличить одно произведение от другого.
Использование художественных приемов
А вот научная литература тропы не использует. Речь ученого всегда точная, изучаемый предмет или явление описывается подробно, четко. Конечно, исследователь может использовать сравнения и определения, но лишь для того, чтобы как можно более детально описать объект своей работы. Преувеличения, оксюмороны в строгом трактате недопустимы.
Герои
Еще одно отличие художественной литературы от научной – в наличии или отсутствии героев. Так, в романе или поэме обязательно должно быть действующее лицо. В «Евгении Онегине» это сам Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга. По ходу повествования с ними происходят разные события, герои претерпевают личностную эволюцию, общаются друг с другом. Некоторые персонажи являются главными, ключевыми для раскрытия авторского замысла, другие – второстепенными, необходимыми для обыгрывания какой-либо ситуации с главными героями или также для выражения идей писателя. Отдельные персонажи художественного произведения могут погибнуть по ходу повествования, что также дает возможность писателю донести до своего читателя важную информацию. Например, убийство Ленского на дуэли в романе Пушкина говорит о том, что Онегин, несмотря на умение и способность мыслить, еще не отошел от правил, навязанных презираемым им обществом.
В научных трактатах и трудах все обстоит иначе. В них нет героя. Можно, конечно, условно называть героями предмет и объект исследования, но в том, что с ними происходит, нет авторской фантазии. Ученые излагает все факты, опираясь на собственные наблюдения, может иметь место и домысливание. Например, описывая неизвестное науке насекомое, энтомолог может предполагать о назначении того или иного органа. Поэтому в статье или монографии имеются слова «полагаю», «предполагаю», «гипотеза». Постепенно, уже в других трудах каждая гипотеза проходит проверку фактами и опровергается или подтверждается.
Еще одно отличие художественной литературы от научной состоит в использовании ими различных жанров. Так, для художественной свойственно прежде всего деление на прозу и поэзию, внутри которых выделяются повесть и роман, элегия и дума, пьеса и сказка. Каждый из жанров имеет свою специфику и отличительные черты. Мир научных трудов также довольно разнообразен: это трактаты, статьи, обзоры, доклады, авторефераты, рецензии.
Таблица
Емко и коротко представим в таблице отличия художественной литературы от научной. Это поможет быстрее запомнить материал и при необходимости освежить его в памяти.